Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ФУТБОЛИСТОВ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Работа №66883

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы74
Год сдачи2018
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
322
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
I. ГЛАВА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КООРДИНАЦИОННЫХ ДВИЖЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА
1.1. Организация и построение произвольной деятельности 9
1.2. Двигательный навык 10
1.3. Координация движений человека 13
1.4. Сенситивные периоды развития координационных способностей .... 14
1.5. Влияние координации движений на энергетическую экономичность выполнения физических упражнений и спортивную технику 15
2. ГЛАВА МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1. Методы исследования и критерии оценки координационных
способностей 27
2.2. Организация исследования 40
3. ГЛАВА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
РАЗВИТИЮ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
3.1. Определение исходного уровня развития координационных
способностей 42
3.2. Экспериментальная методика развития координационных
способностей 45
3.3. Обсуждение результатов педагогического эксперимента 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
ВЫВОДЫ 61
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 70


Актуальность. Современный футбол - это, относительная универсализация игроков, их умение (в случае необходимости) действовать одинаково эффективно на любом участке поля как в обороне, так и в атаке. Структура современной игры предъявляет повышенные требования ко всем физическим качествам футболистов (силе, быстроте, выносливости, ловкости, гибкости). Это, в свою очередь, требует от тренеров умение выбирать и применять в учебно-тренировочном процессе наиболее эффективные средства развития координационных способностей юных футболистов (В.В. Варюшин, Р.Ю. Лопачёв,2015).
Футбол с полным основанием можно отнести к тем видам спорта, в которых к игрокам предъявляются повышенные требования по координированному проявлению основных физических качеств и координационных способностей в постоянно меняющихся игровых ситуациях. У мальчиков в возрасте 7-11 лет предопределяются будущие успехи в спорте, а в технико-тактической подготовке юного футболиста является приоритетное развитие координационных способностей. [1, 2, 5,7]. В современном футболе накоплен большой экспериментальный опыт подготовки юных спортсменов, нашедший отражение в специальной научно-методической литературе, в которой рассмотрены и обоснованы методические аспекты обучения технике игры, развитию физических качеств, однако, проведённый анализ научных источников, а также практической деятельности специалистов в области футбола, показал, что, на сегодняшний день, не в полной мере, освещены вопросы эффективности педагогических воздействий в периоды совмещённые по времени с фазами ускоренного развития координационных способностей и физических качеств в возрасте 7-11 лет [2, 3, 4, 7].
Проведенный анализ позволяет утверждать, что наблюдается недостаток научно обоснованных методик оценки и развития координационных способностей юных футболистов, отмечается противоречивость мнений среди специалистов на сущность и механизмы развития физических качеств, формирования первичных двигательных навыков, обучения техническим элементам игры.
Координационные способности до сих пор изучены недостаточно, несмотря на то, что от уровня их развития, по мнению многих специалистов [Чирва Б.Г., Зонин Г.И., Морозов Ю.А.] зависит качество решения большинства возникающих в процессе игры технико-тактических задач. Тренеры детско-юношеских команд уделяют недостаточно внимания развитию координационных способностей у юных футболистов, считая это второстепенным. Поэтому, выпускники Академий футбола и детско- юношеских школ не обладают достаточным уровнем скоростной техники и имеют в своём арсенале довольно скудный набор разнообразных технических приёмов, что не позволяет им претендовать на место в составах ведущих нелюбительских команд, Нерешенность многих вопросов развития координационных способностей у юных футболистов обуславливают актуальность данной проблемы.
Цель исследования состояла в разработке методики развития координационных способностей в учебно-тренировочном процессе групп начальной подготовки (мальчики 9 - 11 лет) детско-юношеских спортивных школ.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической литературы по вопросу развития координационных способностей;
2. Разработать методику развития координационных способностей у футболистов групп начальной подготовки (9 - 11 лет);
3. Проверить эффективность разработанной методики в ходе учебно-тренировочного процесса;
4. Подготовить методические рекомендации для детских тренеров.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс юных футболистов.
Предмет исследования - развитие координационных способностей футболистов групп начальной подготовки.
