ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1 Правовая грамотность как вид функциональной грамотности личности9
1.2 Компоненты правовой грамотности 15
1.3 Методы и формы обучения, направленные на повышение правовой
грамотности у студентов среднего профессионального образования 19
1.4 Требования к программе факультативного курса 31
1.5 Выводы по первой главе 34
ГЛАВА 2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА, СПОСОБСТВУЮЩЕГО ПОВЫШЕНИЮ ПРАВОВОЙ
ГРАМОТНОСТИ У СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 37
2.1 Выявление потребности в повышении правовой грамотности у студентов
среднего профессионального образования 37
2.2 Проект программы факультативного курса «Правовая грамотность» ... 47
2.3 Пример занятия на тему «Гражданское право» направленного на повышение правовой грамотности у студентов среднего профессионального
образования 57
2.4 Эффективность использования факультативного курса «Правовая
грамотность» 64
2.5 Выводы по второй главе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
В настоящее время в Российской Федерации в год издается порядка 20 ты¬сяч нормативных правовых актов. [56] Не все эти акты посвящены регулирова¬нию ключевых сфер жизни общества, не все эти акты касаются всех членов об¬щества, однако их количество тем не менее внушительно. В период 2012 - 2018 года было принято огромное количество поправок в такие ключевые норма¬тивно-правовые акты как кодекс об административных правонарушениях (КоАП) - 343 изменения, налоговый кодекс - 218 изменений и др. [11] В 2021 году планируется вступление в силу нового КоАП, который имеет множество изменений, в том числе другую структуру и изменение общего срока исковой давности. [33] Разобраться во всех этих правках бывает тяжело даже профессио¬нальному юристу, при этом эти правки напрямую касаются очень многих граж¬дан. В этой связи чрезвычайно необходимо владение основами юридической тех¬ники и базовыми знаниями в области юриспруденции, чтобы был шанс на то, чтобы разобраться в этом сложном, изменяющемся юридическом мире.
Правовая грамотность - это качество личности, которое характеризуется совокупностью правовых знаний и умением их понимать и применять на прак¬тике, а также оперировать основными правовыми понятиями. [17]
В 2018 году было проведено исследование Национальным агентством фи¬нансовых исследования (Аналитический центр НАФИ) и Национальной юриди¬ческой службой «Амулекс», направленное на оценку правовой грамотности рос¬сиян в базовых вопросах. [45] Выборка исследования составила 1600 респонден¬тов из 46 регионов России, в качестве метода исследования было выбрано личное формализированное интервью. Согласно проведенному исследованию, каждый третий житель РФ оценивает уровень своих правовых знаний как «низкий» или «ниже среднего», и лишь 13% респондентов ответили, что хорошо знают свои права и способы их защиты.
Данная статистика влечет за собой негативные последствия. Так, напри-мер, из-за низкого уровня правовой грамотности может следовать правовой ни¬гилизм, который грозит росту уровня преступности и правонарушений. [42] Это 4
можно объяснить тем, что нормативно-правовые акты, призваны регулировать общественные отношения и оказывать дисциплинирующее влияние на поведе¬ние и взаимодействие людей, а граждане условиях «правовой безграмотности» некомплаенты. Помимо этого, правовая осведомленность дает людям возмож¬ность к эффективным средствам правовой защиты на всех уровнях, начиная от самостоятельной защиты своих прав, до заблаговременного обращения к про¬фессиональным юристам при необходимости. [70]
Многие исследования говорят о том, что правовая грамотность необхо-дима для развития гражданского общества и демократичности режима. [71] В условиях, когда граждане знают свои права и легальные механизмы их защиты, общество становится более демократичным, так как население, гражданское об¬щество выступают в роли сдерживающего механизма власти, т.е. есть прямая корреляция между уровнем правовой осведомленности населения и политиче¬ским режимом в стране. [66] Продолжая логику влияния правовой грамотности на демократичность политического режима, ряд исследований отмечает, что по¬вышение правовой грамотности населения способствует прозрачности и подот¬чётности органов власти, что в свою очередь снижает уровень коррупции и ее восприятие в стране. [67]
