Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка факультативного курса «Основы атомистического моделирования» для старших классов общеобразовательной школы

Работа №14698

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы81 стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
948
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Факультативные курсы в современной школе 6
1.1. Факультативные курсы - форма работы с учащимися 6
1.2. Цели и задачи факультативных курсов 10
1.3. Структура программы факультативного курса 12
Глава 2. Основные сведения об атомистическом моделировании 14
2.1. Методы моделирования физических процессов на атомном уровне 14
2.2. Программы для моделирования 18
Глава 3. Разработка факультативного курса «Основы атомистического моделирования» 21
3.1. Связь факультативного курса со школьной программой 21
3.2. Программа факультативного курса «Основы атомистического
моделирования» 23
3.3. Пример разработки занятия 28
Заключение 43
Библиографический список 45
Приложение 1. Конспекты уроков 53


Актуальность исследования. Наука в современном своём виде невозможна без компьютерного моделирования. Это связано со многими причинами, такими как дороговизна эксперимента или физическая невозможность его провести. Именно в таких случаях на помощь приходит моделирование физического процесса на компьютере. Современное развитие электронно-вычислительных средств позволило выделить данные методы в отдельную группу и добиться результатов, мало отличающихся от эксперимента.
Огромное развитие компьютерное моделирование получило в физике, изучающей процессы, проходящие на атомном уровне, так как прямые наблюдения таких явлений чрезвычайно затруднены, а иногда и невозможны. В настоящее время эта область науки активно развивается ввиду востребованности новых материалов и технологий их получения.
Компьютерное моделирование является неотъемлемым элементом школьной программы по информатике, так же как молекулярная физика всегда изучается школьниками, однако в обоих случаях уровень знаний получаемый учащимися недостаточен для появления у них интереса к передовым исследованиям в данных областях. А вовлечение школьников в наукоёмкую работу не может не отразиться благотворно на их уровне подготовки и образования, а также может повлиять на профессиональное самоопределение.
С данной задачей и призван справляться наш факультативный курс.
Объект исследования: учебный процесс по физике и информатике в старших классах общеобразовательной школы
Предмет исследования: организация факультативных курсов по информатике и физике в старших классах общеобразовательной школы.
Исходя из актуальности, объекта и предмета работы нами была сформулирована цель исследования: разработка содержания факультативного курса «Основы атомистического моделирования» для учащихся старших классов
На основании цели были выдвинуты следующие задачи:
1. проанализировать учебно-методическую литературу по тематике исследования;
2. рассмотреть роль и место факультативных курсов в процессе обучения учащихся старших классов;
3. выявить возможности программного пакета LAMMPS в компьютерном моделировании и методические особенности работы с пакетом, разработать примеры моделей физических процессов с помощью данного пакета молекулярной динамики;
4. разработать программу и содержание занятий факультативного курса «Основы атомистического моделирования» для учащихся старших классов;
5. провести апробацию факультативного курса «Основы атомистического моделирования»
Методы исследования: анализ литературных и интернет источников по исследуемой теме, обобщение, классификация, компьютерное моделирование физических явлений.
Практическая значимость: разработанные учебно-методические материалы (программа факультативного курса, разработки занятий, модели) могут использоваться в учебном процессе общеобразовательной школы.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы.
Во введении обосновывается выбор темы дипломной работы, определяются цель, объект, предмет, задачи, показывается её практическая значимость.
В первой главе рассматриваются: факультативные курсы, их особенности, цели, задачи и виды.
Во второй главе приводятся некоторые сведения необходимые для понимания принципов моделирования процессов на атомном уровне, а также рассматриваются программные средства, реализующие такое моделирование.
В третьей главе содержится анализ действующих учебников по информатике и физике для старших классов средней школы, приведено сравнение их содержания с содержанием факультативного курса. В данной главе приведена программа факультативного курса «Основы атомистического моделирования» и пример занятия. Также представлена апробация материалов дипломной работы.
В заключении обобщены результаты исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе нами были разработаны методические материалы по моделированию атомных процессов методом молекулярной динамики и ab initio методами.
Целью исследования была разработка содержания факультативного курса «Основы атомистического моделирования» для учащихся старших классов.
