МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования роли малого бизнеса в экономическом развитии 6
1.1. Объективные предпосылки развития, сущность и функции малого бизнеса 6
1.2. Нормативно-правовые аспекты регулирования малого бизнеса 9
1.3. Малый бизнес как фактор устойчивого развития
современной экономики 15
Глава 2. Оценка опыта зарубежных стран в развитии малого бизнеса 21
2.1. Малый бизнес за рубежом: особенности
современного этапа 21
2.2. Механизмы государственной поддержки малого
бизнеса в развитых странах 27
Глава 3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в Российской Федерации 31
3.1. Текущее состояние и проблемы функционирования малого бизнеса в России 31
3.2. Направления совершенствования государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации с учетом зарубежного опыта 36
Заключение 39
Список использованных источников
Глава 1. Теоретические основы исследования роли малого бизнеса в экономическом развитии 6
1.1. Объективные предпосылки развития, сущность и функции малого бизнеса 6
1.2. Нормативно-правовые аспекты регулирования малого бизнеса 9
1.3. Малый бизнес как фактор устойчивого развития
современной экономики 15
Глава 2. Оценка опыта зарубежных стран в развитии малого бизнеса 21
2.1. Малый бизнес за рубежом: особенности
современного этапа 21
2.2. Механизмы государственной поддержки малого
бизнеса в развитых странах 27
Глава 3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в Российской Федерации 31
3.1. Текущее состояние и проблемы функционирования малого бизнеса в России 31
3.2. Направления совершенствования государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации с учетом зарубежного опыта 36
Заключение 39
Список использованных источников
Важное значение малого бизнеса в условиях современного развития государства и общества, объясняется тем фактом, что современная рыночная экономика представляет собой своеобразный механизм взаимодействия органов государственной власти, бизнеса и общества. Нельзя не отметить, что в современных условиях малый бизнес играет весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, ускорение научно-технического прогресса, насыщение рынка товарами необходимого качества, а также на создание новых рабочих мест. Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора.
Актуальность данной работы заключается в том, что малый бизнес, в современном его понимании, имеет большое значение в развитии производительных сил общества, в решении социальных проблем, в ускорении научно-технического прогресса.
Степень изученности проблем развития малого бизнеса в России и зарубежных странах в современной науке достаточно высокая. Однако, в связи с тем, что механизмы взаимодействия малого общества и государства, как в России, так и зарубежных странах, постоянно меняются, изучение этой проблематики, несмотря на значительный объем работ, не теряет своей научной актуальности.
Проблемы малого и среднего предпринимательства широко исследованы в зарубежной и отечественной научной экономической литературе. Классиками экономической науки (А. Смитом, Ж.-Б. Сэйем, Д. Раккардо, У. Петти) раскрыта социально-экономическая сущность предпринимательства, его природа и факторы, влияющие на его развитие.
Большой вклад в современное понимание, теорию и практику предпринимательства, как особого экономического и социального явления, внесли видные зарубежные ученые Ф. Брод ель, А. Маршалл, Дж. Робинсон, П. Самуэльсон, Ф. Хайек, Дж. Хикс, Р. Хизрич.
Российскими учеными также был сделан значительный вклад в теорию и практику предпринимательской деятельности, осмыслена ее специфика в отечественных условиях рыночной экономики. Среди подобного рода исследований следует выделить научные труды ученых: В.А. Абчука, Г.Л. Багиева, А.О. Блинова, Е.А. Брагина, В.Ф. Богачева, М.А. Горенбурга, Е.В. Глушенко, Н.М. Ивановой, И.Г. Минервина, А.И. Мишина, В.Д. Медынского, B.C. Кабанова, Ю.Б. Кочеврина, Ю.М. Осипова, И.И. Разумновой, А.А. Шулуса, Ф.Л. Шамхалова.
Цель работы - исследовать международный опыт развития малого бизнеса и возможности его использования в РФ.
Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:
1. Дать общую характеристику малого бизнеса;
исследовать социально-экономическую роль малого бизнеса;
2. Выявить сущностные особенности поддержки малого бизнеса в США, Германии, Финляндии и Китае;
3. Выявить проблемы в сфере взаимодействия органов власти и бизнеса в России;
4. Сформулировать предложения по развитию малого бизнеса в РФ.
