Прокурорский надзор в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов
|
Введение 2
Глава I. Понятие и система средств реагирования прокурора на выявляемые правонарушения в области охраны окружающей среды 9
§1.Понятие правовых средств реагирования прокурора на выявляемые правонарушения в области охраны окружающей среды 9
§2.Система мер прокурорского реагирования и их общая характеристика 17
§3. Анализ деятельности природоохранных прокуратур с 2011 по 2015 гг...25.
Глава П.Оценка осуществляемой надзорной деятельности в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов 39
§1. Проблемы совершенствования прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства 39
§2. Понятие, задачи и пределы прокурорского надзора за соблюдением земельных прав граждан как одного из приоритетных направлений в деятельности прокуратуры 47
§2.Типовые нарушения, выявляемые прокурорами при осуществлении надзорной деятельности за соблюдением земельных прав граждан 55
Заключение 67
Список использованной литературы 73
Приложения 82
Глава I. Понятие и система средств реагирования прокурора на выявляемые правонарушения в области охраны окружающей среды 9
§1.Понятие правовых средств реагирования прокурора на выявляемые правонарушения в области охраны окружающей среды 9
§2.Система мер прокурорского реагирования и их общая характеристика 17
§3. Анализ деятельности природоохранных прокуратур с 2011 по 2015 гг...25.
Глава П.Оценка осуществляемой надзорной деятельности в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов 39
§1. Проблемы совершенствования прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства 39
§2. Понятие, задачи и пределы прокурорского надзора за соблюдением земельных прав граждан как одного из приоритетных направлений в деятельности прокуратуры 47
§2.Типовые нарушения, выявляемые прокурорами при осуществлении надзорной деятельности за соблюдением земельных прав граждан 55
Заключение 67
Список использованной литературы 73
Приложения 82
Актуальность темы исследования. Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности, затронувших становление устойчивого развития не только Российской Федерации, но и большинства зарубежных стран.
Признав экологический статус личности, российское государство укрепило свои позиции в построении правового пространства. Закрепление субъективных экологических прав позволяет говорить о демократизации права, стимулировании роста самосознания граждан, экологического сознания и культуры. Такое признание способствует вовлечению граждан в процессы охраны окружающей среды, активизирует деятельность государства в данной сфере, так как реализация закреплённого в Конституции права на благоприятную окружающую среду, иных экологических прав предполагает возможность требовать должного поведения от других субъектов, прежде всего от уполномоченных государственных органов при наличии высокой степени нарушений прав граждан в экологической сфере, широкого круга распространения правонарушений, допускаемых как в нормотворческой, так и в правоприменительной деятельности, как правило затрагивающих одновременно права значительного количества лиц.
С учётом жизненно значимой потребности общества и государства в защите и сохранении окружающей среды абсолютно справедливо говорить, что в современных реалиях ключевое значение имеет организация одного из важнейших и первостепенных направлений деятельности прокуратуры на основе "теории приоритетов организации и деятельности органов прокуратуры"-, грамотно выстроенного прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Ни одна
ДАшурбеков Т.А. Правовые и организационные основы надзорной и иной функциональной деятельности прокуратуры в сфере национальной безопасности: автореф.дис. ... д-ра юрид.наук.- М.,2009-68с. правоохранительная система, ни один государственный институт в своей деятельности не включает в себя такое многообразное, многоканальное воздействие на происходящие процессы, как прокуратура.
Основные статические данные о деятельности прокуратуры различных субъектов, представленные на официальных сайтах прокуратур, позволяют отметить, что с каждым годом возрастают показатели рассматриваемой деятельности российской прокуратуры, за которой, безусловно, стоит и накопленный годами опыт и увеличение интенсивности выполнения трудовых функций сотрудниками прокуратуры, однако, говорить о достаточной эффективности проводимой работы в наши дни преждевременно, поскольку на сегодняшний день «цифры» стали едва ли не основным показателем профессиональной пригодности специалистов в правоохранительной и контрольно-надзорной сферах; зачастую выпадают из поля зрения причины и условия выявленных правонарушений, не устранение которых во многом предопределяют последующий рост статистических данных. Кроме того, логическим продолжением надзорной деятельности является участие прокуроров в судебных инстанциях, которое далеко не всегда завершается результативным исходом, что напрямую отражается на эффективности всей природоохранной деятельности. Имеются также недостатки в аналитической и в методической работе, без которых трудно выделить действительно первостепенные направления надзора, акцентировать на них внимание и найти пути устранения низкого качества надзорных мероприятий.
