ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ 12
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ В БЕЛГОРОДСКОМ РАЙОНЕ
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 34
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В БЕЛГОРОДСКОМ РАЙОНЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Развитие концепции государственного управления считается самым приоритетным направлением деятельности Правительства Российской Федерации. В этой связи в государстве осуществлялась административная реформа. Приоритетным направлением которой, начиная с 2007 года, стал проект согласно организации многофункциональных центров (далее - МФЦ), предоставляющих муниципальные услуги в режиме «одного окна».
Отдельные нюансы организации предоставления муниципальных услуг по-прежнему остаются недоработанными. В частности, составление плана деятельности формируемых многофункциональных центров предоставления услуг на федеральном уровне до 2013 года велось в единицах. И только лишь на данный момент времени инициирована работа над базисными параметрами формирования многофункциональных центров, напрямую зависящие от фактического числа жителей, проживающих в муниципальном образовании.
Главным критерием отношения к власти является качество государственных и муниципальных услуг. Гражданин судит о работе органов власти и местного самоуправления в целом по тому, как ему оказываются муниципальные услуги. Деятельность муниципальных организаций осуществляется через систему муниципальных услуг, оказание которых обеспечивает те или иные составляющие качества жизни. В связи с тем, что важнейшей составляющей муниципального управления является управление оказанием муниципальных услуг, вопрос о совершенствовании процесса оказания данных услугах является определяющим для понимания всех социально-экономических процессов, происходящих на местном уровне.
В настоящее время отсутствует комплекс количественно измеримых данных качества муниципальных услуг, что усложняет общую объективную оценку работы органов местного самоуправления в данном направлении. В муниципальных образованиях не проводится комплексный мониторинг результатов предоставления муниципальных услуг, не проводится анализ соответствия расходов на их предоставление с извлекаемым доходом и удовлетворенностью получателей. Неопределенность в сфере закрепления центров ответственности за производство и предоставление муниципальных услуг приводит к снижению поступлений средств в местные бюджеты, что порождает снижение эффективности муниципальной экономики.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме организации предоставления муниципальных услуг, а с другой - ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой, носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Таким образом, актуальность исследования определяется:
- необходимостью поиска и внедрения оптимальных подходов к организации предоставления муниципальных услуг населению органом местного самоуправления;
- важностью теоретической разработки и практической реализации научно обоснованных механизмов качества предоставления муниципальных услуг, что позволит целенаправленно и планомерно организовать деятельность согласно данной проблеме.
Степень научной разработанности темы исследования. Разработке концептуальных и экономических основ местного самоуправления посвящены работы Р.В. Бабуна, А.Е. Балабанова, С.В. Вобленко, А.Г. Воронина, В.Б. Зотова, И.А. Кокина и др.
Различные проблемы функционирования российского рынка муниципальных услуг рассмотрены в работах Л.А. Велихова, Э. Маркварта, А.И. Ряховской, X. Циммермана и др. Однако, большинство научных работ в этой области относится к изучению проблем взаимоотношений органов местного самоуправления и производителей услуг. При изучении зарубежного опыта развития рынка муниципальных услуг, возможного к применению в российских условиях, использованы работы отечественных авторов: Л.С. Демидовой, А.А. Лошакова, А.К. Рассадиной и др., - и зарубежных авторов: С. Роберта Каплан, А. О'Салливана.
В работах A.M. Бабича, Б.С. Бреева, Е.Н. Жильцова, В.Ф. Уколова исследовались проблемы развития различных видов муниципальной сферы услуг, их ресурсного обеспечения.
Поиском эффективных путей управления развитием сферы муниципальных услуг на этапе становления рыночных отношений в России занимались А.Н. Алисов, В.Д. Маркова, Л.К. Терещенко.
Непосредственно проблеме организации обслуживания граждан в режиме «одного окна» на базе многофункциональных центров посвящены труды Е.Г. Бабелюк, М.Ю. Берникова, Л.А. Гавриловой, Е.В. Гриценко, Н.Р. Гукасовой, В.Н. Зайковского, Н.И. Ларионовой, Е.Н. Малик, Н.А. Малышевой, Т.А. Марфутенко, Б.П. Носко, А.А. Орлянской, Д.Ю. Саломатина, В.Н. Тюшнякова, А.Г. Фурина, В.В. Хубуловой, О.В. Чижмина . Исследования данных ученых затрагивают правовые и экономические аспекты работы МФЦ, их преимущества и недостатки, проблемы и перспективы, основные итоги функционирования.
