Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Поступок в психологической автобиографии личности с интернальным и экстернальным локусом контроля

Работа №126986

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы106
Год сдачи2023
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
42
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. Психология поступка: подходы и направления исследований 9
1.1. Определение поступка 9
1.2. Локус контроля личности и его роль в поведении 37
1.3. Поступок как особое жизненное событие в психологической
автобиографии 51
1.4. Проблемы метода изучения поступка в аспекте локуса контроля 59
Выводы по обзору литературы 59
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования 61
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 67
3.1. Корреляционный анализ 67
3.2. Сравнение средних 70
3.3. Кластерный анализ 78
3.4. Разбор нескольких случаев по кластерам 82
ВЫВОДЫ 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
Приложение А 96
Приложение Б 100
Приложение В

Личность формируется в процессе совершения своего жизненного пути, который отражен в сознании личности как ее психологическая автобиография. Узловыми точками жизненного пути личности являются жизненные события, среди которых особое значение имеют поступки, совершенные личностью.
Поступок как жизненное событие отличается тем, что:
• присущ только личности благодаря сформировавшимся самосознанию и самоотношению (Выготский Л.С., 2011);
• является актом творчества в выборе цели, средств достижения, в отсутствии инструкции и внешних требований (Выготский Л.С., 2011);
• состоит из ряда процессов: выбор, принятие решения, деяние, принятие последствий (Бахтин М.М., 1986);
• основан на ценностных ориентациях личности (Бахтин М.М., 1986);
• переживается каждой личностью по-разному (Бахтин М.М., 1986);
• связан с долженствованием, основанным на позиции личности о том, что никто, кроме нее не имеет возможности совершить поступок за нее (Бахтин М.М., 1986);
• изменяет наличную ситуацию, в которой личность реализует одну возможность, отказавшись от другой, уходит момент неопределенности, поставленный необходимостью совершения поступка. Вследствие чего происходит развитие личности через усвоение нового опыта (Бахтин М.М., 1986).
Взаимосвязь поступка, его совершения, переживания и интерпретации, и характера локуса контроля личности кажется очевидной. Однако остается недостаточно известным, как именно проявляется локус контроля в совершении, переживании и осознании поступка, в интерпретации поступка личностью. Можно полагать, что проявление локуса контроля опосредуется иными личностными характеристиками, которые могут быть разными в отношении совершения, переживания и осознания поступка.
Предметом нашего исследования мы избрали особенности представления и интерпретации поступка в психологической автобиографии личности у людей с интернальным и экстернальным локусом контроля.
В современной науке все больше внимания уделяют исследованиям осознанности и ответственности. Объектом изучения становится личность в условиях неопределенности. Одним из проявлений личности является поступок, совершая который человек развивается и выходит на новый уровень. Однако, при изучении поступка возникает проблема инструментов исследования. Поскольку поступок - многоаспектный конструкт, трудно составить структурированный опросник, который охватывал бы всю многогранность феномена, чаще используются проективные методики, направленные на изучение конкретного случая.
В настоящей работе для изучения поступка использовалось сочетание качественных и количественных методов, метод полуструктурированного интервью, которое является частью методики «Отношение к значимой жизненной ситуации» Е.Ю. Коржовой (Коржова Е.Ю., 2016), а также структурированный опросник в этой же методике. Исходя из того, что поступок является ценностно-нагруженной, трудной жизненной ситуацией (Старцева В.А., 2020), мы рассматривали ситуацию поступка с точки зрения совершения, переживания и интерпретации собственных действий и мыслей в поступке.
Мы предполагаем, что люди с разным локусом контроля по Дж. Роттеру (Роттер Дж., 1954) по-разному воспринимают ситуацию поступка и по-разному действуют в ней.
