РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Содержание и методика проблемного обучения 6
1.1. Понятие и специфика проблемного обучения 6
1.2. Психолого-физиологические особенности учащихся средней школы. 12
1.3. Проблемные задания как один из способов проблемного обучения на
среднем этапе обучения 14
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Технологии организации проблемного обучения английскому языку на средней ступени 23
2.1. Анализ УМК 23
2.2. Комплекс проблемных заданий, критерии отбора 29
2.3. Рекомендации по реализации проблемного обучения иностранным
языкам на средней ступени 44
Выводы по главе 2 47
Заключение 48
Список литературы 52
Приложение
Глава 1. Содержание и методика проблемного обучения 6
1.1. Понятие и специфика проблемного обучения 6
1.2. Психолого-физиологические особенности учащихся средней школы. 12
1.3. Проблемные задания как один из способов проблемного обучения на
среднем этапе обучения 14
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Технологии организации проблемного обучения английскому языку на средней ступени 23
2.1. Анализ УМК 23
2.2. Комплекс проблемных заданий, критерии отбора 29
2.3. Рекомендации по реализации проблемного обучения иностранным
языкам на средней ступени 44
Выводы по главе 2 47
Заключение 48
Список литературы 52
Приложение
В современной педагогике акцент делается на воспитании личности активной, творческой, осознающей проблемы человечества как глобальные, так и региональные, готовой посильно участвовать в их решении. Сегодня необходимы люди, мыслящие нешаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Соответственно, одной из актуальных задач школы выступает подготовка обучающихся к решению проблем разного уровня. Хорошо известно, что основной целью обучения иностранному языку является формирование у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции. Формирование коммуникативной компетенции означает овладение языком как средством межкультурного общения, развитие умений использовать язык как инструмент решения проблем в диалоге культур и цивилизаций современного мира.
Возрастные особенности развития и образования подростков с применением проблемного обучения рассматривали: Л. С. Выготский [8], И. С. Кон [14], М. В. Матюхина, Р. С. Немов, Л. Д. Столяренко, Д. Б. Эльконин, Д. Дюьи, П.Я.Гальперин [9] и многие другие ученые, методисты и психологи. Методические особенности проблемного обучения школьников иностранному языку на средней ступени рассматривали: С. Л. Захарова, А. И. Каменский, Я. М. Колкер, В.В.Сафонова. Проблемная активность - это одна из центральных проблем педагогики и методики. Она была стержнем многих педагогических теорий прошлого (Я. А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ф.Дистерверга, К.Д.Ушинского). И это не случайно, поскольку сам процесс человеческого познания носит активный, творческий характер, а способности человеческие, в том числе и познавательные, развиваются в активной самостоятельной деятельности. Недостаточная теоретическая разработанность вопросов иноязычного образования посредством проблемного обучения школьников определила выбор темы исследования и составила её актуальность.
Объект исследования - процесс обучения английскому языку учеников средней ступени.
Предмет исследования - реализация проблемного обучения в процессе обучения школьников.
Цель работы - проанализировать реализацию проблемного обучения английскому языку на средней ступени и определить рациональные способы использования данного метода.
Задачи исследования:
• определить понятие и специфику проблемного обучения;
• рассмотреть возрастные особенности развития учащихся средней школы и специфику проблемного обучения данной возрастной группы;
• проанализировать проблемные задания как один из способов проблемного обучения иностранному языку на среднем этапе обучения;
• провести анализ УМК по английскому языку средней ступени обучения на предмет наличия проблемных заданий;
• разработать новый комплекс проблемных заданий в системе проведения учебных занятий с целью развития иноязычной коммуникативной компетенции, проанализировать полученный опыт, выявить и доказать эффективность его использования.
Гипотеза исследования: успешность проблемного обучения в иноязычном образовании зависит от соблюдения условий данного процесса в проблемных заданиях, а также от вызова мотивации обучающихся средней ступени к качественному овладению иноязычной коммуникативной компетенции за счет выполнения комплекса проблемных заданий.
В работе были использованы дидактический и эмпирический методы исследования.
Дидактический метод подразумевает изучение и анализ педагогических, психологических и методических источников для определения теоретической и практической базы исследования, и, кроме того, изучение и анализ школьных учебников и программ по обозначенной проблеме.
Эмпирический метод используется для определения этапов практической апробации упражнений, внедрения комплекса упражнений, а также анализа полученных результатов.
Опытно-экспериментальная работа проходила в восьмом классе Ломоносовской гимназии г. Петрозаводск.
Практическое значение исследования заключается в разработке нового комплекса проблемных заданий и выработке методических рекомендаций по использованию проблемного обучения английскому языку на средней степени школьного образования.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из следующих частей:
• введения, где обоснован выбор темы исследования, показана
актуальность проблемы, определены объект, предмет, цель, задачи, методы, практическое значение исследования;
• главы 1, в которой раскрыто понятие проблемного обучения и проблемных заданий, а также систематизированы психологические и педагогические особенности работы с подростками в школьном коллективе;
• главы 2, где представлена и проанализирована практическая часть исследования по теме;
• заключения, в котором сделаны общие выводы на основе проведенного исследования;
• списка литературы;
• приложения.
