Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Работа №67511

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

туризм

Объем работы79
Год сдачи2018
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
419
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Историко-культурный потенциал, как основное условие развития
историко-культурного туризма 6
1.1. Сущность историко-культурного туризма, его функции и задачи.. 6
1.2. Виды, ресурсы, направления историко-культурного туризма 15
1.3. Роль историко-культурного наследия в региональном туризме 21
2. Анализ особенностей и факторов, влияющих на историко-культурный
потенциал 29
2.1. Анализ историко-культурных объектов и ресурсов Российской
Федерации 29
2.2. Анализ обеспеченности историко-культурными ресурсами
Белгородской области 35
2.3. Влияние социально-экономических и природных факторов на
развитие историко-культурного туризма в Белгородской области 48
3. Разработка тура по Белгородской области, включающего в себя
историко-культурное наследие региона 53
3.1. Характеристика нового туристического продукта, программа тура.. 53
3.2. Расчёт эффективности реализации тура 63
Заключение 71
Список использованных источников 74

Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют

Актуальность темы исследования выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что историко-культурный потенциал является основой познавательного туризма. Данный вид туризма представлен различными видами исторических памятников, мемориальных мест, народными промыслами, музеями, т.е. сочетаниями объектов материальной и духовной культуры.
Историко-культурный туризм способен осуществлять следующие функции: познавательная (совершенствование и углубление знаний о прошлом и настоящем человечества, истории и культуре других стран и народов), профессионально-деловая (бизнес-поездки, участие в конференциях, конгрессах, семинарах, обмен опытом, профессиональное обучение), религиозная (паломнические, культовые, культурно-исторические цели по изучению религии и культов),гостевая и ностальгическая (посещение родственников, мест исторического проживания), развивающая(предоставление возможностей для развития личности), экономическая (проявляется через спрос и потребление туристов). Для их успешной реализации необходимо владеть необходимыми знаниями в проблемах данного вида туризма.
Проблемой исследуемого вопроса является изучение основ историко-культурного потенциала.
Основными составляющими историко-культурного потенциала являются разнообразные объекты и явления историко-культурного наследия, которые имеют, как материальные формы существования (материальное наследие, воплощенное в реальных памятниках истории и культуры, обособлении территорий высокой историко-культурной и природной значимости и подобное), так и нематериальные формы объективации в реальном географическом пространстве (культурные традиции, практиковавшиеся в прошлом или со-хранившиеся и поддерживаемые до настоящего времени, обычаи). Проблемы сохранения и использования, в том числе и туристического, исторически сложившихся форм материального и нематериального наследия нельзя рас-сматривать без учета характеристик вмещающего природного ландшафта. Разнообразие структуры и эстетическая привлекательность ландшафтов во много раз повышают историко-культурный потенциал региона, вносят дополнительный вклад в эффективность его реализации. Высокие эстетические качества ландшафта в определенной степени способствуют развитию современных культурных инициатив, служат дополнительным стимулом увеличения туристического потока и т.д.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является Белгородская область. Белгородская область богата своим культурно-историческим наследием, что будет выявлено в ходе исследования выпускной квалификационной работы.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является историко-культурный туристический потенциал Белгородской области (памятники культуры, этнографические объекты, военно-исторические достопримечательности и т. д). В историко-культурный потенциал входит вся социокультурная среда с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Туристы, посещая ту или иную страну(регион), воспринимают культурные комплексы в целом. Культурное наследие в целом. Культурное наследие - это наследие исторического развития цивилизации, которое накопилось на данной территории.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка практических рекомендаций по повышению спроса на посещение культурно-исторических объектов Белгородской области и на развитие историко- культурного туризма в Белгородской области.
Для достижения, поставленной в выпускной квалификационной работе цели, решались следующие задачи:
1) изучить теоретические основы историко-культурного туризма;
2) провести анализ историко-культурного потенциала Белгородской области;
3) рассмотреть практику применения туров и туристских маршрутов по Белгородской области;
4) разработать рекомендации на повышение спроса на посещение культурно-исторических объектов Белгородской области и на развитие историко-культурного туризма в Белгородской области.
