Административно-деликтное производство в области таможенного регулирования
|
Введение 3
Глава 1. Правовая природа и содержание административно-деликтного производства в сфере таможенного регулирования 11
1.1. Понятие административного процесса и административно-деликтного производства в сфере таможенного регулирования как его составной части 11
1.2. Развитие административно-деликтного производства
в сфере таможенного регулирования 27
1.3. Виды административных правонарушений, по которым таможенные органы осуществляют административно-деликтное производство, стадии данного производства 39
Глава 2. Проблемы и перспективы развития административно-деликтного производства в сфере таможенного регулирования 53
2.1. Особенности осуществления административно-деликтного производства таможенными органами 53
2.2. Проблемы применения мер административной
ответственности за нарушения в сфере таможенного регулирования 64
2.3. Направления совершенствования административно¬
деликтного производства в сфере таможенного регулирования 73
Заключение 81
Список использованной литературы 88
Приложения 2
Глава 1. Правовая природа и содержание административно-деликтного производства в сфере таможенного регулирования 11
1.1. Понятие административного процесса и административно-деликтного производства в сфере таможенного регулирования как его составной части 11
1.2. Развитие административно-деликтного производства
в сфере таможенного регулирования 27
1.3. Виды административных правонарушений, по которым таможенные органы осуществляют административно-деликтное производство, стадии данного производства 39
Глава 2. Проблемы и перспективы развития административно-деликтного производства в сфере таможенного регулирования 53
2.1. Особенности осуществления административно-деликтного производства таможенными органами 53
2.2. Проблемы применения мер административной
ответственности за нарушения в сфере таможенного регулирования 64
2.3. Направления совершенствования административно¬
деликтного производства в сфере таможенного регулирования 73
Заключение 81
Список использованной литературы 88
Приложения 2
Актуальность исследования состоит в том, что с того момента, как начал функционировать Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС, Союз) проблемы таможенного регулирования стали носить характер первоочередных для экономики государства. Договор о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор от 29.05.2014) призван обеспечить свободу движения не только для услуг и товаров, но для рабочей силы, капитала, а также для единой экономической политики на территории Союза.
В условиях функционирования единого таможенного пространства актуальны вопросы применения таможенными органами России мер административного принуждения и привлечения правонарушителей к ответственности за совершение административного правонарушения в сфере таможенного регулирования. Об этом говорит пункт 5 части 2 статьи 351 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) и пункт 5 части 2 статьи 254 Федерального закона Российской Федерации «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон РФ от 03.08.2018 № 289-ФЗ).
Для эффективного осуществления указанной функции таможенные органы наделены соответствующими полномочиями по реализации административной юрисдикции, а именно, полномочиями по разрешению дел по административным правонарушениям в сфере таможенного регулирования и применению санкций, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), что «необходимо для обеспечения должного осуществления возложенных на них функций».
КоАП РФ представляет собой кодифицированный акт, выполняющий административно-правовую роль, определяющий содержание и структуру производства по делам об административных правонарушениях, в том числе в сфере таможенного регулирования. Данный нормативно-правовой акт называет субъектов административной юрисдикции, к которым относит таможенные органы, а также должностных лиц таможенных органов. Кроме того, КоАП РФ урегулирован процессуальный порядок разбирательства по административным правонарушениям в сфере таможенного регулирования.
Несмотря на сказанное, исследование положений КоАП РФ говорит о том, что осуществляемые российскими таможенными органами направления деятельности в рамках реализации ими административно-деликтной функции, не всегда приводят к желаемому результату, а именно, к снижению количества административных правонарушений в сфере таможенного регулирования (далее - таможенные правонарушения).
Причиной тому является недостаточность и противоречивость действующего законодательства. Так, дискуссионным является вопрос о понятии административно-деликтное производство в сфере таможенного регулирования, остаются неурегулированными вопросы, связанные с административным расследованием таможенных правонарушений и так далее.
Приведенные доводы делают тему исследования актуальной и требуют разработки рекомендаций по совершенствованию законодательства, определяющего порядок административно-деликтного производства в сфере таможенного регулирования.
Степень изученности темы исследования можно охарактеризовать тем, что сегодня отдельным вопросам, касающихся темы, существует не слишком много комплексных исследований. Тем не менее, есть исследования, посвященные определению понятия самого административного процесса в области таможенного регулирования и административно-деликтного производства. Данный институт и подинститут рассмотрены Д.Н. Бахрах, О.В. Гречкиной, И.И. Миндовской, Б.В. Россинским, В.Д. Сорокиным, Ю.Н. Стариловым, С.А. Ческидовой и другими авторами.
История формирования административно-деликтного производства в области таможенного регулирования рассмотрена в работах Н.Н. Зарубина, Г.А. Карташова, А.Ф. Ноздрачева, О.Н. Пищенкова, А.И. Тутнова и других.
Содержание, а также стадии административно-деликтного производства в области таможенного регулирования изучили О.В. Гречкина, Т.Г. Красота, Ю.Л. Красота, Т.П. Лепа, А.И. Тутнов и другие исследователи.
