Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Факультативный курс «Занимательная грамматика» как инструмент коррекции грамматических навыков

Работа №101398

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

английский язык

Объем работы116
Год сдачи2017
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
82
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ КУРСОВ С ЦЕЛЬЮ КОРРЕКЦИИ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ 8
1.1. Факультативные курсы - один из альтернативных способов коррекции
навыков 8
1.1.1. Определение «факультативного курса» и преимущества его
организации во внеурочное время 8
1.1.2. Факультативы в сопоставлении с элективными курсами 10
1.1.3. Принципы организации факультативного занятия 12
1.2. Формирование грамматических навыков учащихся 8-9 классов
основной школы 13
1.2.1. Цель обучения грамматике. Подходы и методы формирования
грамматического навыков 13
1.2.2. Характерные возрастные особенности учащихся 8-9 класса,
влияющие на организацию коррекционных занятий по английскому языку 21
1.3. Место коррекции и автоматизации грамматических навыков в системе
обучения грамматике 23
1.3.1. Определение места коррекции в структуре этапов обучения в
отечественной и зарубежной учебно-методической литературе 24
1.3.2. Ошибка как инструмент диагностики и коррекции грамматических
навыков 26
Выводы по главе 1 29
Глава 2: РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА» ПО КОРРЕКЦИИ
ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 31
2.1. Обзор учебно-методического обеспечения 8-9 класса (методическое
оснащение организации этапов формирования навыков) 31
2.2. Определение грамматического минимума для учеников 8-9 класса 34
2.3. Диагностика грамматических ошибок учащихся 8-9 класса 36
2.3. Интерпретация результатов, полученных после проведения
диагностического этапа 51
2.4. Психолого-педагогическая характеристика учеников 8-9 класса МАОУ
СОШ №14 64
2.4. Апробация факультативного курса «Занимательная грамматика» для учащихся 8-9 класса 68
Выводы по главе 2 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 96
ПРИЛОЖЕНИЕ

При жёстких требованиях и высоких стандартах, предъявляемых к результатам учебного процесса, всё большая роль отводится грамматическим явлениям иностранного языка. Известно, что вопрос о роли грамматики в методике обучения иностранным языкам решается по-разному: ряд учёных- методистов считают, что иностранные языки следует изучать только через грамматику, другие - недооценивают её значение. Однако следует признать тот факт, что для правильного получения необходимой информации из любого иноязычного источника необходимо владеть определёнными грамматическими навыками.
Как показывает школьная практика, освоение грамматического материала представляет для учеников определённые трудности, вследствие чего зачастую многие допускают ошибки в речи. Способности к обучению у учащихся не одинаковы: умения и навыки формируются с индивидуальной скоростью, что обуславливает появление ошибок, отличающихся по качеству и по частотности употребления.
Коррекция навыков применима для частичного снижения количества ошибок в речи учащихся и, в конечном результате, для полного избавления от них. Однако учебная программа не предусматривает отдельных часов для коррекционных занятий. Более того, отечественные методисты дают недостаточно рекомендаций по предотвращению возникающих ошибок у учащихся и их дальнейшей коррекцией.
По мнению современных методистов, с позднего подросткового возраста, в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. И именно факультативные курсы играют важную роль в решении данной задачи.
Факультативные занятия с углубленным изучением предметов зарекомендовали себя как эффективные формы дифференцированного обучения, что применимо для организации коррекционных курсов по грамматике английского языка [Лысых 2010: 142]. Данные курсы позволят эффективно совершенствовать грамматические навыки каждого учащегося, расширяя познавательный интерес к предмету.
Постоянное внимание к вопросам методики формирования грамматических навыков отмечается в работах: Е.Н. Солововой, Е.И. Пассова, И.Л. Колесниковой, Е.А. Маслыко, Г.В. Роговой и др.[Соловова 2002; Пассов 1988; Колесникова 2001;Маслыко 2004; Рогова 1991] и диссертациях И.Ю. Усенко, Е.В. Шабашовой, Т.А. Пустоваловой, Е.Ю. Севериновой[Усенко 2009; Шабашова 1994; Пустовалова 2006; Северинова1991]. Е.И. Пассов рассматривает грамматические формы в ассоциативной связи с речевой задачей; Е.Н. Соловова включает в понятие грамматического навыка знание формы, значения, употребления и речевой функции того или иного явления; Г.В. Рогова связывает владение грамматическими навыками с созданием интуитивной грамматики, которая способствует организации речи на данном языке. Тем не менее, хотя данная тема может считаться одной из наиболее традиционных в отечественной методике, этап коррекции не рассматривается ни на уровне учебных планов, ни на уровне учебно-методических комплектов, ни на уровне учебных программ. Отсутствие внимания к проблемному этапу коррекции в отечественной методике, отсутствие рекомендаций по организации данного этапа характеризует актуальность данного исследования.
