Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К РОДНОМУ ГОРОДУ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТА

Работа №67070

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы90
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
314
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………....... 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития интереса у старших дошкольников к родному городу на основе использования метода проекта………………………………………………………………………. 7
1.1. Особенности развития интереса у старших дошкольников
к родному городу …………………………………………………….. 7
1.2. Организация метода проекта в дошкольной образовательной организации …………………………………....................................... 19
1.3. Педагогические условия развития интереса у старших дошкольников к родному городу на основе использования метода проекта……………………………………………………………….. 35
ГЛАВА 2. Практическая работа по развитию интереса к родному городу в проектной деятельности старших дошкольников ………………… 46
2.1. Диагностика уровня развития у старших дошкольников интереса
к родному городу …………………………………………………… 46
2.2. Методические рекомендации по развитию у старших дошкольников к родному городу на основе использования метода проекта…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ

Дошкольный возраст – пора интенсивного становления личности ребенка. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребѐнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе,
начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознание
себя в окружающем мире.
Одной из главных задач дошкольных образовательных организаций,
заложенных в образовательных программах дошкольного образования, является воспитание у подрастающего поколения любви к родному городу, к своей Родине, чувства гордости за свою Отчизну.
Поскольку любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине,
огромное значение имеет развитие интереса у дошкольников к историческим,
культурным, национальным, географическим, природно-экологическим особенностям родного города. В каждом городе есть свои особенности, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который
формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его
патриотические чувства.
Педагогические исследования, проведенные отечественными учеными
в XX в., показали, что дети дошкольного возраста способны познавать
культурные ценности, проявлять интерес к окружающей действительности
(М.И. Богомолова, Р.И. Жуковская, Е.И. Радина, А.П. Усова и др.); усваивать
определенные знания о мире и оценивать действия и поступки окружающих
с позиции проявления ими качеств гражданина и патриота
(Г.Н. Абросимова, Э.П. Костина, Н.Н. Кочнева и др.).
Исследования учеными возможности постижения детьми истории и
культуры родного края во второй половине XX в. (Н.Ф. Виноградова, С.А.
Козлова и др.), а также заказ на разработку региональных компонентов
государственных образовательных стандартов на рубеже XX—XXI вв.4
выступили предпосылками для последующего изучения процесса
приобщения детей к этой теме на уровне региона (Г.Н. Данилина, Л.Ю.
Ильина, Ю.Н. Мамонова, М.Ю. Новицкая, А.А. Остапец, Л.И. Русских, М.Е.
Трубачева и др.). Ученые пришли к выводу, что дошкольникам, с учетом их
возрастных особенностей (доверие к взрослому, подражательность,
внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств), легче
понять и принять культуру своего близкого окружения, в связи с чем важно
приобщать их к культурным ценностям родного края, что становится для
ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении
общечеловеческих ценностей, формировании личностной культуры.
Проблемы, связанные с развитием познавательных интересов как
побудительной силы деятельности, были рассмотрены в работах М.Ф.
Беляева, В.П. Беспалько, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.К. Дусовицкого,
А.В. Запорожца, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, Ф.К. Савиной, И.М.
Цветкова, Г.И. Щукиной и др. В основе развития интереса лежит
развивающаяся у детей потребность в познании окружающего мира и
информационном обмене, что изучалось Л.И. Божович, Н.Е. Веракса, А.Н.
Веракса, А.В. Запорожцем, М.И. Лисиной, Н.Н. Поддъяковыми др.
Анализируя работы, посвященные познавательному интересу детей 5 -
7-летнего возраста, мы выявили, что вопросы его формирования и развития
находят отражение в исследованиях ученых, однако вопрос развития
интереса к родному городу в проектной деятельности исследовался мало.
Одной из наиболее эффективных форм работы с дошкольниками в этом
направлении является проектная деятельность. Проектная деятельность в
детском саду являлась предметом исследования в работах И.В.
Гарифуллиной, А. Зариповой, К. Ленг, Е.В. Проскура и т.д. Изучение
особенностей развития личности дошкольника (Т.И. Бабаева, Н.Е. Веракса,
А.Н. Веракса, Л.С. Выготский, А Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, М.И. Лисина,
В.С. Мухина, Н.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, Д.Б. Эльконин и др.) показало,
что проектная деятельность адекватно отражает возрастные потребности5
дошкольников: в исследовании окружающего мира, а также во
взаимодействии со взрослыми и сверстниками Метод проекта позволяет
детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск
решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересными
мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности
дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой
личности.
Противоречие между большими потенциальными возможностями метода проекта и недостаточным его использованием в развитии интереса к
родному городу у старших дошкольников.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития интереса у старших дошкольников к родному городу на основе использования
метода проекта.