Уровень правосознания граждан в РФ согласно приведенным исследова¬ниям достаточно низок. Одним из действенных механизмов решения этой про¬блемы является повышение качества и эффективности правового образования на всех уровнях. [2] В России среднее профессиональное образование является пер¬вым уровнем профессионального образования. [60] Этот уровень особенно ва¬жен, так как именно в этот период времени большинство из обучающихся при¬обретают полную дееспособность, к ним становится применимо большинство норм российского законодательства, в этой связи они остро нуждаются в знаниях в области права. На этом уровне реализуется обучение на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального об¬разования. Проанализировав действующие ФГОС СПО по специальностям «Ди¬зайн (по отраслям)», «Коммерция (по отраслям)», «Реклама» и другие, было выявлено отсутствие дисциплины «правоведение» или подобной, в обязательной части гуманитарного или социально-экономического цикла. [57,58,59]
Несмотря на формальное отсутствие в стандарте обязательной дисци-плины «Правоведение» (или дисциплины с другим похожим названием) в колле¬джах, за исключением профильных, при реализации общих и профессиональных компетенций предполагается изучение части правовых знаний, инкорпорирован¬ных в смежные. Однако в отсутствии специализированного курса, преподавае¬мые знания часто менее систематизированы, и могут быть недостаточно прак¬тичными и поверхностными. [37] В колледжах, где включена дисциплина по праву, есть проблемы с ее реализацией, так как часто этот курс читается фор¬мально без развития высокой правовой грамотности и правовой культуры. [18] Этот обстоятельство может осложняться недостаточным количеством часов, ко-торые не предполагают развитие полноценных правовых знаний и навыков. Та¬ким образом, студент, не имеющий специального образования в области права, и не желающий самостоятельно погружаться в изучение этого вопроса, обречен на низкую правовую грамотность, что негативно сказывается на развитии граж¬данском общества в РФ, степени демократичности, уровне преступности и др.
Одним из способов решения проблемы низкого уровня правовой грамот¬ности в колледжах является введение факультативного курса для студентов, ко¬торый будет способствовать повышению уровня правовой грамотности. [63] У данной формы организации обучения есть сразу несколько положительных сто¬рон. Во-первых, к факультативу отсутствуют строгие требования к реализации, что дает возможность быстрой корректировки программы под новые требования норм права и применения различных мультимедийных технологий. Во-вторых, на факультативные занятия могут приходить внешние слушатели, что способ¬ствует, с одной стороны, увеличению охвата лиц, которые могут получать знания в области права и делиться опытом с другими слушателями (они могут быть наглядным примером того, что правовая грамотность необходима в широком круге ситуаций), с другой стороны, в улучшении репутации учебного заведения, что повышает доверие со стороны студентов к преподавателям и читаемым
курсам. В-третьих, так как факультатив носит добровольный характер, на заня¬тия приглашаются все заинтересованные в этом вопросе студенты и внешние слушатели. В-четвертых, можно организовать выдачу сертификатов о прохожде¬нии курса по правовой грамотности, тем самым простимулировать больший ин¬терес к нему. В-пятых, часть занятий можно перевести в онлайн, используя метод смешанного обучения («blended-learning»). В-шестых, отсутствие строгой регла¬ментации к факультативному курсу позволяет посвятить часть занятий разбору конкретных кейсов предложенных слушателями, что повышает интерес, практи¬ческую ориентированность занятий.
Отсюда тема выпускной квалификационной работы «Разработка про¬граммы факультативного курса «Правовая грамотность» для студентов колле¬джа».
Объектом выпускной квалификационной работы является процесс по¬вышения правовой грамотности у студентов среднего профессионального обра¬зования.