Теоретической основной выпускной квалификационной работы послужили исследования ученых, таких как Гуляев В.Г., Зорин И.В., Карпова Г.А., Маринин М.М., ХореваЛ.В., и др. А так же различные интернет-ресурсы.
Информационной базой исследования послужили законодательные акты, нормативные документы, ежегодники, доклады, отчеты международных конференций, статистические сборники.
В выпускной квалификационной работе были использованы такие методы исследования как: методы эмпирического (наблюдение, анкетирование) и теоретического характеров исследования (анализ, обработка литературы, аналогия и формализация), сравнительный метод, метод систематизации, структуризация.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из: введения, трех основных разделов, списка использованных источников, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги, хотелось бы подчеркнуть несколько аспектов, вытекающих из глав. Для начала отметим, что историко-культурный потенциал, являясь фактором развития регионального туризма, приносит объёмный вклад в развитие культуры и экономики государства. Из написанной выпускной квалификационной работы так же следует, что историко-культурный туризм осуществляет множество функций. К примерам этих функций можно привести познавательную, развивающую, профессионально-деловую, религиозную, ностальгическую и экономическую. Из этого можно сделать выводы, что необходимо использовать все возможности историко-культурного наследия государства, либо же региона для гармоничного развития самой территориальной единицы и населения, которое там проживает и его посетителей (приезжих туристов).
Как выяснилось из исследований, проведенных в выпускной квалификационной работе, Российская Федерация владеет масштабными историко-культурными ресурсами на своей территории, ввиду богатой истории и куль-туре, проживающих на ней народностей. Каждый регион России имеет свои достопримечательности, но далеко не все они реализуются и используются в историко-культурном туризме. Как показали наблюдения, только крупные города России пользуются спросом у туристов и реализуют свой историко-культурный потенциал. Малым городам не хватает туристского притока для развития исследуемого направления туризма в своих регионах. Но, тем не менее, как показал анализ историко-культурного потенциала регионов России, проделанный в работе, не слишком популярные регионы все-таки имеют хороший потенциал для развития историко-культурного туризма.
Особое внимание в работе уделялось Белгородской области. Исходя из наблюдений, можно сделать выводы, что Белгородская область имеет ресурсы для военно-исторического туризма (Прохоровское Поле, аллеи славы и монументы военных действий), литературного туризма (художественные музеи, театры области), исторического туризма (краеведческие музеи, древние городища, памятники), религиозного туризма (Свято-Троицкий монастырь в Холках, храмы и соборы области), этнографического туризма (этнографическая деревня-музей «Кострома»). Необходимо лишь повысить популярность региона с его значительным историко-культурным потенциалом, поднять имидж на общероссийском рынке туризма для начала, и на общемировом уровне (в дальнейшем). Для этого необходимо реализовать такие функции:
1) экологическая. Она будет обеспечивать развитие историко-культурного туризма с бережным отношением к природным и рекреационным объектам и ресурсам, в месте, где будут предоставляться услуги по данной деятельности;
2) экономическая. Она будет позволять Белгородскому региону получать выгоду, финансовые средства, за счет использования историко-культурного потенциала области туристами;
3) социально-культурная. Эта составляющая будет способствовать развитию туристской деятельности с сохранением культурных ценностей, народных промыслов, традиций.
Белгородская область так же обладает замечательным природным ландшафтом. Для сохранения природно-ландшафтных характеристик и при этом развивать туризм необходимо следующее:
1) аккуратное включение в природно-культурную среду ограниченными группами туристов по определенным программам;
2) качественная организация этих потоков с учетом жизнедеятельности местных жителей;
3) постройка малых средств размещения, которые вписываются в природную среду, что является и более экономичным в пользовании.
В целом в выпускной квалификационной работе были рассмотрены следующие аспекты и проделана следующая работа:
1) была охарактеризована теоретическая база историко-культурного потенциала региона, как фактора развития туризма (определена сущность вопроса, основные понятия, степень изученности проблемы;
2) был проведен анализ обеспеченности историко-культурными ресурсами в Российской Федерации и в Белгородской области. Оценены факторы, влияющие на историко-культурный потенциал области;
3) были даны рекомендации по улучшению развития историко-культурного туризма в Белгородском регионе;
4) был предложен тур «История и культура Белгородчины», был проведен расчет его эффективности в реализации.
Подводя итоги проделанной работы, можно с уверенностью сказать, что все поставленные цели и задачи выпускной квалификационной работы были выполнены, предстоявшие проблемы полностью решены.



