ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО¬РОЛЕВОЙ ИГРЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1 Проблема развития сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном
возрасте в психолого-педагогических исследованиях 7
1.2 Сюжетно-ролевая игра: понятие, структура, особенности развития в
старшем дошкольном возрасте 15
1.3 Педагогическое руководство развитием сюжетно-ролевой игры
детей старшего дошкольного возраста 26
ГЛАВА II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ 34
2.1 Диагностика уровня развития сюжетно-ролевой игры детей старше¬
го дошкольного возраста 34
2.2 Методические рекомендации для воспитателей по развитию сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ПРИЛОЖЕНИЯ
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления
личности. Ребенок в эти годы, приобретает первые познания об окружающей
жизни, у него начинает сформировываться определенное отношение к
окружающим его людям, к труду, вырабатываются привычки, навыки
правильного поведения, складывается характер.
Большой вклад в разработку методических и общеметодологических
проблем игровой деятельности детей внесли отечественные педагоги,
психологи и зарубежные психологи , как К. Бюллер, Л.А. Венгер, Л.С.
Выготский, В.В. Давыдов, Дж. Дьюи, А.В. Запорожец, Н.К. Крупская, В.Т.
Кудрявцев, Н.В. Королѐва, А.Н. Леонтьев, С.Л. Новосѐлова, Г.В. Плеханов,
Дж. Селли, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и другие.
В исследования (Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева,
Д.Б. Эльконина и др.) сюжетно-ролевая игра детей определяет формирование
главных новообразований данного возраста, побуждающие их к
деятельности, задаѐт личностные смыслы. По мнению Л.С. Выготский, в игре
все внутренние процессы даны во внешнем действии. Огромное значение
игра имеет для становления произвольности у ребѐнка, мотивационной
сферы. Дошкольный возраст является сенситивным периодом формирования
мотивационной сферы, когда возникают личностные механизмы поведения,
складываются предпосылки к самоконтролю и саморегуляции и
соподчиняются мотивы. В сюжетно-ролевой игре у ребѐнка наблюдается
наиболее эффективное и интенсивное становление мотивационной сферы и
произвольности.
Совместная игра создает условия для возникновения «детского
общества» и развития личностных качеств, позволяющих детям
взаимодействовать друг с другом. Определены способы и уровни игрового
взаимодействия дошкольников в сюжетно-ролевых играх (Р.А. Иванкова,
Н.Я. Михайленко, А.П. Усова, Е.И. Щербакова).4
По мнению ученых, игра является моделью социальных отношений
взрослых, при определенных педагогических условиях и методах,
способствующих обогащению его содержания морально ценным сюжетом,
формирует нравственные качества личности и положительные
взаимоотношения между детьми (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицка).
В исследованиях А.В. Запорожца – рассматривается переход
социальных, нравственных норм и правил поведения в ходе игрового
взаимодействия со сверстниками.
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов
открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм
организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду.
Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая
ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений,
позволяющая наиболее полно реализовать «здесь и теперь», достичь
состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому
обществу, построенному на свободном общении равных.
В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются духовные и
физические силы ребенка, его внимание, воображение, память, ловкость,
дисциплинированность. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный
дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре
формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные
изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой
стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности
игры, которую психологи считают ведущей деятельностью. Игра – явление
многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования
всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много
оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным
процессом.5
Игра является эффективным средством формирования личности
дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность
воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что
«игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем
мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и
любознательности». Воспитательное значение игры во многом зависит от
профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка,
учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного
методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой
организации и проведения всевозможных игр.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития
сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте.
Решение данной проблемы является целью нашей работы.
Объект исследования: процесс развития сюжетно-ролевой игры в
старшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования: педагогические условия развития сюжетноролевой игры в старшем дошкольном возрасте.
Гипотеза исследования: процесс развития сюжетно-ролевой игры в
старшем дошкольном возрасте будет эффективен, если:
- расширять жизненный опыт (направленный на понимание смысла
действий людей, сущность взаимоотношений детей);
- своевременно изменять игровую среду (среда меняется в зависимости
от практического и игрового опыта детей);
- обеспечивать активизирующее общение взрослого с детьми.
