Разработка программы факультативного курса «Правовая грамотность» для студентов колледжа
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1 Правовая грамотность как вид функциональной грамотности личности9
1.2 Компоненты правовой грамотности 15
1.3 Методы и формы обучения, направленные на повышение правовой
грамотности у студентов среднего профессионального образования 19
1.4 Требования к программе факультативного курса 31
1.5 Выводы по первой главе 34
ГЛАВА 2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА, СПОСОБСТВУЮЩЕГО ПОВЫШЕНИЮ ПРАВОВОЙ
ГРАМОТНОСТИ У СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 37
2.1 Выявление потребности в повышении правовой грамотности у студентов
среднего профессионального образования 37
2.2 Проект программы факультативного курса «Правовая грамотность» ... 47
2.3 Пример занятия на тему «Гражданское право» направленного на повышение правовой грамотности у студентов среднего профессионального
образования 57
2.4 Эффективность использования факультативного курса «Правовая
грамотность» 64
2.5 Выводы по второй главе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1 Правовая грамотность как вид функциональной грамотности личности9
1.2 Компоненты правовой грамотности 15
1.3 Методы и формы обучения, направленные на повышение правовой
грамотности у студентов среднего профессионального образования 19
1.4 Требования к программе факультативного курса 31
1.5 Выводы по первой главе 34
ГЛАВА 2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА, СПОСОБСТВУЮЩЕГО ПОВЫШЕНИЮ ПРАВОВОЙ
ГРАМОТНОСТИ У СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 37
2.1 Выявление потребности в повышении правовой грамотности у студентов
среднего профессионального образования 37
2.2 Проект программы факультативного курса «Правовая грамотность» ... 47
2.3 Пример занятия на тему «Гражданское право» направленного на повышение правовой грамотности у студентов среднего профессионального
образования 57
2.4 Эффективность использования факультативного курса «Правовая
грамотность» 64
2.5 Выводы по второй главе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
В настоящее время в Российской Федерации в год издается порядка 20 ты¬сяч нормативных правовых актов. [56] Не все эти акты посвящены регулирова¬нию ключевых сфер жизни общества, не все эти акты касаются всех членов об¬щества, однако их количество тем не менее внушительно. В период 2012 - 2018 года было принято огромное количество поправок в такие ключевые норма¬тивно-правовые акты как кодекс об административных правонарушениях (КоАП) - 343 изменения, налоговый кодекс - 218 изменений и др. [11] В 2021 году планируется вступление в силу нового КоАП, который имеет множество изменений, в том числе другую структуру и изменение общего срока исковой давности. [33] Разобраться во всех этих правках бывает тяжело даже профессио¬нальному юристу, при этом эти правки напрямую касаются очень многих граж¬дан. В этой связи чрезвычайно необходимо владение основами юридической тех¬ники и базовыми знаниями в области юриспруденции, чтобы был шанс на то, чтобы разобраться в этом сложном, изменяющемся юридическом мире.
Правовая грамотность - это качество личности, которое характеризуется совокупностью правовых знаний и умением их понимать и применять на прак¬тике, а также оперировать основными правовыми понятиями. [17]
В 2018 году было проведено исследование Национальным агентством фи¬нансовых исследования (Аналитический центр НАФИ) и Национальной юриди¬ческой службой «Амулекс», направленное на оценку правовой грамотности рос¬сиян в базовых вопросах. [45] Выборка исследования составила 1600 респонден¬тов из 46 регионов России, в качестве метода исследования было выбрано личное формализированное интервью. Согласно проведенному исследованию, каждый третий житель РФ оценивает уровень своих правовых знаний как «низкий» или «ниже среднего», и лишь 13% респондентов ответили, что хорошо знают свои права и способы их защиты.
Данная статистика влечет за собой негативные последствия. Так, напри-мер, из-за низкого уровня правовой грамотности может следовать правовой ни¬гилизм, который грозит росту уровня преступности и правонарушений. [42] Это 4
можно объяснить тем, что нормативно-правовые акты, призваны регулировать общественные отношения и оказывать дисциплинирующее влияние на поведе¬ние и взаимодействие людей, а граждане условиях «правовой безграмотности» некомплаенты. Помимо этого, правовая осведомленность дает людям возмож¬ность к эффективным средствам правовой защиты на всех уровнях, начиная от самостоятельной защиты своих прав, до заблаговременного обращения к про¬фессиональным юристам при необходимости. [70]
Многие исследования говорят о том, что правовая грамотность необхо-дима для развития гражданского общества и демократичности режима. [71] В условиях, когда граждане знают свои права и легальные механизмы их защиты, общество становится более демократичным, так как население, гражданское об¬щество выступают в роли сдерживающего механизма власти, т.е. есть прямая корреляция между уровнем правовой осведомленности населения и политиче¬ским режимом в стране. [66] Продолжая логику влияния правовой грамотности на демократичность политического режима, ряд исследований отмечает, что по¬вышение правовой грамотности населения способствует прозрачности и подот¬чётности органов власти, что в свою очередь снижает уровень коррупции и ее восприятие в стране. [67]
Уровень правосознания граждан в РФ согласно приведенным исследова¬ниям достаточно низок. Одним из действенных механизмов решения этой про¬блемы является повышение качества и эффективности правового образования на всех уровнях. [2] В России среднее профессиональное образование является пер¬вым уровнем профессионального образования. [60] Этот уровень особенно ва¬жен, так как именно в этот период времени большинство из обучающихся при¬обретают полную дееспособность, к ним становится применимо большинство норм российского законодательства, в этой связи они остро нуждаются в знаниях в области права. На этом уровне реализуется обучение на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального об¬разования. Проанализировав действующие ФГОС СПО по специальностям «Ди¬зайн (по отраслям)», «Коммерция (по отраслям)», «Реклама» и другие, было выявлено отсутствие дисциплины «правоведение» или подобной, в обязательной части гуманитарного или социально-экономического цикла. [57,58,59]
Несмотря на формальное отсутствие в стандарте обязательной дисци-плины «Правоведение» (или дисциплины с другим похожим названием) в колле¬джах, за исключением профильных, при реализации общих и профессиональных компетенций предполагается изучение части правовых знаний, инкорпорирован¬ных в смежные. Однако в отсутствии специализированного курса, преподавае¬мые знания часто менее систематизированы, и могут быть недостаточно прак¬тичными и поверхностными. [37] В колледжах, где включена дисциплина по праву, есть проблемы с ее реализацией, так как часто этот курс читается фор¬мально без развития высокой правовой грамотности и правовой культуры. [18] Этот обстоятельство может осложняться недостаточным количеством часов, ко-торые не предполагают развитие полноценных правовых знаний и навыков. Та¬ким образом, студент, не имеющий специального образования в области права, и не желающий самостоятельно погружаться в изучение этого вопроса, обречен на низкую правовую грамотность, что негативно сказывается на развитии граж¬данском общества в РФ, степени демократичности, уровне преступности и др.
Одним из способов решения проблемы низкого уровня правовой грамот¬ности в колледжах является введение факультативного курса для студентов, ко¬торый будет способствовать повышению уровня правовой грамотности. [63] У данной формы организации обучения есть сразу несколько положительных сто¬рон. Во-первых, к факультативу отсутствуют строгие требования к реализации, что дает возможность быстрой корректировки программы под новые требования норм права и применения различных мультимедийных технологий. Во-вторых, на факультативные занятия могут приходить внешние слушатели, что способ¬ствует, с одной стороны, увеличению охвата лиц, которые могут получать знания в области права и делиться опытом с другими слушателями (они могут быть наглядным примером того, что правовая грамотность необходима в широком круге ситуаций), с другой стороны, в улучшении репутации учебного заведения, что повышает доверие со стороны студентов к преподавателям и читаемым
курсам. В-третьих, так как факультатив носит добровольный характер, на заня¬тия приглашаются все заинтересованные в этом вопросе студенты и внешние слушатели. В-четвертых, можно организовать выдачу сертификатов о прохожде¬нии курса по правовой грамотности, тем самым простимулировать больший ин¬терес к нему. В-пятых, часть занятий можно перевести в онлайн, используя метод смешанного обучения («blended-learning»). В-шестых, отсутствие строгой регла¬ментации к факультативному курсу позволяет посвятить часть занятий разбору конкретных кейсов предложенных слушателями, что повышает интерес, практи¬ческую ориентированность занятий.
