Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБРАЗ «ТИПИЧНОГО РУССКОГО» И «ТИПИЧНОГО АМЕРИКАНЦА» У РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ДВФУ)

Работа №74107

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы98
Год сдачи2018
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
193
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические основы исследований этнических стереотипов в зарубежной и
отечественной психологии 6
1.1 Категории образа в психологии 6
1.2 Исследования этнических стереотипов в современной психологии 15
1.3 Исследования этнических стереотипов российского студенчества 22
2 Методы реконструкции образа в психологии 29
2.1 Методы психосемантики в изучении образа 29
2.2 Метод ассоциаций 38
2.3 Метод пиктограмм 40
3 Эмпирическое исследование особенностей восприятия образа "типичного
русского" и "типичного американца" российской молодежи 43
3.1 Реконструкция образа "типичного русского" и "типичного американца"
модифицированной методикой "Пиктограмма" 43
3.1.1 Реконструкция образа «типичного русского» методикой
«Пиктограмма» 43
3.1.2 Реконструкция образа «типичного американца» методикой
«Пиктограмма» 47
3.1.3 Сопоставление пиктограмм, использованных студентами при
изображении стимулов «типичный русский» и «типичный американец» 49
3.2 Реконструкция образа «типичного русского» и «типичного американца» с
применением ассоциативного метода 58
3.3 Реконструкция образа «типичного русского» и «типичного американца» с
применением факторного анализа 69
Заключение 81
Список литературы 83
Приложение


В условиях глобализации, в современном мире растёт объём непосредственного взаимодействия представителей различных этносов, этнических групп между собой. Усложняется и обостряется геополитическая обстановка, и, в такой ситуации межэтнические отношения превращаются во всё более сложный многоуровневый, многоаспектный процесс.
Большинством исследователей отмечено, что люди, принадлежащие к одной нации или одной этнической общности, кроме общечеловеческих качеств обладают характерными особенностями, типичными для всех представителей только данной нации или этнической общности и нетипичными для представителей другой. В процессе общения людей разных национальностей и этносов, формируются этнические стереотипы, которые представляют собой осознание характерных с точки зрения своей этнической группы признаков собственной и другой группы.
Актуальность нашего исследования связана с тем, что в наши дни все большее число людей в разных странах предпринимают путешествия, поиск работы и учебы за рубежом. Относится это и к России, на примере Владивостока каждый год наблюдается рост числа иностранных туристов, желание иностранных студентов обучаться в российских вузах.
Попадая в иную этническую и природную среду, человек сталкивается с необходимостью найти понимание новой культурной среды, приспособиться к ней. В межэтнических отношениях проблема национальных стереотипов очень актуальна, поскольку часто гетеростереотипы и автостереотипы не дают людям возможность рассуждать объективно, что и приводит к конфликтам. Несмотря на то, что этнические стереотипы являются проблемой таких наук как этнология, социология, психология, они до сих пор слабо изучены в научной литературе.
Задачи социокультурной адаптации связаны с поиском механизмов понимания представителей других культур, выстраивания каналов коммуникации, соотнесения ценностей и культурных особенностей для достижения гармоничных отношений в меняющемся мире.
В связи с этим, была выбрана тема нашего исследования «Образ «типичного русского» и «типичного американца» у российской молодежи».
Цель: выявить особенности образов «типичного русского» и «типичного американца» у студентов.
Объект теоретический: образ «типичного русского» и «типичного американца».
Объект эмпирический: студенты ДВФУ.
Предмет: особенности образов «типичного русского» и «типичного
американца».
Гипотеза: Существуют значимые различия в образе «типичного русского» и «типичного американца» у студентов.
Задачи:
1. Рассмотреть категорию образа в психологии;
2. Описать специфику образов этнических представлений, проанализировать исследования этнических стереотипов в современной психологии;
3. Реконструировать образы «типичного русского» и «типичного американца» у студентов;
4. Выявить особенности образов «типичного русского» и «типичного американца».
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:
• Теоретическое методы: сравнение, классификация, обобщение
• Методы психосемантики и проективные методы
• Методы математической статистики
В эмпирической части работы были использованы следующие методики.
1. Модифицированная методика «пиктограмма»;
2. Методика свободных вербальных ассоциаций;
3. Вербальный личностный семантический дифференциал Шмелева
Статистический анализ результатов исследования осуществлялся с помощью:
• Процедуры факторного анализа,
• Критерия углового преобразования Фишера.
Теоретико-методологическая основа исследования: концепция социального стереотипа У. Липпмана, концепция стереотипизации Г. Тешфела, концепция этноцентризма У. Самнера.
