ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛСТВА 5
1.1 Понятие и виды стартапов. Сущность технологического предпринимательства 5
1.2 Этапы и специфика построения стратегии выход на рынок высокотехнологичного стартапа 11
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ ВЫХОДА НА РЫНОК 19
2.1 Информационно-аналитическое обоснование выбора стратегии 19
2.2 Финансовое обоснование выбора стратегии 26
ГЛАВА 3 ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ НА ПРИМЕРЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ СТАРТАП-КОМПАНИИИ «SOLDERMATERIALS» 34
3.1 Описание проекта 34
3.2 Информационно-аналитическое обоснование стратегии 36
3.3 Финансовое обоснование производственной стратегии 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Продукция «SolderMaterials» 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Анализ уровня конкуренции по модели пяти конкурентных сил М.Портера для «SolderMaterials» 55
На сегодняшний день высокотехнологичные секторы российской экономики становятся более значимыми за счет смены приоритета развития России от экспортно-сырьевой модели к инновационной. Государство все больше поддерживает высокотехнологичные компании, основываясь на том, что такие компании могут оказать значительный положительный эффект в обеспечении устойчивого экономического роста за счет широкого внедрения создаваемых инновационных технологий.
В данной ситуации важную роль играют стартапы, которые набирают все большую популярность и значимость для экономики. Это обусловлено тем, что большое количество высокотехнологичных компаний в России представлено именно в этом виде.
С увеличением роли высокотехнологичных стартапов, все более актуальным и «болезненным» становится вопрос стратегического управления такими специфичными компаниями.
Интерес к этому проявляют уже не только менеджеры, предприниматели, но уже и ученые, и правительство. Стартапы получают большую поддержку со стороны государства как зарубежом, так и в России. Написано достаточное количество книг и пособий по управлению стартапами. Однако большинство из них ориентировано на иностранную экономику и IT-стартапы. Что касается высокотехнологичных, именно «железных» стартапов, то тут все иначе. Даже нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность инновационных стартапов в России на данный момент нет. Принимались лишь отдельные, рассчитанные на достаточно короткий срок или посвященные конкретным аспектам постановления и распоряжения, внесения поправок в уже существующие акты. На данный момент существуют лишь различные проекты законов об инновационной деятельности в РФ.
Зачастую начинающие технологические предприниматели, имеющие техническое, научное образование, обладающие хорошей, перспективной высокотехнологичной разработкой, совершают большие стратегические бизнес-ошибки при выборе и реализации стратегии выхода на рынок. Также бывает, что в подобных ситуациях вообще не разрабатывается стратегия. На устранение таких ошибок, если их удалось выявить, уходит много времени, а технических прогресс «не стоит на месте», и их перспективная разработка может быстро утратить актуальность и перспективность.
В связи с тем, что на сегодняшний момент существует подобная проблема, целью данной работы является разработка обобщенного алгоритма принятия решения о выборе стратегии выхода на рынок высокотехнологичной стартап-компании.
Реализация поставленной цели потребовала решения некоторых задач.
1) Проанализировать различные подходы к современному пониманию таких понятий, как «стартап», его виды и «технологическое предпринимательство». Сформулировать обобщенные определения указанных понятий.
2) Рассмотреть и охарактеризовать этапы построения стратегии выхода на рынок стартапа.
3) Выявить специфические особенности в управлении технологическим стартапом, которые влияют на выбор стратегии.
4) Раскрыть и структурировать, объединив в одну последовательность действий, различные информационно-аналитические и финансовые методы выбора стратегии для высокотехнологичных стартапов и ее элементов.
5) Продемонстрировать применение алгоритма выбора стратегии на примере высокотехнологичной стартап-компании «SolderMaterials».
Объектом данной работы является высокотехнологичная стартап-компания.
Предмет исследования можно определить, как методы принятия решения при выборе стратегии вывода на рынок высокотехнологичного стартапа.
Не смотря на то, что разными авторами предлагаются относительно разные подходы к толкованию сущности таких инновационных высокотехнологичных проектов, не позволяющие сформировать универсальный алгоритм, фундамент работы построен на работах таких авторов, как Валдайцев С.В., Ковалев В.В., Молчанов Н.Н., Аакер Д., Томпсон - мл А.А. и Стрикленд III А.Дж.