На современном этапе развития экономики России становится, очевидно, что финансовая стабильность страны непосредственно зависит от реализации экономического потенциала малых предприятий, возможностей и условий их финансового обеспечения, что подчеркивает значение малого бизнеса.
Исходя из вышеизложенного, разработка современной политики государственного регулирования малого предпринимательства возможна, в том числе и на базе анализа опыта экономически развитых стран мира. Исследование своеобразия эволюции государственного регулирования малого предпринимательства имеет важное методологическое значение для объективной оценки современной роли малых предприятий в социально-экономическом развитии государства, что и определяет научную значимость работы.
Объект настоящей работы - общественные отношения, связанные с развитием малого бизнеса в России и зарубежных странах.
Предметом исследования выступает система общественных отношений, возникающих в результате формирования, развития и реализации основных направлений взаимодействия органов государственной власти и малого и среднего бизнеса в России и зарубежных странах.
Методологическую основу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых по теории и практике развития малого бизнеса, программные разработки, директивные и законодательно-нормативные документы.
Методы исследования. В исследовании были использованы такие общенаучные методы исследования как определение понятий, классификация и типология, обобщение, доказательство, индукция и дедукция, анализ и синтез.
Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области современной экономики и права.
Нормативно-правовая база исследования, включает в себя Конституцию Российской Федерации, ряд федеральных законов, постановлений Правительства РФ концепций и целевых программ, в совокупности представляющих собой нормативную базу функционирования малого бизнеса в Российской Федерации.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что представленные методические разработки, организационно-методические предложения и практические расчеты расширяют научные представления о содержании, проблемах и перспективах политики государства по отношению к малому предпринимательству РФ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что её результаты могут быть использованы в учебном процессе при изучении экономических дисциплин либо написании других научных работ.
Хронологические рамки исследования. Обобщение опыта становления и развития системы поддержки малого предпринимательства в России охватывает период с 2007г. по настоящее время. Приведение отдельных законов, подзаконных актов, указов и постановлений Президента РФ указаны за период с 1993 г. по настоящее время.
Структура дипломной работы определяется поставленной целью, и состоит из введения, основной части, разделенной в соответствии с поставленными задачами на три главы, заключения и списка использованных источников.
Во введении обосновывается актуальность и степень разработанности проблемы, ставятся цели и задачи, определяется объект и предмет исследования, его методологическая основа и практическая значимость работы.
Первая глава посвящена теоретическим основам малого предпринимательства. Здесь дано понятие малого предпринимательства, рассмотрены основные формы и способы образования малого и микро предприятия, а также нормативно-правовое регулирование деятельности малых предприятий.
Во второй главе «Оценка опыта зарубежных стран в развитии малого бизнеса» рассмотрены особенности малого бизнеса за рубежом на современном этапе, а также механизмы государственной поддержки малого бизнеса в развитых странах.
В третьей главе «Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в Российской Федерации» изучены основные направления совершенствования государственной поддержки малого бизнеса в РФ с учетом зарубежного опыта, а также были рассмотрены текущее состояние и проблемы функционирования малого бизнеса в России.
В заключении делаются выводы по дипломной работе в целом.
Актуальность данной работы заключается в том, что малый бизнес, в современном его понимании, имеет большое значение в развитии производительных сил общества, в решении социальных проблем, в ускорении научно-технического прогресса.
Степень изученности проблем развития малого бизнеса в России и зарубежных странах в современной науке достаточно высокая. Однако, в связи с тем, что механизмы взаимодействия малого общества и государства, как в России, так и зарубежных странах, постоянно меняются, изучение этой проблематики, несмотря на значительный объем работ, не теряет своей научной актуальности.
Проблемы малого и среднего предпринимательства широко исследованы в зарубежной и отечественной научной экономической литературе. Классиками экономической науки (А. Смитом, Ж.-Б. Сэйем, Д. Раккардо, У. Петти) раскрыта социально-экономическая сущность предпринимательства, его природа и факторы, влияющие на его развитие.
Большой вклад в современное понимание, теорию и практику предпринимательства, как особого экономического и социального явления, внесли видные зарубежные ученые Ф. Брод ель, А. Маршалл, Дж. Робинсон, П. Самуэльсон, Ф. Хайек, Дж. Хикс, Р. Хизрич.
