ЛОКУС КОНТРОЛЯ АГРЕССИВНЫХ ПОДРОСТКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
ЛОКУС КОНТРОЛЯ АГРЕССИВНЫХ ПОДРОСТКОВ 8
1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста 8
1.2. Локус контроля подростков 14
1.3. Причины и особенности проявления агрессивности у
подростков 22
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОКУС
КОНТРОЛЯ АГРЕССИВНЫХ ПОДРОСТКОВ 29
2.1. Организация и методы исследования 29
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных 32
2.3. Рекомендации родителям и подросткам по коррекции локуса
контроля 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
ЛОКУС КОНТРОЛЯ АГРЕССИВНЫХ ПОДРОСТКОВ 8
1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста 8
1.2. Локус контроля подростков 14
1.3. Причины и особенности проявления агрессивности у
подростков 22
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОКУС
КОНТРОЛЯ АГРЕССИВНЫХ ПОДРОСТКОВ 29
2.1. Организация и методы исследования 29
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных 32
2.3. Рекомендации родителям и подросткам по коррекции локуса
контроля 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что проблема агрессивного поведения детей, в частности подросткового возраста, является одной из наиболее активно обсуждаемых в современном обществе.
Каждый возрастной этап в развитии человека имеет свои индивидуальные особенности. Но нужно отметить, что подростковый возраст занимает особое место в психологии. Этот возраст, представляющий собой период становления личности, является одним из самых сложных из детских лет, так как именно в нем происходит переход ребенка от детства к взрослой жизни.
Подростковый возраст характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. Этот возраст в развитии ребенка является переломным и особенно трудным и для взрослых, и для самих подростков, по утверждению многих психологов. В основе такой оценки лежит обилие критических, психологических и физиологических состояний, объективно возникающих в процессе развития, которые иногда именуются «критическими периодами детства».
Проблема локуса контроля давно изучается в философии, социологии, психологии при рассмотрении вопросов, так или иначе затрагивающих способности человека управлять своими поступками, поведением и т.д. В подростковом возрасте важную роль играет локус контроля, так как именно в этом возрасте у подростков формируется адекватное отношение к себе, а так же усиливается субъективный контроль ситуаций.
Разработкой проблемы локус контроля занимались такие отечественные и зарубежные ученые, как Е.Ф. Бажинов, С.А. Голынкина, К. Муздыбаев, С.Р. Пантилеев, А.А. Реан, Д.Б. Роттер, Б. Спиноза, В.В. Столин З. Фрейд, Т.Д. Шевеленкова, и др.
Изучив и проанализировав различные подходы к определению феномена «локус контроля», в нашем исследовании мы опираемся на определение данное Джулианом Роттером: «Локус контроля - это характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи только внутренним, либо только внешним факторам» [16, с. 280].
Анализ основных теоретических подходов к изучению локуса контроля личности позволяет нам прийти к тому, что он рассматривается как психологический фактор, характеризующий склонность человека атрибутировать ответственность за происходящие в жизни события и результаты своей деятельности либо внешними обстоятельствами, либо своими индивидуальными особенностями, способностями и возможностями.
Так, подростки с внутренним локус контролем (интерналы) характеризуются прежде всего эмоциональной стабильностью, но потребность в достижении у них имеет тенденцию к повышению, связанную с увеличением значений личностной и реактивной тревожности, что является предпосылкой для возможной большей фрустрированности и меньшей стрессоустойчивости в случаях серьезных неудач. Подростки с внешним локус контролем (экстерналы), характеризуются эмоциональной нестабильностью. Подростки-экстерналы нередко избыточно тревожны и подвержены неоправданной фрустрации, неуверенные как в своих способностях в целом, так и в отдельных своих возможностях, нуждаются в одобрении и поддержке окружающих.
Внутренние и внешние факторы локус контроля отражаются в поведении детей, а, в частности, в агрессивных проявлениях поведения подростков. В тоже время, при агрессивном поведении у подростка может доминировать как внешний, так и внутренний локус контроля. Такое явление как агрессивность характерно для подросткового возраста и в настоящее время активно изучается в психологии и педагогике.
