Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы отношений власти и общества в условиях конфликтного взаимодействия 7
§1.1. Сущность социально-политического конфликта 7
§1.2. Особенности политической власти 14
§1.3. Роль некоммерческих организаций (НКО) в обществе 23
§1.4. Формы конфликтных отношений власти и общества 31
Глава 2. Власть как субъект социально-политического конфликта 39
§2.1. Ресурсный актив исполнительной власти 40
§2.2. Поведенческие модели власти в ситуации конфликта 49
§2.3. Взаимодействие исполнительной власти и НКО: конфликтологический анализ 57
Заключение 68
Список литературы 70
Конфликтные процессы всегда существовали в обществе. Их значение в современном мире неуклонно возрастает, а сама структура конфликта усложняется. Они оказывают влияние на людей, коммерческие, общественные и политические процессы и государства. Но несмотря на негативное от-ношение социума к данному явлению, конфликты выполняют одну из значимых функций — являются «инструментом» достижения целей для его участников и возможным способом развития общественных структур и системы в целом.
Особое место в процессе социального взаимодействия занимают конфликты с участием властных структур. Исторически, отношения власти и общества в России произрастали на конфликтной основе. Детерминантным посылом всегда было и остается стремление политической власти навязать свою волю оппоненту и идентификацией его, в лице общественных объединений, не как равноправного партнера, а как объект воздействия. Специфичность такого взаимодействия обусловлена наличием весомых ресурсов и до¬минирующим положением в социуме, позволяющие органам власти едино¬временно контактировать со многими элементами общества, и тем самым расширять конфликтное поле. С другой стороны, уровень легитимности позволяет представителям власти вмешиваться и управлять конфликтными процессами, а также выступать в качестве арбитра. Но несмотря на все свои преимущества, власть представляет собой элемент социума, который вовлекает¬ся в конфликт и может выступать его активным субъектом.
Сегодня, в условиях переходного периода и социальной модернизации особое место занимают такие структурные единицы общества как некоммерческие организации (НКО). В настоящее время проблема взаимоотношений между политической властью и НКО стоит весьма остро для самих участников и всего российского общества.
Здесь стоит отметить тот факт, что в современной действительности существует разрыв между реальным положением дел и концептуальными воззрениями существующих теоретических исследований. В связи с этим в СМИ, исследованиях, общественных докладах и иных документах говорится о необходимости партнерских отношений, но на практике фиксируется большая неопределенность в подходах и понимании этих отношений.
Участие общественных организаций и политической власти в конфликтном взаимодействии обусловлено совокупностью факторов и проявляется в разнообразных формах.
Форма есть некий способ существования содержания, неотделимого от него и служащая его выражением . В широком смысле форма конфликтного проявления представляет собой удобоваримый для акторов способ защиты и реализации своих интересов. Сама форма конфликта определяется конфликтующими сторонами, их поведенческими программами, методами и средствами реагирования относительно объективного противоречия или некоторого действия в ситуации конфликта с учетом внешней среды и ресурсного актива.
Данная диссертационная работа посвящена изучению специфике форм конфликтного взаимодействия исполнительной власти и общества (на при¬мере НКО)
Злободневность рассматриваемой проблемы заключается в том, что исполнительная власть в ситуации конфликта или в его потенциальной возможности, действуя согласно нормативным предписаниям политической власти с целью его урегулирования, способна выходить за рамки административного регулирования социальных проблем и, тем самым вступает в противоборство с общественными группами и инициирует развитие конфликтных отношений.
В свою очередь, «третий сектор», как совокупность всех существующих НКО, также стремится к собственному влиянию на общество, упорствует в исполнении своих обязательств, что вызывает соответствующую реакцию у власти. Подобного рода конфликты в силу своей асимметричности, отличаются крайней напряженностью, иррациональностью и весьма редко разрешаются мирным путем за счет удовлетворения интересов всех конфликтующих сторон.
Актуальность исследования также связанна с анализом алгоритмов поведенческих реакций исполнительной власти в ситуации конфликтного взаимодействия. Выбор властными структурами той или иной стратегии поведения отражается на взаимоотношениях с обществом и приводит к трансформации этих отношений.