Российскими учеными также был сделан значительный вклад в теорию и практику предпринимательской деятельности, осмыслена ее специфика в отечественных условиях рыночной экономики. Среди подобного рода исследований следует выделить научные труды ученых: В.А. Абчука, Г.Л. Багиева, А.О. Блинова, Е.А. Брагина, В.Ф. Богачева, М.А. Горенбурга, Е.В. Глушенко, Н.М. Ивановой, И.Г. Минервина, А.И. Мишина, В.Д. Медынского, B.C. Кабанова, Ю.Б. Кочеврина, Ю.М. Осипова, И.И. Разумновой, А.А. Шулуса, Ф.Л. Шамхалова.
Цель работы - исследовать международный опыт развития малого бизнеса и возможности его использования в РФ.
Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:
1. Дать общую характеристику малого бизнеса;
исследовать социально-экономическую роль малого бизнеса;
2. Выявить сущностные особенности поддержки малого бизнеса в США, Германии, Финляндии и Китае;
3. Выявить проблемы в сфере взаимодействия органов власти и бизнеса в России;
4. Сформулировать предложения по развитию малого бизнеса в РФ.
На современном этапе развития экономики России становится, очевидно, что финансовая стабильность страны непосредственно зависит от реализации экономического потенциала малых предприятий, возможностей и условий их финансового обеспечения, что подчеркивает значение малого бизнеса.
Исходя из вышеизложенного, разработка современной политики государственного регулирования малого предпринимательства возможна, в том числе и на базе анализа опыта экономически развитых стран мира. Исследование своеобразия эволюции государственного регулирования малого предпринимательства имеет важное методологическое значение для объективной оценки современной роли малых предприятий в социально-экономическом развитии государства, что и определяет научную значимость работы.
Объект настоящей работы - общественные отношения, связанные с развитием малого бизнеса в России и зарубежных странах.
Предметом исследования выступает система общественных отношений, возникающих в результате формирования, развития и реализации основных направлений взаимодействия органов государственной власти и малого и среднего бизнеса в России и зарубежных странах.
Методологическую основу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых по теории и практике развития малого бизнеса, программные разработки, директивные и законодательно-нормативные документы.
Методы исследования. В исследовании были использованы такие общенаучные методы исследования как определение понятий, классификация и типология, обобщение, доказательство, индукция и дедукция, анализ и синтез.
Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области современной экономики и права.
Нормативно-правовая база исследования, включает в себя Конституцию Российской Федерации, ряд федеральных законов, постановлений Правительства РФ концепций и целевых программ, в совокупности представляющих собой нормативную базу функционирования малого бизнеса в Российской Федерации.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что представленные методические разработки, организационно-методические предложения и практические расчеты расширяют научные представления о содержании, проблемах и перспективах политики государства по отношению к малому предпринимательству РФ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что её результаты могут быть использованы в учебном процессе при изучении экономических дисциплин либо написании других научных работ.
Хронологические рамки исследования. Обобщение опыта становления и развития системы поддержки малого предпринимательства в России охватывает период с 2007г. по настоящее время. Приведение отдельных законов, подзаконных актов, указов и постановлений Президента РФ указаны за период с 1993 г. по настоящее время.
Структура дипломной работы определяется поставленной целью, и состоит из введения, основной части, разделенной в соответствии с поставленными задачами на три главы, заключения и списка использованных источников.
Во введении обосновывается актуальность и степень разработанности проблемы, ставятся цели и задачи, определяется объект и предмет исследования, его методологическая основа и практическая значимость работы.
Первая глава посвящена теоретическим основам малого предпринимательства. Здесь дано понятие малого предпринимательства, рассмотрены основные формы и способы образования малого и микро предприятия, а также нормативно-правовое регулирование деятельности малых предприятий.
Во второй главе «Оценка опыта зарубежных стран в развитии малого бизнеса» рассмотрены особенности малого бизнеса за рубежом на современном этапе, а также механизмы государственной поддержки малого бизнеса в развитых странах.
В третьей главе «Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в Российской Федерации» изучены основные направления совершенствования государственной поддержки малого бизнеса в РФ с учетом зарубежного опыта, а также были рассмотрены текущее состояние и проблемы функционирования малого бизнеса в России.
