Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование социального опыта старших дошкольников посредством подвижных игр

Работа №67192

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы68
Год сдачи2017
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
352
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
1.1 Проблема формирования социального опыта в дошкольный период детства
в теории и практике 7
1.2 Особенности формирования социального опыта у детей старшего
дошкольного возраста 11
1.3 Подвижные игры как средство формирования социального опыта у детей
старшего дошкольного возраста 15
ГЛАВА II ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ
СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР 21
2.1 Оценка уровня сформированности социального опыта и его проявления в
подвижных играх дошкольников 21
2.2 Реализация педагогических средств формирования социального опыта
дошкольников в подвижных играх
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 39

Изменения, происходящие на современном этапе развития российского общества, требуют активного включения человека в процессы связанные с социально-экономическим, политическим, культурным будущим страны.
Закон об образовании РФ, признавая ведущую роль воспитания в деле «формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества» подчеркивает роль формирования у дошкольников социального опыта. Начальные этапы решения данной проблемы лежат уже в дошкольном детстве (Е.Е.Кравцова, Л.Ф.Обухова, Д.И.Фельдштейн, С.А.Козлова и др.).
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) предусматривается формирование представлений дошкольников о нормах и ценностях, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых. Всё вышеперечисленное является основой социального опыта ребенка.
Особое значение для развития основ социального опыта имеет старший дошкольный возраст, характеризующийся рядом важнейших личностных новообразований (Л.И.Божович, Д.И.Фельдштейн, ЛЛ.Коломинский, Е.Е.Кравцова, Н.А.Менчинская, В.С.Мухина, Е.А.Панько, Е.В.Субботский и др.), обуславливающих появление общественной направленности в поведении и деятельности детей.
Согласно определению Гавровой С.Н., Никандрова Н.Д - социальный опыт представляет собой самобытный синтез различного рода умений и навыков, знаний и способов деятельности и мышления, стереотипов поведения, интериоризированных ценностных ориентаций и социальных установок, запечатленных ощущений и переживаний.
Проведенный нами анализ литературы позволил выявить, что наиболее благоприятные условия для проявления социальной активности ребенка- дошкольника, а следствие и формирование социального опыта, создает игра.
Отечественные психологи, такие как - Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин отмечают, что игра есть ведущая деятельность в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения. Подвижная игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений (А.В. Запорожец).
В научном наследии П.Ф. Лесгафта чётко просматриваются идеи о том, что двигательная деятельность (и такая ее форма, как подвижная игра) есть высокоэффективное средство социального развития ребёнка.
Социальный опыт ребенка как основа его социализации - это всегда результат действия, активного взаимодействия с окружающим миром. В исследовании Н.Ф. Головановой указано, что овладеть социальным опытом - значит не просто усвоить сумму сведений, знаний, навыков, образцов, а обладать, владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является.
Развитие социального опыта дошкольников характеризовалось с точки зрения формирования отдельных социально ценных качеств личности: самостоятельность, целеустремленность (А.К.Бондаренко).
Эти качества успешно формируются в подвижных игра (Л.Н.Волошиной,
Э.Й.Адашкявичене, Т.И Осокиной).
По мнению ученых Г.М. Андреевой, Е.П. Белинской социализация дошкольников рассматривается как процесс вхождения ребенка в мир взрослых людей; процесс принятия, усвоения и преобразования социального опыта, накопленного предыдущими поколениями.
Вместе с тем до настоящего времени проблема становления начальных форм социального опыта у дошкольников старшего возраста остается не достаточно изученной с учетом современных общественных потребностей и перспектив развития образовательной теории и практики.
Среди возможных факторов развития социального опыта дошкольников особого внимания заслуживает рассмотрение подвижных игр, как средства формирования социального опыта старших дошкольников.
Проблема исследования: выявление средств формирования социального опыта старших дошкольников в подвижных играх.
Цель исследования: обосновать средства формирования социального опыта у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.
Объект исследования: процесс формирования социального опыта старших дошкольников в подвижных играх.
Предмет исследования: средства формирования социального опыта у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть состояние проблемы формирования социального опыта у детей старшего дошкольного возраста в современных исследованиях.
2. Выявить особенности формирования социального опыта у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.
3. Исследовать уровень сформированности социального опыта у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать методические рекомендации по использованию средств подвижных игр в формировании социального опыта.
Гипотеза исследования: процесс формирования социального опыта дошкольников средствами подвижных игр будет результативным, если в организацию подвижно-игровой деятельности включить специальные педагогические ситуации, актуализирующие способы социального поведения.
Методы исследования: теоретические, обобщение, анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, эмпирические методы: (анализ деятельности ДОУ по проблеме обогащения самостоятельной двигательной деятельности; наблюдение, диагностика).
База исследования: МБДОУ д/с №64 г. Белгорода.
Структура выпускной квалифицированной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема формирования социального опыта у детей старшего дошкольного возраста в современных исследованиях заключается в поиске разнообразных способах приобщения ребёнка к социальному миру: повышения социальной компетентности ребёнка, осознания ребёнком самого себя как представителя человеческого рода, восприятия детьми мира предметов, формирования социальны качеств в процессе детской игры, роли среды в формировании социальных функций. Наиболее благоприятные условия для формирования социального опыта у детей старшего дошкольного возраста складываются в игровой деятельности.
Формирование социального опыта у детей старшего дошкольного возраста во многом обусловлено воспитательным влиянием педагогов, их умении найти эффективные методы обогащения и формирования социального опыта детей. Основными факторами социализации являются: семья, микросреда (дошкольное учреждение, группа сверстников), деятельность (игровая, предметная и др.), наблюдение, общение. Подвижные игры, как социальный фактор, модельно воспроизводит альтернативу современной культуры, сохраняют и укрепляют сущностные механизмы социально-культурной жизни ребенка, формируют его как социально компетентную личность, дают возможность оценить свое отношение к окружающей среде, понять свое место в обществе, научиться самостоятельно решать конфликты, помогать друг другу, радоваться победам и принимать поражение.
У детей старшего дошкольного возраста преобладает низкий уровень сформированности социального опыта. Проблема формирования социального опыта дошкольников связана с поведенческим и когнитивным компонентами: дети не готовы к выбору социального поведения , имеют низкий уровень социальной компетентности - затрудняются в выборе способа социального поведения; редко проявляют социальные качества, стремление соблюдать этнокультурные традиции, уважение трудовых достижений, ориентацию на свой жизненный опыт; с трудом включаются игры, общение; не проявляют интереса к различным видам деятельности, традициям социума.
Подвижные игры, применяемые для формирования социального опыта старших дошкольников должны способствовать развитию компонентов социального опыта детей. Для развития когнитивного компонента социального опыта надо использовать подвижные игры, направленные на формирование знаний о взаимоотношениях людей; общечеловеческих и национально¬этнических ценностях; нормах социального поведения. Для развития эмоционального компонента надо использовать подвижные игры, направленные на формирование интереса к участию в игровой деятельности к традициям социума; усвоению опыта социального поведения; развитие способности проявлять эмоции. Для развития поведенческого компонента надо использовать подвижные игры, направленные на развитие умения выбирать способ социального поведения проявлять социальные качества; формирование уважения к результатам своей и чужой деятельности; формирование привычки ориентироваться на полученный опыт создание условий для проявления ребенком себя как члена определенного этноса и носителя этнокультурных традиций.
Эффективность экспериментальной работы подтверждается тем, что после педагогического воздействия все компоненты социального опыта старших дошкольников сформированы преимущественно на среднем уровне , не выявлено старших дошкольников с низким уровнем сформированности эмоционального компонента социального опыта.


1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.-335 с.
2. Адашкявичене, Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду/ Э.И. Адашкявичене. - М.: Просвещение, 1992. - 159 с.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - М., 1996. - 375 с. 2.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском коллективе/ Л.И. Божович. - М. : Академия, 2008. - 106 с.
5. Бычкова, В.С., Зубкова Т. И. Социальный опыт как основа социального
воспитания [Электронный ресурс] — Режим доступа:
http://do.teleclinica.ru/206139..
6. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - Москва.: Просвещение, 2007.-№3.-104с
7. Волошина, Л.Н. Играйте на здоровье! Физическое воспитание детей 3-7 лет: программа, конспекты занятий, материалы для бесед, методика обучения в разновозрастных группах/ Л.Н. Волошина, Т.В. Курилова. М.: Вентана-Граф, 2015. 224 с.
8. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / СПб.: Речь, 2004. — 272 с.
9. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 321 с.
10. Залогина В. П. Воспитание дружного детского коллектива в творческой игре//Творческие игры в детском саду. М., 1945.
11. Истоки: Примерная общеобразовательная программа дошкольного
образования/ под ред. Л.А.Парамоновой.- М.: Сфера, 2011
12. Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под ред. Т. В. Антоновой; Московский департамент образования, Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. - М., 1995. - 115 с. 3
13. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений -- М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.
14. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / С. А. Козлова. - М., 1998. - 245 с.
15. КуренковаО. Е. Проблема структурирования социального опыта
человека в отечественной науке
/www. unioIogda. ac.ru/faculties/spip/artcl. htm
16. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Подред. Леонтьева А.Н.и Запорожца А.В
17. Лисина М.И. «Формирование личности ребенка в общении». В книге «Психология дошкольника. Хрестоматия». Москва.: Академия, 2007., 310с.
18. Лисина, М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное [Текст] / М.И. Лисина // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / под ред. М.И. Лисиной. - М. : Академия,1980. - 89 с.
19. Михайлова Л. А. Формирование социального опыта детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №3. — С. 40-42.
20. Михайлова Л. А. Формирование социального опыта детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №3. — С. 40-42.
21. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : приказ Мин-ва образования и науки Рос. Федерации № 1155 от 17 окт. 2013 г. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/03/05/obr-dok.html.
22. Острогорский А. Н. Образование и воспитание//Избр. пед. соч. -М. ,1985.
23. Пак Л.Г. Социализация младших школьников в игровой деятельности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Оренбург, 2004 179 с.
24. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников” / учебно¬методическое пособие под ред.О. В. Дыбиной - М., 2010.
25. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования”..
26. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников [Текст] : пособие для родителей, воспитателей, студентов, преподавателей пед. вузов / Е.О. Смирнова. - М. : ВЛАДОС, 2005. - 128 с.
27. Степаненкова, Э.Я. Подвижные игры как следствие гармоничного развития дошкольников / Э.Я. Степаненкова // Дошкольное воспитание. - 1995.- № 12. - с.26-28.
28. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития дошкольников./Э.Я. Степаненкова. - М.: 2001. - 274 с.
29. Столяренко, Л. Д. Основы психологии. Издание 3-е, переработанное и дополненное / Ростов-на Дону: «Феникс», 2000. — 468 с.
30. Сформированность социального опыта воспитанников дошкольных
образовательных учреждений и обучающихся 1-х классов
общеобразовательных учреждений: результаты исследования /
А. В. Чепкасов, О. Б. Лысых, О. Г. Красношлыкова, И. В. Шефер — Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2013. — 110 с.
31. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А. В. Запорожца. - М., 1976.
32. Усова А.П., Обучение в детском саду. - М.: «Просвещение», 1970. - 208 с.
33. Ушинский К.Д. Теоретические проблемы воспитания и образования. О пользе педагогической литературы. Собрание сочинений, М., 1974
34. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //iroipk.ykt.ru/fgosdo/fgo s_do .pdf
35. Формирование социального опыта в воспитательных организациях
[Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http: //murzim.ru/nauka/pedagogika/socialnaj a-pedagogika/26179- formirovanie-socialnogo-opyta-v-vospitatelnyh-organizaciyah.html — Загл. с экрана (ресурс удаленного доступа).
36. Формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков в процессе социально-личностного развития” / учебно-методическое пособие под ред. Н. Ю. Майданкиной. - Ульяновск, 2012.
37. Фролова, Р. М. Формирование основ социальной компетенции у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://frolova.ucoz.net/index/formirovanie_osnov_socialnoj_kompete ncii_u_ detej_starshego_doshkolnogo_vozrasta
38. Цеева Л. Х., Симбулетова Р. К. Формирование социально-личностного опыта дошкольников в игровой деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № 7 (июль). - С. 1-5. - URL: http: //e-koncept.ru/2014/14173. htm.
39. Якобсон, С.Г. Дошкольник: Психология и педагогика возраста [Текст] : метод. пособие для воспитателя дет. сада / С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева. - М. : Дрофа, 2006. - 162 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