Таким образом, в связи с необходимостью укрепления современной системы управления окружающей средой, которая соответствовала бы новым, постоянно меняющимся экономическим и социальным реалиям, способствовала рациональному использованию природных ресурсов и предотвращению деградации качества окружающей среды, обеспечению баланса между экологическими и экономическими интересами, обеспечению прав и интересов государства, частных лиц и компаний окружающей среды, которая своевременно адаптировалась к быстрому изменению нормативной базы, с недопустимостью подмены одних государственных органов другими представляется необходимым проанализировать показатели природоохранной деятельности прокуратуры на протяжении последних 5 лет, рассмотреть прокурорский надзор за соблюдением земельных прав граждан в качестве одного из приоритетных направлений надзорной деятельности, определить типичные недостатки и выявить конкретные факторы, снижающие ее эффективность, а также сформулировать перечень наиболее важных и результативных мер, направленных на улучшение работы органов прокуратуры в рассматриваемой сфере в целях повышения эффективности природоохранной деятельности, соблюдения экологических прав граждан, рационального использования природных ресурсов.
Вышеизложенное обусловило выбор темы диссертационного исследования и определило её актуальность.
Степень научной разработанности темы. Начало 90-х годов ознаменовано периодом, когда под воздействием назревших потребностей практики, начали проводиться серьезные исследования различного круга вопросов, связанного с определением места и роли органов прокуратуры в укреплении законности в экологической сфере, появились работы методического характера, первоочередной целью которых было оказание помощи работникам прокуратуры в грамотном построении и осуществлении прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства и расследовании преступлений (В.И. Рохлин, В.И. Пинчук, В.М. Сердюк «Расследование и прокурорский надзор по фактам нарушения природоохранного законодательства» (Ленинград, 1991), А.Н. Борецкий, Т.А. Диканова, Н.А. Коровина «Правовое регулирование контроля и надзора за исполнением законодательства об охране на водном транспорте» (М.,1995) и ряд других). Однако, с течением времени, изменением законодательства, общественных и правовых отношений, вопросы, касающиеся реализации прокурорского надзора в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов как в целом, так и отдельных направлений стали востребованными на диссертационном уровне: Винокуров А.Ю. «Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства» (2000г.), «Проблемы совершенствования природоохранной деятельности прокуратуры РФ» (2006г.), Дарбинян А.А. «Прокурорский надзор за законностью правовых актов, издаваемых Министерством природных ресурсов и экологии РФ и подведомственными ему федеральными органами» (2013г.), Мирошниченко М.Н «Деятельность прокуратуры по обеспечению исполнения законодательства об охране земель в промышленном регионе» (2009г.), Пустовалова О.А. «Совершенствование прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства» (2011г.), Шерснева Е.Ю. «Прокурорский надзор за исполнением законов об охране и защите лесов» (2014г.).
Объектом исследования выступают правоотношения, складывающиеся в процессе организации и осуществления органами прокуратуры надзорной деятельности в сфере охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, соблюдения земельных прав граждан. Предметом исследования является деятельность органов прокуратуры по осуществлению надзора; проблемы, связанные с обеспечением эффективности реализации полномочий прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на всех стадиях надзорного процесса.
Целью исследования является анализ деятельности прокуратур в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования, разработка системы теоретических положений и практических рекомендаций, основных направлений совершенствования осуществляемого надзора, определение форм и методов работы, приносящих лучшие результаты в части укрепления законности.
Достижение поставленной цели предопределило решение следующих основных задач исследования:
-акцентирование внимания на роли общественно значимой деятельности прокуроров по охране природных ресурсов РФ, оздоровления окружающей среды и обеспечения гарантированных Конституцией экологических прав граждан путем раскрытия содержания понятия «правовые средства реагирования прокурора», определения специфической роли прокуратуры;
-определение места прокурорского надзора за соблюдением земельных прав граждан в деятельности органов прокуратуры, формулирование соответствующего понятия; рассмотрение целей и пределов осуществляемой деятельности;
-анализ состояния природоохранной деятельности прокуратуры и рассмотрение типичных нарушений, выявляемых органами прокуратуры при надзорной деятельности в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, в том числе и в сфере земельных правоотношений;
-раскрытие отличительных признаков природоохранной деятельности прокуратуры от деятельности иных органов с близкой компетенцией;
-установление факторов, снижающих эффективность выполнения сотрудниками прокуратуры возложенных на них функций, определение практических проблем;
- определение и раскрытие основных путей совершенствования прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства;
-обоснование необходимости активизации природоохранной деятельности прокуратуры путем разработки ключевых направлений такой деятельности.