Теоретико - методологическую основу исследования составляют:
- основы спортивной тренировки (В.М.Зациорский, Л. П. Матвеев, В. Н. Платонов, Л.С. Выготский, Ю.В. Верхошанский, Ю.Ф. Курамшин, Ж.К. Холодов, В.С.Кузнецов, Б.Г. Чирва, Г.И. Зонин, Ю.А. Морозов);
- основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте (Б.А. Ашмарин, Ю.Д.Железняк, Е.Р. Яхонтов, В.П. Губа, А.В. Полянский, В.В. Варюшин, И.В. Лях, Д.А. Романов);
Методы исследования:
1. Анализ научно - методической литературы.
2. Педагогические наблюдения.
3. Тестирование.
4. Педагогический эксперимент.
5. Методы математической статистики
Новизна исследования состоит в том, что методика развития координационных способностей у юных футболистов разработана и экспериментально обоснована, а также изучена возрастная структура координационных способностей юных футболистов и определены наиболее информативные показатели уровней их развития.
Гипотеза исследования:
Методика развитие координационных способностей юных футболистов будет более эффективной, если:
1) упражнения на развитие координационных способностей будут применяться в каждой части тренировочного занятия (разминке, основной части и заминке);
2) постепенно упражнения будут усложняться и в подборе упражнений будет учитываться положительный перенос навыка предыдущего упражнения;
3) в упражнениях будут обязательно содержать элемент новизны и они ориентированы на "зону ближайшего развития" [7].
При этом, следует так же учитывать возрастные особенности формирования координационных способностей, место основных проявлений координационных способностей в общей структуре их двигательных возможностей и влияние уровней развития координационных способностей на характеристики соревновательной деятельности юных футболистов.
Теоретическая значимость диссертации состоит в уточнении содержания определения понятия «координационные способности футболистов» как компонента формирования специальных двигательных качеств.
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработанной методике развития координационных способностей юных футболистов, положительно отразившейся на повышении эффективности соревновательной деятельности.
Этапы и организация исследования. Исследовательская работа осуществлялась в несколько этапов.
Первый этап (сентябрь - декабрь 2016 года) - изучение специализированной литературы по проблеме нашего исследования. Наблюдение, анализ и обобщение работы тренеров МБУ ДО ДЮСШ №6 города Белгорода и ДЮФК «Спартак» города Белгорода.
Второй этап_(январь - май 2017 года) - формирование рабочей гипотезы, разработка методики развития координационных способностей у юных футболистов (9-11 лет) ДЮФК «Спартак» города Белгорода. Написание теоретической главы.
Третий этап (сентябрь 2017 - декабрь 2017 года) - проведение
экспериментальной работы по развитию координационных способностей у юных футболистов (9 - 11 лет).
Четвертый этап (январь - март 2018 года) - анализ и обобщение результатов эксперимента. Написание и оформление магистерской диссертации.
Краткое содержание глав. В первой главе диссертации приведены результаты анализа доступной специализированной литературы о физиологических основах координации движений человека, организации и построении произвольной деятельности человека.
Во второй главе описываются методы: исследования и описывается организация исследования координационных способностей юных футболистов.
Третья глава посвящена описанию экспериментальной методики, при водятся результаты тестирования физической подготовленности испытуемых контрольной и экспериментальной групп на различных этапах педагогического эксперимента, и проводится их анализ. В диссертации приведены выводы, практические рекомендации, список литературы и приложения.
Краткое описание апробации работы.
Результаты проведенных нами исследований отражены в 1(одной) научной публикации : «Пути повышения эффективности соревновательной деятельности юных футболистов» - авторы : Руцкой И. А., Спирин М. П., Красноруцкий Д. В., Руцкой М. И., доложены на заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы организации массового спорта в регионах РФ на современном этапе», Белгород-Курск, 9 ноября 2017 года. Совместная конференция ФГАОУ ВО НИУ «БелГУ» г. Белгород и ФГАОУ ВО КГАМГС г. Курск. Также результаты были отражены в 2(двух) докладах на семинарах тренеров, работающих в детско-юношеском футболе 12 мая 2017 года и 16 сентября 2017 года, проведённых Белгородской региональной общественной организацией «Федерация футбола» в городе
Белгороде и при проведении «Круглого стола», посвящённого проблемам детско-юношеского футбола Белгородской области (12 июня 2017 года).
Результаты исследований внедрены в учебно - тренировочный процесс групп начальной подготовки (мальчики 9 - 11 лет) юношеских и женских команд Детско-юношеского футбольного клуба (ДЮФК) «Спартак» города Белгорода, подтвержденные подписанным актом внедрения в практику.
