Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ

Работа №67164

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2018
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
350
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ
1.1. Теоретические подходы к изучению проблем социальной
адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду 6
1.2. Социальная адаптация детей младшего дошкольного возраста к
детскому саду: понятия, критерии, уровни 13
1.3. Психолого - педагогические условия социальной адаптации детей
младшего дошкольного возраста к детскому саду 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ
2.1. Уровень социальной адаптации детей младшего дошкольного
возраста к детскому саду 28
2.2. Методические рекомендации по социальной адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
Список использованной литературы 48
Приложения 55

Дошкольное учреждение первым открывает перед ребенком мир социально-общественной жизни. В дошкольном возрасте начинает складываться личность (Л.И. Божович, Л.С. Выготский), поэтому дошкольное учреждение рассматривается как один из определяющих факторов в ее становлении (И.В. Дубровина, A.M. Прихожан). Известно, что смена социальных отношений представляет для ребенка значительные трудности. Одним из переломных моментов является его переход из семьи в детский сад. Внимание к адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ связано с тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие. Кроме того, механизмы приспособления, возникшие в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера.
Основные аспекты адаптации в отечественной психологии исследовали Г.М. Андреева, Ф.Б. Березин, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, М.И. Лисина и др., в зарубежной А. Адлер, Э. Берн, Г. Гартман, Л. Филипс.
К сожалению, проблемы, связанные с адаптацией детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ, остаются на уровне теоретических исследований и сводятся к рекомендации перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения.
Переход из семьи в детский сад является важным этапом в жизни ребенка младшего дошкольного возраста. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в ДОУ, зависит и течение адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша (Н.М. Аксарина, Л.Г. Голубева).
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад это первый внесемейный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт дети. Поступление ребенка в детский сад и начальный период нахождения его в группе характеризуются существенными изменениями окружающей среды, его образа жизни и деятельности и способно вызвать эмоциональный стресс.
Проблема исследования: выявление и обоснование психолого-педагогических условий, способствующих успешной социальной адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду.
Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования: процесс социальной адаптации детей к дошкольному учреждению.
Предмет исследования: педагогические условия социальной адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду.
Гипотеза исследования: процесс социальной адаптации будет успешным при соблюдении следующих педагогических условий:
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка.
- взаимодействие с семьей до поступления в дошкольное образовательное учреждение.
- организации игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок - взрослый» и «ребенок - ребенок».
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме социальной адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду;
2. Уточнить сущность, показатели, уровни социальной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ.
3. Обосновать психолого-педагогические условия социальной адаптации детей младшего дошкольного возраста.
4. Выявить уровень социальной адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду.
5. Разработать методические рекомендации по социальной адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, констатирующий этап педагогического эксперимента, количественный и качественный анализ.
База исследования: МАДОУ д/с №69 «Центр развития ребенка «Сказка» г. Белгорода, младшая группа.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования нами была изучена проблема социальной адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду в психологической и педагогической литературе. Анализ литературы позволил сделать следующие вывод, что исследования ученых посвящены изучению разных аспектов социальной адаптации ребенка к детскому саду. Основные аспекты адаптации в отечественной психологии исследовали Г.М. Андреева, Ф.Б. Березин, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, М.И. Лисина и др., в зарубежной А. Адлер, Э. Берн, Г. Гартман, Л. Филипс., также социальная адаптация широко обсуждается во многих работах А. Налчаджяна, А. Реан, З. Фрейда и др. Вопросами социальной адаптации детей занимались Л. Филлипс, Т. Шибутани, Я. Щепаньского.
В результате изучения работ С.С. Степанова и И.Н. Никитиной, был получен материал, анализ которого позволил нам определить сущность социальной адаптации. Социальная адаптация - это это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу), принятие норм, правил поведения существующие в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающими (И.Н. Никитина).
Опираясь на труды психологов и педагогов, в той или иной мере исследовавших проблему социальной адаптации детей младшего дошкольного возраста, а также на собственные теоретические поиски, мы смогли выделили следующие критерии социальной адаптации: уровень нервно — психического развития; эмоциональное состояние ребенка; социальные связи со взрослыми и детьми; инициативность во взаимоотношениях со взрослыми и детьми.
Весьма полезными для нас оказались результаты исследования Н.В. Соколовской, анализ которых позволил нам выявить и описать уровни социальной адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду:
- высокий уровень адаптации (легкая адаптация). У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние. При ознакомлении с окружающим, ребенок легко включается в предметную, самостоятельную деятельность или игру. В игре может играть как самостоятельно, так и со сверстниками. Быстро устанавливает контакт со взрослыми. Может занять себя содержательной игрой, не чувствую себя беспомощным, так как самостоятелен, навыки самообслуживания сформированы. В течении дня смеется, ликует, поет, радостно бежит навстречу сверстникам, воспитателям.