Отсюда тема выпускной квалификационной работы «Разработка про¬граммы факультативного курса «Правовая грамотность» для студентов колле¬джа».
Объектом выпускной квалификационной работы является процесс по¬вышения правовой грамотности у студентов среднего профессионального обра¬зования.
Предмет выпускной квалификационной работы - программа факульта¬тивного курса, способствующего повышению правовой грамотности у студентов среднего профессионального образования
Цель выпускной квалификационной работы - разработать проект про¬граммы факультативного курса, способствующий повышению правовой грамот¬ности у студентов колледжа.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие правовой грамотности как вида функциональной гра¬мотности личности;
- рассмотреть компоненты правовой грамотности;
- рассмотреть методы и формы обучения, направленные на повышение правовой грамотности у студентов среднего профессионального образования;
- рассмотреть требования к программе факультативного курса;
- выявить потребность в повышении правовой грамотности у студентов среднего профессионального образования;
- разработать проект программы факультативного курса «Правовая гра¬мотность»;
- разработать пример занятия на тему «Гражданское право» направлен¬ного на повышение правовой грамотности у студентов среднего профессиональ¬ного образования;
- описать оценку эффективности использования факультативного курса «Правовая грамотность».
Правовая грамотность - это качество личности, которое характеризуется совокупностью правовых знаний и умением их понимать и применять на прак¬тике, а также оперировать основными правовыми понятиями. [17]
В 2018 году было проведено исследование Национальным агентством фи¬нансовых исследования (Аналитический центр НАФИ) и Национальной юриди¬ческой службой «Амулекс», направленное на оценку правовой грамотности рос¬сиян в базовых вопросах. [45] Выборка исследования составила 1600 респонден¬тов из 46 регионов России, в качестве метода исследования было выбрано личное формализированное интервью. Согласно проведенному исследованию, каждый третий житель РФ оценивает уровень своих правовых знаний как «низкий» или «ниже среднего», и лишь 13% респондентов ответили, что хорошо знают свои права и способы их защиты.
Данная статистика влечет за собой негативные последствия. Так, напри-мер, из-за низкого уровня правовой грамотности может следовать правовой ни¬гилизм, который грозит росту уровня преступности и правонарушений. [42] Это 4
можно объяснить тем, что нормативно-правовые акты, призваны регулировать общественные отношения и оказывать дисциплинирующее влияние на поведе¬ние и взаимодействие людей, а граждане условиях «правовой безграмотности» некомплаенты. Помимо этого, правовая осведомленность дает людям возмож¬ность к эффективным средствам правовой защиты на всех уровнях, начиная от самостоятельной защиты своих прав, до заблаговременного обращения к про¬фессиональным юристам при необходимости. [70]
Многие исследования говорят о том, что правовая грамотность необхо-дима для развития гражданского общества и демократичности режима. [71] В условиях, когда граждане знают свои права и легальные механизмы их защиты, общество становится более демократичным, так как население, гражданское об¬щество выступают в роли сдерживающего механизма власти, т.е. есть прямая корреляция между уровнем правовой осведомленности населения и политиче¬ским режимом в стране. [66] Продолжая логику влияния правовой грамотности на демократичность политического режима, ряд исследований отмечает, что по¬вышение правовой грамотности населения способствует прозрачности и подот¬чётности органов власти, что в свою очередь снижает уровень коррупции и ее восприятие в стране. [67]
Уровень правосознания граждан в РФ согласно приведенным исследова¬ниям достаточно низок. Одним из действенных механизмов решения этой про¬блемы является повышение качества и эффективности правового образования на всех уровнях. [2] В России среднее профессиональное образование является пер¬вым уровнем профессионального образования. [60] Этот уровень особенно ва¬жен, так как именно в этот период времени большинство из обучающихся при¬обретают полную дееспособность, к ним становится применимо большинство норм российского законодательства, в этой связи они остро нуждаются в знаниях в области права. На этом уровне реализуется обучение на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального об¬разования. Проанализировав действующие ФГОС СПО по специальностям «Ди¬зайн (по отраслям)», «Коммерция (по отраслям)», «Реклама» и другие, было выявлено отсутствие дисциплины «правоведение» или подобной, в обязательной части гуманитарного или социально-экономического цикла. [57,58,59]
Несмотря на формальное отсутствие в стандарте обязательной дисци-плины «Правоведение» (или дисциплины с другим похожим названием) в колле¬джах, за исключением профильных, при реализации общих и профессиональных компетенций предполагается изучение части правовых знаний, инкорпорирован¬ных в смежные. Однако в отсутствии специализированного курса, преподавае¬мые знания часто менее систематизированы, и могут быть недостаточно прак¬тичными и поверхностными. [37] В колледжах, где включена дисциплина по праву, есть проблемы с ее реализацией, так как часто этот курс читается фор¬мально без развития высокой правовой грамотности и правовой культуры. [18] Этот обстоятельство может осложняться недостаточным количеством часов, ко-торые не предполагают развитие полноценных правовых знаний и навыков. Та¬ким образом, студент, не имеющий специального образования в области права, и не желающий самостоятельно погружаться в изучение этого вопроса, обречен на низкую правовую грамотность, что негативно сказывается на развитии граж¬данском общества в РФ, степени демократичности, уровне преступности и др.
Одним из способов решения проблемы низкого уровня правовой грамот¬ности в колледжах является введение факультативного курса для студентов, ко¬торый будет способствовать повышению уровня правовой грамотности. [63] У данной формы организации обучения есть сразу несколько положительных сто¬рон. Во-первых, к факультативу отсутствуют строгие требования к реализации, что дает возможность быстрой корректировки программы под новые требования норм права и применения различных мультимедийных технологий. Во-вторых, на факультативные занятия могут приходить внешние слушатели, что способ¬ствует, с одной стороны, увеличению охвата лиц, которые могут получать знания в области права и делиться опытом с другими слушателями (они могут быть наглядным примером того, что правовая грамотность необходима в широком круге ситуаций), с другой стороны, в улучшении репутации учебного заведения, что повышает доверие со стороны студентов к преподавателям и читаемым
курсам. В-третьих, так как факультатив носит добровольный характер, на заня¬тия приглашаются все заинтересованные в этом вопросе студенты и внешние слушатели. В-четвертых, можно организовать выдачу сертификатов о прохожде¬нии курса по правовой грамотности, тем самым простимулировать больший ин¬терес к нему. В-пятых, часть занятий можно перевести в онлайн, используя метод смешанного обучения («blended-learning»). В-шестых, отсутствие строгой регла¬ментации к факультативному курсу позволяет посвятить часть занятий разбору конкретных кейсов предложенных слушателями, что повышает интерес, практи¬ческую ориентированность занятий.
Отсюда тема выпускной квалификационной работы «Разработка про¬граммы факультативного курса «Правовая грамотность» для студентов колле¬джа».
Объектом выпускной квалификационной работы является процесс по¬вышения правовой грамотности у студентов среднего профессионального обра¬зования.
Предмет выпускной квалификационной работы - программа факульта¬тивного курса, способствующего повышению правовой грамотности у студентов среднего профессионального образования
Цель выпускной квалификационной работы - разработать проект про¬граммы факультативного курса, способствующий повышению правовой грамот¬ности у студентов колледжа.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие правовой грамотности как вида функциональной гра¬мотности личности;
- рассмотреть компоненты правовой грамотности;
- рассмотреть методы и формы обучения, направленные на повышение правовой грамотности у студентов среднего профессионального образования;
- рассмотреть требования к программе факультативного курса;
- выявить потребность в повышении правовой грамотности у студентов среднего профессионального образования;
- разработать проект программы факультативного курса «Правовая гра¬мотность»;
- разработать пример занятия на тему «Гражданское право» направлен¬ного на повышение правовой грамотности у студентов среднего профессиональ¬ного образования;
- описать оценку эффективности использования факультативного курса «Правовая грамотность».
В соответствии с целью и задачами данной выпускной квалификационной работы в первой главе, посвященной теоретическим основам повышения право¬вой грамотности у студентов среднего профессионального образования, была проанализирована учебная и научно-педагогическая литература по теме работы.
В данной главе на основе научной литературы было раскрыто понятие пра¬вовой функциональной грамотности.
