ПОЛОВЕЦКАЯ ЗЕМЛЯ XI-XIV ВЕКОВ: ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА
|
Введение.
Глава I. Днепровское и донское объединения.
Глава II. Кавказ и прикавказские степи.
Глава III. Северное Причерноморье.
Глава IV. Урал и Поволжье.
Глава У. Религия и общественный строй половцев.
Заключение.
Список использованных сокращений
Список источников.
Глава I. Днепровское и донское объединения.
Глава II. Кавказ и прикавказские степи.
Глава III. Северное Причерноморье.
Глава IV. Урал и Поволжье.
Глава У. Религия и общественный строй половцев.
Заключение.
Список использованных сокращений
Список источников.
Название работы достаточно общее, поэтому нуждается в уточнении. Во-первых, в историографии нет единого мнения о том были ли половцы, куманы и кипчаки одним народом, или же это разные названия одного и того же народа. В рамках этого исследования будем считать, что половцы населяли европейскую часть степей, а кипчаки - азиатскую. Хотя во второй половине XIII века вследствие монгольской внутренней политики часть кипчаков перекочевывает в европейскую часть степей, половцы все равно продолжали преобладать в европейской части Степи.
Таким образом, «Половецкая земля» - исторический макро-регион охватывающий степи Евразии от бассейна р. Урал на востоке до низовий Дуная на западе.
Другой присутствующий в названии термин - «культура», также многозначен. В данном случае культура рассматривается, прежде всего, как сочетание религии и общественных отношений (совокупность которых сформировали мировоззрение и ментальность половцев).
Объектом исследования данной работы является Половецкая земля.
Предмет исследования: история и культура Половецкой земли: процессы внутреннего развития и изменения, происходившие в половецком обществе в XI-XIV веках.
Наконец, хронологические рамки. XI век - время, когда половцы появились в южнорусских степях, у границ Византии и на Кавказе. Конечно, монгольское завоевание стало определенным рубежом в истории Половецкой земли, но на этом история половцев не кончилась. С середины XIII века половцы теряют политическую самостоятельность, становясь подданными Золотоордынских ханов.
Работа состоит из введения, пяти глав и заключения. Четыре главы описывают историю отдельных регионов Половецкой земли. При этом в работе не рассматривается история пребывания половцев в Венгрии.
Пятая посвящена культуре и отражает то общее, что было характерно для половцев в независимости от территории кочевания конкретной орды.
Таким образом, большая часть работы построена по территориально-хронологическому принципу. Такой подход имеет свои недостатки. Во- первых, границы Половецкой земли (как внешние, так и внутренние) не были постоянными. Во-вторых, не всегда можно понять, о каких именно половцах идет речь в источнике. Однако, большая территория европейской части степей (по мнению С.А. Плетневой, если судить по каменным изваяниям, то основные кочевья половцев я растянулись на 750 км. с запада на восток и на 500 км. с севера на юг , Д.А. Расовский и вовсе считал, что «Поле Половецкое» растянулось от Дуная до о. Балхаш ) подразумевает определенную региональную специфику.
В работе использованы русские и грузинские летописи, византийские хроники, труды западноевропейских и арабских историков и путешественников. О половцах упоминают и китайские источники. Как правило, эти источники предвзяты, и большой проблемой является почти полное отсутствие источников половецкого происхождения. Особняком здесь стоит «Codex Cumanicus» - половецкий словарь, составленный миссионерами в Крыму в 1303 году. «Codex» состоит из двух частей, первая часть - непосредственно сам словарь, который содержит около 1300 слов, втора часть состоит из 47 загадок и несколько религиозных текстов.
Конечно, когда речь идет об изучении бесписьменных народов, особое значение приобретают археологические источники. В данном случае это погребения и каменные и деревянные изваяния. Они помогают реконструировать социокультурные реалии половецкого общества, о которых письменные источники дают весьма скупую информацию.
