Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования эффективной стратегии предприятия 6
1.1 Понятие, сущность и виды стратегий развития предприятия 6
1.2 Алгоритм разработки стратегии развития предприятия
19
1.3 Особенности разработки стратегии развития мебельной фабрики 24
Глава 2 Анализ стратегии развития ООО «Мебель плюс» и разработка рекомендаций по ее совершенствованию 29
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
29
2.2 Рекомендации по совершенствованию стратегии развития предприятия..39
2.3 Оценка экономической эффективности предложенных рекомендаций 46
Заключение 51
Список литературы 54
Приложение 59
Актуальность темы исследования состоит в том, что изменения и
проблемы рыночных отношений в России, трудно проанализировать и практически невозможно предсказать. В столь быстро меняющихся условиях
происходит развитие и бизнеса и возникает закономерный вопрос, как эффективно управлять предприятием в условиях нестабильной внешней среды.
Как разрабатывать гибкие системы управления, способные к быстрой адаптации под изменчивость внешней среды. Поэтому очевидным становится то,
отличительной особенностью новых систем управления предприятия должна
стать направленность на долгосрочную перспективу, диверсификацию, модернизацию, проведение исследований и анализов и максимальное использование потенциала персонала. Перераспределение функций в аппарате управления, карьерный рост сотрудников и их оплата в зависимости от реальных
достижений могут стать одним из направлений изменений в аппарате управления.
Как отмечается во многих исследованиях, наиболее важным фактором
достижения высокого уровня конкурентоспособности остается концентрация
производства, влияющая на тенденцию образования огромных промышленных корпораций.
В условиях жесткой конкуренции и изменчивой внешней ситуации
предприятия должны не концентрироваться не только на внутреннем состоя4
нии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию своего поведения, позволяющую им успевать подстраиваться под происходящие в окружении изменения.
К резкому возрастанию значимости стратегического менеджмента привели такие изменения в окружающей среде как: возрастание конкуренции,
ограниченность ресурсов, появление новых возможностей, изменчивые требования потребителя, новые широкодоступные разработки в технике и технологиях производства, а также развитие маркетинга и информационных систем, позволяющая быстро получать и распространять информацию.
Объект исследования – организационно-экономическая деятельность
мебельной фабрики ООО «Мебель плюс».
Предметом исследования является процесс стратегического управления ООО «Мебель плюс».
Цель исследования - разработать рекомендации по разработке стратегии развития фабрики и дать оценку их эффективности.
Для осуществления поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- изучить сущность стратегического управления и его классификацию;
- проанализировать план разработки стратегии развития, его правила и
принципы;
- дать организационно - экономическую характеристику деятельности
мебельной фабрики;
- провести анализ стратегического управления в ООО «Мебель плюс» и
оценить его эффективность;
- разработать рекомендаций по разработке стратегии развития фабрики
и дать оценку их эффективности.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме стратегического
управления на предприятии.5
В работах М. Портера [38], М. Мескон [32], А.Н. Петрова [37] широко
освещены вопросы применения и взаимодействия элементов стратегического
управления для достижения целей предприятия.
Основы стратегического управления, принципы и правила разработки
стратегии подробно изложены в трудах В.А. Винокуров [11], О.С. Виханского [12], Э.А. Уткина [45], а также зарубежных ученых А.А. Томпсон [43], И.
Ансофф [5], Г. Минцберг [33].
Эмпирической базой исследования послужили устав фирмы, нормативно-правовые документы, информационные документы, а также и бухгалтерская отчетность ООО «Мебель плюс».
Методы исследования: графический, статистический, системный и
функциональный методы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего совершенствования стратегического управления ООО «Мебель плюс» и аналогичных фирм.
Переход России к рыночной экономике поставил предприятия и организации в новые условия, характеризующиеся возрастающей конкуренцией,
сокращением рынка сбыта из-за высоких издержек производства, неплатежеспособностью смежников, сложностями поиска поставщиков сырья, материалов и ограниченностью финансовых ресурсов.