Возрастные особенности развития и образования подростков с применением проблемного обучения рассматривали: Л. С. Выготский [8], И. С. Кон [14], М. В. Матюхина, Р. С. Немов, Л. Д. Столяренко, Д. Б. Эльконин, Д. Дюьи, П.Я.Гальперин [9] и многие другие ученые, методисты и психологи. Методические особенности проблемного обучения школьников иностранному языку на средней ступени рассматривали: С. Л. Захарова, А. И. Каменский, Я. М. Колкер, В.В.Сафонова. Проблемная активность - это одна из центральных проблем педагогики и методики. Она была стержнем многих педагогических теорий прошлого (Я. А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ф.Дистерверга, К.Д.Ушинского). И это не случайно, поскольку сам процесс человеческого познания носит активный, творческий характер, а способности человеческие, в том числе и познавательные, развиваются в активной самостоятельной деятельности. Недостаточная теоретическая разработанность вопросов иноязычного образования посредством проблемного обучения школьников определила выбор темы исследования и составила её актуальность.
Объект исследования - процесс обучения английскому языку учеников средней ступени.
Предмет исследования - реализация проблемного обучения в процессе обучения школьников.
Цель работы - проанализировать реализацию проблемного обучения английскому языку на средней ступени и определить рациональные способы использования данного метода.
Задачи исследования:
• определить понятие и специфику проблемного обучения;
• рассмотреть возрастные особенности развития учащихся средней школы и специфику проблемного обучения данной возрастной группы;
• проанализировать проблемные задания как один из способов проблемного обучения иностранному языку на среднем этапе обучения;
• провести анализ УМК по английскому языку средней ступени обучения на предмет наличия проблемных заданий;
• разработать новый комплекс проблемных заданий в системе проведения учебных занятий с целью развития иноязычной коммуникативной компетенции, проанализировать полученный опыт, выявить и доказать эффективность его использования.
Гипотеза исследования: успешность проблемного обучения в иноязычном образовании зависит от соблюдения условий данного процесса в проблемных заданиях, а также от вызова мотивации обучающихся средней ступени к качественному овладению иноязычной коммуникативной компетенции за счет выполнения комплекса проблемных заданий.
В работе были использованы дидактический и эмпирический методы исследования.
Дидактический метод подразумевает изучение и анализ педагогических, психологических и методических источников для определения теоретической и практической базы исследования, и, кроме того, изучение и анализ школьных учебников и программ по обозначенной проблеме.
Эмпирический метод используется для определения этапов практической апробации упражнений, внедрения комплекса упражнений, а также анализа полученных результатов.
Опытно-экспериментальная работа проходила в восьмом классе Ломоносовской гимназии г. Петрозаводск.
Практическое значение исследования заключается в разработке нового комплекса проблемных заданий и выработке методических рекомендаций по использованию проблемного обучения английскому языку на средней степени школьного образования.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из следующих частей:
• введения, где обоснован выбор темы исследования, показана
актуальность проблемы, определены объект, предмет, цель, задачи, методы, практическое значение исследования;
• главы 1, в которой раскрыто понятие проблемного обучения и проблемных заданий, а также систематизированы психологические и педагогические особенности работы с подростками в школьном коллективе;
• главы 2, где представлена и проанализирована практическая часть исследования по теме;
• заключения, в котором сделаны общие выводы на основе проведенного исследования;
• списка литературы;
• приложения.
В ходе исследования была проанализирована теоретическая и практическая часть по реализации проблемного обучения иностранному языку в школе. Были решены следующие задачи:
В Главе 1 была изучена научная литература по выделенной проблеме. Было рассмотрено содержание таких определений, как «проблемное обучение», «проблемное задание». В теоретической части работы также были проанализированы характеристики проблемного обучения, его функции, различные классификации форм проблемного обучения. Основными условиями реализации проблемного обучения являются следующие положения:
• Обогащение образовательной среды проблемными ситуациями способствует активизации мыслительных процессов учащихся. Основным видом упражнения на уроках английского языка являются проблемные задания, которые способствуют формированию ИКК.
• Вопросы и задания носят проблемный характер, чтобы сфокусировать учеников на нестандартном решении задачи.
• Создание условий для самовыражения и межличностного диалога выдвигает ученика в позицию субъекта.
• Проблемные ситуации содержат противоречия и опираются на имеющиеся у учащихся знания, сформированные навыки и умения, необходимые для решения задачи.
• Включение речевых действий на иностранном языке в разные виды деятельности способны вызвать у учащихся положительные эмоции и устойчивую внутреннюю мотивацию к обучению.