Нормативную основу исследования составили: Конституция РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, приказы и указания Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Теоретическую основу исследования составили труды ведущих ученых в области конституционного права, прокурорского надзора, экологического и земельного права: А.И. Алексеева, А.Д. Берензона, В.Г. Бессарабова, С.А. Боголюбова, М.М. Бринчука, Ю.Е. Винокурова, Н.В.Витрука, М.В. Гадиятовой, А.К. Голиченкова, О.Л. Дубовик, Е.Р. Ергашева, Ю.Г. Жарикова, Б.В.Коробейникова, П.Н. Кудрявцева, Н.И. Краснова, О.И. Красова, В.И. Шинда, А.А.Чувилева и др.
Структура диссертационной работы. Структура и объем работы обусловлены целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка использованных нормативных актов и литературы, приложения.
Признав экологический статус личности, российское государство укрепило свои позиции в построении правового пространства. Закрепление субъективных экологических прав позволяет говорить о демократизации права, стимулировании роста самосознания граждан, экологического сознания и культуры. Такое признание способствует вовлечению граждан в процессы охраны окружающей среды, активизирует деятельность государства в данной сфере, так как реализация закреплённого в Конституции права на благоприятную окружающую среду, иных экологических прав предполагает возможность требовать должного поведения от других субъектов, прежде всего от уполномоченных государственных органов при наличии высокой степени нарушений прав граждан в экологической сфере, широкого круга распространения правонарушений, допускаемых как в нормотворческой, так и в правоприменительной деятельности, как правило затрагивающих одновременно права значительного количества лиц.
С учётом жизненно значимой потребности общества и государства в защите и сохранении окружающей среды абсолютно справедливо говорить, что в современных реалиях ключевое значение имеет организация одного из важнейших и первостепенных направлений деятельности прокуратуры на основе "теории приоритетов организации и деятельности органов прокуратуры"-, грамотно выстроенного прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Ни одна
ДАшурбеков Т.А. Правовые и организационные основы надзорной и иной функциональной деятельности прокуратуры в сфере национальной безопасности: автореф.дис. ... д-ра юрид.наук.- М.,2009-68с. правоохранительная система, ни один государственный институт в своей деятельности не включает в себя такое многообразное, многоканальное воздействие на происходящие процессы, как прокуратура.
Основные статические данные о деятельности прокуратуры различных субъектов, представленные на официальных сайтах прокуратур, позволяют отметить, что с каждым годом возрастают показатели рассматриваемой деятельности российской прокуратуры, за которой, безусловно, стоит и накопленный годами опыт и увеличение интенсивности выполнения трудовых функций сотрудниками прокуратуры, однако, говорить о достаточной эффективности проводимой работы в наши дни преждевременно, поскольку на сегодняшний день «цифры» стали едва ли не основным показателем профессиональной пригодности специалистов в правоохранительной и контрольно-надзорной сферах; зачастую выпадают из поля зрения причины и условия выявленных правонарушений, не устранение которых во многом предопределяют последующий рост статистических данных. Кроме того, логическим продолжением надзорной деятельности является участие прокуроров в судебных инстанциях, которое далеко не всегда завершается результативным исходом, что напрямую отражается на эффективности всей природоохранной деятельности. Имеются также недостатки в аналитической и в методической работе, без которых трудно выделить действительно первостепенные направления надзора, акцентировать на них внимание и найти пути устранения низкого качества надзорных мероприятий.
Таким образом, в связи с необходимостью укрепления современной системы управления окружающей средой, которая соответствовала бы новым, постоянно меняющимся экономическим и социальным реалиям, способствовала рациональному использованию природных ресурсов и предотвращению деградации качества окружающей среды, обеспечению баланса между экологическими и экономическими интересами, обеспечению прав и интересов государства, частных лиц и компаний окружающей среды, которая своевременно адаптировалась к быстрому изменению нормативной базы, с недопустимостью подмены одних государственных органов другими представляется необходимым проанализировать показатели природоохранной деятельности прокуратуры на протяжении последних 5 лет, рассмотреть прокурорский надзор за соблюдением земельных прав граждан в качестве одного из приоритетных направлений надзорной деятельности, определить типичные недостатки и выявить конкретные факторы, снижающие ее эффективность, а также сформулировать перечень наиболее важных и результативных мер, направленных на улучшение работы органов прокуратуры в рассматриваемой сфере в целях повышения эффективности природоохранной деятельности, соблюдения экологических прав граждан, рационального использования природных ресурсов.
