Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы обучения диалогической речи с использованием новых технологий…………………………………………………………………4
1.1. Характеристика говорения как вида речевой деятельности………………4
1.2. Особенности диалогической речи на уроке иностранного языка……….10
1.3. Новые технологии в обучении диалогической речи……………………...13
2. Методические основы обучения диалогической речи с использованием новых технологий на уроке иностранного языка……………………………...21
2.1. Использование новых технологий в обучении диалогической речи……21
2.2. План-конспект урока по обучению диалогической речи с использованием новых технологий………………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….30
Библиографический список……………………………………………………..31
В современной методике обучения иностранным языкам развитие диалогической речи является острой проблемой – не всегда получается научить учащихся вести беседу на изучаемом языке, поэтому необходимо найти более рациональную методику обучения диалогической речи, чтобы результаты были достигнуты в полной мере, а сам процесс обучения был увлекательным и интересным. При обучении говорению следует отдать предпочтение именно диалогической речи, так как именно через диалог отрабатываются и запоминаются отдельные речевые образцы, целые структуры, которые используются затем в монологической речи, а, значит, обучение диалогической речи помогает сформировать у школьников умение общаться, слушать собеседника, вступать в разговор и поддерживать его.
Для эффективного обучения диалогической речи можно использовать различные приёмы: создание коммуникативной обстановки на уроке, особенности восприятия речи в процессе диалога, отбор ситуаций, лежащих в основе обучения диалогу, способы создания диалогической речевой ситуации на уроке, и т. д. Однако в данной работе мы собираемся уделить большее внимание проблеме использования новых технологий. Новые технологии, такие как дебаты, дискуссии, ролевые игры, интервью, творческие мастерские и многие другие могут помочь преподавателю в обучении диалогической речи на уроках иностранного языка, так как учащиеся будут вполне заинтересованы. Использование игрового метода в обучении диалогической речи, как достаточно интересного и эффективного в организации учебной деятельности учащихся, призвано способствовать созданию благоприятной психологической атмосфере общения и помогать учащимся увидеть в иностранном языке реальное средство общения. Поэтому важно, чтобы уроки с использованием игровых приемов стали для учащихся приятным занятием. Добиться этого можно, если методически правильно и психологически обоснованно проводить работу с использованием новых технологий, найти пути оптимальной организации таких уроков. Использование ролевых игр или дебатов помогает сделать урок более интересным и увлекательным. Игровая деятельность на уроке иностранного языка не только организует процесс общения на этом языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации, и развивает как умственную, так и волевую активность. Являясь сложным и одновременно увлекательным занятием, она требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь. Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных учеников, что положительно сказывается на их успеваемости. Поэтому в данной работе мы постараемся доказать эффективность использования новых технологий в обучении диалогической речи на уроках иностранного языка.
В ходе работы была раскрыта сущность говорения как вида речевой деятельности. Было выявлено, что целью обучения говорению является развитие у учащихся способности в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять устное речевое общение в разнообразных, социально детерминированных ситуациях. Свободное владение иностранным языком предполагает умение самопроизвольно реагировать на всевозможные ситуации реальной действительности.
Также были выявлены основные характеристики диалогической речи. Стало понятно, что диалогическая речь всегда мотивирована, что означает, что мы всегда говорим с какой-либо целью, которая определяется либо внешними, либо внутренними стимулами.
В дальнейшем была раскрыта цель использования новых технологий для обучения диалогической речи на уроках иностранного языка. В связи с этим целью преподавания иностранных языков в школах является овладение учениками иностранного языка как способом общения и осуществление в этом процессе воспитания, образования и развития личности ученика, и для этого необходимо вносить что-то новое в программу обучения. Успех использования новых технологий во многом зависит от учителя. Только он может методически грамотно организовать тот или иной метод обучения, только учитель может сделать процесс изучения иностранного языка интересным и занимательным.
Была доказана эффективность использования новых технологий для обучения диалогической речи. Необходимо помнить, что новые технологии должны часто включаться в урок. Работа с ними может стать лишь этапом в овладении учащимися диалогической речи. Поэтому при планировании учителю необходимо продумывать упражнения и виды работ на развитие навыков диалогической речи, как перед заданиями, так и после них.
Наконец, стало понятно, что новые технологии развивают у учащихся речемыслительную деятельность и способствуют появлению у них желания общаться на иностранном языке не только на уроке, но и во внеурочное время. С использованием новых технологий у учащихся формируются общительность и чувство ответственности за товарищей.
1. Соловова Е. Н. «Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций». Пособие для студентов педагогических ВУЗов и учителей. 4-е издание. М.: Просвещение, 2006. – 239 с.
2. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. «Методика обучения иностранным языкам в средней школе». М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
3. Гальскова Н.Д., Чепцова М.Б. «Цели и содержание обучения говорению в начальной школе». ИЯШ, 1995, № 2. – 250 с.
4. Бим И.Л. «Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе». М.: Просвещение, 1988. – 251 с.
5. Гальцкова Н.Д., Гез Н.И. «Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика». 3-е изд., стер. М.: Академия, 2006. – 336 с.
6. Артемов В.А. «Психология обучения иностранным языкам». М.: Просвещение, 1969. – 192 с.
7. Пассов Е.И. «Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению». М: Просвещение, 2002. – 265 с.
8. «Дебаты: Учебно-методический комплект». М.: Бонфи, 2001. – 300 с.
9. Ur P. «Discussion that works». Cambridge: CUP, 1983. – 295 pp.
10. Jordan R. «Pyramid Discussion». ELT Journal, 1990. – 44 pp.
11. Полилова Т. А. Внедрение компьютерных технологий. ИЯШ, №6, 1997. – 120 c.
12. Гез Н.И. «Методика обучения иностранным языкам в средней школе». М.: Высшая школа, 1982. – 373 с.
13. Жинкин Н.И. «Психологические особенности спонтанной речи». М., 1990. – 179 с.
14. Заремская С.И., Слободчиков А.А. «Развитие инициативной речи учащихся». М., 1983. – 201 с.
15. Зимняя И.А. «Психология обучения иностранным языкам в школе». М.: Просвещение, 1991. – 249 с.
16. Ляховицкий М.В. «Методика преподавания иностранных языков». М.: Просвещение, 1981. – 290 с.
17. Маслыко Е.А. «Методика обучения английскому». Л., 1995. – 295 с.
18. Шубин У.П. «Языковая коммуникация и обучение иностранным языкам». М., 1972. – 296 с.
19. Зимняя И. А. «Психология обучения иностранным языкам в школе». М., 1991. – 284 с.
20. Ляховицкий М.В. «Методика преподавания иностранных языков» М., 1981. – 220 с.