ВВЕДЕНИЕ 9
ГЛАВА 1. Теоретические основы для изучения ценностно-смысловых детерминант отношения сотрудников к организации 13
1.1. Исследования отношений в социальной психологии 13
1.1.1. Теория отношений Мясищева В.Н 13
1.1.2. Отношение к организации 16
1.2. Детерминанты отношения к организации 20
1.3. Исследования ценностно-смысловых ориентаций в социальной
психологии 24
1.3.1. Основные подходы к изучению ценностей и ценностных
ориентаций личности 24
1.3.2. Исследования ценностно-смысловых ориентаций как
детерминант отношения к организации 27
ВЫВОДЫ ПО АНАЛИТИЧЕСКОМУ ОБЗОРУ 30
ГЛАВА 2. Программа эмпирического исследования ценностно-смысловых детерминант отношения сотрудника к организации 31
2.1. Организация исследования 31
2.2. Методы исследования 35
2.2.1. Процедура исследования 35
2.2.2. Математико-статистические методы обработки данных 36
ГЛАВА 3 . Результаты эмпирического исследования ценностно-смысловых детерминант отношения сотрудника к организации 37
3.1. Результаты исследования направленности личности
сотрудников организации 37
3.1.1. Результаты исследования направленности личности
сотрудников организации методом морфологического теста жизненных ориентаций
3.1.2. Результаты исследования ценностно-смысловых
ориентаций сотрудников организации методом методики диагностики ценностных ориентаций в карьере ("Якоря карьеры") 40
3.3.3. Характеристика структуры ценностных ориентаций
сотрудников организации 44
3.2. Характеристик и отношения сотрудников к организации 47
3.2.1. Характеристика отношения сотрудников к организации
методом теста цветовых метафор 47
3.2.2. Результаты исследования отношения сотрудников к
организации методом семантического дифференциала 55
3.3. Характеристика ценностно-смысловых ориентаций сотрудников
организации 64
3.3.1. Характеристика ценностно-смысловых ориентаций методикой диагностики ценностных ориентаций в карьере ("Якоря карьеры") 64
3.3.2. Характеристика структуры ценностных ориентаций
личностей сотрудников организации 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
Список используемой литературы 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 88
Работа - важнейшая часть жизни взрослого человека: именно на работе формируются важные социальные связи, отношения, статус, раскрывается потенциал человека. Самореализация человека в профессиональной деятельности определяется многими факторами, и одними из важнейших факторов являются социально-психологические.
Социально-экономические факторы безусловно играют важную роль в профессиональном развитии, но выбор профессии и места работы в многом определяется факторами социально-психологическими, такими как, например, ценностно-смысловые ориентации.
Позитивное отношение к организации, в которой работает, профессионально развивается и самореализуется человек, способствует тому, что человек закрепляется в ней, посвящая своё время целям организации, которые, предположительно, находиться в соответствии с его личными целями и ценностными ориентациями.
Необходимость выявления ценностно-смысловых детерминант отношения сотрудника к организации и недостаточная представленность данного вопроса в литературе, особенно применительно к российской специфике, является той проблемой, на решение которой направлено данное исследование.
Данная работа строится на предположении, что изучив взаимосвязи ценностно-смысловых ориентаций сотрудников их отношения к организации, в которой они работают, мы сможем углубить и дополнить существующие данные как о влиянии ценностно-смысловых ориентаций на развитие субъекта профессиональной деятельности в условиях организации, так и о социально-психологических детерминантах развития самих организаций.
Представляется, что особое значение изучаемый ценностный фактор имеет в отношении массовых рабочих профессий, где в меньшей степени может проявляться влияние фактора узко специальной квалификации работника, ограничивающий выбор работником организации, что может способствовать социально-психологическому обеспечению формирования новых поколений рабочего класса.
Данная тематика не нова и изучается не первый год. В России изучением подобного вопроса занимаются Галенкова Л.А., Чарышева С.Р., Лебедева А.Л. и многие другие учёные сферы не только психологической, но и социологической, и управленческой.
Целью магистерской диссертации является выявление ценностно-смысловых детерминант отношения сотрудника к организации.
Предметом исследования являются ценностно-смысловые детерминанты отношения сотрудника к организации.
В качестве объекта исследования выступают сотрудники сети общественного питания "Макдоналдс", работающие на территории Санкт- Петербурга.
