Введение 3
Глава 1. Влияние индивидуально-психологических особенностей на успешность спортивной деятельности 8
1.1. Задачи психолога спорта 8
1.2. Влияние свойств нервной системы и темперамента на
успешность спортивной деятельности 14
1.3. Влияние личностных особенностей, мотивации и
саморегуляции на успешность спортивной деятельности 17
Глава 2. Психологические аспекты стрелкового спорта 26
2.1. Влияние индивидуально-психологических факторов на
успешность в стрелковом спорте 26
2.2. Специфика стрелкового спорта и его подвидов 29
2.3. Индивидуально - психологические факторы, влияющие на успешность в
стендовой стрельбе 33
Глава 3. Анализ данных педагогического эксперимента 36
3.1 Постановка проблемы. Методы и методики исследования 36
3.2 Анализ связей между свойствами нервной системы, мотивации и результативностью в стендовой стрельбе 41
3.3. Анализ влияния саморегуляции спортсмена на эффективность в
стендовой стрельбе 46
3.4 Анализ влияния пола, возраста спортсмена на результативность в
стендовой стрельбе 49
Выводы 53
Список литературы
Спорт сегодня является одной из сторон современной культуры и социальной жизни общества, имеющей свое содержание и структуру. Зрелищность спорта притягивает к себе многомиллионные массы людей. Победы или неудачи спортсменов на международных соревнованиях и Олимпиадах отражаются на престиже страны, поэтому каждая страна вкладывает много средств и сил, чтобы ее спортсмены были самые лучшие.
Вместе с тем, спорт представляет такую сферу деятельности, в которой человек может испытать свои волевые качества, пройти через опыт преодоления трудностей, реализовать мечту о славе чемпиона. Следовательно, спортивная деятельность является хорошей моделью становления личности для каждого человека. Детерминанты успешности деятельности интересовали человечество всегда. История психологии насчитывает множество попыток объяснения причин, обусловливающих то или иное поведение, проявление активности и реакции живых существ наделенных, по словам Аристотеля, «возвышенным и удивительным» [1].
К проблеме феномена спортивной деятельности относятся научные исследования Пуни А.Ц. [44], Ильина Е.А. [20], А.В. Родионова [46], Р.А. Пилоян, АД. Суханова [40]. В них проведен теоретический анализ позволяющий составить представление о субъекте, объекте, структуре и внутренних процессах спортивной деятельности.
Проблемы и стратегии развития спорта сегодня актуальны как никогда ранее и обсуждаются на всех социальных и властных уровнях, вплоть до заседаний правительства. Множество социальных институтов связано с развитием спорта: наука, образование, бизнес, политика, искусство, журналистика, медицина, мода и т.д. Особую роль в этом ряду занимает психология, поскольку именно она наравне с медициной способна помочь каждому спортсмену в мобилизации своих сил для достижения высоких спортивных результатов. В последнее время возникло новое словосочетание - психологическое сопровождение спортсмена, под которым понимается весь комплекс воздействий со стороны психологов на спортсмена с целью оптимизации его спортивной деятельности. Особенно это важно для спорта высоких достижений, который связан с чрезмерными психическими и физическими нагрузками. Но для того, чтобы грамотно осуществлять психологическое сопровождение, необходимо всесторонне изучить факторы, влияющие на высокие результаты в каждом виде спорта, поэтому одной из первейших задач спортивной психологии является изучение влияния социально-демографических, личностных и психофизиологических особенностей спортсмена на успешность его спортивной деятельности.
Следует отметить, что в спортивной психологии разные виды спорта изучены по-разному. Наиболее часто объектом психологического исследования становились такие виды спорта, как футбол, спортивная гимнастика, легкая атлетика, плавание, борьба. Это связано с их массовым характером и доступностью для обучения. Виды спорта, требующие сложного специального оборудования для занятий, менее представлены как в реальной жизни, так и в психологической литературе.
К таким видам спорта можно отнести стрельбу, которой посвящены единичные работы. В пулевой стрельбе это Л.М. Вайнштейн [7], М.В. Грицаенко [16], М.А. Жилина [19], В. И. Моросанова [29], М.Поляков [37], Юрьева [58] и Е. Петров [37], Ю.Ф. Цуранов [56] - в стендовой стрельбе. Это определяет новизну проведенного нами исследования.
