Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ В КОНТЕКСТЕ ФРАНКО-РОССИЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В XXI ВЕКЕ

Работа №66774

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
309
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Энергетический потенциал Франции. Особенности добычи и потребления различных видов энергоносителей 9
1.1 Энергетический потенциал Франции 9
1.2. Особенности потребления угля, нефти и нефтепродуктов 14
1.3. Особенности потребления природного газа и ядерного топлива. Прочие
энергоносители и возобновляемые источники энергии 23
Глава 2. Общая характеристика Французской энергетической политики на современном этапе. Сотрудничество Франции и России 37
2.1. Современное состояние и проблемы развития энергетической политики
Франции 37
2.2. Сотрудничество Франции и России в области энергетики 48
2.3 Перспективы сотрудничества России и Франции 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЯ 66

Актуальность работы. На современном этапе политика России направлена на полномасштабное интегрирование в мировое хозяйство, неотъемлемыми частями которого являются мировой рынок энергоресурсов и топливно-энергетические комплексы стран. Так как взаимовыгодное сотрудничество в области энергетики с ведущими импортёрами и экспортёрами энергетических ресурсов - важнейший элемент выполнения этой политики, то необходимо рассматривать дифференцированный подход в отношении стран, входящих в ряды ведущих импортёров и экспортёров. Вместе с этим необходимо строить успешные взаимоотношения с различными субъектами мировой энергетической политики: государствами, интеграционными объединениями, международными организациями, транснациональными корпорациями.
Французская Республика - это страна, которая с одной стороны, активно участвует в формировании общеевропейской энергетической политики, а с другой стороны, выстраивает свой энергетический курс самостоятельно в соответствии со своими национальными интересами. Помимо этого, именно Париж, будучи членом ЕС, способен не только иметь самостоятельные партнёрские отношения с Россией, но и, в некоторой степени, выступать в качестве посредника между Европейским Союзом и Российской Федерацией.
Опыт Франции, энергетическую политику которой можно считать эталоном, в создании гармонично функционирующего энергетического сектора оказался успешным благодаря топливно-энергетическим
транснациональным компаниям страны.
За последние сто лет в стране несколько раз происходила
модернизация топливно-энергетического комплекса и всей энергетической сферы: сначала Франция, изначально использовавшая в качестве основного энергоносителя уголь, перешла на нефть и газ, затем, Париж начал активно развивать ядерную энергетику, которая, совместно с возобновляемыми 3
источниками энергии, на современном этапе генерирует большую часть потребляемой энергии.
Весьма актуальной становится проблема изучения и адаптированного использования опыта Франции в выстраивании грамотной энергетической политики, реформировании топливно-энергетического комплекса (ТЭК), государственном участии в управлении ТНК в российских реалиях. Это обусловлено тем, что Франция является как основным конкурентом, так и партнёром России в сфере энергетики. К тому же Франция является полноправным участником большого количества совместных проектов с Россией, Китаем, странами Африки и странами - членами Евросоюза.
В данной связи исследование энергетической политики Франции, обеспечившей ей роль одной из стран с самым успешным энергетическим сектором экономики, представляет огромный научно-теоретический и практический интерес, поскольку может быть использовано при разработке концептуальных основ энергетической стратегии России в системе международных экономических отношений.
Объект исследования: Энергетическая политика Франции,
внешнеэкономический и внешнеполитический курсы Французской Республики и Российской Федерации.
Предмет исследования: Особенности государственного участия в организации деятельности ТНК, сотрудничество ведущих французских ТНК в сфере энергетики с участниками российского энергетического рынка в рамках действующих национальных энергетических политик, реализованные проекты, совместные предприятия.
Хронологические рамки работы охватывают временной интервал, начиная с 1973 г., когда из-за начавшегося нефтяного кризиса атомная энергетика Франции получила резкий импульс к развитию, по 2018 г.
Географические рамки охватывают территорию Российской Федерации, Франции и её заморских владений.
Цель работы - проанализировать энергетическую политику Франции в контексте франко-российских отношений.
Исходя из целей работы, можно условно выделить основные задачи:
• Проанализировать энергетический потенциал Франции.
• Исследовать особенности потребления угля, нефти и нефтепродуктов.