Объектом исследования является процесс автоматизации и коррекции грамматических навыков.
Предметом является факультативный курс как инструмент автоматизации и коррекции грамматических навыков учащихся 8-9 классов.
Цель заключается в анализе опорной теоретической составляющей по теме данного исследования и разработке программы факультативного курса «Занимательная грамматика» и апробации её на учащихся 8-9 классов в МАОУ СОШ №14 г. Екатеринбурга.
Для реализации поставленной цели следует решить следующие задачи:
1) Изучить особенности организации факультативных курсов;
2) Сопоставить факультативные и элективные курсы с выявлением общих черт и различий;
3) Дать характеристику видов грамматических навыков, определить пути их формирования;
4) Раскрыть диагностическую роль ошибок учащихся в процессе изучения иностранного языка;
5) Установить место коррекции грамматических навыков в системе обучения грамматике;
6) Разработать программу факультативных занятий «Занимательная грамматика» для 8-9 классов с целью коррекции грамматических навыков.
В соответствии с целями и поставленными задачами были использованы следующие методы исследования: метод научного наблюдения, анализа, описательный метод (для выбора и систематизации соответствующей методической литературы), классификации, эксперимента, диагностики, сравнения.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в адаптации зарубежно-методического опыта по коррекции грамматических навыков для отечественного учебного контекста. Инструментом обеспечения процессов автоматизации и коррекции избран факультативный курс «Занимательная грамматика». В работе рассмотрены типы ошибок; определено место коррекции в отечественных методике; разработаны методические рекомендации для учителей.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования учителями при обучении английскому языку учащихся 8-9 классов как дополнение к учебному материалу, что позволит повысить уровень грамматических навыков обучающихся по предмету и скорректировать ряд ошибок.Также результаты исследования могут быть применены в высших учебных заведениях на практических занятиях по методике обучения иностранному языку.
Апробация работы: результаты исследования были представлены на восьмой международной студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы лингвистики и методики» 12 апреля 2016 г., девятой международной студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы лингвистики и методики» 12 апреля 2017 г.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сопоставление результатов исследования с поставленными задачами позволяет заключить:
Под факультативным курсом понимается форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение, углубление и коррекцию знаний учащихся по учебным дисциплинам в соответствии с их потребностями и способностями. Характерными чертами факультативных занятий являются их направленность на интересы учащихся и гибкость системы обучения, предполагающая выбор ученикам индивидуальной образовательной траектории. Поэтому они могут быть составлены на основании оригинальных рабочих программ, где форма работы и задания будут подобраны специально для группы учащихся.
Мы выяснили, что факультативные занятия по сравнению с элективными является необязательными учебными занятиями и проводятся, как правило, после всех уроков, в то время как элективный курс - это обязательный образовательный компонент, занятия которого проводятся в учебное время наравне с уроками. Более того, причина, по которой мы выбрали факультатив в качестве инструмента коррекции грамматических навыков, заключается в цели факультатива - расширении знаний по предмету, ане ориентированность занятий на будущую профессиональную деятельность.
Рассмотрение грамматического навыка в понятийно-содержательном аспекте, как основного компонента, на который направлено наше исследование, позволило определить его как автоматизированную способность выбирать соответствующие речевой задаче грамматические структуры и явления и оформлять их согласно языковым нормам. Далее нами было установлено, что выбор подходов и методов формирования навыков является сугубо индивидуальным процессом, зависящим от многих факторов, в том числе и предпочтений учителя, что приводит к различным результатам обучения и уровням стабилизации навыков.
Анализ соответствующей литературы позволил прийти к выводу, что зарубежные и отечественные методисты рассматривают наличие ошибок в речи учащихся как естественную неотъемлемую часть обучения, характеризующую языковое развитие. При этом качество и количество ошибок свидетельствует об уровнесформированности навыка. Зарубежные методисты предложили классифицировать ошибки на «slips», «errors» и «attempts». Работа по коррекции строится исходя из уровня сформированности навыков, который диагностируется с помощью тестов или упражнений на выявление ошибок.
