ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
ЛОКУС КОНТРОЛЯ АГРЕССИВНЫХ ПОДРОСТКОВ 8
1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста 8
1.2. Локус контроля подростков 14
1.3. Причины и особенности проявления агрессивности у
подростков 22
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОКУС
КОНТРОЛЯ АГРЕССИВНЫХ ПОДРОСТКОВ 29
2.1. Организация и методы исследования 29
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных 32
2.3. Рекомендации родителям и подросткам по коррекции локуса
контроля 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что проблема агрессивного поведения детей, в частности подросткового возраста, является одной из наиболее активно обсуждаемых в современном обществе.
Каждый возрастной этап в развитии человека имеет свои индивидуальные особенности. Но нужно отметить, что подростковый возраст занимает особое место в психологии. Этот возраст, представляющий собой период становления личности, является одним из самых сложных из детских лет, так как именно в нем происходит переход ребенка от детства к взрослой жизни.
Подростковый возраст характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. Этот возраст в развитии ребенка является переломным и особенно трудным и для взрослых, и для самих подростков, по утверждению многих психологов. В основе такой оценки лежит обилие критических, психологических и физиологических состояний, объективно возникающих в процессе развития, которые иногда именуются «критическими периодами детства».
Проблема локуса контроля давно изучается в философии, социологии, психологии при рассмотрении вопросов, так или иначе затрагивающих способности человека управлять своими поступками, поведением и т.д. В подростковом возрасте важную роль играет локус контроля, так как именно в этом возрасте у подростков формируется адекватное отношение к себе, а так же усиливается субъективный контроль ситуаций.
Разработкой проблемы локус контроля занимались такие отечественные и зарубежные ученые, как Е.Ф. Бажинов, С.А. Голынкина, К. Муздыбаев, С.Р. Пантилеев, А.А. Реан, Д.Б. Роттер, Б. Спиноза, В.В. Столин З. Фрейд, Т.Д. Шевеленкова, и др.
Изучив и проанализировав различные подходы к определению феномена «локус контроля», в нашем исследовании мы опираемся на определение данное Джулианом Роттером: «Локус контроля - это характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи только внутренним, либо только внешним факторам» [16, с. 280].
Анализ основных теоретических подходов к изучению локуса контроля личности позволяет нам прийти к тому, что он рассматривается как психологический фактор, характеризующий склонность человека атрибутировать ответственность за происходящие в жизни события и результаты своей деятельности либо внешними обстоятельствами, либо своими индивидуальными особенностями, способностями и возможностями.
Так, подростки с внутренним локус контролем (интерналы) характеризуются прежде всего эмоциональной стабильностью, но потребность в достижении у них имеет тенденцию к повышению, связанную с увеличением значений личностной и реактивной тревожности, что является предпосылкой для возможной большей фрустрированности и меньшей стрессоустойчивости в случаях серьезных неудач. Подростки с внешним локус контролем (экстерналы), характеризуются эмоциональной нестабильностью. Подростки-экстерналы нередко избыточно тревожны и подвержены неоправданной фрустрации, неуверенные как в своих способностях в целом, так и в отдельных своих возможностях, нуждаются в одобрении и поддержке окружающих.
Внутренние и внешние факторы локус контроля отражаются в поведении детей, а, в частности, в агрессивных проявлениях поведения подростков. В тоже время, при агрессивном поведении у подростка может доминировать как внешний, так и внутренний локус контроля. Такое явление как агрессивность характерно для подросткового возраста и в настоящее время активно изучается в психологии и педагогике.
В отечественной психолого-педагогической литературе проблемой агрессивного поведения занимались такие ученые, как: Г.М. Андреева, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Знаков, С.В. Еникополова, М.М. Кольцова, Т.А. Комиссаренко, Н.Д. Левитон, В.С. Мухина, Г. Парренс, Л.М. Семенюк и другие. Исследованием проблемы агрессивности в подростковом возрасте занимались такие ученые как: С.Я. Беличева, П.П. Бельский, И.А. Невский, С.Ф. Сироткин и др.
Анализируя различные подходы к понятию агрессивности, в своей работе мы исходили из определения, которое дано в психологическом словаре под редакцией Зинченко А.М., которая под данным определением понимает: «Мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности)» [36, с. 260].
Этот феномен включает в себя такие личностные особенности как мстительность, нетерпимость к чужому мнению, подозрительность, вспыльчивость, обидчивость, неуступчивость, наступательность,
бескомпромиссность и другие.
Психологами достаточно глубоко изучается проблема локус контроля личности, в том числе подросткового возраста, в зависимости от индивидуальных особенностей личности. Однако, по нашему мнению, недостаточно исследованным является локус контроля занимающихся и не занимающихся различными видами спорта подростков с разным уровнем агрессивности.