В заключении делаются выводы по дипломной работе в целом.
На основании данной работы, можно сделать вывод, что государства с рыночной экономикой достаточно большое количество времени уделяют проблеме малого бизнеса, активно регулируют основные его аспекты, а также оказывают широкое содействие его развитию, применяя формы и методы, разработанные с учетом стратегических целей национальных экономик. Поэтому с целью возникновения и стабильного развития финансовой инфраструктуры малого бизнеса и частного предпринимательства в Российской Федерации важным обстоятельством должна являться активная государственная политика.
Остается и небезызвестным тот факт, что малое предпринимательство стабилизирует рынок, привлекая в оборот местные сырьевые ресурсы, способствует развитию малых городов и поселков, уменьшает нагрузку на природу, рассредоточивая производство по многим регионам страны. Кроме того, соединение собственника и предпринимателя в одном лице, позволяет не только сократить управленческий персонал, но и повысить сплоченность и взаимопомощь работников.
Роль государства для развития малого бизнеса необходима для того, чтобы установить нормы, права и обязанности субъектов, а также для обеспечения гарантий и мер поддержки необходимых для развития малого бизнеса.
В то же время, существующие формы взаимоотношений между властью и бизнесом, в России, далеко не ограничиваются вышеперечисленными функциями и осложнена рядом проблем:
- во-первых, на федеральном, региональном и местном уровне фактически отсутствует четкое законодательное регулирование форм, методов и средств взаимодействия государства и малого бизнеса;
- во-вторых, на нормативном уровне до сих пор в полном объеме не разработаны государственные и муниципальные программы развития малого бизнеса в части его кредитования, субсидирования, финансовой поддержки;
- в третьих, возможность осуществления эффективного взаимодействия органов власти и бизнеса значительно затрудняет отсутствие прозрачности подобных взаимоотношений, рост фактов коррупции, клановости в государственном и муниципальном аппарате.
Для достижения цели государственной политики в сфере малого предпринимательства должны быть решены задачи:
- формирования правовой среды, обеспечивающей беспрепятственное развитие сферы малого предпринимательства;
- предоставления правовой, судебной и физической защиты субъектам малого предпринимательства, осуществляемой на основе федеральных законов и законов субъектов РФ;
- увеличение финансового обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства;
- формирования инфраструктуры, обеспечивающей доступность для субъектов малого предпринимательства необходимых услуг и ресурсов;
- повышения эффективности деятельности органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления по поддержке малого предпринимательства.
На сегодняшний день малое предпринимательство считается самым значимым сектором рыночной экономики. Он содействует увеличению числа рабочих мест в стране, повышает материальное благополучие государства, а также предоставляет населению самые разнообразные товары и услуги, чем обеспечивает их потребности.
Полагаясь на проведенный анализ малого бизнеса в данной работе можно сделать вывод, что на современном этапе уровень его развития в Российской Федерации все еще значительно отстает от экономически развитых стран. Данный факт объясняется тем, что в этих странах рассматриваемый сектор экономики играет очень важную роль в экономических и социальных вопросах. Особое внимание государственной власти экономически развитых стран к поддержке и развитию малого и среднего бизнеса обеспечивает производство около 50% валового национального продукта.
В ряде развитых странах доля малых и средних фирм составляет от 80 до 90% в общем числе предприятий. Для России аналогичный показатель составляет 9-10%, что и дает возможность сделать вывод об имеющихся больших резервах роста малого и среднего бизнеса, огромного интеллектуального потенциала. Малый бизнес - это, по сути, типичный сектор рыночной экономики, который составляет основу современной рыночной инфраструктуры, поскольку именно он обеспечивает конкурентную среду в экономике. Небольшие размеры малых предприятий могут обеспечить технологическую, производственную и организационно-управленческую эластичность, что, в свою очередь, позволит эффективно реагировать на изменение конъюнктуры рынка, осуществлять эффективную инновационную деятельность.
Таким образом, государственная поддержка российского предпринимательства на современном этапе рассматривается как одна из основных задач развития экономики. Следствием этого процесса должно стать намеренное создание экономических и правовых условий, толчок для развития предпринимательства, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.
Остается и небезызвестным тот факт, что малое предпринимательство стабилизирует рынок, привлекая в оборот местные сырьевые ресурсы, способствует развитию малых городов и поселков, уменьшает нагрузку на природу, рассредоточивая производство по многим регионам страны. Кроме того, соединение собственника и предпринимателя в одном лице, позволяет не только сократить управленческий персонал, но и повысить сплоченность и взаимопомощь работников.
Роль государства для развития малого бизнеса необходима для того, чтобы установить нормы, права и обязанности субъектов, а также для обеспечения гарантий и мер поддержки необходимых для развития малого бизнеса.
В то же время, существующие формы взаимоотношений между властью и бизнесом, в России, далеко не ограничиваются вышеперечисленными функциями и осложнена рядом проблем:
- во-первых, на федеральном, региональном и местном уровне фактически отсутствует четкое законодательное регулирование форм, методов и средств взаимодействия государства и малого бизнеса;
- во-вторых, на нормативном уровне до сих пор в полном объеме не разработаны государственные и муниципальные программы развития малого бизнеса в части его кредитования, субсидирования, финансовой поддержки;
- в третьих, возможность осуществления эффективного взаимодействия органов власти и бизнеса значительно затрудняет отсутствие прозрачности подобных взаимоотношений, рост фактов коррупции, клановости в государственном и муниципальном аппарате.
Для достижения цели государственной политики в сфере малого предпринимательства должны быть решены задачи:
- формирования правовой среды, обеспечивающей беспрепятственное развитие сферы малого предпринимательства;
- предоставления правовой, судебной и физической защиты субъектам малого предпринимательства, осуществляемой на основе федеральных законов и законов субъектов РФ;
- увеличение финансового обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства;
- формирования инфраструктуры, обеспечивающей доступность для субъектов малого предпринимательства необходимых услуг и ресурсов;
- повышения эффективности деятельности органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления по поддержке малого предпринимательства.
На сегодняшний день малое предпринимательство считается самым значимым сектором рыночной экономики. Он содействует увеличению числа рабочих мест в стране, повышает материальное благополучие государства, а также предоставляет населению самые разнообразные товары и услуги, чем обеспечивает их потребности.
Полагаясь на проведенный анализ малого бизнеса в данной работе можно сделать вывод, что на современном этапе уровень его развития в Российской Федерации все еще значительно отстает от экономически развитых стран. Данный факт объясняется тем, что в этих странах рассматриваемый сектор экономики играет очень важную роль в экономических и социальных вопросах. Особое внимание государственной власти экономически развитых стран к поддержке и развитию малого и среднего бизнеса обеспечивает производство около 50% валового национального продукта.
В ряде развитых странах доля малых и средних фирм составляет от 80 до 90% в общем числе предприятий. Для России аналогичный показатель составляет 9-10%, что и дает возможность сделать вывод об имеющихся больших резервах роста малого и среднего бизнеса, огромного интеллектуального потенциала. Малый бизнес - это, по сути, типичный сектор рыночной экономики, который составляет основу современной рыночной инфраструктуры, поскольку именно он обеспечивает конкурентную среду в экономике. Небольшие размеры малых предприятий могут обеспечить технологическую, производственную и организационно-управленческую эластичность, что, в свою очередь, позволит эффективно реагировать на изменение конъюнктуры рынка, осуществлять эффективную инновационную деятельность.
Таким образом, государственная поддержка российского предпринимательства на современном этапе рассматривается как одна из основных задач развития экономики. Следствием этого процесса должно стать намеренное создание экономических и правовых условий, толчок для развития предпринимательства, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.
Подобные работы
- МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Международный опыт развития малого бизнеса и его использование в РФ
Дипломные работы, ВКР, прочее. Язык работы: Русский. Цена: 7990 р. Год сдачи: 2014 - МАЛЫЙ БИЗНЕС КИТАЯ И ЯПОНИИ: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Исследование механизмов развития малого предпринимательства в региональной экономике
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ И ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - Международные аспекты развития малого бизнеса (на примере компании ООО«Поликрон»)
Дипломные работы, ВКР, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Международные аспекты развития малого бизнеса (на примере компании ООО«Поликрон»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Институционально-эволюционные основы возрождения и развития
малого бизнеса на региональном уровне
Магистерская диссертация, предпринимательство. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ МАЛОГО БИЗНЕСА
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2019