Работ посвященных половцам и их взаимоотношения с другими государствами до статочно много. В данном случае, исходя из по строения работы, всю использованную литературу можно разделить на три основных группы: 1) общие работы по истории половцев и других средневековых кочевников Евразии; 2) общие работы по истории «регионов» в рамках «Половецкой земли»; 3) более узкие работы, посвященные отдельным сюжетам в рамках большой темы.
Цель исследования: описание и многоаспектный анализ истории развития макро-исторического региона «Половецкая земля» в XI-XIV веках и взаимоотношений половцев с соседними государствами в период политической независимости (до монгольского завоевания)
Задачи исследования:
1) Изучить и критически проанализировать историографию по данной проблеме.
2) Выявить и отразить: 1) дискуссионные вопросы; 2) недостаточно изученные аспекты проблемы.
3) Найти и проработать источники.
4) Выявить и оценить значимость факторов оказавших влияние на развитие. Половецкой земли в XI-XIV веках.
5) Попытаться установить причинно-следственные связи.
6) сформировать общую картину развития макро-исторического
региона «Половецкая земля» в XI-XIV веках.
В настоящее время в связи с процессами глобализации все острее встает вопрос сохранения национальных государств. Обращение к историческому опыту прошлого может помочь в решении этих проблем. Поэтому изучение истории национальных государственных образований и народов, в том числе и половцев, сегодня очень актуально.
Таким образом, «Половецкая земля» - исторический макро-регион охватывающий степи Евразии от бассейна р. Урал на востоке до низовий Дуная на западе.
Другой присутствующий в названии термин - «культура», также многозначен. В данном случае культура рассматривается, прежде всего, как сочетание религии и общественных отношений (совокупность которых сформировали мировоззрение и ментальность половцев).
Объектом исследования данной работы является Половецкая земля.
Предмет исследования: история и культура Половецкой земли: процессы внутреннего развития и изменения, происходившие в половецком обществе в XI-XIV веках.
Наконец, хронологические рамки. XI век - время, когда половцы появились в южнорусских степях, у границ Византии и на Кавказе. Конечно, монгольское завоевание стало определенным рубежом в истории Половецкой земли, но на этом история половцев не кончилась. С середины XIII века половцы теряют политическую самостоятельность, становясь подданными Золотоордынских ханов.
Работа состоит из введения, пяти глав и заключения. Четыре главы описывают историю отдельных регионов Половецкой земли. При этом в работе не рассматривается история пребывания половцев в Венгрии.
Пятая посвящена культуре и отражает то общее, что было характерно для половцев в независимости от территории кочевания конкретной орды.
Таким образом, большая часть работы построена по территориально-хронологическому принципу. Такой подход имеет свои недостатки. Во- первых, границы Половецкой земли (как внешние, так и внутренние) не были постоянными. Во-вторых, не всегда можно понять, о каких именно половцах идет речь в источнике. Однако, большая территория европейской части степей (по мнению С.А. Плетневой, если судить по каменным изваяниям, то основные кочевья половцев я растянулись на 750 км. с запада на восток и на 500 км. с севера на юг , Д.А. Расовский и вовсе считал, что «Поле Половецкое» растянулось от Дуная до о. Балхаш ) подразумевает определенную региональную специфику.
В работе использованы русские и грузинские летописи, византийские хроники, труды западноевропейских и арабских историков и путешественников. О половцах упоминают и китайские источники. Как правило, эти источники предвзяты, и большой проблемой является почти полное отсутствие источников половецкого происхождения. Особняком здесь стоит «Codex Cumanicus» - половецкий словарь, составленный миссионерами в Крыму в 1303 году. «Codex» состоит из двух частей, первая часть - непосредственно сам словарь, который содержит около 1300 слов, втора часть состоит из 47 загадок и несколько религиозных текстов.
Конечно, когда речь идет об изучении бесписьменных народов, особое значение приобретают археологические источники. В данном случае это погребения и каменные и деревянные изваяния. Они помогают реконструировать социокультурные реалии половецкого общества, о которых письменные источники дают весьма скупую информацию.