Поставленные задачи определили структуру работы. Она состоит из трёх глав. В первой раскрываются теоретические основы технологического предпринимательства, а также этапы и специфика построения стратегии для высокотехнологичного стартапа. Во второй главе подробно рассмотрены алгоритмы и методы обоснования выбора стратегии и её элементов. В третьей главе представлен практический пример обоснования стратегии для высокотехнологичной стартап-компании «SolderMaterials». В заключении представлены выводы по все задачам, а также описан разработанный обобщенный алгоритм принятия решения о выборе стратегии выхода на рынок высокотехнологичной стартап-компании.
В ходе проделанной работы были выполнены все поставленные задачи.
Подведем итоги.
1) Рассмотрев историю понятий «стартап», «технологическое предпринимательство», проанализировав основные популярные определения указанных понятий, выявив в них общее и частное, нам удалось сформулировать собственные определения. Также, приведя несколько классификаций стартапов, объединив достижения различных ученых, мы составили наиболее полную классификацию технологичных стартапов (см. табл. 2).
Итак, стартап - молодая компания, основанная на инновационной неповторимой идее, знаниях, технологии, для решения конкретной потребительской проблемы, ориентированная на быстрый рост и прибыль, созданная небольшой командой единомышленников в условиях высокого риска.
Технологическое предпринимательство - это особый вид предпринимательской деятельности, направленный на создание организации, поиск и воплощение наилучшей бизнес-модели, в основе которой лежит инновационный продукт или технология, созданные в результате инженерной или технической научной деятельности.
2) Далее, были выделены стандартные этапы построения стратегии, не зависящие от выбранной, и кратко охарактеризованы те управленческие решения, которые должны применяться на каждом из них.
3) Были выявлены различные специфические особенности высокотехнологичных стартап-компаний, которые влияют на выбор стратегии.
К общим особенностям можно отнести такие, как наличие специальных материальных и нематериальных активов, специфичных профессиональных человеческих ресурсов, особенности самого высокотехнологичного продукта, возможность адаптации базовой технологии для использования в различных отраслях. На специфику управления именно российскими высокотехнологичными стартапами влияют особенности высокотехнологичного рынка России. Также, существуют особенности, которые по-разному влияют на управление технологичными стартапами в России и других странах. Это отсутствие определенной сформулированной методологии управления деятельностью таких стартапов, трудности технологического маркетинга, особая роль бизнес-партнеров и особенности финансирования и поддержки.
4) Далее, проанализировано применение различных информационно-аналитических инструментов стратегического менеджмента, а также статических и динамических финансовых показателей при выборе стратегии, их значимость, особенности, противоречия между ними.
В итоге, в ходе анализа методов был разработан обобщенный алгоритм принятия решения о выборе стратегии выхода на рынок высокотехнологичной стартап-компании.
• Первый этап - определить исходную инновационную стратегию. Данный выбор можно сделать на основе разработанной схемы (см. рис 1) в зависимости от вида рассматриваемой высокотехнологичной стартап-компании и других факторов. Таких, как объемы финансовых ресурсов, цели компании, степень различной специализации и другие.
• Следующий - выбор конкурентной стратегии. Выводы, сделанные на одном шаге, используются при работе с другими.
1) Необходимо провести PEST-анализ для определения условий макросреды.
2) Определить уровень конкуренции в интересующей отрасли посредством рассмотрения модели пяти конкурентных сил М.Портера.
3) Провести SWOT-анализ для понимания положения компании.
4) По методике CSI определить конкурентоспособность продукта (технологии).
5) На основе всех четырех указанных этапов, необходимо составить матрицу стратегий TOWS, где подробно расписываются возможные действия.
6) Сделать выбор их конкурентных стратегий на основе их отличительных черт. Выбранный вариант должен соответствовать таким ключевым критериям, как соответствие внутренней и внешней среде, возможность достижения конкурентных преимуществ, возможности повышения общей эффективности компании.
• Третий этап - маркетинговая стратегия. Выбор делается на основе соответствия маркетинговых и инновационных стратегий. Так, наступательная стратегия соответствует стратегии «technology-push», оборонительная - «marketing-pull», и оппортунистическая - нишевой. Однако при выборе необходимо принимать во внимания различные выводы, сделанные на втором этапе. Например, состояние внешней среды, положение в отрасли, ее наукоемкость, отношение рассматриваемых потребителей к инновациям, конкурентоспособность продукта и другие факторы, которые могут влиять на внедрение и продвижении технологии (продукта) на рынке.
