Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН

Работа №67410

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы64
Год сдачи2018
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
219
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН 8
1.1. Понятие связной речи и развитие ее в онтогенезе 8
1.2. Проблема формирования связной речи у детей с задержкой
психического развития 15
1.3. Анализ современных методов и средств в обучении старших дошкольников с задержкой психического развития составлению рассказа по серии сюжетных картин 20
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЕ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН 32
2.1. Организация исследования уровня сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 32
2.2. Методические рекомендации по формированию связной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием сюжетных картин 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60

В современной науке особую значимость приобретает проблема сложного дефекта, в структуре которого нарушение речи сопровождаются другими отклонениями психического развития. В связи с этим одной из актуальных проблем является проблема нарушения речи и их коррекции у детей с интеллектуальной недостаточностью, в частности у детей с задержкой психического развития.
Проблема формирования связной речи детей с задержкой психического развития актуальна, т.к. формирование речи влияет на развитие познавательной деятельности и на совершенствование устной речи детей данных категорий, что повышает их уровень общего развития.
В дошкольный период происходит общее развитие ребенка. Как известно, важнейшей предпосылкой развития речи является достаточная сформированность когнитивных функций, определенный уровень развития познавательной деятельности. В связи с этим методологической основой изучения нарушения речи у детей с задержкой психического развития являются современные представления о формировании их связной речи. Нарушения познавательной деятельности оказывают отрицательное влияние на весь процесс развития речи.
Известен ряд работ, раскрывающих особенности речевого развития детей с задержкой психического развития (И.Ю. Борякова, В.А. Ковшиков, Ю.Р. Демьянов, Р.И. Лалаева, И.А. Симинова). Исследователи отмечают отставание в овладении речью, позднее возникновение периода детского творчества, затягивание периода функционирования неологизмов, слабую речевая активность, бедность и недифференцированность словаря.
Е. И. Тихеева тщательно разработала методику развития речи и, в частности, использование картин как фактор умственного развития дошкольников. Она отмечала, что «рассматривание картин в раннем детстве преследует тройную цель: 1) упражнение способности к наблюдению; 2) поощрение сопутствующих наблюдению интеллектуальных процессов (мышления, воображения, логического суждения); 3) развитие языка ребенка».
Развивая положения Е. И. Тихеевой, многие исследователи Е.В. Мальцева, И.А. Симинова, С.Г. Шевченко считают рассказывание по картинке как действенное средство развития связной речи детей с задержкой психического развития. Они подчеркивали, что особенности работы по формированию связной монологической речи на занятиях по картинам обуславливались спецификой этого вида обучения рассказыванию. С одной стороны, наглядные образы картины облегчают ребенку задачу построения отдельных фраз - высказываний, с другой - при составлении связного рассказа по картине отсутствует опора на готовый языковой материал и определяемую сюжетом последовательность событий.
В связи с этим обучение рассказыванию по сюжетной картине с определенной тематикой приобретает особое значение в комплексной коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития. Применение сюжетных картин является одним из наиболее успешных способов формирования связной речи у детей с задержкой психического развития.
Педагогические исследования, посвященные обучению рассказыванию по картинке, помогли разработать содержание, методы и приемы работы с картинками, показали их роль в развитии логического мышления, внимания, воображения, связной речи. В практике работы детских садов используются серии картинок, разработанные О. И. Соловьевой, Е. И. Радиной, В. А. Езикеевой, Е. О. Батуриной, Ю. С. Ляховской, Г. А. Тумаковой, В. В. Гербовой и др.
Изучением обучению рассказыванию по серии сюжетных картин детей с задержкой психического развития занимались Е.В. Мальцева, И.А. Симинова, С.Г. Шевченко, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.
Анализ вышеперечисленных работ дал основание сделать вывод о том, что проблема развития связной речи дошкольников с задержкой психического развития по серии картинок разработана недостаточно: нет специально разработанных сюжетных картинок, в которых бы четко выступала логическая и смысловая связь между картинками; отсутствует и методика работы, основанная на лингвистической характеристике текста и возрастных особенностях восприятия дошкольников. Поэтому можно считать, что исследование является актуальным и своевременным. В связи с вышесказанным, выбранная тема «Формирование связной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием сюжетных картин» является актуальной.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием сюжетных картин Цель исследования: определить методические аспекты формирование связной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием сюжетных картин
Объектом исследования является процесс формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Предметом исследования методические аспекты формирование связной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием сюжетных картин
Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета, были определены задачи исследования:
1. На основе анализа литературных источников теоретически обосновать проблему исследования.