Основные результаты работы заключаются в следующем:
Анализ литературы показал, что компьютерное моделирование занимает важное место в курсе информатики, однако не нацелено на решение научных задач и дальнейшее профессиональное применение. Углубление школьного курса позволит расширить спектр возможностей выпускника школы, а также может поспособствовать его профессиональному самоопределению.
Ознакомившись с характеристиками программных пакетов LAMMPS и Quantum ESPRESSO, командами их управления и методами моделирования мы пришли к выводу что данные программные пакет позволяют исследовать широкий спектр моделей и решать задачи, которые невозможно решать посредством натурного эксперимента.
В ходе практической работы нами была разработана программа факультативного курса «Основы атомистического моделирования». Было разработано поурочное планирование и содержание занятий данного курса.
Факультативный курс способствует созданию и развитию у учащихся научного мировоззрения, пониманию межпредметных связей между физикой и информатикой, приобретению навыков полезных в своей будущей профессиональной деятельности. Практическая значимость данного курса состоит в том, что он может быть включен в систему факультативных курсов для учащихся старших классов.
Работа прошла апробацию:
1. Публикация ряда статей в центральных рецензируемых изданиях.
2. Участие в региональных, всероссийских и международных конференциях.



1. Ab initio расчеты структурных и электронных свойств
кристаллических твердых тел в приближении функционала плотности и псевдопотенциала в импульсном пространстве: детали и примеры [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://elibrary.ru/download/elibrary_13798171_81295449.pdf (дата обращения 12.12.2016)
2. Боярченков А.С. Использование графических процессоров и технологий CUDA для задач молекулярной динамики [Текст] / Боярченков А.С., Поташников С.И. // Вычислительные методы и программирование: новые вычислительные технологии (Москва) / Издательство» Научно- ислледовательский вычислитлеьный центр МГУ им. М.В. Ломоносова 2009. - С. 9-23.
3. Васильков, Ю.В. Компьютерные технологии вычислений в математическом моделировании [Текст]: учеб. пособие / Ю.В. Васильков, Н.Н. Василькова. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 256 с.
4. Воронцова Ю.В. О необходимости факультативных занятий по информатике [Текст] / Ю.В. Воронцова, А.А. Русаков // Вестник московского городского педагогического универститета. Серия: информатика и информатизация образования (Москва) / Московский городской педагогический университет 2008. - 34-36
5. Востокова Е. В. Интеграция урочных и внеурочных форм
обучения // Интеграция образования. 2004. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-urochnyh-i-vneurochnyh-form- obucheniya (дата обращения: 22.05.2018).
6. Гейн, А.Г. Информатика и ИКТ. Рабочие программы. 10-11 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.Г. Гейн. - М.: Просвещение, 2012. - 48 с.
7. Горностаева Т.Н. Обучение программированию будущих учителей информатики [Текст] / Т.Н. Горностаева, О.М. Горностаев // Проблемы и приоритеты развития науки в XXI веке Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. (Смоленск, 30 декабря 2017 г.) / Общество с ограниченной ответственностью "НОВАЛЕНСО", 2017. - С. 86-90.
8. Жуковская Е.П. Дидактические аспекты организации факультативов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/594252/ Monday, 16 Apr 2018 19:20:25.
9. Запрудский Н.И. О безотметочном обучении на факультативных занятиях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.alsak.ru/item/305-2.html Thursday, 11 May 2018 19:20:25.
10. Захаров, П.В. Анализ влияния свойств модельных кристаллов на устойчивость дискретных бризеров в моноатомных ГЦК металлах [Текст] / П.В. Захаров, А.М. Ерёмин, М.Д. Старостенков, А.И. Чередниченко // Фундаментальные науки и образование: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Бийск, 17-19 октября 2016 г.) / АГГПУ им. В.М. Шукшина. - Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2016. - С. 87-93. - Библиогр.: с. 93.
11. Захаров, П.В. Дискретные бризеры в кристалле CuAu [Текст] / П.В. Захаров, М.Д. Старостенков, А.М. Ерёмин, А.И. Чередниченко // Письма о материалах. - 2016. - Т. 6. - № 4 (24). - С. 294-299.