Работ посвященных половцам и их взаимоотношения с другими государствами до статочно много. В данном случае, исходя из по строения работы, всю использованную литературу можно разделить на три основных группы: 1) общие работы по истории половцев и других средневековых кочевников Евразии; 2) общие работы по истории «регионов» в рамках «Половецкой земли»; 3) более узкие работы, посвященные отдельным сюжетам в рамках большой темы.
Цель исследования: описание и многоаспектный анализ истории развития макро-исторического региона «Половецкая земля» в XI-XIV веках и взаимоотношений половцев с соседними государствами в период политической независимости (до монгольского завоевания)
Задачи исследования:
1) Изучить и критически проанализировать историографию по данной проблеме.
2) Выявить и отразить: 1) дискуссионные вопросы; 2) недостаточно изученные аспекты проблемы.
3) Найти и проработать источники.
4) Выявить и оценить значимость факторов оказавших влияние на развитие. Половецкой земли в XI-XIV веках.
5) Попытаться установить причинно-следственные связи.
6) сформировать общую картину развития макро-исторического
региона «Половецкая земля» в XI-XIV веках.
В настоящее время в связи с процессами глобализации все острее встает вопрос сохранения национальных государств. Обращение к историческому опыту прошлого может помочь в решении этих проблем. Поэтому изучение истории национальных государственных образований и народов, в том числе и половцев, сегодня очень актуально.
Как видно из рассмотренного выше материала, исторические судьбы половцев в отдельных регионах земли Половецкой сложились по-разному.
Но одно событие разделило всё на «до» и «после». Речь, конечно же, о монгольском завоевании. Если до первой трети XIII века главное внимание при описании событий было уделено взаимоотношениям половцев с другими государствами, то после Батыева нашествия речь идет не о политически самостоятельных ордах, а об основной массе населения Золотой Орды.
Говоря о первом этапе, следует отметить, что взаимоотношения половцев с другими народами могли складываться по-разному.
В данной работе наибольшее внимание уделено роли половцев в истории Древней Руси и Грузинского царства. Сравнение достаточно показательно.
Половцы отлично подходили на роль наемников, а полицентричное политическое устройство Древней Руси, при которой межволостная борьба становилась неизбежной , во многом предопределило активное участие половцев в этих конфликтах. При этом половцы имели хорошую возможность безнаказанно грабить и разорять русские земли. Хотя не все так однозначно: некоторые князья (отстаивающие интересы своей волости) смогли при половецкой поддержке достичь своих целей. К тому же несколько раз половцы выступали союзниками русских в борьбе с венграми, волжскими булгарами и монголами. Но если рассматривать в целом, то соседство с половцами негативно отразилось на развитии Древней Руси, и особенно, ядра Древнерусского государства - Русской земле.
В Грузии же политическое устройство кардинально отличалось.
Была царская власть и крупные феодалы, которые противились усилению царской власти. К тому же был внешний враг - турки-сельджуки. Половцы, появившись в Грузии по инициативе Давида IV Строителя, и будучи оторванными от местных элит, полностью зависели от царя. Поэтому половцы практически в любой ситуации поддерживали действующего монарха, конечно, получая деньги, чины и прочие привилегии за свою верность.
Таким образом, в зависимости от обстоятельств (политического устройства и др. факторов) половцы могли оказать разное влияние на развитие соседних государств.
После монгольского завоевания половцы потеряли политическую самостоятельность, были вынуждены совершать перекочевки, главным образом в Поволжье, частично даже осели, в построенных Золотоордынскими ханами городах. Но это не означало, что половцы перестали существовать как народ. Они стали основой населения Золотой Орды. Как писал арабский историк первой половины XIV века ал-Омари: «В древности это государство было страною Кипчаков, но когда им завладели Татары, то Кипчаки сделались их подданными. Потом они (Татары) смешались и породнились с ними (Кипчаками), и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их (Татар), и все они стали точно Кипчаки, как будто они одного (с ними) рода, оттого
что Монголы (и Татары) поселились на земле Кипчаков, вступали в брак с ними и оставались жить в земле их (Кипчаков)»
При этом, именно верность традициям, язычеству и кочевому образу жизни (в данном случае можно говорить об определенном антагонизме между оседлой и кочевой культурами) позволило половцам сохранить свою самобытность и после утраты политического господства в Степи.