Вышеизложенное обусловило выбор темы диссертационного исследования и определило её актуальность.
Степень научной разработанности темы. Начало 90-х годов ознаменовано периодом, когда под воздействием назревших потребностей практики, начали проводиться серьезные исследования различного круга вопросов, связанного с определением места и роли органов прокуратуры в укреплении законности в экологической сфере, появились работы методического характера, первоочередной целью которых было оказание помощи работникам прокуратуры в грамотном построении и осуществлении прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства и расследовании преступлений (В.И. Рохлин, В.И. Пинчук, В.М. Сердюк «Расследование и прокурорский надзор по фактам нарушения природоохранного законодательства» (Ленинград, 1991), А.Н. Борецкий, Т.А. Диканова, Н.А. Коровина «Правовое регулирование контроля и надзора за исполнением законодательства об охране на водном транспорте» (М.,1995) и ряд других). Однако, с течением времени, изменением законодательства, общественных и правовых отношений, вопросы, касающиеся реализации прокурорского надзора в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов как в целом, так и отдельных направлений стали востребованными на диссертационном уровне: Винокуров А.Ю. «Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства» (2000г.), «Проблемы совершенствования природоохранной деятельности прокуратуры РФ» (2006г.), Дарбинян А.А. «Прокурорский надзор за законностью правовых актов, издаваемых Министерством природных ресурсов и экологии РФ и подведомственными ему федеральными органами» (2013г.), Мирошниченко М.Н «Деятельность прокуратуры по обеспечению исполнения законодательства об охране земель в промышленном регионе» (2009г.), Пустовалова О.А. «Совершенствование прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства» (2011г.), Шерснева Е.Ю. «Прокурорский надзор за исполнением законов об охране и защите лесов» (2014г.).
Объектом исследования выступают правоотношения, складывающиеся в процессе организации и осуществления органами прокуратуры надзорной деятельности в сфере охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, соблюдения земельных прав граждан. Предметом исследования является деятельность органов прокуратуры по осуществлению надзора; проблемы, связанные с обеспечением эффективности реализации полномочий прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на всех стадиях надзорного процесса.
Целью исследования является анализ деятельности прокуратур в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования, разработка системы теоретических положений и практических рекомендаций, основных направлений совершенствования осуществляемого надзора, определение форм и методов работы, приносящих лучшие результаты в части укрепления законности.
Достижение поставленной цели предопределило решение следующих основных задач исследования:
-акцентирование внимания на роли общественно значимой деятельности прокуроров по охране природных ресурсов РФ, оздоровления окружающей среды и обеспечения гарантированных Конституцией экологических прав граждан путем раскрытия содержания понятия «правовые средства реагирования прокурора», определения специфической роли прокуратуры;
-определение места прокурорского надзора за соблюдением земельных прав граждан в деятельности органов прокуратуры, формулирование соответствующего понятия; рассмотрение целей и пределов осуществляемой деятельности;
-анализ состояния природоохранной деятельности прокуратуры и рассмотрение типичных нарушений, выявляемых органами прокуратуры при надзорной деятельности в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, в том числе и в сфере земельных правоотношений;
-раскрытие отличительных признаков природоохранной деятельности прокуратуры от деятельности иных органов с близкой компетенцией;
-установление факторов, снижающих эффективность выполнения сотрудниками прокуратуры возложенных на них функций, определение практических проблем;
- определение и раскрытие основных путей совершенствования прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства;
-обоснование необходимости активизации природоохранной деятельности прокуратуры путем разработки ключевых направлений такой деятельности.
Нормативную основу исследования составили: Конституция РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, приказы и указания Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Теоретическую основу исследования составили труды ведущих ученых в области конституционного права, прокурорского надзора, экологического и земельного права: А.И. Алексеева, А.Д. Берензона, В.Г. Бессарабова, С.А. Боголюбова, М.М. Бринчука, Ю.Е. Винокурова, Н.В.Витрука, М.В. Гадиятовой, А.К. Голиченкова, О.Л. Дубовик, Е.Р. Ергашева, Ю.Г. Жарикова, Б.В.Коробейникова, П.Н. Кудрявцева, Н.И. Краснова, О.И. Красова, В.И. Шинда, А.А.Чувилева и др.
Структура диссертационной работы. Структура и объем работы обусловлены целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка использованных нормативных актов и литературы, приложения.
