Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА

Работа №67546

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы54
Год сдачи2017
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
246
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Высший суд печного горшка 8
Глава II. Две вещи несовместные: о безличном и живом 29
Заключение 49
Список литературы

Согласно «Новой философской энциклопедии», философия определяется как «особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни» [16]. Несмотря на расхожее мнение, согласно которому философское знание с необходимостью должно быть представлено в виде цельной системы или концепции, осуществленной исключительно рациональными средствами, в по-настоящему профессиональной философской среде давно не является секретом тот факт, что истоки многих философских воззрений могут обнаруживаться также в других областях жизни и творчества человека. «Сложный процесс философского выявления универсалий культуры, формирования философских идей и образов и оперирования ими, - по мнению В. С. Степина, - может осуществляться не только в сфере профессиональной философской деятельности, но и в других сферах духовного освоения мира. Литература, искусство, художественная критика, политическое и правовое сознание, обыденное мышление, сталкивающееся с проблемными ситуациями мировоззренческого масштаба, - все это области, в которые может быть вплавлена философская рефлексия и в которых могут возникать в первичной форме философские экспликации универсалий культуры» [там же]. Философемы, выраженные сперва в форме образа, символа или метафоры, перерабатываются затем философией, в результате чего создается ее особый понятийный аппарат.
Характерной чертой русской философии является ее неразрывная связь с литературой, публицистикой и литературной критикой. «Выскажем уверенность, - утверждает исследователь русской философии и теоретик культуры Р А. Гальцева, - что в русской культуре существует что-то вроде литературно-философской эстафеты, и даже шире — эстафеты искусства и философии, когда из сферы художественного созерцания набранная мощь передаётся в область философского осмысления и наоборот» [19; 5].
Когда говорят о философской направленности русской литературы, вспоминают прежде всего двух великих прозаиков Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого, а также критические статьи В. Г. Белинского, наследие А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева и других. Однако русская поэзия в не меньшей степени несла в себе философский заряд, и в неё также оказалась «вплавлена» философская рефлексия.
Данная работа будет посвящена исследованию философских аспектов в поэзии А. С. Пушкина (1799-1837).
Несмотря на кажущуюся легкость, и даже, как часто ошибочно отмечают, «легкомысленность», А. С. Пушкин как в лирических стихотворных, так и в драматических и прозаических своих произведениях затронул многие вопросы, имеющие непосредственное отношение к области философии, такие как проблема человека, его предназначения и места в мире, темы творчества, жизни и смерти, культуры и цивилизации, а также многие другие социальные, этические и эстетические вопросы. «Если рассматривать Пушкина всерьёз, то это великий философ, в поэзии которого содержится такой потенциал философских течений, через который можно понять вообще всё», - так характеризует пушкинское творчество современный петербургский поэт, литературовед и историк культуры А. Г. Машевский [11].
Обратимся к некоторым важным и подлинно философским свойствам гения Пушкина. В первую очередь следует отметить способность поэта к точной постановке вопроса. Об этом писал известный русский литературовед, культуролог и семиотик Ю. М. Лотман (1922-1993), отметивший умение Пушкина правильно и точно ставить вопросы как «подлинно пушкинский подход» [10; 27]. Во-вторых, среди многочисленных пушкинских достоинств необходимо выделить также умение поэта всегда занимать нейтральную позицию по отношению к рассматриваемой проблеме. О последнем качестве литератора наиболее точно выразился советский и российский литературовед, историк литературы С. А. Кибальник: «...разные «правды» оказываются в творчестве Пушкина не одинаково верны или неверны, а как бы взвешиваются на незримых весах, в процессе чего устанавливается цена той или иной «правды», границы, в которых она остается подлинной» [8; 5]. Из отмеченной способности Пушкина оставаться «над схваткой» вытекает, на мой взгляд, и его «особая характернейшая и не встречаемая кроме него нигде и ни у кого черта художественного гения — способность всемирной отзывчивости и перевоплощения в гении чужих наций, и перевоплощения почти совершенного» [5; 130], отмеченная Ф. М. Достоевским в его знаменитой «Пушкинской речи» 1880 года. В данном случае возникает интересный парадокс, когда, не впадая ни в одну из крайностей, оставаясь всегда полностью или частично в стороне от описываемых ситуаций или изображаемых образов, художник оставляет тем самым некоторое свободное пространство для их критического осмысления, чем обеспечивает более глубокое погружение в них, что, в свою очередь, и обусловливает возможность того «совершенного перевоплощения», которое точно отметил Достоевский. Здесь приходит на ум аналогия с известной концепцией немецкого драматурга и теоретика искусства Б. Брехта, согласно которой как актёру, так и драматургу необходимо придерживаться принципа дистанцирования от своего персонажа, чтобы оставалась возможность для критики и интерпретации, однако проникать в тонкости указанного сопоставления здесь, к сожалению, не представляется возможным.
Таковы наиболее важные для философского осмысления особенности пушкинского дара, которые я буду постоянно иметь в виду в дальнейшем изложении.
