Введение 3
1. Теоретико-методологические аспекты управления инновационной деятельности предприятия 9
1.1. Содержание и основные показатели инновационной деятельности предприятия в условиях рыночных отношений 9
1.2. Показатели анализа потенциала предприятия и оценки эффективности
инновационной деятельности 16
1.3. Конкурентно-инновационный подход к исследованию
деятельности в управлении предприятием как фактор повышения конкурентоспособности 22
2. Анализ и оценка конкурентно-инновационной направленности
ООО«1КЕА» 29
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 29
2.2. Оценка финансового состояния предприятия 31
2.3. Анализ конкурентной среды и инновационного потенциала
предприятия 44
3. Разработка инновационных мероприятий с целью формирования дополнительны конкурентных преимуществ предприятия 57
3.1. Обоснование приоритетов инновационного развития предприятия с целью повышения его конкурентоспособности 57
3.2. Формирование инновационной стратегии предприятия 63
3.3. Оценка влияния инновационных мероприятий на повышение конкурентоспособности предприятия и эффективность его работы 72
Заключение 77
Список использованных источников 80
Приложения
В современном мире инновационная составляющая развития предприятий является основным источником роста. Мировая практика показывает, что устойчивое развитие производства и поддержание его конкурентоспособности в долгосрочной перспективе зависит от инноваций. Инновационность становится неотъемлемой чертой современного предприятия. В связи с этим возрастает важность и роль управления инновационной деятельностью, инновационным развитием предприятий.
Под влиянием возрастающей внутренней и внешней конкуренции инновации становятся важнейшим элементом менеджмента на предприятии, ориентированного на стратегический успех. Новые продукты, прогрессивные технологии, определяя успех предпринимательской деятельности, обеспечивают долгосрочное функционирование и финансовую стабильность предприятий. В свою очередь, инновационная направленность стратегии и тактики развития производства предъявляет новые требования к содержанию управленческой деятельности, вызывая необходимость совершенствования специфических форм инновационного менеджмента.
Все сказанное предопределило необходимость нашего исследования.
Определение стратегии развития предприятия и текущее управление инновационной деятельностью тесно связаны с величиной и структурой инновационного потенциала предприятия, который является необходимым условием осуществления инноваций. Для адекватной оценки текущей ситуации и выбора перспективных направлений инновационного развития на предприятии необходимо проведение систематической оценки имеющегося инновационного потенциала. Это будет способствовать выявлению резервов повышения эффективности его использования, что, в свою очередь, даст возможность корректировать направления инновационного развития и прогнозировать вероятность и характер результатов инновационной деятельности. Немаловажным моментом является и тот факт, что в условиях сокращения бюджетного финансирования сферы науки и технологий государственная поддержка направлена, прежде всего, на предприятия с высокими инновационными возможностями. При этом возникает проблема отсутствия общепринятой методики оценки таких возможностей, свободной от субъективных суждений.
Сложность и многоаспектность данной проблемы, недостаточное методическое обеспечение, а так же высокая значимость для конкуретоспособности предприятия обусловили научную актуальность темы исследования, предопределили цели и задачи данной работы.
Возрастающая роль инновационной деятельности предъявляет новые требования к вопросам о выборе наиболее эффективных механизмов использования и оценки инновационного потенциала, управления инновационной деятельностью предприятия. В связи с этим все большее внимание отечественных и зарубежных ученых сосредотачивается на роли инновационного потенциала в развитии предприятия.
Цель данной работы заключается в исследовании теоретико-методологических основ инновационной деятельности, а так же в разработке методического инструментария управления инновационной деятельностью предприятия на основе конкурентно-инновационного подхода.
Достижению поставленной цели, более полному и всестороннему изучению предмета и объекта исследования в диссертационной работе было подчинено решение следующих основных задач: систематизация представления о складывающейся новой системе категорий и понятий инновационной деятельности предприятия; рассмотрение критериев и подходов для адаптации модели инновационной деятельности к условиям рыночной экономики; разработка и обоснование конкурентно-инновационной концепции предприятия с учетом новой парадигмы предприятия; формулирование требований к формированию специфических технологических конкурентно-инновационных преимуществ территории и разработка методических рекомендаций по их созданию и функционированию.