Для понимания природы этнического стереотипа важное значение имеют труды таких ученых, как У. Д. Катц и К.У. Брэйли, Г.У. Оллпорт, И.С. Кон, В.Г. Крысько, О.А. Леонтович, Е.Я. Шмелёва, А.Д. Шмелёв, Е.С. Кубрякова, С.Г. Тер- Минасова, Т.Г. Стефаненко Ю.Е. Прохоров и др.
Организация и база исследования:
Эмпирическое исследование проводилось на базе Дальневосточного Федерального университета в период с 27 по 28 декабря 2017 г. Была исследована группа студентов, обучающихся по следующим профилям: философия, теология, социология, психология. Общая выборка составила 53 студента. Возраст испытуемых: 17-20 лет.
Практическая значимость данной работы связана с потенциалом применения научных результатов в создании программ адаптации иностранцев в российской культурной среде, в работе университета с иностранными студентами.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Основные выводы, выпускной квалификационной работы докладывались на межрегиональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых Школы гуманитарных наук ДВФУ «Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук», 20 апреля 2018 г., Владивосток.
Основные выводы, выпускной квалификационной работы были представлены на всероссийской научной конференции «Актуальные вопросы качества образования» в МГУ им. адм. Г. И. Невельского 18-20 июня 2018 г. Соответствующая статья опубликована в сборнике материалов конференции с индексацией в РИНЦ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Любой народ и любая национальность имеет свои собственные представления об окружающем мире, людях и о представителях другой культуры. Стереотип, как готовая схема восприятия, позволяет человеку сэкономить время реагирования на изменяющиеся условия окружающего мира. Но в то же время, стереотип, в большей мере, препятствует возникновению новых мыслей и представлений.
Для нас представлялось интересным выявить особенности восприятия образа «типичного русского» и «типичного американца» российской молодежи. В связи с чем было проведено эмпирическое исследование на базе Дальневосточного Федерального университета в период с 27 по 28 декабря 2017 г. В нем приняли участие группы студентов разных курсов, обучающихся по следующим профилям: философия, теология, социология, психология. Общая выборка составила 53 студента.
Использовались такие методы исследования как модифицированная методика «пиктограмма», методика свободных вербальных ассоциаций, вербальный личностный семантический дифференциал Шмелева.
По методике ассоциаций и пиктограмм образ «типичного русского» более наполнен содержанием, чем образ «типичного американца». Наблюдается крайняя неравномерность наполнения категорий «спиртные напитки» и «природа, растения и животные» (автостереотип более наполнен, чем гетеростереотип).
Это соответствует представлению исследователей о том, что автостереотипы более наполнены, имеют более богатое когнитивное и эмоциональное содержание, чем гетеростереотипы.
Факторный анализ позволил выявить общий фактор оценивания «типичного русского» и «типичного американца» - фактор «Негативной оценки». Также, фактор «Привлекательности-активности» («типичный русский») имеет ряд общих шкал с факторами «Привлекательности-непривлекательности» и «Активности- пассивности» («типичный американец»).
Но, в целом, различий в восприятии образов больше, чем сходств, то есть для оценивания «типичного русского» и «типичного американца» применяются в основном разные категории
Это подтверждает гипотезу о том, что существуют особенности восприятия образов «типичного русского» и «типичного американца».



1. Андреева Г.М. Психология социального познания: учебное пособие для студ. высших учебных заведений / Г.М.Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 288 с.
2. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. М.: Аспект Пресс, 2007. - 517 с.
3. Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики / под. ред. И. Б. Ханиной. - М.: Наука; Смысл, 1999. С. 300.
4. Баранова Т.С. Психосемантические методы в социологии // Социология: 4М. —1993—1994. С. 314.
5. Баранова Т.С.; Петренко В.Ф. Основы психосемантики. — М., 1997. С. 334.
6. Бердяев Н. А. О русском национальном сознании. - М.,1981. С 246.
7. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания [Электронный ресурс]: Электронная библиотека Литмир. - Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=537114&p=1
8. Берри Дж., Пуртинга А., Сигалл М., Дасен П. Кросс-культурная психология: Исследования и применение; пер. с англ. под науч. ред. Л. В. Винокурова, и др.. - Харьков: Гуманитарный центр, 2007. - 558с.
9. Бочкарева Алла Владимировна. Этнические стереотипы: основные методологические подходы к исследованию и особенности использования психосемантических методов: диссертация ... кандидата социологических наук: 22.00.01 / Бочкарева Алла Владимировна;[Место защиты: Российский университет дружбы народов]. - Москва, 2014. - 193 с.
10. Варшавер Е.А. Теория контакта: обзор // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2015.-№5.- С.183-214.
11. Величковский Б. М. Когнитивная наука: основы психологии познания: в 2 т. - Т. 1. - М.: Академия, 2006. - 298 с.
12. Воронов В.А., Беспаленко П.Н. Общественное мнение молодежи о причинах молодежного экстремизма // Причины распространения этнического экстремизма и ксенофобии среди молодежи (Центральный федеральный округ): Сборник материалов социологического исследования / Под ред. проф. Л.Я. Дятченко. - Белгород: БелГУ, 2008. - С. 298.
13. Горячев В.В. Психология образа А.Н. ЛЕОНТЬЕВА // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XVII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. - Новосибирск: СибАК, 2014. - 172с.
14. Гостев А.А. Образная сфера личности [Электронный ресурс]: Научная
электронная библиотека ехЬгагу.ги. - Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=21396986
15. Горностай П., Титаренко Т. Психология личности: словарь-справочник. - Житомир: Рута, 2001. С.376.
16. Давыдкина Л.В. Применение методов психосемантики к исследованию социальных представлений об объектах городского пространства // Вестник Самарского муниципального института управления. - 2012. С. 250.
17. Джордж Келли, Психотерапия конструктивного альтернативизма: психология личностной модели, в Сб.: Техники консультирования и психотерапии / Сост.: У. С. Сахакиан, М., «Апрель-пресс»; «Эксмо-пресс», 2000 г. С. 384.
18. Ефремовой. Т. Ф.- Толковый словарь, Ефремова. 2000. С.618.
19. Журавлева Ю. А. Проявление черт русского национального характера в типичных ситуациях студенческой жизни // Концепт. - 2013. - № 10 (октябрь). - ART 13205. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/ 13205.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
20. Залевский Г.В., Кузьмина Ю.В., Разгоняев Е.В. Гендерные особенности этнических стереотипов студенческой молодежи //Сибирский психологический журнал. - №21. - 2005. С. 322.
21. Калита В. В., Мельникова М. А. Этнические стереотипы жителей Дальневосточного приграничья (на примере россиян и китайцев), 2007. С. 117
22. Кон И. С. Психология предрассудка: О социально-психологических
корнях этнических предубеждений [Электронный ресурс]: Научно-
просветительский журнал Скепсис. - Режим доступа:
http://seepsis.net/library/id 887.html
23. Крысько В.Г. Социальная психология.- М.: Питер, 2005. - 221с.
24. Крысько В.Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
25. Леонтьев А. Н. Психология образа. [Электронный ресурс]: Каталог книжной полки. - Режим доступа: http://www.psyehology.ru/library/00031.shtml
26. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. — М., 2008. - 438 с.
27. Лосский Н.О. О русском характере. - М., 1990. - 324 с.
28. Майерс Д. Социальная психология . - 6-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2008. - 752 с.
29. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. - СПб: Прайм-Еврознак, 2006. - 632с.
30. Петренко В.Ф. Психосемантический анализ политического менталитета общества//Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. - 2015. - Вып.3. - С. 230
31. Петренко, В. Ф. Психосемантика сознания. М. : Изд-во МГУ, 1988. С. 208
32. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. СПб.: Питер, 2005. - с. 245
33. Петухов В. В. Образ мира и психологическое изучение мышления
[Электронный ресурс]: Каталог книжной полки. - Режим доступа:
http://www.psyehology.ru/library/00043.shtml
34. Платонов Ю.П. Народы мира в зеркале геополитики: Учебное пособие / Ю.П. Платонов. - М.: Альфа-М, 2004 - 324. с. 286.
35. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб : Питер, 2004 - 713 с.
36. Рябова Т.Б., Лямина А.А. Антиамериканизм по-ивановски: к вопросу о гендерном измерении этнических стереотипов // Женщина в российском обществе.
- 2007. -№1. - С. 165.
37. Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Римлянам, VIII, 25.
38. Серкин В. П. Методы психосемантики: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 207 с.
39. Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира как парадигмы психологического мышления // Мир психологии. - 2003. -№4. - С. 234
40. Смирнов С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения [Электронный ресурс]: Электронная библиотека МГНПУ. - Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/Spo-001/Spo-001.htm#$p1
41. Солженицын А. С. Россия в обвале. - М., 1998. С. 315
42. Соловьев В. М. Тайны русской души. - М., 2001. С. 356
43. Социальная психология / под ред. С. Московичи. - СПб.: Питер, 2007. - 592 с.
44. Стефаненко Татьяна Гавриловна. Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 368 с.
45. Углова Т.В., Алеева Ю.А., Беляева Т.Б. Стереотипные представления о типичном русском и типичном американце у россиян разных поколений // Вестник Новгородского государственного университета, 2017. - №4 (102). - С. 145.
46. Чуешева Н.А. Понятие «образ мира» в психологической науке // Вестник ТГПУ, 2007. Вып 10(73)/ - C.283.
47. Шиманский Г. И. О терпении. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2012. — 64 с. — (Серия «Христианский взгляд»)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