Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности социально-политических стереотипов у российских и китайских студентов

Работа №66627

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы96
Год сдачи2017
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
61
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНЯТИЯ СТЕРЕОТИПА 10
1.1 Подходы к изучению стереотипов 10
1.2 Понятие этноса. Концепция А.М.Зимичева 20
1.3 Социально-политические стереотипы. Автостереотипы и
гетеростереотипы 27
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 37
2.1 Описание выборки исследования 38
2.2 Методы исследования 39
2.3 Процедура исследования 43
2.4 Математико-статистические методы исследования 44
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 45
3.1 Метод оценочной биполяризации 45
3.2 Методика Шварца для изучения ценностей личности 57
3.3 Авторский опросник, направленный на выявление типов этносов по
концепции А.М.Зимичева 61
3.4 Общие результаты 66
ВЫВОДЫ 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ


Актуальность изучения социально-политических представлений обусловлена нарастающими противоречиями и конфликтами межнациональных групп в современном мире в условиях глобализации. Ускоренные темпы миграции, увеличение политических, экономических и культурных связей между государствами, поиск новых путей мирного сосуществования в условиях постоянной нестабильности указывают на то, что понимание механизмов восприятия своей и чужих групп в межэтническом взаимодействии необходимо.
Особенность социально-политической идентичности проявляется в традициях, культуре, ценностях, языке людей. Представления о своей и чужой группах неотъемлемая часть самосознания индивида.
В современном мире бок о бок идут два процесса, которые так или иначе влияют на формирование своей национальной принадлежности. C одной стороны, это сближение культур между представителями различных стран, их взаимопроникновение, а с другой - стремление сохранить некие границы вокруг себя, сохранить свою специфику, свои ценности и уникальность.
Проблема изучения стереотипов и представлений групп друг о друге и о самой себе сложна. Обусловлено это тем, что процессы взаимовосприятия далеко не одинаковы. Но при этом, важно понимать, что установление контакта между группами невозможно без этого понимания.
В данном контексте прецедентным можно считать пример студенческой среды Санкт-Петербургского университета, которая характеризуется постоянными и тесными взаимоотношениями с представителями других национальных, этнических, культурных и социальных групп в ходе образовательных обменов между университетами многих стран.
Необходимость понимания процессов во с приятиях различных национальных групп обусловлена потребностью обще с тва в прогнозировании вероятных конфликтов в политических, экономических, религиозных, профессиональных и других сферах. Таким образом, изучение проблемы социально-политических стереотипов и представлений, знания о других культурах, имеет как теоретические, так и практическое значения. Президент РФ В. В. Путин на пресс-конференции, посвящённой вопросам сотрудничества с Китаем, тоже обозначил важность понимания ценностей другой культуры: "это имеет не какой-то чисто научно-историческое значение, это имеет практически-политическое значение сегодня и на перспективу".
Кроме того, можно назвать пример практической реализации этой проблемы. Это ещё раз доказывает в необходимости расширения знаний и увеличение специалистов в данном вопросе.
Степень разработанности темы.