Отдельные вопросы реализации административно-деликтного производства таможенными органами рассмотрены в трудах Н.В. Габдуллиной, Е.В. Ширеевой, С.А. Ческидовой и других.
Некоторые проблемы применения мер административной ответственности за нарушения в области таможенного регулирования и направления совершенствования административно-деликтного производства в области таможенного регулирования были выявлены Т.Ю. Кочуковой, И.В. Максимовым, Е.А. Пятиковой, Е.А. Супониной и другими авторами.
Интерес представляет работа С.В. Ческидовой, представляющая собой, пожалуй, единственное комплексное исследование по вопросу административно-деликтного производства в сфере таможенного регулирования , выводы которой, отраженные в автореферате, позволяют выработать заключения по отдельным вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании.
Цель исследования - на основе анализа действующего законодательства, научной и учебной литературы, судебной практики и иных материалов изучить сущность административно-деликтного производства в области таможенного регулирования, выявив проблемы правового регулирования данного института и предложить авторские направления по совершенствованию законодательства в данной сфере.
Задачи исследования включают:
1. Изучения понятия административного процесса и административно-деликтного производства, как его частного института.
2. Определение основных этапов развития административно-деликтного производства в области таможенного регулирования.
3. Выявление видов таможенных правонарушений, а также содержания и стадий административно-деликтного производства в области таможенного регулирования.
4. Анализ особенностей осуществления
административно-деликтного производства таможенными органами.
5. Выявление проблемы применения мер административной ответственности за нарушения в области таможенного регулирования.
6. Разработка предложений по совершенствованию административно-деликтного производства в области таможенного регулирования.
Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации таможенными органами и их должностными лицами административно-деликтного производства в сфере таможенного регулирования.
Предмет исследования - законодательные положения, которыми урегулированы вопросы административно-деликтного производства в сфере таможенного регулирования, научные исследования по отдельным вопросам, касающимся темы, позиции Конституционного Суда России и Пленума Верховного Суда России, иная правоприменительная практика по теме работы.
Методология исследования заключается в системном подходе и основанных на нем общих и частных научных методах, например, это методы синтеза и анализа, формально-юридический метод, сравнительно-правовой, системно-структурный, методы правовой статистики и правового моделирования, и так далее.
Эмпирическую базу составили:
1. Статистическая информация из отчетов Федеральной таможенной службы России (далее - ФТС России) за 2016-2018 годы.
2. Обобщение материалов судебной практики, включая постановления Конституционного Суда России, Пленума Верховного Суда России и так далее.
Апробация результатов исследования. Магистерская диссертация подготовлена и был обсуждена в рамках предзащиты на кафедре государственно-правовых дисциплин и теории права ПсковГУ.
Основные положения исследования обсуждались на международной научной конференции, посвященной дню принятия конституции Российской Федерации, «Актуальные проблемы конституционного и административного права» (12.12.2019) в рамках выступления по теме «Особенности административно-деликтного производства в области таможенного регулирования».
Новизна исследования заключается в выявлении авторского подхода к определению таких понятийных категорий, как «административный процесс», «метод правового регулирования по делам о совершении таможенных правонарушений», «административно-деликтное производство в сфере таможенного регулирования», «административное правонарушение в сфере таможенного регулирования». Кроме того, автором предложена классификация административных правонарушений, попадающих в область административно-деликтной деятельности таможенных органов на следующие группы: общие, то есть административные правонарушения, ответственность за которые наступает по главе 16 КоАП РФ, которые и принято называть таможенными правонарушениями, а также на специальные, то есть административные правонарушения, которые таможенные органы рассматривают в рамках административно-деликтного производства. Они законодательно отнесены для рассмотрения их таможенными органами, но не входят в сферу таможенного регулирования.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Таможенный процесс реализуется в административных таможенных производствах. Их, в свою очередь, можно охарактеризовать как административные производства, имеющие отраслевой характер, вытекающий из сферы таможенного регулирования, и входящие в общий административный процесс. Данный вывод позволяет считать, что таможенный процесс - часть административного процесса.
2. Предлагается главу 16 КоАП РФ переименовать следующим образом: «Административные правонарушения в сфере таможенного регулирования». Это позволит привести нормы КоАП РФ в соответствие с Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ, которым определены основные понятия в сфере таможенных правоотношений.
3. Обоснована необходимость исключения из статьи 3.7 КоАП РФ части 4, что позволит соблюсти права собственников имущества, не являющихся правонарушителями и не несущих ответственность за других лиц, совершивших таможенные правонарушения, в результате которых может быть назначена конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.
4. Была выявлена необходимость увеличения общего срока административного расследования. Для этого нужно первое предложение части 5 статьи 28.7 КоАП РФ изложить в следующей редакции: «5. Срок проведения административного расследования не может превышать трех месяцев с момента возбуждения дела об административном правонарушении». Данный срок позволит окончить административное расследование в большинстве случаев с окончанием всех необходимых действий, в том числе в случае административно-деликтного производства в сфере таможенного регулирования.
