Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования проблемно-поисковых ситуаций в процессе социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Определение понятия «проблемно-поисковые ситуации» в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности социально-коммуникативного развития старших
дошкольников 12
1.3. Специфика использования проблемно-поисковых ситуаций в
социально-коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста 20
1.4. Обоснование педагогических условий использования проблемно-поисковых ситуаций в социально-коммуникативном развитии старших дошкольников 29
Глава 2. Экспериментальная работа по использованию проблемно-поисковых ситуаций в социально-коммуникативном развитии с детей старшего дошкольного возраста 40
2.1. Диагностика социально-коммуникативного развития детей старшего
дошкольного возраста 40
2.2. Реализация педагогических условий использования проблемных
ситуаций в социально-коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 56
Заключение 64
Список использованной литературы 68
Приложения
Современное общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, умеющих вербально и не вербально, грамотно и смело выражать свои мысли. Поэтому необходимо специальное внимание педагогов к организации общения дошкольников. Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является дошкольный возраст, поскольку именно в этот период дети легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.
Как отмечается многими исследователями (А.В. Брушлинский (8), Т.В. Кудрявцев (30), И.Я. Лернер (31), A.M. Матюшкин (34) и др.), задачам развития личности ребенка отвечает проблемное обучение, которое, связано с проблемной ситуацией - началом развития мысли человека. Оно является основой такой организации учебного процесса, при котором развивается творческая, поисковая, исследовательская деятельность детей.
Теоретические основы использования проблемно-поисковых ситуаций в социально коммуникативном развитии представлены в трудах И.А. Колесниковой (25), В.Т. Кудрявцева (30), А.М. Матюшкина (34), М.И. Махмутова (34), В.В. Оконя (40), Н.Н. Поддъякова (17), М. Н. Скаткина (49), Г.К. Селевко (45), М.А. Чошакова (55) и др.
Использование проблемно-поисковых ситуаций в социально-коммуникативном развитии дошкольников положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.
Актуальность проблемы социально-коммуникативного развития дошкольников определяется социальным заказом общества на формированием социально развитой личности ребенка. Достаточный уровень сформированности социально-коммуникативных навыков, являясь одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему возможность успешного освоения школьной программы. Согласно ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».
Важные теоретико-методологические основы изучения коммуникативного развития детей дошкольного возраста содержатся в фундаментальных исследованиях А. Н. Леонтьева, C. JI. Рубинштейна (44), М. С. Кагана, Д. Б. Эльконина (58), А. Валлона, Ж. Пиаже, И. Лингарта и др. Проблема коммуникативного развития дошкольников, ее содержание, структура достаточно глубоко разработаны в концепции генезиса общения М. И. Лисиной и ее учениками-последователями - Л. Н. Галигузовой, Д. Б. Годовиковой, Т. А. Репиной, А. Г. Рузской, Е. О. Смирновой, Р. Б. Стеркиной и др.
М. И. Лисиной были представлены параметры для исследования коммуникативного развития дошкольника:
- степень усвоения норм и ценностей, принятых в обществе;
- степень овладения правилами и навыками взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- развитость самостоятельности и саморегуляции;
- уровень развития социального и эмоционального интеллекта;
- уровень развития эмпатии.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволил нам выявить существующее противоречие между необходимостью создания проблемно-поисковых ситуаций в социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста и недостаточным использованием данных ситуаций в образовательном процессе дошкольной образовательной организации (ДОО).
Таким образом, социальная значимость и недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы послужили основанием для определения темы исследования: «Педагогические условия использования проблемно-поисковых ситуаций в социально-коммуникативном развитии старших дошкольников».
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: определение педагогических условий, способствующих успешному использованию проблемно-поисковых ситуаций в социально-коммуникативном развитии старших дошкольников.
Объект исследования:- процесс социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: - педагогические условия реализации проблемно-поисковых ситуаций в социально-коммуникативном развитии старших дошкольников.
Цель работы: обосновать педагогические условия использования проблемно-поисковых ситуаций в социально-коммуникативном развитии старших дошкольников.
Гипотеза: Использование проблемно-поисковых ситуаций в социально-коммуникативном развитии старших дошкольников предполагает соблюдение следующих педагогических условий:
- создание у детей интереса к решению проблемно-поисковых ситуаций;
- создание специальных ситуаций, обеспечивающих формирование механизма поведения каждого ребенка от наблюдений к переживанию, оценке, выбору для себя, установки на основе первичных ценностно-моральных представлений;
-повышение активности ребенка на основе использования игровых ситуаций.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были выдвинуты следующие задачи исследования:
1. Дать определение понятия «проблемно-поисковые ситуации».