- средний уровень адаптации (средняя адаптация). Эмоциональное состояние ребенка нестабильно: новый раздражитель влечет возврат к отрицательным эмоциональным реакциям. Ребенок этого уровня характеризуется привыканием к ДОУ, адекватным поведением: наблюдает за действиями взрослых и сверстников, сторонится их, впоследствии подражает им, в первые дни плачет, вспоминает родителей после их ухода, а в течении дня играет со сверстниками, общается со взрослыми. У такого ребенка сформированы навыки самообслуживания, он ищет контакты со сверстниками, спокоен, активно играет.
- низкий уровень адаптации (усложненная адаптация). У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия). Уровень игровых умений не высок, низкий уровень сформированности самостоятельности, в течении дня практически не меняется эмоциональное состояние (бездеятельность, плач, требует утешения, безучастно сидит, с детьми в контакт не вступает).
Анализ основных подходов к изучению проблемы социальной адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду позволил нам обосновать следующие психолого-педагогические условия социальной адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду: обеспечение эмоционального благополучия ребенка; взаимодействие с семьей до поступления в дошкольное образовательное учреждение; организации игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок".
Кроме того, нами был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было выявление уровня социальной адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду. Нами использовались диагностические методики направленные на определение уровня каждого из критериев социальной адаптации: методика «Диагностика уровня адаптированности ребенка к ДОУ» (автор Н.В. Соколовская), цель: выявить уровень социальной адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду; методика «Карта наблюдений» (автор Н.В. Соколовская), цель: выявить уровень адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду.
В ходе исследования были получены следующие данные:
- 33 % высокий уровень социальной адаптации (7 детей);
- 43 % средний уровень социальной адаптации (9 детей);
- 24 % низкий уровень социальной адаптации (5 детей).
Нами был проведен качественный анализ, а впоследствии разработаны методические рекомендации с учетом выделенных психолого-педагогических условий и реальным уровнем социальной адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду:
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка.
- взаимодействие с семьей до поступления в дошкольное образовательное учреждение.
- организации игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок".
В заключении следует отметить, что все поставленные задачи решены и цель исследования достигнута.



1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие
отношений в детской субкультуре. / В.В. Абраменкова. - В, 2000.- 183 с.
2. Алексеева Е.Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду. / Е.Е. Алексеева // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 2. - 235 с.
3. Афонькина Ю.А. «Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развитие ребенка раннего возраста» / Ю.А. Афонькина. - М, 2010.
4. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного возраста. / В.Н. Белкина. - М, 2005.
5. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация
человека. / Ф.Б. Березин.- Л, 1989.
6. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы
формирования личности. / Л.И. Божович. - М, 1995.
7. Волков Б. С. Психология общения в детском возрасте. / Б. С. Волков, Н. В. Волкова.- М,: Педагогическое общество России, 2003. - 240 с.
8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997.- 235 с.
9. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. / Н. Ф. Голованова.- СПб.: Речь, 2004. - 272 с.
10. Гордон Л. А. Социальная адаптация в современных условиях. / Л. А. Гордон. - М.: [б. и.], 1997.
11. Гуз А.А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. Образвания. / А.А. Гуз.- Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2007.
12. Гуркина А.П. «Формирование личности ребёнка в детском саду».- Учебно - методическое пособие к курсовым работам и спецсеминарам для студентов - заочников факультетов дошкольного воспитания пединститутов. - М.”Просвещение“,1980.-111 с.
13. Давыдова О.И. Адаптационные группы в ДОУ. / О.И. Давыдова, А.А. Майер.- М.: ТЦ Сфера, 2005. - 80 с.
14. Данилина Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. / Т.А. Данилина // Дошкольное воспитание, 2005. - №1. - 149 с.
15. Заводчикова О.Г. «Адаптация ребёнка в детском саду :взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи :пособие для воспитателей» / О.Г. Заводчикова.- М.: Просвещение.2007. - 79 с.
16. Иванова Н.В. , Кривовицына О.Б. ,Якупова Е.Ю «Социальная адаптация малышей в ДОУ» / Н.В. Иванова, О.Б. Кривовицына, Е.Ю. Якупова. -М, 2011.-128 с
17. Ильина В. Н. Развитие ребенка от первого дня жизни до шести лет. / М. Н. Ильина.- Екатеринбург, 2006. - 512 с.
18. Калинина Р. Вопросы адаптации детей к детскому саду. /Р. Калинина. - Дошкольное воспитание. - 1998. - № 4. - С. 34-45
19. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для суд. вред. пед. учеб. заведений. - 4-е изд., стер., - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с.
20. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников / Под ред. О. А. Шаграевой, С. А. Козловой. - М., 2003.
21. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. / И.Ю. Кулагина. - М, 2002.
22. Лапина И.В. «Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого - педагогическое сопровождение, комплексные занятия». / И.В. Лапина.- Волгоград, 2010.- 127 с.
23. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. / М. И. Лисина. - М, 1997. - 128 с.
24. Макшанцева Л. В. К проблеме адаптации трехлетних детей к ДОУ. / Л.В. Макшанцева.- Вестник МГУ, серия 14, Психология. - 2003
25. Мочалова О. Адаптация детей к ДОУ. Ребенок в детском саду. / О. Мочалова. - М, 2006.- №4. С. 57-59.
26. Мудрик А. В. Социализация и воспитание. / А. В. Мудрик. -М, Педагогика,1997.96с.
Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник / А. В. Мудрик ; под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2002.-200 с.
27. Началждян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). - АрмССР, 1988. - 263 с.
28.Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. / Л.Ф. Обухова.- М.: 1996. - 351 с.
29. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. / Р.В. Овчарова. - М, 2001. - 460 с..
30.Остроухова А. Успешная адаптация. Как ее «Измерить»? / А. Остроухова. - Обруч. - 2000. - № 3. - С. 33-46
31. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольном учреждении. / К.Л. Печора. - М, Просвещение, 1986.
32. Развитие социальной уверенности у дошкольников. / под ред. Е. В. Прима, Л.В. Филиппова. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 224 с.
33. Реан А.А. Социальная педагогическая психология. / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 416 с.
34. Реан А.А. Психология адаптации личности. / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. - СПб.: Речь, 2002.
35. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме : теоретико -
методологический аспект. / М. В. Ромм ; Новосиб. гос. тех. ун -т. - Новосибирск : Наука, 2002. 275 с.
36. Русаков А.С. «Адаптация ребёнка к детскому саду . Советы педагогам и родителям :Сборник» - СПб.: Речь , Образовательные проекты ;М.:Сфера, 2010.- 128 с.
37. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социумом. / Н.И. Сарджвеладзе. - Тбилиси, 1988. - 204 с.
38. Смирнова Е. О. Детская психология. / Е.О. Смирнова. - М, 2003. - 120 с.
39. Советова О.С. Инновации: трудности и возможности адаптации. / О.С. Советова. - СПб., 2004. - 256 с.
40. Соколовская Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации. / Н.В. Соколовская. - Волгоград: Учитель, 2008.- 102 с.
41. «Социальная адаптация детей в дошкольном учреждении» / Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Вуковой. — М.: Наука. — 241с.
42. Социальная психология в трудах отечественных психологов. / Сост. и общая ред. А.Л. Сваицкого. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.
43. Степаненкова З.И. Игры для самых маленьких: Методическое пособие. /З.И.Степаненкова.-Мн,2006.—89с.
44. Терёхина О.А. Адаптационная площадка как модель успешной социализации детей раннего и дошкольного возраста. / О.А. Терёхина. - Пралеска,2008
45. Терёхина О.А. Здравствуй, детский сад: психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в период адаптации к дошкольному учреждению. / О.А. Терёхина, В.С. Богословская.- Мозырь,2006. — 167с.
46. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. / Г.А. Урунтаева. - М.: Изд. центр «Академия», 1996. - 336 с.
47. Хювеш Э. Развитие самостоятельной ориентации ребенка младшего дошкольного возраста в новой социальной ситуации // Психолог в детском саду. / Э. Хювеш. - 2006. - № 1. - 231 с.
48. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / О.А. Шаграева. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. - 368с.
49. Шибутани Т. Социальная психология. / Т. Шибутани. - Ростов - на - Дону, 1998. - 450 с.
50. Шибутани Т. Социальная психология. / Т. Шибутани. - Ростов на-Дону: Феникс, 1999.
51. Шипицына Л.М. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. / Л.М. Шипицына. - СПб., 2003. - 243 с.
52. Шитова Е.В. «Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет» / Е.В. Шитова.- Волгоград: Учитель,2009.-169с.
53.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды./ Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.:
Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО
«МОДЭК», 2001. - 416 с.
54. Эмоциональное развитие дошкольников. : пособие. / под ред. А. Д. Кошелевой.-М.:Просвещение,2005.-76с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