5. Была выявлена необходимость внесения разъяснений Пленумом Верховного Суда России в пункте 3 Постановления от 24.03.2005 № 5 в качестве внесения нового абзаца в следующем порядке - предлагаемый абзац по счету будет пятым в пункте 3, соответственно все последующие абзацы, включенные сегодня в данный пункт, последуют после него: «Наличие или отсутствие исключительных случаев для продления срока административного расследования необходимо устанавливать органу, должностному лицу в каждой конкретной ситуации исходя из фактических обстоятельств дела об административном правонарушении».
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении положений, имеющих научное значение для представления о понятии и содержании административно-деликтного производства в сфере таможенного регулирования. Помимо этого в исследовании выявлены проблемы, как теоретического, так и практического характера, возникающие в процессе регулирования административно-деликтного производства в рассматриваемой области.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и предложения, выработанные в процессе исследования, могут быть в дальнейшем использованы в учебном процессе при преподавании таких дисциплин, как «Административное право Российской Федерации», «Административно-деликтное право». Кроме того, предложения по совершенствованию законодательства могут быть применены в процессе законотворчества по вопросам, рассмотренным в работе. Помимо этого, выводы исследования могут использоваться для дальнейших научных разработок вопросов, связанных с правовым регулированием административно-деликтного производства в области таможенного регулирования.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и источников, приложений.
В условиях функционирования единого таможенного пространства актуальны вопросы применения таможенными органами России мер административного принуждения и привлечения правонарушителей к ответственности за совершение административного правонарушения в сфере таможенного регулирования. Об этом говорит пункт 5 части 2 статьи 351 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) и пункт 5 части 2 статьи 254 Федерального закона Российской Федерации «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон РФ от 03.08.2018 № 289-ФЗ).
Для эффективного осуществления указанной функции таможенные органы наделены соответствующими полномочиями по реализации административной юрисдикции, а именно, полномочиями по разрешению дел по административным правонарушениям в сфере таможенного регулирования и применению санкций, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), что «необходимо для обеспечения должного осуществления возложенных на них функций».
КоАП РФ представляет собой кодифицированный акт, выполняющий административно-правовую роль, определяющий содержание и структуру производства по делам об административных правонарушениях, в том числе в сфере таможенного регулирования. Данный нормативно-правовой акт называет субъектов административной юрисдикции, к которым относит таможенные органы, а также должностных лиц таможенных органов. Кроме того, КоАП РФ урегулирован процессуальный порядок разбирательства по административным правонарушениям в сфере таможенного регулирования.
Несмотря на сказанное, исследование положений КоАП РФ говорит о том, что осуществляемые российскими таможенными органами направления деятельности в рамках реализации ими административно-деликтной функции, не всегда приводят к желаемому результату, а именно, к снижению количества административных правонарушений в сфере таможенного регулирования (далее - таможенные правонарушения).
Причиной тому является недостаточность и противоречивость действующего законодательства. Так, дискуссионным является вопрос о понятии административно-деликтное производство в сфере таможенного регулирования, остаются неурегулированными вопросы, связанные с административным расследованием таможенных правонарушений и так далее.
Приведенные доводы делают тему исследования актуальной и требуют разработки рекомендаций по совершенствованию законодательства, определяющего порядок административно-деликтного производства в сфере таможенного регулирования.
Степень изученности темы исследования можно охарактеризовать тем, что сегодня отдельным вопросам, касающихся темы, существует не слишком много комплексных исследований. Тем не менее, есть исследования, посвященные определению понятия самого административного процесса в области таможенного регулирования и административно-деликтного производства. Данный институт и подинститут рассмотрены Д.Н. Бахрах, О.В. Гречкиной, И.И. Миндовской, Б.В. Россинским, В.Д. Сорокиным, Ю.Н. Стариловым, С.А. Ческидовой и другими авторами.
История формирования административно-деликтного производства в области таможенного регулирования рассмотрена в работах Н.Н. Зарубина, Г.А. Карташова, А.Ф. Ноздрачева, О.Н. Пищенкова, А.И. Тутнова и других.
Содержание, а также стадии административно-деликтного производства в области таможенного регулирования изучили О.В. Гречкина, Т.Г. Красота, Ю.Л. Красота, Т.П. Лепа, А.И. Тутнов и другие исследователи.
Отдельные вопросы реализации административно-деликтного производства таможенными органами рассмотрены в трудах Н.В. Габдуллиной, Е.В. Ширеевой, С.А. Ческидовой и других.
Некоторые проблемы применения мер административной ответственности за нарушения в области таможенного регулирования и направления совершенствования административно-деликтного производства в области таможенного регулирования были выявлены Т.Ю. Кочуковой, И.В. Максимовым, Е.А. Пятиковой, Е.А. Супониной и другими авторами.