Однако, крупных обобщающих работ о муниципальных услугах пока недостаточно, согласно аналогичным вопросам на уровне муниципального образования их практически нет. В связи с изменением общественно - экономических отношений необходим поиск новых подходов к исследованию проблемы функционирования и развития рынка муниципальных услуг.
Проблема исследования заключается в противоречии между объективной необходимостью повышения удовлетворённости граждан работой органов местного самоуправления и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по совершенствованию организации предоставления муниципальных услуг.
Вышеизложенное позволяет сформулировать основную гипотезу исследования, которая заключается в том, для совершенствования способов предоставления муниципальных услуг населению необходимо принятие комплекса мер, организационного, экономического, правового и информационного характера, способствующих повышению качества и доступности муниципальных услуг.
Объектом исследования является процесс предоставления муниципальных услуг.
В качестве предмета исследования выступает организация предоставления муниципальных услуг в Белгородском районе Белгородской области.
Цель исследования заключается в разработке практических рекомендаций, направленных на совершенствование организации предоставления муниципальных услуг в Белгородском районе Белгородской области.
Реализация цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить теоретические основы исследования организации предоставления муниципальных услуг.
2. Проанализировать практику организации предоставления муниципальных услуг в Белгородском районе Белгородской области.
3. Обосновать направления совершенствования организации предоставления муниципальных услуг в Белгородском районе Белгородской области.
Теоретико-методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам экономики общественного сектора, а также проблемам муниципального управления, развития рынка услуг (Л.А. Велихова, Б.М. Гринчеля, В.Г. Игнатова, Г.Ф. Кузнецова).
В исследовании в качестве базовых используются теоретические положения системного и ситуационного подходов, обоснованные в трудах Л.Ф. Берталанфи, В.Н. Садовского, В.С. Тюхтина и др.
Для достижения цели исследования и решения основных задач использованы методы теоретического исследования: описание, сравнение, аналогия, анализ и синтез, индукция и дедукция; методы эмпирического исследования: анализ документов и нормативно -правовых источников.
Эмпирическая база исследования:
- федеральное законодательство, нормативно-правовые акты
Белгородской области ;
- данные территориального органа федеральной статистики Белгородской области ;
- материалах ранее проведенных исследований, социологических опросов и мониторингов по проблемам качества и доступности государственных и муниципальных услуг;
- отчетные данные МАУ «МФЦ» Белгородского района Белгородской области по вопросам организации и эффективного развития муниципальной сферы услуг;
- результаты авторского социологического исследования, посвященного проблемам организации предоставления муниципальных услуг в Белгородском районе Белгородской области .
Научная новизна магистерской диссертации.
1. Проведен теоретический анализ качества организации предоставления муниципальных услуг через осмысление опыта принятия эффективных муниципальных программ. Раскрыты особенности организации предоставления услуг на муниципальном уровне.
2. Изучена практика организации п предоставления муниципальных услуг в Белгородском районе с помощью изучения статистической отчетности и аналитических материалов, а также результатов, полученных в ходе проведения авторского социологического исследования (N=80).
3. Предложен новый способ решения проблем, существующих в организации предоставления муниципальных услуг Белгородского района, основанный на построении эффективного механизма стимулирования работников к повышению качества организации предоставлении муниципальных услуг.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, утверждается нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг. Одним из наиболее эффективных способов организации предоставления муниципальных услуг в Российской Федерации и механизмов повышения качества предоставления муниципальных услуг, исполнения муниципальных функций является утверждение федеральных, региональных и муниципальных программ повышения качества их предоставления (исполнения).
