ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ (НА МАТЕРИАЛАХ МБУ «СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 8 СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА 27
СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ В БЕЛГОРОДСКОМ РАЙОНЕ
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ 48
ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ В БЕЛГОРОДСКОМ РАЙОНЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 8 СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА 27
СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ В БЕЛГОРОДСКОМ РАЙОНЕ
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ 48
ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ В БЕЛГОРОДСКОМ РАЙОНЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Существуют различные, противоречащие друг другу нормы поведения в различных коллективах, сообществах, субкультурах. Но есть нормы, единые для всех. Именно их нарушение большинство членов общества определяет как отклонения. Отклоняющееся поведение определяется как действия и поступки, противоречащие социальным и нравственным нормам, как поведение, которое вызывает неодобрение со стороны общественного мнения.
Объяснить факторы, условия и причины, этого социального явления, стало одной из главных задач, стоящей перед общественностью. Её рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди них вопрос о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. Именно поэтому почти любое отклонение можно рассматривать как отклонение от социальной нормы.
Отклоняющееся поведение большинства молодежи оказывает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции. Молодежь является самым активным психологическим субъектом, для нее наиболее характерны проявления социально неприемлемого поведения. В этом возрасте, личность в значительной степени подвержена внешнему влиянию, так как у молодежи не сформировано стойкое мировоззрение. Молодежь открыто воспринимает интересы, взгляды окружающих людей, выбирают, впитывают их в себя и в дальнейшем руководствуются ими. С развитием девиантного поведения у подростков и молодежи все больше притупляются положительные чувства, что может послужить и становлением молодого поколения резервом для будущей преступности.
В связи с возникновением данной проблемы, в настоящее время существуют социальные службы: совокупность государственных и негосударственных органов управления, структур и специализированных учреждений, осуществляющих социальную работу по обслуживанию населения, оказывающих подросткам и молодежи социальную помощь и услуги с целью преодолеть или смягчить сложившуюся жизненную ситуацию. Государство признало, что дети с проблемами асоциального характера должны быть обеспечены обязательным индивидуальным психолого-педагогическим сопровождением. Особенности управления социальной реабилитацией заключаются в воздействии на латентные формы их проявления посредством целевого ориентирования, упорядочения, стимулирования, содействия и оптимизации.
Деятельность существующих сегодня социальных служб для подростков в этом направлении, отмечается как низко результативная. Поэтому детская асоциальность является актуальной проблемой, требующей принятия эффективных мер.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью: во-первых, теоретического осмысления организации процесса социальной реабилитации подростков и молодежи с отклоняющимся поведением; во-вторых, выявления в ходе анализа сущности и проблем организации процесса социальной реабилитации несовершеннолетних Белгородского района, в-третьих, определения решения проблем девиантного поведения подростков в целях совершенствования организации процесса социальной реабилитации несовершеннолетних.
Степень разработанности проблемы. Общетеоретические проблемы социальной реабилитации, социализации, отклоняющегося поведение как нарушение процесса социализации анализировались в трудах А. Б. Белинской, С. А. Беличевой, Н. Ф. Дементьевой, Е. В. Змановской, Е. И. Холостовой.
Ъеличева С. А., Белинская А. Б. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних. Ростов н/Д., 2013; Змановская Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. М., 2011; Холостова Е. И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация. М., 2012.
Проявление отклонений в поведении подростков рассматривали следующие ученые Б. Н. Алмазов, А. А. Бакаев, М. А. Галагузова.
Процессы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних детей на протяжении многих лет вызывают интерес учёных и практиков. Феномен детской беспризорности стал предметом научных изысканий отечественных исследователей, таких как Н. М. Байков, А. Ю. Башкова, Л. М. Зюбин.
Важнейшим фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучие семьи. Б.Н. Алмазов выделяет четыре типа неблагополучных семей, способствующих появлению трудных детей.
Исходя из сказанного, проблему исследования можно определить как противоречие между необходимостью совершенствования организации социальной реабилитации подростков и молодежи с отклоняющимся поведением и недостаточной разработанностью инновационных технологий и эффективных организационных форм, противостоящих деструктивным формам поведения.
