Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Работа №66611

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы83
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
415
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Европейский и отечественный опыт развития сельского туризма 7
1.1. Место туризма в мировой экономике 7
1.2 Зарубежный опыт развития сельского туризма 12
1.3. Современное состояние развития сельского туризма в Российской Федерации 20
Глава 2. Анализ и перспективы развития сельского туризма в Белгородской области 38
2.1. Анализ показателей туристического рынка в
России
2.2. Состояние сельского хозяйства в регионе 43
2.3. Анализ сельского туризма в Белгородской области 51
Глава 3. Создание эффективных условий и механизмов для развития сельского туризма в Российской Федерации 65
3.1. Финансирование сельского туризма 65
3.2. Программа взаимодействия поставщиков услуг сельского туризма и туроператоров 67
3.3. Развитие предпринимательской среды сельского туризма
Заключение 81
Список использованных источников 84


Туризм вошел в XXI в. как самый стабильно развивающийся сектор экономики, став одной из высокодоходных и наиболее динамичных отраслей международной торговли услугами. По ключевым показателям, в том числе по эффективности инвестиционных вложений, туризм сравним с нефтедобывающей промышленностью. На сферу туризма приходится около 11 %
мирового совокупного продукта, 6 — мирового экспорта, 7 — мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место и 5 % всех налоговых поступлений. В отдельных странах мира эти цифры довольно значительны.
В настоящее время одним из перспективных направлений развития индустрии туризма за рубежом является сельский туризм. В мировой практике развития туризма и индустрии гостеприимства большое внимание уделяется становлению сектора сельского туризма. В настоящее время это явление повсеместное. Странами — лидерами по формированию целостных региональных моделей сельского туризма, приносящего сотни миллионов долларов прибыли, выступали Франция, Италия, Швейцария, Скандинавские страны, Ирландия.
В мире ежегодно путешествуют около 700 миллионов туристов, при этом по разным данным от 12% до 30% из них предпочитают сельский туризм. Соответственно, эти цифры характеризуют лишь международный туризм, а количество внутренних сельских туристов в разных странах значительно выше. Сельский туризм соединяет широкий спектр различных видов туризма, основанных на использовании природных, исторических и других ресурсов сельской местности, и развивается быстрыми темпами.
Что касается России, то это относительно новое, но исключительно перспективное направление, потенциальный ежегодный спрос на которое составляет около 600 тысяч человек.
Россия с ее уникальным ресурсным потенциалом имеет большие возможности для развития сельского туризма, особенно в тех российских
регионах, где слабо развита инфраструктура туризма и одновременно имеется огромный неиспользованный рекреационный потенциал.
Основанный на принципах устойчивого туризма, сельский туризм может способствовать решению большого количества проблем: занятость местного населения, создание экологического туристского продукта, рациональное использование природного и культурного наследия региона с учетом интересов местной экономики, оказание поддержки предпринимательства в сельской местности, вовлечение населения (местных сообществ) в развитие туризма, увязку интересов бизнеса и местных жителей на основе взаимовыгодного сотрудничества.
Однако развитие сельского туризма в современных социально-экономических и законодательно-правовых условиях России затруднено из-за ряда причин, к которым относятся: несовершенство федерального и регионального законодательства, разобщенность усилий по развитию внутреннего и въездного туризма, отсутствие интереса к внедрению механизмов экономической кооперации и управления, плохое состояние российских дорог.
Следовательно, перед всеми участниками, специализирующимися в области сельского туризма, встает проблема формирования эффективной системы управления туризмом в сельской местности и дальнейшего продвижения России на рынке сельского и экологического туризма.
Большинство субъектов хозяйствования в этом секторе представлены предприятиями малого бизнеса, занятыми в сферах размещения, питания, транспорта, оказания иных услуг туристам. Малый бизнес, как свидетельствует мировой опыт, занимает ведущее место в рейтинге экономических приоритетов. Умелая реализация потенциала малого бизнеса является гарантией решения многих социально-экономических проблем: от
демонополизации до формирования национальной инновационной системы.
Именно он выступает основным производителем ВВП, обеспечивает реализацию творческого потенциала граждан и создает комфортные условия для жизни. А в современных условиях возникновения внешних и внутренних угроз важнейшей функцией государства становится обеспечение доступа к ресурсам творческой самореализации россиян.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ рыночного сегмента туристической деятельности, а так же предложения эффективных механизмов по ее оптимизации в нашей стране, в области сельского туризма.