Исследование проводилось на базе одного из ресторанов сети общественного питании "Макдоналдс" Санкт-Петербурга.
Особенности базы исследования. Данная организация в роли базы исследования хороша тем, что в ней производство и реализации товара происходит единовременно, а это, в свою очередь, позволяет рассматривать данную организацию как представителя сферы производства, так и представителя сферы услуг. Большинство сотрудников компании мобильны, то есть обучены на несколько станций работы, что позволяет им работать как в секторе производства, так и в секторе реализации товара. Однако, согласно логике управляющего персонала, работник, хорошо справляющийся с задачами реализации должен быть обучен на производство скорее для дополнительного контроля качества продукции, нежели для реальной работы в секторе производства. Эта логика же распространяется в обратном направлении. Благодаря этому феномену, появляется возможность провести границу между работниками производства и реализации продукции.
Компания декларирует ценности служения обществу, которые далее в работе будут именоваться духовно-нравственными согласно классификации Сопова В.Ф. и Карпушиной Л.В.
Оценка персонала происходит согласно классической системе менеджмента (НОД, Тейлоризм): на каждую станцию существует контрольный лист наблюдений (КЛН), в котором отражены все рабочие действия, а также вся теоретическая информация, которой должен владеть работник на данной станции. Совокупность оценок контрольных листов наблюдения составляет итоговую оценку аттестации, которая в данной работе рассматривается как оценка успешности работника в организации.
В ходе исследования были сформулированы следующие гипотезы:
1. Отношение к организации будет различным в зависимости от ценностно-смысловых ориентаций сотрудников.
Дополнительная гипотеза: Сотрудники, ценностно-смысловые ориентации которых соответствуют декларируемым ценностям компании, будут относиться к компании лучше тех сотрудников, ценностно-смысловые ориентации которых будут отличны от ценностей компании.
2. Взаимосвязь ценностно-смысловых ориентаций сотрудников и их отношения к организации опосредована характером работы сотрудников и их местом в служебной иерархии
Дополнительная гипотеза: Существуют статистически значимые различия ценностно-смысловых ориентаций и отношения к организации между сотрудниками, работающими в сфере производства продукции, и сотрудниками реализующими продукцию.
Дополнительная гипотеза: Менеджеры компании относятся к ней иначе, чем рядовые работники.
3. Гендерные различия оказывают влияние на взаимосвязь ценностно-смысловых ориентаций и их отношение к организации.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы ценностно-смысловой детерминации отношения сотрудников к организации;
2. Подобрать методы и методики для изучения ценностно-смысловой детерминации отношения сотрудников к организации;
3. Исследовать ценностно-смысловые ориентации работников и их отношение к организации;
4. Выявить связь между соответствием ценностно-смысловых ориентаций работников ценностям организации и их отношению к ней;
5. Сравнить отношение к организации работников производственного сектора и работников сектора реализации;
6. Сравнить отношение к компании менеджеров и рядовых работников;
7. Выявить связь или её отсутствие между совпадением ценностных ориентаций работника с декларируемыми ценностями компании и карьерным ростом.
В результате эмпирического исследования ценностно-смысловых детерминант отношения сотрудников к организации можно сделать следующие выводы:
1. Макдоналдс, являясь компанией-работодателем, преимущественно воспринимается сотрудниками как источник дохода, но не более того.
2. Типичный сотрудник в компании Макдоналдс обладает духовно-нравственной направленностью личности и предпочитает работу в производственном секторе.
3. Типичная сотрудница в компании Макдоналдс обладает эгоистически-престижной направленностью личности и предпочитает работу в секторе реализации продукции.
4. Проще всего построить карьеру в компании Макдоналдс женщинам с эгоистически-престижной направленностью личности.
5. Соответствие ценностной направленности личности сотрудника декларируемым компанией ценностям позитивно влияет на отношение сотрудника к организации.
6. Отношение менеджеров к организации отличается от отношения работников к ней.
7. Для работников производственного сектора характерно соответствие ценностной направленности личности декларируемым организацией ценностям.
Таким образом, все гипотезы нашли своё подтверждение. Все задачи были выполнены.
Рекомендации для дальнейшего изучения: выявить истинные цели организации ввиду наличия несоответствия ценностных ориентаций декларируемым ценностям организации среди подавляющей части менеджерского персонала.
3. Соломин И. Л. Практикум по психодиагностике. Психосемантические методы :учеб.-метод. - СПб. : Петербургский гос. ун-т путей сообщения, 2013. - 96 с.