Рассматривая теоретические аспекты развития сюжетно-ролевой игры в
старшем дошкольном возрасте, мы пришли к выводу, что проблема развития
сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте очень актуально и
существует очень давно, также в этой области сделано немало открытий.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к
выводу, что игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка:
его дисциплинированность, внимание, память, ловкость, воображение, и т.д.
Кроме того, сюжетно-ролевая игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В ходе игры дети усваивают смыслы и мотивы человеческой деятельности, повторяют общественные взаимоотношения взрослых. Через игру дети подключаются в
жизнь взрослых, удовлетворяя необходимость в участии в ней. Таким образом, ролевая игра считается социальной по своему происхождению и содержанию.
В ходе исследования мы раскрыли сущность понятия сюжетно-ролевой
игры. Сюжетно-ролевая игра является ведущим видом игровой деятельности
дошкольника. Она имеет ярко выраженный и самодеятельный характер, еѐ
особенность в том, что ее организовывают сами дети. Спецификой игры является самостоятельность детей.
Сюжетно-ролевая игра - это игра, в которой ребѐнок сам придумывает
и развивает сюжет, примеряя на себя ту, или иную роль и совершает определенные действия. Сюжеты игр, дети выбирают из жизни. Содержание и сюжет ролевой игр меняются с изменением действительности: усвоение новых
знаний, умений и полученного жизненного опыта.
Мы рассмотрели структуру сюжетно-ролевой игры. Нами были выделены следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роли, игровые действия, игровой замысел, правила.51
Также мы рассмотрели особенности развития детей в сюжетноролевой игре на этапах дошкольного возраста. Мы выяснили что, у детей
старшего дошкольного возраста замысел игры устойчив, дети обговариваю
замысел до начала игры, содержанием игры становится разнообразные взаимоотношения взрослых, сюжет игры развѐрнутый и разнообразный, ролевое
взаимодействие содержательно и разнообразно, игровые действия развѐрнуты, дети самостоятельно выбирают предметы-заместители, дети выполняют
правила в соответствии с взятой на себя ролью, так как осознают что соблюдение правил – это условие реализации роли.
В ходе исследования мы рассмотрели педагогическое руководство развитием сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста. Нами
были выделены ключевые направления педагогического руководства игрой,
основанные на сочетании косвенны и прямых методов:
– руководство содержанием творческой игры;
– руководство коллективной деятельностью детей в игре;
– сохранение детской самостоятельности, непосредственности игры и
инициативы.
Так же мы выделили комплексный метод руководства сюжетноролевой игрой, который включает: расширение жизненного опыта детей, перевод реально опыта в условный, игровой план, усвоение способов воспроизведения действительности, организация предметно-игровой среды, активизирующее общение взрослого с детьми в процессе игры.
Нами были рассмотрены основные принципы, организации игры в педагогическом процессе:
1. Позиция игрового партнера.
2. Ориентировка ребенка на освоение игрового действия.
3. Процесс развития игры должен включать совместную игру воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельных игр детей.
1. Богоявленская Д.Б. О предмете исследования творческих способностей // Психол. Журнал. - 2012. - №5. - С.49-58.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Изда-тельский центр Академия, 2012. - 320 с.
3. Болотина Л. Р., Комарова Т.С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2013. - 265 с.
4. Бюлер К. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка - М.: Прогресс, 1993. - 528 с.
5. Васильевой М.А., Барсукова Л.С., Тверитина Е.Н. Руководство игра-ми детей в дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение,2006. - с. 112.
6. Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка //Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М.: Про-свещение, 1978. - С. 32-36.
7. Виноградова Н. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников / Н. Вино¬градова. - М.: Академия, 2010. - 128 с.
8. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно - ролевые игры для старших дошкольников. / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова М.: Ай¬рис-пресс, 2009. - 128 с.
9. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Во¬просы психологии. - 1966. - № 6. - С. 16-19.
10. Гударёва О.В. Игра современных дошкольников//Журнал прикладная психология. - 2003. - №2. - С.51-56
11. Гогоберидзе А.Г., Солнцевой О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт треть¬его поколения / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер - 2013. - 464 с.
12. Доронина М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста //Дошкольная педагогика. - М.: Просвещение, 2007. - № 4. - с.10-21.
13. Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьева Е.В. Игра в дошкольном возрасте. М.: Просвещение, 2002. - с. 126-170.
14. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение / Р.И. Жуковская. - М.: Просвещение, 2005. - 142 с.