Объектом исследования является мировая туристическая индустрия.
Предметом исследования стал отечественный сельский туризм.
При написании выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
— рассмотрена и проанализирована история мирового туризма;
— уточнен понятийный аппарата сельского туризма, а также разработка классификации его видов;
— оценен опыт сельского туризма в разных странах;
— проанализировано состояние сельского туризма в России;
— исследована роль сельского туризма в преодолении проблем социальной напряженности в российских регионах и устойчивого развития сельских территорий,
— выявлены основные направления дальнейшего развития сельского туризма в России;
— разработана методика по выбору наиболее эффективной региональной модели развития сельского туризма в России;
— предложены методические рекомендации по интеграции участников сферы сельского туризма для повышения качества обслуживания, увеличения разнообразия предоставляемых туристских услуг, координации деятельности участников рынка и наиболее эффективного продвижения туристского продукта.
Научной основой написания дипломной работы явились следующие методы решения поставленных задач: обобщения, сравнения, аналогии, анализа и синтеза, абстрактно-логический, системно-диагностический и расчетно-аналитический. Для решения отдельных задач использованы методы системного анализа.
Информационной базой, использованной при выполнении работы, послужили труды отечественных и зарубежных ученых, статьи, статистические данные Всемирной туристической организации (ЮНВТО), законодательные и нормативные акты, актуальные статьи периодической печати.
Дипломный проект состоит из введения, трех частей, заключения, списка использованных источников, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дальнейшее ухудшение экологической обстановки в мире, смена приоритетов в устремлениях туристов (стремление провести отдых на природе и в согласии с ней), наличие в России огромного туристско-рекреационного потенциала для развития сельского туризма требуют решения новых проблем, связанных с необходимостью адекватного реагирования российских участников сельского туризма на существенное изменение как внешней, так и внутренней среды их функционирования.
Соответственно, для реализации имеющихся возможностей РФ в сегменте сельского туризма нужно создать необходимые условия для развития индустрии туризма, а именно:
1. Создание законодательной базы регулирования рынка сельского туризма.
2. Формирование образа России как территории, привлекательной для внутреннего и въездного сельского туризма.
3. Обеспечение целевого финансирования и господдержки малых предпринимателей, заинтересованных в развитии сельского туризма.
4. Поддержка охраны памятников природы, культуры и истории в рамках областных целевых программ.
5. Развитие туристской инфраструктуры в муниципальных образованиях.
6. Стимулирование развития малого бизнеса для оказания сопутствующих туризму сервисных услуг.
7. Разработка учебных программ для подготовки кадров для сельского туризма и сопутствующих отраслей.
8. Поддержка продвижения региональных сельских туристских продуктов на внутреннем и международном туристских рынках.
9. Проведение дифференцированной политики на внутреннем туристском рынке в отношении социальных групп.
10. Стимулирование инвестиций в развитие внутреннего сельского туризма.
Наша страна обладает колоссальными ресурсами для развития сельского туризма. При правильном подходе к организации и продвижению сельского турпродукта, Россия может рассчитывать на значительные социально¬экономические дивиденды. Сельский туризм может стать самоорганизующейся системой, способной решать основные социально-экономические проблемы села. В целом, развитый сегмент сельского туризма положительно отразится на конкурентоспособности сельских территорий и будет способствовать:
— обеспечению занятости сельского населения (в первую очередь для молодежи),
— повышению уровня доходов сельского населения,
— развитию социальной и инженерной инфраструктуры сельской территории,
— диверсификации сельской экономики,
— способствовать возрождению русской деревни,
— сбыту продукции личных подсобных хозяйств,
— остановке миграции сельского населения в города,
— снижению антропогенной нагрузки на окружающую среду (в прибрежных районах, путём переключения туристских потоков с прибрежных на сельские районы).