• И четвертый этап - производственная стратегия. Ее необходимо выбирать, учитывая все факторы, определенные на прошлых этапах, а также с помощью финансовых методов. Было выведено, что в большинстве случаев, необходимо использовать динамические методы: NPV, IRR (MIRR) и PI. При этом учитывая такие факторы, как степень важности вклада проекта, степень риска проекта, ограничения финансирования, желаемые сроки отдачи по инвестициям, важность проблемы ликвидности и другие.
В ходе практической части работы был применен вышеуказанный алгоритм обоснования стратегии выхода на рынок высокотехнологичной стартап-компании «SolderMaterials». В итоге были выбраны следующие: основная инновационная стратегия - оппортунистическая; конкурентная стратегия - стратегия фокусирования на основе низких издержек; маркетинговая стратегия - нишевая. Далее, финансовыми методами было обоснована экономическая выгода организации собственного производства по сравнению с использованием мощностей сторонних организаций.
Подводя общий итог, в соответствии с целью работы, можно сказать, что в ходе работы был разработан обобщенный алгоритм принятия решения о выборе стратегии выхода на рынок высокотехнологичной стартап-компании на основе различных методов, как формальных, так и неформальных. Однако, как мы видели на практическом примере, данный алгоритм и методики в нем могут немного варьироваться, в зависимости от ситуации. В связи с этим, хотелось бы отметить, что при выборе стратегии нельзя опираться только на различные методики, потому что универсальной, подходящей под все ситуации не существует. Невозможно предугадать все на свете, а в особенности, если речь о стартап- компании, где уровень неопределенности и риска огромны. При выборе стратегии необходимо также полагаться на интуицию лидера или команды в целом, ведь управление это в большей степени искусство, чем наука.
1. Федеральный закон № 217-ФЗ от 2 августа 2009 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. № 31. - Ст.3923.
2. Аакер, Д. Стратегическое рыночное управление / Д. Аакер. - 7-е изд. - СПб. : Питер, 2011. - 495 с.
3. Аналитический отчет по итогам обзора рынка российских венчурных фондов за 2014 год: статистический сборник / Российская ассоциация венчурного инвестирования. РАВИ, 2014. - М., 2014. - 107 с.
4. Аналитический отчет по итогам обзора рынка российских венчурных фондов за 9 месяцев 2015 года: статистический сборник / Российская ассоциация венчурного инвестирования. РАВИ, 2015. - М., 2015 - 148 с.
5. Ансофф, И. Стратегическое управление / И.Ансофф. - М.: Экономика, 1989. - 358 с.
6. Арчибальд, Р.Д. Управление высокотехнологичными программами и проектами / Пер. с англ. Е.В. Мамонтова. - 3-е изд. - М. : ДМК Пресс, 2010. - 462 с.
7. Барыкин, А.Н. Белые пятна теории и практики технологического предпринимательства / А.Н.Барыкин, В.О. Икрянников // Менеджмент инноваций. - 2010. № 3. - С. 204 - 215.
8. Бланк, С. Стартап: Настольная книга основателя / С. Бланк, Б. Дорф; Пер. с англ. - М. : Альпина Паблишер, 2013. - 485 с.
9. Валдайцев С.В. Антикризисное управление на основе инноваций / С. В. Валдайцев. — М.: Проспект, 2005. — 232 с.
10. Валдайцев, С.В. Управление инновационным бизнесом / С. В. Валдайцев. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 343 с.
11. Гольдштейн, Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Учебное пособие / Г.Я Гольдштейн. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. - 267 с.
12. Дафт, Ричард. Л. Менеджмент / Ричард Л. Дафт - СПб.: Питер, 2011. - 832 с.
13. Дойль П. Менеджмент. Стратегия и тактика. - СПб.: Питер, 1999. - 560 с.
14. Друкер П.Ф., Макьярелло Дж.А. Менеджмент. - М.: ИД «Вильямс», 2011. - 704 с.
15. Зябриков В.В. Общий менеджмент./ В.В. Зябриков. - СПб.: ОЦЭиМ, 2007. - 242 с.