Но важно помнить о том, что эффективная стратегия не формулируется
в виде документа с долгосрочными и детализированными планами компании.
Стратегия вообще не должна диктовать каких-либо конкретных планов, а
только задавать общее направление движения организации, спектр «разрешенных» для нее ходов. В ином случае стратегия будет разрушена любым
непредвиденным обстоятельством. Для управления эффективностью дея52
тельности предприятия необходима разработка единых принципов и подходов к управлению, измерению и оценке развития и работы предприятия.
Стратегическое управление развитием организации заключается в умении моделировать ситуацию, способности выявлять необходимость изменений, разработке самой стратегии, а также в способности воплощать стратегию в жизнь. Вместе с тем стратегическое управление представляет собой
систему действий, необходимых для достижения поставленных целей, зачастую в условиях ограниченности ресурсов. Кроме того, стратегия организации состоит как из продуманных целенаправленных действий, так и из действий, которые являются реакцией на непредвиденное развитие событий.
Стратегические проекты, равно как и стратегические программы и
функциональные стратегии, построены на корпоративной стратегии организации, т.е. представляют собой подсистему общей стратегической системы
развития предприятия.
Перспективы развития предприятия связаны в первую очередь с решением стратегических проблем, среди которых необходимо выделить проблемы действующей стратегии и вновь обнаруженные проблемы.
Насколько эффективна действующая стратегия, можно судить по количественным и качественным результатам деятельности предприятия.
Стратегическое управление предполагает, что предприятие определяет
свои ключевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетных целей. Отсюда возникают разные типы стратегий, по которым предприятие
может ориентироваться в своей деятельности, и различные типы классификаций стратегии.
В первой главе дипломной работы мы рассмотрели теоретические аспекты стратегий развития предприятия, план разработки, этапы, правила, а
также рассмотрели ситуацию мебельного рынка на сегодняшний день. Проанализировав литературу отечественных и зарубежных авторов, мы выделили несколько научных подходов к содержанию понятия «стратегия». Также, в
нашей работе, мы рассмотрели некоторые методы анализа внешней и внут53
ренней среды предприятия, такими методами являются: PEST-анализ и
SWOT-анализ.
Во второй главе нашей работы мы анализировали деятельности ООО
«Мебель плюс». В результате анализа было выявлено, что на предприятии
отсутствует как таковая стратегия развития. Это негативно сказывается в
первую очередь на сбыте. Так же были проанализированы и другие недостатки предприятия и разработана стратегия развития по нескольким направлениям:
- дистрибуция;
- ассортиментная политика;
- реклама и стимулирование сбыта.
Временные рамки стратегии – 3 года. Минимальные затраты на внедрение – в первый год составят 201 тысячу рублей, второго – 776 тсяч рублей
и третьего – 196 тысяч рублей. В первый год внедрения стратегии (2018),
планируется, что она увеличит прибыль на 60.7% по сравнению с 2016 годом,
а также увеличит рентабельность.
Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выживать в
конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за
ресурсы, интернационализация и глобализация бизнеса, появление новых
неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки
и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд
других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического
управления.54
Однако стратегии, единой для всех компаний, не существует, так же
как и не существует единого универсального стратегического управления.
1. Об обществах с ограниченной ответственностью [Текст] : федер. за-кон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 9, ч. I I I. - Ст. 14.
2. Российская Федерация. Государственная Дума. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст] : части первая, вторая, третья и четвертая : текст с изм. и доп. на 1 янв. 2017 г. - [Офиц. изд.]. - Москва : ЭКСМО, 2017. - 850 с. - (Актуальное законодательство).
3. Азоев, Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика [Текст] : учеб-ник / Г.Л. Азоев. - Москва : Центр экономики и маркетинга, 2013. - 257 с.
4. Александрова, А.В. Стратегический менеджмент [Текст] : учебник /
A. В. Александрова, С.А. Курашова. - Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 320 с.
5. Ансофф, И. Стратегическое управление [Текст] : учебник / И. Ансофф. - Санкт-Петербург : Питер, 1999. - 358 с.
