Введение 4
Глава 1. Теоретико-правовые основы становления и развития института государственной гражданской службыОшибка! Закладка не определена.
1.1. Историко-правовой анализ развития института государственной
гражданской службы в России 13
1.2. Понятие и нормативно правовое регулирование государственной
гражданской службы Ошибка! Закладка не определена.
1.3. Принципы административно-правового регулирования
государственной гражданской службы 35
Глава 2. Административно правовой статус государственного гражданского служащего Российской Федерации 48
2.1. Понятие и признаки административно-правового статуса
государственного гражданского служащего 48
2.2. Права и обязанности государственных гражданских служащих,
как ключевой элемент административно-правового статуса 58
2.3. Ограничения и запреты как элементы административно-
правового статуса государственного гражданского служащего 90
Заключение 114
Список использованных источников и литературы 119
Актуальность темы диссертационного исследования, состоит в том, что развитие системы государственного управления в Российской Федерации связывается, во многом, с реформированием государственной службы. Это обусловлено прежде всего теми изменениями, которые произошли и происходят в нашем обществе и государстве.
С момента становления и развития Российской Федерации кардинально изменилась структура, функции органов государственной власти и на федеральном и на региональном уровнях. Проводимые реформы привели к изменению роли и самого государственного аппарата и государственных служащих. Как итог таких реформ, возникает необходимость повышения эффективности функций государственного аппарата, обеспечения профессионализма государственных служащих, изучения новых аспектов и проблем государственной службы в целом.
В этом аспекте заслуживает внимания процесс институциализации государственной гражданской службы. Этому правовому институту соответствуют конкретные законодательные и иные нормативные акты, определяющие все основные элементы данного института.
Поскольку действие норм, образующих правовой институт государственной службы, направлено прежде всего на установление административно-правового статуса государственных служащих, то можно утверждать, что правовой статус государственных служащих является лишь одним из основных компонентов правового института государственной службы. По общему определению правовой статус представляет собой совокупность прав и обязанностей, юридически закрепляющих положение индивида в его взаимодействии с другими людьми, обществом и государством.
Институт государственной службы представляет собой достаточно сложное, комплексно - многоаспектное правовое явление. В связи с этим представляется актуальным исследовать его правовую природу в рамках данного исследования.
На сегодняшний день нормы, касающиеся государственной гражданской службы, в том числе и статуса гражданских служащих, содержатся в различных нормативных актах и претерпевают многочисленные изменения.
Следует отметить, что после принятия Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» данный правовой акт расширил предмет регулирования гражданской службы по сравнению с Федеральным законом от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», действовавшим в этой сфере до 31 января 2005 года. Действующий Закон в отличие от ранее действовавшего правового акта содержит ряд принципиально новых правовых норм.
В частности, в нем определены современные требования к служебному поведению гражданских служащих, предусмотрена возможность установления оплаты труда отдельных категорий служащих в зависимости от показателей эффективности их служебной деятельности, установлена периодичность (один раз в три года) профессиональной переподготовки и др.
В этой связи усиливается необходимость их исследования в целях дальнейшего совершенствования института государственной гражданской службы.
Проблемы становления государственной гражданской службы, ее формирования как системы с давних пор находятся под пристальным вниманием отечественных ученых. Вопросы совершенствования законодательства о государственной службе представляли и представляют повышенный интерес для правовой науки. Следует отметить, что те или иные аспекты реформирования института государственной гражданской службы и реализации государственных функций различными категориями государственных служащих.
Объектом диссертационного исследования стали правоотношения, возникающие в процессе реализации административно правовых норм закрепляющих организацию и функционирование государственной гражданской службы.
Предметом диссертационного исследования выступают
административно-правовые нормы, регулирующие институты и механизмы правового регулирования государственной гражданской службы, а также проблемы определения административно-правового статуса
государственного гражданского служащего и перспективы развития данного вида государственно-управленческой деятельности.
Целью диссертационного исследования стал комплексный анализ норм административного законодательства определяющего
административно-правовой статус государственного гражданского служащего.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- проанализировать историю становления и развития государственной гражданской службы в Российской Федерации;
- изучить понятие и нормативно правовое регулирование государственной гражданской службы;
- проанализировать принципы административно-правового регулирования государственной гражданской службы;
- определить понятие административно-правового статуса государственного служащего;
- проанализировать сущностные принципы административно-правового статуса государственного служащего;
- уточнить права, обязанности, ограничения и запреты государственного гражданского служащего.