Предмет выпускной квалификационной работы - программа факульта¬тивного курса, способствующего повышению правовой грамотности у студентов среднего профессионального образования
Цель выпускной квалификационной работы - разработать проект про¬граммы факультативного курса, способствующий повышению правовой грамот¬ности у студентов колледжа.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие правовой грамотности как вида функциональной гра¬мотности личности;
- рассмотреть компоненты правовой грамотности;
- рассмотреть методы и формы обучения, направленные на повышение правовой грамотности у студентов среднего профессионального образования;
- рассмотреть требования к программе факультативного курса;
- выявить потребность в повышении правовой грамотности у студентов среднего профессионального образования;
- разработать проект программы факультативного курса «Правовая гра¬мотность»;
- разработать пример занятия на тему «Гражданское право» направлен¬ного на повышение правовой грамотности у студентов среднего профессиональ¬ного образования;
- описать оценку эффективности использования факультативного курса «Правовая грамотность».
В соответствии с целью и задачами данной выпускной квалификационной работы в первой главе, посвященной теоретическим основам повышения право¬вой грамотности у студентов среднего профессионального образования, была проанализирована учебная и научно-педагогическая литература по теме работы.
В данной главе на основе научной литературы было раскрыто понятие пра¬вовой функциональной грамотности.
В качестве основных компонентов правовой грамотности выделены знания из многих отраслей права, таких как: конституционное, административное, граж¬данское, трудовое и др. Однако главным для овладения правовой грамотности является не только знание юридических терминов, но и, что важнее, умение ори¬ентироваться в нормативно правовых актах и умение их принимать на практике.
Анализ современных педагогических исследований и литературы позво¬лил сделать вывод, что модель смешанного обучения в рамках факультативного курса является эффективной, так как она способствует активизации учебной де¬ятельности студентов и повышению их интереса к ней за счет смены деятельно¬сти и интерактивности средств и методов обучения.
Факультативный курс позволит беспрепятственно реализовать смешанную модель обучения, так как требования к ним в ФГОС, отсутствуют. Факультативы реализуются по внутреннему регламенту учебного заведения.
Вторая глава посвящена: проектированию программы факультативного курса, способствующего повышению правовой грамотности у студентов сред¬него профессионального образования.
В данной главе выпускной квалификационной работы было проведено ан¬кетирование студентов и преподавателей колледжа «Моделирования, техноло¬гий и управления» с целью выявления потребности в повышении правовой гра¬мотности. Проведенное анкетирование подтвердило ее кризисное состояние и выявило две главные особенности:
- низкий уровень правовых знаний студентов, несмотря на прохождение дисциплины «правоведение» в рамках учебного плана;
- желание студентов повысить уровень своих правовых знаний.
Исходя из выявленных потребностей студентов колледжа был разработан проект программы факультативного курса. Данная программа направлена не только на повышения у них базовых знаний в юриспруденции, но и на развитие юридической техники, т. е. умение применять свои знания на практике. Этот курс должен помочь студентам найти ответы на правовые вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни.
Разработанный факультативный курс предполагает частичный перевод контактной работы в дистанционный формат. Таким образом, очные занятия бу¬дут направлены на практическое усвоение знаний, с использованием педагоги¬ческих технологий, таких как: дискуссия, кейс-метод, игровой судебный процесс и др. Дистанционный формат обучения будет включать в себя лекционную часть. Это позволит учащимся узнать необходимую теорию по дисциплине в удобное для них время в видео формате, а также при необходимости они смогут к ней вернуться для повторения. При этом все компоненты курса тесно взаимосвязаны между собой.
Общий объём программы факультативного курса рассчитан на 34 часа
Цель факультативного курса заключается в формировании правосознания и правовой грамотности, развитии социально-правовой активности, воспитании внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права.
Программа факультативного курса состоит из двух тематических разделов и содержит тематические планы с учетом объема выделяемого времени по:
- теоретическим занятиям;
- практическим занятиям;
- самостоятельной работы.