Новизна работы состоит в развитии теоретической базы актуальных для российской действительности вариантов и форм поведения исполнитель¬ной власти в условиях конфликтного взаимодействия с общественными организациями. Практическая значимость исследования ориентирована на по¬следующую выработку эффективных механизмов регулирования конфликтных процессов с участием властных структур.
Цель работы заключается в анализе форм конфликтных поведенческих реакций и действий исполнительной власти в качестве субъекта конфликта.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1. рассмотреть ключевые понятия, используемые в работе: конфликтное взаимодействие, политическая власть, гражданское общество и НКО;
2. проанализировать сущность конфликтного взаимодействия;
3. сформировать особенности политической власти;
4. обозначить место и современную роль некоммерческих организаций в структуре гражданского общества;
5. определить формы конфликта с участием власти;
6. изучить ресурсный актив исполнительной власти;
7. исследовать методы и способы реагирования власти в ситуации конфликта;
8. проанализировать формы конфликтного взаимодействия исполни-тельной власти и НКО.
Объект диссертационной работы - конфликтное взаимодействие властных структур и социума.
Предмет исследовательской работы - формы конфликтного взаимодействия исполнительной власти и общества.
Гипотеза диссертационного исследования состоит в следующем: исполнительная власть и общество, в лице НКО, формально стремятся к конструктивным формам взаимодействия, но на практике, склоны прибегать и к конфликтным. Формы конфликтных отношений между властью и «третьим сектором» обусловлены субъект-объектным характером, определяются органами власти и представляют собой вариации социально-политического контроля.
В первой главе, рассматриваются теоретико-методологические основы отношений власти и гражданского общества в условиях конфликтного взаимодействия. Для этого выявлены и описаны ключевые понятия магистерской работы и их характеристики. Цель главы заключается в формировании рабочего определения социально-политического конфликта и установлении его отличительных аспектов; в выявление главных особенностей политической власти и рассмотрении сущности власти исполнительной; в анализе современного состояния общества России и обозначении в нем роли НКО; в описании и классификации форм конфликтного взаимодействия с участием властных структур.
Вторая глава посвящена исследованию исполнительной власти в роли активного субъекта социально-политического конфликта. Состоит она из 3-х параграфов, ориентированных на выявление ее ресурсной базы, исследование поведенческих моделей в конфликтной ситуации и на конфликтологический анализ форм взаимодействия исполнительной власти и некоммерческих организаций.
В ходе проделанного исследования были зафиксированы формы конфликтного взаимодействия исполнительной власти и общества и проанализированы формы социально-политического конфликта между органами исполнительной власти и НКО.
Определив социально-политический конфликт, как форму взаимоот-ношений, выраженную в противоборстве между социальными и политиче-скими общностями и обусловленную их интересами, структурным положе-нием и субъективным восприятием, с целью изменения или сохранения усто¬явшейся системы властных отношений, мы рассмотрели особенности и характеристики таких общностей, как исполнительная власть и «третий сек-тор».
Перед исполнительной властью, как институтом государственного управления, стоят важные задачи, такие как: мониторинг и прогнозирование конфликтных ситуаций, планирование и координирование действий органов управления, правовое регулирование, проверка и контроль событий, объектов и организаций в случае обнаружения потенциальной угрозы от них. В целом она действует в рамках административного права либо по указу политической власти. Как правило, действия исполнительной власти направлены на обеспечение национальной безопасности, сохранение государственной целостности, отслеживание и ликвидацию возможных опасностей, а также на защиту своих интересов. Для реализации таких мер, у нее имеется большой ресурсный актив, который подкрепляет ее доминирующий статус.
С другой стороны, исполнительная власть имеет не только преимуще¬ства, но и проблемные точки, которые затрудняют ее работу и действия в со¬циально-политических конфликтах. К ним можно отнести, во-первых, реак¬ционный характер действий; во-вторых, выбор неадекватной конфликтной ситуации модели поведения; в-третьих, наличие строгой иерархии, которая влечет искажение и принятие некомпетентных мер; в-четвертых, отсутствие гибкости и мобильности в принятии управленческих решений; в-пятых, наличие бюрократических схем и возможностей для замещения общественных интересов личными. Следствием таких действий является включения исполнительной власти в конфликтное взаимодействие в качестве субъекта, что для нее нежелательно и опасно. С другой стороны, это также способствует усилению конфликта и развитию его в деструктивном направлении.