4. Миролюбов А. В. Использование методики семантического дифференциала для исследования учебной и профессиональной направленности кандидатов в военное училище / А. В. Миролюбов, И. Л. Соломин, О. Г. Коваль, Л. А. Левкин // Вопросы профессионального психологического отбора и психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в ВУЗе : материалы Всеармейского учебно-методического сбора 1988 г. - М., 1989. - С. 121-128.
5. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2005. - 480 с.
6. Соломин И. Л. Методика экспресс-оценки истинной трудовой мотивации у современной молодежи для решения задач профессиональной ориентации. - СПб. : Рост, 2004. - 128 с.
7. Соломин И. Л. Психосемантическая диагностика трудовой мотивации в управлении персоналом // Мир авионики. - № 4. - 2006. - С. 34¬40.
8. Шмелев А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику. Теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. - М. : Моск. гос. ун-т, 1983. - 158 с.
9. Эткинд А. М. Цветовой тест отношений и его применение в исследовании больных неврозами // Социально-психологические исследования в психоневрологии. - Л., 1980. - С. 110-114.
10. Osgood Ch. E., Suci G. J., Tannenbaum P H. The measurement of meaning. Urbana: University of Illinois, 1957.
11. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2004. - 392 с.
12. ПочебутЛ. Г.,ЧикерВ. А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во «Речь», 2002. - 298 с.
13. Серкин В. П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики: учебное пособие для ВУЗов. - М.: Издательство ПЧЕЛА, 2008. - 382 с.
14. Лурия А. Р Язык и сознание. — Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс». —1998. — С. 57—78
15. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М.: Изд- во Моск. ун-та. — 1995. — 224 с.
16. Абдуллаева М. М. Профессиональная идентичность личности: психосемантический подход // Психологический журнал, 2004, Т. 25, № 2. — С. 86—95.
17. Глухов В. П. Основы психолингвистики. — М.: АСТ: Астрель. — 2005. — 351 с.
18. Сидоренко Е. В . Методы математической обработки в психологии. — СПб.: ООО «Речь». — 2004. — 250 с.
19. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. - 490 с., стр. 26-28.
20. Сопов В. Ф., Карпушина Л. В. Морфологический тест жизненных ценностей. //Журнал "Прикладная психология". N 4, 2001.- С. 9-30.
21. Лазурский А. Ф. Классификация личностей. Пг., 1921. - 401 с.
22. Социальная психология и психология отношений // Проблемы общественной психологии. М.: Мысль, 1965.
23. Василюк Ф. Е. Методологический анализ психологии. М.: МГППУ; Смысл., 2003 - 240 с.
24. Яковлева А. А. Развитие категории отношений в психологических концепциях // Материалы международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам “Ломоносов”. - М.: МГУ, 2001. -Вып. 6.-С. 322-323.
25. Яковлева А. А. Основные принципы психологии отношений в ранних трудах В.Н. Мясищева // Современная психология: состояние и перспективы: (Тезисы докладов на юбилейной научной конференции Института психологии РАН, 28-29 января 2002 г.) / Отв. ред. А.В. Брушлинский, А.Л. Журавлев. - М.: ИП РАН, 2002. - Т. 1. - С. 78-79.
26. Левченко Е. В. История и теория психологии отношений. СПб.: Алетейя, 2003. - 310 с.
27. Левченко Е. В. История психологии отношений В.Н.Мясищева // Вестн. С.-Петербург, ун-та. Сер. 6. 1996 - с. 78-92.
28. Левченко Е. В. Этапы эволюции психологических идей // Вестн. интегративной психологии. М., Ярославль. 2005. Вып.1(3). С. 131-132.
29. Мясищев В. Н. Психология отношений : избранные психологические труды / Ред.А.А. Бодалев. - Москва : Институт практической психологии ; Воронеж : НПО 'МОДЭК', 1995. - 356 с.
30. Мясищев В. Н. Структура личности и отношения человека к действительности // Психология личности: тексты / Под ред., А.А. Пузырея. - М., 1982, с.35-38.
31. Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. - М., 1960, т.2, с.110-125.
32. Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - С.3-18.
33. Аристотель. Сочинения: в 4 т. - М.: Мысль, 1984. - Т.4. -830 с.
34. Бубнова С. С, Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психол. журн. - 1999. - № 5. - С.38-44.