В отечественной психолого-педагогической литературе проблемой агрессивного поведения занимались такие ученые, как: Г.М. Андреева, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Знаков, С.В. Еникополова, М.М. Кольцова, Т.А. Комиссаренко, Н.Д. Левитон, В.С. Мухина, Г. Парренс, Л.М. Семенюк и другие. Исследованием проблемы агрессивности в подростковом возрасте занимались такие ученые как: С.Я. Беличева, П.П. Бельский, И.А. Невский, С.Ф. Сироткин и др.
Анализируя различные подходы к понятию агрессивности, в своей работе мы исходили из определения, которое дано в психологическом словаре под редакцией Зинченко А.М., которая под данным определением понимает: «Мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности)» [36, с. 260].
Этот феномен включает в себя такие личностные особенности как мстительность, нетерпимость к чужому мнению, подозрительность, вспыльчивость, обидчивость, неуступчивость, наступательность,
бескомпромиссность и другие.
Психологами достаточно глубоко изучается проблема локус контроля личности, в том числе подросткового возраста, в зависимости от индивидуальных особенностей личности. Однако, по нашему мнению, недостаточно исследованным является локус контроля занимающихся и не занимающихся различными видами спорта подростков с разным уровнем агрессивности.
Исходя из вышесказанного, проблему исследования, можно сформулировать следующим образом: какова особенность локуса контроля подростков с разным уровнем агрессивности?
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: локус контроля подростков.
Предмет: локус контроля агрессивных подростков.
Гипотеза исследования: Существуют различия в локус контроля у подростков с разным уровнем агрессивности, а именно: с уровнем агрессивности выше нормы доминирует внешний локус контроля, с уровнем агрессивности в пределах и ниже нормы доминирует внутренний локус контроля.
В соответствии с проблемой и гипотезой определим задачи исследования:
1) изучить разработанность в психологической литературе проблемы локус контроля и агрессивности подростков;
2) проанализировать локус контроля подростков;
3) определить причины агрессивного поведения подростков,
особенности его проявления;
4) определить особенности локус контроля у занимающихся и не занимающихся спортом подростков с разным уровнем агрессивности;
5) разработать рекомендации родителям и подросткам по коррекции локус контроля.
Теоретико-методологическая основа исследования включает: базовые положения психологической теории «социального научения» (Дж. Роттер); исследования в области локуса контроля (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинг); теории о природе и механизмах агрессии (А. Адлер, А. Бандура, Л. Берковитц, З. Фрейд); концепции агрессии и агрессивности (А.А.Реан, И.А.Фурманов); концепция деструктивной агрессии (А.А. Можгинский).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1) теоретические: анализ, сравнение и обобщение психологической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: психодиагностический (тестирование);
3) методы количественной и качественной обработки результатов исследования (математическая обработка данных проводилась с помощью пакетов статистических программ «SPSS» критерии Крускала-Уолиса);
4) методы анализа и интерпретации данных.
В качестве диагностического инструментария использовались следующие методики: Методика «Диагностика агрессивности»
Басса-Дарки (дифференцирует проявления агрессии и враждебности, изучает типы реакций), Методика «Локус контроль» Дж. Роттера (выявляет типы локус контроля).
Практическая значимость проведенного исследования: полученные результаты и выводы могут использоваться в работе психологической службы и учителей школ с целью профилактической и коррекционной работыс подростками, которые имеют внешний и внутренний локус контроля. Разработанные рекомендации по коррекции локуса контроля могут способствовать переориентации подростков на значимость своих собственных знаний и умений.
Исследование проводилось на базе «Краснояружской средней общеобразовательной школы №2».В исследовании принимали участие 70 школьников подросткового возраста 8-9 классов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения, списка используемой литературы, приложения. Библиографический список включает 60 наименований. Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 52 страницы.
Каждый возрастной этап в развитии человека имеет свои индивидуальные особенности. Но нужно отметить, что подростковый возраст занимает особое место в психологии. Этот возраст, представляющий собой период становления личности, является одним из самых сложных из детских лет, так как именно в нем происходит переход ребенка от детства к взрослой жизни.
Подростковый возраст характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. Этот возраст в развитии ребенка является переломным и особенно трудным и для взрослых, и для самих подростков, по утверждению многих психологов. В основе такой оценки лежит обилие критических, психологических и физиологических состояний, объективно возникающих в процессе развития, которые иногда именуются «критическими периодами детства».
