ОБРАЗ ТИПИЧНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ ПК
|
Введение 4
1 Теоретические аспекты типичного образа предпринимателя в представлении
школьников старших классов 7
1.1 Образ как категория в психологии 7
1.2 Представление как психический процесс 13
1.3 Т еория социальных представлений 17
1.4 Структурно-содержательные характеристики типичного образа
предпринимателя 19
1.5 Особенности возраста школьников старших классов 22
2 Эмпирическое исследование образа предпринимателя в представлениях
школьников старших классов 29
2.1 Программа исследования 29
2.2 Обоснование выбора методик 30
2.3 Математический метод обработки 34
2.4 Анализ результатов и выводы 37
Заключение 47
Список литературы 49
Приложение А Бланк специализированного СД 53
Приложение Б Личностный СД 55
Приложение В Ассоциативный эксперимент 57
Приложение Г Сырые данные 58
Приложение Д Матрица повернутых компонента 59
Приложение Е Рисунок человека 62
1 Теоретические аспекты типичного образа предпринимателя в представлении
школьников старших классов 7
1.1 Образ как категория в психологии 7
1.2 Представление как психический процесс 13
1.3 Т еория социальных представлений 17
1.4 Структурно-содержательные характеристики типичного образа
предпринимателя 19
1.5 Особенности возраста школьников старших классов 22
2 Эмпирическое исследование образа предпринимателя в представлениях
школьников старших классов 29
2.1 Программа исследования 29
2.2 Обоснование выбора методик 30
2.3 Математический метод обработки 34
2.4 Анализ результатов и выводы 37
Заключение 47
Список литературы 49
Приложение А Бланк специализированного СД 53
Приложение Б Личностный СД 55
Приложение В Ассоциативный эксперимент 57
Приложение Г Сырые данные 58
Приложение Д Матрица повернутых компонента 59
Приложение Е Рисунок человека 62
В современном обществе существует негативное восприятие предпринимателя, не смотря на то, что уже большой слой населения занят в частном секторе экономики, несмотря на поддержку правительства малого и среднего бизнесе. Причинной данного негативного восприятия является не только известная нечестность многих предпринимателей, но и образ самого предпринимателя, представленный в художественной литературе и современном кинематографе. В русской литературе сложился целый ряд стереотипов в изображении предпринимателя, которые глубоко внедрены в сознание многих поколений. Советская школа отбирала из всего многообразия классической литературы только те произведения, которые только поддерживали устойчивость таких стереотипов и сформировали негативное представление о деятельности предпринимателей, промышленников и купцов у нескольких поколений школьников. Долгое время в советской литературе предпринимателей изображали как типичных представителей класса буржуазии. Такое представление образа купцов и промышленников губило саму идею о предпринимательстве, как творческой и свободной деятельности человека. В осмыслении образа предпринимателя, акцент делался на материальном денежном эквиваленте работы предпринимателя - прибыли. И предпринимательская деятельность прочно ассоциировалась с целым рядом негативных характеристик человека. Хотя по В.И. Далю акцент делался на главном в человеке-предпринимателе: «затевает исполнить какое-либо новое дело, приступает к совершению, чего-либо значительного» .
Предпринимательство остается относительно новым феноменом, и требует глубокого изучения и конструирования в массовом сознании. Актуальными исследованиями в социальной психологии являются те, которые изучают процессы конструирования образа различных социальных явлений. Анализ таких работ дает нам информацию о том, как личность строит представление о социальном мире, конструируя его образ. Теория социальных представлений, является важнейшей теоретической основой, которая объясняет процесс формирования образов социальных явлений. В данной работе продуктом социального представления является образ типичного предпринимателя.
Исходя из вышесказанного, были определены цель, предмет, объект и задачи.
Целью данной работы является рассмотрение комплексного, теоретически обоснованного подхода в понимании психологической сущности типичного образа предпринимателя.
Предмет исследования: структурно-содержательные характеристики
типичного образа предпринимателя.