На основе проведенного в квалификационной работе анализа, сделано ряд важных выводов. Во-первых, что сельский туризм — это вид туризма, при котором основной мотивацией является отдых в сельской местности, приобщение к традиционным культурам, преобладающим на природных сельских территориях. Во-вторых, сельский туризм подразумевает
обязательное размещение в сельской местности, преимущественно в фермерских, личных подсобных хозяйствах или гостиничных комплексах, сохраняющих национальную самобытность регионов, сохраняя самосознание местного населения от «всеобщего окультуривания» и глобализации гостиничного хозяйства. В-третьих, сельский туризм обеспечивает экономические выгоды для принимающих сообществ посредством создания рабочих мест и возможностей получения дохода для местных сообществ. В- четвёртых, сельский туризм обеспечивает поддержку природоохранной деятельности и включает те аспекты туризма, которые обычно называют «устойчивым туризмом»: сведение к минимуму негативного воздействия на людей и природную среду и в то же время обеспечение экономической прибыли. В-пятых, сельский туризм повышает осведомленность туристов и местного населения о необходимости сохранения культурных, этнографических, природных и других ресурсов в регионе.


1. Азгальдов Г.Г. Количественная оценка качества
(Квалиметрия)/Г.Г.Азгальдов, Л.А. Азгальдова - М:, 2009.
2. Александрова А. Ю. Структура туристского рынка./А. Ю. Александрова MI: Пресс-Соло, 2011.
3. Александрова А.Ю. Территориальная организация социально-экономической системы международного туризма. /Автореф. дисс. .докт. геогр. наук. / А.Ю.Александрова, М., 2011.
4. Ахременко A.C. Динамический подход к математическому моделированию политической стабильности /A.C. Ахременко Полис. 2009. № 3. С.105-113.
5. Биржаков М. Б. Исторические предпосылки деревенского туризма //М. Б.Биржаков, О. А.Новикова, Туристические фирмы. 2011. №28.
6. Блохин Ю.И. Разработка методических основ и создание методики оценки социально-экономической целесообразности развития туризма в РФ и ее регионах. Актуальные вопросы теории и практики туризма. Труды Академии туризма./Ю.И.Блохин Вып. 2. СПб, 2009.
7. Брусокене Т.В. Формирование и реализация туристского потенциала региона. /Автореф. дисс. . канд. экон. наук. Т.В.Брусокене, СПб, 2012.
8. Веденин Ю.А Основы географического подхода к изучению и сохранению. Наследие и современность. Информационный сборник. / Ю.А Веденин, М., 2012. Вып. 12. С. 3-21.
9. Веденин Ю.А. Динамика территориальных рекреационных систем. / Ю.А.Веденин, М.: Наука, 2009.
10. Веденин Ю.А. Мифология туристических ресурсов и эволюция представлений о ресурсном потенциале территории / Ю.А.Веденин, Известия РАН. Сер.географическая. 2009. №4
11. Вендина О.И. Стратегии развития, крупнейших городов России: поиск концептуальных решений-/О.И. Вендина, Городской альманах. Вып.2. М., 2013. С. 205-227.
12. Волошенко К.Ю. Специфика и перспективы социального развития сельских территорий. Калининградской области // Регион, сотрудничества. 2012. Вып. 10 (35). С. 15-35.
13. География рекреационных систем. Отв. ред. B.C. Преображенский,
В.М. Кривошеее. -М.: Наука, 2009.
14. Гладкевич Г.И, Хрущев А.Т., Окушко Я.Г. Особенности эколого-географической оценки рекреационного использования старопромышленных районов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. Геогр. 1996. №6.
15. Годфри Харрис, Кеннет М. Кац. Стимулирование международного туризма: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 2011.
16. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. М.: Финансы и статистика, 2011.
17. Даниленко H.H. Концепция развития туризма в регионе: основные положения // Экономика и социология. 2011. N24. С. 37-46.
18. Даниленко H.H. Концепция развития туризма в регионе: основные положения // Экономика и социология. 2011. №4. С. 37-46.
19. Даньшин А.И., Казьмин М.А. Экономико-географическая характеристика Боровского муниципального района // Общегеографическая практика в Подмосковье. Научн. ред. Г. И. Рычагов. М:: Геогр. ф-т МГУ, 2013.
20. Дмитревский Ю.Д. Туристические районы мира. Смоленск: Изд -во СГУ, 2010.
21. Дроздов A.B. Экологический императив и рекреационная география // Известия РАН. Сер.географическая. 2009. № 4.
22. Зайвый С. Производитель туруслуг и его бренд // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2011. № 7.
23. Здоров A.B. Агротуристский?комплекс: прогнозирование
регионального развития: монография. М.: РИБ. «Турист», 2013.
24. Зырянов А.И. Регион: пространственные отношения природы и общества. