ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ
В ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Понятие и виды конфликтов 7
1.2. Структура и динамика конфликтов в организации 20
1.3. Принципы управления и профилактики конфликтов в организации 27
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ ПРОФИЛАКТИКИ
(НА ПРИМЕРЕ САЛОНА СОТОВОЙ СВЯЗИ «Теле2») 38
2.1. Организационно - экономическая характеристика салона связи
«Теле2» 38
2.2. Анализ системы управления персоналом в салоне связи
«Теле2» 44
2.3. Система профилактики конфликтов в салоне связи
«Теле2» 50
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ В
САЛОНЕ СВЯЗИ «Теле2» 59
3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию системы
профилактики конфликтов в салоне связи «Теле2» 59
3.2. Экономическая эффективность от внедрения предложенных
мероприятий 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
Актуальность исследования. В период глобализации и в условиях рыночной экономики важнейшим условием эффективного
функционирования организаций различного уровня выступает объективная потребность конструктивного решения проблемы управления конфликтами Реальность такова, что по имеющимся в мире наблюдениям, управляющие предприятий тратят до четверти своего рабочего времени на урегулирование различного рода конфликтов. Трудно представить руководителя, который ни разу не сталкивался бы с проблемой сглаживания конфликтов между подчиненными ему сотрудниками, отделами или подразделениями. Обычно такая ситуация воспринимается как сбой в работе организации, как помеха в нормальной трудовой деятельности. Большинство руководителей, столкнувшись с конфликтной ситуацией, чувствуют раздражение и недовольство, вызванные необходимостью отвлекаться от прямых задач и тратить время, которого всегда не хватает, на улаживание мелких дрязг или крупных склок.
В российской социальной жизнедеятельности выживание организаций в условиях предельно жесткой конкуренции остро ставит проблемы, связанные с разработкой механизмов и программ, защищающих организации от дисфункциональных конфликтов, которые усиливают их психологическую и экономическую надежность. Становится очевидной необходимость формирования у всех сотрудников организации не только адекватного, но и конструктивно-творческого отношения к конфликтам.
Значимость деловых конфликтов и их разрешение в нынешнем социуме настолько велика, что во второй части XX столетия появилась отдельная отрасль научного знания - конфликтология.
Конфликты выделяются в деятельности каждого социального института, группы, согласно взаимоотношениям между людьми. Они играют большую роль в функционировании предприятия. Отличия в восприятии зачастую приводят к тому, что не всегда будет соглашаться один человек с другим во время разрешения вопроса. Такое несогласие появляется тогда, когда ситуация будет носить конфликтный характер.
Управление организацией по своей роли обычно находится в эпицентре каждого конфликта. Руководитель призван решать их доступными для него способами. Управление конфликтами выступает одной из числа главных функций управленца. В среднем управленцы затрачивают 20% своего рабочего времени, чтобы решать разные конфликты. Каждый руководитель должен знать не только структуру конфликта, но и способ, и методы предотвращения, предугадывать возможность появления конфликтов в том или другом случаях.
На предприятиях конфликты способны обладать деструктивным и конструктивным началом. Большинство будет зависеть от того, каким образом управляется конфликт.
Все вышесказанное заставляет нас обратить внимание на актуальность и необходимость разработки новых подходов к системе управления конфликтами в организации и их предупреждения.
Степень научной разработанности темы. Понятие «конфликт» рассматривается на протяжении многих лет рядом ученых и является объектом изучения разных наук. За последние годы все более нарастает количество публикаций по вопросам конфликтологии. Интенсивно переводятся труды зарубежных авторов, широко публикуются работы отечественных исследователей.
Традиции изучения конфликтов восходят к таким именам, как М.Вебер, Г. Зиммель, Ф. Энгельс. Современная теория конфликта исходит из целого ряда посылок и не является теорией с преобладанием одной парадигмы. В нашей работе мы ориентируемся на точку зрения Р. Дарендорфа и Л. Козера, считавших конфликт естественной частью целостности социальных взаимоотношений людей. В работе использованы отечественные и зарубежные труды по проблемам технологий регулирования конфликтов (А.Я. Анцупов, Н. Богатырева, Е.В. Буртовая, Ф.М. Бородкин, М.Ю. Зеленков, Г.И. Козырев, В.П. Ратникова, Г.И. Решетникова, К.В. Рутицкая). Исследование базируется на публикациях ученых и практиков в области конфликтологии, коммуникации на предприятиях, таких как Д.Е. Афонина, М. Грачева, Ш.П. Егизарян, В.А. Кузнецов, Е.И. Платонов и др.