Объект исследования - социальная реабилитация подростков и молодежи с отклоняющимся поведением.
Предмет исследования - организация процесса социальной реабилитации подростков и молодежи с отклоняющимся поведением в Белгородском районе.
Цель исследования - разработка рекомендаций по совершенствованию организации процесса социальной реабилитации подростков и молодежи с отклоняющимся поведением в Белгородском районе.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить теоретические основы социальной реабилитации подростков и молодежи с отклоняющимся поведением;
- проанализировать практику организации процесса социальной реабилитации подростков и молодежи с отклоняющимся поведением в Белгородском районе;
- разработать направления совершенствования организации процесса социальной реабилитацией подростков и молодежи с отклоняющимся поведением в Белгородском районе.
Теоретико-методологическая основа. Выпускная работа основана на теоретических положениях общей социологии и социологии управления:
- теоретические положения, обоснованные в трудах Ю. А. Зубок, А. И. Ковалевой, В. И. Чупрова, и других социологов, относящиеся к характеристике социального положения молодежи в современном обществе, актуальных проблем ее социализации и самоопределения;
- теоретические подходы к исследованию социальной реабилитации несовершеннолетних, реализованные в научных трудах А. В. Гоголевой, Е. И. Холостовой, Т. И. Черняевой и др.
При написании выпускной работы были использованы такие методы исследования как анализ и синтез, структуризация, обобщение содержания процесса социальной реабилитации подростков и молодежи, а также качественный анализ нормативных документов, анализ отчетной документации МБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Белгородского района.
Эмпирической базой исследования послужили:
1) нормативно-правовые акты, устанавливающие меры социальной поддержки несовершеннолетних с отклоняющимся поведением в Российской Федерации и на муниципальном уровне ;
2) материалы исследований отечественных и зарубежных социологов по изучаемой проблеме ;
3) отчетная документация МБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Белгородского района.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы по совершенствованию организации процесса социальной реабилитации подростков и молодежи с отклоняющимся поведением, так как проблема модернизации процесса социальной реабилитации несовершеннолетних, связанная с деятельностью центров социальной поддержки детей (социально-реабилитационных центров, детских домов, воспитательных колоний) претерпевает в настоящее время существенные изменения.
Структура работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы.
Объяснить факторы, условия и причины, этого социального явления, стало одной из главных задач, стоящей перед общественностью. Её рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди них вопрос о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. Именно поэтому почти любое отклонение можно рассматривать как отклонение от социальной нормы.
Отклоняющееся поведение большинства молодежи оказывает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции. Молодежь является самым активным психологическим субъектом, для нее наиболее характерны проявления социально неприемлемого поведения. В этом возрасте, личность в значительной степени подвержена внешнему влиянию, так как у молодежи не сформировано стойкое мировоззрение. Молодежь открыто воспринимает интересы, взгляды окружающих людей, выбирают, впитывают их в себя и в дальнейшем руководствуются ими. С развитием девиантного поведения у подростков и молодежи все больше притупляются положительные чувства, что может послужить и становлением молодого поколения резервом для будущей преступности.
В связи с возникновением данной проблемы, в настоящее время существуют социальные службы: совокупность государственных и негосударственных органов управления, структур и специализированных учреждений, осуществляющих социальную работу по обслуживанию населения, оказывающих подросткам и молодежи социальную помощь и услуги с целью преодолеть или смягчить сложившуюся жизненную ситуацию. Государство признало, что дети с проблемами асоциального характера должны быть обеспечены обязательным индивидуальным психолого-педагогическим сопровождением. Особенности управления социальной реабилитацией заключаются в воздействии на латентные формы их проявления посредством целевого ориентирования, упорядочения, стимулирования, содействия и оптимизации.
Деятельность существующих сегодня социальных служб для подростков в этом направлении, отмечается как низко результативная. Поэтому детская асоциальность является актуальной проблемой, требующей принятия эффективных мер.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью: во-первых, теоретического осмысления организации процесса социальной реабилитации подростков и молодежи с отклоняющимся поведением; во-вторых, выявления в ходе анализа сущности и проблем организации процесса социальной реабилитации несовершеннолетних Белгородского района, в-третьих, определения решения проблем девиантного поведения подростков в целях совершенствования организации процесса социальной реабилитации несовершеннолетних.