В настоящее время, в спортивной деятельности человека, достаточно остро встает вопрос об оптимизации затрат, как физических сил, так и материальных ресурсов для достижения результативности спортсмена за короткий срок. Особенно актуальным, этот вопрос представляется в тех видах спорта, которые имеют большую затратную часть (спортивные сооружения, необходимое для существования этой сферы спорта оборудование и т.п.). Пожалуй, в еще большей степени, стоит обращать внимание на личность и судьбу спортсмена, выбравшего свою спортивную карьеру и возлагающего надежды на ее успешное развитие. Его самореализация в выбранном пути будет определять качество жизни близких ему людей и его самого, что вписывается в общечеловеческие представления о профессиональном развитии. Спортивная карьера, как и жизненный путь человека, подразумевает наличие кризисов, которые могут разрешаться в позитивную или негативную сторону для спортсмена, что, сказывается на психологическом состоянии его и окружающих его людей. Следовательно, целью психологической работы со спортсменом должно быть формирование тех структурных компонентов личности спортсмена, которые позволяют ему быть успешным как в спортивной деятельности, так и по ее завершении. Помимо этого, определив существенные признаки и свойства, характерные для успешных спортсменов, после соответствующего анализа и выделения общих факторов, влияющих на успешность в интересующем виде спорта, психолог будет иметь возможность, на основе индивидуального подхода к спортсмену, вырабатывать систему мероприятий по оптимизации его спортивной деятельности.
Стрелковый спорт, в частности стендовая стрельба, предъявляет специфические требования к психофизиологическим особенностям спортсмена на разных стадиях его спортивно-профессионального становления. Повышенные требования распространяются на физическую выносливость, саморегуляцию когнитивной и эмоциональной сферы, в постоянно меняющихся внешних условиях, свойственных стрельбе по быстролетящим мишеням. Эти же условия распространяются на способность, в случае достижения успеха, осознавать возможные мотивационные сдвиги и вырабатывать эффективные способы их коррекции.
Соответственно, выявляя, анализируя психологические детерминанты успешного освоения деятельностью (а показанный результат есть количественное выражение такового), в различные возрастные периоды жизни спортсмена, мы обретем способность своевременно рекомендовать конкретные действия по оптимизации подготовки и организации режима отдыха, с учетом его индивидуально - психологических особенностей. Это вполне соотносится с высказыванием Л.С. Выготского: «воспринимать вещи по-иному, означает в то же самое время - приобретать иные возможности действия по отношению к ним» [10, с.219-220].
Целью исследования было изучение индивидуально-психологических особенностей спортсменов, влияющих на успешность их выступлений в соревнованиях по стендовой стрельбе.
Для реализации поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить представления зарубежных и отечественных психологов о влиянии индивидуально-психологических особенностей личности на ее спортивные достижения.
2. Проанализировать данные о влиянии индивидуально - психологических особенностей стрелков на их спортивные достижения.
3. Исследовать влияние свойств нервной системы на результативность в стендовой стрельбе.
4. Изучить влияние мотивации и индивидуальных особенностей на успешность спортсменов в стендовой стрельбе.
Нами были выдвинута следующая гипотеза: свойства нервной системы спортсменов и их высокая мотивация достижения спортсменов позитивно влияет на успешность в их соревновательной деятельности. Разные индивидуальные стили саморегуляции стрелков в зависимости успешности соревновательной деятельности, возраста и стажа спортсменов
детерминируют отличия в уровне результативности спортсменов.
Выборка состояла из 36 женщин и 39 мужчин. Они составляли две возрастные группы (от 13 до 20 лет и от 20 до 41 года). Спортивная квалификация стрелков, участвовавших в исследовании, варьировалась от первого разряда до звания «Заслуженный мастер спорта».
В качестве методов исследования нами были выбраны анкетирование и анализ документов, в качестве методик - опросники, позволяющие отражать количественно степень выраженности интересующих нас психических свойств.