Обзор публикаций по теме дипломной работы приводит к следующим выводам.
Во-первых, достаточно полно освещены вопросы, касающиеся теоретического содержания и понимания природы конфликта.
Во-вторых, сравнительно меньше и явно недостаточно исследований по методам профилактики конфликтов в организации и разработке действенных механизмов по их управлению.
Таким образом, очевидно противоречие между нарастающей потребностью в исследовании системы управления конфликтами в организации и разработке эффективных способов их профилактики, с одной стороны, и недостаточной теоретико-методологической и технологической базой для их внедрения, с другой. С этим противоречием связана основная проблема дипломного исследования - необходимость разработки эффективных мер профилактики конфликтов в системе управления организацией в целом.
Актуальность темы дипломного исследования, степень ее научной разработанности, сформулированная проблема исследования обусловливают выбор его объекта и предмета, а также постановку исследовательских задач.
Объект исследования: салон сотовой связи «Теле2» (ИП Полянская)
Предмет исследования: система профилактики конфликтных
ситуаций в салоне сотовой связи «Теле2» (ИП Полянская).
Цель дипломной работы заключается в разработке эффективной системы профилактики конфликтов ИП Полянская Ю.Ю.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
- изучить научные источники информации по проблеме исследования и описать теоретические аспекты конфликтов и методы их разрешение в действующих организациях;
- проанализировать систему управления персоналом в организации
- провести анализ уровня конфликтности сотрудников и частоты
возникающих конфликтных ситуаций исследуемой организации;
- разработать рекомендации по устранению и профилактике конфликтов в салоне сотовой связи «Теле2» (ИП Полянская). Рассчитать экономическую эффективность от предложенных мероприятий.
Методы исследования:
1) методы организации исследования - метод срезов, сравнительный;
2) эмпирические методы: архивный метод (анализ документов), анкетирование, тестирование, наблюдение, SWOT - анализ и др.;
3) методы обработки данных - качественный и количественный анализ с применением методов математической статистики;
4) метод интерпретации результатов исследования - структурный.
Информационная база исследования представляет анализ деятельности салона сотовой связи «Теле2» (ИП Полянская). Материалы статистических отчетов, нормативно методологические документы организации, а также результаты самостоятельных исследований, проведенных в салоне сотовой связи.
Практическая значимость результатов дипломного исследования заключается, прежде всего, в том, что разработанные в нем рекомендации по управлению конфликтами и их профилактики могут стать основой управленческой деятельности в салоне сотовой связи «Теле2» (ИП Полянская) и в других организациях подобного профиля.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы.
Управление конфликтом выступает осознанной деятельностью по отношению к конфликту, которая проводится участниками или же третьей стороной на абсолютно каждом этапе при его появлении, развитии и завершении. Здесь важно будет не блокировать расширение противоречия, а решить его.
Кроме того, управление конфликтами включает в себя предотвращение, а также их завершение.
Без осознания причин появления, а также последующего развития конфликта невозможно будет рассчитывать на его эффективно регулирование. Определение структуры конфликта выступает итогом, в основном, генетического и системного анализа в конфликтных ситуациях. Нужно уметь выделять причины конфликтов.
Для того чтобы предупредить конфликт, необходимо знать не только стратегии действия, но и способы, как добиваться развития ситуационной проблемы в направлении. Это является деятельностью участников при протекании конфликта в работе с конфликтом. Она включает в себя деятельность субъектов, а также подключения третьих лиц для устранения субъективных и объективных причин появляющегося столкновения, решения противоречий с помощью неконфликтных методологий.
Управление конфликтом представляет собой сознательную деятельность по отношению нему, осуществляемую на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной. Важно не блокировать развитие противоречия, а стремиться разрешить его неконфликтными способами.
