Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования роли малого бизнеса в экономическом развитии 6
1.1. Объективные предпосылки развития, сущность и функции малого бизнеса 6
1.2. Нормативно-правовые аспекты регулирования малого бизнеса 9
1.3. Малый бизнес как фактор устойчивого развития
современной экономики 15
Глава 2. Оценка опыта зарубежных стран в развитии малого бизнеса 21
2.1. Малый бизнес за рубежом: особенности
современного этапа 21
2.2. Механизмы государственной поддержки малого
бизнеса в развитых странах 27
Глава 3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в Российской Федерации 31
3.1. Текущее состояние и проблемы функционирования малого бизнеса в России 31
3.2. Направления совершенствования государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации с учетом зарубежного опыта 36
Заключение 39
Список использованных источников
Важное значение малого бизнеса в условиях современного развития государства и общества, объясняется тем фактом, что современная рыночная экономика представляет собой своеобразный механизм взаимодействия органов государственной власти, бизнеса и общества. Нельзя не отметить, что в современных условиях малый бизнес играет весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, ускорение научно-технического прогресса, насыщение рынка товарами необходимого качества, а также на создание новых рабочих мест. Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора.
Актуальность данной работы заключается в том, что малый бизнес, в современном его понимании, имеет большое значение в развитии производительных сил общества, в решении социальных проблем, в ускорении научно-технического прогресса.
Степень изученности проблем развития малого бизнеса в России и зарубежных странах в современной науке достаточно высокая. Однако, в связи с тем, что механизмы взаимодействия малого общества и государства, как в России, так и зарубежных странах, постоянно меняются, изучение этой проблематики, несмотря на значительный объем работ, не теряет своей научной актуальности.
Проблемы малого и среднего предпринимательства широко исследованы в зарубежной и отечественной научной экономической литературе. Классиками экономической науки (А. Смитом, Ж.-Б. Сэйем, Д. Раккардо, У. Петти) раскрыта социально-экономическая сущность предпринимательства, его природа и факторы, влияющие на его развитие.
Большой вклад в современное понимание, теорию и практику предпринимательства, как особого экономического и социального явления, внесли видные зарубежные ученые Ф. Брод ель, А. Маршалл, Дж. Робинсон, П. Самуэльсон, Ф. Хайек, Дж. Хикс, Р. Хизрич.
Российскими учеными также был сделан значительный вклад в теорию и практику предпринимательской деятельности, осмыслена ее специфика в отечественных условиях рыночной экономики. Среди подобного рода исследований следует выделить научные труды ученых: В.А. Абчука, Г.Л. Багиева, А.О. Блинова, Е.А. Брагина, В.Ф. Богачева, М.А. Горенбурга, Е.В. Глушенко, Н.М. Ивановой, И.Г. Минервина, А.И. Мишина, В.Д. Медынского, B.C. Кабанова, Ю.Б. Кочеврина, Ю.М. Осипова, И.И. Разумновой, А.А. Шулуса, Ф.Л. Шамхалова.
Цель работы - исследовать международный опыт развития малого бизнеса и возможности его использования в РФ.
Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:
1. Дать общую характеристику малого бизнеса;
исследовать социально-экономическую роль малого бизнеса;
2. Выявить сущностные особенности поддержки малого бизнеса в США, Германии, Финляндии и Китае;
3. Выявить проблемы в сфере взаимодействия органов власти и бизнеса в России;
4. Сформулировать предложения по развитию малого бизнеса в РФ.
На современном этапе развития экономики России становится, очевидно, что финансовая стабильность страны непосредственно зависит от реализации экономического потенциала малых предприятий, возможностей и условий их финансового обеспечения, что подчеркивает значение малого бизнеса.
Исходя из вышеизложенного, разработка современной политики государственного регулирования малого предпринимательства возможна, в том числе и на базе анализа опыта экономически развитых стран мира. Исследование своеобразия эволюции государственного регулирования малого предпринимательства имеет важное методологическое значение для объективной оценки современной роли малых предприятий в социально-экономическом развитии государства, что и определяет научную значимость работы.
