ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОТКРЫТОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Генезис воспитательных пространств, создаваемых современной России 7
1.1 Сущность понятия «воспитательное пространство» в
психолого-педагогических исследованиях 7
1.2 Особенности формирования открытого воспитательного
пространства 17
1.3 Теоретическое обоснование проектирования открытого
воспитательного пространства дошкольного учреждения в условиях сельского поселения 23
Глава 2. Исследование проектирования открытого воспитательного пространства дошкольного учреждения в условиях сельского поселения 32
2.1 Анализ проектов открытого воспитательного пространства в
условиях сельского поселения 32
2.2 Оценка удовлетворенности участников образовательного
процесса организацией деятельности в открытом воспитательном пространстве дошкольного учреждения 41
2.3 Методические рекомендации по совершенствованию
проектирования открытого воспитательного пространства дошкольного учреждения в условиях сельского поселения 51
Заключение 58
Библиографический список 62
Приложения
Глава 1. Генезис воспитательных пространств, создаваемых современной России 7
1.1 Сущность понятия «воспитательное пространство» в
психолого-педагогических исследованиях 7
1.2 Особенности формирования открытого воспитательного
пространства 17
1.3 Теоретическое обоснование проектирования открытого
воспитательного пространства дошкольного учреждения в условиях сельского поселения 23
Глава 2. Исследование проектирования открытого воспитательного пространства дошкольного учреждения в условиях сельского поселения 32
2.1 Анализ проектов открытого воспитательного пространства в
условиях сельского поселения 32
2.2 Оценка удовлетворенности участников образовательного
процесса организацией деятельности в открытом воспитательном пространстве дошкольного учреждения 41
2.3 Методические рекомендации по совершенствованию
проектирования открытого воспитательного пространства дошкольного учреждения в условиях сельского поселения 51
Заключение 58
Библиографический список 62
Приложения
Решение задачи по повышению уровня и качества жизни населения, устойчивому развитию сельских территорий, предусмотренной Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от с изменениями и дополнениями от 8 августа 2009 г., 10 февраля 2017 г. N 1662-р, утвержденной Указом Президента
Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120, требует пересмотра места и роли сельских территорий в осуществлении стратегических социально-экономических преобразований в стране, в том числе принятия мер по созданию предпосылок для устойчивого развития сельских территорий(33;37).
Сельские регионы всегда играли важную роль не только в системе продовольственной безопасности страны, но и являлись центрами рождения социальных инноваций, духовных преобразований, способствующих динамичному развитию экономики, образования и культуры. Сегодня сельский социум и его население находятся в прямой зависимости от социально - экономических преобразований, происходящих в нашей стране.На селе остаются ограниченными возможности в получении бытовых, медицинских, образовательных и других социальных услуг. Социальная педагогика рассматривает процесс развития, социализации и воспитания личности в системе многофакторных средовых взаимодействий, где объектом является личность, среда, социум. Нельзя сегодня заниматься отдельно детьми, не оказывая воспитательного влияния на взрослых, на семью, не вовлекая их в сам процесс воспитания. Таким образом, возникает острая необходимость построения такого воспитательного пространства, на базе учебных и дошкольных учебных заведений, которое будет помогать населению сельской местности взаимодействовать с социальной средой и менять ее в позитивном направлении. Для воспитательного пространства сельского района характерна небольшая численность населения, что создает сравнительно благоприятные возможности для развития его как единого и целостного, для научно обоснованного этим пространством, для повседневной работы с педагогическими кадрами, направленной на вооружение их достижениями науки, развитие их творчества, на организацию коллективного исследовательского поиска.
Вместе с тем воспитательное пространство сельской местности имеет и свою специфику:
- численность населения в его райцентре обычно бывает небольшой, недостаточной для выделения его выделения в самостоятельную административную единицу, в нем сравнительно немного оказывается и образовательных учреждений;
- его промышленная база оказывается еще меньше, чем в малом городе, являющемся самостоятельной административной единицей, зато в нем оказывается большей роль сельскохозяйственного производства;
- отдаленность селений друг от друга и от райцентра, слабое развитие коммуникаций придает автономность воспитательным пространствам этих селений как микрорайонам, к тому же здесь и более тесные связи между людьми, живущими рядом;
- в структуре образовательной системы сельского района значителен удельный вес начальных, основных, а также малокомплектных средних школ, значительная роль этих школ как культурных центров селений - в силу неразвитости на селе сети учреждений дополнительного образования;
- на селе более широкие возможности для разнообразных контактов воспитанников с природой, для ее использования в воспитании, для привлечения школьников к повседневному труду (40).