• Рассмотреть особенности потребления природного газа и ядерного топлива.
• Определить тенденции в потреблении прочих энергоносителей и возобновляемых источников энергии.
• Проанализировать современное состояние энергетической политики Франции.
• Выявить проблемы развития энергетической политики Франции.
• Исследовать вопрос сотрудничества Франции и России в области энергетики.
• Выявить перспективы сотрудничества Франции и России.
Методологическая база. В исследовании использован системный подход к объекту и предмету исследования, который позволил комплексно изучить энергетическую политику Французской Республики в контексте российско-французских отношений. При анализе современной
энергетической политики Франции применялись общенаучные методы и приёмы, в том числе статистический и сравнительный анализ, давшие нам количественные представления об энергетическом потенциале страны; метод формальной логики и обобщения, позволившие изучить структуру энергетического комплекса Франции; прогнозирование, позволившее нам дать оценку перспективности франко-российских отношений в сфере энергетики; метод вторичного анализа экспертных оценок, давший возможность выявить и проанализировать проблемы в развитии энергетической политики Франции; а также эволюционный и исторический подходы, которые позволили выявить особенности в развитии топливно-энергетического комплекса Франции.
Степень изученности данной темы низкая, несмотря на её актуальность в сфере мировой экономики и международных отношений. Это обусловлено достаточно широкими рамками исследования и тем, что процесс формирования энергетической политики непрерывен и не может быть завершён. Теоретическую базу исследования оставили научные труды ведущих отечественных и зарубежных учёных и специалистов по проблемам топливно-энергетического комплекса, энергетической политики,
энергобезопасности и эволюции ТНК Франции в области энергетики. Встречаются интересные и содержательные работы, затрагивающие причины модернизации топливно-энергетического комплекса, перспективы развития газового рынка, например труды М.С. Овакимяна . Работы таких исследователей как М.В. Мунтян, И.В. Малкова, В.П. Колосова , содержат весьма познавательную информацию об состоянии энергетического сектора Франции. Есть множество статейных материалов по энергетическому сектору Франции и России, в которых рассматриваются перспективы развития энергетических секторов стран, реализация совместных проектов и рассматривается история сотрудничества .
Сложности, с которыми столкнулась французская энергетика и вопросы разработки энергетической политики, а также роль Франции на международном энергетическом рынке получили освещение в научной литературе, в том числе в трудах учёных: Р. Мааг, В.П. Колосова, Э.А.
Арсеньева . Рассмотрению особенностей партнёрства между
государственным и частным сектором в зарубежных странах в отечественной экономической литературе посвящены работы В.М Матюшок, Д. Рикардо . Уникальные черты энергетической политики Франции представлены в трудах зарубежных исследователей прежде всего французских учёных: К. Бальмес, Ж. Бессон, Ж. Бридье.
Источниковую базу данной работы составили нормативные документы ТНК, таких как: «Газпром», «Total», «Ямал СПГ» и других. Были проанализированы международные соглашения в сфере энергетики: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области топлива и энергии, 15.02.1996; Меморандум о сотрудничестве в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии между Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством экологии, энергетики, устойчивого развития и обустройства территории Французской Республики, 20.09.2008; Меморандум о Механизме раннего предупреждения в сфере энергетики в рамках Энергодиалога Россия-ЕС, 16.11.2009. Материалы мировых печатных и электронных изданий, специализирующихся на энергетическом секторе мирового хозяйства, а именно: Энергетика и промышленность России (https://www.eprussia.ru), газета.ги, NefteGas.ru, PROНЕФТЬ. Профессионально о нефти. Их комплексное изучение делает понимание проблемы более глубоким и даёт актуальную информацию о состоянии ТЭК страны .
Также в нашем исследовании были изучены тексты выступлений министров экономик, глав ТНК, президентов стран. Среди них можно выделить доклад «Глобальная энергетика и роль России», разработанный главой группы компаний ВР Лордом Брауном . Кроме того, следует отметить интервью с Э. Макроном «Нам нужны связи с Россией, чтобы вместе решать мировые кризисы» .