Управление конфликтами включает их предотвращение и конструктивное завершение. Некомпетентное управление конфликтами социально опасно.
Без знания причин возникновения и развития конфликтов трудно рассчитывать на их эффективное регулирование. Определение системы причин является результатом, главным образом, системно-генетического анализа конфликтных ситуаций. Необходимо различать причины конфликтов и причины изменений в их характеристиках.
Для предупреждения конфликтов важно знать не только, что необходимо делать, но и как добиться развития проблемной ситуации в конструктивном направлении. Предотвращение конфликтов в узком смысле заключается в работе с конкретными конфликтами. Это деятельность участников конфликта, а также третьих лиц по устранению объективных и субъективных причин назревающего столкновения, разрешению противоречия неконфликтными способами. Технология предотвращения есть совокупность знаний о способах, средствах, приемах воздействия на предконфликтную ситуацию, а также последовательность действий оппонентов и третьих лиц, в результате которых разрешается возникшее противоречие.
Предупреждать конфликты можно, изменяя свое отношение к проблемной ситуации и поведение в ней, а также воздействуя на психику и поведение оппонента. К основным способам и приемам изменения своего поведения в предконфликтной ситуации можно отнести:
- умение определить, что общение стало предконфликтным;
- стремление глубоко и разносторонне понять позицию оппонента;
- снижение своей общей тревожности и агрессивности;
- умение оценивать свое актуальное психическое состояние;
- постоянная готовность к неконфликтному решению проблем;
- не ждать от окружающих слишком многого;
- искренняя заинтересованность в партнере по общению;
- конфликтоустойчивость и чувство юмора.
Для предотвращения межличностных конфликтов необходимо оценивать, в первую очередь то, что удалось сделать, а затем - то, что не удалось:
- оценивающий должен сам хорошо знать деятельность;
- оценку давать по существу дела, а не по форме;
- оценивающий должен отвечать за объективность оценки;
- выявлять и сообщать оцениваемым работникам причины недостатков;
- четко формулировать новые цели и задачи;
- воодушевлять сотрудников на новую работу.
Технология по предотвращению представляет собой структуру знаний по способам, приемам и средствам по воздействию на ситуацию перед конфликтом, а также некую последовательность для его разрешения.
Можно предупредить конфликт, если изменить собственное отношение к ситуации и проблеме в целом.
Для определения конфликта в анализируемой организации было проведено эмпирическое исследование, цель которого - вывить условия возникновения и пути преодоления конфликтных ситуаций в салоне сотовой связи «Теле2» (ИП Полянская).
В процессе исследования были определены основные условия преодоления конфликтных ситуаций в общении сотрудников в трудовом коллективе, с руководителем учреждения, с населением:
- придерживаться в общении норм морали, этики;
- своевременно выполнять обязательства перед населением, идти на сотрудничество, находить компромисс;
- хорошо знать свои слабые места, чтобы в сложных ситуациях не сорваться;
- не поддаваться на эмоциональные провокации;
- не брать чужие проблемы на себя (в большинстве случаев это личные проблемы «трудного» человека);
- всегда сохранять уверенность и спокойствие, доброжелательный тон. Внедрение данных мероприятий позволит решить возникший конфликт в организации. Кроме того, можно получить ряд других продолжительных плюсов, а именно:
- возникновение атмосферы доверия;
- повышение мотивации работников;
- развитие корпоративной культуры в организации;
- улучшение условий труда.
Указанные превентивные меры конфликтов дают возможность значительно повысить устойчивость имиджа организации.
1. Андреев, В.К. Конфликтология: искусство спора, ведения
переговоров, разрешения конфликтов [Текст]/ В.К. Андреев. - Казань, 2013. - 325 с.
2. Анцупов, А. Я. Конфликтология: учебник для вузов [Текст]/ А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 431 с.
3. Аппенянский, А.И. Человек и бизнес: путь совершенства [Текст]/ А.И. Аппенянский. - М., 2011. - 149 с.
4. Атоян, А.Д. Конфликтология. Конспект лекций: Пособие для подготовки к экзаменам [Текст]/ А.Д. Атоян. - М.: А-Приор, 2010. - 64 с.