В программу факультативного курса включена форма контроля эффектив¬ности обучения, с помощью проведения тестирования с открытыми и закрытыми вопросами, через специальный интернет-портал.
68
Также во второй главе был разработан план-конспект занятия на тему «Гражданское право», составленного в соответствии с предложенной програм¬мой факультативного курса «Правовая грамотность». Данное практическое заня¬тие проходит с использованием технологии кейс-стади и рассчитано на 2 акаде¬мических часа.
Проект программы разработанного факультативного курса был представ¬лен педагогам колледжа «Технологии, моделирования и управления» для озна¬комления. Педагоги высоко оценили внедрение элементов дистанционного обу¬чения в систему среднего профессионального образования. По их мнению, это поспособствует повышению уровня знаний учащихся, так как позволит уделить больше времени на практическое развитие правовых навыков и формирование юридической техники у студентов.
Педагогов заинтересовало дальнейшее использование данной учебной программы с целью создания для студентов дополнительного факультативного курса «правовая грамотность» на базе колледжа, о чем свидетельствует рецензия в приложении. Разработанный план-конспект по теме «гражданское право» был апробирован за время прохождения педагогической практики в колледже «Тех¬нологии, моделирования и управления», и вызвал положительную оценку эффек¬тивности со стороны не только преподавателей, но и со стороны студентов.
1. Адаева, О. В. Методы правовоспитательного процесса / О. В. Адаева, А. С. Козуров // Право: история, теория, практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). - СПб.: Свое издательство, 2016. - С. 4-6.
2. Аккулова, Ю. А. Гражданско-правовая грамотность как результат обществоведческого и правового образования / Ю. А. Аккулова // Научный фо¬рум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия : сб. ст. по материалам VII междунар. науч.-практ. конф. - М., Изд. «МЦНО» 2017. - С. 21-25.
3. Атагимова Э. И. Правовое просвещение и предупреждение молодеж¬
ной преступности: [Электронный ресурс] // Мониторинг правоприменения. 2015. №4 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-prosveschenie-i-
preduprezhdenie-molodezhnoy-prestupnosti. (Дата обращения: 29.02.2020).
4. Бельков В. М. Некоторые проблемы правового воспитания в россий¬ской Федерации и его значение для электорально-политических отношений: [Электронный ресурс] // Вестник ТГУ. 2013. №3 (119). URL: https://cyber- leninka.ru/article/n/nekotorye-problemy-pravovogo-vospitaniya-v-rossiyskoy-feder- atsii-i-ego-znachenie-dlya-elektoralno-politicheskih-otnosheniy. (Дата обращения: 29.03.2020).
5. Беркутова О.В. Организация обучения студентов по методу кейс- стади: [Электронный ресурс] // МНКО. 2018. №6 (73). URL: https://cyber- leninka.ru/article/n/organizatsiya-obucheniya-studentov-po-metodu-keys-stadi. (Дата обращения: 9.04.2020).
6. Бойченко Е. В. Внеаудиторная воспитательная работа как один из
методов подготовки конкурентоспособных специалистов: [Электронный ресурс] // Образование и воспитание. 2018. № 4 (19). URL:
https://moluch.ru/th/4/archive/101/3511/. (Дата обращения: 11.04.2020).
7. Бреслав Е. Обучение и образование взрослых в глобальных докладах
Юнеско: [Электронный ресурс] // Дополнительное профессиональное
70
образование в стране и мире. 2015. № 6-7. С. 59-68. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=26690745. (Дата обращения: 17.04.2020).
8. Вершловский С. Г. Функциональная грамотность выпускников школ
// Социологические исследования. 2007. №5. URL:
http://ecsocman.hse.ru/data/012/635/1219/Vershlovski_19.pdf. (Дата обращения: 29.03.2020).
9. Гавриш Е. М. Правовая функциональная грамотность и правовая культура учащейся молодежи: корреляционный аспект // Вестник МГУКИ. 2010. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-funktsionalnaya-gramotnost-i- pravovaya-kultura-uchascheysya-molodezhi-korrelyatsionnyy-aspekt. (Дата обраще¬ния: 20.04.2020).
10. Головченко Г. А. Роль правового воспитания и правового обучения
в закреплении социально-правовых ценностей в правосознании личности: [Элек¬тронный ресурс] // Проблемы экономики и юридической практики. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-pravovogo-vospitaniya-i-pravovogo-
obucheniya-v-zakreplenii-sotsialno-pravovyh-tsennostey-v-pravosoznanii-lichnosti. (Дата обращения: 08.01.2020).
11. Голодникова А. Е Регуляторная политика в России: основные тен-денции и архитектура будущего: [Электронный ресурс]. 2018. URL:
https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/219490174. (Дата обращения: 28.02.2020).
12. Гуляихин, В. Н. Правовая культура: понятие и структура / В. Н. Гу- ляихун// журнал ВГПУ. - 2010. - № 7 - С. 128.
13. Даничев Н. В. Анализ проблемных вопросов правового воспитания в педагогической литературе и практике: [Электронный ресурс] // Сибирский пе¬дагогический журнал. 2007. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz- problemnyh-voprosov-pravovogo-vospitaniya-v-pedagogicheskoy-literature-i-prak- tike. (Дата обращения: 08.01.2020).
14. Ермоленко, В. А. Дидактические основы функциональной грамотно¬сти в современных условиях [Текст]: пособие для работников системы образова¬ния / В. А. Ермоленко, Р. Л. Перченок, С. Ю. Черноглазкин. - М., 2011. - 228 с.
15. Есаулова, М. Б. Общая и профессиональная педагогика (рабочая тет¬радь). Изд. 3-е: учебное пособие / Есаулова М. Б., Кравченко Н. Н. - СПб.: СПГУТД, 2014. - 187 с.
16. Зайцева С. П. Результат социологического исследования сформиро¬
ванности правовой культуры студенческой молодежи: [Электронный ресурс] // Вестник ТГУ. 2015. №3 (143). URL: https://cyberleninka.ru/article/nZrezultat-
sotsiologicheskogo-issledovaniya-sformirovannosti-pravovoy-kultury-studench- eskoy-molodezhi. (Дата обращения: 10.04.2020).
17. Зорина, Е. М. Научно-исследовательская работа как средство форми¬рования эколого-правовой грамотности будущего юриста [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Оренбург. гос. Ун-т. - Оренбург, 2008. - 22 с.
18. Ильин О. Ю. Современные проблемы правосознания и правовой культуры в представлении студенческой молодежи: [Электронный ресурс] // Власть. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy- pravosoznaniya-i-pravovoy-kultury-v-predstavlenii-studencheskoy-molodezhi. (Дата обращения: 17.04.2020)
19. Каландаришвили, З. Н. Деформация правового сознания молодежи и юридические способы ее преодоления: Теоретико-правовой аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов. - Санкт-Пе¬тербург, 2004. - 21 с.
20. Кузьмина Л. В. Преимущества и недостатки дистанционного обуче¬
ния: [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета МВД России.
2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preimuschestva-i-nedostatki-dis-
tantsionnogo-obucheniya. (Дата обращения: 26.04.2020).
21. Кузьмина, Ю. В. Функциональная грамотность взрослых и их вклю¬ченность в общество в России / Ю.В.Кузьмина, Д.С.Попов //Социологические исследования. - 2015. - №7 - С. 48-57.
22. Литвинова, О. В. Модели гражданского образования, направленные на формирование гражданской культуры и демократических ценностей / О. В. Литвинова, И. А. Шенбергер, И. Б. Фомичёва // Молодой ученый. - 2014. - №4.
- С. 1014-1016. - URL: https://moluch.ru/archive/63/9910/ (дата обращения:
26.11.2019).