«Третий сектор», образованный множеством и совокупностью разно-направленных НКО, в действительности является весьма слабым субъектом общества и находится в подчинении у исполнительной власти и населения. Общественные объединения, получившие законное право на свое существование в 1995-1996 гг., фактически не имели ни ресурсов, ни какой-либо поддержки для этого. Оказавшись в весьма непростом положении, НКО увидели возможность для себя и своей деятельности за счет получения международных грандов. Но и это продолжалось короткое время. Сегодня НКО снова ощущают дефицит ресурсов и поддержки. В силу этих фактов, можно заключить, что в действительности общественные объединения не являются субъектами взаимодействия.
На основании выше описанного отметим, что как такового конфликта между исполнительной властью и «третьим сектором» нет. А для того чтобы та или иная кризисная ситуация между властью и НКО перешла в стадию конфликта сторонам необходимо привлечь большое количество ресурсов. Следовательно, в данной ситуации уместнее говорить о реальной и потенциальной угрозе, которую видят для себя органы власти в лице «третьего сек¬тора».
Органы власти условно разграничивают общественные объединения на 3 категории: политические, социальные и аполитичные. В отношении каждой из групп исполнительная власть придерживается определенной стратегии.
В отношении НКО политического толка она действует весьма строго и открыто, преграждая ей путь к зарубежным источникам финансирования. Основная угроза здесь заключается в формировании предпосылок для расшатывания равновесия с помощью правозащитных организаций в обществе и увеличении количества недовольных властью в целом.
В отношении СО НКО политическая власть также предпринимает меры, связанные с блокированием и ограничением ресурсов. Одним из способов управления СО НКО является принцип grass roots. В ее рамках органы исполнительной власти, получившие разрешение сверху, оказывают на местах помощь и содействие в работе узкоспециализированным НКО. А в дополнение к этому, свою лояльность проявляет и политическая власть.
Сами аполитичные НКО у исполнительной власти каких-либо опасений не вызывают. Но ситуация с «Платоном» показала, что и такие общности могут быть потенциально опасными. Исполнительная власть, не готовая к таким событиям, весьма быстро была втянута в конфликтную ситуацию, и смогла вернуть себе управление за счет преимущества в ресурсах.
Подводя итог диссертационной работы, основываясь на поставленных нами вначале задачах, мы можем сделать ряд выводов:
1. Социально-политический конфликт в современном мире является инструментом развития таких социальных структур, как политические общности и гражданское общество, а также элементом противостоянии социально¬экономических систем цивилизаций, и может выступать в качестве компонента гибридных войн.
2. В силу того, что российское гражданское общество состоит из слабо-развитых формальных и неформальных самоорганизаций, находящихся под контролем политической власти, на практике существует противоречие между исполнительной властью и НКО и указывает на патерналистский характер их взаимоотношений.
3. В качестве рекомендации для исполнительной власти можно предложить создание системы конфликтологического мониторинга и экспертизы социально-ориентированных НКО и аполитичных объединений.
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.: Юнити, 2002г.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов - 4-е изд. - М.: Экспо, 2009г.
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога: 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006г.
4. Аристотель. Политика. Афинская Полития. М., 1997г.
5. Бандорина Н.С. Автореферат: «Органы исполнительной власти как субъекты гражданских процессуальных правоотношений». - Саратов, 2010г.
6. Баранова Г.В. Конструктивные и деструктивные формы гражданской активности//Конфликт как проблема. Очерки современной теоретической и прикладной конфликтологии/ Под ред. А.И. Стребкова, А.В. Алейникова, А.Г. Пинкевич. - С-Петербург: Фонд развития конфликтологии, 2015г.
7. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. - М.: Книжный мир, 2003г.
8. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведе¬ния. М., 1990г.
9. Вятр Е. Социология политических отношений. М., 1979г.
10. Глухова А.В. Политические конфликты: основания, типология, динамика (теоретико-методологический анализ). Изд. 2-е. - М.: Книжный дом «ЛИБ- РОКОМ», 2010г.
11. Головацкий Е.В. Политические ресурсы: понятие, структура, использо-вание: уч. Пособие / под.ред. Л.Л. Шпак; ГОУ ВПО «Кемеровский госун-т». - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005г.
