Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СИСТЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №66707

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы47
Год сдачи2016
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
330
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Формирование словаря имен прилагательных в онтогенезе 6
1.2 Особенности формирования словаря имен прилагательных у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 13
1.3 Анализ эффективных методов по формированию словаря имен
прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 19
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Исследование уровня развития умения использования имен
прилагательных у детей с общим недоразвитием речи 27
2.2 Система логопедической работы по формированию навыка распространения предложений с использованием имен прилагательных у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 48


Овладение словарем - это важное условие речевого развития ребенка. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. Богатство же словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня интеллектуального развития. Своевременное развитие словаря - один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.
В структуре общего недоразвития речи центральное место занимает нарушение лексической ее стороны. Число детей, имеющих несформированность и недоразвитие лексического строя речи, постоянно увеличивается. В словаре дошкольников с общим недоразвитием речи отсутствуют многие общеупотребительные слова. Это объясняется ограниченным запасом представлений, малой активизацией словаря в различных видах деятельности, недостаточной дифференциацией сходных объектов. Поэтому вопросы изучения лексической стороны речи являются перспективными и актуальными.
Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии.
В литературе имеется немало исследований, посвященных данной проблеме. Она рассматривается в работах Л.С. Выготского, Г. С. Гуменной, Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской, А.А. Леонтьева, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой и многих других. По мнению выше перечисленных авторов развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико¬фонематического и грамматического строя речи. В своих исследованиях они приводят данные об особенностях состояния и развития речи у детей, о современном состоянии проблемы и об особенностях речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по формированию навыка распространения предложений с использованием имен прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: разработать систему логопедической работы по формированию навыка распространения предложений с использованием имен прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс формирования навыка
распространения предложения с использованием имен прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: система логопедической работы по
формированию навыка распространения предложений с использованием имен прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы проблемы использования имен прилагательных в речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Организовать исследование по выявлению уровня развития имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Разработать систему логопедической работы по формированию навыка распространения предложения с использованием имен прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: формирование навыка распространения предложений с использованием имен прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективна, если
- будут учтены индивидуальные особенности детей с общим недоразвитием речи
- логопедическая работа будет проводиться поэтапно и систематически
Методы исследования: теоретический анализ методической и научно - теоретической литературы по проблеме; эмпирический: педагогический эксперимент (констатирующий этап); количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретико - методологической основой стали работы авторов
А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского, описывающих формирование словаря у детей в онтогенезе и работы Е.М. Мастюковой, ЕБ. Филичевой,
Г.А. Чиркиной, в которых рассматривается развитие номинативного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад №15 "Дружная семейка".


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие речи старших дошкольников тесно связано с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием речевых компонентов: фонетико-фонематического и лексико¬грамматического. По мере развития психических процессов, расширения контактов с окружающим миром, обогащения сенсорного опыта ребёнка, качественного изменения его деятельности формируется и словарь ребёнка в количественном и качественном аспектах.
У детей с ОНР развитие речи носит патологический характер. Главными признаками ОНР являются: позднее начало развития речи, замедленный темп речевого развития, ограниченный словарный запас, нарушение формирования грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения, неточное употребление слов, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря. Качество и объем активного словаря у этих детей не соответствует возрастной норме. При этом речь ребенка бедная, не красочная, не эмоциональная, в ней содержится маленький объем имен прилагательных. Поэтому формирование словаря прилагательных очень важно для развития речи ребёнка.
Данная проблема рассматривается в работах следующих авторов: Г.С. Гуменной, Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской, А.А. Леонтьева, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой и многих других.
Мы проанализировали литературные источники и по результатам литературы отобрали банк диагностических методик. Нами были скомплектованы две группы детей: дети с нормой и дети с общим недоразвитием речи.
Проведенное нами экспериментальное исследование было направленно на изучение умения использования имен прилагательных у старших дошкольников с ОНР. При исследовании умения использовать имена прилагательные в словаре старших дошкольников с ОНР мы использовали методики Е.С. Зайцева, В.К. Шептyнoвa: «Подбор прилагательных к существительным», «Диковинное животное», «Что из чего сделано?», «Подбор антонимов к словам». Исходя из исследования мы выявили следующие особенности умения использовать имена прилагательные в словаре старших дошкольников с общим недоразвитием речи: слабо развитый словарь признаков, несформированность навыка
словообразования, нарушение состояния словаря относительных и притяжательных прилагательных, снижение степени сформированности способности подбирать антонимы к предъявленным прилагательным.
Таким образом, обогащение словарного запаса является одной из основных задач логопедической работы с детьми данной категории. При малом содержании в речи ребёнка имён прилагательных его речь становится бедной, не красочной, не эмоциональной. Обогащение словаря ребенка прилагательными имеет важное значение потому, что с их помощью ребенок выделяет в предметах, лицах и явлениях те качества, которые осмысливаются им как наиболее важные для него по своей жизненной значимости в связи с его интересами и потребностями.
Следовательно, при правильно разработанной педагогом
коррекционной программы и подобранными упражнениями можно помочь ребенку справиться с трудностями в овладении лексическим запасом.