2. В настоящее время приоритетными направлениями работы органов власти района являются: обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», предоставление услуг в электронном виде; проведение регулярного мониторинга их качества и доступности. Данные авторского исследования фиксируют стабильный рост спроса со стороны населения района на услуги МАУ «МФЦ», что свидетельствует о высокой востребованности данного общественного института. Доля удовлетворённых в целом доступностью и качеством муниципальных услуг составляет немногим менее 90% опрошенных. В то же время, в организации предоставления муниципальных услуг в Белгородском районе присутствует ряд недостатков. В их числе: недостаточная работа по информированию граждан о возможностях получения услуг в МФЦ, непрофессионализм, ошибки персонала при приеме документов, отсутствие системы электронной очереди и платёжных терминалов в половине филиалов МАУ МФЦ Белгородского района.
3. Одним из наиболее важных и приоритетных направлений организации предоставления муниципальных услуг в Белгородском районе Белгородской области является совершенствование системы стимулирования работников власти для повышения качества муниципальных услуг. Для совершенствования системы стимулирования работников власти для повышения качества муниципальных услуг на территории Белгородского района Белгородской области следует реализовать комплекс мероприятий согласно созданию механизма стимулирования к повышению качества услуг и эффективности работы, введению системы оценки эффективности деятельности работников учреждений с учетом достижения учреждениями целевых показателей деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его выводы и практические рекомендации могут использоваться муниципальными органами власти для совершенствования организации и качества предоставления муниципальных услуг в Белгородском районе Белгородской области. Также они могут найти применение при разработке правовых актов органов власти, целевых программ согласно предоставлению муниципальных услуг.
Апробация исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования представлены автором в публикациях: «Актуальные вопросы предоставления муниципальных услуг населению» (г. Белгород), «МФЦ как способ повышения качества предоставления муниципальных услуг» (г. Новосибирск), общим объемом 0,5 п.л .
Структура исследования представлена введением, тремя разделами, заключением, списком источников и литературы и приложениями.
В настоящий период времени развитие организации управления муниципальными услугами представляет собой важнейшую составляющую муниципальной экономики, и характеризуется повышением требований к качеству и надежности данных услуг со стороны их потребителей. Формирование целой системы управления муниципальными услугами считается одним из основных приоритетов реструктуризации муниципального сектора экономики, одновременно проходящая с реформированием межбюджетных отношений и всей системы местного самоуправления. Невзирая на то, что в некоторых субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях ранее были приняты законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области предоставления муниципальных услуг, преобразования касаются только отдельных подсистем муниципальной экономики, что усложняется незавершенностью процессов разграничения полномочий между региональным и муниципальным уровнями управления.
Ключевым моментом функционирования рынка муниципальных услуг выступает неэффективность организации муниципального обслуживания через муниципальные хозяйствующие субъекты.
Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, утверждается нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг.
Одним из наиболее эффективных способов организации предоставления муниципальных услуг в Российской Федерации и механизмов повышения качества предоставления муниципальных услуг, исполнения муниципальных функций является утверждение федеральных, региональных и муниципальных программ повышения качества их предоставления (исполнения). В этих целях в Российской Федерации сегодня признано оказание услуг с помощью специально оборудованных пунктов приёма и выдачи документов - многофункциональных центров предоставления услуг.
С момента начала административной реформы органами местного самоуправления в Белгородском районе выполнена масштабная работа по оптимизации системы предоставления гражданам и организациям муниципальных услуг, сформирована соответствующая нормативно-правовая база, проведена административная регламентация услуг и функций. В настоящее время приоритетными направлениями работы органов власти района являются: обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», предоставление услуг в электронном виде; проведение регулярного мониторинга их качества и доступности.
Ведущая роль в оказании услуг по принципу «одного окна» в Белгородском районе отводится МАУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг». Целями его деятельности являются: упрощение процедур и сокращение сроков получения гражданами и юридическими лицами услуг; повышение комфортности обслуживания; повышение информированности заявителей о порядке, способах и условиях получения услуг; противодействие коррупции, ликвидация рынка посреднических услуг; развитие межуровневого и межведомственного взаимодействия.
Данные авторского исследования фиксируют стабильный рост спроса со стороны населения района на услуги МАУ «МФЦ», что свидетельствует о высокой востребованности данного общественного института. Доля удовлетворённых в целом доступностью и качеством муниципальных услуг составляет немногим менее 90% опрошенных. В то же время, в организации предоставления муниципальных услуг в Белгородском районе присутствует ряд недостатков. В их числе: недостаточная работа по информированию граждан о возможностях получения услуг в МФЦ, непрофессионализм, ошибки персонала при приеме документов, отсутствие системы электронной очереди и платёжных терминалов в половине филиалов МАУ МФЦ Белгородского района.