Проблема локуса контроля давно изучается в философии, социологии, психологии при рассмотрении вопросов, так или иначе затрагивающих способности человека управлять своими поступками, поведением и т.д. В подростковом возрасте важную роль играет локус контроля, так как именно в этом возрасте у подростков формируется адекватное отношение к себе, а так же усиливается субъективный контроль ситуаций.
Разработкой проблемы локус контроля занимались такие отечественные и зарубежные ученые, как Е.Ф. Бажинов, С.А. Голынкина, К. Муздыбаев, С.Р. Пантилеев, А.А. Реан, Д.Б. Роттер, Б. Спиноза, В.В. Столин З. Фрейд, Т.Д. Шевеленкова, и др.
Изучив и проанализировав различные подходы к определению феномена «локус контроля», в нашем исследовании мы опираемся на определение данное Джулианом Роттером: «Локус контроля - это характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи только внутренним, либо только внешним факторам» [16, с. 280].
Анализ основных теоретических подходов к изучению локуса контроля личности позволяет нам прийти к тому, что он рассматривается как психологический фактор, характеризующий склонность человека атрибутировать ответственность за происходящие в жизни события и результаты своей деятельности либо внешними обстоятельствами, либо своими индивидуальными особенностями, способностями и возможностями.
Так, подростки с внутренним локус контролем (интерналы) характеризуются прежде всего эмоциональной стабильностью, но потребность в достижении у них имеет тенденцию к повышению, связанную с увеличением значений личностной и реактивной тревожности, что является предпосылкой для возможной большей фрустрированности и меньшей стрессоустойчивости в случаях серьезных неудач. Подростки с внешним локус контролем (экстерналы), характеризуются эмоциональной нестабильностью. Подростки-экстерналы нередко избыточно тревожны и подвержены неоправданной фрустрации, неуверенные как в своих способностях в целом, так и в отдельных своих возможностях, нуждаются в одобрении и поддержке окружающих.
Внутренние и внешние факторы локус контроля отражаются в поведении детей, а, в частности, в агрессивных проявлениях поведения подростков. В тоже время, при агрессивном поведении у подростка может доминировать как внешний, так и внутренний локус контроля. Такое явление как агрессивность характерно для подросткового возраста и в настоящее время активно изучается в психологии и педагогике.
В отечественной психолого-педагогической литературе проблемой агрессивного поведения занимались такие ученые, как: Г.М. Андреева, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Знаков, С.В. Еникополова, М.М. Кольцова, Т.А. Комиссаренко, Н.Д. Левитон, В.С. Мухина, Г. Парренс, Л.М. Семенюк и другие. Исследованием проблемы агрессивности в подростковом возрасте занимались такие ученые как: С.Я. Беличева, П.П. Бельский, И.А. Невский, С.Ф. Сироткин и др.
Анализируя различные подходы к понятию агрессивности, в своей работе мы исходили из определения, которое дано в психологическом словаре под редакцией Зинченко А.М., которая под данным определением понимает: «Мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности)» [36, с. 260].
Этот феномен включает в себя такие личностные особенности как мстительность, нетерпимость к чужому мнению, подозрительность, вспыльчивость, обидчивость, неуступчивость, наступательность,
бескомпромиссность и другие.
Психологами достаточно глубоко изучается проблема локус контроля личности, в том числе подросткового возраста, в зависимости от индивидуальных особенностей личности. Однако, по нашему мнению, недостаточно исследованным является локус контроля занимающихся и не занимающихся различными видами спорта подростков с разным уровнем агрессивности.
Исходя из вышесказанного, проблему исследования, можно сформулировать следующим образом: какова особенность локуса контроля подростков с разным уровнем агрессивности?
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: локус контроля подростков.
Предмет: локус контроля агрессивных подростков.
Гипотеза исследования: Существуют различия в локус контроля у подростков с разным уровнем агрессивности, а именно: с уровнем агрессивности выше нормы доминирует внешний локус контроля, с уровнем агрессивности в пределах и ниже нормы доминирует внутренний локус контроля.