Методологической основой диссертационного исследования стало использование, как общенаучных методов познания (исторического метода, метода системного анализа и синтеза, логического метода, типологического метода), так и специальных правовых методов научного исследования (в том числе формально-юридического метода, сравнительно-правового метода, метода юридического моделирования).
Нормативной базой диссертационного исследования послужили Конституция РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «О противодействии коррупции», а также иные законы, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, распоряжения федеральных министерств и субъектов Российской Федерации.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составляют материалы правоприменительной практики постановления и определения Конституционного Суда РФ, практика Верховного Суда РФ, нижестоящих судов, информация о результатах деятельности органов государственной власти.
Теоретическую базу диссертационного исследования составляют идеи, концептуальные положения, и теоретические разработки известных ученых-юристов, специалистов в области административного, конституционного, муниципального права, а именно таких как: А.П. Алехин, Г.В. Атаманчук, Д.Н. Бахрах, К.С. Вельский, A.B. Василенко, И.А. Галаган, И.М. Галий, Э.Е. Гензюк, В.В. Головко, A.A. Демин, ВВ. Денисенко, С.З. Же- нетль, И.А. Дякина, А.Б. Зеленцов, A.A. Кармолицкий, Ю.М. Козлов, Б.М. Лазарев, В. А. Лория, Е.Б. Лупарев, С.Н. Махина, И.М. Машаров, М.Р; Мегрелидзе, IO.B: Надольская, А.Ф. Ноздрачев, О.В. Ианкова, A.H. Позднышов, Л.Л. Попов, В.В. Российский, Н.Г. Салищева, А.Г. Семенников, В.В. Скитович, В.Д. Сорокин, Ю.Н. Старилов, Ю.А. Тихомиров, Э.В.
Талапина, Н.Ю. Хаманева, О.В. Чекалина, А.П. Шергин, В.А. Юсупову А.Ю. Якимов, Ф.Ф. Яхин и др.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в исследовании современных проблем института государственной гражданской службы, основных путей совершенствования законодательства о государственной службе в Российской Федерации, практики оптимизации организационно-административных принципов функционирования органов исполнительной власти в рамках новой административной политики государства. Новизна работы обеспечивается, в первую очередь, целевой направленностью настоящей работы, которая ориентирована на разработку теоретико-правовых проблем государственной службы и разработку концептуальной модели ее дальнейшего развития, нацеленной на усиление созидательных функций государственного управления.
Диссертация содержит совокупность выводов и рекомендаций, которые отличаются новизной, в постановке отдельных теоретических и практических проблем, самостоятельностью их решения.
В частности, в работе на правовом и общетеоретическом уровне выявлены исторические особенности становления государственной гражданской службы в России и соответствующего законодательства, негативные и положительные черты данного процесса, а также устойчивые черты российской государственной службы.
В результате анализа, содержательной части государственной службы выявлено значение исследуемого института, в связи, с чем обнаруживаются недостатки в законодательном определении государственной службы, которые, по нашему мнению, достаточно актуальны в рамках проводимого исследования. Предложено собственное видение понятия государственной службы в России. Подробное исследование соотношения видов государственной службы позволило сформулировать систему критериев видового разграничения государственной службы.
На основе проведенного анализа выносятся следующие положения, на защиту:
1. Исторически во все периоды российской государственности стабильными характеристиками государственной службы являлись: недостаточная мобильность государственного аппарата и его удаленность от институтов гражданского общества, высокая степень влияния ментальности граждан на формирование государственной службы, ее нестабильность, отсутствие правовой и социальной защищенности государственных служащих.
2. Проанализировав действующие нормы закона регулирующего институт государственной гражданской службы, как нам представляется должен быть дополнен принципом экономической эффективности деятельности государственных служащих. Так, целесообразно дополнить ст. 4 рассматриваемого правового акта принципом экономической эффективности деятельности государственных служащих.
Основная цель данного принципа будет заключаться в том, что государство должно разработать и утвердить с учетом современных условий государственной политики количественную и качественную систему величин, которая позволит определить на основании выбранной системы параметров результативность деятельности конкретного государственного служащего с точки зрения государства.