В качестве основных компонентов правовой грамотности выделены знания из многих отраслей права, таких как: конституционное, административное, граж¬данское, трудовое и др. Однако главным для овладения правовой грамотности является не только знание юридических терминов, но и, что важнее, умение ори¬ентироваться в нормативно правовых актах и умение их принимать на практике.
Анализ современных педагогических исследований и литературы позво¬лил сделать вывод, что модель смешанного обучения в рамках факультативного курса является эффективной, так как она способствует активизации учебной де¬ятельности студентов и повышению их интереса к ней за счет смены деятельно¬сти и интерактивности средств и методов обучения.
Факультативный курс позволит беспрепятственно реализовать смешанную модель обучения, так как требования к ним в ФГОС, отсутствуют. Факультативы реализуются по внутреннему регламенту учебного заведения.
Вторая глава посвящена: проектированию программы факультативного курса, способствующего повышению правовой грамотности у студентов сред¬него профессионального образования.
В данной главе выпускной квалификационной работы было проведено ан¬кетирование студентов и преподавателей колледжа «Моделирования, техноло¬гий и управления» с целью выявления потребности в повышении правовой гра¬мотности. Проведенное анкетирование подтвердило ее кризисное состояние и выявило две главные особенности:
- низкий уровень правовых знаний студентов, несмотря на прохождение дисциплины «правоведение» в рамках учебного плана;
- желание студентов повысить уровень своих правовых знаний.
Исходя из выявленных потребностей студентов колледжа был разработан проект программы факультативного курса. Данная программа направлена не только на повышения у них базовых знаний в юриспруденции, но и на развитие юридической техники, т. е. умение применять свои знания на практике. Этот курс должен помочь студентам найти ответы на правовые вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни.
Разработанный факультативный курс предполагает частичный перевод контактной работы в дистанционный формат. Таким образом, очные занятия бу¬дут направлены на практическое усвоение знаний, с использованием педагоги¬ческих технологий, таких как: дискуссия, кейс-метод, игровой судебный процесс и др. Дистанционный формат обучения будет включать в себя лекционную часть. Это позволит учащимся узнать необходимую теорию по дисциплине в удобное для них время в видео формате, а также при необходимости они смогут к ней вернуться для повторения. При этом все компоненты курса тесно взаимосвязаны между собой.
Общий объём программы факультативного курса рассчитан на 34 часа
Цель факультативного курса заключается в формировании правосознания и правовой грамотности, развитии социально-правовой активности, воспитании внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права.
Программа факультативного курса состоит из двух тематических разделов и содержит тематические планы с учетом объема выделяемого времени по:
- теоретическим занятиям;
- практическим занятиям;
- самостоятельной работы.
В программу факультативного курса включена форма контроля эффектив¬ности обучения, с помощью проведения тестирования с открытыми и закрытыми вопросами, через специальный интернет-портал.
68
Также во второй главе был разработан план-конспект занятия на тему «Гражданское право», составленного в соответствии с предложенной програм¬мой факультативного курса «Правовая грамотность». Данное практическое заня¬тие проходит с использованием технологии кейс-стади и рассчитано на 2 акаде¬мических часа.
Проект программы разработанного факультативного курса был представ¬лен педагогам колледжа «Технологии, моделирования и управления» для озна¬комления. Педагоги высоко оценили внедрение элементов дистанционного обу¬чения в систему среднего профессионального образования. По их мнению, это поспособствует повышению уровня знаний учащихся, так как позволит уделить больше времени на практическое развитие правовых навыков и формирование юридической техники у студентов.
Педагогов заинтересовало дальнейшее использование данной учебной программы с целью создания для студентов дополнительного факультативного курса «правовая грамотность» на базе колледжа, о чем свидетельствует рецензия в приложении. Разработанный план-конспект по теме «гражданское право» был апробирован за время прохождения педагогической практики в колледже «Тех¬нологии, моделирования и управления», и вызвал положительную оценку эффек¬тивности со стороны не только преподавателей, но и со стороны студентов.
В данной главе на основе научной литературы было раскрыто понятие пра¬вовой функциональной грамотности.