Прокуратура - специфический и универсальный орган, основной целью которого в течение трёх веков является обеспечение законности и правопорядка. Концентрация основных усилий и действий работников органов прокуратуры в первую очередь происходит тогда, когда исчерпываются полномочия иных компетентных государственных органов, заостряя при этом внимание на правовой оценке наиболее серьезных правонарушений, которые являют собой угрозу жизни и здоровью людей, затрагивают интересы обширного круга населения.
При исключительной роли прокуратуры особняком встает вопрос о разграничении компетенции органов прокуратуры и разветвленной сети компетентных органов экологического контроля (надзора) для избегания подмены государственными органами друг друга, для четкого выполнения возложенных на каждый орган функций и для неукоснительного обеспечения законности, для недопустимости снижения эффективности усилий прокуратуры в решении присущих только ей задач. Требование о недопустимости подмены прокурорами других органов, содержащееся в ч.2 ст.21 и ч.2 ст.26 Закона о прокуратуре, вызвано необходимостью в четком распределении компетенции между государственными органами, исключении дублирования ими деятельности друг друга и повышении эффективности работы каждого из органов в сфере их исключительного ведения.
Разграничение компетенции можно провести по следующим параметрам: 1) предмет деятельности :прокуратура- надзор за исполнением законов; органы контроля (надзора) -за исполнением как законов, так и подзаконных актов); 2) «законодательные ограничения»: контроль (надзор) специализированных органов касается определенных областей (водные ресурсы, атмосферный воздух, лес, отходы производства и потребления, санитарно-эпидемиологическое благополучие и т.д), то прокуратура подобными ограничениями не обладает; 3) характер надзора за исполнением законов: надзор за исполнением законов- основная функция прокуратуры, а для органов контроля такая функция не является основной.. Исходя из критериев разграничения, представляется целесообразным, что деятельность органов экологического надзора должна именоваться экологическим контролем (прежняя редакция ст.65 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ряд экологических нормативных актов, действующих в настоящее время).
Обладая специфическим характером осуществляемой работы и рассмотренной отличающейся компетенцией от органов контроля (надзора), правовые средства прокурора можно определить как совокупность надзорных и ненадзорных правовых средств прокурора, применяемых в процессе выявления нарушения закона, являющихся действительным инструментом реализации целей и задач, присущих прокуратуре. Акты прокурорского реагирования, являясь непосредственно частью системы соблюдения законности должны быть своевременными, обладать оперативностью внесения, обоснованностью и адекватностью по отношению к совершаемому правонарушению. Учитывая специфический характер рассматриваемых правоотношений и последствий, вызванных нарушениями, меры реагирования должны сочетать в себе весь арсенал таких характеристик как законность, убедительность, жесткость, комплексность, который направлен на восстановление нарушенных прав государства, общества, граждан и их объединений.
В случае, когда прокурором получена информация о нарушении законодательства об охране окружающей среды, то имеется необходимость строго соблюдения определенного регламента действий, а именно проверить, известно ли органам государственного экологического контроля о совершенном нарушении, предпринимаются ли в связи с этим ими какие- либо действия или имеется намерение их предпринять. В том случае, если эти органы приняли соответствующие меры либо проводят проверку, прокурор должен потребовать предоставления ему информации о результатах предпринятых действий, а проведение проверки взять под свой контроль. При отсутствии достаточной необходимости проведения проверки непосредственно органами прокуратуры, следует стремиться поручать ее проведение контролирующим органам. Целесообразность заключается в том, что вышеуказанные органы обладают своей собственной специализацией, соответственно, в их профессиональном штате имеются квалифицированные специалисты, компетентные в данных вопросах, обладающие арсеналом технических средств, методиками (например, методиками определения содержания вредных веществ в атмосфере, воде, грунте, контроля содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны; выполнения измерений массовой концентрации общего железа в природных и сточных водах; определения их концентрации и распространенности, действующими по оценке экологического ущерба и пр.).
При этом, анализируя состояние законности в экологической сфере, можно выявить наличие недостатков и упущений в деятельности органов, осуществляющих экологический надзор, что приводит к обострению имеющихся проблем, к серьезному ущербу окружающей среде, многочисленным нарушениям прав граждан в этой сфере. Эффективность обеспечения законности в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов определяется качеством идентифицирующих органы прокуратуры актов прокурорского реагирования. Например, к числу недостатков можно отнести: отсутствие в названии представления закона, который был нарушен, неуказание ссылок на конкретные нормы нарушенного закона, размытая формулировка требований в резолютивной части.
