Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭПИГРАФОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.С. ПУШКИНА В ШКОЛЕ

Работа №58076

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы82
Год сдачи2019
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
354
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
1. ЭПИГРАФ КАК КОМПОНЕНТ ТЕКСТА 7
1.1. Понятие об эпиграфе. Структура и семантика эпиграфа 7
1.2. Функции эпиграфа 14
2. ЭПИГРАФЫ В СЕМАНТИКО-СТИЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ПУШКИНСКОГО ТЕКСТА 19
2.1. Эпиграфы в романе «Капитанская дочка» 19
2.2. Эпиграфы в романе в стихах «Евгений Онегин» 31
2.3. Роль и текстовые связи эпиграфа в стихотворении «Я памятник
себе воздвиг нерукотворный...» 36
3. ПУТИ АНАЛИЗА ЭПИГРАФОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.С. ПУШКИНА В ШКОЛЕ 40
3.1. Анализ эпиграфов при изучении пушкинской прозы в школе
3.2. Анализ эпиграфов при изучении поэтических произведений А.С. Пушкина в
школе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ

В современной лингвистической литературе большое внимание уделяется различным структурно-смысловым составляющим текста, в частности такому важному компоненту, как эпиграф. В произведениях А.С. Пушкина эпиграфы играют важную роль. Подбирая эпиграфы к своим произведениям, писатель широко пользуется «отзвуком созданного до него художественного материала» [49, с. 52], причем эпиграф оказывается «смысловым ключом к восприятию разных героев» [49, с. 52]. Художественные функции пушкинских эпиграфов разнообразны: предуведомление, философское обобщение, эмоциональный настрой, создание художественного образа мира.
История научного изучения пушкинских эпиграфов берет начало в 1920 - 1930-х гг. Первым опытом системного анализа эпиграфов была статья С.Д. Кржижановского «Искусство эпиграфа», где рассматриваются эпиграфы к пушкинским романам и повестям и вводится понятие эпиграфологии как особого раздела литературоведения [20, с. 415]. В.В. Виноградов в работе «Стиль Пушкина» [8, с. 382 - 383, 465 - 471] исследует эпиграфы в связи с проблемой цитирования. В 1930-е гг. некоторые эпиграфы «Евгения Онегина» интерпретирует Н.А. Бродский в своем комментарии к роману. В 1950-е гг. проблемам пушкинской эпиграфологии уделяют внимание Б.В. Томашевский [43] и В.Б. Шкловский [48, с. 66 - 76]. В 1960-е годы внимание некоторым пушкинским эпиграфам уделяется в работах Н.Л. Степанова [42], Б.П. Городецкого [10], в комментарии В.В. Набокова к роману «Евгений Онегин» [31] и других исследованиях. В 1970-е - 80-е годы проблемой изучения эпиграфов А.С. Пушкина занимались Ю.М. Лотман [27], М.П. Алексеев [1], С.Г. Бочаров [4, с. 184 - 185] и другие; значительное внимание уделяется анализу эпиграфов в комментарии М.И. Гиллельсона и И.Б. Мушиной к «Капитанской дочке» [9]. В 1990-е годы новые интерпретации некоторых пушкинских эпиграфов были предложены в работах В.С. Непомнящего [32, с. 135 - 165], В.А. Сайтанова [41, с. 177 - 180] и других ученых. В настоящее время проблемами пушкинских эпиграфов занимаются И.В. Кощиенко [16; 17; 18], Г.Г. Красухин [19] и другие исследователи.
Таким образом, существует значительное число исследований, связанных с проблемой использования эпиграфов в творчестве А.С. Пушкина. Однако в силу большого смыслового и функционального богатства и разнообразия пушкинских эпиграфов эта проблема не может считаться исчерпанной.
Актуальность темы исследования обусловлена недостаточной разработкой проблем взаимодействия эпиграфа с текстом, содержащим эпиграф. Это взаимодействие является важным аспектом изучения эпиграфа, который функционирует как интертекстовый компонент, то есть представитель «чужого текста» в новом тексте.
Предметом исследования являются семантика, структура и функции эпиграфов в произведениях А.С. Пушкина.