3. Разработано авторское определение понятия государственный гражданский служащий. Так, целесообразно на законодательном уровне закрепить новую редакцию ст. 13 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» так, под государственным гражданским служащим следует понимать:
Государственный гражданский служащий - это гражданин Российской Федерации, не имеющий иного гражданства, осуществляющий свою профессиональную деятельность на должностях государственной государственной власти субъектов Российской Федерации, по обеспечению исполнения основных направлений государственной власти, а так же реализация полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений и предприятий, а также других государственных организаций, при условии назначения его соответствующим нормативным актом на должность и получения денежного содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
4. Установлено, что юридически закрепленного определения «обязанности государственных служащих», в действующем законодательстве не существует.
По нашему мнению, целесообразно закрепить в ст.15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» понятие обязанности государственного служащего под которой следует понимать совокупность мер конкретно-определенного, общественно необходимого, должного поведения государственного служащего в области государственно-властных отношений, которые установлены в нормативно правовом акте и направлены на непосредственное исполнение полномочий и функций государственного органа, а так же обеспеченны возможностью применения санкции юридической нормы.
5. Проанализировав действующие нормы закона регулирующего институт государственной гражданской службы установлено, что наличие гражданства и конституционно его закрепления законодательно связывает государственного гражданского служащего с государством, и предоставляет ему право участвовать в политической жизни страны.
Так, по нашему мнении целесообразно дополнить ст. 18 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» новым пунктом 18 «о запрет государственным гражданским служащим иметь любое гражданство иностранного государства, вне зависимости от занимаемой должности государственной гражданской службы Российской Федерации или должности государственной службы субъектов Российской Федерации.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что она представляет собой комплексное исследование проблем государственной службы в современный реформенный период, позволившее сформулировать выводы, которые могут быть использованы при дальнейшем исследовании проблематики формирования и становления института государственной службы в Российской Федерации.
Практическая значимость исследования заключается в разработке достаточно конкретных рекомендаций, которые могут быть использованы в процессе совершенствования законодательства о государственной службе и практической деятельности органов государственной власти Российской Федерации, решении текущих проблем организации и правового регулирования государственной службы; результаты исследования, наряду с использованием в научно-исследовательской и могут быть востребованы в правотворческой и правоприменительной деятельности.
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования отражены в двух научных статьях, опубликованы в российских рецензируемых научных изданиях. Основные положения диссертации отражены в следующих работах автора:
Савченко Е.Д., Мамин А.С. Особенности гражданско-правовой ответственности за причинение морального вреда гражданину в результате незаконных действий государственных служащих // Вестник научных конференций. 2017. № 2-2(18). Наука и образование в XXI веке: по
материалам международной научно-практической конференции 28 февраля 2017 г. Часть 2. 124 с.
Мамин А. С., Савченко Е. Д. К вопросу о мотивации Федеральных государственных гражданских служащих // Современные тенденции в науке, технике, образовании. Сборник научных трудов по материалам II-ой Международной научно-практической конференции 31 марта 2017 года. Смоленск: ООО «Новаленсо», 2017. - 175 с.
Структура и объём работы определены предметом исследования и логикой изложения материала. Работа состоит из введения, двух глав, которые объединяют шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и источников.
В рамках исследуемой нами темы можно сделать следующие выводы, которые являются результатом рассмотрения поставленных
исследовательских задач:
Во-первых, исторический путь формирования правового статуса государственных служащих условно можно разделить на четыре этапа:
- первый этап - появление государственной службы как особой сферы профессиональной деятельности;
- второй этап - развитие государственной службы в царской России;
- третий этап - развитие государственной службы в советский период;
- четвертый этап - государственная служба в XXI веке.
Во-вторых, государственная служба играет главную роль в организации государственного механизма. По нашему мнению, государственную службу следует рассматривать и как осуществление государственными органами кадровой функции управления, и как практическую деятельность всех лиц, получающих заработную плату из государственного бюджета и занимающих должности в аппарате государственных органов.
В-третьих, принципы государственной службы - это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих. В современном законодательстве закреплено восемь принципов государственной гражданской службы:
- приоритет прав и свобод человека и гражданина;
- единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;
- равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
- профессионализм и компетентность гражданских служащих;
- стабильность гражданской службы;
- доступность информации о гражданской службе;
- взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
- защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
По нашему мнению, в представленный перечень необходимо включить еще два принципа:
- принцип экономической эффективности деятельности государственных служащих;
- принцип индивидуализации ответственности государственных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.
