Аннотация
Введение 6
Глава 1. Теоретический анализ проблемы профессиональной идентичности и психологического благополучия в психологии 10
1. Генезис понятий «профессиональная идентичность» и «психологическое благополучие» в зарубежной и отечественной психологии 10
2. Профессиональная идентичность как психологическая проблема..22
3. «Я - образ» в контексте профессиональной идентичности 27
4. Формирование профессиональной идентичности и психологического благополучия 30
Глава 2. Организация и методы исследования 37
2.1. Основные понятия, цели, задачи и гипотезы исследования 37
2.2. Предмет, объект, описание выборки и процедура исследования 41
2.3. Методы исследования и статистическая обработка 43
Глава 3. Результаты и обсуждение изучения профессиональной идентичности как фактора психологического благополучия 46
3.1. Изучение степени восприятия личности себя, через содержательные
характеристики идентичности личности 47
3.2. Выявление уровня психологического благополучия у медицинских
работников 59
3.3. Определение профессиональных склонностей у медицинских работников 64
ВЫВОДЫ 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
Актуальность. В наше время, когда происходят ситуации с ре-формированием и преобразованием во многих сферах деятельности и ведение подготовки специалистов разных профессий, необходимо изучение проблемы профессиональной идентичности, по той причине, что каждая профессия обладает спецификой, влияющая на субъект труда. Результаты исследований и проделанный анализ, данных особенностей идентичности, имеет важное значение для определения степени психологического благополучия, как условие успешности профессионального развития, и поэтому, к фактору научного прогресса мы относим профессиональную идентичность. Профессионалы тщательно изучают способы отождествления работника с профессией, скорость освоения профессиональных умений, ценностей, знаний.
За последний период времени, профессиональную идентичность принялись изучать отечественные психологи: Л. Б. Шнейдер, Е. П. Ермолаева, Д. И. Зевалишена, Н. Л. Иванова, Е. В. Конева.
Профессиональную идентичность рассматривают, как самый важный компонент самосознания, который интенсивно изучают для эффективного функционирования в профессиональной деятельности, выбранной индивидом.
Содержательные характеристики профессиональной идентичности показывает нам профессия, которая не имеет природных дифференцирующих качеств и поэтому, возникает высокая значимость исследовательских работ по выявлению данных признаков также, несомненно, возрастает роль окружающих нас людей, которые замечали данные качества. Но кроме этого, профессия, как правило, предусматривает организованную целенаправленную подготовку.
Необходимо заметить, что термин «профессиональная идентичность» дублируется с понятиями: профессиональное самоопределение, профессиональное саморазвитие, профессионализация, профессиональный статус и роль. Данные понятия успешно выражают суть изменения личности в процессе профессиональной подготовки и деятельности в целом.
Научная новизна. Заключается в сборе данных, в обобщении результатов предшествующих исследований по проблеме выявления процессов формирования профессиональной идентичности и по проблеме проявления выраженности уровня психологического благополучия.
Практическая значимость. Результаты проведённого исследования можно использовать в разных областях психологии, социологии, в научной деятельности.
Методологическое обоснование исследования. Анализируя теоретическую разработку, необходимо отметить, что интерес к проблеме формирования профессиональной идентичности с каждым днем возрастает все больше и больше. Профессиональная идентичность исследовалась Е. П. Ермолаевой, Е. А. Климовым, А.А. Реаном, В.И. Павленко, В. М. Проселовой и Ю. П. Поваренковым. К сожалению, не было обнаружено чёткого сформулированного понятия профессиональной идентичности.
Феномену психологического благополучия были посвящены научные труды как зарубежных исследователей ( Н. М. Брадбурн, К. Рифф, Э. Динер), так и отечественных ( Б. С. Братусь, И. В. Дубовина), но проблематика развития психологического благополучия также остаётся и по сей день, потому что считается малоизученным феноменом.
Гипотезы исследования:
1. Благоприятные условия труда влияют на степень выраженноости психологического благополучия.
2. На процесс формирования профессиональной идентичности оказывают влияние факторы, не зависящие от субъекта труда.
Цель: изучение профессиональной идентичности, как фактора психологического благополучия, на примере медицинских работников, территориально проживающих в Российской Федерации и в Республике Узбекистан.
Задачи исследования:
1. Изучить степень восприятия личности себя, через призму содержа-тельных характеристик идентичности личности.
2. Выявить уровень психологического благополучия у медицинских работников.
3. Определить профессиональные склонности медицинских работников.
Предмет исследования: профессиональная идентичность как фактор психологического благополучия.
