Введение 4
1 Теоретические аспекты типичного образа предпринимателя в представлении
школьников старших классов 7
1.1 Образ как категория в психологии 7
1.2 Представление как психический процесс 13
1.3 Т еория социальных представлений 17
1.4 Структурно-содержательные характеристики типичного образа
предпринимателя 19
1.5 Особенности возраста школьников старших классов 22
2 Эмпирическое исследование образа предпринимателя в представлениях
школьников старших классов 29
2.1 Программа исследования 29
2.2 Обоснование выбора методик 30
2.3 Математический метод обработки 34
2.4 Анализ результатов и выводы 37
Заключение 47
Список литературы 49
Приложение А Бланк специализированного СД 53
Приложение Б Личностный СД 55
Приложение В Ассоциативный эксперимент 57
Приложение Г Сырые данные 58
Приложение Д Матрица повернутых компонента 59
Приложение Е Рисунок человека 62
В современном обществе существует негативное восприятие предпринимателя, не смотря на то, что уже большой слой населения занят в частном секторе экономики, несмотря на поддержку правительства малого и среднего бизнесе. Причинной данного негативного восприятия является не только известная нечестность многих предпринимателей, но и образ самого предпринимателя, представленный в художественной литературе и современном кинематографе. В русской литературе сложился целый ряд стереотипов в изображении предпринимателя, которые глубоко внедрены в сознание многих поколений. Советская школа отбирала из всего многообразия классической литературы только те произведения, которые только поддерживали устойчивость таких стереотипов и сформировали негативное представление о деятельности предпринимателей, промышленников и купцов у нескольких поколений школьников. Долгое время в советской литературе предпринимателей изображали как типичных представителей класса буржуазии. Такое представление образа купцов и промышленников губило саму идею о предпринимательстве, как творческой и свободной деятельности человека. В осмыслении образа предпринимателя, акцент делался на материальном денежном эквиваленте работы предпринимателя - прибыли. И предпринимательская деятельность прочно ассоциировалась с целым рядом негативных характеристик человека. Хотя по В.И. Далю акцент делался на главном в человеке-предпринимателе: «затевает исполнить какое-либо новое дело, приступает к совершению, чего-либо значительного» .
Предпринимательство остается относительно новым феноменом, и требует глубокого изучения и конструирования в массовом сознании. Актуальными исследованиями в социальной психологии являются те, которые изучают процессы конструирования образа различных социальных явлений. Анализ таких работ дает нам информацию о том, как личность строит представление о социальном мире, конструируя его образ. Теория социальных представлений, является важнейшей теоретической основой, которая объясняет процесс формирования образов социальных явлений. В данной работе продуктом социального представления является образ типичного предпринимателя.
Исходя из вышесказанного, были определены цель, предмет, объект и задачи.
Целью данной работы является рассмотрение комплексного, теоретически обоснованного подхода в понимании психологической сущности типичного образа предпринимателя.
Предмет исследования: структурно-содержательные характеристики
типичного образа предпринимателя.
Достижение указанной цели планируется реализовать посредством решения следующих задач:
1) исследовать понятие «образ» в психологии и разобрать теорию социальных представлений;
2) рассмотреть структурно-содержательные характеристики образа предпринимателя в качестве предмета психологического анализа;
3) дать психологическую характеристику группе, которая является объектом эмпирического исследования;
4) обосновать выбор методологических подходов к изучению типичного образа предпринимателя в представлениях школьников старших классов ПК;
5) провести исследование образа предпринимателя в представлениях школьников старших классов;
6) в заключение работы необходимо изложить основные выводы и результаты.
Теоритическим объектом является типичный образ предпринимателя.
Эмпирическим объектом выступают школьники старших классов.
Для того чтобы узнать каков типичный образ предпринимателя в представлении школьников старших классов ПК, было проведено исследование с помощью следующих методик:
1. Специализированный семантический дифференциал (СД),
разработанный В.П.Серкиным для оценки профессионала.
2. Личностный семантический дифференциал А.Г.Шмелева.