2. Исследовать уровень сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2. Разработать методические рекомендации по формированию связной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием сюжетных картин
Гипотеза исследования: связная речь детей с задержкой психического развития будет формироваться быстрее при условии:
• применения описания сюжета картины как одного из эффективных методов развития связной речи и мышления;
• обеспечение целенаправленной и систематической коррекционно - педагогической работы по формированию связной речи;
• использование разнообразных приемов в процессе описания сюжета картины, с целью вызывания у детей положительного эмоционального настроя, интереса к занятию.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теории развития детской речи (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, Ф.А. Сохин, А.М. Бородич и др.); психолого-педагогические исследования особенностей речи (Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский и др.); системный подход к анализу речевых нарушений (Р.Е. Левина и др.); исследования в области особенностей связной речи у детей с задержкой психического развития (Е.В. Мальцева, И.А. Симинова, С.Г. Шевченко и др.); исследования в области теории и методики формирования и развития связной речи у детей с задержкой психического развития (В.И.Лубовский , Г.Н. Рахмаковаи др.); положение Е. Н. Тихеевой рассказывания по картине как действенное средство развития связной речи у детей; методологические указания М. М. Кониной по исследованию различных картинок и требования к ним.
В процессе исследования использовались следующие методы: теоретические: анализ психолого-педагогической и логопедической литературы; эмпирические: анализ продуктов речевой деятельности детей; количественный и качественный анализ результатов эксперимента.
Экспериментальная база исследования: МДОУ «Детский сад № 7 с.Беловское». Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ литературы позволяет отметить, что проблеме формирования связной речи у детей уделяли большое внимание как западные, так и российские основоположники педагогики.
Задержка психического развития является одной из наиболее частых форм нарушений психического онтогенеза.
Дети с задержкой психического развития отличаются сниженной умственной работоспособностью. В качестве причин, вызвавших ее нарушения, могут выступать выраженные нейродинамические расстройства. У всех этих детей снижено внимание. По данным Г. И. Жаренковой, снижение устойчивости внимания у них может носить разный характер: максимальное напряжение внимания в начале выполнения задания и последующее его снижение; сосредоточение внимания после некоторого периода работы; периодические смены напряжения внимания и его спада на протяжении всей работы.
Одним и зхарактерным признаком нарушений речевого развития детей с задержкой психического развития является недостаточность речевой регуляций действия, трудности верболизации действия, несформированность планирующей функцией речи.
Таким образом, как считают авторы (В.И. Лубовский, В. В. Лебединский и др.), изучение детей с задержкой психического развития показывает, что среди множества психофизических особенностей, присущих им, на первый план выдвигается общее недоразвитие личности, эмоционально-волевая незрелость, трудности в произвольной регуляции деятельности, динамические нарушения во всех видах деятельности.
Кроме того, анализ литературных источников показал, что проблема коррекции связной речи у шестилетних дошкольников с задержкой психического развития изучена недостаточно.
Так как у детей с задержкой психического развития нарушение познавательной деятельности усугубляются слабой речевой активностью. Часто такой ребенок знал материал, не отвечает из-за слабого побуждения к речи. Эта, казалось бы, безобидная реакция на сниженную мотивацию в речевой деятельности, кроме усугубления нарушения познавательной деятельности, может привести к неправильному формированию мысли ребенка.
Исследования показали, что уровень связной речи во многом зависит от характера задания, от того, какова степень самостоятельности смыслового программирования этого задания, есть или нет наглядный или текстовый материал. Составление фраз по отдельным картинкам и трем взаимосвязанным картинкам оказалось наиболее доступной формой речевой деятельности для детей с задержкой психического развития. Но для многих детей была характерна низкая степень самостоятельности. Фразы детей неполные, нераспространенные, недостаточно информативные, с нарушением в грамматическом оформлении (ошибки в употреблении словоформ, нарушающие связь слов в предложении, нарушения нормативного порядка слов в предложении). Изучение связной речи детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста показало, что речь их носит ситуативный характер, у этих ребят только начинается переход к контекстной речи. У части детей с задержкой психического развития были выявлены грубые нарушения связной речи, которые проявлялись уже при построении отдельных фраз-высказываний (на наглядной опоре), как в смысловом программировании, так и в грамматическом оформлении. При выполнении каждого задания требовалась значительная помощь экспериментатора. Отмечались значительные трудности в смысловом построении высказываний, выраженные нарушения связности повествования. Большая часть заданий была выполнена дошкольниками с ЗПР на низком уровне.