Теперь представляется необходимым указать имена некоторых исследователей, работы которых посвящены анализу топики пушкинского наследия, и, в частности, его философским аспектам.
Литература о Пушкине неисчерпаема. Анализу его жизни и творчества, а так же рассмотрению преддуэльных событий и собственно трагической смерти поэта посвящено огромное количество исследований не только отечественных, но и зарубежных. Среди работ, в которых затрагиваются философские аспекты пушкинского творчества необходимо выделить прежде всего статьи известных российских философов, литераторов и публицистов В. С. Соловьёва [21], В. В. Розанова [20], Л. И. Шестова [25], М. О. Гершензона [2], Д. С. Мережковского [12], И. А. Ильина [7], С. Л. Франка [24] и других. Невозможно не упомянуть о серьёзном вкладе в отечественную пушкинистику литературоведа и культуролога Ю. М. Лотмана [9, 10], ставшего лауреатом академической премии им. А. С. Пушкина в 1993 году за написанную им биографию писателя и комментарий к роману «Евгений Онегин», советского и российского литературоведа-пушкиниста, лауреата Государственной премии РФ В. С. Непомнящего [13], литературоведа, лауреата Новой пушкинской премии С. Г. Бочарова [1], историка литературы и литературоведа С. А. Кибальника, защитившего докторскую диссертацию на тему «Художественная философия Пушкина» [8]. Также не оставили без внимания пушкинского наследия литературоведы Р О. Якобсон [27], Е. Д. Тамарченко[22], философы В. С. Никоненко [14, 15], В. Т Фаритов [23], поэт и культуролог А. Г. Машевский [11], и многие другие учёные и деятели культуры и искусства.
Большинство проблем, затронутых писателем в его творчестве, до сих пор продолжают быть открытыми и важными для многих отраслей знания и культуры, в том числе и для философии. При этом нельзя не отметить, что пушкинские труды настолько насыщенны подобными ключевыми для человека вопросами и обладают такой глубиной, что исследователям - пушкиноведам постоянно предоставлена возможность обнаружения новых пластов, смыслов, идей авторской мысли. Сказанное позволяет говорить об актуальности пушкинских произведений и анализа его наследия. Поскольку обозреть все поставленные Пушкиным вопросы в одной работе не представляется возможным, я ограничусь в данном исследовании лишь следующими важными проблемами: проблема сущности и цели поэзии, а также взаимоотношения поэта и толпы, как она представлена в творчестве Пушкина, будет рассмотрена в первой главе данного исследования, вторая глава будет посвящена анализу пушкинской смысловой парадигмы, на которую указывал Ю. М. Лотман.
Целью данной работы является артикуляция философских аспектов в наследии поэта.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Несмотря на то, что объектом анализа в данном исследовании выступали не собственно философские, но художественные тексты, данная работа всё же имеет философскую направленность, не будучи ограниченной чисто литературоведческими рассуждениями, да и сам литературоведческий подход включает в себя мощные пласты исторического анализа и философского осмысления, а также элементы метафизики, эстетики, этики, психологии. Творчество А. С. Пушкина является в этом отношении весьма богатым материалом. Именно философская высота мысли поэта не позволяла ему впасть в крайности односторонних суждений и однобокое морализаторство. При этом важно отметить, что пушкинское философствование ни в коей мере не препятствовало лёгкости и изяществу поэтического выражения его мысли, в то время как, например, в поэзии Е. А. Боратынского, современника Пушкина, тяжеловесность философского размышления зачастую затрудняет поэтическое дыхание.
Среди вопросов, напрямую относящихся к области философии, Пушкиным были затронуты, если не все, то большинство. Вопрос о сущности человека, вопросы веры, проблема свободы, проблема смерти, — все эти и многие другие стороны бытия представляли собой предмет глубокого интереса Пушкина.
В данной работе были рассмотрены вопрос о сущности поэзии и назначении поэта, а также взаимоотношения поэта и толпы, относящийся непосредственно к области философии искусства, а также социальной философии, и проблема соотношения в человеческом бытии двух безличных начал, культуры и природы, и личного начала, имеющая отношение к таким разделам философии как антропология, культурология, онтология.
В ходе исследования мной были сделаны следующие выводы:
1. Позиция А. С. Пушкина в отношении назначения поэзии и вообще искусства заключается в признании их самоценности, независимости их цели от каких-либо посторонних факторов. Данная точка зрения наиболее ярко отразилась в известном пушкинском утверждении о том, что «цель поэзии поэзия», высказанным поэтом в письме к В. А. Жуковскому, датируемому 1825 годом. Также было указано на явное сходство подобной формулировки с известной формулой И. Канта о «целесообразности без цели», что позволяет сказать о близости эстетической позиции русского поэта и немецкого философа.
2. Из указанной позиции А. С. Пушкина вытекает его стремление к преодолению грубо утилитарного отношения публики к искусству и поэзии, лёгшее в основу известного конфликта поэта и толпы, который был также обострён попытками последней интервенировать в чуждую ей сферу искусства и философии. Подобный «антидемократизм» со стороны Пушкина в контексте особенностей указанного конфликта являлся частным проявлением общего неоднозначного отношения Пушкина к народу.