Интерес представляет работа С.В. Ческидовой, представляющая собой, пожалуй, единственное комплексное исследование по вопросу административно-деликтного производства в сфере таможенного регулирования , выводы которой, отраженные в автореферате, позволяют выработать заключения по отдельным вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании.
Цель исследования - на основе анализа действующего законодательства, научной и учебной литературы, судебной практики и иных материалов изучить сущность административно-деликтного производства в области таможенного регулирования, выявив проблемы правового регулирования данного института и предложить авторские направления по совершенствованию законодательства в данной сфере.
Задачи исследования включают:
1. Изучения понятия административного процесса и административно-деликтного производства, как его частного института.
2. Определение основных этапов развития административно-деликтного производства в области таможенного регулирования.
3. Выявление видов таможенных правонарушений, а также содержания и стадий административно-деликтного производства в области таможенного регулирования.
4. Анализ особенностей осуществления
административно-деликтного производства таможенными органами.
5. Выявление проблемы применения мер административной ответственности за нарушения в области таможенного регулирования.
6. Разработка предложений по совершенствованию административно-деликтного производства в области таможенного регулирования.
Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации таможенными органами и их должностными лицами административно-деликтного производства в сфере таможенного регулирования.
Предмет исследования - законодательные положения, которыми урегулированы вопросы административно-деликтного производства в сфере таможенного регулирования, научные исследования по отдельным вопросам, касающимся темы, позиции Конституционного Суда России и Пленума Верховного Суда России, иная правоприменительная практика по теме работы.
Методология исследования заключается в системном подходе и основанных на нем общих и частных научных методах, например, это методы синтеза и анализа, формально-юридический метод, сравнительно-правовой, системно-структурный, методы правовой статистики и правового моделирования, и так далее.
Эмпирическую базу составили:
1. Статистическая информация из отчетов Федеральной таможенной службы России (далее - ФТС России) за 2016-2018 годы.
2. Обобщение материалов судебной практики, включая постановления Конституционного Суда России, Пленума Верховного Суда России и так далее.
Апробация результатов исследования. Магистерская диссертация подготовлена и был обсуждена в рамках предзащиты на кафедре государственно-правовых дисциплин и теории права ПсковГУ.
Основные положения исследования обсуждались на международной научной конференции, посвященной дню принятия конституции Российской Федерации, «Актуальные проблемы конституционного и административного права» (12.12.2019) в рамках выступления по теме «Особенности административно-деликтного производства в области таможенного регулирования».
Новизна исследования заключается в выявлении авторского подхода к определению таких понятийных категорий, как «административный процесс», «метод правового регулирования по делам о совершении таможенных правонарушений», «административно-деликтное производство в сфере таможенного регулирования», «административное правонарушение в сфере таможенного регулирования». Кроме того, автором предложена классификация административных правонарушений, попадающих в область административно-деликтной деятельности таможенных органов на следующие группы: общие, то есть административные правонарушения, ответственность за которые наступает по главе 16 КоАП РФ, которые и принято называть таможенными правонарушениями, а также на специальные, то есть административные правонарушения, которые таможенные органы рассматривают в рамках административно-деликтного производства. Они законодательно отнесены для рассмотрения их таможенными органами, но не входят в сферу таможенного регулирования.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Таможенный процесс реализуется в административных таможенных производствах. Их, в свою очередь, можно охарактеризовать как административные производства, имеющие отраслевой характер, вытекающий из сферы таможенного регулирования, и входящие в общий административный процесс. Данный вывод позволяет считать, что таможенный процесс - часть административного процесса.
2. Предлагается главу 16 КоАП РФ переименовать следующим образом: «Административные правонарушения в сфере таможенного регулирования». Это позволит привести нормы КоАП РФ в соответствие с Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ, которым определены основные понятия в сфере таможенных правоотношений.
3. Обоснована необходимость исключения из статьи 3.7 КоАП РФ части 4, что позволит соблюсти права собственников имущества, не являющихся правонарушителями и не несущих ответственность за других лиц, совершивших таможенные правонарушения, в результате которых может быть назначена конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.
4. Была выявлена необходимость увеличения общего срока административного расследования. Для этого нужно первое предложение части 5 статьи 28.7 КоАП РФ изложить в следующей редакции: «5. Срок проведения административного расследования не может превышать трех месяцев с момента возбуждения дела об административном правонарушении». Данный срок позволит окончить административное расследование в большинстве случаев с окончанием всех необходимых действий, в том числе в случае административно-деликтного производства в сфере таможенного регулирования.
5. Была выявлена необходимость внесения разъяснений Пленумом Верховного Суда России в пункте 3 Постановления от 24.03.2005 № 5 в качестве внесения нового абзаца в следующем порядке - предлагаемый абзац по счету будет пятым в пункте 3, соответственно все последующие абзацы, включенные сегодня в данный пункт, последуют после него: «Наличие или отсутствие исключительных случаев для продления срока административного расследования необходимо устанавливать органу, должностному лицу в каждой конкретной ситуации исходя из фактических обстоятельств дела об административном правонарушении».