К числу основных направлений совершенствования системы стимулирования работников власти для повышения качества муниципальных услуг Белгородского района Белгородской области относятся: повышение качества и доступности муниципальных услуг; снижение административных барьеров; регламентация процедур предоставления муниципальных услуг; обеспечение прав граждан на получение услуг в сфере образования здравоохранения, культуры и искусства, молодежной политики, физической культуры и спорта, переданных на муниципальный уровень в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Белгородской области.
Одним из наиболее важных и приоритетных направлений организации предоставления муниципальных услуг в Белгородском районе Белгородской области является совершенствование системы стимулирования работников власти для повышения качества муниципальных услуг. Несмотря на разрабатываемые государством программы и стратегии, в настоящее время существует ряд проблем, негативно влияющих на качество предоставления муниципальных услуг, можно выделить следующие: реализация принципа «одного окна» в деятельности многофункционального центра только согласно ряду услуг; невозможность получения услуг согласно экстерриториальному принципу (вне зависимости от места проживания); отсутствие возможности подачи заявлений и других документов в электронном виде; отсутствие типовой автоматизированной
информационной системы многофункциональных центров предоставления услуг.
Для совершенствования системы стимулирования работников власти для повышения качества муниципальных услуг на территории Белгородского района Белгородской области следует реализовать комплекс мероприятий согласно созданию механизма стимулирования к повышению качества услуг и эффективности работы, введению системы оценки эффективности деятельности работников учреждений с учетом достижения учреждениями целевых показателей деятельности.
По результатам исследования можно сформулировать ряд практических рекомендаций.
1. Администрации Белгородского района - обеспечить своевременное обновление информации о муниципальных услугах и исполнителях муниципальных услуг в сети Интернет.
2. Муниципальному автономному учреждению Белгородского района «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг»:
- необходимо, на наш взгляд, дополнительно открыть еще два окна «Сбербанка»; на сегодняшний день функционируют только два, что создает значительные очереди при оплате пошлин за государственные и муниципальные услуги;
- при пользовании потребителями оплаты в электронном банкомате «Сбербанка» за государственные и муниципальные услуги, следует на постоянной временной основе прикрепить к этому направлению сотрудника МАУ «МФЦ», который объяснял клиентам правила пользования данным банкоматом, что также значительно уменьшит время пользования электронным банкоматом, подобное решение значительно уменьшит очередь при оплате государственных и муниципальных услуг в МАУ «МФЦ»;
- организовать в центрах специализированные окна для инвалидов по слуху, работающих в форме видеотелефонной диспетчерской службы;
- провести необходимые мероприятия по адаптации сети МФЦ для предоставления муниципальных услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения с учетом их особых потребностей;
- обеспечить модернизацию официального сайта МФЦ, в том числе с помощью разработки версии сайта слабовидящих и мобильного приложения.
1.О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Российской Федерации от 27.09.2011 № 797 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
2. О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 г. № 478 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
3.О порядке разработки административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг [Электронный ресурс] : Постановление
Правительства РФ от 11.11.2005 № 679 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд.
«Законодательство».
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 6 октября 2006 г. № 131-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
5. Об организации предоставления государственных и муниципальных
услуг : федер. закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 28.12.2016) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
6. Об утверждении Методических рекомендаций по созданию и организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг : Приказ Минэкономразвития России от 27.05.2016 № 322 [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
7. Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в РФ [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 15 октября 1999 г. № 1370 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
8. Об утверждении Правил организации деятельности
многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 № 1376 (ред. от 17.02.2017) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд.
«Законодательство».
9. Об утверждении Сводного перечня первоочередных
государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в
электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениями [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. № 1993-р // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
10. Правила размещения в федеральных государственных информационных системах «Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» и «Единый портал государственных и
муниципальных услуг (функций)» сведений о государственных и муниципальных услугах (функциях) [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 г. N 478 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд.
«Законодательство».