В исследовании были использованы следующие методики:
1. Тест мотивации достижения (ТМД) А. Мехрабиана (адаптация М.Ш. Магомед-Эминова) [3].
2. Опросник исследования свойств нервной системы Я. Стреляу [50].
3. Опросник «Стиль саморегуляции поведения - 98, ССП-98» (по В.И. Моросановой) [31].
При статистической обработке эмпирических данных использовались методы вычисления средних значений, корреляционный анализ.
Достоверность полученных результатов обеспечивалась
использованием в исследовании методов математической статистики в среде программы SPSS 11.5.
Теоретическая и практическая значимость данной работы состоит в обобщении литературных данных о влиянии личностных особенностей на успешность в стрелковом спорте на материале стендовой стрельбы.
Практическая значимость обусловлена апробацией в стрелково-стендовом спорте методик, которые ранее не применялись для диагностики индивидуальных особенностей стрелков.
Новизна данной работы состоит в постановке проблемы, в применении впервые в данном виде спорта вышеуказанных методик, а также
в получении новых эмпирических данных об индивидуально -
психологических факторах успешности в стрелковом спорте.
Проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать ряд выводов.
1. Среди свойств нервной системы наибольшее влияние на успешность стрелков в спортивных соревнованиях оказывает влияние подвижность нервной системы, поскольку именно она помогает стрелку быстро переключаться из ситуаций ожидания к ситуациям выстрела, а так же в ситуации возникновения помех.
2. Для стендовой стрельбы уровень мотивации спортсмена по параметрам направленности на достижение или на избегание неудачи не выступает значимым фактором успешности.
3. Индивидуально-психологические особенности саморегуляции
спортсменов оказывают значительное влияние на их успешность в соревнованиях по стендовой стрельбе. Особенно большое влияние саморегуляция оказывает на молодых спортсменов, у которых механизмы саморегуляции еще не сформировались в достаточной степени. Существуют половые различия в величине вклада в успешность стрелковой деятельности отдельных компонентов саморегуляции. Так для женщин наибольшее позитивное влияние на успешность оказывают моделирование и оценка результатов своей деятельности, а для мужчин еще к ним прибавляется гибкость саморегуляции. Из четырех подгрупп наибольшее влияние на успешность выступлений наблюдается на подгруппе юношей, из чего можно сделать вывод о необходимости выработки у них навыков саморегуляции.
4. Исследование выявило большое влияние возраста, стажа профессиональной деятельности и уровня мастерства спортсменов стрелкового спорта на успешность их выступлений на соревнованиях.
1. Аристотель. Трактат о душе / Аристотель. - М.: Мысль, 1976. - С. 369-506.
2. Андреева, В.В. Феномен преодоления в психологической подготовке спортсменов / В.В. Андреева, Ю.В. Всеволодова // Теория и практика физ. культуры: Тренер: Журнал в журнале. - 1999. - № 10. - С. 31-33.
3. Антипова, И.Г. Психологический практикум: мотивация и регуляция. Учебно-методическое пособие / И.Г. Антипова. - Ростов-на-Дону: ЮРГИ. 2003. - 148 с.
4. Апциаури, Л.Ш. Спорт как социальное явление и фактор социализации личности / Л.Ш. Апциаури // Теория и практика физической культуры. - 2003. № 1. - С. 12-16.
5. Борисова, Е.М. О роли профессиональной деятельности в развитии личности / Е.М. Борисова // Психология формирования и развития личности / под ред. Л.И. Анцыферовой. - М.: Наука, 1980. - С. 159-177.
6. Белоус, Е.Н. Задачи обеспечения психологического сопровождения спортивной деятельности [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www. firstj ob. ru/? ScienceView&ID=193.
7. Вайнштейн, Л.М. Психология в пулевой стрельбе / Л.М. Вайнштейн. - М.: ДОСААФ, 1981. - С.24-31.
8. Вайнштейн, А.Л., Жур, В.П. Влияние типологических различий на некоторые особенности начального обучения / А.Л. Вайнштейн, В.П. Жур // Физическое воспитание, физиология и психология спорта. - Пермь. 1970. - С. 76-84.