В соответствии с проблемой и гипотезой определим задачи исследования:
1) изучить разработанность в психологической литературе проблемы локус контроля и агрессивности подростков;
2) проанализировать локус контроля подростков;
3) определить причины агрессивного поведения подростков,
особенности его проявления;
4) определить особенности локус контроля у занимающихся и не занимающихся спортом подростков с разным уровнем агрессивности;
5) разработать рекомендации родителям и подросткам по коррекции локус контроля.
Теоретико-методологическая основа исследования включает: базовые положения психологической теории «социального научения» (Дж. Роттер); исследования в области локуса контроля (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинг); теории о природе и механизмах агрессии (А. Адлер, А. Бандура, Л. Берковитц, З. Фрейд); концепции агрессии и агрессивности (А.А.Реан, И.А.Фурманов); концепция деструктивной агрессии (А.А. Можгинский).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1) теоретические: анализ, сравнение и обобщение психологической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: психодиагностический (тестирование);
3) методы количественной и качественной обработки результатов исследования (математическая обработка данных проводилась с помощью пакетов статистических программ «SPSS» критерии Крускала-Уолиса);
4) методы анализа и интерпретации данных.
В качестве диагностического инструментария использовались следующие методики: Методика «Диагностика агрессивности»
Басса-Дарки (дифференцирует проявления агрессии и враждебности, изучает типы реакций), Методика «Локус контроль» Дж. Роттера (выявляет типы локус контроля).
Практическая значимость проведенного исследования: полученные результаты и выводы могут использоваться в работе психологической службы и учителей школ с целью профилактической и коррекционной работыс подростками, которые имеют внешний и внутренний локус контроля. Разработанные рекомендации по коррекции локуса контроля могут способствовать переориентации подростков на значимость своих собственных знаний и умений.
Исследование проводилось на базе «Краснояружской средней общеобразовательной школы №2».В исследовании принимали участие 70 школьников подросткового возраста 8-9 классов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения, списка используемой литературы, приложения. Библиографический список включает 60 наименований. Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 52 страницы.
Теоретический анализ зарубежной и отечественной литературы показал, что проблема локус контроля и агрессивности подростков имеет особую актуальность как в российской, так и в зарубежной психологической науке. Это обстоятельство обусловлено, в первую очередь, несомненной значимостью проблемы, так как многие авторы подчеркивают важность локус контроля и агрессивности подростков.
Изучив и проанализировав различные подходы к определению феномена «локус контроля», в нашем исследовании мы опираемся на следующее: «Локус контроля - это характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи только внутренним, либо только внешним факторам» (Джулиан Роттер).
Локус контроля рассматривается как психологический фактор, характеризующий склонность человека атрибутировать ответственность за происходящие в жизни события и результаты своей деятельности либо внешними обстоятельствами, либо своими индивидуальными особенностями, способностями и возможностями.
Локус контроля является проявлением такого качества личности подростка как агрессивность. Для подросткового возраста характерно такое явление как агрессивность. Агрессивность является одним из психологических феноменов, который в настоящее время активно изучается в психологии и педагогике.
Были изучены теоретические аспекты, касающиеся разработанности в психологической литературе проблемы локус контроля и агрессивности подростков. Локус контроля может оказывать прямое влияние на проявление агрессивности у подростков.
Нами было проведено эмпирическое исследование, которое проводилось на базе МОУ «Краснояружская средняя общеобразовательная школа №2» Краснояружского района. Общее количество участников исследования составило 70 человек.
В результате проведенного нами исследования по методики «Локус контроля Дж. Роттера» мы выявили следующее: что 59% - большая часть подростков (41 человек) - имеют внутренний (интерналы) локус контроля, меньшая часть подростков, составляющая 41% (29 человека), имеют внешний (экстерналы) локус контроля.
Таким образом, мы видим, что у подростков доминирует внутренний локус контроля, что свидетельствует о том, что такие подростки склонны быть более независимыми, они чаще всего ориентированы на успех. Данная категория подростков, оставаясь в рамках социально приемлемых способов поведения, направляет свои усилия на достижения власти над средой.
По методике «Диагностика агрессивности Басса-Дарки» были получены следующие результаты: что 48% (34 человек), большая часть подростков имеют уровень выше нормы агрессивности, показатель агрессивности, находящийся в норме, был диагностирован у 26% опрошенных (18 человек), показатель агрессивности, находящийся ниже нормы, был диагностирован у 26% опрошенных подростков (18 человек). Это свидетельствует о том, что в подростковом возрасте дети склонны проявлять агрессивность по отношению к себе, к окружающим и близким людям. Они зачастую грубо выражают своё негативное отношение, обижая тем самым окружающих.