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования – процесс развития интереса к родному городу у
старших дошкольников.
Предмет исследования – педагогические условия развития интереса у
старших дошкольников к родному городу на основе использования метода
проекта.
Гипотеза исследования: развитие интереса у старших дошкольников к
родному городу на основе метода проекта предполагает создание следующих
педагогических условий:
 проектная деятельность будет строиться с учетом уровня развития
интереса дошкольников к родному городу;
 обеспечение субъектной позиции ребенка дошкольного возраста в
проектной деятельности;
 работа будет проводиться в тесном сотрудничестве педагогов дошкольной образовательной организации и семьи.6
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы развития интереса у старших дошкольников к родному городу на основе метода проекта.
2. Выявить уровень развития интереса к родному городу у старших
дошкольников
3. Разработать методические рекомендации по развитию интереса у
старших дошкольников к родному городу на основе метода проекта.
Методы исследования: теоретический: анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: беседа, педагогический эксперимент (констатирующий этап); количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 69 «Центр развития ребѐнка «Сказка»
г. Белгорода (МАДОУ д/с № 69).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ литературы позволил нам определить интерес к родному
городу у детей старшего дошкольного возраста как устойчивое
эмоционально - положительное отношение ребенка к культурно-историческим событиям, субъектам и объектам родного города, которое
развивается в активной практической деятельности по его изучению.
Проведенный нами анализ исследований позволил выделить
структурные компоненты интереса к родному городу у старших
дошкольников.
 когнитивно-потребностный компонент включает знания детей о родном
городе, желание участвовать в процессе познания его истории и культуры;
 содержательно-деятельностный компонент проявляется в способности
вступать в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками по поводу
приобретения знаний об истории и культуре родного города;
 эмоционально-волевой компонент - отражает эмоциональное отношение
ребенка к родному городу, которое проявляется в его эмоциях, чувствах,
воле.
Мы отметили, что в примерных образовательных программах
дошкольного образования ставится задача знакомства дошкольников с
социокультурным окружением: названиями улиц, зданий, сооружений,
организаций и их назначением. Отмечается, что усвоение детьми ценностей,
норм и правил, принятых в обществе, лучше всего происходит при
непосредственном участии детей в его жизни, в практических ситуациях,
предоставляющих поводы и темы для дальнейшего обсуждения.
Изучение литературы позволило определить, что метод проектов является педагогической технологией, стержень которой – способ организации
педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, а также самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребе71
нок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные
продукты.
Выделяют этапы работы над проектом: целеполагание, разработка
проекта, выполнение проекта, подведение итогов, определение задач для новых проектов.
Теоретический анализ литературы позволил нам предположить, что
развитие интереса старших дошкольников к родному городу на основе использования метода проекта будет эффективным при создании следующих
педагогических условий: проектная деятельность будет строиться с учетом
уровня развития интереса дошкольников к родному городу; обеспечение
субъектной позиции ребенка дошкольного возраста в проектной деятельности; работа будет проводиться в тесном сотрудничестве педагогов дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Практическая работа осуществлялась на базе МАДОУ ЦРР «Детский
сад № 69 «Сказка» г. Белгорода. В эксперименте приняли участие дети старшей группы в количестве 17 человек.
Мы выделили критерии, показатели и уровни развития у старших дошкольников интереса к родному городу, что позволило нам подобрать диагностический инструментарий и выявить уровень развития интереса к родному городу у старших дошкольников: высокий уровень интереса к родному
городу показали23,5% (4) дошкольников, средний уровень - 35,3% (6) детей,
низкий уровень - 41,2 % (7) детей.
Результаты констатирующего этапа эксперимента позволили нам разработать методические рекомендации по развитию интереса у старших дошкольников к родному городу на основе метода проекта.
Обобщая результаты исследования, можно констатировать, что задачи
исследования в целом решены.


1. Акбашева Р.Ш., Организационно-педагогические условия
формирования субъектной позиции педагогов в проектировочной деятельности дошкольных учреждений: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Р. Ш. Акбашева. - Уфа, 2000. - С. 19.
2. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические техно-логии в ДОУ: учебно-методическое пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2012. - С. 15.
3. Белкина В.Н., Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: Академ. Проект: Гаудеамус, 2005. - С. 2-25.
4. Белоус Н.Г., Особенности познавательного интереса детей шестого года жизни / Совершенствование процесса воспитания и обучения дошкольников в деятельности: межвузовский сборник научных трудов. - Екатеринбург,
2010. - С. 19-23.
5. Божович Л.И., Познавательные интересы и пути их изучения. - М.: Изд- во АПН РСФСР, 1973. - С. 20-78.
6. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.
7. Буланова Л.Т., Дом, в котором я живу. Программа по духовно-нравственному воспитанию для детей 3 - 7 лет , 2015.