Исходя из вышесказанного, проблему исследования, можно сформулировать следующим образом: какова особенность локуса контроля подростков с разным уровнем агрессивности?
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: локус контроля подростков.
Предмет: локус контроля агрессивных подростков.
Гипотеза исследования: Существуют различия в локус контроля у подростков с разным уровнем агрессивности, а именно: с уровнем агрессивности выше нормы доминирует внешний локус контроля, с уровнем агрессивности в пределах и ниже нормы доминирует внутренний локус контроля.
В соответствии с проблемой и гипотезой определим задачи исследования:
1) изучить разработанность в психологической литературе проблемы локус контроля и агрессивности подростков;
2) проанализировать локус контроля подростков;
3) определить причины агрессивного поведения подростков,
особенности его проявления;
4) определить особенности локус контроля у занимающихся и не занимающихся спортом подростков с разным уровнем агрессивности;
5) разработать рекомендации родителям и подросткам по коррекции локус контроля.
Теоретико-методологическая основа исследования включает: базовые положения психологической теории «социального научения» (Дж. Роттер); исследования в области локуса контроля (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинг); теории о природе и механизмах агрессии (А. Адлер, А. Бандура, Л. Берковитц, З. Фрейд); концепции агрессии и агрессивности (А.А.Реан, И.А.Фурманов); концепция деструктивной агрессии (А.А. Можгинский).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1) теоретические: анализ, сравнение и обобщение психологической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: психодиагностический (тестирование);
3) методы количественной и качественной обработки результатов исследования (математическая обработка данных проводилась с помощью пакетов статистических программ «SPSS» критерии Крускала-Уолиса);
4) методы анализа и интерпретации данных.
В качестве диагностического инструментария использовались следующие методики: Методика «Диагностика агрессивности»
Басса-Дарки (дифференцирует проявления агрессии и враждебности, изучает типы реакций), Методика «Локус контроль» Дж. Роттера (выявляет типы локус контроля).
Практическая значимость проведенного исследования: полученные результаты и выводы могут использоваться в работе психологической службы и учителей школ с целью профилактической и коррекционной работыс подростками, которые имеют внешний и внутренний локус контроля. Разработанные рекомендации по коррекции локуса контроля могут способствовать переориентации подростков на значимость своих собственных знаний и умений.
Исследование проводилось на базе «Краснояружской средней общеобразовательной школы №2».В исследовании принимали участие 70 школьников подросткового возраста 8-9 классов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения, списка используемой литературы, приложения. Библиографический список включает 60 наименований. Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 52 страницы.
Теоретический анализ зарубежной и отечественной литературы показал, что проблема локус контроля и агрессивности подростков имеет особую актуальность как в российской, так и в зарубежной психологической науке. Это обстоятельство обусловлено, в первую очередь, несомненной значимостью проблемы, так как многие авторы подчеркивают важность локус контроля и агрессивности подростков.
Изучив и проанализировав различные подходы к определению феномена «локус контроля», в нашем исследовании мы опираемся на следующее: «Локус контроля - это характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи только внутренним, либо только внешним факторам» (Джулиан Роттер).
Локус контроля рассматривается как психологический фактор, характеризующий склонность человека атрибутировать ответственность за происходящие в жизни события и результаты своей деятельности либо внешними обстоятельствами, либо своими индивидуальными особенностями, способностями и возможностями.
Локус контроля является проявлением такого качества личности подростка как агрессивность. Для подросткового возраста характерно такое явление как агрессивность. Агрессивность является одним из психологических феноменов, который в настоящее время активно изучается в психологии и педагогике.
Были изучены теоретические аспекты, касающиеся разработанности в психологической литературе проблемы локус контроля и агрессивности подростков. Локус контроля может оказывать прямое влияние на проявление агрессивности у подростков.
Нами было проведено эмпирическое исследование, которое проводилось на базе МОУ «Краснояружская средняя общеобразовательная школа №2» Краснояружского района. Общее количество участников исследования составило 70 человек.
В результате проведенного нами исследования по методики «Локус контроля Дж. Роттера» мы выявили следующее: что 59% - большая часть подростков (41 человек) - имеют внутренний (интерналы) локус контроля, меньшая часть подростков, составляющая 41% (29 человека), имеют внешний (экстерналы) локус контроля.
Таким образом, мы видим, что у подростков доминирует внутренний локус контроля, что свидетельствует о том, что такие подростки склонны быть более независимыми, они чаще всего ориентированы на успех. Данная категория подростков, оставаясь в рамках социально приемлемых способов поведения, направляет свои усилия на достижения власти над средой.