За невыполнение законных требований прокурора устанавливается ответственность (ст. 17.7 КоАП РФ), которая подчеркивает обязательность исполнения требований прокурора., характеризуется умыслом и может быть выражена как в активном действии, так и в бездействии граждан, должностных лиц, обязанных исполнять требования указанных лиц. С учетом характера и степени общественной опасности неисполнения законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий (в результате неисполнения требований прокурора вред может быть весьма значительным, могут существенно пострадать интересы граждан, а также связанные с ними интересы общества и государства в сфере экологических отношений) представляется, что верхний предел санкции должен быть увеличен. Повышение санкций позволит суду при рассмотрении дела о неисполнении законных требований прокурора учесть при назначении наказания степень общественной опасности соответствующего правонарушения, будет способствовать и активизации возбуждения прокурорами дел об административных правонарушениях в связи с неисполнением их законных требований, поскольку, как показали результаты интервьюирования прокурорских работников, в отдельных случаях неисполнения их законных требований такие дела не возбуждаются именно в связи с низкими размерами установленных в ст. 17.7. КоАП РФ санкций.
Необходимо заметить, что прокурорским работникам необходимо проводить системную проработку широкого спектра вопросов, касающихся экологической безопасности: нарушения лесного, водного законодательства, промышленной безопасности, загрязнение почвы, атмосферного воздуха и т.д, то есть практика прокурорского надзора должна постоянно анализироваться и совершенствоваться с учетом насущных государственных задач, изменений в законодательстве, обращая внимания на показатели экологической ситуации на национальном и международном уровнях, делая больший акцент на проведение должной аналитической работы. Помимо улучшения в области проведения аналитической работы, основными направлениями повышения эффективности деятельности прокуратуры по обеспечению законности в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсах видится в следующем:
а) совершенствовать порядок внесения актов прокурорского надзора, активно применять все средства и акты реагирования; повысить остроту прокурорского реагирования; модернизировать структуру и повысить качество актов прокурорского реагирования; как следствие усилить контроль со стороны прокуроров за исполнением требований, находящихся в актах реагирования;
б) проводить комплексный и многоуровневый анализ практики реагирования, мониторинг законодательства и правоприменительной практики, выражающиеся в выполнении аналитической работы по изучению действующего законодательства и принимаемых на его основе нормативно¬правовых актов, сопоставлении их правовых положений с уже принятыми актами и в принятии соответствующих мер в случае выявления противоречий;
в) активно участвовать в антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов, используя специализированное средство (акт) прокурорского реагирования как «требование »; в системе, направленной не только на противодействие коррупции как постфактум, но и на устранение порождающих ее причин;
г) развивать применяемые в органах прокуратуры формы обучения, включая индивидуальную учебу, проведение зональных тематических семинаров, повышение квалификации в вышестоящих прокуратурах, обучение в региональных учебных центрах и институтах повышения квалификации;
д) расширять сеть природоохранных прокуратур, специализированных органов, отличающихся большей компетентностью в осуществлении прокурорского надзора в сфере охраны окружающей среды за счет целенаправленной специализации кадровых работников, большей эффективностью взаимодействия с контролирующими органами в решение экологической безопасности населения
Глобальные изменения в Земельном Кодексе РФ в качестве одного из приоритетных направлений прокурорского надзора позволяет выделить прокурорский надзор за соблюдением земельных прав граждан. Акцентирование на данном сегменте работы органами прокуратуры видится еще в закрепленном конституционном положении (ч.1 ст.9 Конституции РФ) земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ, и ее рациональное использование и надлежащая охрана способны обеспечить жизненно важные потребности российских граждан и государства в условиях нестабильности экономических и политических направлений. Основные правонарушения, выявляемые прокурорами при осуществлении надзорной деятельности за соблюдением земельных прав граждан были рассмотрены в данной магистерской работе.
В свете истощения природных ресурсов, обязанности сохранить ресурсный капитал и капитал окружающей среды для будущих поколений можно охарактеризовать природоохранную деятельность российской прокуратуры как многогранную, специфическую, присущую именно этой важнейшей системе государственных органов деятельность, основная цель которой лежит в плоскости укрепления законности в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, направленную на оздоровление окружающей среды, обеспечения экологической безопасности государства, стимулирования улучшений экологического поведения предприятий и частных лиц.