Возвращаясь к сути исследования, вопрос, который мы ставим в данной работе: роль локуса контроля в совершении, переживании и интерпретации поступка. Результаты исследования позволяют расширить существующие представления о месте и значении локуса контроля в переживании и интерпретации поступка личностью. Мы предприняли попытку расширения знаний о поступке и о способах его изучения в условиях современной реальности.
Научная проблема исследования: недостаточность существующих представлений о месте и значении локуса контроля личности в переживании и интерпретации поступка.
Цель исследования - расширить и дополнить знания о взаимосвязи локуса контроля личности и места и значения поступка в ее психологической автобиографии.
Задачи исследования:
1. Провести литературный обзор по теме исследования
2. Сформулировать собственную программу исследования, выдвинуть гипотезы;
3. Провести исследование;
4. Обработать полученные данные;
5. Определить наличие взаимосвязи между локусом контроля личности и переживанием и интерпретацией собственного поступка;
6. Сформулировать выводы согласно гипотезам;
7. Сделать выводы о проделанной работе.
Теоретическая гипотеза исследования - существует взаимосвязь между локусом контроля и переживанием и интерпретацией собственного поступка.
Объект исследования - поступок как событие, совершаемое, переживаемое и интерпретируемое личностью.
Предмет исследования - взаимосвязь локуса контроля личности и особенностей интерпретации личностью места и значения поступка в своей психологической автобиографии.
Методы исследования:
1. Методика «Психологическая автобиография» (Коржова Е.Ю., 2015);
2. Методика «Отношение к значимой жизненной ситуации» (Коржова Е.Ю., 2016);
3. «УСК» Дж. Роттера в адаптации Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткинда (Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М., 1984).
Методики Е.Ю. Коржовой представляют собой полуструктурированное интервью, включающее в себя ряд открытых вопросов, с возможностью свободного ответа, и вопросы с вариантами ответа.
Заполнение методик Е.Ю. Коржовой оказывается достаточно трудоемким для испытуемого и занимает много времени, поэтому мы ограничились данным набором методик. Кроме того, само содержание интервью представляет интерес и также является предметом нашего анализа.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Было проведено исследование с целью расширить и дополнить знания о взаимосвязи локуса контроля личности и места и значения поступка в ее психологической автобиографии. В процессе работы были выполнены все поставленные задачи. Гипотезу исследования можно считать подтвержденной.
Гипотеза о существовании взаимосвязи между локусом контроля и переживанием и интерпретацией собственного поступка была проверена при помощи методик Е.Ю. Коржовой и теста-опросника «УСК». Далее будут описаны выводы, полученные в результате исследования.
В результате проведенного исследования были выполнены все поставленные задачи исследования. Проведен обзор теоретической литературы на тему поступка, локуса контроля и автобиографии личности. Завершено исследование, собраны необходимые данные, сделаны выводы о проделанной работе. Сформулированы особенности переживания и интерпретации поступка личностью в зависимости от локуса контроля личности.
Результаты могут быть использованы в индивидуальном психологическом консультировании в работе с личностными проблемами, связанными с ответственностью, субъектностью, и так далее. В качестве научной ценности можно выделить, что опыт проведения подобного исследования позволяет осветить новый круг проблем, связанных с поступком и требующих дополнительного изучения. Что касается социальной ценности, указание в данной работе на проявление большей активности и ориентированности на самого себя интернала или действию в соответствии с инструкцией экстернала позволит применять человеческие ресурсы грамотнее в процессе производства, обучения и в других социальных сферах.



1. Akin, A. Academic Locus of Control and SelfHandicapping. Procedia Social and Behavioral Sciences, 30, 2011.P. 812-816.
2. Busemann A. Die Jugend im eigenem Urteil. — Langensalz, 1926. P. 252.
3. Ghasemzadeh, A., Karami, S., Saadat, M. & Soleimani, M. Relationship between selfesteem and locus of control in Iranian University students. Procedia Social and Behavioral Sciences,31, 2012. P. 530-535.