Объект исследования: медицинский персонал Российской Феде-рации и Республики Узбекистан.
Выборка исследования: В исследовании приняли участие 200 человек, в возрасте от 18 до 65 лет. Были разделены на 2 группы. В группе № 1 участвовали респонденты в общем количестве 100 человек, сотрудники здравоохранения, территориально проживающие на территории Российской Федерации. В группе № 2 участвовало 100 человек, медицинского персонала территориально проживающие в Республике Узбекистан. Из них 18 мужчин и 82 женщины работающих на территории Российской Федерации и 25 представителя мужского и 75 женского пола, территориально проживающих в Республике Узбекистан.
Методы исследования:
1. Методика «Кто Я?» М. Куна и Т. Макпартленда (адаптация Т. В. Румянцевой 2005г.).
2. Опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф, (адаптация Н. Н. Лепешинского 2007г).
3. Опросник «Профессиональные склонности» Л. Йовайши (модифи - кация Г. В. Резапкиной 2005г).
Методы статистической обработки:
1. Описательные статистики
2. Факторный анализ
3. Двухфакторный дисперсионный анализ
4. Многомерный дисперсионный анализ
5. 2 - критерий Пирсона
Структура работы: диссертационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений. Основной текст изложен на 79 страницах, проиллюстрирован 5 таблицами и 9 рисунками, список литературы содержит 74 наименования, из которых 18 на иностранном языке.
Диссертационная работа была посвящена эмпирическому исследованию профессиональной идентичности, психологического благополучия, и факторов на них влияющих.
На сегодняшний день, стремительно растет интерес к проблема-тике профессиональной идентичности и к психологическому благополучию, как реакция на измененные социально - экономические условия и появившиеся новые требования в профессионализме. К тому же, данные феномены являются научными, актуальными в практическом плане предметами, психологического современного исследования. В данных понятиях выражается связь мотивационных, когнитивных и ценностных личностных характеристик, обеспечивающих ориентир в профессиональном мире, в широких социальных окружениях, профессиональных сообществах, позволяющих наиболее полно осуществлять в профессиональной деятельности личностный потенциал и делать возможные прогнозы, впоследствии, профессионального выбора и планировать перспективы собственного развития.
Поставленные в нашей работе задачи решены.
Подобраны методы исследования профессиональной идентичности и факторов психологического благополучия. Был проведен факторный анализ, двухфакторный дисперсионный анализ и многомерный дисперсионный анализ.
Выдвинутые нами гипотезы о том, что:1)благоприятные условия труда влияют на степень выраженности психологического благополучия и 2)на процесс формирования профессиональной идентичности могут влиять факторы, не зависящие от субъектов труда - подтвердились.
Полученные нами результаты могут быть использованы для дальнейшего исследования с более объемной выборкой и с проективными методиками, например, дом-дерево-человек, несуществующее животное или незаконченные предложения.
1. Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 1997. 239 с.
2. Антонова Н.В. Проблема личностной идентификации в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психоло¬гии. // Вопросы психологии. 1996. М: Наука. - 487 с.
3. Аринушкина, Н.С. Об определении и типах идентичности // Мир пси-хологии. - 2004. - № 2. - 86 с.
4. Берне Р Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. с англ. М.: Про-гресс, 1986. 422 с.
5. Бонивелл И. Ключи к благополучию / И. Бонивелл. М.: Изд-во «Время», 2009. — С. 192.
6. Бучацкая, М.В. Психологическое благополучие работающих женщин. Автореф... канд. психол. наук. - М., 2006. - 25 с
7. Викстрем К., Карлсон Р Проблема идентичности. Управление взаимо¬действием между Проектно-ориентированными компаниями // Персо¬нал МИКС. 2000. № 8—9. С. 46—52.
8. Гузь А.В. Педагогические условия профессиональной идентификации будущего учителя. Автореф. Дисс. На соиск. Уч. Степ. К. пед. наук М., 1997.- 20 с.
9. Ермолаева Е. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: кон¬цепция и реальность (статья первая) // Психологический журнал. — 2001. — Т. 22, № 4. — С. 51—59.
10.Завалишена Д.Н. Способы идентификации человека с профессией.// Психология субъекта профессиональной деятельности. - М.; Яро - славль, 2001. - С. 104 - 128.
11. Заковоротная М.В. Идентичность человека: Социально-философские аспекты / Сев.-Кавк. научн. центр высш. шк., Рост. н/ Д. гос. ун-т. Ро - стов н/Д : Изд-во Сев.-Кавк. научн. центра высш. шк., 1999.