Степень разработанности проблемы. Общетеоретические проблемы социальной реабилитации, социализации, отклоняющегося поведение как нарушение процесса социализации анализировались в трудах А. Б. Белинской, С. А. Беличевой, Н. Ф. Дементьевой, Е. В. Змановской, Е. И. Холостовой.
Ъеличева С. А., Белинская А. Б. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних. Ростов н/Д., 2013; Змановская Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. М., 2011; Холостова Е. И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация. М., 2012.
Проявление отклонений в поведении подростков рассматривали следующие ученые Б. Н. Алмазов, А. А. Бакаев, М. А. Галагузова.
Процессы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних детей на протяжении многих лет вызывают интерес учёных и практиков. Феномен детской беспризорности стал предметом научных изысканий отечественных исследователей, таких как Н. М. Байков, А. Ю. Башкова, Л. М. Зюбин.
Важнейшим фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучие семьи. Б.Н. Алмазов выделяет четыре типа неблагополучных семей, способствующих появлению трудных детей.
Исходя из сказанного, проблему исследования можно определить как противоречие между необходимостью совершенствования организации социальной реабилитации подростков и молодежи с отклоняющимся поведением и недостаточной разработанностью инновационных технологий и эффективных организационных форм, противостоящих деструктивным формам поведения.
Объект исследования - социальная реабилитация подростков и молодежи с отклоняющимся поведением.
Предмет исследования - организация процесса социальной реабилитации подростков и молодежи с отклоняющимся поведением в Белгородском районе.
Цель исследования - разработка рекомендаций по совершенствованию организации процесса социальной реабилитации подростков и молодежи с отклоняющимся поведением в Белгородском районе.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить теоретические основы социальной реабилитации подростков и молодежи с отклоняющимся поведением;
- проанализировать практику организации процесса социальной реабилитации подростков и молодежи с отклоняющимся поведением в Белгородском районе;
- разработать направления совершенствования организации процесса социальной реабилитацией подростков и молодежи с отклоняющимся поведением в Белгородском районе.
Теоретико-методологическая основа. Выпускная работа основана на теоретических положениях общей социологии и социологии управления:
- теоретические положения, обоснованные в трудах Ю. А. Зубок, А. И. Ковалевой, В. И. Чупрова, и других социологов, относящиеся к характеристике социального положения молодежи в современном обществе, актуальных проблем ее социализации и самоопределения;
- теоретические подходы к исследованию социальной реабилитации несовершеннолетних, реализованные в научных трудах А. В. Гоголевой, Е. И. Холостовой, Т. И. Черняевой и др.
При написании выпускной работы были использованы такие методы исследования как анализ и синтез, структуризация, обобщение содержания процесса социальной реабилитации подростков и молодежи, а также качественный анализ нормативных документов, анализ отчетной документации МБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Белгородского района.
Эмпирической базой исследования послужили:
1) нормативно-правовые акты, устанавливающие меры социальной поддержки несовершеннолетних с отклоняющимся поведением в Российской Федерации и на муниципальном уровне ;
2) материалы исследований отечественных и зарубежных социологов по изучаемой проблеме ;
3) отчетная документация МБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Белгородского района.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы по совершенствованию организации процесса социальной реабилитации подростков и молодежи с отклоняющимся поведением, так как проблема модернизации процесса социальной реабилитации несовершеннолетних, связанная с деятельностью центров социальной поддержки детей (социально-реабилитационных центров, детских домов, воспитательных колоний) претерпевает в настоящее время существенные изменения.
Структура работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы.
В процессе проведения исследования по проблеме реализации процесса социальной реабилитации подростков и молодежи с отклоняющимся поведением, были поставлены и решены следующие задачи. Были изучены теоретические основы исследования социальной реабилитации подростков и молодежи с отклоняющимся поведением, проанализирована практика организации процесса социальной реабилитации подростков и молодежи с отклоняющимся поведением в Белгородском районе. В результате были предложены направления по совершенствованию организации процесса социальной реабилитации подростков и молодежи с отклоняющимся поведением (на материалах Муниципального бюджетного учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Белгородского района).