2. Определить особенности социально-коммуникативного развития старших дошкольников.
3. Выявить специфику использования проблемно-поисковых ситуаций в социально-коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста.
4. Апробировать и оценить педагогические условия использования проблемно-поисковых ситуаций в социально-коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методологических и психолого-педагогических основ изучения проблемы использования проблемно-поисковых ситуаций в ДОО, наблюдение за образовательным процессом, наблюдение, беседы, диагностирование, педагогический эксперимент, методы количественной обработки данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: МДОО детский сад комбинированного вида № 2 города Алексеевка. В эксперименте участвовали воспитанники старшей группы в количестве 20 человек.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложений.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблемно-поисковая ситуация наиболее сложная форма образовательной деятельности. Она создается при нехватке знаний у детей. При решении проблемно-поисковой ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности.
Вопросам применения проблемно-поисковой ситуации в практике дошкольного образования уделяли внимание такие педагоги и психологи: М.В. Зверева, Л.В. Занков, A.M. Матюшкин, А.А. Смоленцева, А.А. Суворова и др. Они утверждали, что проблемно-поисковая ситуация может создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
В каждой проблемной ситуации педагоги выделяли её основные компоненты: неизвестное, т.е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности; познавательная деятельность; творческие возможности и достигнутый ребёнком уровень знаний.
Анализируя проблемы социально-коммуникативного развития современных дошкольников, нами выделены следующие типичные особенности:
- несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);
- произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;
- отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.
Использование проблемно-поисковых ситуаций в социально-коммуникативном развитии дошкольников является инновационным направлением в практике ДОО. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблемные ситуации создают благоприятные условия для общего развития каждого воспитанника, следовательно, способствуют социально-коммуникативному развитию.
В процессе опытно-экспериментальной деятельности по определению педагогических условий использования проблемно-поисковых ситуаций в социально-коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста на первом этапе мы провели констатирующий эксперимент.
Результаты диагностики показали преобладание среднего уровня социально-коммуникативного развития-70%, так - же у 15 % (3) - выявлен низкий уровень. Дети имеют представления об отдельных правилах культуры поведения, но привычка самостоятельно следовать им у них не сложилась.
Так - же мы увидели, что у дошкольников недостаточно развит интерес к решению проблемно-поисковых ситуаций. Из 20 воспитанников на высоком уровне интерес выявлен лишь у 4 детей (20%), средний уровень наблюдался у 9 детей (45%), низкий уровень интереса к решению проблемно-поисковой ситуации проявился у 7 воспитанников (35%)
Из ответов педагогов на вопросы анкеты нами сделаны выводы:
- работа с детьми по созданию и решению проблемно-поисковых ситуаций проводится не систематически; необходимые приемы и методы при создании и решении проблемно-поисковых ситуаций с детьми практически не используются;
- проблемно-поисковые ситуации в развитии социально-коммуникативных навыков дошкольников не организуются;
- не проводится индивидуальная работа с детьми по решению проблемно-поисковых ситуаций.
При проведении формирующего эксперимента нами реализовывались педагогические условия использования проблемных ситуаций в социально-коммуникативном развитии старших дошкольников.
После проведения формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент.
По результатам контрольного эксперимента наблюдали, что уровень коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста значительно улучшился: высокий уровень выявлен у 45% дошкольников, средний - 55%, низкого уровня не выявлено. У детей так - же повысился интерес к решению проблемно-поисковых ситуаций.
На высоком уровне интерес выявлен на этапе контрольного эксперимента у 7 детей (35%) - лишь у 4 детей (20%) на этапе констатирующего; средний уровень наблюдался у 12 детей (60%) - на этапе констатирующего 9 детей (45%), низкий уровень интереса к решению проблемно-поисковой ситуации проявился лишь у 1 ребенка (5%),а на этапе констатирующего у 7 воспитанников (35%).
Дети стали лучше ориентированы в правилах культуры поведения, владеют разными способами культурного поведения. Так - же они охотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми. Дети стали правильно понимать эмоциональное состояние людей, активно выражать готовность помочь.