Структура работы отвечает поставленным целям и задачам нашего исследования. Работа состоит из введения, двух глав, 6 параграфов, заключения и списка источников и литературы, которые раскрывают сущность и специфику выбранной научной проблемы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав особенности добычи и потребления основных энергоносителей во Французской Республике, можно сделать вывод, что собственных запасов углеводородов недостаточно для удовлетворения потребностей страны уже сейчас. Отказавшись от добычи угля, Франция отошла от энергоносителя, который ранее являлся основным источником энергии. Выбор был сделан в пользу ВИЭ и других более экологически чистых ресурсов. Также стоит отметить, что Франция не располагает достаточными собственными запасами нефти и газа. Объем нефти, который добывается во Франции за год является достаточным для покрытия месячных потребностей страны.
Несмотря на такие скромные показатели в области добычи нефти на собственной территории, благодаря продуманной энергетической политике , во Франции очень развита система нефтепереработки, а лидирующая в этой области компания «Total» занимает четвертую позицию в мире по объёмам добычи нефти.
Запасов природного газа также катастрофически не хватает. Франция имеет в своём распоряжении достаточно обширные запасы сланцевого газа, добыча этого типа энергоносителя помогла бы Парижу снизить зависимость от импортёров, однако из-за особенностей его добычи и рисков для окружающей среды во Франции разработка сланцевых месторождений была запрещена на законодательном уровне.
Атомная энергетика является флагманом французского топливно-энергетического комплекса, обеспечивая 70% энергопотребления страны. Материально-техническая база позволяет наладить производство полного цикла внутри страны.
В области ВИЭ Франция является одной из самых лидирующих стран. Париж стремится совершенствовать свои технологии, увеличивать КПД. Страна располагает значительными ресурсами и потенциалом в этой области.
Проанализировав статистические данные, связанные с торговым балансом станы, можно прийти к выводу, что Франция является нетто- импортёром угля, газа, нефти, урана и нетто-экспортёром электроэнергии.
Франция на 50% зависит от импорта углеводородов. Российская Федерация - один из основных партнёров Парижа в области поставок углеводородов, занимающий четвёртое место. Нельзя не отметить тот факт, что Франция придерживается политики диверсификации источников энергоносителей, дабы обеспечить стабильность цен, избавиться от политических рисков и снизить последствия технических проблем.
Занимаясь экспортом электричества, полученного при помощи АЭС в соседние страны, Франция является самым крупным экспортёром электричества в Западной Европе. В этом контексте она также участвует в проектах по увеличению пропускных способностей международных соединительных линий, что является важнейшим вопросом для строительства европейского энергетического рынка.
Резкий скачок в развитии технологий, промышленности, рост населения планеты, все это требует большего количества энергии, при этом имеющиеся источники энергии в большинстве случаев относятся к категории невозобновляемых и не являются экологически чистыми. На данный момент все страны нуждаются в новых источниках энергии, развитии ВИЭ, энергосберегающих технологиях, технологиях позволяющих увеличить КПД при генерации энергии, одновременно необходимо решать экологические вопросы. Сотрудничество Франции и России, стран, которые являются передовыми в области энергетики, политика которых в области энергетической безопасности схожа, является взаимовыгодным и способным обеспечить решение части проблем которые требуют совестных мер.
Также в свете того, что большинство исследователей сходятся во мнении, что в ближайшее время именно углеводороды будут основными источниками энергии, Франция выстраивает свою энергетическую политику таким образом, чтобы обеспечить стабильные поставки энергоносителей и 63 стабильные цены на внутреннем рынке. В этой области Россия также является заинтересованной стороной, которая нуждается во Франции. Ведь РФ необходимо обеспечить стабильный спрос на свои энергоносители, Россия также заинтересована в стабильных ценах, которые просто необходимы для эффективного планирования.
Таким образом, сотрудничество между двумя странами является взаимовыгодным, а разработанные стратегии в энергетической политике не являются взаимоисключающими.