4. Lewin K. A Dynamic Theory of Personality. Selected Papers. New York: Mcgraw-Hill Book Company, 1935. 286 p.
5. Maslow, A. Motivation and personality. Rev. e.d. New York: Harper and Row. 1970. 407 p.
6. McGee, A., McGee P. Search, Effort, and Locus of Control // Journal of Economic Behavior & Organization. Volume 126, Part A, June 2016. pp. 89-101.
7. Rogers С. On Becoming a Person: A Therapists View of Psychotherapy. Boston, 1961. 235 с.
8. Rokeach M. The Nature of Human Values. N. Y., 1973.
9. Rotter J. B. The Development and Application of Social Learning Theory: Selected Papers. New York, 1982. 367 p.
10. Rotter, J. B. Social learning and clinical psychology. — New York: Prentice-Hall, 1954. 466 p.
11. Sartre J. P. Existentialism and human emotions. New York: Wisdom Library, 1957.P. 15.
12. Schneewind, K. A. Impact of family processes on control beliefs. In A. Bandura (Ed.), Self-efficacy in changing societies. New York: Cambridge University Press, 1955. pp. 114-148.
13. Zaidi, Imran Haider, & Mohsin, M. Naeem. Locus of Control in Graduation Students. International Journal of Psychological Research, 6 (1), 2013. pp. 15-20.
14. Zvonovskii V. B., Matskevich M. G. Lokalizatsiia otvetstvennosti kak faktor sotsial'nogo povedeniia [Localization of responsibility as a factor in social behavior]. Sotsiologicheskie issledovaniia [Sociological Studie], 2009, no. 3. C. 45-57.
15. Абатаева П.Н. Понятие ценностей в психологических исследованиях // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-2.
16. Алдашева А.А. Особенности профессионального отношения сотрудников к деятельности и организации (на материале специалистов в банковской сфере) // Социальная психология и общество. № 2. 2014. С.138-151.
17. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс (Экспериментальная психологика, т.1) - СПб, «Издательство ДНК», 2000. - 528 с.
18. Альбуханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., Мысль, 1991. 299 с.
19. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 3. С. 152-162.
20. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
21. Бахтин, М. М. К философии поступка / М. М. Бахтин // Философия и
социология науки и техники : Ежегодник 1984-1985. - Москва Академический научно-издательский, производственно-полиграфический и
книгораспространительский центр Российской академии наук "Издательство "Наука", 1986. - С. 80-160.
22. Бергис Т.А. Событийно-биографический подход в анализе жизненного пути (на примере женщин-предпринимателей) // АНИ: педагогика и психология. 2014. №4 (9).
23. Бердникова А.В. Отношение к значимой жизненной ситуации у лиц с субъектной и объектной ориентациями: Выпускная квалификационная работа. - СПб., 2015.
24. Бокова О.А. К вопросу о теоретических основах изучения психологических феноменов ответственности и локуса контроля // МНКО. 2014. №5 (48).
25. Большой психологический словарь Печатное издание: Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. Прайм-Еврознак. 2007.
26. Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. М.: Рос-е педагогическое агенство, 1998. 263 с.
27. Бызова В.М., Антонова Н.А. Локус контроля у представителей коми и русского этносов // Психологический журнал. Т. 16, №6, 1995. С. 111-121.
28. Быков С. В., Алашеев С. Ю. Диагностика локуса контроля личности в асоциальных подростковых группах // Социологический журнал. 2003. №1.
29. Василюк Ф. Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984.
30. Войтыла К. (Иоанн Павел II). Личность и поступок. Антропологическое исследование. Издательство МГУ, 2010. - 400 с.
31. Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика. Автореф. дис. ... д-ра психолог. наук. М., 1998. 308 с.
32. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2011. 1008 с.
33. Глезерман Г.Е. Рождение нового человека. М., 1982. 256 с.