35. Гаврилов В. Е. Профессиональные ценности и профессиональная адаптация // Ежегодник РПО. - М., 1995. -Т.2. -Вып.2. - С.272-174.
36. Гобл Ф. Третья сила: Пер. С англ. //Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М.: Смысл, 1999. - С.334-394.
37. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. - М., 1978. - 272 с.
38. Климов Е. А. Общечеловеческие ценности глазами психолога- профессиоведа// Психол. журн. - 1993. -Т.24. - № 4. - С.230-136.
39. Краснорядцева О. М. Ценностная детерминация профессионального поведения педагогов//Сибирский психол. журн. -Томск, 1998. - № 7. - С.25-29.
40. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат, 1975, -304 с.
41. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопр. философ. - 1996. - № 5. - С.25-26.
42. Маслоу А. Психология бытия: Пер. С англ. - М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997. - 304 с.
43. Мясищев В. Н. Структура личности и отношение человека к действительности // Психология личности: Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 1982. -С.35-38.
44. Оллпорт Г. Личность в психологии: Пер. С англ. - М.: КСП+; СПб.: Ювента, 1998. - 345 с.
45. Ольшанский В. Б. Личность и социальные ценности // Социология в СССР. - М., 1965. -Т.2. -С.471-511.
46. Перлз Ф. С. Внутри и вне помойного ведра / Перлз Ф. С, Гудмен П., Хефферлин Р Практикум по гештальттерапии: Пер. С англ. - СПб.: Петербург-XXI век, 1995. -448с.
47. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия: Пер. С англ. - М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997. -320 с.
48. Сенин И. Г. Разработка модифицированного варианта «Опросника терминальных ценностей» // Психология и практика: Ежегодник РПО. - Ярославль, 1998. -Т.4. - Вып.2. -С.287-288.
49. Серый А. В. Ценностные ориентации как фактор формирования и развития системы личностных смыслов индивида // Вопросы общей и дифференциальной психологии. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. - С.354-360.
50. Собольников В. В. Развитие личности в особых условиях деятельности / НГАС. - Новосибирск, 1997. - 256 с.
51. Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. - 124 с.
52. Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер. С англ. И нем. - М.: Прогресс, 1990. -368 с.
53. Фрейд 3. Я и ОНО: труды разных лет: в 2 т. -Тбилиси., 1991. -Т.2. - 425 с.
54. Жуплев А. В. Эффект горизонта: руководитель и кадры. М.: Московскийрабочий,1989.С.161.
55. Rokeach M. Beliefs, Attitudes, and Values. - San Francisco, Josey- Bass Co, 1972. - 214 p.
56. Schwartz S. H., Bilsky W. Toward a Universal Psychological Structure of Human Values // Journal of Personality and Social Psychology. - 1987. - Vol.58. - № 5. - P.550-562.
57. Хайду П. Воспитание ценностных ориентации // Моральные ценности и личность / Под. ред. А. И. Титаренко, Б. О. Николаичева. - М.: Изд-во МГУ, 1994. -С.255-164.
58. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации // Социология СССР. Т. 2. М.: Мысль, 1965. - 235 с.
59. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М.: Изд-во «институт психологии РАН», 2006. —335с.
60. Даукилас С.Ю., Думчене A.JL, Думчус А.А. Ценностные ориентации студентов-медиков и их сравнительный анализ в контексте других профессий // Социологические исследования. — 2005. №9. - С. 131¬136
61. Горшкова О.В. Ценностные ориентации современной' студенческой молодежи в процессе культурной социализации (На примере Дальневосточного региона): Дис. . канд. социол. наук. -М., 2003. -207с
62. Гогоберидзе Ф.Ю. Потребности, интересы, ценности как формообразующие факторы ценностных ориентаций личности: Дис. канд. социол наук. Ставрополь, 1997. — 210 с.
63. Гавршпок В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации // Социологические исследования. — 2002. -№1. С. 96-105.
64. Волкова Н.В. Типология карьерных стратегий молодых специалистов // Социологические исследования. 2006. — №1. - С. 142-147.
65. Василенко В. Л. Ценность и оценка. Киев: Наукова думка, 1984. - 317 с.
66. Бойков В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян // Социологические исследования. 2004. - №7. - С. 46-51.
67. Богомолов А.С. Опредмечивание, ценности
и социологическое познание // Социологические исследования. 1976. - №3. - С . 5 3 - 5 6.