Анализ ответов педагогов показал: педагоги стали активнее проводить работу с детьми по созданию и решению проблемно-поисковых ситуаций систематически (75%), используя необходимые приемы и методы, организуют проблемно-поисковые ситуации в развитии социально-коммуникативных навыков дошкольников (100%), проводят индивидуальную работу с детьми по решению проблемно-поисковых ситуаций (62,5%).
Таким образом, проведенная работа на этапе формирующего эксперимента по использованию проблемно-поисковых ситуаций в социально-коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста дала положительные результаты.
Данное исследование всё ещё остаётся актуальным, однако в плане организованной работы по использованию проблемно-поисковых ситуаций в социально-коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста позволяет подтвердить гипотезу, выдвинутую в начале работы.
1. Агапов, В.И. Философско-методологические проблемы
теоретической и практической психологии: Курслекций. [Текст]/ В.И. Агапов, П.В. Агапов. - Рязань: Изд. дом «Наше время», 2000.
2. Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. [Текст]/ Н.В. Алешина. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
3. Асмолов, А.Г. Психология в век психологии. [Текст]/ А.Г. Асмолов. - М: Издательство Московского Университета, 2009. - 312 с.
4. Асмолов, А.Г. Психология личности. [Текст]/ А.Г. Асмолов.-М: Издательство Московского Университета, 2010. - 356 с.
5. Бабаева, Т.И. Педагогические основы развития социальной активности старших дошкольников в пространстве современного детского сада // Инновационные процессы в дошкольном образовании (сборник научных статей). [Текст]/ Т.И. Бабаева, А.Г. Николаева. -СПб, 2012. С. 32 - 40
6. Бабанский, Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников [Текст]/ Ю.К. Бабанский. - Ростов-на- Дону, 1970.
7. Бертон, В. Принципы обучения и его организация. [Текст]/ В.Бертон. - М., 1994.
8. Беспалько, В. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. [Текст]/ В. Беспалько. - М.: Педагогика, 1995.
9. Бочкарева, А.С. Взаимоотношение детей в игре. [Текст]/ А.С. Бочкарева, Н.А. Короткова. -М: ТЦ Сфера, 2014. - 84 с.
10. Бычкова, С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. [Текст]/ С.С. Бычкова. - М., 2002.
11. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. [Текст]/ П.Я. Гальперин. - М., 1985.
12. Гаспарова, Л.Г. Отображение социальных отношений в игре.
[Текст]/ Л.Г. Гаспарова. -М: Просвещение, 2010. - 46 с.
13. Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире: учеб.пособие. [Текст]/ А.Н. Джуринский. - М.: Просвещение, 1987.
14. Дорно, И.В. Проблемное обучение в школе: Учеб.-метод. пособие для студентов-заочников II-III курсов пед. институтов [Текст]/ И.В. Дорно. - М.: Просвещение, 1983.
15. Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим): Пер. с англ.[Текст]/ Дж. Дьюи. - М., 1999.
16. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. [Текст]/ Е.С. Евдокимова. - М: ТЦ Сфера, 2009. - 76 с.
17.Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1986. Т. 1. Психическое развитие ребенка. Зинченко, В.П. Психологический словарь [Текст]/ В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Астрель, 2004.
18. Ильницкая, И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке [Текст]/ И.А. Ильницкая. - М., 1985.
19. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках [Текст]/ М.В. Кларин. - М., 1994.
20. Климчук, В.А. Тренинг внутренней мотивации [Текст]/ В.А. Климчук. - СПб.: Речь, 2005.
21. Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь [Текст]/А.Ю.
Коджаспиров, Г.М. Коджаспирова. - М.: Академия, 2000.
22. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст]/ С.А. Козлова. - М.: Изд. Центр «Академия», 2008. - 160 с.
23. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений.[Текст]/С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
24. Козлов, С.Ф. Особенности личности старшего дошкольника. [Текст]/ С.Ф. Козлов. - М.: Академия, 2008. - 167 с.
25. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: Учеб.пособие для высш. учеб. Заведений. [Текст]/ И.А. Колесникова, М.П. Горчакова- Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. - М: Издательский центр «Академия», 2005.
26. Коломийченко, Л.В Социальное развитие детей дошкольного
возраста [Текст]/ Л.В. Коломийченко.- Пермь, 2002. - 203 с.