Проблемой создания и развития воспитательных пространств на различных этапах занимались такие ученые как, Т.Ф. Борисова,А.В. Гаврилин, Д.В. Григорьев, М.В.Корешков, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова,Т.А. Панкова,Ю.П. Сокольников, Е.Ф. Свашинская и другие, в данной работе мы будем ссылаться на их труды(4;8;9;19;23;29;34;41;44).
Исходя из вышеизложенного, можно сказать что, выбор данной темы исследования обусловлен необходимостью изучения и усиления содержания воспитательной работы с подрастающими поколениями, проживающими в условиях сельских поселений современной России.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе представлен не только генезис воспитательных пространств, создаваемых в современной России, но и обосновывается необходимость их функционирования как открытых педагогических систем. А также представлен опыт проектирования открытого воспитательного пространства, созданного в одном из крупных сёл белгородчины - в селе Головчино Грайворонского района.
Объект исследования: воспитательное пространство сельского
поселения.
Предмет исследования: проектирование открытого воспитательного пространства дошкольного учреждения в условиях сельского поселения.
Проблема исследования заключается в выявлении возможностей усиления воспитательной работы с подрастающими поколениями, проживающими в сельской местности - на основе проектирования открытого воспитательного пространства. Целью исследования является решение данной проблемы.
Гипотеза исследования: процесс развития открытого воспитательного пространства дошкольного учреждения в условиях сельского поселения, возможно, повысить при следующих условиях:
- интеграции потенциала дошкольного учреждения, семьи ребенка и социо-культурной сферы, а также системы их взаимодействий, направленных на повышение его воспитательных возможностей;
-системообразующим фактором может быть проектирование взаимодействия образовательного учреждения, социо-культурной сферы, семьи;
- степень развития и продуктивности открытого воспитательного пространства дошкольного учреждения определяется степенью удовлетворенности участников образовательного процесса, его организацией и повышением качества дошкольного образования.
Задачи:
1. Исследовать генезис воспитательных пространств, создаваемых в целях усиления содержания воспитательной работы с подрастающими поколениями, проживающими в различных территориях современной России.
2. Раскрыть сущность понятия «воспитательное пространство». Показать особенности формирования открытого воспитательного пространства. Обосновать проектирование открытого воспитательного пространства в условиях сельского поселения.
3. Провести анализ проектов открытого воспитательного пространства в условиях сельского поселения. Оценить удовлетворенность участников образовательного процесса организацией деятельности в открытом пространстве. Разработать рекомендации по проектированию открытого воспитательного пространства в условиях сельского поселения.
Методы исследования теоретические: анализ современной
педагогической литературы, изучение передового педагогического опыта, метод проектов.
База исследования: «Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Головчинская средняя
общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Грайворонского района Белгородской области в структуру, которой передан детский сад «Берёзка».
Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120, требует пересмотра места и роли сельских территорий в осуществлении стратегических социально-экономических преобразований в стране, в том числе принятия мер по созданию предпосылок для устойчивого развития сельских территорий(33;37).
Сельские регионы всегда играли важную роль не только в системе продовольственной безопасности страны, но и являлись центрами рождения социальных инноваций, духовных преобразований, способствующих динамичному развитию экономики, образования и культуры. Сегодня сельский социум и его население находятся в прямой зависимости от социально - экономических преобразований, происходящих в нашей стране.На селе остаются ограниченными возможности в получении бытовых, медицинских, образовательных и других социальных услуг. Социальная педагогика рассматривает процесс развития, социализации и воспитания личности в системе многофакторных средовых взаимодействий, где объектом является личность, среда, социум. Нельзя сегодня заниматься отдельно детьми, не оказывая воспитательного влияния на взрослых, на семью, не вовлекая их в сам процесс воспитания. Таким образом, возникает острая необходимость построения такого воспитательного пространства, на базе учебных и дошкольных учебных заведений, которое будет помогать населению сельской местности взаимодействовать с социальной средой и менять ее в позитивном направлении. Для воспитательного пространства сельского района характерна небольшая численность населения, что создает сравнительно благоприятные возможности для развития его как единого и целостного, для научно обоснованного этим пространством, для повседневной работы с педагогическими кадрами, направленной на вооружение их достижениями науки, развитие их творчества, на организацию коллективного исследовательского поиска.