В результате проведенной нами математической обработки данных при помощи непараметрического метода Х-критерия Крускала-Уолиса, который подтвердил статистически значимые различия (р> 0,01) между степенью агрессивности и локус контролем подростков. То есть, наша гипотеза, поставленная в начале исследования, подтвердилась частично, а именно: с уровнем агрессивности выше нормы и в пределах номы доминирует внешний локус контроля, с уровнем агрессивности ниже нормы доминирует внутренний локус контроля.
Изучив и проанализировав различные подходы к определению феномена «локус контроля», в нашем исследовании мы опираемся на следующее: «Локус контроля - это характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи только внутренним, либо только внешним факторам» (Джулиан Роттер).
Локус контроля рассматривается как психологический фактор, характеризующий склонность человека атрибутировать ответственность за происходящие в жизни события и результаты своей деятельности либо внешними обстоятельствами, либо своими индивидуальными особенностями, способностями и возможностями.
Локус контроля является проявлением такого качества личности подростка как агрессивность. Для подросткового возраста характерно такое явление как агрессивность. Агрессивность является одним из психологических феноменов, который в настоящее время активно изучается в психологии и педагогике.
Были изучены теоретические аспекты, касающиеся разработанности в психологической литературе проблемы локус контроля и агрессивности подростков. Локус контроля может оказывать прямое влияние на проявление агрессивности у подростков.
Нами было проведено эмпирическое исследование, которое проводилось на базе МОУ «Краснояружская средняя общеобразовательная школа №2» Краснояружского района. Общее количество участников исследования составило 70 человек.
В результате проведенного нами исследования по методики «Локус контроля Дж. Роттера» мы выявили следующее: что 59% - большая часть подростков (41 человек) - имеют внутренний (интерналы) локус контроля, меньшая часть подростков, составляющая 41% (29 человека), имеют внешний (экстерналы) локус контроля.
Таким образом, мы видим, что у подростков доминирует внутренний локус контроля, что свидетельствует о том, что такие подростки склонны быть более независимыми, они чаще всего ориентированы на успех. Данная категория подростков, оставаясь в рамках социально приемлемых способов поведения, направляет свои усилия на достижения власти над средой.
По методике «Диагностика агрессивности Басса-Дарки» были получены следующие результаты: что 48% (34 человек), большая часть подростков имеют уровень выше нормы агрессивности, показатель агрессивности, находящийся в норме, был диагностирован у 26% опрошенных (18 человек), показатель агрессивности, находящийся ниже нормы, был диагностирован у 26% опрошенных подростков (18 человек). Это свидетельствует о том, что в подростковом возрасте дети склонны проявлять агрессивность по отношению к себе, к окружающим и близким людям. Они зачастую грубо выражают своё негативное отношение, обижая тем самым окружающих.
В результате проведенной нами математической обработки данных при помощи непараметрического метода Х-критерия Крускала-Уолиса, который подтвердил статистически значимые различия (р> 0,01) между степенью агрессивности и локус контролем подростков. То есть, наша гипотеза, поставленная в начале исследования, подтвердилась частично, а именно: с уровнем агрессивности выше нормы и в пределах номы доминирует внешний локус контроля, с уровнем агрессивности ниже нормы доминирует внутренний локус контроля.
Подобные работы
- Особенности межличностных отношений подростков склонных к виктимному поведению с различным уровнем субъективного контроля
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЯВЛЕНИЕ СТЫДА У ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2013 - Склонность к отклоняющемуся поведению подростков в контексте детско-родительских взаимоотношений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2022 - ВЗАИМОСВЯЗЬ СМЫСЛО-ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И
АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2015 - Выявление эффективности профилактических занятий по предупреждению агрессивного поведения младших школьников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Тактики руководства и психологическое благополучие сотрудников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - ХАРАКТЕРИСТИКИ УБЕЖДЕНИЙ О ТАБАКОКУРЕНИИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Проблемы буллинга в подростковом возрасте
Контрольные работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2022 - МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В РАЗВИТИИ НАВЫКОВ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