1. Азар, В.И. Структурная перестройка туристского рынка Рос- сии[Текст] : учеб. пособие / В. И. Азар. - М.: Академия, 2013 - 229 с.
2. Александрова, А.Ю. География туризма [Текст] : учеб. пособие / А. Ю. Александрова. - М.: Кнорус, 2015 - 180 с.
3. Александрова, А.Ю. Международный туризм[Текст] : учеб. пособие / А. Ю. Александрова. - М.: Аспект Пресс, 2013 - 166 с.
4. Александрова, А.Ю. Структура туристского рынка[Текст] : учеб. пособие / А. Ю. Александрова. - М.: Пресс-Соло, 2013 - 202 с.
5. Бабкин, А.В. Специальные виды туризма[Текст] : учеб. пособие / А. В. Бабкин. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2016 - 211 с.
6. Биржаков, М.Б. Введение в туризм [Текст] : учеб. пособие / М. Б.Биржаков. - СПб.: Питер, 2017 - 348 с.
7. Биржаков, М.Б. Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации[Текст] : учеб. пособие / М. Б.Биржаков. - СПб.: Невский фонд, 2017 - 313 с.
8. Биржаков, М.Б., Индустрия туризма: Перевозки[Текст] : учеб. пособие / М. Б.Биржаков. - СПб.: Издательский дом Герда, 2014 - 109 с.
9. Буйленко, В.Ф. Индустрия экологического туризма[Текст] : учеб. пособие / В. Ф. Буйленко. - Краснодар.: Разум, 2016 - 313 с.
10. Буйленко, В.Ф. Туризм. [Текст] : учеб. пособие / В. Ф. Буйленко. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2017 - 411 с.
11. Быкасов, Д. С. Туристско-рекреационные особые экономические зоны - путь развития регионального туризма[Текст] : учеб. пособие / Д. С. Быкасов. - М.: Вестник, 2017 - 201 с.
12. Вавилова, Е.В. Основы международного туризма[Текст] : учеб. пособие / Е. В.Вавилова. - М.: Гардарики, 2015 - 111 с.
13. Вахмистров, В.П. Правовое обеспечение туризма[Текст] : учеб. пособие / В. П. Вахмистров. - СПб.: Питер, 2015 - 256 с.
14. Википедия. География Белгородской области [Электронный ресурс] - Портал: ййр://’Мк1реШа.огд/Режим доступа:ййр://’Мк1/деодгарЫаЬе1
15. Восколович, Н.А. Маркетинг туристских услуг[Текст] : учеб. пособие / Н. А. Восколович. - М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2016 - 122 с.
16. Волкова, В. И. География туризма [Текст] : учеб. пособие / В. И. Волкова. - М.: КНОРУС, 2013 - 492 с.
17. Горегляд, В.П.Перспективы развития туристической отрасли в России. [Текст] : учеб. пособие / В. П. Горегляд - М.: КНОРУС, 2014 - 304 с.
18. Гуляев, В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие[Текст] : учеб. пособие / В. Г. Гуляев. - М.: Финансы и статистика, 2016 - 304 с.
19. Джанджугазова, Е.А. Маркетинг туристских территорий[Текст]: учеб. пособие / Е. А. Джанджугазова. - М.: Академия, 2017 - 264 с.
20. Драганов, В.Г. Государство и туризм[Текст] : учеб. пособие / В. Г. Драганов. - М.: Финансовый эксперт, 2014 - 219 с.
21. Драчева, Е.Л. Специальные виды туризма[Текст] : учеб. пособие / Е. Л. Драчева. - М.: Кнорус, 2016 - 216 с.
22. Дурович, А. Б. Маркетинг в туризме[Текст] : учеб. пособие / А. Б. Дурович. - Минск.: Новое знание, 2013 - 117 с.
23. Егоренков, Л.И. Экология туризма и сервиса[Текст] : учеб. пособие / Л. И. Егоренков. - М.: Финансы и статистика, 2013 - 115 с.
24. Егоров,В.Е. Туристско-рекреационные особые экономические зоны Российской Федерации: понятия, перспективы и проблемы в профессиональной подготовке специалистов[Текст] : учеб. пособие / В. Е. Егоров. - М.: Академия, 2016 - 112 с.
25. Елгина, Д.А. Туристско-рекреационные особые экономические зоны. [Текст] : учеб. пособие / Д. А. Елагина. - М.: Академия, 2016 - 303 с.
26. Жукова, М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации[Текст] : учеб. пособие / М. А. Жукова. - М.: Кнорус, 2013 - 298 с.
27. Жукова, М.А. Менеджмент в туристическом бизнесе[Текст] : учеб. пособие / М. А. Жукова. - М.: Кнорус, 2014 - 225 с.
28. Зайцева, Н.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме[Текст] : учеб. пособие / М. А. Жукова. - М.: Академия, 2013 - 231 с.
29. Зорин, И.В. Туризм как вид деятельности [Текст] : учеб. пособие / И. В. Зорин. - М.: Финансы и статистика, 2014 - 189 с.
30. Ильина, Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности[Текст] : учеб. пособие / Е. Н. Ильина. - М.: Финансы и статистика, 2014 - 107 с.
31. Кабушкин, Н.И. Менеджмент туризма: учебник для студентов вузов специальности «Экономика и управление социально-культурной сферой» [Текст] : учеб. пособие / Н. И. Кабушкин - Минск : «Новое знание», 2013. - 630 с.