Объект настоящей работы - общественные отношения, связанные с развитием малого бизнеса в России и зарубежных странах.
Предметом исследования выступает система общественных отношений, возникающих в результате формирования, развития и реализации основных направлений взаимодействия органов государственной власти и малого и среднего бизнеса в России и зарубежных странах.
Методологическую основу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых по теории и практике развития малого бизнеса, программные разработки, директивные и законодательно-нормативные документы.
Методы исследования. В исследовании были использованы такие общенаучные методы исследования как определение понятий, классификация и типология, обобщение, доказательство, индукция и дедукция, анализ и синтез.
Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области современной экономики и права.
Нормативно-правовая база исследования, включает в себя Конституцию Российской Федерации, ряд федеральных законов, постановлений Правительства РФ концепций и целевых программ, в совокупности представляющих собой нормативную базу функционирования малого бизнеса в Российской Федерации.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что представленные методические разработки, организационно-методические предложения и практические расчеты расширяют научные представления о содержании, проблемах и перспективах политики государства по отношению к малому предпринимательству РФ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что её результаты могут быть использованы в учебном процессе при изучении экономических дисциплин либо написании других научных работ.
Хронологические рамки исследования. Обобщение опыта становления и развития системы поддержки малого предпринимательства в России охватывает период с 2007г. по настоящее время. Приведение отдельных законов, подзаконных актов, указов и постановлений Президента РФ указаны за период с 1993 г. по настоящее время.
Структура дипломной работы определяется поставленной целью, и состоит из введения, основной части, разделенной в соответствии с поставленными задачами на три главы, заключения и списка использованных источников.
Во введении обосновывается актуальность и степень разработанности проблемы, ставятся цели и задачи, определяется объект и предмет исследования, его методологическая основа и практическая значимость работы.
Первая глава посвящена теоретическим основам малого предпринимательства. Здесь дано понятие малого предпринимательства, рассмотрены основные формы и способы образования малого и микро предприятия, а также нормативно-правовое регулирование деятельности малых предприятий.
Во второй главе «Оценка опыта зарубежных стран в развитии малого бизнеса» рассмотрены особенности малого бизнеса за рубежом на современном этапе, а также механизмы государственной поддержки малого бизнеса в развитых странах.
В третьей главе «Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в Российской Федерации» изучены основные направления совершенствования государственной поддержки малого бизнеса в РФ с учетом зарубежного опыта, а также были рассмотрены текущее состояние и проблемы функционирования малого бизнеса в России.
В заключении делаются выводы по дипломной работе в целом.
На основании данной работы, можно сделать вывод, что государства с рыночной экономикой достаточно большое количество времени уделяют проблеме малого бизнеса, активно регулируют основные его аспекты, а также оказывают широкое содействие его развитию, применяя формы и методы, разработанные с учетом стратегических целей национальных экономик. Поэтому с целью возникновения и стабильного развития финансовой инфраструктуры малого бизнеса и частного предпринимательства в Российской Федерации важным обстоятельством должна являться активная государственная политика.
Остается и небезызвестным тот факт, что малое предпринимательство стабилизирует рынок, привлекая в оборот местные сырьевые ресурсы, способствует развитию малых городов и поселков, уменьшает нагрузку на природу, рассредоточивая производство по многим регионам страны. Кроме того, соединение собственника и предпринимателя в одном лице, позволяет не только сократить управленческий персонал, но и повысить сплоченность и взаимопомощь работников.
Роль государства для развития малого бизнеса необходима для того, чтобы установить нормы, права и обязанности субъектов, а также для обеспечения гарантий и мер поддержки необходимых для развития малого бизнеса.
