Жанрово-стилистические особенности «Новой газеты»
|
Введение 3
Глава 1. Жанрово-стилистические особенности современной газеты 6
1.1. Характеристика современных газетных жанров 6
1.2. Актуальные тенденции развития жанров современной периодической
печати 14
1.3. Общие стилистические особенности современной газеты 16
Выводы к главе 23
Глава 2. Жанровое наполнение и своеобразие стиля публикаций «Новой
газеты» 25
2.1. Типологическая характеристика «Новой газеты» 25
2.2. Жанровая специфика издания 30
2.3. Стилистический портрет газеты 37
Выводы к главе 53
Заключение 55
Список источников 57
Библиографический список использованной литературы 64
Глава 1. Жанрово-стилистические особенности современной газеты 6
1.1. Характеристика современных газетных жанров 6
1.2. Актуальные тенденции развития жанров современной периодической
печати 14
1.3. Общие стилистические особенности современной газеты 16
Выводы к главе 23
Глава 2. Жанровое наполнение и своеобразие стиля публикаций «Новой
газеты» 25
2.1. Типологическая характеристика «Новой газеты» 25
2.2. Жанровая специфика издания 30
2.3. Стилистический портрет газеты 37
Выводы к главе 53
Заключение 55
Список источников 57
Библиографический список использованной литературы 64
Динамика социально-политических и культурных новаций в современном глобализирующемся мире, дигитализация всех сторон жизни ведут к изменениям медиасреды. Эти изменения носят разнонаправленный характер и проявляются в разных аспектах деятельности средств массовой информации, в том числе и в жанровом составе и стилистическом облике периодических изданий. Сегодня исследователи констатируют конвергенцию жанров, ак¬тивное формирование жанровых подсистем на основе развития субжанровых структур.
Качественные и количественные изменения на рынке периодической печати требуют от изданий также индивидуализации жанрового и стилистического своеобразия. Опыт разных периодических изданий имеет разную степень ценности и уникальности. Но изучение и систематизация наиболее успешных результатов журналистской деятельности актуально для развития СМИ в целом. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы.
Выявление особенностей качественной современной газеты, выгодно выделяющих её на фоне других, позволяет журналистам создать некий эффективный алгоритм, которому можно следовать, либо, отталкиваясь от него, создавать свой собственный, уникальный стиль публикаций.
Объектом исследования выступают тенденции жанрового и стилистического развития периодической печати, предметом - особенности реализации этих тенденций на страницах «Новой газеты».
Цель дипломной работы — определить своеобразие жанрового наполнения и стилистические черты современного периодического издания, особенности своеобразного стиля «Новой газеты», предопределённого уникальным авторским составом её редакции и декларируемой системой ценностей.
Реализация заявленной цели предполагает решение ряда задач:
• изучить теоретические труды, посвященные жанровой палитре и стилистике современной газеты;
• дать типологическую характеристику выбранного нами издания;
• проанализировать жанровую специфику «Новой газеты»;
• выявить и охарактеризовать стилистические особенности «Новой газеты».
Теоретической базой работы в области жанров периодической печати являются прежде всего труды А.А. Тертычного; в области исследования стилистики издания мы опирались на работы Г.Я. Солганика и В.Г. Костомарова, ключевыми в области типологии для нас стали также исследования А.И. Акопова; использовались труды В.В. Ученовой, М.А.Кормилицыной и других.
Помимо общенаучных методов анализа и синтеза, ведущим методом в нашей работе является описательный метод, широко применяющийся в гуманитарных науках и позволяющий с необходимой степенью полноты интерпретировать эмпирический материал.
В качестве эмпирического материала для исследования была выбрана «Новая газета» — одно из самых качественных и авторитетных изданий в со¬временной отечественной журналистике (и печатная, и электронная версии). Кроме того, газета интересна тем, что занимает особое положение в российском медиадискурсе: она имеет ярко выраженный оппозиционный характер и декларирует либеральные ценности. Такая ориентация, безусловно, отражается как в жанровом составе, так и в общей стилистике издания.
Хронологические рамки исследования охватывают 2014-2016 гг., ха-рактеризующиеся неоднозначными внеше- и внутриполитическими измене-ниями в России.
Практическая значимость работы заключается в том, что её основ-ные положения и выводы предоставляют материал для осмысления жанро-во-стилистического развития современной газеты.
Структура исследования: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка источников и Библиографического списка использованной литературы.
В Первой главе рассматриваются стилистические особенности современной газеты, специфика и характеристика актуальных газетных жанров, а также общие тенденции их развития.
Вторая глава посвящена типологической характеристике «Новой газе¬ты», жанровой и стилистической специфике издания, а также анализу индивидуально-авторских приёмов и жанрово-стилистического инструментария авторов издания, которые делают «Новую» узнаваемой и востребованной.
В Заключении содержатся основные итоги проведённого исследования.
