Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СЕМЬЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ: ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

Работа №66764

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы60
Год сдачи2018
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1041
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 11
ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЬИ, НАХОДЯЩЕЙСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
1.1. Социально опасное положение семьи: анализ понятия и 11 методология оценки
1.2. Практики поддержки семей, находящихся в социально опасном 20 положении, в Российской Федерации
2. СПЕЦИФИКА И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРАКТИК 29 ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ Г. БЕЛГОРОДА)
2.1. Социальный портрет семьи, находящейся в социально опасном 29 положении: диагностика проблемных зон функционирования (по материалам исследования)
2.2. Модель социального сопровождения семьи, находящейся в 39 социально опасном положении
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. В современной России по данным статистики за 2017 год, более 67 тысяч семей находятся в социально опасном положении, в общей сложности это составляет около 202 тысячи человек, из них 60 % - это дети. И с каждым годом количество семей, находящихся в социально опасное положение, увеличивается. Объективными факторами этого являются: изменение социально-экономического положения населения, низкий уровень жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. Психологическая составляющая микросоциума семьи на фоне этого разрушается, изменяются отношение родителей к детям, деформируется важная функция семьи - воспитательная функция, дети бегут из дома, пополняя ряды безнадзорных и беспризорных, объединяясь в асоциальные группы. Все это ведет постепенно к моральной и социальной деградации семьи в целом. Зачастую в семьях социально-психологические девиации повторяются из поколения в поколение, дети из таких семей оказываются психологически не готовыми к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специализированных учреждений.
Словосочетание «социально опасное положение» (СОП) все чаще можно услышать из уст специалистов разного профиля, нередко употребляется в СМИ.
Практики социальной поддержки, направленные на конкретную семью, должны распространяться на разные поколения, ориентируясь на качество жизни и отдельных членов семьи (сегодня при работе с семьей, оказавшейся в социально опасном положении, чаще всего ориентируется на детей) и качество жизни всей семьи. Из этого следует, что объектом воздействия являются не жилищные условия, или сложные межличностные супружеские, детско-родительские отношения либо личностные свойства родителей, детей, родственников, а социальная ситуация развития семьи в целом.
Все это обусловливает сложность задач, стоящих перед региональными социальными службами и органами местного самоуправления, которые разрабатывают программы и организуют мероприятия по социальной поддержки семей, находящихся в социально опасном положении.
Необходимость исследования региональной и местной специфики практик социальной поддержки семей, находящихся социально опасном положении в такой ситуации обусловила актуальность темы дипломного исследования и его проблемы - разработка и реализация наиболее продуктивных, адекватных требованиям времени практик социальной поддержки семей, находящихся в социально опасном положении.
Степень научной разработанности проблемы определяется возрастающим вниманием к разным аспектам социальной поддержки семей с детьми и особенно семей, находящихся социально опасном положении, как в масштабах всего государства, так и на уровне его регионов. Проблемы социальной политики и социальных институтов, определяющих социальное положение, социальную устойчивость и мобильность групп освещались в трудах Э. Дюркгейма, М. Вебера, П.А. Сорокина, Р. Мертона, Дж. Роулз и многих других ученых.
Отечественные ученые И.А. Григорьева, В.И. Жуков, И.Г. Зайнышев, С.В. Кадомцева, В.М. Капицын, В.В. Колков, Г.И. Осадчая, П.Д. Павленок, Л.В. Топчий, Е.И. Холостова и ряд других авторов также раскрывали различные аспекты социальной политики и поддержки семьи в российском обществе.
И.В. Бестужева-Лада, Н.С. Данакин, В.Н. Иванов, В.И.Патрушев, А.И.Пригожин, Ю.М.Резник, И.М. Слепенков в своих публикациях рассматривали вопросы социальной защиты и поддержки семьи и детей, описывали социально-управленческие технологии социальной поддержки на местном уровне.
Анализ проблем современной российской семьей и характеристики социально-структурных аспектов семейной жизнедеятельности даны в трудах А.И. Антонова, В.А. Борисова, А.Г. Волкова, М.С. Мацковского, В.А. Сысенко и А.Г. Харчева и других исследователей.
В последнее время активно развиваются исследования по теории практике социальной работы, ведущее место в этих исследованиях принадлежит работам С.И. Григорьева, Л.Г. Гусляковой, И.Г. Зайнышева, А.И. Ляшенко, П.Д Павленка, В.Н. Смирновой-Ярской, Л.В. Топчия,
М.В. Фирсова, Ю.Б. Шапиро, Н.П. Щукиной и других. В них
просматривается взаимосвязь: социальная работа - социальная проблема - социальные технологии - технологии социальной работы; раскрываются вопросы диверсификации отечественной системы социального обслуживания населения.