Объектом исследования послужили прозаические и поэтические произведения А.С. Пушкина, преимущественно романы «Капитанская дочка» и «Евгений Онегин» и стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Эти произведения наиболее значимы с точки зрения анализа эпиграфов.
Цель работы - раскрыть роль эпиграфа в семантико-стилистической системе пушкинского текста, показать пути анализа эпиграфов при изучении произведений А.С. Пушкина в школе.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие эпиграфа, структуру и семантику эпиграфов;
2) изучить проблемы эпиграфа как структурно-смыслового компонента текста;
3) выявить функции эпиграфа в художественных произведениях;
4) проанализировать роль и текстовые связи эпиграфа в избранных произведениях А.С. Пушкина;
5) показать пути анализа эпиграфа при изучении творчества А.С. Пушкина в школе.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что изучение эпиграфа как текстового компонента тесно связано с теорией интертекста, широко разрабатываемой в современной науке. Интертекстуальность как протекающее в разных формах взаимодействие между текстами исследуется в работах И.В. Арнольд [2], Н.С. Валгиной [6, с. 141 - 155], А.И. Горшкова [11], Н.А. Кузьминой [23], В.П. Москвина [30] и других филологов. Как отмечает Н.А. Кузьмина, «возросший интерес к проблематике интертекста отражает общий подход к литературе как духовной деятельности, открытой, самоорганизующейся системе, состоящей из индивидуальных и неповторимых художественных произведений. И хотя изучение поэтической традиции, равно как и истории отдельных текстов, широко представлено в работах по поэтическому языку, нельзя не согласиться, что интертекстуальный подход придал этим проблемам глобальность и широту <...>. А глобальность и широта неотделимы от “философии языка”» [23, с. 17 - 18].
Практическая значимость исследования заключается в том, что анализ функционального назначения эпиграфов в тексте способствует усовершенствованию интерпретации произведений, содержащих эпиграфы. Это имеет важное значение для школьного преподавания языка и литературы. Изучение структурно-смысловых компонентов текста начинается уже в младших классах и продолжается в средней и старшей школе. Однако практика показывает, что не всем из них уделяется достаточное внимание. Учителя-словесники, авторы учебно-методических пособий не всегда полно освещают этот вопрос. Так, каждый раздел учебника по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта для 9 класса открывается эпиграфами - цитатами из высказываний лингвистов [40, с. 5, 36], однако в ходе изложения материала эпиграфам уделяется мало внимания. Недостаточное внимание к эпиграфу в читательской практике может привести к неполному и даже неверному пониманию текста.
В работе были использованы следующие методы исследования: лингвистическое описание, структурно-семантический анализ, семантико-функциональный анализ.
Структура ВКР: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и источников (49 источников), 3-х приложений. Общий объём выпускной квалификационной работы - 57 листов.
Апробация работы. По результатам исследования сделан доклад на 62 научной студенческой конференции Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ) в 2019 году


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Эпиграфом является точная или измененная цитата из другого текста, предпосланная всему произведению. Его источниками могут быть афоризмы, устные народные, сакральные и литературные произведения, документы, мемуары, а также творчество самого автора. Основной функцией эпиграфа является прогнозирующая, поскольку еще до знакомства читателя с текстом он сообщает о теме и идее произведения, ожидаемых сюжетных ходах, характеризует действующих лиц, выражает основной пафос.
Пушкинские эпиграфы иногда самодостаточны, так как представляют собой пословицу, поговорку или афоризм, однако чаще они выступают в роли знака - заместителя цитируемого текста. Они связывают произведение с источником цитаты. При этом некоторые главы романов «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка» снабжены двойным и тройным эпиграфом. Подключение произведений к определенной литературной традиции - национальной, европейской, мировой, сакральной осуществляет важные культурные цели. Эпиграф может решать и полемические задачи, что происходит, например, в повести «Станционный смотритель».
Именно во времена А.С. Пушкина возникла традиция помещать эпиграф не только перед всем произведением, но и перед каждой его частью. Удачный выбор эпиграфа свидетельствовал о начитанности и образованности автора. Были у А.С. Пушкина и эпиграфы, сочиненные им самим, что позволяло мистифицировать читателя и достигать определенных авторских целей. Поскольку эпиграфы несут большой объем информации, приоткрывают подтекст, внутренний смысл произведения, они являются важным источником для изучения писательских философских и эстетических взглядов.