9. Вайцеховский, С.М. Книга тренера / С.М. Вайцеховский. - М.: Физическая культура и спорт, 1971. - 226 с.
10. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений в 6-ти томах / Л.С. Выготский; ред. В.В. Давыдова. - Т.2. - М.: Педагогика. 1982. - 268 с.
11. Вяткин, Б.А. К вопросу о соотношении свойств типа нервной системы, темперамента и способностей к спортивной деятельности / Б.А. Вяткин // Темперамент и спорт: уч. Записки 111 НИ. - Пермь. 1972. - С. 164-173.
12. Гиссен, Л.Д. Психология и психогигиена в спорте / Л.Д. Гиссен. - М.: Советский спорт, 2010. - 160 с.
13. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. - М.:
Советский спорт, 2014. - 328 с.
14. Горская, Г.Б. Макровременные регуляторы психических нагрузок высококвалифицированных спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 1994. - №11. - С. 18-24.
15. Градовская, Т.Б. Значение типологических особенностей высшей нервной деятельности спортсменов-волейболистов для спортивной практики: дис. ... канд. психол. наук. - М., 1959. - 184 с.
16. Грицаенко, М.В. Оптимизация эмоциональной устойчивости в тренировочном процессе стрелков-винтовочников / М.В. Грицаенко // Физическая культура. Воспитание, образование, тренировка. - 2002. - №3. - С.24-29.
17. Гуров, В. Спортивная стрельба из охотничьих ружей. Газета «Московский
комсомолец». - № 2009 [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.mk.m/numbers/2009/article68696.htm
18. Жилина, М. Методика психической подготовки стрелка / М. Жилина // Разноцветные мишени. Альманах. - М.: Физическая культура и спорт, 1981. - С.19-24.
19. Загайнов, Р.М. Кризисные ситуации в спорте и психология их преодоления / Р.М. Загайнов. - М.: Советский спорт, 2010. - 232 с.
20. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2008. - 352 с.
21. Ильин, Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты // Вопросы психологии. - 1988. - № 6. - С. 85-94.
22. Иванов, А.А. Психология чемпиона / А.А. Иванов. - М.: Советский спорт, 2014. - 112 с.
23. Кретти, Б.Дж. Психология в современном спорте / Б.Дж. Кретти. - М.: Физическая культура и спорт, 1978. - 246 с.
24. Клещев, И.Г. Спортивная направленность личности: Личность и спорт / И.Г. Клещев. - М.: Физическая культура и спорт, 1975. - 124 с.
25. Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е.А. Климов. - Казань. 1971. - 124 с.
26. Лукоянов, В.В. Основные аспекты синтеза психофизической подготовки в спорте высших достижений / В.В. Лукоянов // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 9. - С. 12-16.
27. Малкин, В.Р. Управление психологической подготовкой в спорте / В.Р. Малкин. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 200 с.
28. Митрофанов, А.В. Стендовая стрельба / А.В. Митрофанов. - М.:
Советский спорт, 2007. - 316 с.
29. Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции / В.И. Моросанова. - М.: Наука. 1998. - 140 с.
30. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции произвольной
активности человека: автореф. дис докт. психол. наук / В.И. Моросанова.
- М., 1995. - 44 с.
31. Моросанова, В.И. Диагностика и психологическая
характеристика саморегуляции при экстраверсии и нейротизме. Учебно-методическое пособие для преподавателей психологии и студентов, школьных психологов и учителей / В.И. Моросанова, Е.М. Коноз. -
Набережные Челны, 2001. - 224 с.
32. Некрасов, В.П. Психорегуляция в подготовке спортсменов / В.П. Некрасов, Н.А. Худадов, Л. Пиккенхайн, Р. Фрестер. - М., 1985. - 148 с.
33. Очерки теории темперамента / Ред. В.С. Мерлин. - Пермь, 1973. - 178 с
34. Общая психодиагностика / Ред. А.А. Бодалев, В.В. Столин. - М.: Физическая культура и спорт, 1993. - 216 с.
35. Палайма, Ю.Ю. Развитие инициативности, самостоятельности и решительности баскетболистов в процессе тренировки: автореферат дисс. ... канд. пед. наук / Ю.Ю. Палайма. - М.: 1961. - 21 с.
36. Палайма, Ю.Ю. Опыт исследования относительной силы мотива и формирования соревновательной установки у спортсменов / Ю.Ю. Палайма // Психология и современный спорт: Сборник научных статей ; Ред. П.А. Рудик и др. - М.: Физическая культура и спорт, 1973. - С.174-181.
37. Петров, Е.А. О психологической подготовке в стендовой стрельбе / Е.А. Петров // Разноцветные мишени. Альманах. - М.: Физическая культура и спорт, 1987. - С. -21-26.
38. Поляков, М. Преодоление психологических трудностей в стрельбе / М. Поляков // Разноцветные мишени. Альманах. - М.: Физическая культура и спорт, 1983. - С. 17-21.
39. Пилоян, Р.А. Мотивация спортивной деятельности / Р.А. Пилоян. - М.: Физическая культура и спорт, 1984. - 174 с.
40. Пилоян, Р.А., Суханов А.Д. Физическая культура как объект познания в аспекте психологической теории деятельности / Р.А. Пилоян, А.Д. Суханов // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 11. - С 124-129.
41. Пулевая стрельба. Программы для ДЮСШ и СДЮСШОР. - М.:
Советский спорт, 2005. - 248 с.
42. Пуни, А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте / А.Ц. Пуни. - М.: Физическая культура и спорт, 1969. - 164 с.
43. Пуни, А.Ц. Некоторые психологические вопросы готовности к соревнованиям в спорте. Избранные лекции / А.Ц. Пуни. - Л., 1973. - 142 с.
44. Пуни, А.Ц. Проблема личности в психологии спорта / А.Ц. Пуни. - М.: ГЦОЛИФК, 1980. - 172 с.
45. Пуни, А.Ц. Психология физического воспитания и спорта / А.Ц. Пуни. - М.: ФиС, 1979. - 234 с.
46. Родионов, А.В. Основные направления развития психологии спорта /
A. В. Родионов // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 10. - С.13-16.
47. Родионов, А.В. Психология детско-юношеского спорта / А.В. Родионов,
B. А. Родионов. - М.: Физическая культура и спорт, 2013. - 277 с.
48. Сафонов, В.К. Психология спортсмена: слагаемые успеха / В.К. Сафонов. - М.: Спорт, 2017. - 288 с.
49. Сингер, Р.Н. Мифы и реальность в спорте / Р.Н. Сингер. - М.: ФиС, 1980.
- 214 с.
50. Синченко, Т.Ю. Основы психодиагностики: Диагностика темперамента. Учебно-методическое пособие / Т.Ю. Синченко. - Ростов-на-Дону: ЮРГИ. 2000. - 86 с.
51. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / Сост. и общая редакция И.П. Волкова. - СПб.: Питер, 2002. - 194 с.
52. Станиславская, И.Г., Малкина-Пых, И.Г. Психология. Основные отрасли. - М.: Советский спорт, 2014. - 324 с.
53. Стрелковый союз России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. shooting-russia.ru/index.php?page= 1.0.0
54. Стендовая стрельба. Правила соревнований. - М.: Советский спорт, 2017.
- 234 с.
55. Толочек, В.А. Стили деятельности: модель стилей с изменчивыми условиями деятельности / В.А. Толочек. - М., 1992. - 184 с.
56. Юрьев, А.А. Пулевая спортивная стрельба / А.А. Юрьев. - М., 1973. - 214 с.
57. Яковлев, Б.П. Основы спортивной психологии: учебное пособие / Б.П. Яковлев. - М.: Советский спорт, 2014. - 208 с.
58. Шанина, Г.Е. Психологическая диагностика. Учебно-практическое пособие для студентов специальностей «Психология» всех форм обучения / Г.Е. Шанина. - М., 2010. - 216 с.
59. Шилин, Ю.Н. Стрельба пулевая / Ю.Н. Шилин, А.А. Насонова. - М.: Советский спорт, 2012. - 316 с.