СИСТЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Формирование словаря имен прилагательных в онтогенезе 6
1.2 Особенности формирования словаря имен прилагательных у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 13
1.3 Анализ эффективных методов по формированию словаря имен
прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 19
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Исследование уровня развития умения использования имен
прилагательных у детей с общим недоразвитием речи 27
2.2 Система логопедической работы по формированию навыка распространения предложений с использованием имен прилагательных у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 48
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Формирование словаря имен прилагательных в онтогенезе 6
1.2 Особенности формирования словаря имен прилагательных у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 13
1.3 Анализ эффективных методов по формированию словаря имен
прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 19
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Исследование уровня развития умения использования имен
прилагательных у детей с общим недоразвитием речи 27
2.2 Система логопедической работы по формированию навыка распространения предложений с использованием имен прилагательных у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 48
Овладение словарем - это важное условие речевого развития ребенка. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. Богатство же словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня интеллектуального развития. Своевременное развитие словаря - один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.
В структуре общего недоразвития речи центральное место занимает нарушение лексической ее стороны. Число детей, имеющих несформированность и недоразвитие лексического строя речи, постоянно увеличивается. В словаре дошкольников с общим недоразвитием речи отсутствуют многие общеупотребительные слова. Это объясняется ограниченным запасом представлений, малой активизацией словаря в различных видах деятельности, недостаточной дифференциацией сходных объектов. Поэтому вопросы изучения лексической стороны речи являются перспективными и актуальными.
Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии.
В литературе имеется немало исследований, посвященных данной проблеме. Она рассматривается в работах Л.С. Выготского, Г. С. Гуменной, Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской, А.А. Леонтьева, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой и многих других. По мнению выше перечисленных авторов развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико¬фонематического и грамматического строя речи. В своих исследованиях они приводят данные об особенностях состояния и развития речи у детей, о современном состоянии проблемы и об особенностях речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по формированию навыка распространения предложений с использованием имен прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: разработать систему логопедической работы по формированию навыка распространения предложений с использованием имен прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс формирования навыка
распространения предложения с использованием имен прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: система логопедической работы по
формированию навыка распространения предложений с использованием имен прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы проблемы использования имен прилагательных в речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Организовать исследование по выявлению уровня развития имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Разработать систему логопедической работы по формированию навыка распространения предложения с использованием имен прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: формирование навыка распространения предложений с использованием имен прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективна, если
- будут учтены индивидуальные особенности детей с общим недоразвитием речи
- логопедическая работа будет проводиться поэтапно и систематически
Методы исследования: теоретический анализ методической и научно - теоретической литературы по проблеме; эмпирический: педагогический эксперимент (констатирующий этап); количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретико - методологической основой стали работы авторов
А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского, описывающих формирование словаря у детей в онтогенезе и работы Е.М. Мастюковой, ЕБ. Филичевой,
Г.А. Чиркиной, в которых рассматривается развитие номинативного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад №15 "Дружная семейка".
В структуре общего недоразвития речи центральное место занимает нарушение лексической ее стороны. Число детей, имеющих несформированность и недоразвитие лексического строя речи, постоянно увеличивается. В словаре дошкольников с общим недоразвитием речи отсутствуют многие общеупотребительные слова. Это объясняется ограниченным запасом представлений, малой активизацией словаря в различных видах деятельности, недостаточной дифференциацией сходных объектов. Поэтому вопросы изучения лексической стороны речи являются перспективными и актуальными.
Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии.
В литературе имеется немало исследований, посвященных данной проблеме. Она рассматривается в работах Л.С. Выготского, Г. С. Гуменной, Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской, А.А. Леонтьева, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой и многих других. По мнению выше перечисленных авторов развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико¬фонематического и грамматического строя речи. В своих исследованиях они приводят данные об особенностях состояния и развития речи у детей, о современном состоянии проблемы и об особенностях речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по формированию навыка распространения предложений с использованием имен прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: разработать систему логопедической работы по формированию навыка распространения предложений с использованием имен прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс формирования навыка
распространения предложения с использованием имен прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: система логопедической работы по
формированию навыка распространения предложений с использованием имен прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы проблемы использования имен прилагательных в речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Организовать исследование по выявлению уровня развития имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Разработать систему логопедической работы по формированию навыка распространения предложения с использованием имен прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: формирование навыка распространения предложений с использованием имен прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективна, если
- будут учтены индивидуальные особенности детей с общим недоразвитием речи
- логопедическая работа будет проводиться поэтапно и систематически
Методы исследования: теоретический анализ методической и научно - теоретической литературы по проблеме; эмпирический: педагогический эксперимент (констатирующий этап); количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретико - методологической основой стали работы авторов
А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского, описывающих формирование словаря у детей в онтогенезе и работы Е.М. Мастюковой, ЕБ. Филичевой,
Г.А. Чиркиной, в которых рассматривается развитие номинативного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад №15 "Дружная семейка".