Основные положения магистерской диссертации выносимые на защиту:
- структура и содержание контроля (оценки) координационных способностей (КС) у юных футболистов на этапах групп начальной подготовки (мальчики 9 - 11 лет)
- значимость батареи тестов, определяющих разные координационные способности (КС), в оценке перспективности юных квалифицированных футболистов (данные двухлетних педагогических наблюдений);
- структура координационных способностей (КС) и ее изменчивость у юных футболистов в возрасте от 9-11 лет;
- динамика уровня развития разных координационных способностей (КС) у футболистов от 9 до 11 лет;
- степень взаимосвязи между разными специфическими координационными способностями (КС) и количественными параметрами основной игровой деятельности футболистов;
- данные о влиянии направленной координационной тренировки на изменение показателей координационных и кондиционных способностей, физической подготовленности футболистов в возрасте 9-11 лет в течение проведённого годичного педагогического эксперимента.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На первом этапе исследования была проведена подготовительная работа по детальному изучению различной научно - методической литературы по исследуемой проблеме. На основании ранее изученных научных данных и результатов наблюдения за учебно-тренировочным процессом в ДЮФК «Спартак» города Белгорода мы пришли к выводу о том, что необходимые возможности для развития координационных способностей учащихся групп начальной подготовки используются не эффективно. Мы разработали методику по развитию координационных способностей (КС), которую экспериментально проверили в процессе тренировочных занятий.
В начале эксперимента были определены две группы начальной подготовки ДЮФК «Спартак» города Белгорода. Эти группы были идентичными. Одна группа стала экспериментальной, другая - контрольной.
Эксперимент продолжался 7 месяцев. В экспериментальной группе велась плановая, целенаправленная работа по развитию координационных способностей (КС) учащихся с учетом их возраста, индивидуального уровня физической подготовки и уровня имеющихся координационных способностей. Отличительными особенностями применённой нами методики являлись: разнообразие упражнений и большой объем приобретаемых двигательных умений и навыков, ориентация на "зону ближайшего развития" учащихся, а также использование специально подобранных упражнений на развитие координационных способностей (КС) в подготовительной, основной и заключительной частях тренировочного занятия.
Результаты эксперимента подтвердили правильность гипотезы о том, что: дальнейшее развитие координационных способностей и ловкости у юных футболистов будет эффективным если:
а.) на каждом тренировочном занятии развитию этих способностей будет отводиться 12-15 мин. от всего времени;
b. ) специально подобранные упражнения на развитие координационных способностей (КС) будут применяться в подготовительной, основной и заключительной частях занятий;
c. ) упражнения на развитие координационных способностей(КС) будут постепенно усложняться и в подборе упражнений будет учитываться положительный перенос навыка предыдущего упражнения на последующее;
d. ) упражнения на развитие координационных способностей (КС) будут содержать элемент новизны и будут ориентированы на "зону ближайшего развития" учащегося.
Методы математической статистики подтвердили достоверность различий координационных способностей (КС) в основных спортивно - игровых действиях.
Данная методика может применяться в работе с группами начальной подготовки специализированных футбольных школ и Академий футбола, но следует учесть, что эта работа требует систематичности и постепенности, а результат может проявиться только через несколько лет.


1. Ахмеров, Э.К. Футбол для начинающих / Э.К. Ахмеров. - Минск: Полымя, 2005. - 78 с.
2. Аршавин: 550 вопросов и ответов / составитель И. Моисеев, [Текст]- М.: АСТ; СПб; Астрель - СПб. 2008 - 189[2]с. вкл.
3. Бубнов А.В. Спартак: 7 лет строгого режима/ А. Бубнов. - [Текст]- М.: ЭКСМО, 2015 - 320 с.: ил. - (Бубнов. Книги известного спортивного эксперта).
4. Вайн Хорст - Как научиться играть в футбол/ Вайн Хорст. [Текст]- М.: Терра Спорт, Олимпия Пресс, 2004. - 244с. 34
5. В.В. Варюшин, Р.Ю. Лопачёв / Первые шаги в футболе методическое. пособие - РФС, [Текст]- М - 2015 - 120с.: ил.
6. Вестник Уральского мини-футбола №14. УО РАМФ - 2000 г.