23. Лядов А. О. Роль и место правовой культуры в правозащитной дея¬
тельности: [Электронный ресурс] // Пробелы в российском законодательстве. 2012. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-mesto-pravovoy-kultury-v-
pravozaschitnoy-deyatelnosti. (Дата обращения: 29.02.2020).
24. Мамлеев С. А. Принципы построения личностно-ориентированной
системы обучения: [Электронный ресурс] // Сибирский педагогический журнал. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-postroeniya-lichnostno-
orientirovannoy-sistemy-obucheniya. (Дата обращения: 29.04.2020).
25. Мартышин О. В. Идеология и формирование новой политической и правовой культуры в РФ: [Электронный ресурс] // Государство и право. - 2010.
- №9. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15180468. (Дата обращения:
29.02.2020).
26. Мельник А. А. Из истории факультативного обучения: [Электрон-ный ресурс] // Актуальные вопросы современной науки. 2011. №18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii-fakultativnogo-obucheniya. (Дата обраще¬ния: 23.04.2020).
27. Момышева Ф.С. Правовой нигилизм: понятие и пути преодоления:
[Электронный ресурс] // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №5-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-nigilizm-po-
nyatie-i-puti-preodoleniya. (Дата обращения: 03.04.2020).
28. Муравская, Е.А. Характеристика процесса формирования правовой грамотности студентов вуза [Текст] / Е.А. Муравская, Н. Г. Аванесова // Соци¬альные науки: social-economic sciences. - 2015. - № 3 (6).
29. Муртазалиев, М. М. Трансформации правовой культуры в процессе модернизации российского общества: автореф. дис ... канд. социолог. наук / Адыг. гос. ун-т. - М., 2016 - 29 с.
30. Нагаева И. А. Смешанное обучение в современном образовательном процессе: необходимость и возможности: [Электронный ресурс] // Отечествен¬ная и зарубежная педагогика. 2016. №6 (33). URL: https://cyberleninka.ru/arti- cle/n/smeshannoe-obuchenie-v-sovremennom-obrazovatelnom-protsesse-neob- hodimost-i-vozmozhnosti. (Дата обращения: 26.04.2020).
31. Нечай Е. Е. Использование активных методов в процессе обучения студентов: [Электронный ресурс] // Вологдинские чтения. 2009. №72. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-aktivnyh-metodov-v-protsesse- obucheniya-studentov. (Дата обращения: 29.04.2020).
32. Нурмуратова К. А. Функциональная грамотность как основа разви¬тия гармоничной личности в современных условиях: [Электронный ресурс] // Педагогическая наука и практика. 2019. №1 (23). URL: https://cyberleninka.ru/ar- ticle/n/funktsionalnaya-gramotnost-kak-osnova-razvitiya-garmonichnoy-lichnosti-v- sovremennyh-usloviyah. (Дата обращения: 17.04.2020).
33. Обзор нового КоАП: новинки для юристов и бизнеса: [Электронный ресурс] // Право. 2020. URL: https://pravo.ru/story/218138/. (Дата обращения: 19.03.2020).
34. Онлайн-курсы не менее эффективны, чем офлайн-форматы: [Элек-тронный ресурс] // Научно-образовательный портал IQ. М., 1993-2020. URL: https://iq.hse.ru/news/217043836.html. (Дата обращения: 26.04.2020).
35. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере
развития правовой грамотности и правосознания граждан. Утверждены Прези¬дентом Российской Федерации 4 мая 2011 г.: [Электронный ресурс] // Админи¬страция Президента России. М., 2015-2020. URL:
http://kremlin.ru/events/president/news/11139. (Дата обращения: 29.03.2020).
36. Павел Астахов - причины правовой катастрофы: [Электронный ре¬сурс] // Youtube. 2013. URL: https://www.youtube.com/watch?v=AF5OXBArQGI. (Дата обращения: 04.03.2020).