Объектом исследования выступает инновационная деятельность предприятия ООО «1КЕА».
Предметом исследования являются экономические отношения, процессы и тенденции в развитии конкуректно-инновационной деятельности предприятия.
Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:
- упорядочен и идентифицирован понятийный аппарат теории инновационной деятельности предприятия на основе введения новых классификационных рыночных признаков продуктов инновационной деятельности, что позволило концептуально решить многие проблемы, связанные с активизацией инновационной деятельности и повышением конкурентоспособности предприятия;
- предложена авторская рыночно адаптированная модель инновационной деятельности предприятия, позволяющая активизировать инновационную деятельность предприятия; введены в научный оборот понятия «техническая», «экономическая», «коммерческая» и «интегральная» конкурентоспособность товара; разработана методика их расчета, обеспечивающая объективную количественную оценку результативности инновационной деятельности предприятия и его структурных подразделений;
- разработана конкурентно-инновационная концепция предприятия; представлены подсистемы обеспечения конкурентоспособности предприятия и определены оценочные показатели, детализированные и сгруппированные в разрезе подсистем с учетом дуальности экономической цели предприятия и дифференциации его задач, решаемых в рамках каждой из подсистем при достижении цели повышения конкурентоспособности предприятия;
- разработаны методические рекомендации по формированию конкурентно-инновационных преимуществ предприятия.
Основной методологический прием исследования - системно-структурный подход, позволивший наиболее эффективно организовать научный поиск для решения поставленных задач. В диссертации применены общенаучные методы познания: индукция, дедукция, синтез, использованы методы сравнительного, многофакторного, функционального и ситуационного анализа, классификации, статистических группировок и экспертно-аналитические методы.
Теоретическое значение диссертационного исследования заключается в том, что его результаты расширяют и углубляют теоретическую и методическую базу формирования более эффективной системы управления инновационной деятельностью в целях повышения конкурентоспособности предприятия.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его положения, обобщения и рекомендации могут быть использованы в деятельности предприятия в качестве теоретико-методической основы при решении комплекса задач в условиях возрастающей конкуренции на основе согласования действий и интересов всех участников инновационной деятельности.
Анализ литературных источников показал, что роль инновационной деятельности в достижении конкурентных преимуществ, в повышении конкурентоспособности товаров и предприятия в целом в условиях рынка изучена недостаточно глубоко и фрагментарно. В настоящее время в отечественной экономической литературе нет общепринятых определений этих категорий, не выяснены их содержание и структура применительно к новым рыночным условиям. Можно заключить, что теория и методология конкурентно-инновационной концепции предприятия в условиях рынка находятся на стадии формирования.
Вопросам конкуренции и конкурентных преимуществ, конкурентоспособности товаров и предприятий посвящены труды Г.Л. Азоева, Б. Альстрэн-да, И. Ансоффа, Е.А. Горбашко, А.П. Градова, И.Б. Гуркова, B.C. Ефремова, Ф. Котлера, М.И. Круглова, Н.Ю. Кругловой, М.И. Кныша, И.М. Лифица, Дж. Лэмпела, Г. Минцберга, М. Портера, А.Г. Цыганова, Р.А. Фатхутдинова, А.П. Челенкова и др.
Высоко оценивая вклад вышеназванных ученых и полученные ими результаты, вместе с тем приходится констатировать, что уровень разработанности проблемы активизации инновационной деятельности и повышения конкурентоспособности предприятия во взаимосвязи, особенно применительно к современным рыночным реалиям, представляется явно недостаточным.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили концептуальный аппарат, теоретические положения и научные принципы, разработанные ведущими отечественными и зарубежными специалистами в области инновационной деятельности предприятия, формирования национальной инновационной системы и рынка новшеств и инноваций, экономики предприятия, инновационного менеджмента, конкуренции и конкурентоспособности предприятия.
Информационную базу исследования составили: законодательные и нормативные акты Российской Федерации и субъектов Федерации; материалы Госкомстата Российской Федерации и Минэкономразвития РФ; статистические и аналитические материалы, опубликованные в периодической печати, экономической литературе и сетевых источниках информации; данные, содержащиеся в исследованиях отечественных и зарубежных авторов; результаты исследований, проведенных автором.
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления при формировании территориальных конкурентно-инновационных преимуществ для предприятий, в педагогической деятельности преподавателей вузов, выпускающих специалистов по экономике и управлению на предприятиях промышленности, национальной экономике и менеджменту.
Результаты исследования и предложения автора по теме диссертационного исследования вошли в 2 научных отчета:
1) по региональной научно-технической программе «Обоснование путей преодоления кризисных явлений в малом предпринимательстве и роста занятости населения» в рамках Программы Министерства образования России «Вузовская наука - регионам»;
2) по НИР на тему «Анализ сферы малого бизнеса Белгородской области и основные направления структурных преобразований» подпрограммы «Высшая школа как важнейший государственный ресурс развития научно-технического потенциала регионов» в рамках Программы № 301 Министерства образования РФ «Государственная поддержка региональной научно-технической политики высшей школы и развития ее научно-технического потенциала», а также внедрены в ООО «1КЕА».
Структура работы. Работа состоит: из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 62 источников, и 8приложений.
Переход к рыночной экономике требует существенного повышения гибкости производства и восприимчивости к инновациям. Вновь создаваемые предприятия наукоемкого сектора, в отличие от обычных, ориентируются на полный цикл, включающий вначале стадию НИОКР и освоения производства новых продуктов и услуг. Поэтому они создают перспективные исследовательские группы. На завершающей стадии предусматривается после-продажное сервисное обслуживание. Это делает их более мобильными и позволяет учесть как постоянно меняющиеся запросы рынка, так и последние достижения науки и техники.
При оценке инновационной деятельности предприятия наряду с достигнутым уровнем необходимо принимать во внимание перспективный, прогнозируемый организационно-технический уровень. Если оценка прогрессивности уровня станет одним из основных показателей при проведении итогов деятельности предприятия и мотивации работников, то это будет действенным стимулом ускорения научно-технического прогресса.
При анализе имеющей ситуации на сегодняшний день, видно, что все группы показателей оценки организационно-технического уровня и профессиональных и личностно-деловых качеств персонала не достигнуты наивысшего показателя, равного единице.
Однако при данном исследовании можно увидеть, что на предприятии имеются определенные возможности на решения всех имеющихся проблем. Но также необходимо привлечь и дополнительные инвестиции в организацию деятельности предприятия для достижения более высоких результатов функционирования.
Потому анализ оценки инновационного потенциала предприятия очень важен для выявления слабых позиций в организации производства, управления, труда персонала, что дает возможность ликвидировать все минусы, имеющиеся на предприятии, повышая уровень всех групп показателей приведенной оценки потенциала.
Для каждого предприятия, организации или фирмы необходимо проводить периодически приведенную в курсовой работе оценку инновационного потенциала, предоставляющую огромные возможности анализа работы предприятия в целом.
На ее основе строится система совершенствования всех рассмотренных показателей: фондоотдача, фондовооруженность, обновление, износ,
выбытие ОПФ, организация рабочих мест, условия труда, дисциплина труда, механизация труда, ритмичность продажи товаров, экономичность аппарата управления.
Поэтому приведенный комплексный анализ, основанный на научно-техническом и конъюнктурном прогнозах, определяет в конечном счет техническую политику и перспективу хозяйственной деятельности предприятия.
Инновационный потенциал формируется из двух основных элементов:
- потенциал материальных ресурсов инновационной деятельности;
- интеллектуальный потенциал.