В качестве основных компонентов правовой грамотности выделены знания из многих отраслей права, таких как: конституционное, административное, граж¬данское, трудовое и др. Однако главным для овладения правовой грамотности является не только знание юридических терминов, но и, что важнее, умение ори¬ентироваться в нормативно правовых актах и умение их принимать на практике.
Анализ современных педагогических исследований и литературы позво¬лил сделать вывод, что модель смешанного обучения в рамках факультативного курса является эффективной, так как она способствует активизации учебной де¬ятельности студентов и повышению их интереса к ней за счет смены деятельно¬сти и интерактивности средств и методов обучения.
Факультативный курс позволит беспрепятственно реализовать смешанную модель обучения, так как требования к ним в ФГОС, отсутствуют. Факультативы реализуются по внутреннему регламенту учебного заведения.
Вторая глава посвящена: проектированию программы факультативного курса, способствующего повышению правовой грамотности у студентов сред¬него профессионального образования.
В данной главе выпускной квалификационной работы было проведено ан¬кетирование студентов и преподавателей колледжа «Моделирования, техноло¬гий и управления» с целью выявления потребности в повышении правовой гра¬мотности. Проведенное анкетирование подтвердило ее кризисное состояние и выявило две главные особенности:
- низкий уровень правовых знаний студентов, несмотря на прохождение дисциплины «правоведение» в рамках учебного плана;
- желание студентов повысить уровень своих правовых знаний.
Исходя из выявленных потребностей студентов колледжа был разработан проект программы факультативного курса. Данная программа направлена не только на повышения у них базовых знаний в юриспруденции, но и на развитие юридической техники, т. е. умение применять свои знания на практике. Этот курс должен помочь студентам найти ответы на правовые вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни.
Разработанный факультативный курс предполагает частичный перевод контактной работы в дистанционный формат. Таким образом, очные занятия бу¬дут направлены на практическое усвоение знаний, с использованием педагоги¬ческих технологий, таких как: дискуссия, кейс-метод, игровой судебный процесс и др. Дистанционный формат обучения будет включать в себя лекционную часть. Это позволит учащимся узнать необходимую теорию по дисциплине в удобное для них время в видео формате, а также при необходимости они смогут к ней вернуться для повторения. При этом все компоненты курса тесно взаимосвязаны между собой.
Общий объём программы факультативного курса рассчитан на 34 часа
Цель факультативного курса заключается в формировании правосознания и правовой грамотности, развитии социально-правовой активности, воспитании внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права.
Программа факультативного курса состоит из двух тематических разделов и содержит тематические планы с учетом объема выделяемого времени по:
- теоретическим занятиям;
- практическим занятиям;
- самостоятельной работы.
В программу факультативного курса включена форма контроля эффектив¬ности обучения, с помощью проведения тестирования с открытыми и закрытыми вопросами, через специальный интернет-портал.
68
Также во второй главе был разработан план-конспект занятия на тему «Гражданское право», составленного в соответствии с предложенной програм¬мой факультативного курса «Правовая грамотность». Данное практическое заня¬тие проходит с использованием технологии кейс-стади и рассчитано на 2 акаде¬мических часа.
Проект программы разработанного факультативного курса был представ¬лен педагогам колледжа «Технологии, моделирования и управления» для озна¬комления. Педагоги высоко оценили внедрение элементов дистанционного обу¬чения в систему среднего профессионального образования. По их мнению, это поспособствует повышению уровня знаний учащихся, так как позволит уделить больше времени на практическое развитие правовых навыков и формирование юридической техники у студентов.
Педагогов заинтересовало дальнейшее использование данной учебной программы с целью создания для студентов дополнительного факультативного курса «правовая грамотность» на базе колледжа, о чем свидетельствует рецензия в приложении. Разработанный план-конспект по теме «гражданское право» был апробирован за время прохождения педагогической практики в колледже «Тех¬нологии, моделирования и управления», и вызвал положительную оценку эффек¬тивности со стороны не только преподавателей, но и со стороны студентов.
Подобные работы
- Разработка элективного курса «Развитие рынка потребительского кредитования в России» (на примере колледжа НФ ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕЛОВОМУ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ЭЛЕКТИВНОМ СПЕЦКУРСЕ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