В то же время, существующие формы взаимоотношений между властью и бизнесом, в России, далеко не ограничиваются вышеперечисленными функциями и осложнена рядом проблем:
- во-первых, на федеральном, региональном и местном уровне фактически отсутствует четкое законодательное регулирование форм, методов и средств взаимодействия государства и малого бизнеса;
- во-вторых, на нормативном уровне до сих пор в полном объеме не разработаны государственные и муниципальные программы развития малого бизнеса в части его кредитования, субсидирования, финансовой поддержки;
- в третьих, возможность осуществления эффективного взаимодействия органов власти и бизнеса значительно затрудняет отсутствие прозрачности подобных взаимоотношений, рост фактов коррупции, клановости в государственном и муниципальном аппарате.
Для достижения цели государственной политики в сфере малого предпринимательства должны быть решены задачи:
- формирования правовой среды, обеспечивающей беспрепятственное развитие сферы малого предпринимательства;
- предоставления правовой, судебной и физической защиты субъектам малого предпринимательства, осуществляемой на основе федеральных законов и законов субъектов РФ;
- увеличение финансового обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства;
- формирования инфраструктуры, обеспечивающей доступность для субъектов малого предпринимательства необходимых услуг и ресурсов;
- повышения эффективности деятельности органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления по поддержке малого предпринимательства.
На сегодняшний день малое предпринимательство считается самым значимым сектором рыночной экономики. Он содействует увеличению числа рабочих мест в стране, повышает материальное благополучие государства, а также предоставляет населению самые разнообразные товары и услуги, чем обеспечивает их потребности.
Полагаясь на проведенный анализ малого бизнеса в данной работе можно сделать вывод, что на современном этапе уровень его развития в Российской Федерации все еще значительно отстает от экономически развитых стран. Данный факт объясняется тем, что в этих странах рассматриваемый сектор экономики играет очень важную роль в экономических и социальных вопросах. Особое внимание государственной власти экономически развитых стран к поддержке и развитию малого и среднего бизнеса обеспечивает производство около 50% валового национального продукта.
В ряде развитых странах доля малых и средних фирм составляет от 80 до 90% в общем числе предприятий. Для России аналогичный показатель составляет 9-10%, что и дает возможность сделать вывод об имеющихся больших резервах роста малого и среднего бизнеса, огромного интеллектуального потенциала. Малый бизнес - это, по сути, типичный сектор рыночной экономики, который составляет основу современной рыночной инфраструктуры, поскольку именно он обеспечивает конкурентную среду в экономике. Небольшие размеры малых предприятий могут обеспечить технологическую, производственную и организационно-управленческую эластичность, что, в свою очередь, позволит эффективно реагировать на изменение конъюнктуры рынка, осуществлять эффективную инновационную деятельность.
Таким образом, государственная поддержка российского предпринимательства на современном этапе рассматривается как одна из основных задач развития экономики. Следствием этого процесса должно стать намеренное создание экономических и правовых условий, толчок для развития предпринимательства, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.
1. Конституция Российской Федерации от 25 дек. 1993 года, с изменениями от 30 дек. 2008 года [Текст]// Российская газета. - 2009. - № 7 (4831). - 21 янв.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 30.11.1994 года, с изменениями от 31.01.2016 года // Справочно¬правовая система «Консультант Плюс»
3. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 30 дек. 2005 г., с изменениями от № 197-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
4. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации. [Электронный ресурс]: от 12 мая 1995 г, с изменениями от 01.08.2016 года // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
5. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей в Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 13 июля 2001 г., с изменениями от 01.08.2016 года// Справочно¬
правовая система «Консультант Плюс»
6. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской
Федерации [Электронный ресурс]: от 01.08.2016 г.// Справочно¬
правовая система «Консультант Плюс»
7. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 16 сентября 2003 г., с изменениями от 01.12.2016 года // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
8. Белозор А.Ф., Белозор Ф.И. Культурная политика России.
Взаимодействие государства и бизнеса. [Текст]: учебник /
Монография.- Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012. - с. 287.
9. Березина М.П., Крупнов Ю.С. Межбанковские расчеты [Текст]: учебник / Финстатинформ // - 2013- с. 46-58
10. Васильев Ю.П. Управление развитием производства в США, или Взгляд в будущее.[Текст]: учебник / - М.: Экономика, 2006. - 186 с.