Прибегая к эпиграфам, Пушкин размыкал границы своего текста и расширял его смысл до мирового масштаба. Писатель часто использовал авторскую правку, однако такое вольное обращение с источниками позволяло выразить более точно основной смысл части или произведения в целом. Таким образом реализовывалась диалогическая функция эпиграфа: введение иной, неавторской точки зрения, а также создание образа автора.
В поэтических текстах писателя эпиграф иногда играл формоопределяющую роль, но в большинстве случаев выполнял информативную функцию. Семантика его основывалась чаще на отношениях согласования, реже - рассогласования, полемики, когда смысл эпиграфа противоречит семантике текста.
Так, например, два эпиграфа ко второй главе романа «Евгений Онегин» содержат внутренний контраст, вступают по отношению друг к другу в полемические отношения. Двойной эпиграф несет содержательную информацию, то есть задает тему, которую подхватывает и развивает последующий текст. А вот эпиграф к «Капитанской дочке» выполняет формоопределяющую функцию, так как содержит ключевые слова, влияющие на формирование стилистической и эмоциональной тональности последующего текста. В произведении Пушкина представлены слова того же семантического и ассоциативного поля, что и в эпиграфе.
У Пушкина мы также можем выделить характерологические, или характерообразующие, эпиграфы, которые выявляют личность персонажа. Это эстетическая функция эпиграфов. Их смысл усложняется за счет соотношения с источником и последующим текстом. Они разворачивают горизонт читательских ожиданий.
Учащиеся, оценивающие значение и значимость эпиграфа, проходят три этапа его осмысления: сначала это восприятие, предварительно ориентирующее читателя, затем соотнесение эпиграфа с текстом и, наконец, выход на новый уровень понимания, закрепляющий выявленные смыслы и расширяющий границы интерпретации (семантического поля).
Школьники должны понимать, что после разбора названия произведения необходим разговор о значении эпиграфа, ведь он реализует смысловой потенциал текста, которому предшествует. Так, без пословицы «Береги честь смолоду» невозможно ни понять тему и идею «Капитанской дочки», ни объяснить поступки и характеры отдельных персонажей: Петра Гринева, Емельяна Пугачева, Маши Мироновой, Швабрина и многих других, поскольку большинство эпизодов романа связаны с понятиями чести и бесчестия, подлости, лжи, предательства. Каждая глава, снабженная иногда двойным, тройным эпиграфом, тоже не может быть интерпретирована с содержательной, концептуальной точки зрения без пояснения эпиграфов. Например, фрагмент из пьесы Я.Б. Княжнина, служащий эпиграфом к первой главе, отсылает нас к решению отца Гринева, который хочет, чтобы сын стал не столичным гвардейцем, а настоящим воином.
В романе «Капитанская дочка» использована целая система эпиграфов, отражающих авторскую точку зрения. Каждый из таких структурных элементов становится свернутым содержанием глав, подчеркивающим их основные мысли. Большая их часть - фольклорные тексты: пословицы, поговорки, отрывки из народных песен. Недаром эпиграфы отражают особый взгляд на события. Эпиграфы становятся ключом к пониманию текста и авторской позиции. Цитаты из произведений XVIII века позволяют отразить дворянскую и крестьянскую систему ценностей и встроить текст романа в мировую литературу. Антитеза «дворяне - народ» становится определяющей в повествовательном плане пушкинского произведения.
Разнообразны функции эпиграфов в романе «Евгений Онегин». Среди них наиболее часто встречается прогнозирующая - так, главе пятой предпослан эпиграф из баллады В.А. Жуковского «Светлана», который указывает на пророческий характер снов героинь. Предсказывая дуэль Онегина и Ленского, эпизод сна находит зеркальное преломление в эпиграфе к главе шестой, который в свою очередь прогнозирует гибель юного поэта. Информирующие читателя эпиграфы к главам второй, четвертой и седьмой позволяют раскрыть содержательный план произведения. Предваряющая функция эпиграфа третьей главы дает представление о характере дальнейших событий. В восьмой главе, вступая в диалог с читателем, автор объясняет отношение к героям, знакомит нас со своими творческими принципами.