Проведенный теоретический и практический анализ особенностей реализации социальной реабилитации подростков с девиантным поведением позволяет сделать следующие выводы. Отклоняющееся поведение значительной массы молодежи воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции. С развитием девиантного поведения у молодежи все больше притупляются положительные чувства, и она может стать резервом для будущей преступности. В настоящее время существуют социальные службы - совокупность государственных и негосударственных органов управления, структур и специализированных учреждений, осуществляющих социальную работу по обслуживанию населения, оказывающих подросткам и молодежи социальную помощь и услуги с целью преодолеть или смягчить сложившуюся сложную ситуацию. Но деятельность существующих сегодня социальных служб для подростков отмечена как низко результативная. Это позволяет говорить о детской асоциальности как об актуальной проблеме, требующей принятия эффективных мер.
Основными проблемами в реализации социальной реабилитации подростков с девиантным поведением в Белгородском районе по-прежнему остаются следующие: перегруженность учреждений; недостаточный уровень подготовки кадров, способных осуществлять профилактическую и реабилитационную работу; нехватка средств на материально-техническое обеспечение реабилитационных учреждений; работа в межведомственных структурах характеризуется разобщенностью, нескоординированностью функций органов, призванных нести ответственность за своевременное выявление детей, нуждающихся в помощи.
Наиболее перспективным направлением совершенствования процесса социальной реабилитации подростков и молодежи с отклоняющимся поведением представляется реализация проекта «Совершенствование работы межведомственных структур по координации деятельности в сфере профилактики девиантного поведения «Шаг навстречу трудному детству», направленного на ресоциализацию и социальную адаптацию девиантных подростков, проживающих в Белгородском районе, через координированность функций органов, призванных нести ответственность за своевременное выявление детей, нуждающихся в помощи, и оказание социальной и психологической помощи детям данной категории.
Достижение цели проекта предполагает проведение ряда проектных мероприятий: создание рабочей межведомственной группы для решения задачи по профилактике девиантного поведения; повышение компетентности и увеличение числа специалистов, участвующих в организации работы по профилактике отклоняющегося поведения среди подростков и молодежи; организация работы с семьями, воспитывающими детей с девиантным поведением на базе администраций поселений Белгородского района; организация консультационного пункта для родителей, воспитывающих детей с девиантным поведением как структура взаимодействия субъектов профилактики семейного неблагополучия; организация просветительской и информационной деятельности по проблеме формирования здорового образа жизни, профилактики негативных социальных явлений среди семей с детьми с отклоняющимся поведением.
Успешная реализация процесса социальной реабилитации подростков с отклоняющимся поведением напрямую зависят от готовности взаимодействия структур по профилактике и предотвращению безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних оказывать подросткам и молодежи комплексную социальную помощь и услуги с целью преодолеть или смягчить сложившуюся жизненную ситуацию.
Реализация проекта позволит уменьшить количество безнадзорных детей с девиантным поведением Белгородского района; случаи лишения родительских прав; доли социально неблагополучных семей в общем количестве семей Белгородского района; сформированность у несовершеннолетних позитивно-направленную, эффективную социальную компетентность, снижающую риск их повторного противоправного поведения.
Таким образом, можно предложить следующие рекомендации, направленные на повышение эффективности процесса социальной реабилитации подростков с отклоняющимся поведением в Белгородском районе:
- совершенствовать процесс социальной реабилитации подростков и молодежи путем организации комплексной работы системы субъектов по профилактике и предотвращению безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
- создать на базах администраций поселений Белгородского района рабочую межведомственную группу субъектов профилактики, которая будет осуществлять сетевые встречи с неблагополучными семьями, воспитывающими трудных подростков для решения задачи по профилактике девиантного поведения;
- организовать консультационный пункт на базах администраций поселений Белгородского района для родителей, воспитывающих детей с девиантным поведением;
- повышать компетентность специалистов, участвующих в организации работы по профилактике отклоняющегося поведения среди подростков и молодежи.