Таким образом, анализ результатов позволил нам сделать вывод о том, что дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития значительно отстают в овладении навыками связной речи от нормально развивающихся детей. У дошкольников с ЗПР отмечались недостаточный объем составляемых рассказов, трудности использования языковых средств при оформлении высказываний, смысловое несоответствие высказываний поставленной задаче, низкий уровень самостоятельности при выполнении заданий, а также нарушение связности, логики построения и последовательности изложения высказываний. У детей с задержкой психического развития были выявлены трудности не только языкового оформления, но и смыслового программирования высказываний. На уровне предложений указанные недостатки проявлялись при выборе темы высказываний, в неумении устанавливать предикативные отношения, в пропусках значимых смысловых звеньев фразы. Для развернутых высказываний были характерны смысловые пропуски, неверное использование межфразовых пауз, незавершенность фрагментов, ошибки при передаче причинно-следственных отношений, трудности в определении замысла рассказа. У дошкольников с ЗПР отмечалось нарушение лексико-грамматического оформления высказываний, а также синтаксической связи между фразами и фрагментами рассказа. Для высказываний детей были характерны бедность и однообразие используемых языковых средств, грубые аграмматизмы при построении предложений. Для них была характерна также обедненность активного словарного запаса, обусловленная ограниченностью их знаний и представлений об окружающем мире. Бедность, неточность словарного запаса приводила к трудностям нормального формирования процессов связной речи. То есть можно сказать, что у детей с задержкой психического развития при продуцировании связных высказываний нарушено как смысловое программирование, так и языковое оформление связных высказываний.
Отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов - микротем, длительные паузы на границах фраз или их частей (ненесущие смысловой нагрузки) у детей с ЗПР свидетельствуют о трудностях в программировании содержания развернутых монологических высказываний. Проведенное нами исследование позволило определить состояние функций речи у шестилетних детей с задержкой психического развития. Констатирующий эксперимент показал, что уровень развития речи у шестилетних детей с задержкой психического развития в большинстве случаев низкий.
Таким образом, своевременное выявление таких детей и проведение соответствующих коррекционных мероприятий может в значительной степени ускорить ход их речевого и умственного развития.
Проведенные исследования с использованием различных видов заданий выявили ряд особенностей, характеризующих состояние связной речи у детей с задержкой психического развития, которые необходимо учитывать при проведении коррекционной работы.
Предложенными нами методические рекомендации направлены на то, что занятия по обучению рассказыванию по картине, направленные на формирование связной монологической речи детей, проводиться последовательно. Методика обучения должна строится с учетом отмечаемых у детей этой группы речевых нарушений, а также особенностей психического и познавательного развития. Это касается проведения специальной подготовительной работы, отбора и последовательности использования картинного материала, структуры занятий и приемов коррекционной работы. Особое внимание уделяется приемам, направленным на развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления и др. Работа над связным текстом должна носить систематический, последовательный и целенаправленный характер
Важно отметить, что предварительная отработка с детьми определенных грамматических форм и других языковых средств с последующем использовании их в самостоятельных рассказах по картине будет способствовать их лучшему практическому усвоению. С другой стороны, это создает благоприятные возможности для формирования связных монологических высказываний на основе грамматически правильной речи.
Особенности работы по формированию связной монологической речи на занятиях по картинам обуславливались спецификой этого вида обучения рассказыванию. С одной стороны, наглядные образы картины облегчают ребенку задачу построения отдельных фраз - высказываний, с другой - при составлении связного рассказа по картине отсутствует опора на готовый языковой материал и определяемую сюжетом последовательность событий.
Обучение детей рассказыванию по картинам мы рекомендуем начинать после проведения серии занятий по описанию предметов и пересказу литературных произведений, который проводился с использованием иллюстрации. При передаче внешнего облика персонажей картины, предметов окружающей их обстановки дети могли использовать навыки, полученные ими на занятиях по описанию конкретных предметов и игрушек, а также языковые средства образной характеристики, усвоенные на занятиях по пересказу.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