12. Герасимов А.В., Жигаев. К.В. Государственная власть и гражданское общество в современной России: проблемы взаимодействия: монография. - М.:МГГЭУ, 2014г.
13. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. - С-Пб.: Питер, 2008г.
14. Давыдов Л.В. Конфликтная природа безопасности: методологический аспект. Монография. СПб., 2009г.
15. Давыдов Л.В. Политический конфликт: развитие определения и понима¬ния // Конфликтология, вып. 3, 2011г.
16. Дарендорф. Р. Элементы теории социального конфликта // Социологи-ческие исследования. 1994г. №5.
17. Дегтярев А.А. Методологические подходы и концептуальные модели в интерпретации политических решений // Полис. 2003г.
18. Делевский. Ю. Социальные антагонизмы и классовая борьба в истории.
- СПб.:«Общественная польза», 1910г.
19. Джин Л.Коэн, Э. Арато. Гражданское общество и политическая тео-рия. Пер. c англ. / Общ. ред. И.И.Мюрберг. - М.: Из-во «Весь Мир», 2003г.
20. Евдокимов В.А. Тенденции функционирования средств массовой инфор¬мации в социально-политическом пространстве. Монография. - Омск: из-во НОУ ВПО «Омский гуманитарный институт», 2007г.
21. Зайцев А.К. Социальный конфликт. М.: Academia, 2000г.
22. Здравомыслов А.Г. «Социология конфликта»: Учеб. пособие для студен¬тов высших учебных заведений. - 3-е изд., М.: Аспект Пресс, 1996г.
23. Зритнев В.В., Зритнева Е.И. Межинституциональное взаимодействие региональной исполнительной власти и гражданского общества: монография.
- Ставрополь: Из-во «Аргус», 2014г.
24. Карпенко А.Д. Структура социального конфликта в практическом изме¬рении // Конфликт-политика-общество: сб. науч. статей кафедры конфликто¬логия СПбГУ/ под ред. А.И. Беглова, А.И. Стребкова. - СПБ.: Изд-во С- Петерб. Ун-та, 2007г.
25. Кинсбургский А.В. Потенциал массового протеста и социальная база поддержки (к вопросу о перспективах российских реформ) // Россия рефор-мирующаяся: Ежегодник-2005/ отв. ред. Л.М. Дробижева. - М.: Институт со¬циологии РАН, 2006г.
26. Козер. Л. Функции социального конфликта. - М., 2000г.
27. Кольба А.И. Управление региональными конфликтами в современной России: политические институты: механизмы и технологии. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2012г.
28. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. Лит., 1993г.
29. Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования). Под ред. Е.И. Степанова. М.: Эдиториал УРСС, 2000г.
30. Конфликты в условиях трансформации современного российского об-щества. Курс лекций под ред. А.В. Алейникова и А.И. Стребкова. - С-Пб.: Изд-во «БХВ-Петербург», 2015г.
31. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.4. и Т.19
32. Морозова Е.А. Автореферат: «Ресурсы политической власти: институци¬ональный анализ». Ростов-на-Дону, 2010г.
33. Никовская Л.И. Гражданские инициативы и модернизация России: [сборник статей] / под. Ред. Л.И. Никовская, В.Н. Якимец, М.А. Молокова. - Москва: Ключ-С, 2011г.
34. Никовская Л.И. Место и роль конфликтов во взаимодействии власти и гражданского общества. / Модернизация как управляемый конфликт: сбор-ник статей. Под ред. Л.И. Никовская, В.Н. Шевченко, В.Н. Якимец. - М.: Ключ-С, 2012г.
35. Никовская Л.И. Организации «третьего сектора» как «точки роста» по¬тенциала гражданского общества в современной России. Гражданские ини¬циативы и модернизации России: сборник статей/ Л.И. Никовская, В.Н. Яки- мец, М.А. Молокова. - Москва: Ключ-С, 2011г.
36. Никовская Л.И. Трансформация в России в контексте социального кон-фликта. В 2-х частях. - Ч.2. - М.: Изд. Дом «Ключ-С», 2004г.