32. Калинина, Л.Е. Государственная политика в сфере туризма: туристско-рекреационные особые экономические зоны[Текст] : учеб. пособие / Л. Е.Калинина. - М.: Финансы и статистика, 2014 - 188 с.
33. Карпова, Г.А. Роль историко-культурного наследия[Текст] : учеб. пособие / Г. А. Карпова, Л.В Хорева. - М.:Академия, 2015 - 114 с.
34. Каурова, А.Д. Организация сферы туризма [Текст] : учеб. пособие / А. Д. Каурова. - СПб.: Герда, 2017 - 342 с.
35. Квартальнов, В.А. Теория и практика туризма[Текст] : учеб. пособие / В. А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2013 - 672 с.
36. Колотова, Е.В. Историческое наследие регионов в туризме[Текст] : учеб. пособие / Е. В.Колотова. - М.:Кнорус, 2013 - 221 с.
37. Котлер, Ф. MarketingBasics [Текст]: учеб. пособие / Ф. Котлер. - М.: Юнити-Дана, 2014. - 787 c.
38. Кусков, А.С. Основы туризма[Текст]: учеб. пособие / А. С. Кусков. - М.: Кнорус, 2016 - 195 с.
39. Кулаков, Н.Н. К вопросу о понятиях «культура» и «культурный туризм» / Н. Н. Кулаков //Философия. Наука. Культура. Выпуск №9 - М.:МГУ им. Ломоносова, 2016. - С. 24-31.
40. Кулаков, Н.Н. Культурный туризм как перспективное направление развития туризма/ Н. Н. Кулаков //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств №4 - М.:МГУКИ,2016. - С.14-20.
41. Лысова, Н.Ю. Малый исторический город: культурные параметры и актуальные проблемы/ Н. Ю. Лысова // Журнал «Регионология» №2, 2017. - С.21-25.
42. Маринин, М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме[Текст] : учеб. пособие / М. М. Маринин. - М.: Финансы и статистика, 2014 - 154 с.
43. Овчаров, А.О. Туристический комплекс России: тенденции, риски, перспективы. [Текст] : учеб. пособие / А. О. Овчаров. - М.: ИНФРА,2013 - 180 с
44. Овчаров, А. О. Основы туристской деятельности: Учебник РМАТ для туристских лицеев и колледжей [Текст] : учеб. пособие / А. О. Овчаров. - М.: МРАТ, 2013 - 266 с.
45. Пандиа, официальный сайт. Понятие историко-культурного потенциала. [Электронный ресурс] - Портал: http://pandia.ru/Режим доступа: http: //pandia.ru/text/77/470/18537.php
46. Папирян, Г.А. Маркетинг в туризме[Текст] : учеб. пособие / Г. А. Папирян. - М.: Финансы и статистика, 2015 - 108 с.
47. Петин, А.Н. Культурное наследие и культурно-исторический потенциал Белгородской области: оценка геоинформационными система- ми/А.Н. Петин,И.С. Королева, Е.А. Игнатенко // Успехи современного естествознания Выпуск № 12, 2015 - С. 158-163/
48. Петров, Е.О. Значение культурного наследия в туризме[Текст] : учеб. пособие / Е. О. Петров. - М.:Академия, 2015 - 101 с.
49. Рябова, Ю.В. Экономика и организация туризма: международный туризм[Текст] : учеб. пособие / Ю. В. Рябова. - М.: КНОРУС, 2014 - 227 с.
50. Поляков, В. К. Понятие и термины художественной культуры [Текст] : учеб. пособие / В. К. Поляков. - М.: РМАТ, 2016 - 199 с.
51. Рутрэвэл, официальный сайт. Культурно-исторические ресурсы Российской Федерации [Электронный ресурс] - Портал: https://rutraveller/Режим доступа: https://rutraveller/russianculture
52. Савина, Н.В. Сущность понятия экскурсионного продукта. Туризм: практика, проблемы, перспективы[Текст] : учеб. пособие / Н. В. Савина. - Минск: БГЭУ, 2014 - 281 с.
53. Сайт туризма и путешествий. Туристские ресурсы России [Электронный ресурс] - Портал:http://www.turizm.ru/Режим доступа:
http: //www.turizm.ru/russiaresurse
54. Студенческая библиотека. Анализ современного состояния развития регионального туризма в России[Электронный ресурс] - Портал: http://studbooks.net/Режим доступа: http://studbooks.net /606050/turizm/analiz_ sostoyaniya_regionalnogo_turizma
55. Суриков, П.Р. Теория рекреалогии и рекреационной географии. [Текст] : учеб. пособие / П. Р.Суриков. - М.: Институт географии РАН, 2013
- 288 с.
56. Туристские ресурсы Белгородской области [Электронный ресурс]
- Портал: http://beltourism31.ru/Режим доступа: http://beltourism31.ru/
57. Чудновский, А.Д. Особенности развития регионального туризма[Текст] : учеб. пособие / А. Д. Чудновский. - М.: КНОРУС, 2013 - 194 с.
58. Экономическая статистика и финансы, официальный сайт[Электронный ресурс] - Портал: http://reconomica.ru/Режим доступа: http://reconomica.ru/rosstat2017


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