37. Пархоменко, С. А. Комбинированный подход к антикоррупцион-ному образованию в вузах: специализированные дисциплины и проектная дея¬тельность / С. А. Пархоменко, Г. А. Поросенков // Современные подходы к про¬тиводействию коррупции: тренды и перспективы : Сборник тезисов докладов и статей Всероссийской научной конференции с зарубежным участием. - М.: Изд. Дом «Третьяков», 2019. - С. 65-69.
38. Паутина, Е. Ю. Немного о правовой грамотности / Е. Ю. Паутина // Актуальные проблемы права: материалы V Междунар. науч. конф. - М.: Буки- Веди, 2016. - С. 7-9.
39. Педагогический терминологический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. —СПб.: Российская национальная библиотека, 2006.
40. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая российская энциклопедия, 2008. - 320 с.
41. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г.
№ 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»: [Электронный ресурс] // Гарант. М., 1990-2020. URL: http://www.garant.ru/prod-
ucts/ipo/prime/doc/71139306/. (Дата обращения: 29.04.2020).
42. Плахтий Е. В. Влияние правового нигилизма на уровень правовой культуры в России: [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета МВД России. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-pravovogo- nigilizma-na-uroven-pravovoy-kultury-v-rossii. (Дата обращения: 24.03.2020).
43. Подольский О. А. Насколько компетентны сегодня взрослые: [Элек¬тронный ресурс]. 2015. URL: http://piaac.ru/wp-content/uploads/2015/05/Re- port_PIAAC_RUS.pdf. (Дата обращения: 29.03.2020).
44. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 10.11.1966 № 874 «О
мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы»: [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. М., 1997-2020. URL: http://www. consult- ant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=20993#05057279310877556. (Дата обращения: 29.04.2020).
45. Правовая грамотность россиян: на пути к гражданскому обществу. Аналитический центр НАФИ [текст] / А. С. Васенина, Г. Р. Имаева, Н. С. Мака¬рова, Е. Н. Никишова, - М.: Издательство НАФИ, 2018. - 82 с.
46. Правоприменительная практика в области гражданского образова¬ния и просвещения в области прав человека [Текст] : доклад / под ред. д. полит. н. А.Ю. Сунгурова. - СПб.: Норма, 2018. - 248 с.
47. Працко Г. С. Естественное право и правовые законы как фактор раз¬вития правосознания и правовой культуры личности: [Электронный ресурс] // Философия права. 2014. №3 (64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/estestven- noe-pravo-i-pravovye-zakony-kak-faktor-razvitiya-pravosoznaniya-i-pravovoy-kul- tury-lichnosti. (Дата обращения: 21.02.2020).
48. Пронина, Ю. О. Правосознание граждан как основа построения пра¬вового государства/ Ю. О. Пронина // ScienceTime. - 2014. - № 4. - С. 180-181.
49. Саакян М. В. Правовой менталитет как социальный феномен // Вест¬ник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: фи¬лософия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология.
2013. №4 (130). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-mentalitet-kak-sotsi- alnyy-fenomen. (Дата обращения: 04.04.2020).
50. Саакян М. В. Пути повышения правовой культуры российского об¬щества: [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского государственного уни¬верситета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспру¬денция, политология, культурология. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/arti- cle/n/puti-povysheniya-pravovoy-kultury-rossiyskogo-obschestva. (Дата обращения: 10.04.2020).
51. Савченко Т. А. П. Ф. Каптерев о воспитании детей в семье: [Элек-тронный ресурс] // Вестник МГОУ. 2010. №4. URL: https://www.vestnik-
mgou.ru/Articles/Doc/2140. (Дата обращения: 29.02.2020).
52. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
53. Современные технологии в гражданском и патриотическом воспита¬нии: [Электронный ресурс] // Центр реализации государственной образователь¬ной политики и информационных технологий. М., 2020. URL: http://www.ap- kpro.ru/doc/Bolotina_Salihova_Ermolin_1.pdf. (Дата обращения: 08.01.2020).