По методике «Диагностика агрессивности Басса-Дарки» были получены следующие результаты: что 48% (34 человек), большая часть подростков имеют уровень выше нормы агрессивности, показатель агрессивности, находящийся в норме, был диагностирован у 26% опрошенных (18 человек), показатель агрессивности, находящийся ниже нормы, был диагностирован у 26% опрошенных подростков (18 человек). Это свидетельствует о том, что в подростковом возрасте дети склонны проявлять агрессивность по отношению к себе, к окружающим и близким людям. Они зачастую грубо выражают своё негативное отношение, обижая тем самым окружающих.
В результате проведенной нами математической обработки данных при помощи непараметрического метода Х-критерия Крускала-Уолиса, который подтвердил статистически значимые различия (р> 0,01) между степенью агрессивности и локус контролем подростков. То есть, наша гипотеза, поставленная в начале исследования, подтвердилась частично, а именно: с уровнем агрессивности выше нормы и в пределах номы доминирует внешний локус контроля, с уровнем агрессивности ниже нормы доминирует внутренний локус контроля.
1. Алашаев, С.Ю. Диагностика локуса контроля личности в асоциальных подростковых группах / С.Ю.Алашаев, С.В. Быков // Социологический журнал. 2006. -С. 18-33.
2. Андрюшина, Л.О. Психологическая профилактика агрессивного поведения школьников-подростков / Л.О. Андрюшина.-Дис. канд. психол. наук. - Тверь, 2003. - 202 с.
3. Арпадьев, Г. Психологические проблемы современных подростков в пространстве информационных технологий /Г. Арпадьев// Развитие личности. 2000. - № 2. - 39 с.
4. Бандура, А. Подростковая агрессия / А. Бандура, Р. Уолтерс. -М.: Владос, 2000. - 512 с.
5. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2002. - 570 с.
6. Бойко, Е.М, Психология и педагогика Е.М. Бойко,
Е.А. Садовникова. - М., 2005. - 108 с.
7. Бокова, О.А. К вопросу о теоретических основах изучения
психологических феноменов ответственности и локуса
контроля/Бокова О.А./Мир науки, культуры, образования, 2014. - 191 с.
8. Бэрон, Р. Ричардсон Д. Агрессия / Р. Ричардсон Д. Бэрон, СПб.: Питер, 2007. - 336 с.
9. Волков, Б.С. Психология подростка: Учебное пособие/ Б.С. Волков. М.: Академический Проект; Таудеамус, 2005.. - 208 с.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова - М: Педагогика, 2006. - 388 с.
11. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. / Учебное пособие для студентов высшего педагогического учебного заведения - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.
12. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии /Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко // - СПб.: Речь, 2006. - 688 с.
13. Гончарова, Т.Н. Взаимосвязь локуса контроля и самоотношения в старшем подростковом возрасте /Т.Н. Гончарова / Психология, социология и педагогика. 2012. - №6 - 191 с.
14. Долинская, Л. В. Особенности самоконтроля поведения подростков / Л. В. Долинская. - М.: Просвещение, 2001. - 238 с.
15. Дубровина, И.В. Возрастная ипедагогическаяпсихология:
И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. Хрестоматия: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Просвещение, 2008. - 67с.
16. Роттер,Дж. Теории социального научения/Дж. Роттер. / - М.: Наука, 2002 - 280с.
17. Елисеев, О.П. Локус контроля: практикум по психологии личности // О. П. Елисеев. - СПб.: Питер, 2003. - 68с.
18. Ильин, Е.П. Психология спорта /Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2008. - 69с.
19. Кисилев, И.Е.Кросс-культурные исследования локуса контроля личности / И.Е. Кисилев, О.В. Чибисова / 2013. № 8. -91 с.
20. Колесов, С.Г. Локус контроля над поведением людей / Колесов С.Г. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. -2012. -№ 6. 276-278 с.
21. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание/И.С. Кон.- М.: 2007. - 335с.
22. Кон, И.С. Психология ранней юности/И.С. Кон.- М.: Просвещение, 2002. - 87с.
23. Кондратьев, М.Ю. Азбука социального психолога-практика/М.Ю. Кондратьев, В.А. Ильин. - М.: ПЕРСЭ, 2007. - 205 с.
24. Крутецкий, В.А. Психология подростка/В.А. Крутецкий ,
В.С. Лухин. - М.: Просвещение, 2005. - 131 с.
25. Крутых, Е.В. Взаимосвязь самоактуализации и локуса контроля личности /Е.В. Крутых// В мире научных открытий. - 2014. - № 5.1 (53). - 520-526 с.
