Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №67315

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2020
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
440
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ 9
1.1. Формирование познавательного интереса младших
школьников как психолого-педагогическая проблема 9
1.2. Средства развития познавательного интереса 13
1.3. Виды электронных образовательных ресурсов 19
1.4. Электронные образовательные ресурсы в
образовательном процессе начальной школы 25
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Выявление влияния электронных образовательных ресурсов на формирование познавательного интереса младших школьников 34
2.2. Использование электронных образовательных
ресурсов на уроках в начальной школе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 54


В настоящее время российская школа переживает глобальные преобразования. В связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) одной из главных стала цель формировать и развивать способность ученика, самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, то есть, научить учиться.
Начальная ступень образования является важным периодом общего образования. Именно на данном этапе младшим школьникам предстоит освоить умение учиться, а также освоить учебный материал по основным учебным предметам.
Современному обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов. Проблема развития познавательного интереса младших школьников - одна из самых актуальных в современной педагогике, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности. Одним из средств формирования познавательного интереса младших школьников является использование электронных образовательных ресурсов.
Информационно-учебная деятельность обучающихся основана на введении в процесс обучения интерактивных компьютерных систем: мультимедийных технологий, подключающих комплексное (текст, звук, цвет, объем, анимация) восприятие информации; телекоммуникации, позволяющих расширить социальные границы, в рамках которых осуществляется развитие детей; искусственного интеллекта, поднимающего уровень обучения до сознательного исследования.
Информационная компетентность - одна из ключевых компетентностей, необходимых современному человеку для успешного осуществления любого вида деятельности во всех областях профессиональной, общественной и личной жизни. Создание условий для овладения школьниками способами поиска, получения, обработки и использования информации становится сегодня одной из важнейших задач образования любого уровня, в том числе и уровня начального общего образования.
Согласно ФГОС НОО, результатом обучения в начальной школе должно стать «использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение ... соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета», а также «умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета» [21].
Несмотря на это, переход к обучению, в центре внимания которого находится личность обучающегося, выдвигает новые требования к современным средствам обучения. Они должны учитывать особенности ребёнка, способствовать индивидуализации и построению индивидуальной образовательной траектории каждого. На современном этапе развития образования наблюдается сочетание педагогики и возможностей информационных технологий. Разработка новейших средств обучения способствует созданию качественных электронных ресурсов, в том числе для начального образования, что приводит к повышению эффективности учебно-воспитательного процесса в дальнейшем. Специфика средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), используемых в образовательном процессе, в частности электронных образовательных ресурсов (ЭОР), требуют совместных усилий педагогов-практиков, методистов и их разработчиков.
Учитывая вышеизложенное, актуальным является вопрос создания ЭОР для обучающихся начальной школы, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении, повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, способствующих экономному использованию времени урока, оптимизирующих работу учителя по контролю и оценке достижений обучающихся. Вопрос педагогического проектирования качественных электронных образовательных ресурсов особенно актуален для ступени начального общего образования, поскольку здесь закладывается основа дальнейшего обучения, а использование ЭОР должно способствовать повышению качества образовательного процесса за счет стимулирования познавательной деятельности обучающихся.
Актуальность использования ЭОР отмечается в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, где указывается на то, что «одной из задач современного педагога является обучение учащихся не просто овладению компьютерной грамотностью или умение использовать информационные технологии в повседневной жизни, а способность решать с их помощью образовательные задачи» [10]. Более того, применение современных электронных образовательных ресурсов включено в профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» и является одной из основных общепедагогических функций [12].
Для эффективной организации образовательного процесса необходимо добиваться оптимального сочетания классических приемов и методов обучения и электронных образовательных ресурсов, выбираемых с учетом развития пространственных представлений, способностей к аналитико-синтетической деятельности и других индивидуально-психологических особенностей школьников.
Проблемой развития познавательного интереса в разное время занимались такие ученые как Д.Н. Богоявленский, В.В. Давыдов, Л.В.Занков, А.К. Маркова, И.Ф. Харламов, Г.И. Щукина, Т.И. Шамова, И.С.Якиманская и другие. Вопросами использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в учебном процессе занимались многие педагоги (О.И. Бахтина, В.П. Беспалько, Н.В.Борисова, Б.С. Гершунский, И.В. Гребенев, В.И. Загвязинский, И.Г.Захарова, Ю.Г. Молоков, А.В. Молокова, Е.С. Полат, Г.К. Селевко и другие).
Вместе с тем проблема использования электронных образовательных ресурсов в школе изучена недостаточно. Это обусловлено тем, что данные средства обучения сравнительно недавно начали использоваться в образовании.
В связи с этим возникли противоречия между:
- необходимостью использования и электронных образовательных ресурсов в учебном процессе начальной школы и традиционным опытом передачи знаний обучающимся;
- внедрением электронных образовательных ресурсов в образовательный процесс начальной школы и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения данного процесса.
С учётом выявленных противоречий определена проблема исследования: каковы возможности электронных образовательных ресурсов в развитии познавательного интереса обучающихся.
Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка дидактических возможностей электронных образовательных ресурсов в формировании познавательного интереса младших школьников.
Объект исследования - процесс развития познавательного интереса младших школьников.
Предмет исследования - электронные образовательные ресурсы как средство развития познавательного интереса младших школьников.
Гипотеза исследования - процесс формирования познавательного интереса младших школьников будет эффективнее, если в учебном процессе будут использоваться электронные образовательные ресурсы, которые оптимизируют деятельность учителя, позволят моделировать креативную образовательную среду, направленную на развитие познавательных способностей младших школьников.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть сущность понятия «познавательный интерес» младших школьников.
3. Дать характеристику электронных образовательных ресурсов и раскрыть возможности их использования в начальной школе.
4. Разработать комплекс уроков в начальной школе с использованием электронных образовательных ресурсов.
5. Экспериментально проверить влияние электронных образовательных ресурсов на развитие познавательного интереса младших школьников.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют основные положения теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), теории активизации познавательной деятельности (И.Ф. Харламов, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.), концепции информатизации образования (Б.С. Гершунский, И.Г. Захарова, Е.С.Полат), теории педагогического эксперимента (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, Е.В. Яковлев и др.), технологического подхода в обучении (В.П. Беспалько, М.М. Левина, В.Н. Монахов и др.).
Апробация результатов: основные положения и результаты исследования были представлены на аудиторных занятиях в Таганрогском институте имени А.П. Чехова (филиал) «РГЭУ (РИНХ)»; на заседаниях методического объединения учителей начальных классов МОБУ СОШ № 27 г. Таганрога Ростовской области.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем эмпирические данные и выводы могут служить основой для дальнейших разработок ЭОР (электронных словарей); представленные методические материалы могут быть использованы в работе учителя начальных классов, а также студентами педагогических вузов в ходе педагогической практики.
Структура выпускной квалификационной работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения («Электронный словарь младшего школьника»).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Все это возможно только при высоком уровне познавательной деятельности.
Формирование познавательного интереса обучающихся - одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики.
Педагогическая наука и школьная практика накопили немалый опыт применения методов и организационных форм, стимулирующих познавательные силы учащихся. Интерес к этой стороне обучения усилился в последние годы. В активизации процесса обучения кроются возможности преодоления обострившихся противоречий между требованиями общества к начальному образованию и массовым опытом преподавания, между педагогической теорией и школьной практикой.
Использование электронных образовательных ресурсов все активнее проникает в учебно-воспитательный процесс образовательных организаций и оказывает заметное влияние на содержание, методы и формы обучения. Обучающиеся активно используют компьютеры, Интернет-сервисы, электронные учебники и т.п. Дидактически корректное применение электронных образовательных ресурсов позволяет в значительной степени интенсифицировать учебный процесс и активизировать обучающихся. Поэтому педагогу общеобразовательной школы, в том числе и начальных классов, нужно быть готовым к осуществлению профессиональной деятельности в условиях современного информационного общества, комплексно применять возможности средств информационных технологий в образовании и практически использовать многофункциональные цифровые образовательные ресурсы, которые будут соответствовать потребностям учебного процесса.
Таким образом, в условиях информатизации и цифровизации образования актуальным является создание и использование таких средств обучения, которые будут способствовать прежде всего формированию познавательного интереса младших школьников, повышению качества знаний и умений обучающихся начальных классов, а также позволять их обучать в единой среде. Необходимость наличия у педагогов высокого уровня сформированности компетенции использования в педагогической деятельности электронных образовательных ресурсов, объясняется тем, что рынок электронного обучения стремительно развивается и требует от учителей понимания возможностей осуществления учебного процесса с использованием новых информационных технологий. Тем не менее, достаточно редко встречаются убедительные примеры того, как электронные ресурсы изменили практику образования и помогли решить конкретные педагогические задачи. Требуются дополнительные разработки и методические рекомендации для внедрения электронных образовательных ресурсов в образовательный процесс начальной школы.