11. Викторов С.Ю. Поддержка малого бизнеса в Китае / [Электронный ресурс] / Режим доступа: emigrantscafe.ru
12. Волошин В.В., Быков Г.Н. Бизнес и власть [Текст]: учебник / М.:Феникс. -2014 - с. 256
13. Воронцова, Л.С. Развитие малого предпринимательства в РФ. Методологический аспект и региональные особенности[Текст] / Л.С. Воронцова // Регионология. - 2017. - № 4. - С. 21-24.
14. Германович, Г.В. Критерии малого и среднего бизнеса: опыт зарубежных стран [Текст] / Г. В. Германович // Современная экономика. - 2015. - № 2. - С. 12-17.
15. Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело [Текст]: учебник / ЮНИТИ // - 2015 - с. 501
16. Горбань, О.П. Роль малого бизнеса в рыночной экономике[Текст] / О. П. Горбань // Вопросы экономики. - 2014. - № 3. - С. 5-7.
17. Гофман Н.Ф., Маховикова Г.А. Малый бизнес [Текст]: учебник / Питер // - 2011 - с. 208.
18. Гринберг Р.С. Государственная поддержка малого бизнеса в странах Европы [Текст]: учебник / - М.: Наука, 2016 - с. 307.
19. Гусева Т.А., Гришина К.В., Леташова И.С. Руководство по организации
малого и среднего бизнеса: Правовые аспекты [Текст]: учебник / М.:
Деловой двор, 2015. - 197 с.
20. Джобава Н.А. Государственное регулирование малого
предпринимательства.[Текст]: учебник СПб: Изд-во СПбГУ, 2014. - 396 с.
21. Диденко Н.И. Основы внешнеэкономической деятельности в РФ
[Текст]: учебник / Питер // - 2014 - с. 560.
22. Доронин И.Т. Новые явления и тенденции в экономике и на финансовом рынке западных стран[Текст] / И.Т. Доронин // Деньги и кредит. - №9.- 2014. -с. 32.
23. Елькина Н.В., Чистякова О.В. Особенности организации
ифункционирования бизнеса в Германии [Текст] /Н.В. Елькина, О.В. Чистякова // Известия ИГЭА. - 2011. - № 4. - С. 4-8.
24. Ефимычев И., Стрелкова Л. Малый бизнес. [Текст]: учебник Н. Новгород:Издательство Нижегородского университета, 2008. - 205 с.
25.Заусаев, В. К. Бизнес и власть. Возможны ли цивилизованные отношения?[Текст] / В.К. Заусаев // Власть и управление. - 2017.- № 4. - С. 21-23.
26. Ибадова Л.Т. Новеллы Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[Текст] / Л.Т. Ибадова // Цивилист. - 2011. - № 1. - С. 32-33.
27. Иванов И. Современная экономическая политика [Текст]: учебник / -
М.: МЭМО, 2011.- 784с.
28. Калашников Л. Стиль и методы управления в современном бизнесе [Текст] / Л. Калашников // Служба кадров. - 2012. - №10. - С. 9-14.
29. Карякин М.Ю. Страхование политических рисков внешнеторговых операций и международных инвестиций [Текст]: учебник / Авуар консалтинг // - 2012 - с.318.
30. Колесник В. У малого бизнеса появится своя программа [Текст] /В. Колесник // Азовская неделя. - 2016. - №15. - С. 9.
31. Корнева С.В., Ларин Д.А. Основы внешнеэкономической деятельности [Текст]: учебник / Питер // - 2012 - с. 286
32. Кочергина Т.Е. Мировая экономика [Текст]: учебник / М.: Феникс. - 2014.-39-41с.
33. Красавина Л.Н. Малый бизнес: налоги и отчетность [Текст]: учебник / Юрайт / -2014.
34. Красавина Л.Н. Компенсационные соглашения особый вид внешнеторговых сделок [Текст]: учебник / М.:Макс // -2012.