15. Жуковская Р.И. Развитие интересов детей в творческих играх // До-школьное воспитание. - 2008. - №10. - С. 17-28.
16. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. М. 1985. - С. 41-82.
17. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской иг-ры.// Дошкольное воспитание. - 1965. - №10 - с. 32
18. Запорожец А.В. Игра и развитие ребенка//Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966. - С. 5-10.
19. Запорожец А.В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в вос¬питательных целях//Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М., 1978. - С. 3-7.
20. Зворыгина Е.Н., Новоселова С.Л. Игра дошкольников / Е.Н. Зворыги- на, С.Л. Новоселова. - М.: Просвещение, 1989. - 286 с.
21. Зябкина И. Методика обучения игре// Дошкольное воспитание. - № 4. - 2005. - с.124-125.
22. Иванкова Р.А. Планирование педагогической работы по формирова¬нию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. - № 4. - 2002. - с.53-56.
23. Иванова Н.И. Воображение и творчество детей. // Дошкольное воспи¬тание. - 2007. - №10 - с. 14-18.
24. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Изд. центр «Академия», 2011. - 176 с.
25. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 10-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 416 с.
26. Колесникова Е.А. Влияние игры на развитие креативности у детей до¬школьного возраста // Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте.
- М., 1995. - с.86-87.
27. Королев Э.А. Мой ребенок в детском саду / Э.А. Королев. - Мн.: ТРАСКО, 2009. - 32 с.
28. Короткова Н.А. Сюжетная игра с детьми раннего возраста //ребенок в детском саду. - 2006. - №6. - с.83.
29. Короткова Н.А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ре¬бёнок в детском саду. - 2006. - №2. - С. 84 - 87
30. Краснощекова Н. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного воз¬раста / Н. Краснощекова. - 2012. - с.51
31. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обуче¬нию в школе. - М., 1991. - с.271
32. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Избр. психол. произв. - М., 1983. - С. 303-323.
33. Михайленко Н.Я., Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сборник научных трудов / Н.Я. Михайленко. - М., 2003. - с. 246.
34. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в дет¬ском саду/ Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М.: Линка-Пресс, 2009.
- 96 с.
35. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. ./Н.Я. Ми¬хайленко, Н.А. Короткова. - М.: Педагогика, 1990. - 241 с.
36. Михайленко Н.Я., Короткова Н. А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре.// Дошкольное воспитание. - 2003. - №4. - с.18-23.
37. Михайленко Н.А., Поддъякова Н.Н., Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогические аспекты / Н.Н. Поддъякова, Н.А. Михай-ленко. - М., 2004. - с. 145
38. Миллер С. Психология игры / С. Милер. - СПб : Университетская кни¬га, 2008. - с. 320.
39. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Воз¬ведение развивающей среды в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание в России. - М., 2011. - с. 158.
40. Петрухина С.Р. Рациональные, эмоциональные, волевые характери-стики структуры игровой деятельности как факторы психического раз¬вития дошкольника.: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 1999. - с. 248
41. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М.: Римис, 2008. - 448 с.
42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии./С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2000. - 712 с.
43. Саморукова П. Г. Развитие самостоятельности детей в творческой ро¬левой игре//Психология и педагогика игры дошкольника. - М., - 1966. - С. 164-172.
44. Солнцева О.В. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание.- № 4. - 2005. - с.33-37
45. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и до-школьном возрастах / Е.О. Смирнова. - М.: Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1998. - 256 с.
46. Смирнова Е.О. В Игры направленные на формирование доброжела-тельного отношения к сверстникам// Дошкольное воспитание. 2003. - №8. - с. 73-76.
47. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
48. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1976. - 96 с.
49. Ушинский К.Д Слабость воли и склонности, из неё происходящие. Ан¬тология гуманной педагогики. - М., 1998. - 256 с.
50. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Собрание сочинений. - М., 1948. - 351с.
51. Ходакова Н.П. Дошкольное образование - развивающее и развиваю¬щееся. / Н.П. Ходаковой// «Обруч» - 2014. - №2. - С. 5-9.
52. Эльконин Д.Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей // До-школьное воспитание. - 1976. - №5. - С.41-46.
53. Эльконин Д.Б. Психология игры/Д.Б. Эльконин. - 2-е изд. - М.: Про-свещение, 1999. - 300 с.