1. Асмолов А.Г. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие // А.Г. Асмолов, А.Л. Семенов, А.Ю. Уваров - М.: Изд-во «НексПринт», 2010.
2. Виды электронных образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://rosuchebnik.ru/material/chto-mozhno-otnesti-k-obrazovatelnym-elektronnym-resursam/
3. Дебердеева Т.Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Инновации в образовании. - №3. - 2005.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, - 2008.
5. Крюченко Е. В. Создание и использование интерактивных образовательных ресурсов в образовательном процессе начальной школы // АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. КИРЮШКИНСКИЕ ЧТЕНИЯ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Е.Н. Ахтырской, Л.В. Борзовой, М.А. Мазаловой. 2017
6. Леушина И. С., Темербекова А. А. Анализ основных подходов к определению понятия «универсальные учебные действия» в условиях Федерального государственного образовательного стандарта - Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. № 1 (178).
7. Львов М. Р. Горецкий В.Г. Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2007. - 464 с.
8. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. - М., 2006.
9. Медникова О. Н. Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство развития рефлексивной деятельности учащихся - Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. № 6 (159).
10. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.brgu.ru/bank/ctrukturnye.../national_doctrine_of_education_i n_Russia.doc.
11. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53620-2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.brgu.ru/bank.
12. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание - М., 1995.
13. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение - М.: Издательский центр «Академия», 2011.
14. Поздеева С. И. К проблеме формирования у младших школьников умений работать с информационными текстами // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. - № 5 (170).
15. Поздеева С. И. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий в школе совместной деятельности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. - № 12 (177).
16. Профессиональный стандарт «Педагог
(педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.menobr.ru/-professionalnyy-standart-
pedagoga
17. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - Москва 2005.
18. Соловейчик М. С., Харченко О. О. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах // Цикл лекций на заочных курсах повышения квалификации учителей в педагогическом университете «Первое сентября»: газета «Начальная школа». 2006. - № 17-24. С. 1-76.
19. Соловейчик, М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка 4 класс, ч.1 / М.С. Соловейчик. - М: Ассоциация 21 век, 2017.
20. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/-activity/directions/479/
21. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Минобрнауки РФ. 6 октября 2009 года. Приказ № 373.
22. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants / Marc Prensky // On the Horizon. - MCB University Press. - October 2001, Vol. 9. - № 5.
23. Шамова Т.И. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. - М.: Педагогическое общество России, 2007.
24. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. - М.: Педагогика, 1988


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