Введение 3
1. Основные черты и проблемы неокантианства 7
1.1. Марбургская школа 9
1.2. Баденская школа 17
2. Отражение неокантианства в русской философии: опыт интерпретации А. И. Введенского 24
2.1. Гносеологические проблемы в философской системе А. И. Введенского 28
2.2. Религиозно-психологические основания веры в Бога в учении А. И.
Введенского 38
3. И. И. Лапшин и проблемы развития русского неокантианства 48
3.1. Логико -гносеологические воззрения И. И. Лапшина 49
3.2. Попытка преодоления И. И. Лапшиным солипсизма в рамках критицизма 57
3.3. Судьба русского неокантианства в начале XX - XXI веков 60
4. Заключение 62
Список литературы
В последние годы можно наблюдать всё более возрастающий интерес российских мыслителей к собственной национальной философской традиции и истокам. Можно сказать, что сейчас уже произошло определённое пере-осмысление предпосылок зарождения, и развития русской философской мысли, осуществлён историографический анализ многих направлений и тенденций в ней, изучены некоторые её общие и характерные черты. Историко - философские изыскания российских исследователей поставили перед ними проблему принципиального многообразия национальной философской культуры. И в данной ситуации становится необходимым выработать, по возможности, объективные подходы к самым различным направлениям и концепциям: к русской христианской философии, ко многим российским вариантам европейских философских школ, от гегельянства, неокантианства и ницшеанства до феноменологии и марксизма. Благодаря уже проделанной работе многими мыслителями и исследователями, на данный момент мы имеем более чёткое и реалистичное, чем прежде, представление о судьбах русской философии.
Чтобы выстроить мировую историю философской мысли, её следует воспринимать как живой и диалектический процесс. Отсюда вытекает столь сильный интерес к прошлому отечественной и зарубежной философии, и к её самым ярким мыслителям. Одним из них, без сомнения, является Иманнуил Кант, чьё учение породило множество интерпретаций и направлений, в том числе и русское неокантианство, оставившее свой значимый след в истории русской философии. Сам факт появления такого яркого феномена, как неокантианство был связан в первую очередь с обоснованием лозунга «Назад к Канту», выдвинутого немецким философом Отто Либманом в работе «Кант и эпигоны», которая была впервые издана в 1865 году Именно этот год ознаменовал собой появление нового течения философской мысли - неокантианства. Оно стало вполне удачным критико-рационалистическим философско- методологическим обоснованием научного знания, но в недалеком будущем, полностью еще «не изжив» себя и не будучи изнутри преодоленным другими философскими направлениями, было прервано вступлением на философскую сцену экзистенциализма и просто прекратило свое существование, а потому «остановленная на лету философия» неокантианства продолжает таить в себе множество неисхоженных путей.
Актуальность данной дипломной работы обусловлена в первую очередь недостаточной изученностью влияния мыслей И. Канта на развитие философской отечественной мысли второй половины XIX - началом XX века. Также недостаточно исследованы, проработаны и популярны в российской историко-философской науке метафизика и гносеологические установки главы русского «академического неокантианства» А. И. Введенского в аспекте его влияния на традицию отечественной философской мысли. Здесь видится уместным пояснить, почему этот мыслитель видится столь важным для этой работы. Дело не только в том, что А. И. Введенский является общепризнанным главой русского неокантианства, но и в том, что, как пишет А. И. Абрамов в своей статье «О русском кантианстве и неокантианстве в журнале «Логос»», «среди русских «неокантианцев» Введенский был, пожалуй, единственным, кто до конца остался приверженцем философского учения Канта. В творчестве же таких мыслителей, как И. И. Лапшин, Г. И. Челпанов, Андрей Белый, интерес к Канту и неокантианству был лишь этапом в эволюции их философских взглядов».
Целью данной работы является анализ и систематическое изложение основных идей и проблем, интересующих русских мыслителей неокантианского течения. Это необходимо, прежде всего, для определения общих тенденций и направления развития современной русской философской мысли.
Объектом исследования является историко-философский анализ идей-но-духовного наследия русских неокантианцев начала XX столетия.
Задачей исследования представляется общая характеристика и оценка философских учений различных школ немецкого неокантианства и опыт их интерпретации в трудах российских сторонников этого учения.