12. Захаров, П.В. Исследование нелинейной локализованной моды
большой амплитуды в кристалле Pt3al при наличии бивакансии Pt [Текст] / П.В. Захаров, А.М. Ерёмин, М.Д. Старостенков, И.С. Луценко, А.И. Чередниченко // Краевые задачи и математическое моделирование: сборник статей Всероссийской научной конференции с международным участием (Новокузнецк, ноябрь 2014 г.) / Новокузнецкий филиал (институт)
Кемеровского государственного университета. - Новокузнецк: Центр издательской деятельности Новокузнецкого филиала (института) Кемеровского государственного университета, 2014. - С. 107-113. - Библиогр.: с. 111.
13. Захаров, П.В. Исследование нелинейной локализованной моды большой амплитуды в кристалле Pt3al при наличии бивакансии Pt [Текст] / 50 П.В. Захаров, А.М. Ерёмин, М.Д. Старостенков, И.С. Луценко, А.И. Чередниченко // Краевые задачи и математическое моделирование: сборник статей Всероссийской научной конференции с международным участием (Новокузнецк, ноябрь 2014 г.) / Новокузнецкий филиал (институт) Кемеровского государственного университета. - Новокузнецк: Центр издательской деятельно-сти Новокузнецкого филиала (института) Кемеровского государственного университета, 2014. - С. 107-113. - Библиогр.: с. 111.
14. Захаров, П.В. Исследование устойчивости дискретного бризера в кристалле Pt3Al с бивакансией Pt [Текст] / П.В. Захаров, А.М. Ерёмин, А.И. Чередниченко // Современные проблемы физики и технологий: тезисы до¬кладов IV Международной молодежной научной школы-конференции (Москва, 17-22 марта 2015 г.) / Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ». - М.: Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», 2015. - С. 111-113. - Библиогр.: с. 113.
15. Захаров, П.В. О влиянии свойств модельных кристаллов на устойчивость дискретных бризеров в моноатомных ГЦК металлах [Текст] / П.В. Захаров, А.М. Ерёмин, М.Д. Старостенков, А.И. Чередниченко, И.С. Луценко // Новые материалы и технологии: сборник научных статей IV Российско-Казахстанской молодежной научно-технической конференции (Барнаул, 12-15 декабря 2016 г.) / Алтайский государственный университет. - Барнаул: ИГ «Си-пресс», 2016. - С. 60-64. - Библиогр.: с. 64.
16. Захаров, П.В. Основы атомистического моделирования кристал-лов в физике конденсированного состояния [Текст]: учебное пособие / П.В.
Захаров, А.М. Еремин, А.И. Чередниченко. - Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2016. - 80 с.
17. Ильин И. В. Изучение прикладной физики в средней школе с
применением средств ИКТ // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. 2010. №6. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-prikladnoy-fiziki-v-sredney-shkole-s- primeneniem-sredstv-ikt (дата обращения: 22.05.2018).
18. Информатика и ИКТ [Текст]: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений : базовый и профил. уровни / А.Г. Гейн, А.Б. Ливчак, А.И. Сено¬косов, Н.А. Юнерман. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 272 с.
19. Информатика и ИКТ [Текст]: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений : базовый и профил. уровни / А.Г. Гейн, А.Б. Ливчак, А.И. Сенокосов, Н.А. Юнерман. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 272 с.
20. Информатика и ИКТ. Базовый уровень [Текст]: учебник для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. - 8-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 246 с.
21. Информатика. Углубленный уровень [Текст]: учебник для 10 класса : в 2 ч. Ч. 1 / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. - М.: БИНОМ, 2013. - 344 с.
22. Испеньков Андрей Николаевич Проектно-исследовательская
деятельность в области информатики как средство самореализации и творческого развития современных школьников // Непрерывное образование: XXI век. 2014. №4 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektno-
issledovatelskaya-deyatelnost-v-oblasti-informatiki-kak-sredstvo-samorealizatsii-i- tvorcheskogo-razvitiya-sovremennyh (дата обращения: 22.05.2018).
23. Казённов А.М. Основы технологии CUDA [Текст] / А.М. Казённов // Компьютерные исследования и моделирование (Ижевск) / Ижевский институт компьютерных исследований 2010. - С. 295-308.
24. Козин, Р.Г. Математическое моделирование [Текст]: учеб. пособие / Р.Г. Козин. - М.: МИФИ, 2008. - 89 с.