34. Головин А.А. Методы развития профессиональной рефлексии у студентов в учебном процессе // Территория науки, №5, 2014. С. 53-58.
35. Доценко Е.Л. Чем зрелее поступки - тем успешнее бизнес / Е.Л. Доценко,
Э.З. Омаров // В мире научных открытий. - Красноярск: Научноинновационный центр, № 5, 2011. - С.41-43.
36. Доценко Е.Л., Старцева В.А., Пчелина О.В. Становление готовности к совершению поступков // Вопросы психологии: научный журнал. - 2020. - № 5. - С. 45-55.
37. Жизненное пространство в психологии: Теория и феноменология: сборник статей / под ред. Н.В.Гришиной, С.Н.Костроминой. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2020. — 532 с.
38. Жмуров, В. А. Большая энциклопедия по психиатрии / В. А. Жмуров. - 2¬е изд. - М.: Джангар, 2012. - 864 с.
39. Зайцева Л.А. Понятие выбора в современной психологической науке // Российский психологический журнал. 2011. №1.
40. Ильин А.Н. Общество потребления и его сущностные особенности // Ценности и смыслы, №6 (28), 2013. С. 22-36.
41. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности - Москва: Институт психологии РАН, 2004. - 424 с.
42. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998. С. 489.
43. Кованова Е.А. О некоторых культуровлогических особенностях автобиографического дискурса. АГУФорум Астраханского государственного университета 2012.
44. Кованова, Е.А. Риторика автобиографического дискурса: На материале автобиографий американских деятелей политики и искусства [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / Е.А. Кованова. - СПб., 2005. - 19 с.
45. Кондаков И.М., Нилопец М.Н. Энциклопедическое исследование структуры и личностного контакта локуса контроля // Психологический журнал. Т. 16. №1, 1995. С. 43-51.
46. Кондратова Н.А. Личность как субъект безопасности в обществе риска// Психологическая безопасность личности в изменяющемся социуме: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (18 октября 2018 г.): [текстовое электронное издание]. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2018.
47. Кондратова Н.А. Теоретические предпосылки и содержание понятия «жизненное пространство личности» // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2009. No 2. С. 18- 30.
48. Коржова Е.Ю. Введение в психологию жизненных ситуаций. - СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2015.
49. Коржова Е.Ю. Психология личности: Типология теоретических моделей. - СПб.: Институт практической психологии, 2004.
50. Косулина, С. В. Исследование влияния локуса контроля и ответственности на самоорганизацию студентов / С. В. Косулина // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). - 2022. - № 3(11). - С. 66-74.
51. Крылов, А.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / А.А. Крылов, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2005. - 560 с.
52. Лебедева Л.В., Слободенюк А.Ф. Жизненные события в автобиографическом дискурсе // Вестник Тюменского государственного университета. 2014. № 9. Педагогика. Психология. 181-188.
53. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность: учебное пособие Издательство политической литературы, 1975.
54. Леонтьев А.Н. Личностью не рождаются // Наука в СССР, 1989, № 5, с.76-84.
55. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 487 с.
56. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл. 1999. С. 144-145.
57. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика
смысловой реальности. - 3-е изд., доп. - М.: Смысл, 2007.
58. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика
смысловой реальности. - 3-е изд., доп. - М.: Смысл, 2007.
59. Лукина В. С., Бурлакова А. Р. Взаимосвязь профессионального выгорания и локуса контроля // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. - 2018. - №4 (12). - С. 91-95.
60. Майерс Д. М14 Социальная психология/Перев. с англ. — СПб.: Питер, 1997. — 688 с
61. Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути / под ред. Е.М. Мамардашвили. М.: Фонд Мераба Мамардашвили, 2014. 1232 с.
62. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. -М.: Изд-во МГУ, 1982. - С.208-118.
63. Михайлова И.В., Жаркова Ю.П. Особенности самоактуализации и локуса контроля у студентов с разным уровнем прокрастинации // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2021. №3.