27. Коломийченко, Л.В. Социальное развитие детей дошкольного
возраста в культурологической парадигме образования :автореф. дисс. докт. пед. наук / Л.В. Коломийченко. //Челябинск, 2008. - 46 с.
28. Коротаева, Е.В. Педагогические технологии: Вопросы теории и практики внедрения [Текст]/ Е.В. Коротаева. - Екатеринбург: УрГПУ, 2005.
29. Кравцова, Е, Бережковская Е Ребенок внутри общения. // Дошкольное образование. 2005, № 3.
30. Кудрявцев, В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы [Текст]/Т. В. Кудрявцев. - М.: «Знание», 1991.
31. Лернер, И.Я. Проблемное обучение.[Текст]/И.Я. Лернер. - М.: «Знание», 1974.
32. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие [Текст]/Е.А. Лобанова. - Балашов: Николаев, 2005.
33. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст]/А.М. Матюшкин. - М., 1972.
34. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе [Текст]/ М.И. Махмутов. - М., 1983.
35. Махмутов, М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории [Текст]/ М.И. Махмутов. - М.: Педагогика, 1975.
36. Мельникова, Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации [Текст]/ Е.Л. Мельникова. - М.:Баласс, 1999.
37. Меджидова, Э. С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 799-803.
38. Мочалова, Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения [Текст]/ Н.М. Мочалова. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1979.
39.Основы педагогических технологий: краткий толковый словарь [Текст]/УрГПУ. Екатеринбург, 1995.
40.Оконь, В.В. Основы проблемного обучения. [Текст]/ В.В. Оконь. - М., 1986.
41. Петровский, В.А. Психология воспитания [Текст]/ В.А.Петровский.- М.: Аспект -Пресс, 1995. - 149 с.
42. Пименова, Л.В. Программа нравственно-полового воспитания детей дошкольного возраста [Текст]/ Л.В. Пименова. - Пермь, 2000.
43. Плеханов, А.Н. Первоначальное формировании личности ребенка. [Текст]/ А.Н. Плеханов, В.Г. Белинский.- М.: Просвещение, 2013. - 45 с.
44. Рубинштейн, С. Л. О мышлении и путях его исследования / АН СССР, Ин-т философии. [Текст]/ С. Л. Рубинштейн. - М.: Изд-во АН СССР, 1958.
45. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления[Текст]/Г.К. Селевко. - М.: НИИ «Школа технологий»,2005.
46. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания [Текст]/ В.С. Селиванов. - М.: «Академия», 2000.
47. Семенакова, С.И «Адаптация ребёнка в обществе». [Текст]/ С.И. Семенакова. - АРКТИ, 2006. - 45 с.
48. . Смолкин, А.М. Методы активного обучения: Науч.-метод. пособие. [Текст]/А.М. Смолкин. - М.: Высш. шк., 1991.
49. Стеркина, Р. Организационно-методические основы развития новых форм дошкольного образования/Р. Стеркина, О. Князева, М. Маханева // Дошкол. воспитание, 2002,N N 9.-С.14-20
50. Терещук, Р.К. Особенности общения со сверстниками как основа популярности дошкольников: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. [Текст]/ Р.К.Терещук.- М.. 2008. - 21 с.
51. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от17.10.2013 года) [Текст] : [Электронный ресурс], 2010. - С. 9.
52. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ [Текст] : [Электронный ресурс], 2014. - С. 6
53. Харламов, И. Ф. Педагогика: учебное пособие для студентов и вузов, обучающихся по педагогическим специальностям.[Текст]/ И. Ф. Харламов. - Изд. 4-е перераб. И доп. - М.: Гардарики, 2000.
54. Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. [Текст]/ Л.В.Чернецкая.-Ростов н/Д.// Феникс, 2010. 15-56с.
55.Чошаков, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения.
- Методическое пособие. [Текст]/М.А. Чошаков. - М.: Народное образование, 1996.
56. Щербакова, Е.И. Формирование взаимоотношений детей 5 - 7 лет в игре. [Текст]/ Е.И. Щербакова.- М.:Просвещение, 2013. - 145 с.
57. Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребенка// Учебно-методическое пособие. [Текст]/ А.М. Щетинина.- Нижний Новгород, 2000
58.Эльконин, Д.Б. Избранные педагогические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии [Текст]/ Д.Б. Эльконин. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.
59.Якиманская, И.С Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст]/ И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 2000.