ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ 9
1.1. Формирование познавательного интереса младших
школьников как психолого-педагогическая проблема 9
1.2. Средства развития познавательного интереса 13
1.3. Виды электронных образовательных ресурсов 19
1.4. Электронные образовательные ресурсы в
образовательном процессе начальной школы 25
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Выявление влияния электронных образовательных ресурсов на формирование познавательного интереса младших школьников 34
2.2. Использование электронных образовательных
ресурсов на уроках в начальной школе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 54
В настоящее время российская школа переживает глобальные преобразования. В связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) одной из главных стала цель формировать и развивать способность ученика, самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, то есть, научить учиться.
Начальная ступень образования является важным периодом общего образования. Именно на данном этапе младшим школьникам предстоит освоить умение учиться, а также освоить учебный материал по основным учебным предметам.
Современному обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов. Проблема развития познавательного интереса младших школьников - одна из самых актуальных в современной педагогике, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности. Одним из средств формирования познавательного интереса младших школьников является использование электронных образовательных ресурсов.
Информационно-учебная деятельность обучающихся основана на введении в процесс обучения интерактивных компьютерных систем: мультимедийных технологий, подключающих комплексное (текст, звук, цвет, объем, анимация) восприятие информации; телекоммуникации, позволяющих расширить социальные границы, в рамках которых осуществляется развитие детей; искусственного интеллекта, поднимающего уровень обучения до сознательного исследования.
Информационная компетентность - одна из ключевых компетентностей, необходимых современному человеку для успешного осуществления любого вида деятельности во всех областях профессиональной, общественной и личной жизни. Создание условий для овладения школьниками способами поиска, получения, обработки и использования информации становится сегодня одной из важнейших задач образования любого уровня, в том числе и уровня начального общего образования.
Согласно ФГОС НОО, результатом обучения в начальной школе должно стать «использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение ... соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета», а также «умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета» [21].
Несмотря на это, переход к обучению, в центре внимания которого находится личность обучающегося, выдвигает новые требования к современным средствам обучения. Они должны учитывать особенности ребёнка, способствовать индивидуализации и построению индивидуальной образовательной траектории каждого. На современном этапе развития образования наблюдается сочетание педагогики и возможностей информационных технологий. Разработка новейших средств обучения способствует созданию качественных электронных ресурсов, в том числе для начального образования, что приводит к повышению эффективности учебно-воспитательного процесса в дальнейшем. Специфика средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), используемых в образовательном процессе, в частности электронных образовательных ресурсов (ЭОР), требуют совместных усилий педагогов-практиков, методистов и их разработчиков.
Учитывая вышеизложенное, актуальным является вопрос создания ЭОР для обучающихся начальной школы, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении, повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, способствующих экономному использованию времени урока, оптимизирующих работу учителя по контролю и оценке достижений обучающихся. Вопрос педагогического проектирования качественных электронных образовательных ресурсов особенно актуален для ступени начального общего образования, поскольку здесь закладывается основа дальнейшего обучения, а использование ЭОР должно способствовать повышению качества образовательного процесса за счет стимулирования познавательной деятельности обучающихся.
Актуальность использования ЭОР отмечается в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, где указывается на то, что «одной из задач современного педагога является обучение учащихся не просто овладению компьютерной грамотностью или умение использовать информационные технологии в повседневной жизни, а способность решать с их помощью образовательные задачи» [10]. Более того, применение современных электронных образовательных ресурсов включено в профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» и является одной из основных общепедагогических функций [12].
Для эффективной организации образовательного процесса необходимо добиваться оптимального сочетания классических приемов и методов обучения и электронных образовательных ресурсов, выбираемых с учетом развития пространственных представлений, способностей к аналитико-синтетической деятельности и других индивидуально-психологических особенностей школьников.
Проблемой развития познавательного интереса в разное время занимались такие ученые как Д.Н. Богоявленский, В.В. Давыдов, Л.В.Занков, А.К. Маркова, И.Ф. Харламов, Г.И. Щукина, Т.И. Шамова, И.С.Якиманская и другие. Вопросами использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в учебном процессе занимались многие педагоги (О.И. Бахтина, В.П. Беспалько, Н.В.Борисова, Б.С. Гершунский, И.В. Гребенев, В.И. Загвязинский, И.Г.Захарова, Ю.Г. Молоков, А.В. Молокова, Е.С. Полат, Г.К. Селевко и другие).
Вместе с тем проблема использования электронных образовательных ресурсов в школе изучена недостаточно. Это обусловлено тем, что данные средства обучения сравнительно недавно начали использоваться в образовании.
В связи с этим возникли противоречия между:
- необходимостью использования и электронных образовательных ресурсов в учебном процессе начальной школы и традиционным опытом передачи знаний обучающимся;
- внедрением электронных образовательных ресурсов в образовательный процесс начальной школы и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения данного процесса.
С учётом выявленных противоречий определена проблема исследования: каковы возможности электронных образовательных ресурсов в развитии познавательного интереса обучающихся.
Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка дидактических возможностей электронных образовательных ресурсов в формировании познавательного интереса младших школьников.
Объект исследования - процесс развития познавательного интереса младших школьников.
Предмет исследования - электронные образовательные ресурсы как средство развития познавательного интереса младших школьников.
Гипотеза исследования - процесс формирования познавательного интереса младших школьников будет эффективнее, если в учебном процессе будут использоваться электронные образовательные ресурсы, которые оптимизируют деятельность учителя, позволят моделировать креативную образовательную среду, направленную на развитие познавательных способностей младших школьников.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть сущность понятия «познавательный интерес» младших школьников.
3. Дать характеристику электронных образовательных ресурсов и раскрыть возможности их использования в начальной школе.