26. Мамедова, Ж.С. Ценностные ориентации личности в контексте временной перспективы. /Ж.С. Мамедова / Гуманитарные и социально-экономические науки. Спецвыпуск «Педагогика» №6 Ростов-на-Дону, издательство РГПУ, 2006. - 121с.
27. Масагутов, Р.М. Детская и подростковая агрессия/Р.М. Масагутов. - М.: Изд-во Омега-Л, 2006. - 159 с.
28. Можгинский, Ю.Б. Агрессивностьдетейи подростков/
Ю.Б. Можгинский. Распознание, лечение, профилактика. - М. «Когито- центр», 2006. - 181 с.
29. Мухина, В.С. Возрастная психология: детство, отрочество,
юность/В.С. Мухина, А.А. Хвостов.Хрестоматия. - М.: Просвещение, 2004. - 75 с.
30. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - М.: гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 87 с.
31. Никитин, А.В. Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте/А.В. Никитин. Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2006. - 173c.
32. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология/Обухова Л.Ф. учебник для вузов. - М.:Высшее образование МГППУ, 2008. - 137 с.
33. Платонова, Н.М. Агрессия у детей и подростков/ Н.М. Платонова. - СПб, 2004. - 64 с.
34. Поликаркина, М.С. К проблеме специфики проявления агрессивности и становления «образа Я» в подростковом возрасте / М.С. Поликаркина // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. - № 2. - С. 81-85.
35. Ольшанский, В. Старшеклассник в изменяющемся
мире/Ольшанский В. Социол. Исслед. // Нар. Образование. 2000. -№3. - 117-120 с.
36. Психологический словарь под редакцией В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.- М.: Педагогика - Пресс 2000. - 260 с.
37. Пчегатлук, А.А. Локус контроля в современной психологии /
А.А. Пчегатлук // Международный студенческий научный вестник. 2015. - № 5-2. - 272 с.
38. Раис, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Раис. СПб.: Питер, 2000. - 228 с.
39. Реан, А.А. Практическая психодиагностика личности / А.А. Реан. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2001. - 83 с.
40. Распономарева, О.В. Агрессия: философские и психиатрические аспекты/Распономарева, О.В. - М., 2001. -91 с.
41. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога/Рогов, Е.И.
- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 384 с.
42. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека/Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект-Пресс, 2006. - 460 с.
43. Сафонов, В.К. Агрессия в спорте. /В.К. Сафонов.- СПб.:Изд. СПбГУ, 2003. - 184 с.
44. Семенюк, Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции»/ Под ред. Д.И. Фельдштейн.
- М.: НПО МОДЭК, 2006. - 96 с.
45. Смирнова, Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей/ Т. П. Смирнова. - Ростов н/Д, 2007. - 154 с.
46. Смолева, Е.О. К вопросам диагностики и коррекции локуса контроля несовершеннолетних /Е.О. Смолева. // Современные научные исследования и инновации. -М: 2014. - 201 с.
47. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников/В.Г. Степанов. - М.: Академия, 2006. - 36 с.
48. Столин, В.В. Общая психодиагностика/В.В. Столин.
Издательство МГУ, 2000. - 263 с.
49. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология/Л.Д. Столяренко.-
Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 671 с.
50. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: в 2 т/Д.И. Фельдштейн. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2009. Том 1. - 164 с.
51. Фопель Клаус, «На пороге взрослой жизни»/Фопель Клаус.- М.: Генезис, 2008. - 66с.
52. Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы/А. Фрейд. - М.: «Педагогика - Пресс», 2005. -261 с.
53. Фрейд, З. Я и Оно/З. Фрейд. - М., 2003.- 235 с.
54. Фрейд, З. Лекции по введению в психоанализ/З. Фрейд. - М., 2000.
- 358 с.
55. Хвостов, А. Онтогенез морального сознания: от подростка до студенческой молодежи /А. Хвостов.Развитие личности. 2001. - № 1.- 269 с.
56. Чалдини, Р. Социальная психология. Агрессия. Лидерство. Группы/Р. Чалдини. -СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 256 с.
57. Чалдини, Р.Агрессия/Р.Чалдини,Д. Кенрик, С. Нейберг.- Санкт-
Петербург, 2002. - 63 с.
58. Эльконин, Д.Б. Детская психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2007.
- 171с.
59. Ярошевский, М.Г. История психологии/М.Г. Ярошевский. - М.: Мысль, 2001. - 368 с.
60. Ярцев, Д.В. Особенности социализации современного подростка /Д.В. Ярцев.Вопросы психологии - 2002. -№ 6. - С. 54-58.