1. Асадова, С.А. Дидактические игры для развития лексики и пространственных представлений у детей с ОНР[Текст] / С.А. Асадова // Логопед. - 2014. - № 1. - 70-74 с.
2. Баранов, М. Т., Костяева, Т.А., Прудникова, А.В. Русский язык [Электронный ресурс] / М. Т Баранов, Т.А. Костяева, А.В Прудникова. - Режим доступа: http://smart-torrent.org/klass/baranov-kostyaeva-prudnikova- russkiy-yazik-spravochnie-materiali-uchebnoe-posobie-dlya-uchashchihsya-izd- t45653.html
3. Буслаев, Ф. И. О преподавании отечественного языка [Электронный ресурс] / Хрестоматия по методике русского языка : Организация учебного процесса по русскому языку в школе: пособие для учителя / Авторы- составители : Б. Т. Панов, Яковлева Л. Б. - Режим доступа:
http: //anybook4free.ru/book/5145646. html
4. Волкова, Л.С. Логопедия [Электронный ресурс] / Л.С. Волкова. - Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0049
5. Выготский, Л.С. Вопросы изучения детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - М.; Союз, 2006 - 56-72 с.
6. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Электронный ресурс] / Л.С.
Выготский. - Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0162/1_0162-1.shtml
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский, под ред. В. В. Давыдова. - М.; Астрель, 2010 - 480 с.
8. Выготский, Л.С. Развитие устной речи [Электронный ресурс] / Л.С.
Выготский // Детская речь. - Режим доступа:
http://www.youblisher.com/p/186453-Vyigotskiy-L-S-Razvitie-ustnoy-rechi-L-S- Vyigotskiy-Sobranie-sochineniy-V-6-ti-t-T-3-Problemyi-razvitiya-psihiki-Pod-red- A-M-Matyushkina-M-Pedagogika-1983-368-s/
9. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. -Спб.,2007 - 35-43 с.
10. Гвоздев, А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка [Текст] / А. Н. Гвоздев. - С.; 2000 - 17-23 с.
11. Голубец, О. Д. Формирование грамматического строя речи у дошкольников с ОНР [Текст] / О. Д. Голубец // Логопед. - 2013. - № 9. - С.17¬25.
12. Греков, В. Ф., Крючков, С. Е., Чешко, Л.А. Пособие по русскому языку [Текст] / В. Ф Греков, С. Е Крючков, Л.А. Чешко. - М.; Просвещение, 2003. - 272 с.
13. Жукова, Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление ОНР у
дошкольников [Электронный ресурс ] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.
Филичева. - Режим доступа: http:ZZpedlib.ru/Books/6Z0388/6_0388-1.shtml
14. Жукова, Н.С. Отклонения в развитии детской речи [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург, 2006 - 36-54 с.
15. Зайцева, Е. C., Шептунова, B. К. Тестовая методика обследования речи детей в возрасте 4-7 лет [Текст] / Е. C. Зайцева, B. К. Шептунова. - СПб.: КАРО, 2012 - 47-61 с.
16. Канакина, В. П. Русский язык : Учебник для 4 кл. нач. шк. [Текст] / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - М. : Просвещение, 200З - 37-41 с.
17. Козырева, Т Д. Игры на развитие словообразование для старших дошкольников [Текст] / Т Д. Козырева // Логопед. - 2015. - № 9. - С.49-57.
18. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Коррекция общего недоразвития речи дошкольников [Электронный ресурс] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - Режим доступа: http://pedlib.rU/Books/5/0231/5_0231-1.shtml
19. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - СПб. : СОЮЗ, 2001. - 220 с.
20. Левина, Р.Е. Характеристика ОНР у детей [Текст] / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. - М.: Просвещение, 2009. - 159 с.
21. Леонтьев, А.А. Исследования детской речи [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2004. - 286 с.
22. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Электронный ресурс] / А. Н. Леонтьев. - Режим доступа: http://www.klex.ru/6ha
23. Лепская, Н.И. Речевое развитие ребенка. [Электронный ресурс] / Н.И.
Лепская. - Режим доступа:
ttps: //www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=1537
24. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Электронный ресурс] / А.Р Лурия. - Режим доступа: http://pedlib.rU/Books/1/0170/1_0170-1.shtml
25. Поваляева, М.А. Справочник логопеда [Текст] / М.А. Поваляева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 448 с.
26. Рубинштейн, С.Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у детей [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
27. Савушкина, Е.Н. Словообразовательные игры на логопедических занятия [Текст] / Е.Н. Савушкина // Логопед. - 2012. - № 2 - С. 45-52.
28. Селиверстова, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Электронный ресурс] / В.И. Селиверстова. - Режим доступа:
http: //pedlib .ru/Books/3/0439/3-0439-1.shtml
29. Стародубцева, О.А. Формирование и развитие лексического запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием дидактических игр [Электронный ресурс] / О.А. Стародубцева. - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/10/03/opyt-raboty-formirovanie-i- razvitie-leksicheskogo-zapasa-u
30. Тверская, О.Н., Зигангирова Ж.В. Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] /О.Н.Тверская, Ж.В.Зигангирова // Логопед. - 2011. - № 1. - С.35-39.
31. Ушакова, О.С. Проблема изучения речи дошкольника [Текст] / О.С. Ушакова. - М.: РАО, 2001. - 129 с.
32. Филичева, Т.Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение [Текст] / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М.: Изд.-во ГНОМ и Д, 2000 - 85-98 с.
33. Циркунова, Н.И. Формирование лексико-грамматических форм речи у детей с ОНР [Текст] / Н.И.Циркунова // Логопед. - 2013. - № 3. - С.44-47.
34. Чепикова, В.М., Пустовалова, М.В. Комплексные занятия по формированию навыка словообразования у дошкольников с ОНР [Текст] /В.М. Чепикова, М.В. Пустовалова // Логопед. - 2012. - № 3. - С.31-40.
35. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин.- М.,2003 - 76-81 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