Екатеринбург
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. -[Текст]- М.,.Педагогика.1983, т. 2
8. Губа В. П., Лексаков А. В., Антипов А.В. Интегральная подготовка футболистов: учебное пособие / В. П. Губа, А. В. Лексаков, А. В. Антипов. - Советский спорт, 2010. - 208 с.
9. Горохов Л.В. Методические основы техники и методики обучения сложнокоординационным движениям в футболе: - [Текст]- М., ФиС- 2016. - 88 с.
10. Горбунов Г.И. Психопедагогика спорта. -[Текст]- М.: Физкультура и спорт, 1986. - 20 с.
11. Гаврилов Ю.В. Структура координационных движений в футболе.- [Текст]- Минск.: ИД «Оболонь» ,2008- 142 с.
12. Годик М.А. Мосягин С.М., Швыков И.А. Подростковая программа подготовки юных футболистов 6-9 лет. -[Текст]- М.: Граница, 2008 - 272 с.
13. Годик М.А. Скородумова М.П. Комплексный контроль в спортивных играх: -[Текст]- М.: Советский спорт. 2010.- 336 с.
14. Горлова Д.В. Журнал «Футбол класс», №1, 2005
15. Годик М.А. Березнов Г.Л., Котенко И.В., Малышев В.И., Кулик Н.А.,
Российский С.А. Футбол: типовая учебно-тренировочная программа спортивной подготовки для детско-юношеских школ,
специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва [Текст]- Российский футбольный союз, 2011. - 160 с.: ил.
16. Довбыш В.И., Баранец П.А., Ермаков С.С. Методика развития ловкости на начальном этапе обучения футболу // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2009. - № 1. - С. 60-65.
17.Заваров А. Футбольные уроки профессионала для начинающих (+OVD с видеокурсом). - [Текст]- СПб.: Питер. 2010 - 208с.: ил
18. Захарович Л.А. Англо-русский и русско-английский словарь футбольных терминов. - [Текст]- М.: ООО Петровский парк: 2004.
19. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической
деятельности в физ культуре и спорте.: Учебное пособие для студентов ВУЗ. —[Текст]- М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 264с.
20. Калинин, А.В. Футбол: методика тренировки / А.В. Калинин. -[Текст]- М., Физкультура и спорт, 2005. - 162 с.
21. Клещук, Ю.Н. Футбол. / Ю.Н. Клещук. -[Текст]- М., Физкультура и Спорт, 2005. - 400 с.
22. Комплексы упражнений для тренировки юных футболистов 6-12 лет, / уч. - методическое пособие А.В. Лексаков, М.М. Полишкис, С.А. Российский, А.И. Соколов РФС - [Текст]- ООО «РД Квартал» 2015 - 144с.
23. Котенко И.В. Акробатические упражнения в тренировке юных футболистов // Теория и методика футбола. - [Текст]- М.: Олимпия,
2007. - с. 10-12
24. Кузин В.В., Кутепов М.Е., Холодняк Д.Г. Спортивный арбитраж . — [Текст]- М.: «Физкультура, образование и наука», 1996. - 165с.
25. Лях В.И., Витковски З. Развитие и тренировка координационных способностей юных футболистов 11-19 лет/ Академия физического воспитания, Краков, Польша, - 2010.
26. Лапин О.Б. Теория и методика подготовки юных футболистов. - [Текст]- М.: Человек, 2010 - 176с.
27. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. —[Текст]- М.: Терра - Спорт, 2000. - 192 с
28. Лапутин, А.Н. Обучение спортивным движениям / А.Н. Лапутин. — [Текст]- Киев: Здоровье, 2006. - 216 с.
29. Полянский А.В., Романов Д.А. Методика измерения ловкости как физического качества // Успехи современного естествознания. - 2007. - № 10. - С. 71-72.
30. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов : Хрестоматия / Сост. и общ. ред. И.П. Волкова .- СПб. и др. : Питер,
2008.
31. Савкин А.П. Футбол для маленьких. [Текст]- М.: Терра Спорт:- 2010¬122 с.
32. Организационно-методические пособие для преподавателя урока физической культуры и общеобразовательных учреждениях и тренеров-преподавателей детско-юношеских спортивных школ РФС ( Рекомендовано к изданию Техническим комитетом РФС) - М.;2015
33. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания, теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учебное пособие для институтов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М., Физкультура и спорт, 2004. - 543 с.