8. Вавилова Л.Д., Педагогические условия приобщения дошкольников к национальной культуре в детских садах Республики Коми (4-6 лет): автореф. дис. ... канд. пед. Наук. - СПб., 1993.
9. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Педагогика, 1988. - С. 36¬54.
10. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. По-собие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
11. Веракса Н.Е., Познавательное развитие. - М.: Мозаика-синтез, 2014.
12. Виноградова Н. Ф., Условия эффективного воспитания у старших дошкольников интереса к окружающему // Современные проблемы воспитания и обучения дошкольников в детском саду и семье. - М.: АПН СССР, 1982. - С. 21-26.
13. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. - М.: Айрис-пресс, 2008. - С. 1-47.
14. Виноградова Н.Ф., Файзуллина Р.Ш. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю у детей 5-7 лет // Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. - М., 1983. - С. 24-29.
15. Гарифуллина И.В., Метод проектов как способ организации жизни до-школьников/ Развитие научных идей педагогики детства в современном об-разовательном пространстве// Сборник научных статей по материалам меж-дународной научно-практической конференции - СПб: Союз, 2007.
16. Головин. С.Ю., Словарь практического психолога. - Минск: Хар- вест, 1998.
17. Давыдов В.В., Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986. - С. 1-38.
18. Данилина Г.Н., Дошкольнику — об истории и культуре России: пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005 - 2015 годы». - М.: АРКТИ, 2006. - С. 10-93.
19. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина М.Н. В мире детских эмоций. - М., Айрис-пресс, 2012. - С. 24-45.
20. Данюкова А.А., Вы любите проекты? // Обруч. - 2011. - № 4. - С. 11-13.
21. Деркунская В.А., Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие - М.: Центр педагогического образования. - 2013.
22. Долгосрочная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан белгородской области на 2011 - 2015 годы» (утверждена постановлением правительства Белгородской области № 358-пп от 23.10.2010). Режим досту-па: http://www.regionz.ru/index.php?ds=876786.
23. Дусовицкий А.К., Формула интереса. - М.: Педагогика, 1989. - С. 12-36.
24. Дыбина О.В., Ребенок и окружающий мир: программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - С. 13-33.
25. Евдокимова Е. С., Теория проектирования в образовательном пространстве детского сада: Опыт творческого проектирования. - Волгоград: Перемена, 2001. - С. 9.
26. Евдокимова Е.С., Технология проектирования в ДОУ. - М., 2006. - С. 19-38.
27. Запорожец А.В., Избранные психологические труды. - М.: Педагогика. - 1986. - Т. 1. - С. 139-157.
28. Здравомыслов А. Г., Потребности. Интересы. Ценности. - М., 1986. - С. 13-34.
29. Иванов В.Г., Развитие и воспитание познавательных интересов старших дошкольников - СПб.: Нева-Принт, 2009. - С. 20-60.
30. Кагаров Е.Г., Использование проектного метода в дошкольном учре-ждении - М.: Айрис-пресс, 2011.
31. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный ме-тод в деятельности дошкольного учреждения: - М.: АРКТИ, 2009.
32. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам народной культуры: программа: учеб.-метод. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Детство-Пресс, 1999. - С. 202-206.
33. Кобзева Т.Г., Развитие интереса к познанию истории и культуры родно¬го края в проектной деятельности у детей 5 - 7 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук - Волгоград, 2008.
34. Ковалева О.И., Формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2002. - С. 15.
35. Комратова, Н.Г., Проектный метод в социокультурном воспитании до-школьников // Дошкольное воспитание. - 2007. - №1.
36. Кочкина Н.А., Метод проектов в дошкольном образовании: Методиче-ское пособие. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
37. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения до-школьников: учеб. пособие. - М: Мозаика-Синтез, 2013. - С. 13-24.
38. Купач Т.Ю., Социальное воспитание: ребенок, среда, традиции: монография. - Балашов: Изд-во «Николаев», 2012. - С. 49-67.
39. Леонтьев А.Н., Избранные психологические произведения. - М.:
Педагогика, 1983. - С. 37-69.
40. Липнягова Н.Н., Лусихина Т.В. Люби и знай родной край. Методиче¬ское сопровождение краеведения в ДОУ. - Воронеж, 2010.
41. Лисина М.И., Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Пи¬тер, 2009.
42. Литвиненко В.А., Пути сотрудничества педагога и родителей в вопросах воспитания юного горожанина: методическое пособие для воспитателей - Новокузнецк, МОУ ДПО ИПК, 2014.
43. Логвинов И.И., Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2001. - С. 56-83.
44. Лосева В.В., Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе проектной деятельности // Дошкольная педагогика - 2014 - № 8 (103). - С. 21-26.