И хотя в настоящее время нет народа, который можно было бы считать прямыми потомками половцев, нельзя не отметить, что половцы участвовали в этногенезе многих современных народов, оказали серьезное влияние на их язык и культуру. Особенно это касается татар (в том числе и крымских татар), башкир, казахов, карачаевцев и балкарцев.
Но одно событие разделило всё на «до» и «после». Речь, конечно же, о монгольском завоевании. Если до первой трети XIII века главное внимание при описании событий было уделено взаимоотношениям половцев с другими государствами, то после Батыева нашествия речь идет не о политически самостоятельных ордах, а об основной массе населения Золотой Орды.
Говоря о первом этапе, следует отметить, что взаимоотношения половцев с другими народами могли складываться по-разному.
В данной работе наибольшее внимание уделено роли половцев в истории Древней Руси и Грузинского царства. Сравнение достаточно показательно.
Половцы отлично подходили на роль наемников, а полицентричное политическое устройство Древней Руси, при которой межволостная борьба становилась неизбежной , во многом предопределило активное участие половцев в этих конфликтах. При этом половцы имели хорошую возможность безнаказанно грабить и разорять русские земли. Хотя не все так однозначно: некоторые князья (отстаивающие интересы своей волости) смогли при половецкой поддержке достичь своих целей. К тому же несколько раз половцы выступали союзниками русских в борьбе с венграми, волжскими булгарами и монголами. Но если рассматривать в целом, то соседство с половцами негативно отразилось на развитии Древней Руси, и особенно, ядра Древнерусского государства - Русской земле.
В Грузии же политическое устройство кардинально отличалось.
Была царская власть и крупные феодалы, которые противились усилению царской власти. К тому же был внешний враг - турки-сельджуки. Половцы, появившись в Грузии по инициативе Давида IV Строителя, и будучи оторванными от местных элит, полностью зависели от царя. Поэтому половцы практически в любой ситуации поддерживали действующего монарха, конечно, получая деньги, чины и прочие привилегии за свою верность.
Таким образом, в зависимости от обстоятельств (политического устройства и др. факторов) половцы могли оказать разное влияние на развитие соседних государств.
После монгольского завоевания половцы потеряли политическую самостоятельность, были вынуждены совершать перекочевки, главным образом в Поволжье, частично даже осели, в построенных Золотоордынскими ханами городах. Но это не означало, что половцы перестали существовать как народ. Они стали основой населения Золотой Орды. Как писал арабский историк первой половины XIV века ал-Омари: «В древности это государство было страною Кипчаков, но когда им завладели Татары, то Кипчаки сделались их подданными. Потом они (Татары) смешались и породнились с ними (Кипчаками), и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их (Татар), и все они стали точно Кипчаки, как будто они одного (с ними) рода, оттого
что Монголы (и Татары) поселились на земле Кипчаков, вступали в брак с ними и оставались жить в земле их (Кипчаков)»
При этом, именно верность традициям, язычеству и кочевому образу жизни (в данном случае можно говорить об определенном антагонизме между оседлой и кочевой культурами) позволило половцам сохранить свою самобытность и после утраты политического господства в Степи.
И хотя в настоящее время нет народа, который можно было бы считать прямыми потомками половцев, нельзя не отметить, что половцы участвовали в этногенезе многих современных народов, оказали серьезное влияние на их язык и культуру. Особенно это касается татар (в том числе и крымских татар), башкир, казахов, карачаевцев и балкарцев.
Подобные работы
- ПОЛОВЕЦКАЯ ЗЕМЛЯ XI-XIV ВЕКОВ: ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2017 - Кочевники восточноевропейских степей в IX - начале XIII вв.: разработка урока истории в школе
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - РУССКО-ОРДЫНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ТРУДАХ Л.Н. ГУМИЛЕВА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