34. Никитина Т.Г. Футбольный словарь сленга /Т.Г. Никитина, Е.И. Рогалева - [Текст]- М.: АСТ: Астрель, 2006 - 317 [3]с
35. Поурочная программа подготовки юных футболистов 6-9 лет / Годик М.А., Мосягин С.М., Швыков И.А., Котенко И.В. - И. Новгород: ООО Спринт, 2015 - 256 с.
36. Рафалов М.М. Футбол оптом и в розницу, Марк Рафалов. -[Текст]- М.: «Вагрнус», - 2006. - 366 с., ил.
37. Руцкой И. А., Спирин М. П., Красноруцкий Д. В., Руцкой М. И.
Пути повышения эффективности соревновательной деятельности юных футболистов. /Материалы заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы организации массового спорта в регионах РФ на современном этапе», Белгород-Курск, 9 ноября 2017 года
ФГАОУ ВО НИУ «БелГУ» г. Белгород, ФГАОУ ВО КГАМГС г. Курск
38. Руцкой И. А., Кондратенко П. П., Коренева М.С., Руцкой М. И. Совершенствование нормативных показателей юных футболистов. /Материалы заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы организации массового спорта в регионах РФ на современном этапе», Белгород-Курск, 9 ноября 2017 года
ФГАОУ ВО НИУ «БелГУ» г. Белгород, ФГАОУ ВО КГАМГС г. Курск
39. Рылов А.С. Футбольная терминология, Словарь-справочник. [Текст]- Нижний Новгород, 1997
40. Ткаченко А. Футболь/ А. Ткаченко. -[Текст]- М.: ЗАО «Изд. Дом- Гелеос», 2001. - 351 с., / [64] п. и п.
41. Тунис Марк. Психология вратаря. - [Текст]- М.: Человек. 2010. - 128с.
42. Уроки футбола для молодежи / распределение основных задач внутри команды, часть 3, игроки14-15 лет Х.Бергер, П. Гераре, Х.Корменлинк, Х. Мариман, А. Юлдерлик -[Текст]- М.: Олимп: 2010 - 253 [3] с.
43. Футбольные уроки лучшей игры: перевод с английского / Джилл Харви, Д. Шейх-Миллер, Р. Дангворт и К. Гиффорд [Текст]- М:АСТ:Астрель, 2008.- 96с.:ил.
44. Журнал «Спорт в школе» № 3 (382), февраль 2006. Статья: Г.А. Баланин и др. «Футбол. Техника и методика обучения». С.41-47.
45. Хмелевская И.Ю. Профессиональная арго в лексиконе футбола (на опыте древне-русского словаря спортивной лексики// Социальные варианты языка. Материалы межд. Научной Конференции - И. Новгород: ИГЛУ им. И,А, Добролюбова, 2002. - с. 123-126
46. Шкловский Э.И. Подготовка футбольных арбитров России/ Сборник дипломных работ Центра Подготовки Футбольных Арбитров (ЦПФА) России. -[Текст]- М. РФС - КФА. - 2006.
47. Шамардин В.Н., Савченко В.Г. Футбол. Учебное пособие. -[Текст]- Дншропетровськ. «Пороги», 1997. — С. 196-199
48. Шамардин В.Н. Моделирование подготовки квалифицированных
футболистов. - -[Текст]- Днепропетровск: Пороги, 2002.-201с.
49.Чирва Б.Г. Построение технической подготовки юных футболистов с учетом сенситивных периодов становления технического мастерства / Б.Г. Чирва // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 4. - С. 16- 50.Чирва Б.Г. Основные положения переноса тренированности в быстроте и точности действий с мячом в футболе / Б.Г. Чирва // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 3. - С. 36-37.
51.Чирва Б. Развитие у футболистов двигательной чувствительности в возрасте до 10-11 лет при обучении технике ведения мяча, начинающегося с овладения мячом, и с выполнением обыгрыша / Б. Чирва // Теория и методика футбола. - 2004. - № 4. - С. 35-40.
52.Чирва Б. Развитие у футболистов двигательной чувствительности в возрасте до 10-11 лет при обучении технике ведения мяча по прямолинейной траектории и с изменением направления перемещения / Б. Чирва // Теория и практика футбола. - 2003. - № 1. - С. 31-35.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