45. Манкова Н.И., Ряпосова. Н.С. Маленький горожанин. Программа крае-ведческого образования старших дошкольников - Кемерово, КРИПКиПРО, 2013.
46. Маралов В.Г., Ситаров В.А. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте. - М.: Прометей, 1990. - С. 20-68.
47. Мелик-Пашаев А.А., Педагогика искусства и творческой способности /.
- М.: Знание, 1981. - С. 34-39.
48. Мерлин В.С., Очерк психологии личности. - Пермь: Кн. изд-во, 1959. - С. 100-127.
49. Метод проектов // Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993.
- Т. 1.
50. Миловидова Н.А., Ознакомление с родным городом как средство пат-риотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Методиче-ское пособие - Клин, 2013. - С. 39.
51. Милютина Н.Р., Культурная идентификация как процесс становления личности человека культуры. - Волжский, 2014. - С. 26.
52. Мухина В.С., Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений. - 10-е изд., перераб. и доп. М.: Изд. центр «Академия», 2006. - С. 274-337.
53. Новицкая М.Ю., Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.
- М.: Линка-Пресс, 2013. - С. 63-98.
54. Обухова Л.Ф., Возрастная психология: учеб.для вузов. - М.: Юрайт,
2014. - С. 140-149.
55. Палат Е.С., Новые педагогические и информационные технологии в си-стеме образования. - М.: 2001. - С. 136-138.
56. Пахомова Н.Ю., Проектное обучение - что это? // Методист. - 2014. - № 1. - С. 42-48.
57. Поддьяков А.Н., Исследовательское поведение. 2-е изд. испр. и доп. - М.:Издательство «Национальное образование», 2015.
58. Поддьяков Н.Н., Психическое развитие и саморазвитие ребенка- дошкольника. Ближние и дальние горизонты. - М., 2013. - С. 19.
59. Полат Е.С., Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. педвузов и системы повышения квалификации пед. кадров . - М., 1999. - С. 87-105.
60. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Режим доступа: http: //www.consultant.ru/law/hotdocs/29614. html
61. Примерная основная образовательная программа дошкольного образо-вания. (Одобрена решением федерального учебно-методического объедине-ния по общему образованию(протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15). Режим до-ступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/POOP DO.pdf
62. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / авт.-сост.: Л. С. Киселева и др. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. - С. 61.
63. Психологический словарь /под ред. В.В. Давыдова, А.Ф. Запорожца, Б. Ф. Ломова. - М.: Педагогика, 1983.
64. Психология детей дошкольного возраста /Под ред. Запорожца А.В., Эль- конина Д.Б. - М.,1964. - С. 228.
65. Ревенюк Т., Программа «Весточка» по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа // Дошкольное воспитание - 2001. - № 4. - С. 24-30.
66. Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии. - СПб.: Содес, 1998. - С. 390-443.
67. Рыжова Н.А., Экологическое образование в детском саду. Лекция № 8. Проектно-исследовательская деятельность дошкольников, 2006. - Режим до-ступа: http://dob.1september.ru/article.php?ID=200502410.
68. Савенков А.И., Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - СПб.: Питер, 2004. - С. 68.
69. Тимофеева Л.Л., Проектный метод в детском саду. - СПб.: Детство- пресс, 2011. - С. 54.
70. Тихонова А.Ю., Воспитание интереса к региональной культуре у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ульяновск, 2009.
71. Урмина И.А., Данилина Т.А. Инновационная деятельность в ДОУ. Про-граммно-методическое обеспечение. - М.: Линка-пресс, 2009. - С. 128-144.
72. Урунтаева Г.А., Дошкольная психология: учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Академия, 2009. - С. 58.
73. Успех: примерная основная общеобразовательная программа дошколь-ного образования. / Авторы-составители С.Н. Гамова, Е.Н. Герасимова, В.А. Деркунская и др. - М.: Просвещение, 2015. - С. 14-189.
74. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации». - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 173649/
75. Халикова В.В., Проектный метод как способ реализации субъектного подхода // Воспитатель ДОУ. - 2008. - № 8. - С. 77-83.
76. Штанько И.В., Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. - № 4.
77. Щукина Г.И., Проблемы познавательного интереса в педагогике. - М., 1972. - С. 19-97.
78. Эльконин Д.Б., Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - С. 29-44.
79. Эльконин Д.Б., Психическое развитие в детских возрастах: избранные
психологические труды. - Москва: Институт практической психологии; Во-ронеж: НПО МОДЭК, 1997. - Режим доступа:
http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=10979
80. Юдина Е.Г., Открытия. Примерная образовательная программа до-школьного образования / Под ред. Е.Г. Юдиной. - Москва, 2014. - С. 9-120.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