25. Компьютерный эксперимент: его место, методы, проблемы, некоторые достижения в физике твердого тела / Старостенков М.Д., Денисова Н.Ф., Полетаев Г.М., Холодова Н.Б., Попова Г.В. // Вестник карагандинского университета. - Сер. Физика. Караганда: Изд-во КарГУ им. Е.А.Букетова, 2005, Т.40, №4, С. 101-113.
26. Компьютерный эксперимент: его место, методы, проблемы, некоторые достижения в физике твердого тела / Старостенков М.Д., Денисова Н.Ф., Полетаев Г.М., Холодова Н.Б., Попова Г.В. // Вестник карагандинского университета. - Сер. Физика. Караганда: Изд-во КарГУ им. Е.А.Букетова, 2005, Т.40, №4, С. 101-113.
27. Коновалова Т.В. Исследование количественных характеристик на факультативе по физике [Текст] / Т.В. Коновалова // Современные тендеции развититя науки и технологий (Белгород) / Издательство: ИП Ткачева Екатерина Петровна 2016. - 63-73
28. Кристаллическое строение металлов [Электронный ресурс]. - Электронный курс лекций по материаловедению в теплоэнергетике. - Режим доступа: http: // twt.mpei.ru/ochkov/TM/lection1.htm Friday, 13 Apr 2018 23:20:25.
29. Лукьянова А.В. Интернет-факультатив по физике для школьников и студентов [Текст] / А.В. Лукьянова // Астрономия и физика, экономика и технология и методика их преподавания (Ярославль) / Издательство: Ярославвский государственный педагогический университет
им. К.Д. Ушинского 2007. - 90-93
30. Луцай Елена Викторовна Проектная деятельность при изучении
физики как способ повышения мотивации учащихся средней школы // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Естественные и физико-математические науки. 2014. №5. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-pri-izuchenii-fiziki-kak- sposob-povysheniya-motivatsii-uchaschihsya-sredney-shkoly (дата обращения: 22.05.2018).
31. Луценко, И.С. Методика расчета фононных спектров кристаллов в пакете LAMMPS [Текст] / И.С. Луценко, А.И. Чередниченко // Современные тенденции развития науки и технологий: сборник научных трудов по материалам VIII Международной научно-практической конференции (Белгород, 30 ноября 2015 г.) / Агенство перспективных научных исследований. - Белгород: ИП Ткачева Е.П., 2015. - С. 21-23. - Библиогр.: с. 23.
32. Луценко, И.С. Моделирование дискретных бризеров в системе ABINIT [Текст] / И.С. Луценко, П.В. Захаров, А.М. Ерёмин, А.И. Чередниченко // Новые материалы и технологии: сборник научных статей IV Российско-Казахстанской молодежной научно-технической конференции (Барнаул, 12-15 декабря 2016 г.) / Алтайский государственный университет. - Барнаул: ИГ «Си-пресс», 2016. - С. 13-16. - Библиогр.: с. 16.
33. Луценко, И.С. Моделирование из первых принципов кластера дискретных бризеров в кристалле Pt3Al [Текст] / И.С. Луценко, П.В. Захаров, А.М. Ерёмин, А.И. Чередниченко // Уральская школа молодых металловедов: сборник материалов XVII Международной научно-технической Уральской школы-семинара металловедов - молодых ученых (Екатеринбург, 5-9 декабря 2016 г.) / УрФУ. - Екатеринбург: УрФУ, 2016. - С. 262-266. - Библиогр.: с. 266.
34. Луценко, И.С. Применение пакета ABINIT для моделирования дискретных бризеров [Текст] / И.С. Луценко, П.В. Захаров, А.М. Ерёмин, А.И. Чередниченко // Фундаментальные науки и образование: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным уча¬стием (Бийск, 17-19 октября 2016 г.) / АГГПУ им. В.М. Шукшина. - Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2016. - С. 98-102. - Библиогр.: с. 102.
35. Лысых Н. В. Дифференциация образования: история и современные проблемы // Экономика образования. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/differentsiatsiya-obrazovaniya-istoriya-i- sovremennye-problemy (дата обращения: 22.05.2018).