Ознакомившись с работами отечественных и зарубежных методистов, мы столкнулись с расхождением мнений по поводу включения коррекции в базисный комплект этапов для формирования навыков. Такие зарубежные методисты как Марк Бартрам, Джереми Хармер настаивают на включении планового коррекционного этапа. Проанализировав содержание УМК, учебные планы и рабочие программы в МАОУ СОШ №14, мы выявили отсутствие этапа коррекции в обучении языку.
В практической части исследования мы разработали рабочую программу факультатива «Занимательная грамматика» для учащихся 8-9 класса. До планирования коррекционной работы перед нами стояла задача определения грамматических навыков, диагностируемых в тесте. Согласно требованиям ФГОС и рабочей учебной программе мы создали входное тестирование для выявления ошибок учащихся. Результаты теста подтвердили разноуровневость грамматических навыков учащихся экспериментальной группы. Более того, анализ количества и качества ошибок позволил определить уровень сформированности тех или иных диагностируемых навыков и построить примерный план коррекции (см. Таблица 2).
Следующим этапом нашей работы стала организация трех факультативных занятий по два часа с подробными инструкциями, конкретным перечнем заданий, критериями оценивания и полученными результатами. С помощью наблюдений за учениками и беседы с классным руководителем, мы выяснили, что ученики активны, полны энтузиазма и готовы к экспериментальной деятельности. Поэтому в рабочей программе мы разработали 16 часов факультативных занятий в нетрадиционной форме, из которых 6 часов мы опробовали за время практики в школе. Первое занятие называется «учебный марафон», второе - «учебный квест» и третье - «учебная гонка». На каждом занятии коррекции подвергалось минимум три грамматических навыка. Как показали результаты работы учащихся на занятиях, грамматические навыки улучшились по темам, подлежащих коррекции: формирование разных типов вопросов, построение утвердительных и отрицательных предложений, употребление предлогов времени, употребление артиклей, конструирование условных предложений первого и второго типа. Основными показателями стали результаты в учебное время на уроках английского языка: работа на уроках, проверочные и контрольные работы.
В ходе реализации программы факультатива «Занимательная грамматика» пришли к следующим выводам:
• навыки, подлежащие коррекции, должны быть прежде всего продиагностированы с помощью теста или комплекса упражнений;
• необходимо оценить уровень креативности группы и творческий потенциал школьников перед проведением курса;
• в ходе занятий организация обучения должна быть построена на принципах индивидуализации и дифференцирования;
• нетрадиционная игровая форма работы повышает познавательный интерес и мотивацию учащихся;
• использование иллюстративной наглядности, правил в виде схем и таблиц, закрепление навыков с помощью активной творческой деятельности способствуют лучшему усвоению материала.
По изучению курса мы рекомендуем провести финальное мероприятие, где ученики в парах сами продумывают и создают задания на выбранные темы для других пар.
По завершении исследования, можно заключить, что этап плановой коррекции навыков должен быть включен в учебный процесс для качественного освоения материала. Работу по коррекции навыков можно организовывать во внеурочное время на факультативных занятиях для желающих и заинтересованных учеников. Организация рабочей программы факультативного курса требует от учителей многих физических, временных и эмоциональных затрат, при этом результаты демонстрируют улучшение навыков учащихся.



I. Нормативные документы:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года N 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями).
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями).
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
6. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. - 2-е изд. - М: Просвещение, 2010. - 144 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) от 17.12.2010 № 1897.
II. Печатные издания:
8. Авраменко Е.Б. Элективный курс по грамматике английского языка для учащихся старших классов // Концепт. - 2013. - №53. - С. 1-9.
9. Английский язык. EnjoyEnglish. Книга для учителя к учебнику для 9 классов образовательных учреждений / М.З. Биболетова, Е.Е. Бабушис, А.Н. Морозова. - Обнинск: Титул, 2010. - 120 с.
10. Английский язык. EnjoyEnglish. Учебник для 8 классов общеобразовательных учреждений / М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева. - Обнинск: Титул, 2013. - 168 с.
11. Английский язык. EnjoyEnglish. Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений / М.З. Биболетова, Е.Е.Бабушис, О.И. Кларк, А.Н. Морозова, И.Ю. Соловьева. - Обнинск: Титул, 2013. - 240 с.
12. Арсеньев А. М. Факультативные занятия в школе // Сов. Педагогика. - 1968. - № 8. С. 86-88.