Проблема восприятия людей в межгрупповом взаимодействии начала волновать умы ещё до появления в научной терминологии понятий стереотипа, самосознания, установки, этноса и других по данной тематики. Один из первых, кто начал задаваться вопросом о том, есть ли различия в видении мира у жителей разных государств, был древнегреческий историк Фукидид. [9, 55] Он рассматривал эту проблему через призму воющих городов. Французский писатель М. Монтень, эпохи возрождения, отмечал, что «существуют различия в материальной культуре, языке, в специфических атрибутах поведения, нормах у представителей разных народностей». [9, 55] Вслед за ними, Ш. Монтескьё, И. Кант, Г. Гегель, Д. Юм, В. Вундт размышляли о "духе народа". [4, 6] И в начале XX века в научный оборот Липпман вводит понятие стереотипа как упроченное устойчивое отношение к кому-либо. Таким образом, видно, что проблема стереотипов в межличностном восприятии разрабатывалась в рамках философии, социологи, этнографии, психологии и других дисциплинах. И по мере накопления знаний, их осмысления происходил переход от сугубо описательного к непосредственно объяснительному уровню изучения социальных, этнических и политических стереотипов.
Однако, из-за отсутствия общей картины понятия стереотипа, многие учёные разрабатывали его положения в рамках разных подходов. Изначально в западной традиции сложилась тенденция рассматривать стереотип как заведомо ложное явление. В период с 1920-х по 1960-е гг. изучение стереотипов становится делом американских учёных, Г. Оллпора, У Олбиг и др. [2,7] В это время разветвляются знания в этой области, изучаются представления о своей группе и о группе "чужой". В отечественной науке интерес к изучению этнических стереотипов возник в 60-70 гг. XX века в рамках психологии, социологи и этнографии.
Изучение этнических стереотипов имеет значимую научную базу, но единой концепции до сих пор не существует. Пройдя переход от описательного к объяснительному подходу изучения стереотипов, сейчас возрастает тенденция к более подробному анализу в понимании этой проблемы.
Развитие знаний в области межнационального взаимодействия и восприятия может способствовать выявления новых факторов, влияющих на сознание и поведение людей в ходе их совместной деятельности, в социально-историческом контексте. [30, 127-138]
Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в том, что материал данной работы могут быть использованы для обобщения и уточнения уже имеющихся данных по рассматриваемой проблеме.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты проведенного исследования расширят знания о представлениях российской и китайской молодежи по отношению, как к своей, так и к чужой группе. А также эти знания могут быть использованы в разработке программ по адаптации студентов в межкультурном обмене.
Цель исследования - выявление содержания и направленности социально¬политических стереотипов у российских и китайских студентов.
В соответствии с целью, предметом и гипотезами исследования в ходе его ставились и решались следующие задачи:
1. Ознакомиться с теоретическими подходами к проблеме изучения социально-политических стереотипов;
2. Разработать программу эмпирического исследования социально-политических стереотипов у российских и китайских студентов;
3. Провести исследование;
4. Систематизировать, обработать собранный эмпирический материал;
5. Получить результаты, сделать выводы.
Гипотезы исследования.
1) Содержание и направленность социально-политических представлений у российских и китайских студентов обусловлены особенностями ценностной сферы личности;
2) Автостереотипные представления российских и китайских студентов отличаются более выраженной позитивностью по сравнению с гетеростереотипными;
3) В структуре социально-политических стереотипов у китайских студентов доминирует представление о себе как о «продуцирующем этносе».
4) В структуре социально-политических стереотипов у российских студентов доминирует представление о себе как об этносе, имеющем характеристики всех типов этносов, с преобладанием характеристик «агрессивного этноса».
Предмет и объект исследования.
Объект: российские и китайские студенты. В исследовании принимало участие 120 человек. Из них: 60 респондентов - это российские студенты, и 60 респондентов - китайские студенты.
Предмет: особенности социально-политических стереотипов у российских и китайских студентов.
В исследовании использовалось следующие методы сбора информации:
• Метод оценочной биполяризации, методика полярных профилей
• Ценностный опросник Шварца
• Авторский опросник, направленный на выявление типов этносов по концепции А.М. Зимичева