Каждый из элементов инновационного потенциала имеет специфические цели использования и развития, подлежит влиянию различных факторов и в зависимости от уровня развития может быть отнесен к сильным или слабым сторонам предприятия.
Для анализа инновационного потенциала промышленного предприятия существует несколько методов оценки, основанные на количественных показателях деятельности и знаниях о состоянии дел. К ним относятся: количественная и экспертная оценка инновационного потенциала.
Проведенная оценка на примере предприятия ООО «1КЕА» показывает, что данное предприятие имеет высокий инновационный потенциал и может позиционировать себя как организацию, занимающуюся освоением новых технологий и внедрением инноваций.
К основным благоприятным путям повышения конкурентоспособности можно отнести:
сокращение времени создания (разработку) и выход на рынок;
сокращение сроков отгрузки, увеличение ассортимента;
увеличение скорости услуг;
наличие качественного сервиса;
повышение качества;
- повышение уровня персонала и многие другие.
Поставленные в работе задачи были полностью выполнены, а именно:
- систематизированы представления о складывающейся новой
системе категорий и понятий инновационной деятельности предприятия;
- рассмотрены критериев и подходы для адаптации модели инновационной деятельности к условиям рыночной экономики; разработка и обоснование конкурентно-инновационной концепции предприятия с учетом новой парадигмы предприятия;
- сформулированы требований к формированию специфических технологических конкурентно-инновационных преимуществ территории и разработаны методические рекомендации по их созданию и функционированию.
В результате оценки конкурентоспособности предприятия был сделан вывод: предложенные мероприятия позволят улучшить экономическое, финансовое положение предприятия, поднять престиж, заполучить новых заказчиков и как следствие повысить конкурентоспособность предприятия до значения 8,9(по 10-балльной шкале).
Таким образом, задачи поставленные в дипломном проекте решены, а цель по повышению конкурентоспособности предприятия на основе инновационной деятельности достигнута.
1. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20.07.1995.
2. Федеральный закон № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005.
3. Федеральный закон № 308-Ф3. «О внесении изменений' в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки» от 1.12.2007.
4. Абрамов Р.А.Региональные особенности инновационной деятельности, в Российской Федерации. - М.: ИПЦ; Мазка, 2010 - 178 с.
5. Аврашков Л.Я. Инновационно- инвестиционное развитие предприятий металлургического комплекса: теория- и практика. (Монография): - М.: Современная экономика и право, 2010 - 158 с.
6. Акбердина В. В. Управление инновационным развитием социально-экономических систем. УрО РАН, 2010 - 78 с.
7. Амосов А. И. Венчурный капитализм от истоков до современности - СПб.: Феникс. 2015 - 146 с.
8. Антропов В.А. Управление портфелем инновационных проектов на предприятии. Екатеринбург, 2015 - 258 с.
9. Афонин И.В: Инновационный менеджмент и экономическая оценка реальных инвестиций - М.: «Гердарика». 2016 - 89 с.
10. Белоусов A.B. Альтернативные теоретические; подходы, к исследованию инновационных процессов в; условиях циклического функционирования экономических систем. СПб., СПбГУЭФ, 2010 - 178 с.
11. Бирман Л.А. Стратегия управления инновационными процессами. - M.: Дело, 2014 - 46 с.
12. Бобков A.J1. Инновации и повышение конкурентоспособности промышленности России. - М., Дашков и.К, 2012 - 245 с.
13. Борисоглебская Л.А. Вопросы, теории и практики развития инновационной экономики. Курск, КГТУ, 2010 - 289 с.
14. Бочаров Н.В. Новация как предмет для формирования малого инновационного предпринимательства // Инновации, № 4. 2008 - 134 с.
15. Бруман Ю.С., Смоляренко В.Д. Инновационное ускорение как фак-тор экономического развития II Инновации, № 3. 2016 - 123 с.
16. Валентей С.Д. Контринновационная среда российской экономики II Вопросы экономики, № 10. 2015 - 89 с.