Будучи формой присутствия автора в тексте, эпиграфы выражают авторское отношение к событиям и героям, задают тон повествованию. Композиционная роль эпиграфов - предваряющая, дающая намек на дальнейшее развитие действия. Создание широкого культурного фона, формирование метатекста - важнейшая функция пушкинских эпиграфов. Они дают нам также представление о круге чтения автора и его мировоззрении.
Итак, при изучении пушкинского творчества в школе необходимо учитывать, что эпиграфы на равных правах с другими элементами текста участвуют в формировании его идейного и художественного смысла, подготавливают читателя к правильному восприятию и пониманию пушкинских произведений.



1. Алексеев, М.П. Пушкин и мировая литература [Текст] / М.П. Алексеев. - Ленинград: Наука, 1987. - 616 с.
2. Арнольд, И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность [Текст] / И.В. Арнольд. - М.: URSS, 2010. - 443 с.
3. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1986. - 445 с.
4. Бочаров, С.Г. Поэтика Пушкина [Текст] / С.Г. Бочаров. - М.: Наука, 1974. - 207 с.
5. Бродский, Н.Л. «Евгений Онегин». Роман А.С. Пушкина. Пособие для учителей [Текст] / Н.Л. Бродский. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1950. - 408 с.
6. Валгина, Н.С. Теория текста [Текст] / Н.С. Валгина. - М.: Логос, 2004. - 280 с.
7. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика [Текст] / А.Н. Веселовский. - М.: Высшая школа, 1989. - 406 с.
8. Виноградов, В.В. Стиль Пушкина [Текст] / В.В. Виноградов. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1941. - 620 с.
9. Гиллельсон, М.И. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Комментарий. Пособие для учителя [Текст] / М.И. Гиллельсон, И.Б. Мушина. - Л.: Просвещение, 1977. - 192 с.
10. Городецкий, Б.П. Лирика Пушкина. [Текст] / Б.П. Городецкий. - М. - Л.: Издательство Академии наук СССР, 1962. - 468 с.
11. Горшков, А.И. Русская стилистика. Стилистика текста и функциональная стилистика [Текст] / А.И. Горшков. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 367 с.
12. Гуковский, Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля [Текст] / Г.А. Гуковский. - М.: Гослитиздат, 1957. - 414 с.
13. Дегожская, А.С. «Капитанская дочка» в школьном изучении [Текст] / А.С. Дегожская. - М.: Просвещение, 1971. - 127 с.
14. Домашнев, А.И. Интерпретация художественного текста [Текст] / А.И. Домашнев, И. П. Шишкина, Е. А. Гончарова. - М.: Просвещение, 1989. - 204 с.
15. Коровина, В.Я. Пушкин в школе [Текст] / В.Я. Коровина. - М.: РОСТ, 1998. - 365 с.
16. Кощиенко, И.В. Полифункциональность эпиграфа в творчестве А.С. Пушкина: Автореферат дис. ... канд. филол. наук [Текст] / И.В. Кощиенко. - СПб, 2004. - 23 с.
17. Кощиенко, И.В. «Мы в фортеции живем...»: военный человек у А.С. Пушкина (на примере эпиграфов романа «Капитанская дочка») [Текст] / И.В. Кощиенко // Вестник Псковского государственного университета. - 2011. - № 13. - С. 61 - 67.
18. Кощиенко, И.В. К толкованию эпиграфов повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» [Текст] / И.В. Кощиенко // Вестник Псковского государственного университета. - 2016. - № 4. - С. 85 - 98.
19. Красухин, Г.Г. Путеводитель по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка» [Текст]. - М.: Изд-во МГУ, 2006. - 128 с.
20. Кржижановский, С.Д. Искусство эпиграфа [Текст] // С.Д. Кржижановский. Собрание сочинений в пяти томах. Том IV. - СПб.: Симпозиум, 2006. - С. 387 - 415.
21. Кристева, Ю. Бахтин, слово, диалог и роман [Текст] / Ю. Кристева // Французская семиотика. - М.: Прогресс,
2000. - С. 427 - 457.
22. Кузьмина, Н.А. Эпиграф в коммуникативном пространстве художественного текста [Текст] / Н.А. Кузьмина // Вестник Омского университета. - 1997. - Выпуск 2. - С. 60 - 63.