Вместе с тем воспитательное пространство сельской местности имеет и свою специфику:
- численность населения в его райцентре обычно бывает небольшой, недостаточной для выделения его выделения в самостоятельную административную единицу, в нем сравнительно немного оказывается и образовательных учреждений;
- его промышленная база оказывается еще меньше, чем в малом городе, являющемся самостоятельной административной единицей, зато в нем оказывается большей роль сельскохозяйственного производства;
- отдаленность селений друг от друга и от райцентра, слабое развитие коммуникаций придает автономность воспитательным пространствам этих селений как микрорайонам, к тому же здесь и более тесные связи между людьми, живущими рядом;
- в структуре образовательной системы сельского района значителен удельный вес начальных, основных, а также малокомплектных средних школ, значительная роль этих школ как культурных центров селений - в силу неразвитости на селе сети учреждений дополнительного образования;
- на селе более широкие возможности для разнообразных контактов воспитанников с природой, для ее использования в воспитании, для привлечения школьников к повседневному труду (40).
Проблемой создания и развития воспитательных пространств на различных этапах занимались такие ученые как, Т.Ф. Борисова,А.В. Гаврилин, Д.В. Григорьев, М.В.Корешков, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова,Т.А. Панкова,Ю.П. Сокольников, Е.Ф. Свашинская и другие, в данной работе мы будем ссылаться на их труды(4;8;9;19;23;29;34;41;44).
Исходя из вышеизложенного, можно сказать что, выбор данной темы исследования обусловлен необходимостью изучения и усиления содержания воспитательной работы с подрастающими поколениями, проживающими в условиях сельских поселений современной России.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе представлен не только генезис воспитательных пространств, создаваемых в современной России, но и обосновывается необходимость их функционирования как открытых педагогических систем. А также представлен опыт проектирования открытого воспитательного пространства, созданного в одном из крупных сёл белгородчины - в селе Головчино Грайворонского района.
Объект исследования: воспитательное пространство сельского
поселения.
Предмет исследования: проектирование открытого воспитательного пространства дошкольного учреждения в условиях сельского поселения.
Проблема исследования заключается в выявлении возможностей усиления воспитательной работы с подрастающими поколениями, проживающими в сельской местности - на основе проектирования открытого воспитательного пространства. Целью исследования является решение данной проблемы.
Гипотеза исследования: процесс развития открытого воспитательного пространства дошкольного учреждения в условиях сельского поселения, возможно, повысить при следующих условиях:
- интеграции потенциала дошкольного учреждения, семьи ребенка и социо-культурной сферы, а также системы их взаимодействий, направленных на повышение его воспитательных возможностей;
-системообразующим фактором может быть проектирование взаимодействия образовательного учреждения, социо-культурной сферы, семьи;
- степень развития и продуктивности открытого воспитательного пространства дошкольного учреждения определяется степенью удовлетворенности участников образовательного процесса, его организацией и повышением качества дошкольного образования.
Задачи:
1. Исследовать генезис воспитательных пространств, создаваемых в целях усиления содержания воспитательной работы с подрастающими поколениями, проживающими в различных территориях современной России.
2. Раскрыть сущность понятия «воспитательное пространство». Показать особенности формирования открытого воспитательного пространства. Обосновать проектирование открытого воспитательного пространства в условиях сельского поселения.
3. Провести анализ проектов открытого воспитательного пространства в условиях сельского поселения. Оценить удовлетворенность участников образовательного процесса организацией деятельности в открытом пространстве. Разработать рекомендации по проектированию открытого воспитательного пространства в условиях сельского поселения.
Методы исследования теоретические: анализ современной
педагогической литературы, изучение передового педагогического опыта, метод проектов.
База исследования: «Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Головчинская средняя
общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Грайворонского района Белгородской области в структуру, которой передан детский сад «Берёзка».