Анализ проблем социальной поддержки различных групп населения дан в публикациях В.Н. Архангельского, Л.Ф. Безлепкиной, А.Г. Волкова, Дармодехина C.B., Кпимантовой Г.И., В.В. Колкова, М.Н. Мирсагатовой, Е.Р. Смирновой, C.B. Капустиной и других.
В ряд исследований, проведенных А.Н. Авериным, В.Д. Бобковым, А.Я. Бурдяк, В.П. Галагановым, Н.М. Давыдовой, Н.Ф. Дивициной, Н.В. Ефимовой, Д.Л. Китовой, А.И. Ляшенко, Т.С. Пантелеевой, Н.М. Римашевской, Л.И. Чинаковой, посвящен научному обоснованию инновационных технологий социальной работы с различными категориями и типами семьей и практик их социальной поддержки.
Вопросы, связанные с реализацией межведомственного взаимодействия в системе социальной защиты семьи и детства раскрываются в работах М.А. Алешиной, И.И. Витвар, Г.Н. Карповой, М.К. Терновской, Ю.К. Хомченко.
Значительный интерес представляют работы А.И. Пригожин, посвященные критериям эффективности работы социальных служб, в том числе программ поддержки дисфункциональных семей.
Вместе с тем, общепринятой точки зрения на проблему социальной поддержки семей, находящихся в социально опасное положение, в настоящее время пока не выработано. Не однозначно определена сущность понятия «социально опасное положение семьи» не разработана единая система критериев его проявлений.
Объект исследования - семья, находящиеся в социально опасном положении.
Предмет исследования - практики социальной поддержки семей, находящихся в социально опасном положении.
Цель исследования - раскрыть сущность и специфику практик социальной поддержки семей, находящихся в социально опасном положении, и разработать модель социального сопровождения данной категории семьи.
Для достижения указанной цели представлялось необходимым решить следующие задачи:
- раскрыть теоретико-методологические основы исследования семьи, находящейся в социально-опасном положении
- выявить специфику и результативность практик поддержки семей, находящихся в социально опасном положении, в г. Белгороде;
- разработать модель социального сопровождения семьи, находящейся в социально опасном положении, на основе межведомственного взаимодействия.
Теоретико-методологическая основой исследования послужила совокупность научных исследований отечественных и зарубежных исследователей:
- социология неравенства и социальной справедливости - М. Вебер, Н. Смелзер, Д. Смит;
- концепция общества риска - У. Бек, М. Дуглас, А. Вилдавски и др.
- теоретические подходы к различным направлениям социальной работы В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, М.А. Галагузовой, С.И. Григорьева, В.Н. Гурова, В.И. Жукова, В.В. Зритнева, И.Г. Зайнышева, И.А. Липского, Ф. Масловой, А.В. Мудрика, П.Д. Павленка, М.В. Фирсова, Е.И. Холостовой и др.
Для решения поставленных задач был применен комплекс методов исследования, взаимопроверяющих и взаимодополняющих друг друга: теоретических - изучение и анализ специальной научной литературы по социологии, социально-психологического и социально-педагогического характера и нормативно-правовой литературы по проблеме исследования; анализ категоррийно-понятийного аппарата; анализ теоретических подходов ученых к исследуемой проблеме; сравнение, обобщение, моделирование; эмпирических - анализ опыта работы социальных служб по социальной поддержке семьи; анкетирование, экспертный опрос, интервьюирование семей; статистических - методы количественной и качественной обработки результатов прикладного социологического исследования.
Эмпирическая база исследования. Информационную базу
исследования составили официальные данные Росстата и органов государственной статистики Белгородской области, статистических сборников, ежегодников, ведомственных справочников, содержащих официальные фактические материалы, монографий по проблеме социальной поддержки семей в Российской Федерации, данные периодических изданий, а также информационных документов ОСГУ «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Белгорода», УСЗН администрации г. Белгорода и УСЗН Белгородской области. Нормативно-правовая база дипломного исследования представлена рядом законодательных актов: Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, распоряжениями Президента Российской Федерации, а также законами Российской Федерации, нормативно¬правовыми актами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и Белгородской области, государственными, региональными и муниципальными программами по развитию сферы услуг и поддержки разных категорий семей, а также материалы конференций, научно-практических семинаров по проблемам современной семьи и социальной работы с ней.
Исследование проходило в три этапа.