Качественные и количественные изменения на рынке периодической печати требуют от изданий также индивидуализации жанрового и стилистического своеобразия. Опыт разных периодических изданий имеет разную степень ценности и уникальности. Но изучение и систематизация наиболее успешных результатов журналистской деятельности актуально для развития СМИ в целом. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы.
Выявление особенностей качественной современной газеты, выгодно выделяющих её на фоне других, позволяет журналистам создать некий эффективный алгоритм, которому можно следовать, либо, отталкиваясь от него, создавать свой собственный, уникальный стиль публикаций.
Объектом исследования выступают тенденции жанрового и стилистического развития периодической печати, предметом - особенности реализации этих тенденций на страницах «Новой газеты».
Цель дипломной работы — определить своеобразие жанрового наполнения и стилистические черты современного периодического издания, особенности своеобразного стиля «Новой газеты», предопределённого уникальным авторским составом её редакции и декларируемой системой ценностей.
Реализация заявленной цели предполагает решение ряда задач:
• изучить теоретические труды, посвященные жанровой палитре и стилистике современной газеты;
• дать типологическую характеристику выбранного нами издания;
• проанализировать жанровую специфику «Новой газеты»;
• выявить и охарактеризовать стилистические особенности «Новой газеты».
Теоретической базой работы в области жанров периодической печати являются прежде всего труды А.А. Тертычного; в области исследования стилистики издания мы опирались на работы Г.Я. Солганика и В.Г. Костомарова, ключевыми в области типологии для нас стали также исследования А.И. Акопова; использовались труды В.В. Ученовой, М.А.Кормилицыной и других.
Помимо общенаучных методов анализа и синтеза, ведущим методом в нашей работе является описательный метод, широко применяющийся в гуманитарных науках и позволяющий с необходимой степенью полноты интерпретировать эмпирический материал.
В качестве эмпирического материала для исследования была выбрана «Новая газета» — одно из самых качественных и авторитетных изданий в со¬временной отечественной журналистике (и печатная, и электронная версии). Кроме того, газета интересна тем, что занимает особое положение в российском медиадискурсе: она имеет ярко выраженный оппозиционный характер и декларирует либеральные ценности. Такая ориентация, безусловно, отражается как в жанровом составе, так и в общей стилистике издания.
Хронологические рамки исследования охватывают 2014-2016 гг., ха-рактеризующиеся неоднозначными внеше- и внутриполитическими измене-ниями в России.
Практическая значимость работы заключается в том, что её основ-ные положения и выводы предоставляют материал для осмысления жанро-во-стилистического развития современной газеты.
Структура исследования: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка источников и Библиографического списка использованной литературы.
В Первой главе рассматриваются стилистические особенности современной газеты, специфика и характеристика актуальных газетных жанров, а также общие тенденции их развития.
Вторая глава посвящена типологической характеристике «Новой газе¬ты», жанровой и стилистической специфике издания, а также анализу индивидуально-авторских приёмов и жанрово-стилистического инструментария авторов издания, которые делают «Новую» узнаваемой и востребованной.
В Заключении содержатся основные итоги проведённого исследования.
Обобщение результатов поставленных исследовательских задач позволяет утверждать, что жанрово-стилистическое развитие «Новой газеты» предопределяется, с одной стороны, общими трендами развития периодической печати, а с другой - общественно-политической позицией издания, которую в целом можно охарактеризовать как либерально ориентированную, критически настроенную по отношению ко многим явлениям российской действительности.
Это проявляется в контенте, значительно более расширенной проблематике по сравнению с официозными изданиями, в разнообразии и экспрессии средств выражения авторской позиции, той призме, через которую авторы освещают события, происходящие в стране и мире.
Тенденции, наблюдаемые в современной журналистике — гибридизация жанров, персонификация текста и усиление авторского «я», полистилизм, — всё это находит активное отражение на страницах «Новой газеты». Это говорит о том, что газета не стоит на месте, идёт в ногу со временем, отвечает на вызовы времени и запросы аудитории, откликается на технологические изменения.
В отношении жанровой палитры, особенность газеты в том, что аналитические и художественно-публицистические жанры превалируют над информационными. Разумеется, оперативная подача новостей — одна из задач «Новой», но анализ материала показал, что это далеко не главная цель газе¬ты. Главная же задача и, пожалуй, назначение издания в том, чтобы исследовать, анализировать, комментировать информацию, углубляться в саму её суть.
Своеобразие жанрового состава публикаций «Новой газеты» заключается в сбалансированном использовании крупных жанровых форм, относящихся ко всем жанровым типам - информационным, аналитическим, художественно-публицистическим. Как специфическую особенность необходимо отметить индивидуализацию жанра репортажа, включение в него элементов других жанровых форм, в частности интервью. Основным типом жанров в издании являются аналитические жанры, среди которых центральное место занимает статья. Спектр художественно-публицистических жанров, пред¬ставленных в «Новой газете», также отличается своеобразием: в газете постоянно используются редкие в текущей отечественной прессе жанры памфлета и фельетона, отмеченные при этом яркостью и индивидуальностью стиля авторов.