При исключительной роли прокуратуры особняком встает вопрос о разграничении компетенции органов прокуратуры и разветвленной сети компетентных органов экологического контроля (надзора) для избегания подмены государственными органами друг друга, для четкого выполнения возложенных на каждый орган функций и для неукоснительного обеспечения законности, для недопустимости снижения эффективности усилий прокуратуры в решении присущих только ей задач. Требование о недопустимости подмены прокурорами других органов, содержащееся в ч.2 ст.21 и ч.2 ст.26 Закона о прокуратуре, вызвано необходимостью в четком распределении компетенции между государственными органами, исключении дублирования ими деятельности друг друга и повышении эффективности работы каждого из органов в сфере их исключительного ведения.
Разграничение компетенции можно провести по следующим параметрам: 1) предмет деятельности :прокуратура- надзор за исполнением законов; органы контроля (надзора) -за исполнением как законов, так и подзаконных актов); 2) «законодательные ограничения»: контроль (надзор) специализированных органов касается определенных областей (водные ресурсы, атмосферный воздух, лес, отходы производства и потребления, санитарно-эпидемиологическое благополучие и т.д), то прокуратура подобными ограничениями не обладает; 3) характер надзора за исполнением законов: надзор за исполнением законов- основная функция прокуратуры, а для органов контроля такая функция не является основной.. Исходя из критериев разграничения, представляется целесообразным, что деятельность органов экологического надзора должна именоваться экологическим контролем (прежняя редакция ст.65 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ряд экологических нормативных актов, действующих в настоящее время).
Обладая специфическим характером осуществляемой работы и рассмотренной отличающейся компетенцией от органов контроля (надзора), правовые средства прокурора можно определить как совокупность надзорных и ненадзорных правовых средств прокурора, применяемых в процессе выявления нарушения закона, являющихся действительным инструментом реализации целей и задач, присущих прокуратуре. Акты прокурорского реагирования, являясь непосредственно частью системы соблюдения законности должны быть своевременными, обладать оперативностью внесения, обоснованностью и адекватностью по отношению к совершаемому правонарушению. Учитывая специфический характер рассматриваемых правоотношений и последствий, вызванных нарушениями, меры реагирования должны сочетать в себе весь арсенал таких характеристик как законность, убедительность, жесткость, комплексность, который направлен на восстановление нарушенных прав государства, общества, граждан и их объединений.
В случае, когда прокурором получена информация о нарушении законодательства об охране окружающей среды, то имеется необходимость строго соблюдения определенного регламента действий, а именно проверить, известно ли органам государственного экологического контроля о совершенном нарушении, предпринимаются ли в связи с этим ими какие- либо действия или имеется намерение их предпринять. В том случае, если эти органы приняли соответствующие меры либо проводят проверку, прокурор должен потребовать предоставления ему информации о результатах предпринятых действий, а проведение проверки взять под свой контроль. При отсутствии достаточной необходимости проведения проверки непосредственно органами прокуратуры, следует стремиться поручать ее проведение контролирующим органам. Целесообразность заключается в том, что вышеуказанные органы обладают своей собственной специализацией, соответственно, в их профессиональном штате имеются квалифицированные специалисты, компетентные в данных вопросах, обладающие арсеналом технических средств, методиками (например, методиками определения содержания вредных веществ в атмосфере, воде, грунте, контроля содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны; выполнения измерений массовой концентрации общего железа в природных и сточных водах; определения их концентрации и распространенности, действующими по оценке экологического ущерба и пр.).
При этом, анализируя состояние законности в экологической сфере, можно выявить наличие недостатков и упущений в деятельности органов, осуществляющих экологический надзор, что приводит к обострению имеющихся проблем, к серьезному ущербу окружающей среде, многочисленным нарушениям прав граждан в этой сфере. Эффективность обеспечения законности в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов определяется качеством идентифицирующих органы прокуратуры актов прокурорского реагирования. Например, к числу недостатков можно отнести: отсутствие в названии представления закона, который был нарушен, неуказание ссылок на конкретные нормы нарушенного закона, размытая формулировка требований в резолютивной части.