17. Васильева А. П. Методы управления инновационной деятельностью. - М.: КНОРУС. 2015 - 145 с.
18. Венчурное инвестирование в инновационной экономике. Мировые тнденции и российские перспективы. - М., 2015 - 178 с.
19. Веселовский В.В. Основные критерии при финансировании инновационных проектов с использованием заёмных средств в виде инвестиционного банковского кредитования II Интеграл, № 2. 2008 - 23 с.
20. ВосконянА.Н. Инновационная промышленная политика предприятий. Воронеж: Истоки, 2010 - 78 с.
21. ГамидовГ.С., Тепсаев А.Н., Гаджимуратова Д.З. Инновации и конкурентоспособность - главные факторы устойчивого развития промышленных предприятий // Инновации, № 1. 2009 - 14 с.
22. ГедичТ.Г., Уразова Н.Г. Подход к оценке эффективности бюджетных инвестиций при поддержке инновационной деятельности // Инновации, № 5. 2008 - 89 с.
23. Головчанская Е.Э. Активность инновационного процесса общества. Монография. Волгоград, ВГПУ, 2010 - 178 с.
24. Гончаренко В.П., Фетисов В.П. Законодательство об инновационной деятельности: десять лет развития // Инновации, № 1. 2009 - 198 с.
25. Гончарова Е.В. Оценка инновационной восприимчивости персонала организации в маркетинговом аспекте // Вопросы экономических наук, № 1. 2007 - 345 с.
26. Государственная политика промышленного развития России: от проблем к действиям / Под ред. Е.М.Примакова и В.Л.Макарова - М.: Наука. 2013 - 278 с.
27. Грачева М.В. Управление рисками в инновационной деятельности. - М., ЮНИТИ, 2010 - 62 с.
28. Давила Т., Эпиггейн М. Работающая инновация: как управлять ею и извлекать из неё выгоду. - М.: Баланс Бизнес Букс. 2007 - 17 с.
29. Данилов А.И. Инновационно- инвестиционные процессы в современной системе общественного воспроизводства: Монография. - М.: Маркетинг, 2010 - 198 с.
30. Дандон Э. Инновации: как определить тенденции и извлекать выгоду. - М.: Вершина. 2006 - 387 с.
31. Дышшн А.Д. Нефть, бриллианты и мозги - главная ценность по всему миру //Известия, №41. 2009 - 178 с.
32. Евтушенков В. Выход из кризиса невозможен без инновационного развития // Экономика и жизнь. № 5,2008 - 18 с.
33. Егоров А.Ю., Сельсков A.B. Рынок инновационных проектов: миф или реальность // Интеграл, № 2. 2008 - 56 с.
34. ЕндовицкийД.А. Организация анализа и контроля инновационной деятельности хозяйствующего объекта - М.: ФС. 2004 - 18 с.
35. ЖицГ.И., Сидоров А.Ю. О некоторых подходах к оценке параметров инновационной деятельности автотранспортных предприятий // Инновации № 1. 2009 - 78 с.
36. Жуков А. Экономический рост и корпоративное управление // Во-просы экономики, № 7. 2008 - 46 с.
37. Инновационно-технологическое развитие экономики России: проблемы, факторы стратегии, прогноз / Отв. ред. В.В.Ивантер - М.: МАКС - Пресс. 2006 - 178 с.
38. Инновационный менеджмент: многоуровневые концепции, стратегии и механизмы инновационного развития: Учебное пособие / Под ред. В.М.Аныпина, А.А.Дагаева - М.: Дело. 2006 - 178 с.
39. Касаев B.C. Инновационное развитие институциональной инфра-структуры предприятий малого бизнеса. - М.:ГАСИС, 2006 - 27 с.
40. Касаев B.C. Реализация функции регулирования инновационного потенциала на основе прогнозирования инженерного образования в регионе (соавт. Лаврентьев В.П.) Журнал «Инновации и инвестиции». - М., № 4. - 2009. С. 17-20.