37. Никовская Л.И. Формирование культуры конфликта - насущное требо-вание повышения качества взаимодействия власти и гражданского общества. // Сборник статей и материалов Международного казанского научного фору¬ма «Методология исследования конфликтов» (Культура управления кон¬фликтом во взаимодействии власти и общества: от конфронтации к выстраи¬ванию конструктивного партнерства) / под. Ред. А.Г. Большакова, С.Р. Ефи¬мовой. - Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2014г.
38. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под общ. ред. проф. Л.И. Сквор¬цова. - 25-е изд. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007г.
39. Оль П.А., Ромашов Р.А. и др. Государство, общество, личность: пробле¬мы совместимости / под общ. ред. Р.А. Ромашова, Н.С. Нижник. - М., 2005г.
40. Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002г.
41. Платон. Государство. Законы. Политик. М., 1998г.
42. Погорелый Д.Е., Фесенко В.Ю., Филиппов К.Ф. Новейший политологи-ческий словарь. Ростов н/Дону, 2010г.
43. Политологический словарь: в 2-х ч. М.: «Луч», 1994г.
44. Словарь-справочник по социологии: учебное пособие. Под общ. ред. проф. В.К.Мокшина. - Архангельск: Поморский ун-т, 2008г.
45. Социологический словарь. Минск: Изд-во Белорусского государствен-ного университета, 1991г.
46. Соловьев А.И. Власть в политическом измерении // Вестн. МГУ. Сер. 12: Политические науки. 1997г. №6.
47. Соловьев. А.И. Диалог российского государства с обществом: проблемы и направления. / Модернизация как управляемый конфликт: сборник статей. Под ред. Л.И. Никовская, В.Н. Шевченко, В.Н. Якимец. - М.: Ключ-С, 2012.
48. Степанов Е.И. Конфликтология переходного периода: методологиче-ские, теоретические, технологические проблемы. М., 1996г. С. 43-92
49. Терентьева И.В. Общественные инициативы как инструмент социально¬го партнерства. // Сборник статей и материалов Международного казанского научного форума «Методология исследования конфликтов» (Культура управления конфликтом во взаимодействии власти и общества: от конфрон¬тации к выстраиванию конструктивного партнерства) / под. Ред. А.Г. Боль¬шакова, С.Р. Ефимовой. - Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2014г.
50. Тимофеева Л.Н. Власть и оппозиция: взаимодействие, взаимоограниче- ние, взаимоконтроль, коммуникация: Монография. - М.: Изд-во РАГС,
2004г.
51. Токвиль А. Демократия в Америке. М.: Изд. группа «Прогресс-Литера», 1994г.
52. Тхабисимова. Л.А. Функционирование институтов исполнительной вла¬сти субъектов Федерации в условиях социально-политической и этнонацио- нальной конфликтогенности: Науч. Издание. Сер. Политико-правовые инсти¬туты и национальные процессы. - Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2005г.
53. Чувашова Н.И. Политическая конфликтология российского общества: уч. пособие. Сев. (Арктич.) федер. Ун-т им. М.В. Ломоносова. - Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013г.
54. Чуклинов А.Е. Административный ресурс как специфическая форма по¬литической коррупции: специализированный учебный курс / Под ред. доц. Е.В. Кобзевой. Саратов: Саратовский Центр по исследованию проблем орга¬низованной преступности и коррупции, 2004г.
55. Etzioni A. Comparative Analysis of Complex Organizations. On Power, Involvement, and Theier Correlates. - New-York: The free Press, 1961.
56. Foucault M. Truth and Power// Power/ Knowladge: Selected Interviews and other writings, 1972-1977. N.Y., 1980.
Интернет-источники:
1. Аралбаева Ф.З., Карабанова О.Г. и др. Система контрольных органов
исполнительной власти на различных уровнях управления. Принципы ме-неджмента [Электронный текст] // Вестник. URL:
http://vestnik.osu.ru/2002 5/11.pdf (Дата обращения 03.12.2015г.)