Первый этап (сентябрь - декабрь 2017года) - поисково-аналитический; изучено современное состояние проблемы работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, в системе социальной защиты населения, проанализирована научная литература, нормативная, программно-методическая документация региональных учреждений социальной защиты населения. В ходе первого этапа нами были определены начальные параметры выпускной квалификационной работы, определены основные направления исследовательского поиска, сформулирован научный аппарат, сделан теоретико-методологический анализ базовых понятий по проблеме исследования;
Второй этап (январь - март 2018 года) - исследовательский; определены основные аспекты и инструментарий программы прикладного социологического исследования «Специфика и результативность практик поддержки семей, находящихся в социально опасном положении (на примере г. Белгорода)»;
Третий этап (апрель - май 2018 г.) - обобщающий; дано обоснование разработанной муниципальной модели межведомственного взаимодействия по поддержке семьи, находящейся в социально опасном положении, проведена коррекция выводов, полученных на предыдущих этапах, систематизация и обработка результатов исследования, их апробация, техническое оформление выпускной квалификационной работы.
Всего исследованием на различных этапах работы было охвачено 45 семей, находящихся в социально опасном положении., опрошено 15 экспертов: специалисты по работе с семьей в социальных службах г. Белгорода, учреждениях образования, сотрудники правоохранительных органов, преподаватели кафедры социальной работы НИУ «БелГУ».
Репрезентативность использованной в выпускной квалификационной работе информации и нормативно-правовой базы, наряду с применением действенного аналитического инструментария, является аргументом, подтверждающим обоснованность теоретико-методологических результатов исследования и представленных практических рекомендаций.
Теоретико-практическая значимость. Обоснованы теоретические позиции, характеризующие понятия «социально опасное положение», «социально опасное положение семьи», «семья, находящаяся в социально опасном положении» и проанализированы современные трактовки этих понятий; сформулированы основные тенденции развития практик социальной поддержки семьям, находящимся в социально опасном положении; разработана муниципальная модель межведомственного взаимодействия по поддержке семьи, находящейся в социально опасном положении, на примере г. Белгорода. Теоретические выводы и обобщения, представленные выпускной квалификационной работе, могут применяться в учебном процессе для совершенствования программного обеспечения преподавания таких дисциплин, как: «Теория социальной работы», «Технология социальной работы», «Основы коррекционной работы с семьей», а также ряда курсов по проблематике организации социальных услуг разным категориям семей.
Апробация результатов исследования проводилась в ходе производственной и преддипломной практик на базе ОСГУ «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современном мире, в связи с этим, все больше возрастает понимание семьи как института, определяющего не только развитие ребенка, но и развитие общества в целом. Однако в условиях материального и социального расслоения общества происходит трансформация семьи. Кризисные явления в обществе порождают не только конфликты поколений, но и ведут к дезорганизации социальной жизни, распаду общества и его социальных институтов. Все негативные последствия социального неблагополучия проецируются на семью - самый уязвимый социальный институт.
Сегодня в России отсутствует единый порядок определения семьи к категории - семья в социально опасном положении.
Социально опасное положение - это неблагоприятное социальное положение семьи или гражданина, вызванное стечением обстоятельств, детерминированных совокупностью факторов (объективных и субъективных) и условий и проявляющиеся в: внутрисемейных конфликтах, противоправном поведении родителей или законных представителей несовершеннолетних, неисполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей, их обучению и (или) содержанию, жестоком обращении в отношении детей.
Выделяют три основных фактора, способствующих попаданию семьи в категорию семей, находящихся в социально опасном положении, это: фактор наследственно-демографического характера; фактор, обусловленный жилищно-бытовыми условиями жизни семьи; фактор, связанный с нарушением межличностных семейных связей, нарушений детско- родительских отношений.
Основные особенности семьи, находящейся в социально опасном положении, по нашему мнению, являются: психолого-педагогическая некомпетентность родителей; высокая конфликность и деструктивность внутрисемейных отношений; образ жизни семьи, характеризуемый аморальным поведением, алкоголе - и нарко-зависимостью членов семьи;легкомысленность в брачном выборе и повторных браков, в ущерб интересов детей; факты жестокого обращения с детьми и семейного насилия; пренебрежительное отношение или прямое несоблюдение санитарно¬гигиенических норм.
Семьи, находящиеся в социально опасном положении, испытывая воздействие негативных факторов, и не находя помощи со стороны окружающих, все больше деградирует. Такой семье необходима своевременная профессиональная помощь в преодолении трудностей, требуется серьезная работа социально-психологического характера, так требуется изменение мировоззрения, ценностных ориентаций членов семьи, чтобы семья могла стать нормальной ячейкой общества. Но необходимо признать, что оказание такой помощи очень сложный и длительный процесс.
Семьи, находящиеся в социально опасном положении, обладают разным потенциалом в решении социальных проблем.