36. Моделирование свойств, электронной структуры ряда углерод-ных и неуглеродных нанокластеров и их взаимодействия с легкими элемен-тами [Электронный ресурс]. - А.С. Федоров, П.Б. Сорокин, П.В. Аврамов, С.Г. Овчинников. - Электрон. дан. - Новосибирск.: СО РАН, 2006. - Режим доступа: http: // test.kirensky.ru/master/articles/monogr/Book/book.htm Wednes¬day, 08 Mar 2017 09:37:09.
37. Мухина И.А. Варианты внедрения робототехники в образовательный процесс [Текст] / И.А. Мухина, С.А. Зайцева // Интернет-технологии в образовании (Чебоксары) / Издательство: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева
38. Семилуцкая Л.В. Организация проектно-исследовательской деятельности [Текст] / Л.В. Семилуцкая // Современные информационные технологии и ИТ-обрзование (Москва) / Издательство: Фонд содействия развитию интернет-медиа: ИТ-обрзования: человеческого потенциала «Лига интернет медиа» 2015. - С. 310-316
39. Семилуцкая Лариса Викторовна Организация проектно¬
исследовательской деятельности // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2015. №11. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-proektno-issledovatelskoy- deyatelnosti (дата обращения: 22.05.2018).
40. Сеничева Наталья Николаевна Очный факультатив НОЦ ИСЭРТ РАН: практика и перспективы // Вопросы территориального развития. 2016. №1 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ochnyy-fakultativ-nots-isert-ran- praktika-i-perspektivy (дата обращения: 22.05.2018).
41. Сулейманов, Р.Р. Компьютерное моделирование математических задач. Элективный курс [Электронный ресурс]. - Современные наукоемкие технологии. - 2015. - № 5. - С. 77-81. - Режим доступа: http: // www.top- technologies.ru/ru/article/view?id=35044 Saturday, 23 Mar 2018 12:09:15.
42. Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень [Текст] / Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 308 с.
43. Угринович, Н.Д. Исследование информационных моделей. Элек-тивный курс [Текст]: учебное пособие / Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. - 184 с.
44. Факультативные занятия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://knigi.link/osnovyi-pedagogiki/fakultativnyie-zanyatiya-20641.html Monday, 21 May 2018 15:30:10.
45. Факультативные занятия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.p-lib.ru/pedagogika/harlamov/harlamov74.html Tuesday, 22 May2018 19:20:25.
46. Факультативы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/53989.html Saturday, 14 Apr 2018 19:20:25.
47. Физика. 10 класс. [Текст]: учебник для общеобразовательных организаций : базовый уровень / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский,
- М.: Просвещение, 2014. - 416 с.
48. Физика. 10 класс. В 2 ч. Ч. 1. [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик. - М.: Мнемозина, 2009. - 352 с.
49. Чередниченко, А.И. Дискретные бризеры в моноатомных ГЦК- кристаллах Au, Pd [Текст] / А.И. Чередниченко, П.В. Захаров, А.М. Ерёмин, И.С. Луценко // Уральская школа молодых металловедов: сборник материа¬лов XVII Международной научно-технической Уральской школы-семинара металловедов - молодых ученых (Екатеринбург, 5-9 декабря 2016 г.) / УрФУ.
- Екатеринбург: УрФУ, 2016. - С. 244-247. - Библиогр.: с. 247.
50. Чередниченко, А.И. Компьютерное моделирование физических процессов с использованием программного пакета LAMMPS на примере мо¬дели монокристалла Pd [Текст] / А.И. Чередниченко // Наука и образование: проблемы и перспективы: Материалы XVIII Международной научно¬практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 22-23 апреля 2016 г.) / АГГПУ им. В.М. Шукшина. - Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2016. - С. 321-322. - Библиогр.: с. 322.
51. Чередниченко, А.И. Обучение старшеклассников компьютерному моделированию физических процессов в профильном курсе информатики [Текст] / А.И. Чередниченко // Наука и образование: проблемы и перспекти¬вы: материалы XIX Всероссийской с международным участием научно¬практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 28 апреля 2017 г.) / АГГПУ им. В.М. Шукшина. - Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2017. - С. 416-418. - Библиогр.: с. 322.
52. Шарова О.М. Разработка факультативного курса по основам робототехники [Текст] / О.М. Шарова // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании (Новокузнецк) / Издательство: Кузбасс кая государственная педагогическая академия 2017. - С. 64-65


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