Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НИВЕЛИРОВАНИЕ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

Работа №96242

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
95
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ И МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ 6
1.1. Психологические аспекты изучения агрессивности в трудах 6
отечественных и зарубежных учёных 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика агрессивных подростков .. 14
1.3. Изучение истории использования арт-терапии в психологии 22
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 34
2.1. Характеристика выборки, описание методик и результатов исследования 34
2.2 Описание программы по нивелированию агрессивности у подростков
средствами арт-терапии 35
2.3 Результаты контрольного эксперимента 43
Заключение 50
Список литературы 52
Приложения 52


В современном мире одной из самых актуальных проблем является подростковая агрессивность. Изучение многочисленных фактов, новостных источников, литературы свидетельствует о том, что именно в подростковой среде возникает предельное количество конфликтов, закладываются асоциальные привычки, формируется тенденция к постоянному проявлению агрессии.
Подростковая агрессивность способствует росту преступности, неуважению старших поколений, агрессивному отношению к сверстникам. Также, тревожным сигналом является заметный рост количества подростковых девиантных групп, проявлениями которых являются асоциальные действия, вандализм, алкоголизм, наркомания и т.д.. Все эти проявления приводят к острым социальным проблемам.
Проблеме агрессивности и ее проявлений уделяется большое внимание как в зарубежной психологии, так и в отечественной. Данная проблема являлась главенствующей среди таких зарубежных авторов как Берковиц Л. (Агрессия: причины, последствия и контроль), Бэрон Р., Ричардсон Д. (Агрессия), К. Бютнер (детская агрессия и конфликтное поведение). В отечественной психологии представителями являются Реан А.А. (Агрессия и агрессивность личности), как Семенюк Л.М. (Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции), Румянцева Т.Г. (Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке), Фурманов И. А. (Агрессивность и ее проявления в детском возрасте).
Вопросы, которые напрямую связаны с человеческой агрессивностью, затрагиваются во многих психологических исследованиях. Агрессивность формируется преимущественно в детском и подростковом возрасте, когда закладываются фундаментальные навыки социализации и именно этот возраст наиболее оптимален для профилактики и коррекции агрессивного поведения. Этим и объясняется актуальность темы нивелирования агрессивности подростков.
Цель работы: исследовать и нивелировать агрессивность подростков методами арт-терапии.
Объект исследования: агрессивность подростков.
Предмет исследования: нивелирование агрессивности подростков методами арт-терапии.
Гипотеза исследования: коррекционно-развивающая программа будет способствовать нивелированию агрессивности подростков: обучению контроля и управления гневом, развитию эмпатии, формированию конструктивных способов взаимодействия с окружающими, навыков саморегуляции своего поведения.
Задачи исследования:
1. На теоретическом уровне раскрыть понятие «агрессивность» в отечественной и зарубежной литературе;
2. Провести теоретический анализ концепций и подходов к снижению агрессивности подростков;
3. Реализовать коррекционно-развивающую программу,
способствующую снижению агрессивности подростков, содержащую методы арт-терапии.
4. Выявить эффективность реализованной программы по нивелированию агрессивности подростков методами арт-терапии.
Теоретико-методологической базой исследования послужили труды в области изучения агрессии и агрессивных тенденций - З. Фрейд (психоаналитический подход), К. Лоренц (этологический подход), Дж. Доллард, Г. Миллер (теория фрустрации), А. Басс (бихевиористский подход). Так же в определении понятия агрессии мы опирались на работы таких авторов как А. Бандура, Э. Фромм, И.А. Фурманов, Г. Андреева, Т.Г. Румянцева и многие другие. При исследовании психологических особенностей агрессивности подростков и методов арт-терапии в работе с ними мы опирались на труды таких авторов как А. Бандура (Подростковая агрессия), Семенюк, Л.М. (Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции), Ш. Рили (Современная арт-терапия подростков), Копытин А.И., Свистовская М.А. (Арт-терапия детей и подростков).
Для проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:
1. Методы сбора теоретической информации: анализ, синтез, обобщение и систематизация имеющихся в психологической литературе научных представлений по теме исследования.
2. Методы сбора эмпирических данных: опросник Басса-Дарки на выявление особенностей агрессии подростков.
3. Методы математико-статистической обработки данных (U- критерий Манна-Уитни).
Практическая значимость работы заключается в том, что выявленные результаты исследования могут найти свое применение в психолого-педагогической работе с подростками с целью нивелирования агрессивности подростков и формирования навыков саморегуляции психоэмоционального состояния.