Достижение указанной цели планируется реализовать посредством решения следующих задач:
1) исследовать понятие «образ» в психологии и разобрать теорию социальных представлений;
2) рассмотреть структурно-содержательные характеристики образа предпринимателя в качестве предмета психологического анализа;
3) дать психологическую характеристику группе, которая является объектом эмпирического исследования;
4) обосновать выбор методологических подходов к изучению типичного образа предпринимателя в представлениях школьников старших классов ПК;
5) провести исследование образа предпринимателя в представлениях школьников старших классов;
6) в заключение работы необходимо изложить основные выводы и результаты.
Теоритическим объектом является типичный образ предпринимателя.
Эмпирическим объектом выступают школьники старших классов.
Для того чтобы узнать каков типичный образ предпринимателя в представлении школьников старших классов ПК, было проведено исследование с помощью следующих методик:
1. Специализированный семантический дифференциал (СД),
разработанный В.П.Серкиным для оценки профессионала.
2. Личностный семантический дифференциал А.Г.Шмелева.
3. Проективный метод «Рисунок человека».
4. Метод свободных ассоциаций.
Эмпирическим объектом выступают школьники старших классов от 9 до 11 класса, в количестве 76 человек в возрасте от 15 до 18 лет.
Структура выпускной квалифицированной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и 6 приложений.
Предпринимательство остается относительно новым феноменом, и требует глубокого изучения и конструирования в массовом сознании. Актуальными исследованиями в социальной психологии являются те, которые изучают процессы конструирования образа различных социальных явлений. Анализ таких работ дает нам информацию о том, как личность строит представление о социальном мире, конструируя его образ. Теория социальных представлений, является важнейшей теоретической основой, которая объясняет процесс формирования образов социальных явлений. В данной работе продуктом социального представления является образ типичного предпринимателя.
Исходя из вышесказанного, были определены цель, предмет, объект и задачи.
Целью данной работы является рассмотрение комплексного, теоретически обоснованного подхода в понимании психологической сущности типичного образа предпринимателя.
Предмет исследования: структурно-содержательные характеристики
типичного образа предпринимателя.
Достижение указанной цели планируется реализовать посредством решения следующих задач:
1) исследовать понятие «образ» в психологии и разобрать теорию социальных представлений;
2) рассмотреть структурно-содержательные характеристики образа предпринимателя в качестве предмета психологического анализа;
3) дать психологическую характеристику группе, которая является объектом эмпирического исследования;
4) обосновать выбор методологических подходов к изучению типичного образа предпринимателя в представлениях школьников старших классов ПК;
5) провести исследование образа предпринимателя в представлениях школьников старших классов;
6) в заключение работы необходимо изложить основные выводы и результаты.
Теоритическим объектом является типичный образ предпринимателя.
Эмпирическим объектом выступают школьники старших классов.
Для того чтобы узнать каков типичный образ предпринимателя в представлении школьников старших классов ПК, было проведено исследование с помощью следующих методик:
1. Специализированный семантический дифференциал (СД),
разработанный В.П.Серкиным для оценки профессионала.
2. Личностный семантический дифференциал А.Г.Шмелева.
3. Проективный метод «Рисунок человека».
4. Метод свободных ассоциаций.
Эмпирическим объектом выступают школьники старших классов от 9 до 11 класса, в количестве 76 человек в возрасте от 15 до 18 лет.
Структура выпускной квалифицированной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и 6 приложений.
Подводя итоги, можно сказать, что цель: рассмотрения комплексного, теоритически обоснованного подхода в понимании психологической сущности типичного образа предпринимателя, достигнута. Для ее достижения было разобрано понятие «образа» в психологии, а также теория социальных представлений. Были рассмотрены структурно-содержательные характеристики образа типичного предпринимателя, дана характеристика группе, которая являлась объектом эмпирического исследования и проведено исследование типичного образа предпринимателя в представлениях школьниках старших классов.
По результатам проведенного исследования мы выяснили, что сложившиеся негативные стереотипы образа предпринимателя меняются, с подрастанием нового поколения. Мы изучали образ типичного предпринимателя в представлениях школьников старших классов ПК по средствам методик СД, методом свободных ассоциаций и проективным методом.
По результатам личностного семантического дифференциал А.Г.Шмелева, в групповую семантическую универсалию оценки образа типичного предпринимателя на 90 % уровне значимости, вошли следующие характеристики: общительный, умный, трудолюбивый, ответственный,
решительный, аккуратный, тактичный, волевой, уравновешенный,
компетентный.