11. Сводный перечень первоочередных государственных и
муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ 17 декабря 2009 г. N 1993-р // Справочно-правовая система
«КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд.
«Законодательство».
12. ГОСТ 50646-2012 «Услуги населению. Термины и определения»
[Электронный ресурс] : утверждён Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 № 1612-ст //
Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
13. ГОСТ ISO 9000-2011 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь [Электронный ресурс] : утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.12.2011. № 1574-ст // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
14. Акулич, М. М. Государственные и муниципальные услуги как фактор повышения качества жизни населения [Текст] / М. М. Акулич, М. В. Батырева // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. - 2015. Т. 1, № 4 (4). - С. 19-31.
15. Аширова, М.Н. Современные технологии оказания
государственных и В муниципальных услуг: Н институциональный и вариативный анализ [Электронный ресурс] / М.Н. Аширова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2015. - № 2 (29). - С. 33 - 37. - Режим доступа:http:// scipeople.ru/publication/104260/.
16. Бабаева, З. К. Н Понятие и функции Н государственной и муниципальной услуги [Текст] / З. К. Бабаева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2016. - Т. 16, № 1. - С. 113-120.
17. Бабич, А. М. I Государственное регулирование I финансовой деятельности I предприятий сферы I услуг [Текст] / А. М. Бабич, Е. Е. Воробцева, Н. А. Лосева // Сервис в России и за рубежом. - 2017. - № 3 (30). - С. 65-74.
18. Бабун, Р.В. Муниципальные услуги в системе муниципального управления [Текст] / Р.В. Бабун // Местное право. - 2015. - № 6. - С. 3 - 10.
19. Баранов, И. Н. Новый государственный менеджмент: эволюция теории и практики применения [Текст] / И. Н. Баранов // Российский журнал менеджмента. - 2016. - Т. 10. - № 1. - С. 51-64.
20. Берников, М. Ю. I Развитие системы I многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг [Текст] / М. Ю. Берников, О.В. Чижмина // Н Вестник государственного и муниципального управления. - 2015. - Т. 4. - № 3. - С. 57-63.
21. И Большакова, Ю. М. Теория и практика реформирования сферы государственных и муниципальных услуг в условиях развивающихся стран [Текст] / Ю.М. Большакова. - СПб. : Скифия-принт, 2016. - 263 с.
22. Брюйн, Х. Управление по результатам в государственном секторе [Текст] / Х. | де Брюйн - M.: [Институт комплексных [стратегических исследований, 2015. - 192 c.
23. Бурков, А.Л. Муниципально-частное партнерство как инструмент развития муниципалитетов [Текст] / А.Л. Бурков // Самоуправление. - 2015. -
№ 5. - C. 6-7.
24. Буров, А.В. Система оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований [Текст] : автореф. дис. ... канд. полит. наук / А.В. Буров. - Ростов-н/Д., 2012. - 23 с.
25. Ваксова, Е. Е. Понятие «государственные услуги» с позиции теории общественных благ [Текст] / Е.Е. Ваксова, О.В. Сизова // Финансы. - 2016. - № 12. - С. 20-24.
26. Васильев, В.И. Борьба с коррупцией и местное самоуправление [Текст] / В.И. Васильев // Журнал российского права. - 2015. - № 4. - C. 5-17.
27. Васильева, Е. А. Административная реформа в Российской
Федерации: цели, задачи, итоги [Текст] / Е. А. Васильева // Известия
Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2015. - № 164. - С. 140-150.
28. Веретенникова, А. Ю. Институциональное развитие локальных общественных благ [Текст] / А. Ю. Веретенникова, Е. А. Севастьянова // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. - 2016. - № 6. - С. 26-37.
29. Гаврилова, Л. А. Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг: преимущества и проблемы создания [Текст] / Л. А. Гаврилова // Сервис plus. - 2015. - Т. 9, № 1. - С. 26¬33.
30. Галкин, А. И. Тенденции и перспективы создания единой системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в Российской Федерации [Текст] / А. И. Галкин // Управленческие науки в современном мире. - 2015. - № 1. - С. 504-511.
31. Голощапова, Т. В. Основные подходы к оценке экономического потенциала сферы услуг [Текст] / Т. В. Голощапова // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. - 2016. - № 21. - С. 82-86.