Проведенный теоретический и практический анализ особенностей реализации социальной реабилитации подростков с девиантным поведением позволяет сделать следующие выводы. Отклоняющееся поведение значительной массы молодежи воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции. С развитием девиантного поведения у молодежи все больше притупляются положительные чувства, и она может стать резервом для будущей преступности. В настоящее время существуют социальные службы - совокупность государственных и негосударственных органов управления, структур и специализированных учреждений, осуществляющих социальную работу по обслуживанию населения, оказывающих подросткам и молодежи социальную помощь и услуги с целью преодолеть или смягчить сложившуюся сложную ситуацию. Но деятельность существующих сегодня социальных служб для подростков отмечена как низко результативная. Это позволяет говорить о детской асоциальности как об актуальной проблеме, требующей принятия эффективных мер.
Основными проблемами в реализации социальной реабилитации подростков с девиантным поведением в Белгородском районе по-прежнему остаются следующие: перегруженность учреждений; недостаточный уровень подготовки кадров, способных осуществлять профилактическую и реабилитационную работу; нехватка средств на материально-техническое обеспечение реабилитационных учреждений; работа в межведомственных структурах характеризуется разобщенностью, нескоординированностью функций органов, призванных нести ответственность за своевременное выявление детей, нуждающихся в помощи.
Наиболее перспективным направлением совершенствования процесса социальной реабилитации подростков и молодежи с отклоняющимся поведением представляется реализация проекта «Совершенствование работы межведомственных структур по координации деятельности в сфере профилактики девиантного поведения «Шаг навстречу трудному детству», направленного на ресоциализацию и социальную адаптацию девиантных подростков, проживающих в Белгородском районе, через координированность функций органов, призванных нести ответственность за своевременное выявление детей, нуждающихся в помощи, и оказание социальной и психологической помощи детям данной категории.
Достижение цели проекта предполагает проведение ряда проектных мероприятий: создание рабочей межведомственной группы для решения задачи по профилактике девиантного поведения; повышение компетентности и увеличение числа специалистов, участвующих в организации работы по профилактике отклоняющегося поведения среди подростков и молодежи; организация работы с семьями, воспитывающими детей с девиантным поведением на базе администраций поселений Белгородского района; организация консультационного пункта для родителей, воспитывающих детей с девиантным поведением как структура взаимодействия субъектов профилактики семейного неблагополучия; организация просветительской и информационной деятельности по проблеме формирования здорового образа жизни, профилактики негативных социальных явлений среди семей с детьми с отклоняющимся поведением.
Успешная реализация процесса социальной реабилитации подростков с отклоняющимся поведением напрямую зависят от готовности взаимодействия структур по профилактике и предотвращению безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних оказывать подросткам и молодежи комплексную социальную помощь и услуги с целью преодолеть или смягчить сложившуюся жизненную ситуацию.
Реализация проекта позволит уменьшить количество безнадзорных детей с девиантным поведением Белгородского района; случаи лишения родительских прав; доли социально неблагополучных семей в общем количестве семей Белгородского района; сформированность у несовершеннолетних позитивно-направленную, эффективную социальную компетентность, снижающую риск их повторного противоправного поведения.
Таким образом, можно предложить следующие рекомендации, направленные на повышение эффективности процесса социальной реабилитации подростков с отклоняющимся поведением в Белгородском районе:
- совершенствовать процесс социальной реабилитации подростков и молодежи путем организации комплексной работы системы субъектов по профилактике и предотвращению безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
- создать на базах администраций поселений Белгородского района рабочую межведомственную группу субъектов профилактики, которая будет осуществлять сетевые встречи с неблагополучными семьями, воспитывающими трудных подростков для решения задачи по профилактике девиантного поведения;
- организовать консультационный пункт на базах администраций поселений Белгородского района для родителей, воспитывающих детей с девиантным поведением;
- повышать компетентность специалистов, участвующих в организации работы по профилактике отклоняющегося поведения среди подростков и молодежи.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ
(НА МАТЕРИАЛАХ МБУ «СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ
ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА)
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016