3. Проективный метод «Рисунок человека».
4. Метод свободных ассоциаций.
Эмпирическим объектом выступают школьники старших классов от 9 до 11 класса, в количестве 76 человек в возрасте от 15 до 18 лет.
Структура выпускной квалифицированной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и 6 приложений.
Подводя итоги, можно сказать, что цель: рассмотрения комплексного, теоритически обоснованного подхода в понимании психологической сущности типичного образа предпринимателя, достигнута. Для ее достижения было разобрано понятие «образа» в психологии, а также теория социальных представлений. Были рассмотрены структурно-содержательные характеристики образа типичного предпринимателя, дана характеристика группе, которая являлась объектом эмпирического исследования и проведено исследование типичного образа предпринимателя в представлениях школьниках старших классов.
По результатам проведенного исследования мы выяснили, что сложившиеся негативные стереотипы образа предпринимателя меняются, с подрастанием нового поколения. Мы изучали образ типичного предпринимателя в представлениях школьников старших классов ПК по средствам методик СД, методом свободных ассоциаций и проективным методом.
По результатам личностного семантического дифференциал А.Г.Шмелева, в групповую семантическую универсалию оценки образа типичного предпринимателя на 90 % уровне значимости, вошли следующие характеристики: общительный, умный, трудолюбивый, ответственный,
решительный, аккуратный, тактичный, волевой, уравновешенный,
компетентный.
По результатам специализированного СД, в групповую семантическую универсалию на 90% уровне значимости вошли такие характеристики как: ответственный, знающий, развивающийся, квалифицированный, умный, работоспособный, заинтересованный, уверенный, инициативный,
целеустремленный, способный, образованный, умелый, выполняющий, «решающий проблемы», лидер, подготовленный.
Обработав данные в программе SPSS, по факторному анализу, мы выделили 14 факторов. Разобрали и описали каждый фактор, входящие в него шкалы с их весом, и дали обобщенное название каждому фактору.
По методу свободных ассоциаций неслучайными ассоциациями на стимул «предприниматель» оказались: бизнес, деньги, бизнесмен, умный, руководитель, целеустремленный, опытный, ответственный, прибыль, владелец, фирма, образованный, работа, банк, предприимчивый, карьерист, трудолюбивый, активный, лидер, офис, решительный, богатый, товар.
Изучив рисунки респондентов, образ предпринимателя был выявлен только по нескольким признакам. Из них мы выяснили, что респонденты изображали зрелых, умных и общительных предпринимателей. А по ответам из пострисуночного опроса можно сделать вывод, что школьники старших классов представляют типичного предпринимателя, как мужчину средних лет (25-35), умного, счастливого, здорового и богатого человека.
Таким образом, по результатам нашего исследования, образ типичного предпринимателя в представлениях школьников старших классов ПК оказался положительным. Сложившиеся стереотипы в изображении предпринимателя, которые глубоко внедрены в сознание многих поколений, не повлияли на наше исследование, а это значит, что стереотипы меняются, и представление о человеке-предпринимателе меняется с подрастающим поколением и их новым жизненным опытом.
1. Витковская, О.И. Социально-психологический портрет предпринимателя // Сибирский психологический журнал. - 2005. - Вып. 21. - С. 23-26.
2. Возраст: статья в словаре Психофизиология. Словарь // Авт. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 128 с.
3. Воробьева, Н.А. Образ предпринимателя у школьников, студентов, работающих и пенсионеров // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2010. - Вып. 3(43). - С. 48-54.
4. Милехина, Т.А. Образ предпринимателя в русской словесности // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - Вып. 11. - С. 108-114.
5. Ромм, М.В. Конструирование теоретических образов социальных феноменов // Сибирский философский журнал. - 2010. - Вып. 2. - С. 32-36.
6. Серкин, В.П. О возможностях метода семантических универсалий Е.Ю. Артемьевой / В.П. Серкин // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. - 2000. - № 2. - С. 74-79.