3. В ходе исследования пушкинской постановки и решения проблемы двойного бытия поэта, которое может быть также рассмотрено как частный случай проблемы двойственности человека вообще, одной из центральных в русской литературе, были выявлены черты диалектического мышления автора, заключающиеся в его умении обнаруживать внутренние противоречия в единстве целого.
4. В рамках исследования троичной смысловой парадигмы, отмеченной Ю. М. Лотманом как ключевой в позднем творчестве Пушкина, на примере анализа различных произведений автора было показано, что подход поэта в данном вопросе отличался философской гибкостью и глубиной, а также сделан вывод об отрицательном отношении поэта к апологии обоих безличных начал в лице культуры и природы и акцентировании им внимания на личностном начале, представленным человеком, главная задача которого — в постоянном поиске гармонии между миром культуры и иррациональными силами природы.



Пушкин А. С. Полное собрание сочинений в десяти томах. - М.: Изд-во АН СССР, 1957. Т I - Х. Все ссылки на Пушкина даются на это издание в тексте с указанием тома римской цифрой, страницы — арабской.
1. Бочаров С. Г. Поэтика Пушкина. Очерки. — М.: Наука, 1974. — 208 с.
2. Гершензон М. О. Мудрость Пушкина. — М.: Книжный клуб Книговек, 2017. —384 с.
3. Державин Г. Р. Стихотворения / Вступ. статья, составление и прим. В. А. Приходько. — Петрозаводск: Карелия, 1984. — 207 с.
4. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. — Петрозаводск: Карельское книжное издательство, 1969. — 840 с.
5. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. — Л.: Наука, 1984. — Т 26. — с. 129-149.
6. Евлампиев И. И. История русской метафизики в XIX-XX веках. Русская философия в поисках Абсолюта. В 2-х частях. - СПб.: 2000. - Часть I - 416 с.; Часть II - 414 с
7. Ильин И. А. Пророческое призвание Пушкина: Торжеств. речь, произнесённая в Риге 27 янв. / 9 февр. 1937 года. По поручению Пушкинского комитета издано Рус. Акад.о-вом в Риге. Рига, 1937.
8. Кибальник С. А. Художественная философия Пушкина. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. — 199 с.
9. Лотман Ю. М. Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. — 288 с.
10. Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь:
Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1988. — 352 с.
11. Машевский А. Г. -http://paperpaper.ru/seriously-about-pushkin/[последнее посещение 11. 05. 2017]
12. Мережковский Д. С. Полн. собр. соч. — М., 1914. Т. 17: Вечные спутники. С. 89-171.
13. Непомнящий В. С. Пушкин. Русская картина мира. — М.: Наследие, 1999. —544 с.
14. Никоненко В. С. Вера как ценность в философской поэзии Пушкина // Вече. Журнал русской философии и культуры. Вып. 20. - СПб., 2009. С. 10¬26.
15. Никоненко В. С. Ценность свободы в философской поэзии Пушкина // Вече. Журнал русской философии и культуры. Вып. 19. - СПб., 2009. С. 16¬31.
16. Новая философская энциклопедия. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — Т. 1—4. — 2816 с.
17. ПисаревД. И. Соч.: в 4 т. —Т 3. — М., 1956.
18. Платон Филеб, Государство, Тимей, Критий / Пер. С древнегреч.; Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи; Авт. вступ. ст. И ст. в примеч. А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во «Мысль», 1999. — 656 с.
19. Пушкин в русской философской критике. Конец XIX- XX век. / Сост. Р А. Гальцева. — М. - СПб.: Университетская книга, 1999. — 591 с.
20. Розанов В. В. А. С. Пушкин. — Новое время, 1899. 26 мая № 8348. С. 2-3
21. Соловьёв В. С. Значение поэзии в стихотворениях Пушкина // Соловьёв В. С. Собр. Соч.: в 10 т. — СПб., 1913. — Т 9. — с. 294-347
22. Тамарченко Е. Д. Факт бытия в реализме Пушкина // Контекст-1991. М.: Наука, 1991. Тамарченко Е. Д. Факт бытия в реализме Пушкина // Контекст- 1991. М.: Наука, 1991. — С. 135 — 166.
23. Фаритов В.Т. Философские аспекты времени и пространства в творчестве А.С. Пушкина // Litera. — 2015. - № 1. - С.1-30.
24. Франк С. Л. Религиозность Пушкина. // Путь. Париж., 1933. № 40. — С.
16-39.
25. Шестов Л. И. А. С. Пушкин // Шестов Л. Умозрение и откровение.
Париж, 1964. — С. 331-343
26. Якимович А. К. «Искусство непослушания. Вольные беседы о свободе
творчества» — СПб.: «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2011. — 288 с.
27. Якобсон Р. О. Работы по поэтике. / Сост. и общ. ред. М.Л. Гаспарова. — М.: Прогресс, 1987. — 464 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