За невыполнение законных требований прокурора устанавливается ответственность (ст. 17.7 КоАП РФ), которая подчеркивает обязательность исполнения требований прокурора., характеризуется умыслом и может быть выражена как в активном действии, так и в бездействии граждан, должностных лиц, обязанных исполнять требования указанных лиц. С учетом характера и степени общественной опасности неисполнения законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий (в результате неисполнения требований прокурора вред может быть весьма значительным, могут существенно пострадать интересы граждан, а также связанные с ними интересы общества и государства в сфере экологических отношений) представляется, что верхний предел санкции должен быть увеличен. Повышение санкций позволит суду при рассмотрении дела о неисполнении законных требований прокурора учесть при назначении наказания степень общественной опасности соответствующего правонарушения, будет способствовать и активизации возбуждения прокурорами дел об административных правонарушениях в связи с неисполнением их законных требований, поскольку, как показали результаты интервьюирования прокурорских работников, в отдельных случаях неисполнения их законных требований такие дела не возбуждаются именно в связи с низкими размерами установленных в ст. 17.7. КоАП РФ санкций.
Необходимо заметить, что прокурорским работникам необходимо проводить системную проработку широкого спектра вопросов, касающихся экологической безопасности: нарушения лесного, водного законодательства, промышленной безопасности, загрязнение почвы, атмосферного воздуха и т.д, то есть практика прокурорского надзора должна постоянно анализироваться и совершенствоваться с учетом насущных государственных задач, изменений в законодательстве, обращая внимания на показатели экологической ситуации на национальном и международном уровнях, делая больший акцент на проведение должной аналитической работы. Помимо улучшения в области проведения аналитической работы, основными направлениями повышения эффективности деятельности прокуратуры по обеспечению законности в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсах видится в следующем:
а) совершенствовать порядок внесения актов прокурорского надзора, активно применять все средства и акты реагирования; повысить остроту прокурорского реагирования; модернизировать структуру и повысить качество актов прокурорского реагирования; как следствие усилить контроль со стороны прокуроров за исполнением требований, находящихся в актах реагирования;
б) проводить комплексный и многоуровневый анализ практики реагирования, мониторинг законодательства и правоприменительной практики, выражающиеся в выполнении аналитической работы по изучению действующего законодательства и принимаемых на его основе нормативно¬правовых актов, сопоставлении их правовых положений с уже принятыми актами и в принятии соответствующих мер в случае выявления противоречий;
в) активно участвовать в антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов, используя специализированное средство (акт) прокурорского реагирования как «требование »; в системе, направленной не только на противодействие коррупции как постфактум, но и на устранение порождающих ее причин;
г) развивать применяемые в органах прокуратуры формы обучения, включая индивидуальную учебу, проведение зональных тематических семинаров, повышение квалификации в вышестоящих прокуратурах, обучение в региональных учебных центрах и институтах повышения квалификации;
д) расширять сеть природоохранных прокуратур, специализированных органов, отличающихся большей компетентностью в осуществлении прокурорского надзора в сфере охраны окружающей среды за счет целенаправленной специализации кадровых работников, большей эффективностью взаимодействия с контролирующими органами в решение экологической безопасности населения
Глобальные изменения в Земельном Кодексе РФ в качестве одного из приоритетных направлений прокурорского надзора позволяет выделить прокурорский надзор за соблюдением земельных прав граждан. Акцентирование на данном сегменте работы органами прокуратуры видится еще в закрепленном конституционном положении (ч.1 ст.9 Конституции РФ) земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ, и ее рациональное использование и надлежащая охрана способны обеспечить жизненно важные потребности российских граждан и государства в условиях нестабильности экономических и политических направлений. Основные правонарушения, выявляемые прокурорами при осуществлении надзорной деятельности за соблюдением земельных прав граждан были рассмотрены в данной магистерской работе.
В свете истощения природных ресурсов, обязанности сохранить ресурсный капитал и капитал окружающей среды для будущих поколений можно охарактеризовать природоохранную деятельность российской прокуратуры как многогранную, специфическую, присущую именно этой важнейшей системе государственных органов деятельность, основная цель которой лежит в плоскости укрепления законности в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, направленную на оздоровление окружающей среды, обеспечения экологической безопасности государства, стимулирования улучшений экологического поведения предприятий и частных лиц.
Подобные работы
- Прокурорский надзор в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ
В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Уголовная ответственность за незаконную добычу водных животных и незаконную охоту (по материалам Уральского федерального округа)
Диссертации (РГБ), . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Правовые основы осуществления надзорно-контрольной деятельности в сфере ведения охотничьего хозяйства
Бакалаврская работа, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Проблемы расследования экологических преступлений
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2021 - ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ (12.00.08)
Диссертации (РГБ), уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Предупреждение экологических правонарушений
Дипломные работы, ВКР, экологическое право. Язык работы: Русский. Цена: 6400 р. Год сдачи: 2005 - ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ (методологические аспекты)
Диссертация , . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



