Введение...................................................................................................................3
1. Философия и мифология: сходства и различия................................................4
2. Общее и различия в философии и религии.....................................................13
Заключение.............................................................................................................17
Список используемой литературы......................................................................18
Актуальность исследования. В последнее время в современном церковном и научном сообществе с заметной частотой начала звучать тема взаимодействия философии и религии. Проблематика различия и сходства научного и религиозного мировоззрения, характерных для них методов познания, а также наличия оснований для диалога между ними, стала актуальной.
Философское мировоззрение ориентировано на рациональное объяснение мира. Общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом реальных наблюдений, обобщения, выводов, доказательства и логического анализа.
Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии совокупность вопросов о присхождении мира, его строении, месте человека и т. п., но отличается логической упорядоченной системой знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновывать положения и принципы. Бытующие в народе мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, им придается новое смысловое, рациональное истолкование.
Цель исследования — выявить сходства и различия основных положений философии, мифологии и религии.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать сходства и различия философии и мифологии;
2) рассмотреть общее и различия в философии и религии.
На протяжении тысячелетий философия и религия в союзе или противостоят друг другу во вражде.
Они существуют рядом, сначала в мифах и картинах мира, затем в теологии в той мере, в какой философия выступает в обличье теологии, так же как в других случаях философия являет себя в обличье поэзии и большей частью в обличье науки.
Но позже, при их разделении, религия становится для философии великой тайной, постигнуть которую она не может. Она делает предметом своего исследования культ, притязание на откровение, притязание на власть основанного на религии сообщества, его организацию и его политику, и тот смысл, который религия придает себе сама.
В самом этом отношении к религии как к предмету исследования уже заключен зародыш борьбы. Для философии эта борьба возможна только как борьба за истину одними лишь духовными средствами.
Обе, религия и философия,— не однозначные образования, из которых мы можем исходить в сравнительном рассмотрении, как из двух точек опоры. Обе они подвержены историческому преобразованию, но обе всегда воспринимают себя в отношении к вечной истине, историческое обличье которой одновременно скрывает и сообщает эту истину.
1. Алексеев, П.В. Философия : учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - 4-е изд., перераб. и доп.. - М. : Проспект, 2012. - 592 с.
2. Введение в философию : учебное пособие для вузов / под рук. И.Т. Фролова. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М. : Республика, 2005. - 623 с.
3. Гриненко, Г.В. История философии : учебник / Г.В. Гриненко. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2011. - 689 с.
4. Ермакова, Е.Е. Философия : учебник / Е.Е. Ермакова. - М. : Высшая школа, 2002. - 272 с.
5. Замалеев, А.Ф. Лекции по истории русской философии : учебное пособие / А.Ф. Замалеев. - СПб. : Издательство Санкт-Петербургского университета, 1999. - 312 с.
...