2. Выступление В.В. Путина на заседании международного дискуссионно¬го клуба «Валдай». [Электронный ресурс] // Кремлин. URL:
http://kremlin.ru/events/president/news/19243 (Дата обращения 12.05.2016)
3. Выступление Генерального прокурора РФ Юрия Чайки на заседании Совета Федерации Федерального собрания РФ. [Электронный ресурс] // Ге-
неральная прокуратору РФ. URL:
http://genproc.gov.ru/smi/interview and appearences/appearences/83568/ (Дата обращения 06.05.2016)
4. Глухова А.В. Компромисс и консенсус как методы регулирования поли¬тического конфликта. [Электронный текст] // РЦМАДС. URL:
http://www.rciabc.vsu.ru/irex/pubs/glukhova4.htm (Дата обращения 15.03.2016)
5. Горный М.В. Взаимодействие НКО и органов власти в Санкт- Петербурге: конфликтологический анализ. [Электронный текст] // Стратегия. URL: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/73448339 (Дата обраще¬ния 15.03.2016)
6. Дальнобойщики Петербурга вышли на акцию против «Платона». [Элек¬тронный ресурс] // BBC. Русская Служба URL:
http://www.bbc.com/russian/russia/2015/11/151116 petersburg drivers toll prote st (Дата обращения 15.05.2016)
7. Ежегодный доклад Общественной палаты РФ «О состоянии гражданско¬
го общества за 2014г.» [Электронный ресурс] // Общественная палата РФ. URL: https://www.oprf.ru/files/oprf dokladsociety a4 12¬
2014 184prus blokcorr 4 preview postr.pdf (Дата обращения 01.05.2016)
8. Ежегодный доклад Общественной палаты РФ «О состоянии гражданско¬го общества за 2015г.» [Электронный ресурс] // Общественная палата РФ. URL: ps://www.oprf.ru/files/1 2016dok/doklad OPRF 2015 19012016.pdf (Да¬та обращения 01.05.2016)
9. Круглов М.С. Современные формы гражданской активности в полити-ческом процессе Российской Федерации. [Электронный текст] // Электронная библиотека Киберленинка. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye- formy-grazhdanskoy-aktivnosti-v-politicheskom-protsesse-rossiyskoy-federatsii (Дата обращения 21.04.2016)
10. Новиков В.Т., Новикова О.В. Феномен власти в классической и совре¬
менной философии: сравнительный анализ. [Электронный текст] // Элек-тронная библиотека БГУ. URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/14443/1/40-46pdf.pdf (Дата обращения 25.11.2015)
11. Романова К. С. Манипуляция как форма «мягкой» власти. [Электронный
ресурс] // Электронная библиотека Киберленинка. URL:
http://cyberleninka.rU/article/n/manipulyatsiya-kak-forma-myagkoy-vlasti (Дата обращения 28.04.2016)
12. Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента.
[Электронный ресурс] // Министерство Юстиции РФ. URL:
http://unro.minjust.ru/NKOForeignAgent.aspx (Дата обращения 11.05.2016)
13. Старченко А.Ю. [Электронный текст] // «Издательство «Грамота». URL: http://scjournal.ru/articles/issn 1997-292X 2013 9-2 46.pdf (Дата обращения 18.04.2016)
14. Телятник Е.В. Информация как ресурс властного влияния в обществен¬но-политической сфере. [Электронный текст] // Электронная библиотека Ки¬берленинка». URL: http://cyberleninka.ru/article/n/informatsiya-kak-resurs- vlastnogo-vliyaniya-v-obschestvenno-politicheskoy-sfere-1 (Дата обращения 28.04.2016)
15. Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ (ред. от 30.03.2016) «О неком¬мерческих организациях». [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 8824/ (Дата обращения 10.04.2016)
16. Федеральный закон от 20.07.2012 №121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулиро-вания деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента». [Электронный ресурс] // Российская газета». URL: http://rg.ru/2012/07/23/nko-dok.html (Дата обращения 10.04.2016)
17. Федеральный закон от 23.05.2015 №129-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации об осуществлении деятельности на территории Российской Федерации иностранной или меж-дународной неправительственной организации, в отношении которой приня-
то решении о признании нежелательной на территории РФ ее деятельности» [Электронный ресурс] // Правовая помощь. URL:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201505230001?index=1&ran geSize=1 (Дата обращения 12.04.2016)
18. Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ (ред. от 30.03.2016) «О неком¬мерческих организациях». Статья 2 пункт 5. [Электронный текст] // Консуль¬тант Плюс. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 8824/87a16eb8a9431fff64d0 d78eb84f86accc003448/ (Дата обращения 15.04.2016)