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении положений, имеющих научное значение для представления о понятии и содержании административно-деликтного производства в сфере таможенного регулирования. Помимо этого в исследовании выявлены проблемы, как теоретического, так и практического характера, возникающие в процессе регулирования административно-деликтного производства в рассматриваемой области.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и предложения, выработанные в процессе исследования, могут быть в дальнейшем использованы в учебном процессе при преподавании таких дисциплин, как «Административное право Российской Федерации», «Административно-деликтное право». Кроме того, предложения по совершенствованию законодательства могут быть применены в процессе законотворчества по вопросам, рассмотренным в работе. Помимо этого, выводы исследования могут использоваться для дальнейших научных разработок вопросов, связанных с правовым регулированием административно-деликтного производства в области таможенного регулирования.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и источников, приложений.
Подводя итоги исследования, отметим, что административный процесс - деятельность уполномоченных органов и их должностных лиц, урегулированная административно-правовыми положениями, состоящая из обеспечения реализации законных прав и интересов юридических и физических лиц, а также применения мер административного принуждения, реализуемых в предусмотренных законодательством судебных и внесудебных формах. В структуру административного процесса входит административно-юрисдикционное производство, в свою очередь, частью которого является административно-деликтное производство.
В процессе данного производства осуществляется деятельность в сфере административной ответственности. Оно имеет собственный метод правового регулирования и предмет, а также собственное правовое регулирование в виде КоАП РФ и законов российских субъектов об административных правонарушениях.
Административно-деликтное производство в сфере таможенного регулирования характеризуется теми же признаками, что административно-деликтное производство. Тем не менее, установление административной ответственности за таможенные правонарушения осуществляется исключительно КоАП РФ, поскольку согласно статье 1.3 КоАП РФ этот вопрос относится к предмету ведения России в сфере законодательства об административных правонарушениях.
Законодательное оформление административно-деликтного производства по таможенным правонарушениям произошло в начале XVII века, когда были закреплены законодательно юрисдикционные полномочия действующих на тот момент таможенных органов. Все последующие изменения таможенного законодательства привели к изменениям ответственности за таможенные нарушения. Только в XXI веке сформировалось то административно-деликтное производство, которое в полной мере можно назвать частью административного процесса. Из таможенного законодательства нормы об ответственности за таможенные нарушения перешли в сферу законодательства об административных правонарушениях. Сегодня КоАП РФ содержит виды таможенных правонарушений, процессуальные нормы, регулирующие само административно-деликтное производство в разных формах - административной и судебной.
В процессе осуществления административно-деликтного производства таможенные органы вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, административная ответственность за которые установлена в части международных автоперевозок грузов статьями 11.27 и 11.29, в части международных автоперевозок частями 1-6 статьи 12.21.1, в части международных автоперевозок опасных грузов без спецразрешения частью 1 статьи 12.21.2, частью 2 статьи 12.25, частями 1, 3 статьи 16.1, статьями 16.2-16.24 и 19.7.13 КоАП РФ. Административно-деликтное производство в сфере таможенного регулирования включает следующие стадии: возбуждение дела, его рассмотрение, обжалование (опротестование) постановления по делу о совершении таможенного правонарушения, исполнение постановления. Стадии возбуждения дела, его рассмотрения и исполнения постановления являются обязательными, тогда как стадия обжалования не обязательна и носит характер факультативной.
Условия административно-деликтного производства в сфере таможенного регулирования определены КоАП РФ и подзаконными актами ФТС России. Возбуждение и последующее рассмотрение дела о таможенном правонарушении с назначением соответствующего санкции конкретной статьи главы 16 КоАП РФ административного наказания, представляется самостоятельным направлением среди видов деятельности российских таможенных органов. Данная деятельность состоит из взаимосвязанных процессуальных действий, названных главами 28 и 29 КоАП РФ, цель которых - полное и всестороннее исследование обстоятельств дела, позволяющее вынести обоснованное и законное решение. Итогом рассмотрения дела о таможенном правонарушении в случае установления факта правонарушения и вины нарушителя является постановление по делу об административном правонарушении, которое выносит должностное лицо таможенного органа в соответствии с теми полномочиями, которые названы статьей 23.8 КоАП РФ в том порядке, который установлен главой 29 КоАП РФ. К особенностям осуществления административно-деликтного производства относится множественность субъектов данных правоотношений, а также тот факт, что установление административного наказания определяется исходя из экономического характера установленных КоАП РФ санкций.
Из отраженного в статье 3.2 КоАП РФ многообразия административных наказаний, суд, таможенные органы и их должностные лица в процессе реализации административно-деликтного производства за совершение таможенных правонарушений вправе назначить в качестве административных наказаний только три из них - это предупреждение, административный штраф и конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения. Согласно части 2 статьи 3.2 КоАП РФ, данные наказания могут быть применены как в отношении физических лиц, так и юридических, включая ИП. Статья 3.3 КоАП РФ относит предупреждение и административный штраф исключительно к основным наказаниям, тогда как конфискация может устанавливаться и как основное, и как дополнительное наказание. За одно правонарушение, в том числе таможенное, можно назначить основное или основное и дополнительное наказание.