Структура теоретического исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 51 наименования для написания теоретической и эмпирической частей исследования, 4 приложений, оснащенных сводными таблицами. Общий объем исследования составил 78 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема агрессивности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. На сегодняшний день в психологии и педагогике проблема личностного развития подрастающего поколения является все более актуальной в связи с высоким темпом жизни, информатизацией, кризисом современной семьи, что неизбежно влияет на особенности психоэмоционального развития подростков.
Подростковая агрессивность способствует росту преступности, неуважению старших поколений, агрессивному отношению к сверстникам. Также, тревожным сигналом является заметный рост количества подростковых девиантных групп, проявлениями которых являются асоциальные действия, вандализм, алкоголизм, наркомания и т.д.. Все эти проявления приводят к острым социальным проблемам.
В данной работе, согласно цели и задачам исследования, были изучены особенности агрессивности в подростковом возрасте. В теоретической части исследования нами рассмотрены такие аспекты заявленной темы как Психологические аспекты изучения агрессивности в трудах отечественных и зарубежных учёных, психологическая Изучение истории использования арттерапии в психологии, Психолого-педагогическая характеристика агрессивных подростков.
Исследование литературных источников показало, что проблема агрессивности в подростковом возрасте является актуальной и требующей к себе достаточного внимания, поскольку в этот период формируется нравственная основа поведения, ценностные ориентиры, развивается социальная компетентность. Нами было проведено психологическое обследование подростков с использованием ОпросникаБасса-Дарки на выявление агрессивных и враждебных реакций подростков.
Анализ результатов исследования показал, что подросткам в большей степени свойственны такие особенности как импульсивность, вспыльчивость, склонность использовать ругательства или выражать агрессию косвенно, окольным путем, не напрямую. В то же время настороженность, подозрительность, обособленность в поведении также были свойственны испытуемым.
Полученные результаты диагностики выявили необходимость реализации коррекционно - развивающей программы по нивелированию агрессивности подростков методами арт-терапии. Анализ результатов после проведения программы профилактики показал, что уровень агрессивности подростков снизился, а это свидетельствует об эффективности проведенной программы.
Подводя итог проделанной работы, можно говорить о том, что выдвинутая нами исследовательская гипотеза нашла свое эмпирическое подтверждение. Проведенные коррекционные занятия могут быть эффективными средствами для снижения и профилактики агрессивности.



1. Абрамова А.А., Кузнецова С.О. Влияние условий обучения на проявление агрессивности у подростков // Тюменский медицинский журнал. 2012. № 1. С. 4.
2. Авдулова, Т.П. Агрессивный подросток: книга для родителей [Текст] / Т.П.Авдулова. - М.: Академия,2008.- 128с.
3. Аверин В. А. Психология детей и подростков: Уч. пос. - СПб., 1998.
4. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой. — СПб.: Речь, 2006. — 336 с.
5. Агронина Н.И., Баркова В.Л., Краснова Н.П. Взаимосвязь видов агрессии с характерологическими свойствами личности / Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. 2014. № 2 (3). С. 50-55.
6. Андрюшина, Л.О. Психологическая профилактика агрессивного поведения школьников-подростков /Л.О. Андрюшина // Дис. ... канд. психол. наук. - Тверь, 2009. - 202 с.
7. Андрюшина, Л.О. Психологическая профилактика агрессивного поведения школьников-подростков /Л.О. Андрюшина // Дис. ... канд. психол. наук.
— Тверь, 2009. — 202 с.
8. Базарова Е.Н., Молчанова Е.В. Социальные аспекты агрессивного поведения / Социальные аспекты здоровья населения. 2011. Т. 22. № 6. С. 13.
9. Бандура, А. Подростковая агрессия / А.Бандура, Р.Уолтерс. - М.:
ВЛАДОС, 2007. - 345с.
10. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль /Л. Берковиц.
- СПб.: Прайм-Еврознак, 2011. - 510 с.
11. Бетенски, М. Что ты видишь. Новые методы арт-терапии / М.Бетенски. - - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 256 с.
12. Бэрон, Р, Рчардсон, Д, Агрессия [Текст] - СПб.: - Питер,2001.-352.
13. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми: Пер. с нем. - М.: Педагогика, 1991. - 144 с.
14. Волков Б. С. Психология подростка.- М., 2001.
15. Диагностики эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И.Б. Дерманова. - СПб.: Издательство "Речь", 2002. - с. 80-84.
16. Долгова В.И., Капитанец Е.Г. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков // Челябинск: АТОКСО. - 2010. - 109 с.
17. Дроздов, А.Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации /А.Ю. Дроздов // Соц.Из. 2010. № 4. - С.31-34.
18. Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии /С.Н. Ениколопов // Прикладная психология. 2009. № 1. - С. 60-71.
19. Жигалина Е.В. Агрессия в подростковом возрасте // Вестник Науки и Творчества. 2016. № 2 (2). С. 26-29.
20. Журавлев, В.С. Почему агрессивны подростки /В.С. Журавлев// СоцИс. -
2001. - № 2. - С.18-19.
21.Зинкевич-Евстигнеева,Т.Д., Грабенко,Т.М. Практикум по креативной терапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. - СПб.: Речь, 2012. - 359 с.
22. Киселева, М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М.В. Киселева. - СПб.: Речь, 2007. -156 с.
23. Ковалев П. А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: Автореф. дис. канд. наук. — СПб., 1996.
24. Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 1999.
25. Копытин А.И., Свистовская М.А. Арт-терапия детей и подростков.- М.: 2001
26. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного
взаимодействия с подростками. М.,2004.
27. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. — М.: ТЦ «Сфера»,
2002. — 464 с.
28. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2003.
29. М.Ю. Мишучкова, ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИИ ПОДРОСТКАМИ/ Вестник ТвГУ. Серия "Педагогика и психология". 2011. Выпуск 2. С. 70-75
30. Мадонова, Е.Н. Арт-терапия в решении задач психологической коррекции / Е.Н.Мадонова // Журнал прикладной психологии. - 2005. - №5. - С. 26-39.
31. Мауро М. Использование арт-терапии в формировании идентичности подростка // Практикум по арт-терапии / Под ред. А.И. Копытина. СПб.: Питер, 2000. С. 175-196.
32. Мишучкова М.Ю. Факторы, обуславливающие проявление агрессии подростками // Вестник Тверского государственного университета. - Тверь: изд-во: Тверской государственный университет. - 2011. - №2. - С. 70-75.
33. Мурадова, В.И. Агрессивное поведение современных подростков / Молодой ученый.- 2016. №15,с.413 - 415.
34. Мэрфи Д., Пейсли Д., Пардоу Л. Арт-терапевтическая группа для импульсивных детей // Арт-терапия - новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. М.: Когито-центр, 2006. С. 160-182.
35. Овчарова Р. В. Практическая психология образования. М., ACADEMA,
2003. - 448 с.
36. Плотникова, Н. М. Агрессия детей и подростков [Текст] /
Н.М.Плотникова. - СПб: Книжный мир, 2004. - 167 с.
37. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков. Метод пос. /Под ред. Соковни И. В.— М., 2002.
38. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. - 2¬е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 40 с.
39. Психология подростка. Хрест.//под ред. Ю. А. Фролова. - М., 1997.
40. Психология подросткового возраста / Авт.-сост. Д. А. Донцов, М. В. Донцова, Г. В. Сухова, О. В. Матвеева.-Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2011.- 134 с.
41. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин. - СПб.: Питер, 2011. - 816 с.
42. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков
(девиантология) / Под ред. Фоминой А. Б. М., Педагогическое общество России, 2003.
43. Реан А. А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и
демонстративной личности.//Ананьевские чтения - 1997. №2.
44. Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. - 2002. - № 3. :
45. Рили Ш. «Современная арт-терапия подростков»
46. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной
психологии [Текст] / Т.Г. Румянцева // Вопросы психологии. 1991 № 1 С. 81-88.
47. Саблина Н.А. Гендерные различия психологических коррелятов агрессивности в подростковом возрасте.//Вопросы психологии. 2002 №2.
48. Смирнова Т.П. «Психологическая коррекция агрессивного поведения детей» Ростов н/Д.: Феникс,2005.
49. Сурова Е. В. Особенности проявления агрессии у современных подростков: опыт изучения // Молодой ученый. — 2018. — №6. — С. 154¬157. — URL
50. Трошина, Н.В. Изучение девиантного поведения подростков современного «общества риска»// Альманах «Продуктивное образование»: формирование картины мира ребенка и его педагогическое сопровождение: Матер. международ. науч.-практич. конференции 1-3 февраля 2012г. / под ред. Е.А. Александровой, М.П. Зиновьевой. М.: Экшен, 2012. Вып. 14. Ч.2.
51. Фрейд З. Психология бессознательного [Текст] / З. Фрейд. - М., 1989. - 192 с.
52. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция /И.А. Фурманов. - Минск: Ильин В.П., 1996. - 192 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