32. Гриценко, Е. В. Правовой статус многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в России и европейский опыт организации «службы единого окна» [Текст] / Е. В. Гриценко, Е. Г. Бабелюк // Закон. - 2017. - № 6. - С. 159-171.
33. Гукасова, Н. Р. Тенденции и перспективы развития
многофункцональных центров в регионах России [Текст] / Н. Р. Гукасова, Т. А. Марфутенко, А. А. Орлянская, В. В. Хубулова // Социально¬гуманитарные знания. - 2016. - № 9. - С. 194-205.
34. Давиденко, Л. Г. Транснационализация сервисного производства как качественная трансформация мировой сферы услуг [Текст] / Л. Г. Давиденко // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). - 2016. - № 28. - С. 42-48.
35. Дмитриева, Е.А. Виды муниципальных услуг в России [Текст] / Е.А.
Дмитриева // Наука и образование: хозяйство и экономика;
предпринимательство, право и управление. - 2016. - № 2. - С. 12-18.
36. Единый портал государственных и муниципальных услуг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gosuslugi.ru.
37. Ежов, Ю. А. Административная реформа в Российской Федерации [Текст] / Ю. А. Ежов // Современный юрист. - 2017. - № 1 (6). - С. 7-19.
38. Зайковский, В. Н. Многофункциональные центры
предоставления государственных услуг как «фронт-офис» государства для взаимодействия с гражданами России [Текст] / В. Н. Зайковский // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. - 2016. - № 3. - С. 121-140.
39. Кирсанов, С.А. Финансовое обеспечение муниципальных социальных услуг [Текст] / С.А. Кирсанов // Практика муниципального управления. - 2015. - № 3. - С. 14-30.
40. Князев, С.Д. Российское муниципальное право [Текст] / С.Д. Князев, Е.Н. Хрусталев. - Владивосток: изд-во Дальневосточного ун-та, 2012.
- 344 с.
41. Константинова, Е. П. Управление муниципальным предприятием как микроэкономической системой: теоретико-методологические аспекты : теоретико-методологические аспекты [Текст] : дис. ... канд. экон. наук / Е.П. Константинов. - Саратов, 2015. - 147 с.
42. Костикова, Г.В. Пределы вмешательства органов государственной власти субъектов РФ в организацию и деятельность органов местного самоуправления [Текст] / Г.В. Кострикова // Бизнес в законе. - 2016. - № 4. - С. 21-26.
43. Кулибанова, В.В. Маркетинг сервисных услуг [Текст] / В.В. Кулибанова. - СПб.: Авангард, 2016.- 144 с.
44. Литягин, Н.Н. Местное самоуправление: понятие, организационно-экономические основы и гарантии его осуществления [Текст] / Н.Н. Литягин.
- М.: Проспект, 2016. - 380 с.
45. Лукина, В.А. Социальная сущность и качество услуг организациям и населению, оказываемых органами государственного и муниципального управления (социологический анализ) [Текст] : автореф. дис. ... канд. социол.наук / В.А. Лукина. - М., 2011. - 21 с.
46. Мошкин, С.В Муниципальные услуги как элемент компетенции органов местного самоуправления [Текст] : автореф. дис. .канд. юрид. наук / С.В. Мошкин. - Белгород, 2013. - 24 с.
47. Неделько, С.И. Мониторинг государственных и муниципальных услуг в регионе как стратегический инструмент повышения качества регионального управления: опыт, проблемы, рекомендации [Текст] / С.И. Неделько. - М.: Вильямс, 2015. - 321 с.
48. Ольховник, И.В. Методы стимулирования инновационной деятельности вуза [Текст]: автореф. дис. . кандидата экономических наук /И.В. Ольховик. - СПБ, 2013. - 22 с.
49. Организация предоставления муниципальных услуг: сб. материалов [Текст] /под ред. Федоровой Е.А.- Хабаровск: изд-во Никитина, 2016. - 204 с.
50. Осборн, Д. Обновленное правительство [Текст] / Д. Осборн, Т. Геблер. - М.: РГСУ, 2015. - 164 с.
51. Осборн, Д. Управление без бюрократов [Текст] / Д. Осборн, П. Пластрик. - М.: Прогресс, 2015. - 347 с.