Можно выделить ряд факторов, обеспечивающих успешное сотрудничество стран в области энергетики и позволяющих говорить о взаимном включении партнёрских отношений в планы по развитию энергетической политики как Франции, так и России. Ключевым фактором, определяющим перспективы сотрудничества компаний ТЭК Франции и России, является государственное участие в капиталах компаний и определяющая роль государства в формировании поведения компаний на рынке, исходя из необходимости решения ряда государственных задач. Можно утверждать, что решения о сотрудничестве принимаются исключительно политиками и реализация всех проектов зависит только от политической воли. На самом деле решения о взаимовыгодном партнёрстве лишь подкрепляются политической волей, потому что это необходимо как компаниям для наращивания своего доминирования в своих секторах экономики, так и государствам, в которых эти компания являются фактором , обеспечивающим стабильность и процветание. Обоюдная
заинтересованность правительств обеих стран в обеспечении устойчивого научно-технического прогресса в сфере энергетики и потенциальная возможность реализации грандиозных проектов совместными усилиями, возможность совершенствования технологий энергетической безопасности своих государств определили партнёрские отношения между странами как выгодные. Основным фактором, делающим такое сотрудничество неизбежным, является «стабилизация» добычи газа в России, что объединяет 64
интересы обеих стран в решении проблемы энергосбережения, поиска и расширения возможностей гидроэнергетики и атомной энергетики в России на уровне научных инноваций технологий и технических решений. Ещё одним фактором, говорящем о долгосрочном сотрудничестве Франции и России является большое количество долгосрочных контрактов как между странами, так и клиентами совместных проектов. Например «Ямал СПГ» имеет огромное количество контрактов, сроки которых подойдут к концу только через 2 5 лет. Все это позволяет рассчитывать на долгосрочное успешное сотрудничество.



1. "Газпром" и EDF ведут переговоры о поставках газа во Францию от
27.03.2007//RosInvest [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.rosinvest.com
2. «EDF присматривается к «Интер РАО ЕЭС». 27.04.2010 //
Информационный сайт M&A [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.maonline.ru
3. «Газпром» и GDF S UEZ подвели итоги научно-технического
сотрудничества в 2010 году // Официальный сайт ОАО «Газпром» // http://www.gazprom. ru/press/news/2010/december/article 106815
4. «Газпром» и Tot al подписали соглашении по основным условиям
сотрудничества при разработке первой фазы Штокмановского месторождения//Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.mnr.gov.ru/news/companynews/detail. php?ID=19439
5. Доклад аналитического центра «Компания». На газовом престоле. Что будет с «Газпромом» после 2008 года? // «Компания». No 24(469). 25.06.2007. С. 20.
6. Киок Жорж, Фредерик де Монико (Georges Quioc, Frеdеric De Monicault). Газ - особенный товар. 10.06.2008 // Интервью с АлексеемМиллером// Газета» «Le Fi garo », Франция.
7. Сергей Шматко встретился с представителями французского бизнеса // Официальный сайт министерства энергетики Российской Федерации . 20.05.2011 // http://minenergo.gov.ru/press/min news
8. 450 Scenario: Methodology and Policy Framework, IEA, 2011[Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
http://www.iea.org/media/weowebsite/energymodel/Methodology 450 Scenari o.pdf.
9. A Framework Strategy for a Resilient Energy Union with a Forward-Looking
Climate Change Policy, COM/2015/080 final,25.02.2015 [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: https://eur-
lex.europa.eu/resource.html?uri=cellar:1bd46c90-bdd4-11e4-bbe1-
01 aa75ed71 a1.0001.03/DOC 1 &format=PDF.
10. Annual Energy Outlook 2017 with projections to 2050, U.S. Energy Information Administration, January 5, 2017. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.eia. gov/outlooks/aeo/pdf/0383%282017%29.pdf.
11. Annual rep о rt 2016 Editi о n, Gro upe Intemati о nal des Imp о rt ateurs de Gaz
Naturel Lique fi (GIIGNL) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://giignl.org/sites/default/files/PUBLIC AREA/Publications/giignl 2017 r eport 2.pdf.
12. Are We Entering A Golden Age of Gas?, Special Report, IEA, World Energy
Outlook 2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.iea.org/weo/.
13. Asian LNG Demand: Key Drivers and Outlook, April 2016, Oxford Institute
for Energy Studies. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https: //www. oxfordenergy.org/wpcms/wp-content/uploads/2016/04/Asian- LNG-Demand-NG-106.pdf.