В ходе настоящего исследования мы пришли к выводу, что в новых социально-педагогических условиях крайне необходимо не просто создать воспитательное или образовательное пространство (в том числе и в городских, и сельских условиях их функционирования), но и сделать их доступными, свободными, как по определению, данном в словаре русского языка С.И. Ожегова, «кем то уже открытое». Но необходимо открыть существующее закрытое пространство.
Совершить открытие в пределах имеющегося пространства (например,дошкольного образовательного учреждения в сельской местности). То есть создать новое (инновация - новшество, нововведение). Создать новые условия для функционирующего в обычном режиме детсада. Такие условия должны быть, как уже было сказано в первой главе, не только необходимыми (в обычном понимании - база, кадры, управление учебно¬воспитательным процессом), но и достаточными. Достаточными для введения того самого нового.
Задача: раскрыть потенциал дошкольного образовательного
учреждения. На основании подробного анализа ранее полученных результатов проектно-исследовательской деятельности базовой школы и самой образовательной организации дошкольного образования. Для этого будут нужны:
1) новый проект по созданию открытого воспитательного (или образовательного пространства (как показатель перевода в режим развития - по Т.И. Шамовой);
2) воодушевляющее управление (по А.С. Макаренко);
3) создание единого воспитательного пространства (как предтечи открытого воспитательного пространства) (по Ю.П. Сокольникову), по- настоящему открытого для инноваций для всестороннего развития ребёнка. Открытого - значит доступного для всех желающих (в значении «открытое» - значит «доступное»).
Наше исследование позволило выявить важную особенность при организации открытого образовательного пространства в сельской местности.Благодаря созданию необходимых и достаточных условий для разностороннего развития детей:
- появились благоприятные возможности для интеграции педагогических средств, для стирания явных граней при проведения работы с ребенком как внутри, так и за пределами дошкольного образовательного учреждения (с использованием старых связей школы с углубленным изучением отдельных предметов с социальными партнёрами и новых, установленных руководством школы и дошкольных групп в открытом воспитательном пространстве образовательной организации нового типа);
- формы и методы организации образовательной деятельности воспитанников стали более разнообразными - благодаря использованию материальной базы партнёров по воспитанию и других материальных ресурсов, а также их кадрового потенциала;
- снята излишняя напряженность и заорганизованность, образовательная среда ребенка стала более естественной и комфортной;
- появилась возможность быстро, оперативно перестраивать учебный процесс под его потребности и возможности, обеспечивая успешность образовательной деятельности детей.
Кроме того, у педагогов дошкольного образовательного учреждения появилась уверенность в завтрашнем дне: они с оптимизмом восприняли новые проекты по созданию открытого воспитательного пространства в крупном сельском поселении Головчино Грайворонского района. Проектирование стало неотъемлемой частью их собственных (авторских) образовательных программ.
Как показали результаты анкетирования родителей, они также считают, что работа в условиях открытого образовательного пространства положительно скажется на развитии воспитанников (80% от числа опрошенных).
А теперь, когда группы детского сада вошли в состав школы, головчинские педагоги реализуют новые открывшиеся возможности - уже на уровне дошкольного образования.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы нами:
1. Исследован генезис воспитательных пространств, создаваемых в целях усиления содержания воспитательной работы с подрастающими поколениями, проживающими в различных территориях современной России.
2. Раскрыта сущность понятия «воспитательное пространство».
Показаны особенности формирования открытого воспитательного
пространства, изучена организация открытого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения региона (изучены социальные связи с социальными партнерами; выявлено наличие программ, проектов базовой школы с углубленным изучением отдельных предметов и дошкольных групп, осуществлён их анализ; изучена удовлетворенность родителей и педагогов открытым пространством, организацией социального партнерства: путём анкетирования педагогов и родителей).
3. Обоснована необходимость реализации метода проектов в организации воспитательной работы с подрастающими поколениями. Изучен ход экспериментальной работы по проектированию открытого воспитательного пространства в условиях сельского поселения и подтверждена его необходимость. В контексте настоящего исследования следует отметить, что в течение 2012 - 2015 гг. здесь успешно реализована программа эксперимента по теме: «Проектная деятельность как форма индивидуального сопровождения обучающегося в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта в школе с углубленным изучением отдельных предметов ».