Стилистика «Новой газеты» в целом предопределяется рамками публицистического стиля, основной чертой которого является чередование экспрессии и стандарта. Стилистические приёмы, используемые журналистами, подчиняются этому принципу. С одной стороны, это нейтральная, общеупотребительная лексика, с другой — экспрессивные изобразительно-выразительные приёмы, несущие на себе печать яркой авторской индивидуальности, его талант в обращении со словом, в умении оригинально, нестандартно создать запоминающийся образ, дать критическую оценку, выразить обобщающее суждение.
Всё это становится возможным благодаря блестящему авторскому коллективу газеты. Уважение со стороны коллег по перу и армия постоянных читателей — вот те индикаторы, которые показывают, что сотрудники газеты — профессионалы высокого уровня, обладающие собственным узнаваемым стилем, что и является залогом, с одной стороны, уникальности, а с другой — авторитетности издания.
Это проявляется в контенте, значительно более расширенной проблематике по сравнению с официозными изданиями, в разнообразии и экспрессии средств выражения авторской позиции, той призме, через которую авторы освещают события, происходящие в стране и мире.
Тенденции, наблюдаемые в современной журналистике — гибридизация жанров, персонификация текста и усиление авторского «я», полистилизм, — всё это находит активное отражение на страницах «Новой газеты». Это говорит о том, что газета не стоит на месте, идёт в ногу со временем, отвечает на вызовы времени и запросы аудитории, откликается на технологические изменения.
В отношении жанровой палитры, особенность газеты в том, что аналитические и художественно-публицистические жанры превалируют над информационными. Разумеется, оперативная подача новостей — одна из задач «Новой», но анализ материала показал, что это далеко не главная цель газе¬ты. Главная же задача и, пожалуй, назначение издания в том, чтобы исследовать, анализировать, комментировать информацию, углубляться в саму её суть.
Своеобразие жанрового состава публикаций «Новой газеты» заключается в сбалансированном использовании крупных жанровых форм, относящихся ко всем жанровым типам - информационным, аналитическим, художественно-публицистическим. Как специфическую особенность необходимо отметить индивидуализацию жанра репортажа, включение в него элементов других жанровых форм, в частности интервью. Основным типом жанров в издании являются аналитические жанры, среди которых центральное место занимает статья. Спектр художественно-публицистических жанров, пред¬ставленных в «Новой газете», также отличается своеобразием: в газете постоянно используются редкие в текущей отечественной прессе жанры памфлета и фельетона, отмеченные при этом яркостью и индивидуальностью стиля авторов.
Стилистика «Новой газеты» в целом предопределяется рамками публицистического стиля, основной чертой которого является чередование экспрессии и стандарта. Стилистические приёмы, используемые журналистами, подчиняются этому принципу. С одной стороны, это нейтральная, общеупотребительная лексика, с другой — экспрессивные изобразительно-выразительные приёмы, несущие на себе печать яркой авторской индивидуальности, его талант в обращении со словом, в умении оригинально, нестандартно создать запоминающийся образ, дать критическую оценку, выразить обобщающее суждение.
Всё это становится возможным благодаря блестящему авторскому коллективу газеты. Уважение со стороны коллег по перу и армия постоянных читателей — вот те индикаторы, которые показывают, что сотрудники газеты — профессионалы высокого уровня, обладающие собственным узнаваемым стилем, что и является залогом, с одной стороны, уникальности, а с другой — авторитетности издания.
Подобные работы
- «ТЕМА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СМИ
(на примере «Новой газеты»)
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - АНАЛИЗ ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
ТЕКСТОВ РЕКЛАМЫ
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Email-маркетинг информационного портала «Такие дела»: коммуникативные стратегии и жанрово-стилистические особенности
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2022 - ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АНГЛИЙСКИХ И РУССКИХ КИНОРЕЦЕНЗИЙ
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2016 - ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПИСЬМЕННОГО
КОММЕНТАРИЯ В ИНТЕРНЕТ-СРЕДЕ
Бакалаврская работа, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 3750 р. Год сдачи: 2016 - Жанрово-стилистические особенности англоязычной и русскоязычной музыкальной рецензии
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2021 - ТЕМА XIX ВСЕМИРНОГО ФЕСТИВАЛЯ МОЛОДЕЖИ
И СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ СМИ:
ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ И ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКИЙ
АСПЕКТЫ
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2018 - Жанрово-стилистические приёмы популяризации гуманитарного знания в современной научно-популярной прессе
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ ГАЗЕТЫ «КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА В КРАСНОЯРСКЕ»: ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016