Степень научной разработанности проблемы. Отечественная историографическая традиция, уходящая корнями в 1920-40-е гг., устойчиво оценивала неокантианскую методологию и соответствующие ей течения с негативной точки зрения. Неокантианство рассматривалось то как философская основа ревизионизма в марксизме, то как «глубокий идейный упадок буржуазно-дворянской исторической мысли периода империализма». Предлагая столь негативные отзывы о неокантианской философии, советские мыслители, прежде всего, опирались на оценку В. И. Ленина методологических идей сторонников критической философии, чьи учения он характеризовал как «жалкий вздор неокантианцев ».
Современные отечественные мыслители всё сильнее утверждаются в мысли, что благодаря неокантианству в России получили более широкое распространение проблемы гносеологии, которая почти не разрабатывалась религиозными философами до конца XIX века. Это тем более важно, что русская философия до неокантианства фактически отодвигала проблемы гносеологии на второй план, как отмечает это Зеньковский В. В. М. Н. Ершов ещё в 1922 году писал: «критико-гносеологическая устремленность есть общая, доминирующая тенденция русской философской мысли последних десятилетий ». В наши дни возрастает интерес отечественных философов и мыслителей к проблематике русского неокантианства, ведь, как отмечалось выше, развитие неокантианской мысли в России и вправду было прервано печально известными событиями, оставив в поле литературно-философского наследия отечественных мыслителей неокантианского толка множество неизученных и не до конца осмысленных идей. Стоит отметить, что большинство публикаций и работ, посвящённых неокантианству в России, так или иначе, связываются с именем А. И. Введенского, что в очередной раз показывает значимость и уникальность данного мыслителя для осмысления и реконструкции русской неокантианской мысли конца XIX - начала XX века. На данный момент имеется некоторое количество статей по данной проблематике, таких, как, например «Русское неокантианство: история и особенности развития» Белова В. Н. написанная в 2012 году, «Вопросы гносеологии в философской системе
А. И. Введенского» под авторством Романова В. В. вышедшая в том же году, а так же «Основные гносеологические характеристики философской системы
А. И. Введенского» написанная тем же автором год спустя, «Особенности за-рождения неокантианства в России» Немирова Н. В. выпущенная в 2007 году, а так же обширный сборник статей под названием «Неокантианство немецкое и русское: между теорией познания и критикой культуры» под редакцией И. Н. Грифцовой и Н. А. Дмитриевой, вышедший в свет в 2010 году
В заключение хотелось бы отметить, что, к сожалению, из -за ограниченного объёма данной работы невозможно по настоящему полно, последовательно и систематично изложить довольно разрозненные взгляды и концепции русских неокантианцев. Нами была предпринята попытка изложения основных идей и проблем двух самых крупных русских мыслителей неокантианского течения, а так же мы обозначили общую неокантианскую проблематику через анализ и рассмотрение основных школ немецкого неокантианства, которое хоть и не имело прямого влияния на отечественных мыслителей интересующего нас направления, однако именно оно задало тон и послужило возникновением такого специфического течения, как неокантианство вообще. Так же, краткий анализ марбургской и баденской школы был проведён нами для того, чтобы, вопреки бытующему мнению о том, что неокантианцами являются лишь те мыслители, которые следуют за одной из школ немецкого неокантианства, показать, что русское неокантианство также находится наравне с западноевропейской традицией неокритицизма, по -своему интерпретируя призыв О. Либмана: «Назад, к Канту!».
Как отмечалось выше, весьма проблематично говорить об общей проблематике именно для русского неокантианства в связи с незавершённостью многих концепций и идей мыслителей данного течения. Следует так же упомянуть ещё один фактор, препятствующий построению целостной и полной картины взглядов русского неокантианства - это отсутствие крупных программных произведений его представителей, которые в большинстве своём писали лишь статьи, хоть и довольно объёмные, а так же обзоры и различного рода рецензии. Русский неокритицизм, на первый взгляд, представляется довольно разрозненным фрагментарным образованием. Мы не можем сегодня указать на какое-либо социальное объединение, вроде школы, университета или журнала, в котором неокантианство продолжительное время представляло бы лидирующую концепцию и определяло его характер. Исключением можно назвать разве что журнал «Логос», организованно просуществовавший с 1910 по 1914 годы, хотя и неокантианским в строгом смысле слова назвать его пожалуй нельзя, скорее это был журнал европейской философской и культурной мысли. Однако, именно, подобный синтетический характер журнала «Логос» во многом соответствовал самому характеру русского неокантианства, активно задействовавшего современные ему течения европейской философии для развития и интерпретации учения И. Канта, а также для преодоления его односторонностей и ошибок. В целом, к сожалению, русское неокантианство осталось по большей части в подготовительных про-ектах, программных заявлениях и предварительных набросках.