4. Разработать комплекс уроков в начальной школе с использованием электронных образовательных ресурсов.
5. Экспериментально проверить влияние электронных образовательных ресурсов на развитие познавательного интереса младших школьников.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют основные положения теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), теории активизации познавательной деятельности (И.Ф. Харламов, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.), концепции информатизации образования (Б.С. Гершунский, И.Г. Захарова, Е.С.Полат), теории педагогического эксперимента (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, Е.В. Яковлев и др.), технологического подхода в обучении (В.П. Беспалько, М.М. Левина, В.Н. Монахов и др.).
Апробация результатов: основные положения и результаты исследования были представлены на аудиторных занятиях в Таганрогском институте имени А.П. Чехова (филиал) «РГЭУ (РИНХ)»; на заседаниях методического объединения учителей начальных классов МОБУ СОШ № 27 г. Таганрога Ростовской области.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем эмпирические данные и выводы могут служить основой для дальнейших разработок ЭОР (электронных словарей); представленные методические материалы могут быть использованы в работе учителя начальных классов, а также студентами педагогических вузов в ходе педагогической практики.
Структура выпускной квалификационной работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения («Электронный словарь младшего школьника»).
Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Все это возможно только при высоком уровне познавательной деятельности.
Формирование познавательного интереса обучающихся - одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики.
Педагогическая наука и школьная практика накопили немалый опыт применения методов и организационных форм, стимулирующих познавательные силы учащихся. Интерес к этой стороне обучения усилился в последние годы. В активизации процесса обучения кроются возможности преодоления обострившихся противоречий между требованиями общества к начальному образованию и массовым опытом преподавания, между педагогической теорией и школьной практикой.
Использование электронных образовательных ресурсов все активнее проникает в учебно-воспитательный процесс образовательных организаций и оказывает заметное влияние на содержание, методы и формы обучения. Обучающиеся активно используют компьютеры, Интернет-сервисы, электронные учебники и т.п. Дидактически корректное применение электронных образовательных ресурсов позволяет в значительной степени интенсифицировать учебный процесс и активизировать обучающихся. Поэтому педагогу общеобразовательной школы, в том числе и начальных классов, нужно быть готовым к осуществлению профессиональной деятельности в условиях современного информационного общества, комплексно применять возможности средств информационных технологий в образовании и практически использовать многофункциональные цифровые образовательные ресурсы, которые будут соответствовать потребностям учебного процесса.
Таким образом, в условиях информатизации и цифровизации образования актуальным является создание и использование таких средств обучения, которые будут способствовать прежде всего формированию познавательного интереса младших школьников, повышению качества знаний и умений обучающихся начальных классов, а также позволять их обучать в единой среде. Необходимость наличия у педагогов высокого уровня сформированности компетенции использования в педагогической деятельности электронных образовательных ресурсов, объясняется тем, что рынок электронного обучения стремительно развивается и требует от учителей понимания возможностей осуществления учебного процесса с использованием новых информационных технологий. Тем не менее, достаточно редко встречаются убедительные примеры того, как электронные ресурсы изменили практику образования и помогли решить конкретные педагогические задачи. Требуются дополнительные разработки и методические рекомендации для внедрения электронных образовательных ресурсов в образовательный процесс начальной школы.
1. Асмолов А.Г. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие // А.Г. Асмолов, А.Л. Семенов, А.Ю. Уваров - М.: Изд-во «НексПринт», 2010.
2. Виды электронных образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://rosuchebnik.ru/material/chto-mozhno-otnesti-k-obrazovatelnym-elektronnym-resursam/
3. Дебердеева Т.Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Инновации в образовании. - №3. - 2005.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, - 2008.
5. Крюченко Е. В. Создание и использование интерактивных образовательных ресурсов в образовательном процессе начальной школы // АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. КИРЮШКИНСКИЕ ЧТЕНИЯ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Е.Н. Ахтырской, Л.В. Борзовой, М.А. Мазаловой. 2017
6. Леушина И. С., Темербекова А. А. Анализ основных подходов к определению понятия «универсальные учебные действия» в условиях Федерального государственного образовательного стандарта - Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. № 1 (178).
7. Львов М. Р. Горецкий В.Г. Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2007. - 464 с.
8. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. - М., 2006.
9. Медникова О. Н. Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство развития рефлексивной деятельности учащихся - Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. № 6 (159).
10. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.brgu.ru/bank/ctrukturnye.../national_doctrine_of_education_i n_Russia.doc.
11. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53620-2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.brgu.ru/bank.
12. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание - М., 1995.
13. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение - М.: Издательский центр «Академия», 2011.
14. Поздеева С. И. К проблеме формирования у младших школьников умений работать с информационными текстами // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. - № 5 (170).
15. Поздеева С. И. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий в школе совместной деятельности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. - № 12 (177).
16. Профессиональный стандарт «Педагог
(педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.menobr.ru/-professionalnyy-standart-
pedagoga
17. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - Москва 2005.
18. Соловейчик М. С., Харченко О. О. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах // Цикл лекций на заочных курсах повышения квалификации учителей в педагогическом университете «Первое сентября»: газета «Начальная школа». 2006. - № 17-24. С. 1-76.
19. Соловейчик, М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка 4 класс, ч.1 / М.С. Соловейчик. - М: Ассоциация 21 век, 2017.
20. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/-activity/directions/479/
21. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Минобрнауки РФ. 6 октября 2009 года. Приказ № 373.
22. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants / Marc Prensky // On the Horizon. - MCB University Press. - October 2001, Vol. 9. - № 5.
23. Шамова Т.И. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. - М.: Педагогическое общество России, 2007.
24. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. - М.: Педагогика, 1988