64. Мотков О.И. Личность и психика: сущность, структура и развитие / О.И. Мотков. Самара: Бахрах-М, 2008. 159 с.
65. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., Наука, 1983. 240 с.
66. Неделько А.Ю., Третьяк О.А., Лаврова А.Ю. Потребительский выбор продуктов питания: факторы, текущее состояние и ожидаемые изменения // Российский журнал менеджмента. 2020. №4.
67. Общая психодиагностика, под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. М., МГУ, 1987. 269 с.
68. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Избранные труды. М.: «Весь мир», 2000. С. 43-164.
69. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 5-19.
70. Петровский А.В. Быть личностью / А.В.Петровский. Москва: Педагогика, 1990. 112 с.
71. Петровский А.В. Психология в России: XX век. М.: Изд-во УРАО, 2000. 312 с.
72. Петухов В.В., Столин В.В. Психология. Метод. указ. М., 1989. 54 с.
73. Плотникова, Е. С. Взаимосвязь локуса контроля на способности к самоуправлению / Е. С. Плотникова // Вестник Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия.
- 2020. - № 1(17). - С. 42-46.
74. Попова Т.А. Смысложизненные ориентации и локус контроля личности
как ресурсы благополучного старения // Вестник ПГГПУ. Серия № 1.
Психологические и педагогические науки. 2019. №1. С. 49-58.
75. Попова, М. В. Взаимосвязь локуса контроля и способов поведения в трудной ситуации у спортсменов высокого класса / М. В. Попова // . - 2020. - №
1. - С. 118-120.
76. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1979. 232 с.
77. Практикум по психологии жизненных ситуаций / Под ред. Е.Ю. Коржовой.
- СПб.: ООО «Фирма «Стикс», 2016. - 268 с.
78. Прокудина Д. А. Особенности теоретико-методологических подходов к социологическому анализу ценностей // Ломоносовские чтения 2004 г./ Сборник статей аспирантов "Россия и социальные изменения в современном мире". Т.1. - М.: МАКС Пресс, 2004.
79. Пчелина О. В. Поступок как воплощение личностной зрелости // ОмГУ. 2021. №3.
80. Райкрофт Ч. «Критический словарь психоанализа». Пер. с англ. Л. В. Топоровой, С. В. Воронина и И. Н. Гвоздева под редакцией канд. философ. наук С. М. Черкасова. — СПб.; Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995.
81. Розов Н. С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. - Новосибирск, 1998.
82. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Педагогика, 1957. 302 с.
83. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. 423 с.
84. Сагатовский В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий. Томск. 1973. С. 356-357.
85. Современная философия науки: Знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. Хрестоматия. - 2-е изд., перераб. и доп. / Сост.: Печенкин А. А.- М.: Логос, 1996. - 397 с.
86. Старцева В.А., Нургалиева К.Р., Лапшина Е.А. Роль обучения рефлексии студентов при принятии жизненно важных решений. // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №66-3. С. 373-377.
87. Сурженко Л.В. Ценности личности: философский и психологический анализ понятия // Научный журнал КубГАУ. 2011. №65.
88. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. Введение к объяснению мира. - М.: Наука, 1987. - 240 с.
89. Тульчинский Г.Л. Проблема осмысления действительности. Л., 1986. 175 с. 62.
90. Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех: О философии поступка. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990. 216 с.
91. Тульчинский Г.Л. Философия поступка: самоопределение личности в современном обществе / Г.Л. Тульчинский. - СПб.: Алетейя, 2020.
92. Тюрин П.Т. «Локус субъективного контроля» и библейские максимы // Развитие личности. 2008. №3. С. 111-118.
93. Фестингер Л. Введение в теорию диссонанса. // Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб.: Ювента, 1999. С. 15-52.
94. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. 384 с.
95. Юнг К.Г. Психологические типы. - Минск: Попурри, 1998. - 656 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