6. Аширов, Д.А. Трудовая мотивация [Текст] : учебное пособие / Д.А. Аширов. - Москва: ТК Велби, 2005. - 75 с.
7. Баринов, В.А. Экономика фирмы: стратегическое планирование [Текст] : учебное пособие / В.А. Баринов. - Москва : КНОРУС, 2005. - 234 с.
8. Бородин, А. Этапы формирования стратегического потенциала пред¬приятия [Текст] / А. Бородин // Проблемы теории и практики управления. - 2003. - №6. - С. 9
9. Басовский, Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка [Текст] : учебное пособие / Л. Е. Басовский. - Москва : ИНФРА-М, 1999. - 204 с.
10. Брокгауз, Ф.А. Энциклопедический словарь [Текст] : словарь- справочник : [около 2000 ст.] / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. - Москва : Экс¬мо, - 1907. - 960 с.
11. Винокуров, В.А. Организация стратегического управления на пред¬приятии [Текст] : учебное пособие / В. А. Винокуров. - Москва : Центр эко¬номики и маркетинга, 1996. - 209 с.
12. Виханский, О.С. Стратегическое управление [Текст] : учебное по-собие / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - Москва : Гардарика, 1998. - 97с.
13. Владимирова, Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка [Текст] : учебное пособие / Л. П. Владимирова. - Москва : «Дашков и К», 2005. - 400 с.
14. Герчикова, И.Н. Менеджмент [Текст] : учебное пособие / И.Н. Гер-чикова. - Москва : ЮНИТИ, 2010. - 256 с.
15. Гончарук, В.А. Развитие предприятия [Текст] : учебное пособие /
B. А. Гончарук. - Москва : Дело, 2000. - 208 с.
16. Градов А. П Экономическая стратегия фирмы: Учеб. Пособие / Гра¬дов А. П. - СПб. : спец. Лит. , 1995. - 414 с"
17. Евенко, Л.И. Эволюция концепций управления человеческими ре-сурсами [Текст] : учебник / Л.И. Евенко. - Нижний Новгород : ЕСЦ, 1996. - 194 с.
18. Жданов, С.А. Стратегия развития высшей школы в России и дости-жение международных стандартов образования: экономические аспекты про-блемы [Текст] / С.А. Жданов // Страховое дело. - 2013. - № 10. - С. 49-52.
19. Катькало, В.С. Эволюция теории стратегического управления [Текст] : учебник / В.С. Катькало. - Москва : ЮНИТИ, 2004. - 69 с.
20. Клаузевиц К. О войне [Текст] : учебник / К. Клаузевиц. - Москва : Госвоениздат, 1934. - 402 с.
21. Козырев, А.А. Стратегическое планирование [Текст] : учебник / А.А. Козырев. - Санкт-Петербург : Питер, 2000. - 64 с.
22. Константинов, Г.Н. Стратегический менеджмент [Текст] : учебник / Г.Н. Константинов. - Москва : ИГУ, 1998. - 83 с.
23. Коробейников, О.П. Стратегическое поведение: от разработки до реализации [Текст] / О.П. Коробейников // Менеджмент в России и за рубе-жом. - 2002. - №3. - С. 31
24. Коротков, Э.М. Стратегии антикризисного управления Проблема-тика [Текст] : учебник /Э.М. Коротков. - Москва : ИНФРА-М, 2009. 203 с.
25. Круглов, М.И. Стратегический менеджмент [Текст] : учебник / М.И. Круглов. - Москва : ИГУ, 2009. - 385 с.
26. Кузнецова, С.А. Стратегический менеджмент [Текст] : учебник /
С.А. Кузнецова. - Москва : ИНФРА-М, 1999. - 307 с.
27. Куинн, Д.Б. Стратегия перемен [Текст] : учебник / Д.Б. Куинн. - Санкт Петербург : Питер, 2001. - 688 с.