5. Бабосов Е.М. Конфликтология: учеб пособие. 2. - е изд., стереотип. [Текст]/ Е.М. Бабосов. - Мн.: «Тетрасистемс», 2011. - 464 с.
6. Баринов, В.А. Организационный подход к управлению конфликтом в кризисной ситуации [Текст]/ В.А. Баринов, Н.В. Баринов// Менеджмент в России и за рубежом, №5 1999. - с. 33-56.
7. Бойко, В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность [Текст]/В.В. Бойко, - А.Г. Ковалев, В.Н. Панферов. - М., 2012. - 303 с.
8. Большаков, А.Г. Конфликтология организации [Текст]/ А.Г. Большакова, М.Ю. Несмелова. - М.: МЗ ПРЕСС, 2012. - 278 с.
9. Бородкин, Ф.М. Внимание: конфликт! [Текст]/ Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк - Новосибирск: Наука, 2008. - 230 с.
10. Брасс, А.А. Менеджмент: основные понятия, виды, формы: пособие для подготовки к экзаменам [Текст]/ А.А. Брасс. - Минск.: Совр. шк., 2012. - 348 с.
11. Базаров, Т.Ю. «Управление персоналом. 9-е издание» [Текст]/ Т.Ю. Базаров. - М.: Издательский центр «Академия», 2011 - 244с.
12. Вагин, И.О. Психология зла. Практика решения конфликтов [Текст]/ И.О. Вагин. — СПб.: Питер, 2001. — 192 с.
13. Веснин, В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кад¬ровой работе [Текст]/ В.Р. Веснин. - М., 2012. - 372 с.
14. Виханский, О.С. Менеджмент [Текст]/ О.С. Виханский, А.М. Наумов. М., 2011. - 189 с.
15. Вишнякова, Н.Ф. Конфликтология: Учебное пособие. 3-е изд. [Текст]/ Н.Ф. Вишнякова. - Минск: Университетское, 2002. - 318 с.
16. Волков, Б.С. Конфликтология: уч. пособие для студ. высших уч. завед. [Текст]/ Б.С. Волкков. -М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. - 400с.
17. Ворожейкин, И.Е. Конфликтология [Текст]/ И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров. - М., 2012. - 401 с.
18. Галькевич, Р.С. Основы менеджмента [Текст]/ Р.С. Галькевич, В.И. Набоков. - М., 2009. - 386 с.
19. Гансова, Э.А. Социально-экономическое управление [Текст]/ Э.А. Гансова. - Киев: Высшая школа, 2012. - 429 с.
20. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) [Электронный ресурс]: http: //www.consultant.ru/document/Cons doc LAW 5142/
21. Гришина, Н.В. Психология конфликта [Текст]/ Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2011. - 544 с.
22. Гришина, Н.В. Социально-психологические конфликты и совершенствование взаимоотношений в коллективе [Текст]/ Н.В. Гришина. - М.: Наука, 1983. - 168 с.
23. Дедов, Д.И. Конфликт интересов [Текст]/ Д.И. Дедов. - М.: ВолтерсКлувер, 2004. - 288 с.
24. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии [Текст]/ С.М.
Емельянов. - СПб.: ПИТЕР, 2001. - 400 с.
25. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии [Текст]/ С.М.
Емельянов. - СПб.: Питер, 2003. - 298 с.
26. Ерина, С.И. Ролевой конфликт и его диагностика в деятельности руководителя [Текст]/ С.И. Ерина. - Ярославль, 2010. - 311 с.
27. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) "О защите прав потребителей" [Электронный ресурс]:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 305/
28. Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии.: Курс лекций [Текст]/ Д.П. Зеркин. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 480 с.
29. Козырев, Г.И. Основы конфликтологии: учебник. 2-е изд.; перераб. и доп. [Текст]/ Г.И. Козырев. - М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2010г. - 240с.
30. Козырев, Г. И. Конфликты в организации [Текст]/ Г.И. Козырев// Социально-гуманитарные знания. 2009. № 2. с. 136-150
31. Карелина, А.А. Тест описания поведения К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной) // Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: в 2т. - М.,
2001. - Т.2. -с.69-77.
32. Крылова, А.А. Психология [Текст]/ А.А. Крылова. - М.: Проспект, 2010. - 408 с.