Нами разработаны рекомендации теперь уже по проектированию открытого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения в условиях сельского поселения. Цель работы достигнута.
Совершить открытие в пределах имеющегося пространства (например,дошкольного образовательного учреждения в сельской местности). То есть создать новое (инновация - новшество, нововведение). Создать новые условия для функционирующего в обычном режиме детсада. Такие условия должны быть, как уже было сказано в первой главе, не только необходимыми (в обычном понимании - база, кадры, управление учебно¬воспитательным процессом), но и достаточными. Достаточными для введения того самого нового.
Задача: раскрыть потенциал дошкольного образовательного
учреждения. На основании подробного анализа ранее полученных результатов проектно-исследовательской деятельности базовой школы и самой образовательной организации дошкольного образования. Для этого будут нужны:
1) новый проект по созданию открытого воспитательного (или образовательного пространства (как показатель перевода в режим развития - по Т.И. Шамовой);
2) воодушевляющее управление (по А.С. Макаренко);
3) создание единого воспитательного пространства (как предтечи открытого воспитательного пространства) (по Ю.П. Сокольникову), по- настоящему открытого для инноваций для всестороннего развития ребёнка. Открытого - значит доступного для всех желающих (в значении «открытое» - значит «доступное»).
Наше исследование позволило выявить важную особенность при организации открытого образовательного пространства в сельской местности.Благодаря созданию необходимых и достаточных условий для разностороннего развития детей:
- появились благоприятные возможности для интеграции педагогических средств, для стирания явных граней при проведения работы с ребенком как внутри, так и за пределами дошкольного образовательного учреждения (с использованием старых связей школы с углубленным изучением отдельных предметов с социальными партнёрами и новых, установленных руководством школы и дошкольных групп в открытом воспитательном пространстве образовательной организации нового типа);
- формы и методы организации образовательной деятельности воспитанников стали более разнообразными - благодаря использованию материальной базы партнёров по воспитанию и других материальных ресурсов, а также их кадрового потенциала;
- снята излишняя напряженность и заорганизованность, образовательная среда ребенка стала более естественной и комфортной;
- появилась возможность быстро, оперативно перестраивать учебный процесс под его потребности и возможности, обеспечивая успешность образовательной деятельности детей.
Кроме того, у педагогов дошкольного образовательного учреждения появилась уверенность в завтрашнем дне: они с оптимизмом восприняли новые проекты по созданию открытого воспитательного пространства в крупном сельском поселении Головчино Грайворонского района. Проектирование стало неотъемлемой частью их собственных (авторских) образовательных программ.
Как показали результаты анкетирования родителей, они также считают, что работа в условиях открытого образовательного пространства положительно скажется на развитии воспитанников (80% от числа опрошенных).
А теперь, когда группы детского сада вошли в состав школы, головчинские педагоги реализуют новые открывшиеся возможности - уже на уровне дошкольного образования.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы нами:
1. Исследован генезис воспитательных пространств, создаваемых в целях усиления содержания воспитательной работы с подрастающими поколениями, проживающими в различных территориях современной России.
2. Раскрыта сущность понятия «воспитательное пространство».
Показаны особенности формирования открытого воспитательного
пространства, изучена организация открытого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения региона (изучены социальные связи с социальными партнерами; выявлено наличие программ, проектов базовой школы с углубленным изучением отдельных предметов и дошкольных групп, осуществлён их анализ; изучена удовлетворенность родителей и педагогов открытым пространством, организацией социального партнерства: путём анкетирования педагогов и родителей).
3. Обоснована необходимость реализации метода проектов в организации воспитательной работы с подрастающими поколениями. Изучен ход экспериментальной работы по проектированию открытого воспитательного пространства в условиях сельского поселения и подтверждена его необходимость. В контексте настоящего исследования следует отметить, что в течение 2012 - 2015 гг. здесь успешно реализована программа эксперимента по теме: «Проектная деятельность как форма индивидуального сопровождения обучающегося в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта в школе с углубленным изучением отдельных предметов ».
Нами разработаны рекомендации теперь уже по проектированию открытого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения в условиях сельского поселения. Цель работы достигнута.
Подобные работы
- ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОТКРЫТОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5820 р. Год сдачи: 2017