13. Бабарыкина Т.С. Факультативный курс по английскому языку для учащихся старших классов «Разговорный английский» // Концепт. - 2013. - № 53. - С. 1-5.
14. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
15. Выготский Л.С. Собрание сочинений в шести томах. Том 4. Детская психология / под ред. Проф. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984.
- 432 с.
16. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. - М.: Академия, 2006. - 336 с.
17. Голицынский Ю.В. Грамматика: Сборник упражнений. - 5-е изд.,
- СПб.: КАРО, 2007. - 544 с.
18. Гужавина Н.А. Положение о программе элективных курсов// Управление современной школой // Завуч. - 2008. - №3. - С. 53-56.
19. Ермаков Д.С. Элективные курсы для профильного обучения //Педагогика. - 2005. - №2. - С. 36-41.
20. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2003. - 384 с.
21. Каспржак А.Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе. - М.: Новая школа, 2004. - 160 с.
22. Каспржак А.Г. Элективные курсы - ответы на запросы ученика и учителя, семьи и государства // Директор школы. - 2006. - №1. -С.3-9.
23. Каспржак А.Г. Элективные курсы: типология и задачи // Директор школы. - 2006. - №3. - С. 53-57.
24. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. - СПб.: БЛИЦ, 2001. - 224 с.
25. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников: книга для учителей и классных руководителей. - Москва: Просвещение, 1976. - 303 с.
26. Лысых Н.В. Дифференциация образования: история и современные проблемы // Экономика образования. - 2010. - №2. - С. 140-144.
27. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. - 9-е изд., стер. - Минск.: Вышэйшая школа, 2004. - 522 с.
28. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1988. - 223 с.
29. ПоляковаЕ.Б., РабботГ.П. English for teenagers. Учебник английского языка для старшеклассников. - М.: Слово, 1993 - 477 с.
30. Поршнева, Е.Р. Грамматические концепты и способы их построения при изучении иностранного языка (на материале зарубежных исследований) // Иностранные языки в школе. - 2008. - № 6. - С. 73-77.
31. Пустовалова Т.А. Система формирования грамматических навыков говорения в профессиональном образовании переводчиков (на материале немецкого языка как второго иностранного на первом году обучения): дис. ... канд. пед. наук. - Елец: Липецкий филиал Нижегородского гос. лингвист. Ун-та, 2006. - 199 с.
32. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
33. Северинова Е.Ю. Использование положительного переноса при формировании грамматических навыков у учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы (на материале видо-временных форм английского языка): дис. . канд. пед. наук. - Санкт-Петербург: Российский гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, 1999. - 162 с.
34. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. - М.: Просвещение, 2002. - 239 с.
35. Сысоев П.В. Интегративное обучение грамматике: исследование на материале английского языка//Иностранные языки в школе. - 2003. - № 6. - С. 25-31.
36. Усенко И.Ю. Коррекция грамматических навыков при формировании коммуникативной компетенции в области говорения у иностранных учащихся: дис. . канд. пед. наук. - Санкт-Петербург: Санкт- Петербургский гос. ун-т, 2009. - 235 с.
37. Хухлаева О.В. Психология подростка: учеб. Пособие для студ. Высш. учеб. Заведений. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 160 с.
38. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1988 - 160 с.
39. Шабашова Е.В. Дифференцированный подход к формированию рецептивных грамматических навыков в процессе самостоятельной учебной деятельности студентов (английский язык, неязыковой вуз): дис. . канд. пед. наук. - Москва: Российская академия образования, 1994. - 260 с.
40. Bartram M., Walton R. Correction. A positive approach to language mistakes. - Heinle ELT, 1991. - 122 p.
41. Edge J. Mistakes and correction. - New York: Longman, 1989. - 70 p.
42. Evans V. Round-up 4: new and update - Harlow: Longman, 2005. - 189 p.
43. Harmer J. How to teach English. - Harlow: Longman, 1998. - 198 p.
44. Harmer J. The practice of English Language Teaching. Third edition. Completely revised and updated. - Harlow: Longman, 2001. - 370 p.
45. Thornbury S. How to teach grammar. - Harlow: Longman, 1999. - 182 p.
46. Tomlinson C.A., Imbeau M.B. - Leading and managing a differentiated classroom. - Virginia: ASCD, 2010 - 185 p.
47. Ur, P. Grammar Practice Activities. A practical guide for teachers.- New York: Cambridge University Press, 1999. - 148 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