В-четвертых, легальное определение понятия «государственный гражданский служащий» следует сформулировать следующим образом: «государственный гражданский служащий - это гражданин Российской Федерации, осуществляющий профессиональную деятельность на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений и предприятий, а также других государственных организаций, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные
должности субъектов Российской Федерации. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Исходя из анализа теории административного права и законодательства о государственной гражданской службе можно выделить шесть основных признаков, характеризующих понятие государственного гражданского служащего:
- гражданство Российской Федерации;
- владение государственным языком Российской Федерации;
- наличие должности государственной службы;
- наличие акта (приказа) руководителя государственного органа или его структурного подразделения о назначении на должность, а также подписанного служебного контракта;
- служащий добровольно берет на себя обязательства по
прохождению государственной службы;
- денежное содержание из государственного бюджета -
федерального или регионального.
В-пятых, административно-правовой статус государственного гражданского служащего - это совокупность возложенных на гражданских служащих обязанностей и предоставленных им прав, а также систему поощрений, ограничений, запретов, правил служебного поведения, гарантий и компенсаций государственных служащих.
Элементы административно-правового статуса государственного гражданского служащего закреплены в гл. 3 Федерального закона «О государственной гражданской службе». По нашему мнению, структура этой главы должна быть изменена следующим образом:
- основные обязанности гражданского служащего;
- основные права гражданского служащего;
- ограничения, связанные с гражданской службой;
- запреты, связанные с гражданской службой;
- правила служебного поведения гражданского служащего;
- гарантии гражданского служащего;
- компенсации, связанные с гражданской службой.
В-шестых, основу административно-правового статуса
государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации составляет должность гражданской службы как первичный элемент системы государственно-служебной организации субъекта Российской Федерации, посредством которой определяются принадлежность гражданина к государственной службе, ее определенному виду, уровню и государственному органу субъекта Российской Федерации, характер и степень участия государственного служащего в реализации полномочий данного государственного органа.
В-седьмых, ядро административно-правового статуса государственного гражданского служащего представляют его обязанности и права.
В законах о государственной службе большинства субъектов Российской Федерации перечень прав государственных служащих практически полностью совпадает с тем, который закреплен в федеральном законодательстве. Обязанности определенных категорий государственных гражданских служащих установлены в законах о прохождении службы в отдельных государственных органах, в положениях о государственном органе, в дисциплинарных уставах и положениях о дисциплине, в типовых правилах внутреннего распорядка. Обязанности по конкретной должности должны быть четко сформулированы в правилах внутреннего распорядка соответствующего государственного органа, в трудовых договорах (контрактах) и должностных инструкциях государственных служащих.
В-восьмых, помимо прав и обязанностей статус государственных гражданских служащих включает в себя также ограничения и запреты,
118 установленные законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Нормативные акты Российской Федерации
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание
законодательства РФ, 04.08.2014. - № 31.
2. О Правительстве Российской Федерации Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) // Российская газета, № 245, 23.12.1997.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002. - № 1.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федеральный закон от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // Российская газета - 18.06.1996 - № 113.
7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - ст. 3.
8. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 09.03.2016) // Собрание законодательства РФ, 16.02.2009. - № 7. - ст. 776.
9. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011. - № 48. - ст. 6724.
10. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004. - № 31. - ст. 3215.
11. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008. - №52 (ч. I) - ст. 6228.
12. О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 01.05.2016) // Собрание законодательства РФ, 03.06.2002. - № 22. - ст. 2031.
13. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от
12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996. - № 3. - ст. 145.
14. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: Федеральный закон от 20.04.1995 № 45-ФЗ (ред. от 07.02.2017) // Собрание законодательства РФ, 24.04.1995. - № 17. - ст. 1455.
15. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001. - № 51. - ст. 4831.
16. О минимальном размере оплаты труда: Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ (ред. от 02.06.2016) // Собрание законодательства РФ, 26.06.2000. - № 26. - ст. 2729.
17. О государственной тайне: Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 08.03.2015) // Собрание законодательства РФ, 13.10.1997. - № 41. - стр. 8220-8235.
18. Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела: Указ Президента РФ от 30.05.2005 № 609 (ред. от 01.07.2014) // Собрание законодательства РФ, 06.06.2005. - № 23. - ст. 2242.
19. О дополнительном профессиональном образовании
государственных гражданских служащих Российской Федерации: Указ Президента РФ от 28.12.2006 № 1474 (ред. от 08.03.2015) // Собрание
законодательства РФ, 01.01.2007. - № 1 (1 ч.). - ст. 203.