28. Лукаш, Ю.А. Мотивация и эффективное управление персоналом фирмы [Текст] : учебник / Ю.А. Лукаш. - Москва : Финпресс, 2007. - 217 с.
29. Лунев, В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой [Текст] : учеб-ник / В.Л. Лунев. - Москва : Финпресс, 2009. - 153 с.
30. Льюис, Э. Великая ИКЕА. Бренд для всех [Текст] : учебник / Э. Льюис. - Москва : Олимп-бизнес, 2008. - 62 с.
31. Маслоу, А. Мотивация и Личность [Текст] : учебник / А. Маслоу. - Санкт Петербург : Евразия, 1999. - 72 с.
32. Мескон, М. Основы менеджмента [Текст] : учебник / М. Мескон, M. Альберт, Ф. Хедоури. - Москва : Дело, 1992. - 272 с.
33. Минцберг Г. Школы стратегий [Текст] : учебник / Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Д. Лэмпел. - Санкт Петербург : Питер, 2000. - 336 с.
34. Митрофанова, Е.А. Формирование и функционирование системы управления мотивацией и стимулированием трудовой деятельности персона-ла организации [Текст] : монография / Е.А. Митрофанова - Москва : ГУУ, 2008. - 96 с.
35. Официальный сайт Мебель плюс [Электронный ресурс] . - Режим доступа: https://www.mebelplus.ru. - Загл. с экрана.
36. Официальный сайт IKEA [Электронный ресурс] . - Режим доступа: https://www.ikea.com. - Загл. с экрана.
37. Петров, А.П. Стратегический менеджмент [Текст] : учебник / А.П. Петров. - Санкт Петербург : Питер, 2008. - 28 с.
38. Портер, М.Е. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов [Текст] : учебник / М.Е. Портер. - Москва : ЮНИТИ, 2005. - 209 с.
39. Серпилин, А. Подход к стратегии развития предприятия [Текст] / А. Серпилин // Управление компанией. - 2003. - № 3. - С. 100
40. Тейлор, Ф.У. Менеджмент [Текст] : учебник / Ф.У. Тейлор. - Москва : Контроллинг, 1992 г. - 73 с.
41. Терещенко, Н.Н. Эффективность деятельности предприятия торгов-ли [Текст] : учебник / Н.Н. Терещенко, О.Н. Емельянова. - Красноярск : Гор-дон, 2005 - 110 с.
42. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент, концепции и ситуации [Текст] : учебник / А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд. - Москва : Космос, 2006. - 380 с.
43. Трифилова, А.А. Маркетинговая логистика [Текст] : учебник / А.А. Трифилова. - Москва : ЭКСМО, 2014. - 264 с.
44. Уткин, Э.А. Стратегическое планирование [Текст] : учебник / Э.А. Уткин. - Москва : ЭКМОС, 1998. - 309 с.
45. Хангер, Дж. Д. Основы стратегического менеджмента [Текст] : учебник /Дж. Д. Хангер, Т. Л. Уилен. - Москва : ЮНИТИ, 2008. - 307 с.
46. Хэмел, Г. Классики менеджмента [Текст] : учебник / Г. Хэмел, К. Прахалад. - Санкт Петербург : Питер, 2007. 402 с.
47. Шохов, А. Стратегия предприятия [Текст] : учебник /А. Шохов. - Москва : ГроссМедиа, 2008. - 81 с.
48. Шаховой, В.А., Шапиро С.А. Мотивация трудовой деятельности [Текст] : учебник / В.А. Шаховой. - Москва : Вершина, 2003 г. - 269 с.
49. Чандлер, А.Д. Стратегический менеджмент [Текст] : учебник / А.Д. Чандлер. - Москва : ЮНИТИ, 2009, 253 с.
50. Эндрюс, К. Школы стратегий [Текст] : учебник / К. Эндрюс. - Санкт Петербург : Питер, 2000. - 336 с.