Развитие речи старших дошкольников тесно связано с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием речевых компонентов: фонетико-фонематического и лексико¬грамматического. По мере развития психических процессов, расширения контактов с окружающим миром, обогащения сенсорного опыта ребёнка, качественного изменения его деятельности формируется и словарь ребёнка в количественном и качественном аспектах.
У детей с ОНР развитие речи носит патологический характер. Главными признаками ОНР являются: позднее начало развития речи, замедленный темп речевого развития, ограниченный словарный запас, нарушение формирования грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения, неточное употребление слов, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря. Качество и объем активного словаря у этих детей не соответствует возрастной норме. При этом речь ребенка бедная, не красочная, не эмоциональная, в ней содержится маленький объем имен прилагательных. Поэтому формирование словаря прилагательных очень важно для развития речи ребёнка.
Данная проблема рассматривается в работах следующих авторов: Г.С. Гуменной, Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской, А.А. Леонтьева, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой и многих других.
Мы проанализировали литературные источники и по результатам литературы отобрали банк диагностических методик. Нами были скомплектованы две группы детей: дети с нормой и дети с общим недоразвитием речи.
Проведенное нами экспериментальное исследование было направленно на изучение умения использования имен прилагательных у старших дошкольников с ОНР. При исследовании умения использовать имена прилагательные в словаре старших дошкольников с ОНР мы использовали методики Е.С. Зайцева, В.К. Шептyнoвa: «Подбор прилагательных к существительным», «Диковинное животное», «Что из чего сделано?», «Подбор антонимов к словам». Исходя из исследования мы выявили следующие особенности умения использовать имена прилагательные в словаре старших дошкольников с общим недоразвитием речи: слабо развитый словарь признаков, несформированность навыка
словообразования, нарушение состояния словаря относительных и притяжательных прилагательных, снижение степени сформированности способности подбирать антонимы к предъявленным прилагательным.
Таким образом, обогащение словарного запаса является одной из основных задач логопедической работы с детьми данной категории. При малом содержании в речи ребёнка имён прилагательных его речь становится бедной, не красочной, не эмоциональной. Обогащение словаря ребенка прилагательными имеет важное значение потому, что с их помощью ребенок выделяет в предметах, лицах и явлениях те качества, которые осмысливаются им как наиболее важные для него по своей жизненной значимости в связи с его интересами и потребностями.
Следовательно, при правильно разработанной педагогом
коррекционной программы и подобранными упражнениями можно помочь ребенку справиться с трудностями в овладении лексическим запасом.
У детей с ОНР развитие речи носит патологический характер. Главными признаками ОНР являются: позднее начало развития речи, замедленный темп речевого развития, ограниченный словарный запас, нарушение формирования грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения, неточное употребление слов, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря. Качество и объем активного словаря у этих детей не соответствует возрастной норме. При этом речь ребенка бедная, не красочная, не эмоциональная, в ней содержится маленький объем имен прилагательных. Поэтому формирование словаря прилагательных очень важно для развития речи ребёнка.
Данная проблема рассматривается в работах следующих авторов: Г.С. Гуменной, Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской, А.А. Леонтьева, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой и многих других.
Мы проанализировали литературные источники и по результатам литературы отобрали банк диагностических методик. Нами были скомплектованы две группы детей: дети с нормой и дети с общим недоразвитием речи.
Проведенное нами экспериментальное исследование было направленно на изучение умения использования имен прилагательных у старших дошкольников с ОНР. При исследовании умения использовать имена прилагательные в словаре старших дошкольников с ОНР мы использовали методики Е.С. Зайцева, В.К. Шептyнoвa: «Подбор прилагательных к существительным», «Диковинное животное», «Что из чего сделано?», «Подбор антонимов к словам». Исходя из исследования мы выявили следующие особенности умения использовать имена прилагательные в словаре старших дошкольников с общим недоразвитием речи: слабо развитый словарь признаков, несформированность навыка
словообразования, нарушение состояния словаря относительных и притяжательных прилагательных, снижение степени сформированности способности подбирать антонимы к предъявленным прилагательным.
Таким образом, обогащение словарного запаса является одной из основных задач логопедической работы с детьми данной категории. При малом содержании в речи ребёнка имён прилагательных его речь становится бедной, не красочной, не эмоциональной. Обогащение словаря ребенка прилагательными имеет важное значение потому, что с их помощью ребенок выделяет в предметах, лицах и явлениях те качества, которые осмысливаются им как наиболее важные для него по своей жизненной значимости в связи с его интересами и потребностями.
Следовательно, при правильно разработанной педагогом
коррекционной программы и подобранными упражнениями можно помочь ребенку справиться с трудностями в овладении лексическим запасом.
Подобные работы
- Методическое обеспечение коррекции грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2024 - Формирование связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях в детском саду
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2021 - Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Проявление лексического недоразвития у старших дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2016 - Формирование предикативной лексики у обучающихся старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Особенности словоизменения существительных у детей старшего дошкольного с общим речевым недоразвитием
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ НАВЫКА СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2020