41. Касаев B.C. Управление развитием инновационного потенциала: понятия и факторы (соавт. Быков Е.М.).- М., № 4, 2009. С.98-103.
42. Касаев Б.С. Разработка модели развития инновационного потенциала подсистемы мегаполиса.- М., № 3, 2010. С.113-118.
43. Коваль Л.С. Механизмы м ресурсы национальной системы управления инновациями. В России. Монография. - М: Спутник Плюс, 2010 - 178 с.
44. Кривцов А.И. Проблемы минерально-сырьевого обеспечения в условиях сбалансированного развития - М.: Известия ФГУП ЦНИГРИ. 2008 - 78 с.
45. Криони Н.К., Старцева Ю.А. Инновационный подход стратегического управления инвестиционным потенциалом предприятия на основе ди-версификации производства // Инновации № 12. 2008 - 56 с.
46. Крылов Э. Анализ эффективности инвестиционной стратегии. - М.: Ника-Центр. 2013 - 19 с.
47. Крылов Э.И., Власова В.М., Журавкова И.В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия. Учебное пособие - М.: ФиС. 2003 - 99 с.
48. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. Официальное издание. Утв. Приказом № ВК-477 Министерства экономики РФ, Министерства финансов РФ, Госстроя РФ от 21.06.1999 г. - М.: Экономика. 2004 - 178 с.
49. Новицкий H.A. Инвестиционный потенциал развития инновационной экономики России (научный доклад). - М., ИЭ РАН, 2018 - 67 с.
50. Овчинников С.Г., Смоляренко В.Д. Инновации как фактор инвестиционной привлекательности сталеплавильных мини-заводов / Материалы XII международной конференции по электрометаллургии - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2016 - 178 с.
51. Окрепилов В.В. Применение современных методов управления качеством при оценке инновационных проектов // Инновации № 12.- 2008.
52. Ощенков В. Модель управления компанией на основе оценки нематериальных активов // Проблемы теории и практики управления, № 11. - 2007 - 50 с.
53. Павлова С. А. Теоретико-методологические и практические аспекты формирования инвестиционного потенциала. Монография. - М.: Изд-во СГУ, 2009 - 178 с.
54. Пасмурцева H.H. Формирование и реализация инновационной стратегии развития металлургического предприятия. Екатеринбург, УГЭУ, 2010 - 236 с.
55. Первушин В.А. Практика управления инновационными проектами. М.: Дело, 2010 - 178 с.
56. Пивнюк В.А. Проблемные вопросы участия бизнеса в крупномасштабных инновационных проектах. (Из опыта группы «ОНЭКСИМ» и «Норильский никель») // Инновации № 4. 2008 - 98 с.
57. Романова А.Т., Бакеркин Ю.Ю. Анализ эффективности инновационных процессов в интегрированных структурах I Транспортное дело России, № 3. 2008 - 89 с.
58. Сербиновский Б.Ю., Павленко В.И., Криковцев И.В. Организация и
управление НИОКР: дистанционные методы и информационно¬
коммуникационные технологии - Новочеркасск: ЮРГТУ. 2003 - 78 с.
59. Трофимова А.Д. Методологические основы интеграции стратегического и инновационного менеджмента / Менеджмент в России и за рубежом, № 3. 2004 - 156 с.
60. Фёдорова В.К., Хомерики К.В. Научно-инновационный прорыв как стратегия экономического развития. В коллективной монографии «Актуальные проблемы управления инновациями и инвестиционной деятельностью в социально- экономических системах» - М.: ГОУ ДПО ГАСИС. 2006
61. Чайков М.Ю., Чайкова A.M. Инновационный подход к совершенствованию законодательной базы с использованием авторского права // Инновации № 11.- 2008 - 159 с.
62. Чистов JI.M., Збрицкий A.A. Теория эффективного управления социально- экономическими системами. Основа экономической науки. Изд. 2-е, уточнённое и дополненное - СПб.: Астерион. 2009 - 111 с.