33. Князева, М.Н. Конфликт [Текст]/ /М.Н. Князева/ ЭКО. - 2012. - № 2. - с. 59. - 62.
34. Крам, Т.Ф. Управление энергией конфликта: Как превратить работу в творчество [Текст]/ Т.Ф. Крам. - М.: РЕФЛ-бук, 2011. - 488 с.
35. Кричевский, Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы [Текст]/ Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. - М.: Аспект-Пресс, 2011. - 400 с.
36. Лифанов, В. Управление конфликтом [Текст]/ В. Лифанов//Восточный Базар -2013. - №63. -с.15
37. Мастенбрук, У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. Пер. с англ. [Текст]/ У. Мастенбрук — М.: ИНФРА-М, 1996. — 256 с.
38. Максимцова, М.М., Игнатьева А.В. Менеджмент [Текст]/ М.М. Максимцова, А.В. Игнатьева. - М., 2009. - 589 с.
39. Мескон, М.Х., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента [Текст]/ М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 2010. - 459 с.
40. Обозов, Н.Н. «Психология работы с людьми» [Текст]/ Н.Н. Обозов, Г.В. Щекин. - Киев, 2002.
41. Осипенко, О. Сущность и основные типы корпоративных конфликтов [Текст]/ О. Осипенко// Экономист. 2010. № 9. с. 66-75.
42. Платонов, Ю.П. Психология конфликтного поведения [Текст]/ Ю.П. Платонов. - СПб: Речь, 2009. - 544с.
43. Рубин, Дж. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение [Текст]/ Дж. Рубин, Д. Пруйт, С.Х. Ким. - М.: ОЛМА-Пресс, 2002. - 352 с.
44. Светлов, В.А. Управление конфликтом. Новые технологии принятия решений в конфликтных ситуациях [Текст]/ В.А. Светлов. - М.: Росток, 2013. - 325 с.
45. Светлов, В. А. «Введение в единую теорию анализа и разрешения конфликтов» [Текст]/ В.А. Светлов. - КД Либроком, 2013 - 303с.
46. Сидоренко, Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию [Текст]/ Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2001. - 256 с.
47. Словарь иностранных слов. - М.: Сирин, 2009. - 850 с.
48. Социальное управление: словарь-справочник. - М.: изд-во МГУ, 2014. - 404 с.
49. Спатарь, А.В. Основы управления конфликтами в организации [Текст]/ А.В. Спатарь// Проблемы современной экономики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — с. 95-98.
50. Тренев, Н.Н. Управление конфликтами [Текст]/ Н.Н. Тренев. - М.: Приор, 2011. - 209 с.
51. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) [Электронный ресурс]:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/
52. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 30.12.2015) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 113658/
53. Хасан, Б.И. Конструктивная психология конфликта [Текст]/ Б.И. Хасан. — СПб.: Питер, 2003. — 250 с.
54. Хертель, А. Профессиональное разрешение конфликтов: медиативная компетенция в Вашей жизни [Текст]/ А. Хертель/ пер. с нем. Н. Бабичевой. -СПб.: Изд-во Вернера Регена, 2007. - 272с.
55. Чуреев, В.Д.Практикум по конфликтологии [Текст]/ В.Д. Чуреев. - СПб: Питер, 2003. - 400 с.
56. Чюрняк, Т.В. Конфликты в организациях и технологии их разрешения [Текст]/ Т.В. Чюрняк. - Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2003. - 120 с.
57. Шевчук, Д.А. Конфликты избегать или форсировать? Все о конфликтных ситуациях на работе, в бизнесе и личной жизни [Текст]/ Д.А. Шевчук. - М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2009. - 440с.
58. Шейнов, В.П. Управление конфликтами: теория и практика [Текст]/ В.П. Шейнов. - Минск: Харвест, 2010 - 912с.
59. Эллис, А. Гуманистическая психотерапия: Рационально¬
эмоциональный подход [Текст]/ А. Эллис. — СПб.: Сова; М: ЭКСМО-Пресс,
2002. — 272 с.
60. Яценко, В. Поведение человека в производственных конфликтах[Текст]/ В. Яценко //МЕНЕДЖЕР по персоналу. -2011. -№2. - с.40.