Для успешной работы с данной категорий семей необходимо создавать межведомственную инфраструктуру профилактической работы, комплексную систему реабилитации таких семей. Что будет способствовать своевременному выявлению неблагополучных семей, и поможет корректировать их проблемы на более ранней стадии.
Приоритетными задачами межведомственного взаимодействия являются: выявление семей с различными показателями семейного
неблагополучия, определение причин неблагополучия; оказание медицинской, социальной, психолого-педагогической, правовой,
материальной помощи таким семьям. Эффективность деятельности, также зависит от квалифицированных специалистов, системного подхода и оперативности решения проблем. При этом, чем эффективнее будет работа с семьей на ранних стадиях ее неблагополучия, тем лучший результат мы получим на выходе.
Таким образом, можно с полной уверенностью сказать о том, что только путем объединения усилий многих субъектов, в рамках межведомственного взаимодействия и оказания комплексной помощи семье, можно создать эффективную систему социальной поддержки семьи, находящейся в социально опасном положении, или не допустить, чтобы семья попала в данную категорию семей. Можно выделить следующие направления работы с семьей, находящейся в социально опасном положении: составление индивидуальных программ реабилитации и
сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении; создание единого банка семей, находящихся в социально опасном положении; внедрение инновационных форм и методов индивидуально-профилактической работы; разработка модели профилактики социальных рисков попадания семей в социально опасное положение; осуществление контроля за семьями, находящимися в социально опасном положении.
Результатом практики социальной поддержки семьей, находящихся в социально опасном положении, является социальная адаптация семьи и изменение статуса семьи, ее членов, а главное семья самостоятельно может в дальнейшем справляться со своими проблемами. Эффективность практик социальной поддержки такой категории семьи, зависит не только от наличия мотивации (даже незначительной) семьи на положительные изменения в сложившейся ситуации, но и от своевременности, системности и комплексности социальной поддержки со стороны специалистов учреждений социальной защиты населения.
В соответствии с утвержденным Планом мероприятий («дорожной карты») «Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей, восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды, семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Белгородской области на 2013-2018г.г.» специалистами УСЗН разработана нормативная документация по реализации мероприятий «дорожной карты», что станет нормативно-правовой основой для внедрение разработанной нами модели «Модель социального сопровождения семьи, находящейся в социально опасном положении».
Модель строится на межведомственном и системном принципе ее реализации, а также на инновационном подходе к организации работы с семьей и детьми, находящимися в социально опасном положении.
Модель состоит из 6 элементов: координирующий орган управления работой с семьей и детьми в СОП; сеть учреждений, работающих с семьей и детьми; программы, проекты, планы, направленные на реализацию помощи и поддержки семей, находящихся в социально опасном положении; система социальных гарантий; социальное партнерство; информационное обеспечение мероприятий.
Степень сложности ситуации в семье или уровень семейной дезадаптации определяет уровни социального сопровождения: адаптационный, базовый, кризисный и экстренный.
Разработанная нами модель социального сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении, способствует внедрению и развитию современных технологий социальной реабилитации семей данной категории.
Цель модели - способствовать развитию услуги по социальному сопровождению семей, попавших в социально опасное положение или находящихся в зоне реального иска попадания в социально опасное положение, осуществление мероприятий по социальной реабилитации и адаптации семей данной категории, оказание им психолого-педагогической поддержки для нормализации жизнедеятельности семьи и защиты прав и интересов ребенка.
Процесс социального сопровождения семей включает оказание ряда социальных услуг, предусмотренных законом, а также содействие в получении социальной, медицинской, психологической, педагогической, юридической помощи для преодоления кризисной ситуации и нормализации жизнедеятельности и профилактики семейной дезадаптации.
Это длительная работа, нацеленная на результат, а не краткосрочная консультативная деятельность специалистов.
Отличительной чертой предлагаемой модели является создание единой Службы социального сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении на территории муниципального образования, которая объединяет специалистов: органов опеки и попечительства, отделений по работе с семьей и детьми в комплексных центрах социального обслуживания населения, отделений профилактики детского и семейного неблагополучия социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних,
реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями.
Перспектива внедрения модели - совершенствование форм и методов работы с семьями, находящимися в СОП, внедрение новых технологий работы с семьей с разной степенью семейного неблагополучия. Вывод семей из социально опасного положения.
Основная идея модели - выведение семей из социально опасной ситуации и профилактика дальнейшей семейной дезадаптации.
Таким образом, основу социального сопровождения семьи СОП составляет устойчивое межведомственное взаимодействие, координация работы органов местного самоуправления и социальных организаций.
Имея рекомендательный характер, предлагаемая Модель допускает вариативность использованных технологий и механизмов.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