В процессе исследования были выявлены отдельные проблемы правового регулирования административно-деликтного производства в сфере таможенного регулирования и предложены направления по их разрешению:
1. На основе анализа термина «метод правового регулирования», было определено понятие термина «метод правового регулирования по делам о совершении таможенных правонарушений», которым является, в основном, императивный метод, выражающийся в совокупности приемов и способов воздействия на общественные административных деликтов в сфере таможенного регулирования.
2. Административно-деликтное производство в сфере таможенного регулирования - административно-процессуальная юрисдикционная деятельность таможенных органов, их уполномоченных должностных лиц, целью которой является разрешение дел об административных правонарушениях в сфере таможенного регулирования, а также применения принудительных мер, установленных КоАП РФ за совершение административных правонарушений данной категории.
3. Предлагается авторское понимание административного правонарушения в сфере таможенного регулирования - это противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, посягающее на нормы таможенного регулирования, закрепленные таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством Российской Федерации, за совершение которых установлена административная ответственность в КоАП РФ.
4. Считаем необходимым главу 16 КоАП РФ переименовать следующим образом: «Административные правонарушения в сфере таможенного регулирования». Это позволит привести нормы КоАП РФ в соответствие с Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ, которым определены основные понятия в сфере таможенных правоотношений.
5. Было обосновано разделение административных правонарушений, попадающих в область административно-деликтной деятельности таможенных органов на следующие группы: общие, то есть административные правонарушения, ответственность за которые наступает по главе 16 КоАП РФ, которые и принято называть таможенными правонарушениями. Рассматривая данные правонарушения, таможенные органы реализуют соответствующую функцию, названную таможенным законодательством, как было указано, ТК ЕАЭС и Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ; специальные, то есть административные правонарушения, которые таможенные органы рассматривают в рамках административно-деликтного производства. Они законодательно отнесены для рассмотрения их таможенными органами, но не входят в сферу таможенного регулирования, если исходить из определения данного термина, рассмотренного ранее.
6. Обосновано внесение уточнения в часть 1 статьи 25.15 КоАП РФ, касающееся уведомления участников. Для этого необходимо дополнить данную норму после слов «и его вручение адресату» новым предложением: «извещение должно быть произведено способом, который позволит судье, органу, должностному лицу проконтролировать получение информации тем лицом, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении, которому она была направлена».
7. Считаем необходимым из статьи 3.7 КоАП РФ изъять часть 4, что позволит соблюсти права собственников имущества, не являющихся правонарушителями и не несущих ответственность за других лиц, совершивших таможенные правонарушения, в результате которых может быть назначена конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.
8. Обоснована необходимость увеличения общего срока административного расследования. Для этого нужно первое предложение части 5 статьи 28.7 КоАП РФ изложить в следующей редакции: «5. Срок проведения административного расследования не может превышать трех месяцев с момента возбуждения дела об административном правонарушении». Данный срок позволит окончить административное расследование в большинстве случаев с окончанием всех необходимых действий, в том числе в случае административно-деликтного производства в сфере таможенного регулирования.
9. Была выявлена необходимость включить в пункт 3 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 новый абзац в следующем порядке - предлагаемый абзац по счету будет пятым в пункте 3, соответственно все последующие абзацы, включенные сегодня в данный пункт, последуют после него: «Наличие или отсутствие исключительных случаев для продления срока административного расследования необходимо устанавливать органу, должностному лицу в каждой конкретной ситуации исходя из фактических обстоятельств дела об административном правонарушении».
10. Законодатель в одной статьей в качестве синонимов использует термины «исключительные случаи» и «основания». Для исключения путаницы необходимо скорректировать текст второго предложения части 5.1 статьи 28.7 КоАП РФ следующим образом: «В определении о продлении срока проведения административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, основания (исключительный случай) для продления срока проведения административного расследования, срок, до которого продлено проведение административного расследования».
11. В практической деятельности сложилась ситуация, когда должностное лицо таможенного органа, которое при проведении проверки выявило данные, говорящие о наличии правонарушения, а также должностное лицо, которое КоАП РФ уполномочено составлять протокол, не всегда одно и то же лицо. Данная ситуация в практической деятельности может приводить к коллизиям, которые связаны с законодательно закрепленными полномочиями должностных лиц таможенных органов по составлению протокола о правонарушении в случае, когда лицо, которое обнаружило правонарушение составлять протокол не имеет права. Для устранения имеющегося правового пробела считаем необходимым внести в часть 1 статьи 28.1 КоАП РФ следующее дополнение, а именно, дополнить ее пунктом 6 со следующей нормой: «получение должностным лицом, уполномоченным возбудить дело об административном правонарушении, акта проверки по результатам проведения надзорных или контрольных мероприятий, указывающих на наличие события административного правонарушения».