20. О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 559 (ред. от 15.07.2015 г.) // Собрание законодательства РФ, 25.05.2009. - № 21. - ст. 2544.
21. Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы: Указ Президента РФ от 11 августа 2016 г. № 403 // СПС «КонсультантПлюс»
22. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601 // Собрание законодательства РФ, 07.05.2012. - № 19. - ст. 2338.
Материалы правоприменительной практики
23. По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности положений статьи 25 Федерального закона «Об основах государственной службы РФ», статьи 43 Федерального закона «О прокуратуре РФ», статьи 14 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» и статьи 20.1 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в РФ»: Определение Конституционного Суда РФ от 03.10.2002 г. №233-О // Собрание законодательства РФ, 2003. - № 12. - ст. 1174.
24. О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013 г. № 62 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 2013. - № 10.
Научная и учебная литература
25. Абрамов В. И. Правовой статус ребенка // Современное право. 2005. № 9.
26. Алексеев С. С. Проблемы теории права. Свердловск, 1972. С. 102.
27. Алехин А.П., Кармолицкий A.A. Административное право России. Первая часть: Учеб. M., 2009.
28. Антонова Н.М. Проблемы реализации конституционного
принципа равного доступа к государственной службе в Российской
Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 3.
29. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как
управлять капиталом - М.: Финансы и статистика, 2015 г..
30. Басовский Л.Е. Теория экономического анализа: Уч. пособие. М.: ИНФРА-М, 2011.222 с.
31. Вассерман Н.В. Правовые ограничения и запреты, связанные с замещением должностей государственной гражданской службы // Известия Иркутской государственной экономической академии, 2009. - № 2. - с. 19-23.
32. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Служебное право: Учеб. M., 2004.
33. Зыбин С. Ф., Стремоухов А. В. Научные основы организационно-правовой работы с кадрами органов внутренних дел. СПб., 2014.
34. История Государства и права России: Учебник для вузов/Г75. Под ред. С.А. Чибиряева - 1998 - С. 528.
35. Кечекьян С. Ф. Правоотношения в социалистическом обществе.
М., 1955. С. 67.
36. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) (2-е издание, переработанное и дополненное) Бархатова Е.Ю. Изд-во. Проспект, 2015.
37. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. 2-е изд., испр., доп. и перераб. / Отв. ред. проф. Ю. П. Орловский. М.: КОНТАКТ: ИНФРА-М, 2015. С. 261.
38. Комментарии к Уголовному кодексу РФ //
http://www.ugolkod.ru/kommentarii-k-ugolovnomu-kodeksu-rf
39. Конин Н.М. Российское административное право. Общая часть. Саратов, 2011.
40. Коренев А. П. Нормы административного права и их применение. М., 1978. С. 18.
41. Малеин Н. С. Правовые принципы, нормы и судебная практика // Государство и право. 1996. № 6. С. 12-18.
42. Манохин В. М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М., 2012.
43. Манохин В. М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М., 1997. С. 135.
44. Наймушин С.В. Ограничения и запреты на государственной гражданской службе (правовые вопросы) // Чиновник. 2015. № 4 (38).
45. Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации: Учебное пособие. М., 2013.
46. Ограничения и запреты на государственной гражданской службе / под общ.ред. А.В.Федорова. М., 2013. С. 253
47. Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего РФ// Государство и право. 2013. №9. С.17-26.
48. Пресняков М.В. Ограничения, связанные с государственной гражданской службой: проблемы справедливости и обоснованности // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2015. № 3.
49. Рамазанов К.Н. Об интерпретации нововведений в системе запретов, связанных с государственной гражданской службой // Вестник Поволжского института управления. 2015. № 4. С.16.
50. Севрюгин В.Е. Административный проступок. Понятие, признаки, ответственность. М., 1989. С. 32.
51. Старилов Ю.Н. Служебное право. M., 1996.
52. Старилов Ю.Н. Что происходит с институтом российской
государственной службы // Журнал российского права. 2004. № 9.
53. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. M., 2006.
54. Трудовое право России: Учебник / Под ред. С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова. М.: Юристъ, 2012. С. 264.
55. Чаннов С.Е. Государственная гражданская служба: изменения в сфере противодействия коррупции // Вестник Поволжского института управления. 2015. № 2 (47). С.5.
Интернет ресурсы
1. http://www.consultant.ru - официальный сайт Справочной
правовой системы КонсультантПлюс.
2. http://www.pravo.gov.ru - официальный интернет-портал правовой информации