12.Зыбина Л. Н. Профессиональное самоопределение личности как про-явление субъектности // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. № 5. - Новосибирск: СибАК, 2011.
13. Каташев В.Г. Профессиональное самосознание учащихся. - Казань, 1994. - 324 с.
14. Катлер, Г.К. Искусство быть счастливым / Г.К. Катлер. - София, 2006. - 531с.
15. Кашпурова, Е.Н. Характеристика основных подходов к понятию пси¬хологического благополучия//Психология сегодня: сборник научных статей 13 Всероссийская научно-практическая конференция /отв. за вып. А.М. Павлова. - Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2011. - 268с. - С. 50-55 URL:
16. Киселев И.Ю., Смирнова А.Г. Формирование идентичности в россий¬ской провинции. - М., 2001. - 297 с.
17. Киршева Л. М. Психология личности: тесты, опросники, методики. - М.,1995.
18. Климов Е. А. Человек как субъект труда и проблемы психологии // Вопр. психол. 1984. № 4. С. 5—14.
19. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ро - стов-на-Дону, 2010.
20. Климов Е. А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд). — М.: МПСИ; Флинта, 2003. — 320 с.
21. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. - Обнинск,
1993. - 342 с.
22. Кон, И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание [Текст] / И. С. Кон. - М.: Политиздат, 1984.
23. Красникова Ю. В. Профессиональная идентичность как основной эле¬мент профессионального воспитания [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 167-169.
24. Куликов, Л.В. Субъективное благополучие личности / Л.В. Куликов // Ананьевские чтения. - СПб., 2007. - С.162-164.
25. Куликов, Л.В. Факторы психологического благополучия личности / Л.В. Куликов, М.С. Дмитриева, М.Ю. Долина, О.В. Иванов, М.А. Роза¬нова, Т.Г. Тимошенко // Теоретические и прикладные вопросы психо¬логии: Матер. Юбилейной конф. “Ананьевские чтения - 97”. Вып.3. Ч. 1. Изд-во СПбГУ - СПб., 2007. - С.342-350.
26. Кун М., Макпартленд Т. Эмпирические исследования установок лич-ности па себя // Современная зарубежная социальная психология. Тек¬сты. М., 1984. С. 180-188
27. Лепешинский Н.Н. Адаптация опросника «Шкала психологического благополучия» К. Рифф. Психологический журнал, 2007 г., №3, стр. 24-37
28. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. - 298 с.
29. Овсянникова В.В. Динамика «образа своей профессии» в зависимости от степени приобщения к ней// Вопросы психологии, 1981.- №5.- С. 20 - 25.
30. Павленко В.И. Представление о соотношении социальной и личност-ной идентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии. - 2000. - № 1. - С. 135 - 142.
31. Павлоцкая Я.И. Социально-психологический анализ уровней и типов благополучия личности // Журнал "Современные проблемы науки и образования". - 2015. - № 1.
32. Позднякова Е. Понятие феномена "психологическое благополучие" в современной психологии личности // Психологический журнал, 2007, № 3
33. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. - М., Воронеж, 1997. - 287 с.
34. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М.: Генезис, 2005 г.
35. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика от-ношений в паре - СПб., 2006. С.82-103.
36. Румянцева Т В. Трансформация идентичности студен тов медицинско¬го вуза в меняющихся социальных условиях. Дисс. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2005. 185 с.
37. Савельева, О.С. Субъективное благополучие как проблема социальной психологии личности [Текст] / О.С. Савельева. -Москва, 2008.
38. Силина О.В. Границы Я и психологическое благополучие детей 2-10 лет [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. № 3. С. 116-129.
39. Созонтов, А.Е. Гедонистический и эвдемонистический подходы к про¬блеме психологического благополучия [Текст] / А.Е. Созонтов // Во¬просы психологии.- 2006. -№ 4. - С .105-114
40. Фесенко, П.П. Что такое психологическое благополучие?: краткий об¬зор основных концепций [Текст] / П. П. Фесенко // Семейная психоло¬гия и семейная терапия. - 2005. -N 2. -С. 116-131.
41. Фесенко, П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности. Дис... канд. психол. наук. - М., 2005. - 206 с.
42. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Просвещение, 2011. - 269 с.
43.Чемата П. Р К вопросу о генезисе самосознания личности. // Пробле-мы самосознания. М., 1966.
44. Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия личности [Текст] /Р.М. Шамионов. -Саратов: Изд-во Сарат.ун-та, 2004. - 180с.