По результатам специализированного СД, в групповую семантическую универсалию на 90% уровне значимости вошли такие характеристики как: ответственный, знающий, развивающийся, квалифицированный, умный, работоспособный, заинтересованный, уверенный, инициативный,
целеустремленный, способный, образованный, умелый, выполняющий, «решающий проблемы», лидер, подготовленный.
Обработав данные в программе SPSS, по факторному анализу, мы выделили 14 факторов. Разобрали и описали каждый фактор, входящие в него шкалы с их весом, и дали обобщенное название каждому фактору.
По методу свободных ассоциаций неслучайными ассоциациями на стимул «предприниматель» оказались: бизнес, деньги, бизнесмен, умный, руководитель, целеустремленный, опытный, ответственный, прибыль, владелец, фирма, образованный, работа, банк, предприимчивый, карьерист, трудолюбивый, активный, лидер, офис, решительный, богатый, товар.
Изучив рисунки респондентов, образ предпринимателя был выявлен только по нескольким признакам. Из них мы выяснили, что респонденты изображали зрелых, умных и общительных предпринимателей. А по ответам из пострисуночного опроса можно сделать вывод, что школьники старших классов представляют типичного предпринимателя, как мужчину средних лет (25-35), умного, счастливого, здорового и богатого человека.
Таким образом, по результатам нашего исследования, образ типичного предпринимателя в представлениях школьников старших классов ПК оказался положительным. Сложившиеся стереотипы в изображении предпринимателя, которые глубоко внедрены в сознание многих поколений, не повлияли на наше исследование, а это значит, что стереотипы меняются, и представление о человеке-предпринимателе меняется с подрастающим поколением и их новым жизненным опытом.
По результатам проведенного исследования мы выяснили, что сложившиеся негативные стереотипы образа предпринимателя меняются, с подрастанием нового поколения. Мы изучали образ типичного предпринимателя в представлениях школьников старших классов ПК по средствам методик СД, методом свободных ассоциаций и проективным методом.
По результатам личностного семантического дифференциал А.Г.Шмелева, в групповую семантическую универсалию оценки образа типичного предпринимателя на 90 % уровне значимости, вошли следующие характеристики: общительный, умный, трудолюбивый, ответственный,
решительный, аккуратный, тактичный, волевой, уравновешенный,
компетентный.
По результатам специализированного СД, в групповую семантическую универсалию на 90% уровне значимости вошли такие характеристики как: ответственный, знающий, развивающийся, квалифицированный, умный, работоспособный, заинтересованный, уверенный, инициативный,
целеустремленный, способный, образованный, умелый, выполняющий, «решающий проблемы», лидер, подготовленный.
Обработав данные в программе SPSS, по факторному анализу, мы выделили 14 факторов. Разобрали и описали каждый фактор, входящие в него шкалы с их весом, и дали обобщенное название каждому фактору.
По методу свободных ассоциаций неслучайными ассоциациями на стимул «предприниматель» оказались: бизнес, деньги, бизнесмен, умный, руководитель, целеустремленный, опытный, ответственный, прибыль, владелец, фирма, образованный, работа, банк, предприимчивый, карьерист, трудолюбивый, активный, лидер, офис, решительный, богатый, товар.
Изучив рисунки респондентов, образ предпринимателя был выявлен только по нескольким признакам. Из них мы выяснили, что респонденты изображали зрелых, умных и общительных предпринимателей. А по ответам из пострисуночного опроса можно сделать вывод, что школьники старших классов представляют типичного предпринимателя, как мужчину средних лет (25-35), умного, счастливого, здорового и богатого человека.
Таким образом, по результатам нашего исследования, образ типичного предпринимателя в представлениях школьников старших классов ПК оказался положительным. Сложившиеся стереотипы в изображении предпринимателя, которые глубоко внедрены в сознание многих поколений, не повлияли на наше исследование, а это значит, что стереотипы меняются, и представление о человеке-предпринимателе меняется с подрастающим поколением и их новым жизненным опытом.