Предлагаемые предложения, направленные на совершенствование правового регулирования административно-деликтного производства в сфере таможенного регулирования позволят более полно урегулировать исследуемое правовое явление.
В процессе данного производства осуществляется деятельность в сфере административной ответственности. Оно имеет собственный метод правового регулирования и предмет, а также собственное правовое регулирование в виде КоАП РФ и законов российских субъектов об административных правонарушениях.
Административно-деликтное производство в сфере таможенного регулирования характеризуется теми же признаками, что административно-деликтное производство. Тем не менее, установление административной ответственности за таможенные правонарушения осуществляется исключительно КоАП РФ, поскольку согласно статье 1.3 КоАП РФ этот вопрос относится к предмету ведения России в сфере законодательства об административных правонарушениях.
Законодательное оформление административно-деликтного производства по таможенным правонарушениям произошло в начале XVII века, когда были закреплены законодательно юрисдикционные полномочия действующих на тот момент таможенных органов. Все последующие изменения таможенного законодательства привели к изменениям ответственности за таможенные нарушения. Только в XXI веке сформировалось то административно-деликтное производство, которое в полной мере можно назвать частью административного процесса. Из таможенного законодательства нормы об ответственности за таможенные нарушения перешли в сферу законодательства об административных правонарушениях. Сегодня КоАП РФ содержит виды таможенных правонарушений, процессуальные нормы, регулирующие само административно-деликтное производство в разных формах - административной и судебной.
В процессе осуществления административно-деликтного производства таможенные органы вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, административная ответственность за которые установлена в части международных автоперевозок грузов статьями 11.27 и 11.29, в части международных автоперевозок частями 1-6 статьи 12.21.1, в части международных автоперевозок опасных грузов без спецразрешения частью 1 статьи 12.21.2, частью 2 статьи 12.25, частями 1, 3 статьи 16.1, статьями 16.2-16.24 и 19.7.13 КоАП РФ. Административно-деликтное производство в сфере таможенного регулирования включает следующие стадии: возбуждение дела, его рассмотрение, обжалование (опротестование) постановления по делу о совершении таможенного правонарушения, исполнение постановления. Стадии возбуждения дела, его рассмотрения и исполнения постановления являются обязательными, тогда как стадия обжалования не обязательна и носит характер факультативной.
Условия административно-деликтного производства в сфере таможенного регулирования определены КоАП РФ и подзаконными актами ФТС России. Возбуждение и последующее рассмотрение дела о таможенном правонарушении с назначением соответствующего санкции конкретной статьи главы 16 КоАП РФ административного наказания, представляется самостоятельным направлением среди видов деятельности российских таможенных органов. Данная деятельность состоит из взаимосвязанных процессуальных действий, названных главами 28 и 29 КоАП РФ, цель которых - полное и всестороннее исследование обстоятельств дела, позволяющее вынести обоснованное и законное решение. Итогом рассмотрения дела о таможенном правонарушении в случае установления факта правонарушения и вины нарушителя является постановление по делу об административном правонарушении, которое выносит должностное лицо таможенного органа в соответствии с теми полномочиями, которые названы статьей 23.8 КоАП РФ в том порядке, который установлен главой 29 КоАП РФ. К особенностям осуществления административно-деликтного производства относится множественность субъектов данных правоотношений, а также тот факт, что установление административного наказания определяется исходя из экономического характера установленных КоАП РФ санкций.
Из отраженного в статье 3.2 КоАП РФ многообразия административных наказаний, суд, таможенные органы и их должностные лица в процессе реализации административно-деликтного производства за совершение таможенных правонарушений вправе назначить в качестве административных наказаний только три из них - это предупреждение, административный штраф и конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения. Согласно части 2 статьи 3.2 КоАП РФ, данные наказания могут быть применены как в отношении физических лиц, так и юридических, включая ИП. Статья 3.3 КоАП РФ относит предупреждение и административный штраф исключительно к основным наказаниям, тогда как конфискация может устанавливаться и как основное, и как дополнительное наказание. За одно правонарушение, в том числе таможенное, можно назначить основное или основное и дополнительное наказание.
В процессе исследования были выявлены отдельные проблемы правового регулирования административно-деликтного производства в сфере таможенного регулирования и предложены направления по их разрешению:
1. На основе анализа термина «метод правового регулирования», было определено понятие термина «метод правового регулирования по делам о совершении таможенных правонарушений», которым является, в основном, императивный метод, выражающийся в совокупности приемов и способов воздействия на общественные административных деликтов в сфере таможенного регулирования.
2. Административно-деликтное производство в сфере таможенного регулирования - административно-процессуальная юрисдикционная деятельность таможенных органов, их уполномоченных должностных лиц, целью которой является разрешение дел об административных правонарушениях в сфере таможенного регулирования, а также применения принудительных мер, установленных КоАП РФ за совершение административных правонарушений данной категории.