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Соотнося все полученные результаты, можно сделать вывод, что на сегодняшний день отношения между представителями двух разных стран, России и Китая, складываются открытыми и ясными. Совпадения авто- и гетеростереотипов разных этнических групп говорит о том, что их представители трезво оценивают себя и своего "соседа". На более высоком, международном уровне это может говорить о том, что политика этих двух стран заинтересована в сотрудничестве. При этом важно отметить, что в 71
сотрудничестве честном и открытом, взаимодополняющем. А этому может лишь способствовать открытое заявление требование своей стороны и понимания другой.
Возможно, как раз желание сотрудничать (как и на уровне государств, так и простое общение среди людей) с представителями другого этноса исходит из взаимодополняемости этих двух групп. Китайцем импонирует наша доброжелательность и открытость, а на с вдохновляет их трудолюбивость и ответственность.
Так же хочется отметить, что в исследовании были представлены характеристики и утверждения, которые в разных ситуациях могут рассматриваться по-разному или изменяться в связи с изменением социально¬политической обстановкой в мире. Поэтому очень важно учитывать сегодняшние реалии. Реалии, когда важно понимать, просчитывать, анализировать цели, ценности и мотивы другого, неважно, человека или государства.



1) Адорно Т. Исследование авториторной личности. - М.: Серебряные нити, 2001. - 416с.
2) Баранова Т. С. Психологическое исследование социальной идентичности // Социальная идентификация личности — 2. М., 1994. Кн. 2. С. 202—237.
3) Белинская Е. П., Стефаненко Т. Г. Этнические стереотипы и процесс стереотипизации// этническая социализация подростка. М., 2000. С. 113-123
4) Бочкарева Алла Владимировна Этнические стереотипы: основные методологические подходы к исследованию и особенности использования психосемантических методов. - дисс. Канд. социол. Наук 2014
5) Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983 - 418с.
6) Бызова В. М. Этнопсихология. Представления коми и русских друг о друге, «Психологический журнал», 2000г.
7) Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию: пер. с нем. А. В. Гулыги и В. А. Звегинцева. - М.: «Прогресс», 2000. 400с
8) Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли. Л., 1990
9) Гуриева C. Д. Методологические и теоретические аспекты изучения межэтнических отношений: учебное пособие. - СПб., 2010. 180с.
10) Гуриева С. Д . Этносоциальная установка в межнациональных отношениях: дис. ...канд. психол. Наук. СПб. 1997
11) Дробижева Л. М. Социальные проблемы в межнациональных отношениях в постсоветской России. М., 2003
12) Елизарова Г. В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб.,2004
13) Зимичев А. М. Психология политической борьбы. - СПб.: Санта, 1993. - 160с
14) Карандашев В. Н. К 21 Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. — СПб.: Речь, 2004 - 70 с.
15) Конфисахор А. Г. Психология геополитических процеccов: монография. - СПб.: Первый класс, 2014. 276с.
16) Куницына В. Н., Панферов В. Н. Проблема отношений личности в трудах В. Н. Мясищева // Психологический журнал. 1992 Т. 13 №3 с. 140-147
17) Кудрин А. В. Социальные проблемы гармонизации межэтнических отношений в «сложносоставных» субъектах Российской Федерации: автореферат, канд. социол. Наук. Пермь, 1999
18) Липпман. У! Общественное мнение /Пер. с англ. Т.В. Барчунова; под ред. К.А. Левинсон, К.В. Петренко. М., 2004
19) Майерс Д. Социальная психология 6-е изд., СПб. 2004
20) Мясищев В. Н. О связи проблем психологии отношения и психологии установки // Понятие установки и отношения в медицинской психологии / под ред. И. Т. Бжалава. Тбилиси, 1970
21) Наследов А. Д. Математиче с кие методы п с ихологиче с кого исследования. Анализ и интерпретация данных. Учеб. Пособие. 3-е изд., стереотип. - СПб.: Речь, 2007. - 392с.
22) Ольшанский Д. В. Основы политической психологии. - Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - 496с.
23) Петренко В. М., Митина О. В., Бердников К. А. Психосемантический анализ геополитических представлений России // Психологический журнал, 2000, том 21, №2, с.49-69
24) Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. Учебное пособ. 1984. - 174с.
25) Платонов Ю. П. Этнический фактор: геополитика и психология. СПб.: Речь, 2002, 519с.
26) Платонов Ю. П., Бороноев А. О., Почебут Л. Г. Введение в этническую психологию: учебное пособие, СПб. 1995
27) Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959
28) Сикевич З.В. Молодежная культура: "за" и "против" -СПб.: Питер, 1999.112 с
29) Стадников М. Г. Феномен этноцентризма в формировании межэтнических отношений: дис. ... канд. психол. Наук. СПб. 2005.
30) Старовойтова Г.В. Некоторые методологические вопросы определения предметной области этнопсихологии // социальная психология и общественная практика М., 1985
31) Стефаненко Т.Г. Этнопсихология / Т.Г. Стефаненко. М., 2004. 368
32) Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. - М. 1966
33) Чикер В. А. Методология и методы социально-психологического исследования: Учеб. Пособие. - СПб.: из-во С.-Петер. Ун-та, 2010. - 135с.
34) Шихирев П. Н. Современная современная психология, М., 1999. 448с.
35) Шмелев, Похилько, Козловская-Тельнова Репрезентативность личностных черт в сознание носителя русского языка, Психологический журнал, №2, 1990, 27-44с.
36) Этническая психология. Хрестоматия. - СПб.: Речь, 2003. - 320с.
37) LeVine R.A., СатрЬе11 D. T. ЕШпосепйтзт: Theories of Соп1Бс1, Ethnrc Attitudes and Group Behavior. N.Y. 1972
38) 8^^^117, S. H. Universals in the stnieture and eonteiit of values: Theoretrcal advanees and empirrcal tests in 20 eouiitries. // In M.P.Zanna (Ed.) AdvaiiGes in Experimental SoGal Psychology. — Orlando, FL: Academic. Vol.25, 1992. pp. 165
39) Schwartz, S. H., & Bardi, A. Value hierarchies across cultures: Taking a similarities perspective // Journal of Cross Cultural Psychology, 2001
40) Stewart E. C., Bennett M.J. American cultural patterns: a cross-cultural perspective. Boston, 1991
41) Sumner W. Folkways //New-York: Dover, Inc., 1959
42) Triandis H. C. Culture and social behavior. N. Y. etc., «McGraw-Hill», 1994


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