7. Смирнов, С. Д. Мир образов и образ мира // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 2004. - Вып. 2. - С. 15-29.
8. Смирнов Д. Мир образов и образ мира как парадигмы психологического мышления // Мир психологии. -2003. - Вып. 4. - С. 18-31.
9. Юферева Т. И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков // Вопросы психологии. - 1985. - Вып. 3. - С. 124.
Учебники и учебные пособия
10. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 363 с.
11. Артемьева, Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики: под ред. И. Б. Ханиной / Е.Ю. Артемьева. - М.: Наука; Смысл, 1999. - 350 с.
12. Бурлачук, Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - СПб.: Питер, 1999.
13. Вундт, В. Введение в психологию / В. Вундт. - Издательство: КомКнига, 2001. - 167 с.
14. Венгер, А.Л. Соотношение возрастных и индивидуальных закономерностей психического развития ребенка / А.Л. Венгер. - М., 2008. - 48 с.
15. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выгодский.- М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2005. - 671 с.
16. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. - М.: Директ- Медиа, 2008. - 275 с.
17. Гамезо, М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
18. Гуревич П.С., Психология личности: учебное пособие для студентов вузов / П.С. Гуревич. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009. - 556 с.
19. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка / В.И. Даль. - М., 2009. - 736 с.
20. Журавлев, А.Л, Позняков В.П., Социальная психология российского предпринимательства / А.Л. Журавлев, В.П. Позняков. - М.: Институт психологии РАН, 2012. - 480 с.
21. Зинченко, В. П. Образ и деятельность. - М.: Издательство "Институт практической психологии", /Воронеж: НПО "МОДЭК", 1999. - 608 с.
22. Карабанова, О. А. Возрастная психология. Конспект лекций М.: Айрис- пресс, 2005. — 238 с.
23. Лебедева, Л. Д., Никонорова Ю. В., Тараканова Н. А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии / Л.Д. Лебедева, Ю.В. Никонорова, Н.А. Тараканова. — СПб.: Речь, 2006 — 336 с.
24. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2013. - 583 с.
25. Молчанов, С.В. Психология подросткового и юношеского возраста: Учебник для академического бакалавриата / С.В. Молчанов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 351 с.
26. Мухина, В.С. Возрастная психология. Учебник для студентов вузов / В.С. Мухина - М. Издательский центр «Академия», 1997. - 432 с.
27. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов / Л.Ф. Обухова.
- М.: Юрайт, МГППУ, ИД Юрайт, 2010. - 460 с.
28. Психология предпринимательской деятельности (развитие российского предпринимательства в нач. 1990-х гг.)./ Под общ. ред. Бодрова В.А., М.: ИП РАН, 1995.- 175 с.
29. Рамендик, Д.М. Общая психология и психологический практикум / Д.М. Рамендик.. - М.: Форум, 2013. - 304 с.
30. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб.: Питер, 2012. - 816 с.
31. Руденский Е.В. Социальная психология / Е.В. Руденский. - М.: Наука, 2000 г. - 320 с.
32. Серкин, В. П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики: Учебное пособие / В.П. Серкин. - М.: Пчела, 2008. - 382 с.
33. Тарасова Л.Е. Общая психология: конспект лекций. Л.Е. Тарасова. М. : Издательство: Высшее образование, 2009. - 190 с.
34. Хрисанфова Е. Н. Антропология: учебник / Е. Н. Хрисанфова, И. В. Перевозчиков. - 4-еизд. -, 2005. - 400 с.
35. Хухлаева О.В. Психология подростка. - М.: Изд. центр «Академия», 2005.
- 160 с.
36. Шорохова Е. В. Психологические особенности российского предпринимательства: исторический аспект // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства / Е.В. Шорохова. - 1999. - С. 17-43.
37. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Д.Б. Эльконин. 2007. — 384 с.
Электронные ресурсы
38. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике.
- СПб.:Питер, 1999. Режим доступа: https://studfiles.net/preview/4033990/
39. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/1603480/
40. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. - СПб.: Речь, 2002. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/3053465/