Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ

Работа №66619

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы66
Год сдачи2016
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
436
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ
1.1. Понятие связной речи детей дошкольного возраста и ее значение для
развития личности ребенка 6
1.2. Особенности развития связной речи у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи 15
1.3. Игра, как средство развития связной речи у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи 25
ГЛАВА II.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ
2.1. Исследование уровня развития связной речи у старших дошкольников
с общим недоразвитием речи 35
2.2. Система логопедической работы по развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игры 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62

Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют

Одним из главных приобретений ребенка в дошкольном детстве считается овладение родным языком. Такое приобретение, как речь не дается человеку от рождения. Чтобы речь ребенка развивалась своевременно и правильно, взрослые должны приложить много усилий.
Так как от уровня овладения связной речью зависит общее интеллектуальное развитие, умение общаться с людьми, успешность обучения детей в школе, поэтому в современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.
Связная речь это показатель общей речевой культуры человека. Связная речь представляет собой развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно.
Современные исследования в области обследования связной речи свидетельствуют о том, что у большинства детей старшего дошкольного возраста навыки связной речи развиты недостаточно. Их словарный запас беден. В речи детей наблюдается отсутствие образных выражений, язык невыразителен, используемые слова однозначны, мало прилагательных. При составлении рассказа по сюжетной картине дошкольники не определяют взаимоотношения между персонажами, место действия, времени , они не могут определить последовательности событий, выявить причинно-следственные связи, ограничиваются называнием действий, простыми перечислениями изображенных предметов.
Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с нарушениями речи обусловлены недоразвитием фонетико-фонематической, лексической, грамматической стороны речи, недостаточной сформированностью произносительной и смысловой сторон речи. Дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью создает наличие у детей вторичных отклонений в развитии внимания, памяти, восприятия, воображения и т.д.
Проблема развития связной речи у дошкольников широко рассматривалась в трудах известных педагогов таких, как Н.Ф. Ладыгина, Г.М. Лямина,Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, А.Н. Гвоздевым, Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, А.А. Леонтьевым и др. широко изучались закономерности речевого развития дошкольников.
Вопросами развития связной речи старших дошкольников занимались А.М. Бородич, Т.А. Ладыженская, М.С. Лаврик, Ф.А. Сохин, Т.Б. Филичева и др.
В.П. Глухов, М.В. Ильяшенко, О.С. Ушакова, Е.А. Смирнова и другие считают, что необходимое условие речевого развития и подготовки детей к предстоящему школьному обучению является формирование осознанной, логичной, грамматически правильной, последовательной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Связная речь, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение, развивается только благодаря специальному речевому воспитанию ребенка.
Большое влияние на речевое развитие дошкольника оказывают игры.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами игры.
Целью нашего исследования: является разработать систему логопедической работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами игр.
Объект исследования: процесс развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: система логопедической работы по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игр.
В основу работы было положена гипотеза о том, что система логопедической работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста будет эффективной, если:
- подбор игрового материала будет соответствовать возрасту и уровню речевого развития детей;
- будет проведена этапная подготовительная работа (создана мотивации речевой деятельности, активизация словаря, обучение речевым эталонам);
- занятия по развитию связной речи будут организованы в форме игры.
В соответствии с темой, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Выявить особенности развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать логопедическую работу по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием игр.
Для достижения задач исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретико-методологический анализ психологической и методической литературы по проблеме исследования;
- педагогически эксперимент: констатирующий этап;
- методы количественного и качественного анализа экспериментальных данных.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- Концепции о возрастных этапах, закономерностях и условиях речевого развития в онтогенезе и его значении для развития связной речи (А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин);
- Принципы общей и специальной психологии и педагогики о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к его изучению (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн);
- Учение Р.Е.Левиной об особенностях развития связной речи детей с общим недоразвитием речи;
- Положения о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности, теории речевой деятельности, сформулированные в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна;
- Положения Н.С. Жуковой о ведущей роли игры в развитии связной речи детей с нарушениями речи;