1. Зеньковский В. В. История русской философии. Изд. «ЭГО». 1991 г.
2. Лосский Н. О. История русской философии. М. 1991 г.
3. Дмитриева Н. А. Русское неокантианство. «Марбург» в России. Историко-философские очерки. М. 2007 г.
4. Мелещенко З.Н. Неокантианство как философская основа ревизионизма. Л., 1960 г.
5. Историография истории СССР: с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции. М., 1971 г.
6. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. М., 1968 г.
7. Зеньковский В.В. Собрание сочинений. 2008 г.
8. Ершов М.Н. Пути развития философии в России. Владивосток, 1922 г.
9. Кассирер Э. Познание и действительность. СПб., 1992 г.
10. Дж. Реале и Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. От романтизма до наших дней. Изд. «Пневма», СПб., 2003 г.
11. Никулина О. В. Марбургская школа неокантианства: Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер, Н. Гартман. Вестник Нижневартовского государственного университета. Выпуск № 2. 2008 г.
12. В. Виндельбанд. Прелюдии: философские статьи и речи. М., 2007 г.
13. Абрамов А.И., Жучков В.А Кант: pro et contra. СПб., 2005 г.
14. Введенский А.И. Вторичный вызов на спор о законе одушевления и ответ противникам. Вопросы Философии и Психологии. М., 1893 г.
15. Ермичев А.А., Ненашева С.А., Лихарев И.М. Введенский А.И. Статьи по философии. СПб., 1996 г.
16. Введенский А.И. Новое и лёгкое доказательство философского критицизма. СПб., 1908 г.
17. Зеньковский В.В. История русской философии. Ростов-на-Дону, 1999 г.
18. Введенский А.И. Опыт построения теории материи на принципах критической философии: магистерская диссертация. СПб, 1888 г.
19. Введенский А.И. Логика как часть теории познания. СПб., 1917 г.
20. Введенский А.И. Философские очерки. Прага, 1924 г.
21. Лапшин И. И. Законы мышления и формы познания. СПб., 1906 г.
22. Челпанов Г. И. Вопросы философии и психологии. 1901 г.
23. Введенский А. И. Психология без всякой метафизики. Прага, 1914 г.
24. Кант И. Трактаты. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появится как наука. СПб., 1996 г.
25. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 2. Философия природы. М., 1975 г.
26. Лапшин И.И. Проблема «чужого Я» в новейшей философии. СПб., 1910 г.
27. Лапшин И.И. О перевоплощении в художественном творчестве. Вопросы теории и психологии творчества. Харьков, 1914 г.
28. Неокантианство в России: Александр Иванович Введенский, Иван Иванович Лапшин. М., 2013 г.
29. Белов В. Н. Русское неокантианство: история и особенности раз-вития. Кантовский сборник. Выпуск №1. 2012 г.
30. Немирова Н. В. Особенности зарождения неокантианства в России. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Выпуск №24. 2007 г.
31. Румянцова М. Ф. Русская версия неокантианства: к постановке проблемы. Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. Выпуск №1. 2012 г.
Ъ2. Дудышкин В. А. А. И. Введенский и русское неокантианство. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Выпуск №7. 2009 г.
33. Гранин Ю. Д. Философия науки. История и современность. М., 2011 г.
34. Шевцов А. А. Введение в общую культурно -историческую психологию. СПб., 2000 г.
35. Никулина О. В. Марбургская школа неокантианства о логическом первоначале и предмете научного познания. Вестник Бурятского государственного университета. Выпуск № 6. 2010 г.
36. Никулина О. В. Марбургская школа неокантианства: Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер, Н. Гартман. Вестник Нижневартовского государственного университета. Выпуск № 2. 2008 г.
37. Соловьёва Н. С. Баденская школа неокантианства: истоки, основ-ные положения, персоналии. Вестник Тюменского государственного университета. Выпуск № 4. 2006 г.