16. Иванова, Н.Г. Инновационный бизнес в Росии: проблемы и перспективы / Н.Г. Иванова // Проблемы современной экономики. - 2013. № 4(48). - С. 188-192.
17. Индикаторы науки: 2015 : статистический сборник / Н.В. Городникова, Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский и др.;- М.: НИУ ВШЭ, 2015. - 320 с..
18. Иншаков, М.О Инновационные стартапы в России: Проблемы создания и маркетингового продвижения / М.О.Иншаков, А.А.Орлова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. - 2014. № 1(24). - С. 66-75.
19. Ковалев, В.В. Введение в финансовый менеджмент / В.В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 767 с.
20. Колышкин А.В. Экономика инвестиций: Рабочая тетрадь. Учебно-методическое пособие / А.В. Колышкин - СПб: ЭФ СПбГУ, 2013. - 77 с.
21. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер; Пер с англ. - СПб. : Питер, 2000. - 464 с.
22. Куфтырёв, И. Г. Международный инновационный коридор как инфраструктурный фактор развития технологического предпринимательства / И.Г.Куфтырёв, С.С.Передня // Вестник нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2013. № 3-3. - С. 147¬152.
23. Менеджмент технологических инноваций: Учебное пособие / Под ред. С.В. Валдайцева, Н.Н. Молчанова. - СПб., 2003. - 333 с.
24. Молчанов, Н. Н. Маркетинг высокотехнологичных продуктов и услуг / Н.Н. Молчанов. - СПб. : Издательство Политехнического университета, 2011. - 262 с.
25. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: Учебник / Л.С.Барютин и др.; под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. - 518 с.
26. Пецольдт К., Валдайцев С.В., Молчанов Н.Н. Малое инновационное предпринимательство: Учеб. пособие. - СПб.: Проспект, 2013. - 532 с.
27. Рис, Э. Бизнес с нуля: метод Lean Startap для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели / Э. Рис. - пер. с англ. - М. : Альпина Паблишер, 2013. - 253 с.
28. Томпсон-мл. А.А., Стрикленд III А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. - М.: ИД «Вильямс», 2007.- 962 с.
29. Управление инновациями и интеллектуальной собственностью фирмы / [С.В.Валдайцев и др.]; под ред. С.В.Валдайцева. - М.: Проспект, 2014. - 415 с.
30. Чередников, О. Высокотехнологичные стартапы в мире и России / О. Чередников // Мировая экономика и международные отношения. - 2013. №10. - С. 68-75.
31. Cooper, A. Technical Entrepreneurship: A Symposium / A. Cooper, J. Komives, eds. - MI : The Center for Venture Management, 1972. - 242 р.
32. Dodgson, M. The management of technological innovation / M. Dodgson, D. Gann, A. Salter - Oxford: Oxford University Press, 2008 - 408 p.
33. Garud, R., Karnoe, P Bricolage versus breakthrough: Distributed and embedded agency in technology entrepreneurship. / R.Garud, P.Karnoe // Research Policy. - 2003. № 32(2). - P.277 - 300.
34. Jelinek, M. "Thinking technology" in mature industry firms: Understanding technology entrepreneurship. / M. Jelinek // International Journal of Technology Management. - 1996. № 11(7/8). - P.799.
35. Jones-Evans, D. A typology of technology-based entrepreneurs: A model based on previous occupational background. / D.Jones-Evans // International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research. - 1995. № 1(1). - P.26 - 47.
36. Liu, T., Chu, Y Technology entrepreneurial styles: a comparison of UMC and TSMC / T.Liu, Y.Chu // International Journal of Technology Management. - 2005. № 29(1/2). - P.95.
37. Nichols, S.P., Armstrong, N.E. Engineering Entrepreneurship: does entrepreneurship have a role in engineering education? / S.P. Nicholas, N.E Armstrong // Antennas and Propagation Magazine. - 2003. № 45(1). - P.134 - 138.
38. Porter, M. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors / M. Porter - New York: Free Press, 1980. - 421 p.
39. Blank, S. What’s A Startup? First Principles. / S. Blank. URL : http://steveblank.com/2010/01/25/whats-a-startup-first-principles.html(дата обращения : 15.11.2015).
40. Graham, P Startup = Growth. / P Graham. URL : http://www.paulgraham.com/growth.html(дата обращения : 15.11.2015).