35. Кругман П., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика/ Вопросы экономики. [Текст]: учебник / Юнити // 2011. - 6¬10с.
36. Лобанов А. Управление развитием производства в развитых странах мира / Публикация // -2013 г. - 14с.
37. Ломакин В.А. Мировая экономика [Текст]: учебник / МО//- 2012. - С. 87-96.
38. Любецкий В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения [Текст]: учебник/ Инфа-М / -2013. -50с.
39. Мауэр Л.Дж., Энг М.В., Лис Ф.А. Мировые финансы [Текст]: учебник / М.:ДеКа. - 2014
40. Миркин Я.М. Финансовое будущее России: экстремумы, бумы, системные риски. [Текст]: учебник / Москва// -2017. -74с.
41. Мовсесян А.Г., Огнивцев С.Б. Внешнеэкономическая политика России на пороге нового века [Текст]: учебник / М.: Инфа-М // -2012.-29с.
42. Паловкин П.,Савченко В. Проблемы определения экономической сущности и содержания предпринимательства[Текст] / П. Паловкин, В. Савченко // Вестник МГУ -№2. 2015. - С. 12-13.
43. Пелих А. С. Организация предпринимательской деятельности [Текст]: учебник / Юнити-Дана / -2011. - С. 234.
44. Прохоров В. Развитие малого бизнеса [Текст]: / В. Прохоров // Экономика и жизнь. -№34. -2016. - С. 26.
45. Платонова И.Н. Критерии малого и среднего бизнеса: опыт зарубежных стран [Текст]: учебное пособие / БЕК // 2011. -25с.
46. Понаморева Е.С. Международные экономические отношения [Текст]: учебник / Инфа-М / -2013.-287с.
47. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и
социальными процессами: [Текст]: учебное пособие / Б.А. Райзберг // М.: Инфра-М.-2005. - С. 384.
48. Семенов К.А. Международные экономические отношения [Текст]: учебник / М.: ЮНИТИ. -2013.
49. Симонов Ю.Ф., Носко Б.П. Основы международного экономического права [Текст]: учебник / М.:Феникс //. -2015 - с. 21-44
50. Современное состояние и проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 08.12.2016 года // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
51. Солод Т.В. Роль малого бизнеса в рыночной экономике [Текст]: учебник / Ростов нД / - 2015 г. - 298с.
52. Стариков Н.В. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России [Текст]: учебник / Макс-м // - 2014. - С.1-26
53. Тумарова Т.Г., Корнилович С.Г. Международные торговые контракты / Вестник Санкт-Петербурского Университета // -2010. -№2. -134-156с.
54. Федеральная служба государственной статистики / [Электронный ресурс] / Режим доступа - www.gks.ru(дата обращения 25.05.2017)
55. Федоров М.В. Эспортно-импортные операции в международном бизнесе [Текст]: учебник / -М.: Инфа-М // -2012
56. Федякина А.Н. Международные финансы [Текст]: учебник / С-Пб.: Питер. -2013
57. Харрис Дж.М. Международные финансы [Текст]: учебник / -2011.
58. Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство, или как завести
собственное дело и добиться успеха.[Текст] / Р. Хизрич, М. Питере // - №1. - 2017. - С. 11-22.
59. Центральный Банк Российской Федерации / [Электронный ресурс] / Режим доступа - www.cbr.ru(дата обращения 27.05.2017)
60. Шкваря Л.В. Мировая экономика [Текст]: учебник / Юнити-Дана / - 2011. -391с.
61. Kimball Marshall. Government Policy and Program Impacts on Technology Development, Transfer, and Commercialization: International Perspectives [Текст] :учеб. пособие / Kimball Marshall, William Piper - Routledge, 2013. - 348 с.
62. Pitou van Dijck. Export-oriented Industrialization in Developing Countries [Текст] :учеб. пособие / Pitou van Dijck, Harmen Verbruggen, Hans Linnemann-NUS-Press, 2012. - 467 с.