14. Bil an energetique de l a Franc e pour 2015. [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://datalab-bilan-energetique-de-la-france-pour-2015-
novembre2016.pdf
15. BP statistical review 2015 BP Energy Outlook 2035: February 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //www. bankofcanada. ca/wp- content/uploads/2015/05/bp-energy-outlook-2035.pdf.
16. BP Statistical Review of World Energy June 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bp.com/content/dam/bp-countrv/de ch/PDF/bp- statistical-review-of-world-energy-2016-full-report.pdf.
17. Circum - Arctic Resource Appraisal: Estimates of Undiscovered Oil and Gas North of the Arctic Circle, News & Recent Publications, WEDNESDAY,
JULY 23, 2008 [Электронный ресурс]. https: //pubs. us gs .gov/fs/2008/3049/fs2008-3049.pdf
18. GAS PRICE SURVEY 2016 EDITION, IGU, MAY 2016 [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://www.igu.org/sites/default/files/node-
news item-field file/IGU WholesalePrice%20Survey 2016 TO GO.pdf.
19. GEA, 2012: Global Energy Assessment - Toward a Sustainable Future, Cambridge University Press, Cambridge, UK and New York, NY, USA and the International Institute for Applied Systems Analysis, Luxemburg, Austria.
20. Global Carbon Budget 2015, CDIAC [Электронный ресурс]. - Режим
доступа:
http://www. globalcarbonproj ect.org/carbonbudget/17/files/GCP_CarbonBudget _2017.pdf.
21.International Energy Outlook 2016 with Projections to 2040, U.S. Energy Information Administration, May 2016. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.eia.gov/outlooks/ieo/pdf/0484(2016).pdf
22.International Energy Outlook 2016 with Projections to 2040, U.S. Energy Information Administration, May 2016. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. eia. gov/outlooks/ieo/pdf/0484(2016).pdf
23. L’Institut national de 1 a statistique et des etudes e c onomiques (Insee)
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https: //www.insee.fr/fr/information/1300624.
24. The Observatory of Economic Complexity [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https: //atlas .media.mit.edu/ru/visualize/tree map/hs92/import/fra/show/2709/20 16/
25. Total et 1 e russe Novatek vont creer une s o c iete mixte // Газета «Le Mo nde».
24.06.2009. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://rezonodwes.com/la-compagnie-total-participera-au-projet-russe-arctic- lng-2/.
Периодическая литература:
1. Г азпром и EDF хотят до конца года закрыть сделку по «Южному потоку» // РИА «Новости» от 29.10.2010. Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/company/20101029/290431754.html
2. Исполатов С. ЛУКОЙЛ прописался в Голландии. 05.08.2009 //rbcdaily
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.rbcdaily.ru/2009/08/05/tek/425581
3. Карташев Н. Подписано соглашение о строительстве на юге Франции реактора ИТЭР // Компьюлента от 22.11.2006 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sc ienc e.c ompul enta.ru/295913/
4. Марк Ломацци и Пьер-Александр. Российский гигант ГАЗПРОМ будет
конкурировать с Gaz de Franc e на территории Франции. 17.11.2005//Газета «L a Tribune», Франция. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://inosmi.ru/inrussia/20051117/223716.html
5. Медведев А.: Газпром рассматривает варианты партнерства с
французскими GdF S uez и EdF по модели сотрудничества с RWE// RBC, 19.10.2011[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //quote.rbc.ru/news/emitents/2011/10/19/33450858. html
6. Начало поставок газа по Nabuc c о отложат еще на год. 11.10.2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bizvision.ru/news.
7. Проект «Тоталь» - «Новатэк» состоялся/ZNT V . [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.ntv.ru/novo sti/223560
8. Российское энергетическое агентство (РЭА). Россия и Франция создают
совместную организацию по энергетической эффективности//
Энергонадзор и энергобезопасность. 2010. No 12. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iestream.ru/news/tek/187-rossiya-i-franciya-
sozdayut-sovmestnuyu-organizaciyu-po-energeticheskoy-effetivnosti.html
9. Российское энергетическое агентство (РЭА). Россия и Франция создают
совместную организацию по энергетической эффективности//
Энергонадзор и энергобезопасность. 2010. No 12. [Электронный ресурс]. -



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