23. Кузьмина, Н.А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка [Текст] / Н.А. Кузьмина. - М.: Книжный дом «Либроком», 2009. - 272 с.
24. Кухаренко, В.А. Интерпретация текста [Текст] / В.А. Кухаренко. - М.: Просвещение, 1988. - 192 с.
25. Литература. 9 класс. В 2 ч. Ч. 2 [Текст] / под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2013. - 383 с.
26. Литературный энциклопедический словарь [Текст] / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. - М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 750 с.
27. Лотман, Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий [Текст] / Ю.М Лотман. - СПб.: Азбука- Аттикус, 2016. - 512 с.
28. Лотман, Ю.М. Идейная структура «Капитанской дочки» [Текст] // Ю.М. Лотман. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. - СПб.: Азбука, Азбука- Аттикус, 2015. - С. 127 - 147.
29. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста. Анализ поэтического текста [Текст] / Ю.М. Лотман. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. - 704 с.
30. Москвин, В.П. Интертекстуальность. Понятийный аппарат. Фигуры, жанры, стили [Текст] / В.П. Москвин. - М.: Либроком, 2013. - 168 с.
31. Набоков, В.В. Комментарий к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». [Текст] / В.В. Набоков. - М.: Интелвак, 1999. - 928 с.
32. Непомнящий, В.С. Из наблюдений над текстом «Евгения Онегина» [Текст] / В.С. Непомнящий // Московский пушкинист: Ежегод. сб. Вып. II. - М.: Наследие, 1996. - С. 135 - 165.
33. Николюкин, А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий [Текст] / А.Н. Николюкин. - М.: Интелвак,
2001. - 1600 с.
34. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] /
С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: ООО «А ТЕМП», 2015. - 896 с.
35. Петрова, Т.С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе [Текст] / Т.С. Петрова. - М.: Московский Лицей, 2002. - 152 с.
36. Пушкин, А.С. Сочинения в трех томах. Том I [Текст] / А.С. Пушкин. - М.: Художественная литература, 1955. - 511 с.
37. Пушкин, А.С. Сочинения в трех томах. Том II [Текст] / А.С. Пушкин. - М.: Художественная литература, 1955. - 503 с.
38. Пушкин, А.С. Сочинения в трех томах. Том III [Текст] / А.С. Пушкин. - М.: Художественная литература, 1955. - 621 с.
39. Пушкин, А.С. Полное собрание сочинений: В 10 т. Т. 6. Художественная проза [Текст] / А.С. Пушкин. - Л.: Наука, 1978. - 575 с.
40. Русский язык. 9 класс [Текст] / Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. - М.: Дрофа, 2016. - 270 с.
41. Сайтанов, В.А. Неточные переводы [Текст] - В.А. Сайтанов // Временник Пушкинской комиссии. Вып. 24. - СПб.: Наука, 1991. - С. 177 - 180.
42. Степанов, Н.Л. Лирика Пушкина [Текст] / Н.Л. Степанов. - М.: Художественная литература, 1973. - 368 с.
43. Томашевский, Б.В. Пушкин и Франция [Текст] / Б.В. Томашевский. - Л.: Сов. писатель, 1960. - 499 с.
44. Фефилова, Г.Э. Литература. 9 класс: I полугодие: планы- конспекты уроков[Текст] / Г. Э. Фефилова. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 216 с.
45. Халабаджах, И.М. Литература. 8 класс: I полугодие: планы-конспекты уроков [Текст] / И.М. Халабаджах. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 146 с.
46. Храмченков, А.Г. Эпиграф как особый вид цитации [Текст] / А.Г. Храмченков // Взаимодействие структурного и функционально-стилистического аспектов языка. - Минск: Изд-во БГУ, 1983. - С. 203 - 214.
47. Цуканова, Е.М. Семантическая связь эпиграфа с текстом: Дис. ... канд. филол. наук [Текст] / Е.М. Цуканова. - Орел, 2003. - 160 с.
48. Шкловский, В.Б. Заметки о прозе русских классиков [Текст] / В.Б. Шкловский. - М.: Сов. писатель, 1953. - 324 с.
49. Шкловский, В.Б. Повести о прозе. Размышления и разборы. В 2 т. Том 2 [Текст] / В.Б. Шкловский. - М.: Художественная литература, 1966. - 464 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