База исследования: Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад комбинированного вида № 31 «Аленький цветочек» г. Губкин Губкинского р-на, Белгородской обл.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ специальной литературы по проблеме исследования позволяет отметить то, что структура связной речи включает в себя два уровня: 1) психологический, то есть внутренний план; 2) лингвистический, то есть внешний план. Из изучения онтогенеза связной речи, для ее успешного развития необходимы следующие условия: - сохранность ВПФ (мышления, внимания, памяти, воображения); - достаточное развитие языковой системы (лексической, грамматической, фонетико-фонематической); - благоприятная окружающая среда. Кроме того в дошкольном возрасте формируется и развивается связная речь: дети овладевают разными типами связных высказываний (описание, повествование, немного рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры на него. Развивается синтаксическая структура детских рассказов, повышается число сложносочинённых и сложноподчиненных предложений. Однако у большинства детей эти умения неустойчивы, особенно ярко это проявляется у детей с нарушением речи.
При этом нарушение связной речи входит в структуру общего недоразвития речи. Исходя из проведенных исследований Р.Е Левиной видно, что связная речь появляется на 3 уровень речевого развития. Дети с общим недоразвитием речи имеют значительные трудности при овладении как монологической, так и диалогической связной речи. Кроме того проявляются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов; пользуются в основном простыми малоинформативными предложениями при составлении рассказа на свободную тему; отмечаются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств. Так как формирование связной речи в дошкольном возрасте является одной из главных задач по развитию речи в целом. Изучив особенности развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитии речи можно сделать вывод, что при построении логопедического воздействии необходимо учитывать их особенности как ВПФ, так и языковую сторону. Так же необходимо всестороннее и комплексное развитие связной речи и поиска эффективных средств.
Проанализировав специальную литературу по проблеме исследования, выяснили то, что ряд авторов рекомендуют использовать разнообразные игры (режиссёрские, театрализованные, драматизации ) в процессе овладения связной речью, которые позволяют в более короткие сроки: знакомит с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы, обобщения; активизирует словарь ребенка, совершенствует звуковую культуру его речи, её интонационный строй; произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться; игры позволяют ребенку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа, помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость; приобщает его к духовным ценностям нашего народа; позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, более осознанно относиться к себе и окружающим его людям.
Проведенное исследование в экспериментальной группе позволило отметить то, что данные дети мало используют связную фразовую речь, испытывают трудности в составлении развернутых синтаксических конструкций. Для самостоятельных монологических высказываний характерны употребление преимущественно коротких фраз, ошибки в построении развернутых предложений, затруднения в выборе нужных лексем, нарушения смысловой организации высказываний, отсутствие связи между элементами сообщения. После выполнения всех заданий у ряда детей существенные затруднения возникают при составлении отдельных предложений по наглядной опоре, что может быть связано с неумением устанавливать предикативные отношения, а также с трудностями в лексико-грамматическом оформлении высказывания.
Отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов - микротем, длительные паузы на границах фраз или их частей (не несущие смысловой нагрузки) могут свидетельствовать о трудностях в программировании содержания развернутых монологических высказываний.
Проведенное исследование выявило ряд особенностей, характеризующих состояние связной речи детей с речевым недоразвитием, которые необходимо учитывать при проведении логопедической работы.
Полученные результаты исследования указывают на то, что необходимо с детьми проводить более глубокую, целенаправленную и систематическую работу по развитию связных высказываний, а так же поисках эффективных методов и форм работы с данными детьми.
Вся работа должна строиться на ряде принципов и процесс обучения должен происходит в игровой, занимательной форме. Значение игры как деятельности для дошкольника трудно переоценить, поскольку она удовлетворяет биологические, духовные и социальные потребности развивающейся личности ребенка. Игры с успехом могут применяться не только на занятиях, но и в повседневной жизни ребенка, обещая обеспечить развитие диалогической речи в эмоционально привлекательной для детей форме. К игровым упражнениям в диалоге можно отнести любую игру (дидактическую, подвижную, сюжетно-ролевую, драматизацию), правилами или сюжетом которой предусмотрено речевое взаимодействие, обмен высказываниями, передачу литературных текстов по ролям. Особая роль отводится самостоятельным играм (играм по инициативе ребёнка), ведь именно в них необходимо точное и эмоциональное воплощение взятой на себя роли, на умение ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами и переживаниями.
Самостоятельные игры - являются благодатным полем для закрепления и формирования диалогических умений. Чем богаче, разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Развивая игровое взаимодействие детей в игре (ролевые диалоги), педагог не только целенаправленно обогащает игру детей, но и формирует все стороны диалога. И наоборот, развивая у детей умения пользоваться всеми функциональными видами диалогических реплик и соблюдать существующие правила поведения в диалоге, воспитатель содействует развитию игры. В работе необходимо уделять внимание овладению детьми навыка планирования связных развернутых высказываний различного типа.
Кроме того, для наибольшей эффективности проводимой работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи необходимо создать определенные психолого- педагогические условия.
Проведенное исследование показало, что проблема формирования связной речи является одной из самых актуальных в логопедии.
Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи.