3. Предлагается авторское понимание административного правонарушения в сфере таможенного регулирования - это противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, посягающее на нормы таможенного регулирования, закрепленные таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством Российской Федерации, за совершение которых установлена административная ответственность в КоАП РФ.
4. Считаем необходимым главу 16 КоАП РФ переименовать следующим образом: «Административные правонарушения в сфере таможенного регулирования». Это позволит привести нормы КоАП РФ в соответствие с Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ, которым определены основные понятия в сфере таможенных правоотношений.
5. Было обосновано разделение административных правонарушений, попадающих в область административно-деликтной деятельности таможенных органов на следующие группы: общие, то есть административные правонарушения, ответственность за которые наступает по главе 16 КоАП РФ, которые и принято называть таможенными правонарушениями. Рассматривая данные правонарушения, таможенные органы реализуют соответствующую функцию, названную таможенным законодательством, как было указано, ТК ЕАЭС и Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ; специальные, то есть административные правонарушения, которые таможенные органы рассматривают в рамках административно-деликтного производства. Они законодательно отнесены для рассмотрения их таможенными органами, но не входят в сферу таможенного регулирования, если исходить из определения данного термина, рассмотренного ранее.
6. Обосновано внесение уточнения в часть 1 статьи 25.15 КоАП РФ, касающееся уведомления участников. Для этого необходимо дополнить данную норму после слов «и его вручение адресату» новым предложением: «извещение должно быть произведено способом, который позволит судье, органу, должностному лицу проконтролировать получение информации тем лицом, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении, которому она была направлена».
7. Считаем необходимым из статьи 3.7 КоАП РФ изъять часть 4, что позволит соблюсти права собственников имущества, не являющихся правонарушителями и не несущих ответственность за других лиц, совершивших таможенные правонарушения, в результате которых может быть назначена конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.
8. Обоснована необходимость увеличения общего срока административного расследования. Для этого нужно первое предложение части 5 статьи 28.7 КоАП РФ изложить в следующей редакции: «5. Срок проведения административного расследования не может превышать трех месяцев с момента возбуждения дела об административном правонарушении». Данный срок позволит окончить административное расследование в большинстве случаев с окончанием всех необходимых действий, в том числе в случае административно-деликтного производства в сфере таможенного регулирования.
9. Была выявлена необходимость включить в пункт 3 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 новый абзац в следующем порядке - предлагаемый абзац по счету будет пятым в пункте 3, соответственно все последующие абзацы, включенные сегодня в данный пункт, последуют после него: «Наличие или отсутствие исключительных случаев для продления срока административного расследования необходимо устанавливать органу, должностному лицу в каждой конкретной ситуации исходя из фактических обстоятельств дела об административном правонарушении».
10. Законодатель в одной статьей в качестве синонимов использует термины «исключительные случаи» и «основания». Для исключения путаницы необходимо скорректировать текст второго предложения части 5.1 статьи 28.7 КоАП РФ следующим образом: «В определении о продлении срока проведения административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, основания (исключительный случай) для продления срока проведения административного расследования, срок, до которого продлено проведение административного расследования».
11. В практической деятельности сложилась ситуация, когда должностное лицо таможенного органа, которое при проведении проверки выявило данные, говорящие о наличии правонарушения, а также должностное лицо, которое КоАП РФ уполномочено составлять протокол, не всегда одно и то же лицо. Данная ситуация в практической деятельности может приводить к коллизиям, которые связаны с законодательно закрепленными полномочиями должностных лиц таможенных органов по составлению протокола о правонарушении в случае, когда лицо, которое обнаружило правонарушение составлять протокол не имеет права. Для устранения имеющегося правового пробела считаем необходимым внести в часть 1 статьи 28.1 КоАП РФ следующее дополнение, а именно, дополнить ее пунктом 6 со следующей нормой: «получение должностным лицом, уполномоченным возбудить дело об административном правонарушении, акта проверки по результатам проведения надзорных или контрольных мероприятий, указывающих на наличие события административного правонарушения».
Предлагаемые предложения, направленные на совершенствование правового регулирования административно-деликтного производства в сфере таможенного регулирования позволят более полно урегулировать исследуемое правовое явление.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ
ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ
ТАМОЖНИ)
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА И ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2016 - Административное расследование в механизме производства по делам об административных правонарушениях
Диссертации (РГБ), административное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ ВВОЗИМЫХ
НА ТЕРРИТОРИЮ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ В СИСТЕМЕ
МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ
(КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ)
Диссертация , административное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Принцип равенства при привлечении к административной ответственности в РФ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРАГНОВ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ЛИЦ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ ТАМОЖЕННОГО ПОСТА МНОГОСТОРОННЕГО АВТОМОБИЛЬНОГО ПУНКТА ПРОПУСКА НЕХОТЕЕВКА БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - Административные наказания в системе мер административного принуждения
Диссертации (РГБ), административное право. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004