45. Шамионов, Р.М. Субъективное благополучие личности: психологиче - ская картина и факторы / Р.М. Шамионов. - Саратов, 2008. - С.41.
46. Шевеленкова Т.Д. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) / Т.Д. Шевеленко- ва, П.П. Фесенко // Психологическая диагностика — 2005. — № 3. — С. 95—123.
47. Ширяева, О.С. Психологическое благополучие личности в экстремаль¬ных условиях жизнедеятельности / О.С. Ширяева. - Хабаровск, 2008
48. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг[Текст] / Л.Б. Шнейдер. Учебное пособие. - М.: МПСИ, 2005. - 600 с.
49. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: Монография. М.: МОСУ, 2001 г. [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/sh1/SH1-003-.HTM]
50. Шнейдер Л.Б. Личностная, тендерная и профессиональная идентич-ность: теория и методы диагностики: учеб. - метод. пособие. 2007.128 с.
51. Шустова, Н.Е. Удовлетворенность жизнью как показатель социально¬психологической адаптации: некоторые результаты исследования / Н.Е. Шустова. - СПб, 2009. - 367с.
52.Эннс Е. А. Понятие профессионального самосознания в психологиче - ской науке [Текст] // Психологические науки: теория и практика: мате¬риалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки- Веди, 2012. — С. 127-129.
53.Эриксон Э. Молодой Лютер. - М., 1996. - 328 с.
54.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.
55.Эткинд А. М. Психология практическая и академическая: расхождение когнитивных структур внутри профессионального сознания // Вопросы психологии, № 6, 1987. [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/sh1/ SH1-003-.HTM]
56. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы
формирования социальной идентичности личности.// Мир Рос- сии,1995.
57. Argyle M. The social psychology of work. L.: Allen Lane, 1972.
58. Baumeister R. F., Leary M. R. The need to belong: Desire for interpersonal attachments as a fundamental human motivation // Psychol. Bull. 1995. № 117. P 497-529
59. Berne E. Classification of Positions // Transactional Analysis Bulletin. 1962. Vol. 62. № 3. Р 23.
60. Diener E., Diener M., Diener C. Factors predicting the subjective well-be¬ing of nations // J. of Personality and Social Psychology. 1995. V.69. - P. 851-864.
61. Diener E., Suh E., Lucas R. E., Smith H. Subjective well-being: Three decades of Progress // Psyhological Bulletin / http://obshina. info. index. Php
62. Holland J. L. Making vocational choices: A theory of vocational personali¬ties and work Environments. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1985.
63. Finchman R., Rhodes P The individual, work, and organization: Behaviour¬al studies for business And management. Oxford; N. Y.: Oxford University Press, 1994
64. Karpman St. Fairy Tales and Script Drama Analysis // Transactional Analy¬sis Bulletin. 1968. Vol. 7. № 26. Р 39-44.
65. Kopinak J. The use of triangulation in a study of refugee well-being // Qual¬ity Quantity. 1999. V o l . 33 (2). P 169—183.
66. Ll oyd T. C., Mullen P B. Lake Erie fishermen: Work, identity, and tradi¬tion. Urbana, IL: University of Illinois Press, 1990.
67. Milne Р Motivation, incentives and organizational Culture // Journal of knowledge management. 2007. Vol. 11. P 28-38.
68. Peiro J. M. (ed.). Work and organizational psychology: European contribu¬tions of the nineties Proceedings of the Sixth European Congress of Work and Organizational Psychology. Hove: Erlbaum, 1995
69. Ryff C.et al.The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69. P 719-727.
70.Savickas M.L. Life designing: A paradigm for career construction in the 21st century / M.L. Savickas, L. Nota, J. Rossier, J.- P Dauwalder, M.E. Duarted, J. Guicharde, S. Soresib, R. van Esbroeckf, A.E.M. van Vianeng // Journal of Vocational Behavior. 2009. Vol. 75. Iss. 3. Dec. 2009. P 239-250.
71. Sonnen fel d J. A. Managing career systems: Channeling the flow of execu¬tive careers. Homewood, Ill.:Irwin, 1984
72. Tajfel H. Experiments in vacuum // Israel J., Tajfel H. (eds). The context of social psychology: A Critical assessment. L.: Academic Press, 1972.
73. Tajfel H. Social psychology of intergroup relations // Ann. Rev. of Psychol. 1982. N 33. P 1—39.
74.. Tajfel H., Turner J. C. The social identity theory of intergroup relations // Worchel S., Austin W. G.(eds). Psychology of intergroup relations. Mon¬terey, CA: Brooks/Cole, 1986. P 7—24. 50.