52. Ошкурков, А.Т. Москва - Санкт-Петербург: местное самоуправление в городах федерального значения [Текст] / А.Т. Ошкурков. - СПб.: Авангард, 2013. - 130 с.
53. Песоцкая, Е.В. Маркетинг услуг [Текст] / Е.В. Песоцкая. - СПб.: Авангард, 2016. - 240 с.
54. Попов, А. Специфика самоуправления Ленобласти - в единстве государственного и муниципального управления [Текст] / А. Попов // Социально-гуманитарные знания. - 2017. - № 2. - С. 119-130.
55. Путило, Н.В. К вопросу о природе социальных услуг [Текст] / Н.В. Путило // Журнал российского права. - 2016. - № 6. С. 13- 9.
56. Реброва, Н.П. Организация предоставления государственных (муниципальных) услуг в Российской Федерации [Текст] / Н.П. Реброва, М.Я. Смоляр // Академия бюджета и казначейства Минфина России. Финансовый журнал. - 2015. - №2. - С. 43-54.
57. Сергиенко, А.М. Проблемы правового регулирования местного самоуправления в городах федерального значения в условиях муниципальной реформы [Текст] / А.М. Сергиенко // Власть. - 2016. - № 10. - С.37-43.
58. Симагина, О.В. Система государственного управления: Учебно-методический комплекс [Текст] / О.В. Симагина, С.В. Флах. - Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2015. - 136 с.
59. Сморгунов, Л.В. Государственная политика и управление: уровни, технологии, зарубежный опыт государственной политики и управления [Текст] / Л.В. Сморгунов. - М.: Российская политическая энциклопедия
(РОССПЭН), 2015. - 495 с.
60. Терещенко, Л.К. Услуги: государственные, публичные, социальные [Текст] / Л.К. Терещенко // Журнал российского права. - 2016. - № 10. - С. 34-37.
61. Филиппов, Д.В. Институциональные особенности организации электронного правительства на муниципальном уровне [Текст] / Д.В. Филиппов // Регион: экономика и социология. - 2016. - № 4. - С. 36-41.
62. Филиппов, Д.В. Применение технологии «одного» окна в предоставлении государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров [Текст] / Д.В. Филиппов // Сибирская финансовая школа. - 2016. - № 5. (76). - С. 19-27.
63. Филиппов, Д.В. Развитие организационно-управленческих
технологий предоставления муниципальных услуг в крупном городском округе [Текст]: автореф. дис. ... канд. экон. наук. / Д.В. Филиппов. - Новосибирск, 2012. - 22 с.
64. Чанов, С.Е. О регистрации органами местного самоуправления трудовых договоров с работодателями - физическими лицами [Текст] / С.Е. Чанов // Практика муниципального управления. - 2015. - № 8. - С. 12-17.
65. Черных, Е.Н. О формировании перечней государственных (муниципальных) услуг (работ) [Электронный ресурс] / Е.Н. Черных // Вестник-83 ФЗ: методическая и информационная поддержка реализации федерального закона 83-ФЗ. - Режим доступа:http://fz-83.ru/.
66. Шадрин, А.Е. Социальное партнерство и развитие институтов гражданского общества в регионах и муниципалитетах. Практика межсекторного взаимодействия [Текст] / А.Е. Шадрин. - М: Вильямс, 2015. - 286 с.
67. Шаститко, А.Е. Организационные рамки предоставления публичных услуг [Текст] / А.Е. Шастико // Вопросы экономики. - 2016. - № 7. - С. 52-61.
68. Шипов, С.В. О ходе работ по созданию МФЦ для предоставления государственных и муниципальных услуг [Текст] / С.В. Шипов // Практика муниципального управления. - 2017. - № 3. - С. 36-41.
69. Яковлева, Н.А. Формирование многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в России: результаты мониторинга [Текст] / Н. А. Яковлева, А. М. Калинин // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2017. - №2. - С. 56-59.
70. Янбекова, Г.Г. О предмете правового регулирования организации предоставления государственных и муниципальных услуг [Текст] / Г. Г. Янбекова // Евразийский юридический журнал. - 2017. - №11 (42). - С. 59¬68.