1. Алексеева, М.М. Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.-400 с.
2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 2011.-255с.- - 390000 экз.
3. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб.пособие / В.К. Воробьева. - М.: ACT: Астрель: Транзит книга, 2010. - 158с. / http://www.pedlib.ru/
4. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - Собр.
соч. в 6 т. - М.: «Педагогика», 2003.- Т.2. - 340 с.
5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. -СПб.:СОЮЗ, 1997-224с.
6. Выготский, Л.С. Основы дефектологии. [Текст] / Л.С. Выготский // Учебник для вузов. Специальная литература. // - СПб.: Лань., 2003. - 656с.
7. Глухов, В.П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов, М.Н. Смирнова // Логопедия. - 2005. - С.13-24.
8. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В.П. Глухов. -М.:АРКТИ, 2012-144с.
9. Граборов, А. Г. Основы олигофренопедагогики / сост. В. Г. Петрова, Т. В. Шевырева. М.: Классика Стиль, 2005.
10. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. // Книга для логопеда. - Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2013. - 320 с.
11. Капышева, Н.Н. Составление рассказа по серии картинок с использованием картинно-символического плана. [Текст] / Н.Н. Капышева // Логопедия. - 2004. - № 2. - 45с.
12. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии [Текст]. /А.А. Катаева, Е.А. Стребелева - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 224 с.
13. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т. А Куликова.- М., 2001
14. Ладыженская, Т.А. Связная речь // Методика развития речи на уроках русского языка. - М.: Педагогика, 1980. - 272 с.
15. Ладыженская, Т.А. Характеристика связной речи детей. - М.:
Педагогика, 1980. - 144 с.
16. Левина, Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. М.: Просвещение, 2009.- 159 с.
17. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Текст] / А.А. Леонтьев. - 3-е изд. - М.: Смысл; СПб.: Лань, 2003. - 287 с.
18. Леушина, A.M. Развитие связной речи у дошкольника. [Текст] // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост. М.М.Алексеева, В. И.Яшина. - М.:Издательский центр «Академия», 2009. -560с.
19. Логопедия. Методическое наследие [Текст]: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью /. - 480 с.
20. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений[Текст] / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 680 с.
21. Лурия, А.Р. Язык и сознание/Под ред. Е.Д.Хомской. - М.:
Издательство МГУ, 2008. - 336с.
22. Люблинская, А. А."Детская психология"Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М., «Просвещение», 1971- 475с.
23. Медведева, Т.В. Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию связной речи детей с III уровнем речевого развития [Текст] / Т.В. Медведева // Дефектология. - 2002. - № 3. - С.84-92.
24. Немов, Р.С, Психология: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений: В
3 кн [Текст] /Р.С. Немов: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. -
Кн.2:Психология образования. - 608с.
25. Новоселова, С.Л. Игры, игрушки и игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений (аннотированный перечень). /С.Л Новоселова, Н.А. Реуцкая. / М., 1997.
26. Обухова, Л.В. Возрастная психология [Текст] /Л.В. Обухова. - М.: Изд. «Педагогическое общество России»,2012. - 170 с.
27. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие [Текст] / Под общ.ред. Т.В. Волосовец. / - М.: Институт обще гуманитарных исследований, В. Секачев, 2012. - 256с.
28. Речевые игры и упражнения для дошкольников [Текст]. /Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2011. - 240 с.
29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] /Л.С. Рубинштейн. - СПб.: Изд. «Питер», 1998. - 453 с.
30. Рубинштейн С.Л. Развитие связной речи [Текст].//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост.М.М. Алексеева, В.И.Яшина. - М.:Издательский центр «Академия», 1999.-560с.
31. Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / С.Н. Сазонова // Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 144 с.
32. Семенович, А.В. Закономерности становления сенсомоторного уровня реализации связного высказывания у дошкольников с недоразвитием речи. [Текст] / А.В. Семенович, Л.Б. Халилова, Т.Н. Ланина // Дефектология. - 2004. - № 5. - С.55-60.
33. Сидорчук, Т.А. Технологии развития связной речи дошкольников. [Текст] / Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко // Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, М.: Литера, 2014 - 59с.
34. Смирнова, О.Е. Детская психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / О.Е. Смирнова. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013 - 368с
35. Текучев, А.В. Методика русского языка в средней школе. - М.: Педагогика, 1986. - 462 с.
36. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. [Текст] / Е.И. Тихеева. // ред.Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2009. - 159 с.
37. Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи. [Текст] / Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2015 - 134с.
38. Ткаченко, Т.А. Логические упражнения для развития речи. [Текст] / Т.А. Ткаченко. - М.: Литера, 2007 - 34с.
39. Ткаченко, Т.А. Учим говорить правильно. [Текст] / Т.А. Ткаченко // Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. - М: Гном и Д.: 2011 - 21с.
40. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2011-240 с.
41. Ушакова, О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы). [Текст] / О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с.8-12.
42. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи: Учебно¬методическое пособие для логопедов и воспитателей. [Текст] /Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М.: "Гном-Пресс", 2009. - 80с.
43. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. [Текст] / Т.Б. Филичева. - М., 2009. - 67с.
44. Филичева, Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. "Педагогика и психология (дошк.)" [Текст] / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1999 - 223 с.
45. Филичева, Т.Б. Развитие речи дошкольника [Текст] / Т.Б. Филичева, А.В. Соболева: методич. пособие с иллюстрациями. - Екатеринбург: Изд-во "АРГО", 2007. - 80 с.
46. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст]./Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.-М.: Издательский центр «Академия», 2011. -560с.
47. Шашекина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками. [Текст] / Г.Р. Шашекина // Учеб.пособие. - М.: "Академия", 2013. - 240 с.
48. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: ИПП; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. - 416с.
49. Якубинский, Л. П. Избранные работы: Язык и его формирование.- М.,1986.-с. 17-58.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