54. Стариков, П. А. Пиковые переживания и технологии творчества [Текст] : учебное пособие / П. А. Стариков. - Красноярск: филиал НОУ ВПО «СПБ ИВЭСЭП», 2011. - 92 с.
55. Статистические данные правонарушений по России: [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. М., 1999-2020 URL: http://www.gks.ru. (Дата обращения: 26.11.2019).
56. Ткаченко Н. Статистический анализ федерального законодательства: [Электронный ресурс]. 2017. URL: https://csr.ru/wp-content/uploads/2017/02/Issle- dovanie_TSSR_statistika-po-zakonoproektam.pdf. (Дата обращения: 28.02.2020).
57. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования по специальности 54.02.01 Дизайн (по отрас¬лям) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. N 1391): [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. М., 1997-2020. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_119377/. (Дата обращения: 30.02.2020).
58. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования по специальности 38.02.04 Коммерция (по от¬раслям) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 15 мая 2014 г. N 539): [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. М., 1997-2020. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_119377/. (Дата обращения: 30.02.2020).
59. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 42.02.01 Реклама (утв.
приказом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. N 510): [Элек¬тронный ресурс] // КонсультантПлюс. М., 1997-2020. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_119377/. (Дата обращения: 30.02.2020).
60. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция): [Электронный ресурс] // Консуль- тантПлюс. М., 1997-2020. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. (Дата обращения: 30.02.2020).
61. Формирование функциональной грамотности на уроках русского
языка: [Электронный ресурс] // Российский учебник. М., 2020 URL:
https://rosuchebnik.ru/material/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-na-uro- kakh-russkogo-yazyka-article/. (Дата обращения: 29.03.2020).
62. Харников М. В. Формирование правовой культуры подростков: сущ¬
ность и факторы влияния: [Электронный ресурс] // Вестник ТГУ. 2018. №7 (177). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-pravovoy-kultury-podrostkov-
suschnost-i-faktory-vliyaniya. (Дата обращения: 20.04.2020).
63. Шалдина А. В. Факультативный курс как один из элементов форми¬рования профессиональной мотивации студентов СПО: [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2019. № 5. URL: https://moluch.ru/archive/243/56199/. (Дата об¬ращения: 17.04.2020)
64. Шалдина А. В. Факультативный курс как один из элементов форми¬рования профессиональной мотивации студентов СПО: [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2019. - № 5 (243). - URL: https://moluch.ru/archive/243/56199/. (Дата обращения: 23.04.2020).
65. Шкатулла, В. И. Основы правовых знаний [Текст] : Учеб. пособие для студ. сред, проф. учеб. заведений / В. И. Шкатулла, В.В.Надвикова, М. В. Сытинская; Под ред. В. И. Шкатуллы. - 4-е изд., пере- раб. и доп. - М.: Издатель¬ский центр «Академия», 2015. - 304 с.
66. Aleman E. The democratizing effect of education: [Online] // Research & Politics. 2015. №2. URL: https://doi.org/10.1177/2053168015613360. (Accessed 10.04.2020).
67. Anoop K. Legal literacy: cornerstone for a true democracy: [Online] // GRIN Verlag. №2. 2013. URL: https://www.grin.com/document/264802. (Accessed 10.04.2020).
68. Blended Learning: Personalizing Education for Students: [Online] // Coursera. URL: https://ru.coursera.org/learn/blending-learningpersonalization. (Ac¬cessed 03.03.2020).
69. Giorgdze, M. Interactive teaching methods: challenges and perspectives / M. Giorgdze, M. Dgebuadze // IJAEDU- International E-Journal of Advances in Edu¬cation. - 2017. - № 9. - P. 544-548.
70. Legal Awareness: [online] // Multiple Action Research Group. 2013.
URL: https://www.ngo-marg.org/what-we-do/legal-awareness/. (Accessed
10.04.2020).
71. Legal literacy growing need of the society: [online] // Academic Resource Index. 2020. URL: http://paper.researchbib.com/view/paper/97227. (Accessed 10.04.2020).