• Проблемное задание должно требовать от учащихся способности выражать и доказывать свою точку зрения.
• Информация, содержащаяся в проблемной ситуации, должна быть значимой для учащихся, иметь ёмкое содержание, чтобы в дальнейшем они смогли применить её на практике, в жизни.
• Необходим диалог учитель-ученик, каждая точка зрения должна являться возможным решением проблемы. Педагог относится с вниманием и поощрением к мнению и мыслям своих учеников, поощряет их активность.
В Главе 2 мы представили новый комплекс проблемных заданий, систему проведения учебных занятий с целью развития ИКК, а также проанализировали собственный педагогический опыт по данной теме. Был разработан комплекс заданий, позволяющих максимально разнообразить процесс обучения на уроках английского и учитывающий возрастные особенности учащихся.
Практическая апробация комплекса проблемных заданий показывает, что для успешного обучения английскому языку детей среднего школьного возраста необходимо учитывать и применять целый комплекс принципов, методов, приемов, а также уделять внимание возрастным и психологическим особенностям детей: повышенная возбудимость, развитие произвольности всех психических процессов, интерес к творческому развитию, развитие мыслительных процессов. В конце главы даны рекомендации для студентов и учителей относительно успешной реализации проблемного обучения на средней ступени обучения.
Гипотеза данного исследования была подтверждена практически:
1. Регулярное, системное использование проблемных заданий по английскому языку, разработанных с применением различных приемов, форм и методов, позволяет повысить уровень развития как иноязычных навыков, так и различных речевых умений обучающихся средней ступени.
2. Необходимо учитывать психологические и возрастные особенности среднего школьного возраста при планировании проблемного урока.
3. Тщательный отбор содержания проблемных заданий и проблемных ситуаций с учетом уровня обученности детей, их склонностей и возможностей, соблюдение при этом всех дидактических и методических принципов обеспечивают эффективность проблемного обучения иностранным языкам.
В Главе 1 была изучена научная литература по выделенной проблеме. Было рассмотрено содержание таких определений, как «проблемное обучение», «проблемное задание». В теоретической части работы также были проанализированы характеристики проблемного обучения, его функции, различные классификации форм проблемного обучения. Основными условиями реализации проблемного обучения являются следующие положения:
• Обогащение образовательной среды проблемными ситуациями способствует активизации мыслительных процессов учащихся. Основным видом упражнения на уроках английского языка являются проблемные задания, которые способствуют формированию ИКК.
• Вопросы и задания носят проблемный характер, чтобы сфокусировать учеников на нестандартном решении задачи.
• Создание условий для самовыражения и межличностного диалога выдвигает ученика в позицию субъекта.
• Проблемные ситуации содержат противоречия и опираются на имеющиеся у учащихся знания, сформированные навыки и умения, необходимые для решения задачи.
• Включение речевых действий на иностранном языке в разные виды деятельности способны вызвать у учащихся положительные эмоции и устойчивую внутреннюю мотивацию к обучению.
• Проблемное задание должно требовать от учащихся способности выражать и доказывать свою точку зрения.
• Информация, содержащаяся в проблемной ситуации, должна быть значимой для учащихся, иметь ёмкое содержание, чтобы в дальнейшем они смогли применить её на практике, в жизни.
• Необходим диалог учитель-ученик, каждая точка зрения должна являться возможным решением проблемы. Педагог относится с вниманием и поощрением к мнению и мыслям своих учеников, поощряет их активность.
В Главе 2 мы представили новый комплекс проблемных заданий, систему проведения учебных занятий с целью развития ИКК, а также проанализировали собственный педагогический опыт по данной теме. Был разработан комплекс заданий, позволяющих максимально разнообразить процесс обучения на уроках английского и учитывающий возрастные особенности учащихся.
Практическая апробация комплекса проблемных заданий показывает, что для успешного обучения английскому языку детей среднего школьного возраста необходимо учитывать и применять целый комплекс принципов, методов, приемов, а также уделять внимание возрастным и психологическим особенностям детей: повышенная возбудимость, развитие произвольности всех психических процессов, интерес к творческому развитию, развитие мыслительных процессов. В конце главы даны рекомендации для студентов и учителей относительно успешной реализации проблемного обучения на средней ступени обучения.
Гипотеза данного исследования была подтверждена практически:
1. Регулярное, системное использование проблемных заданий по английскому языку, разработанных с применением различных приемов, форм и методов, позволяет повысить уровень развития как иноязычных навыков, так и различных речевых умений обучающихся средней ступени.
2. Необходимо учитывать психологические и возрастные особенности среднего школьного возраста при планировании проблемного урока.
3. Тщательный отбор содержания проблемных заданий и проблемных ситуаций с учетом уровня обученности детей, их склонностей и возможностей, соблюдение при этом всех дидактических и методических принципов обеспечивают эффективность проблемного обучения иностранным языкам.



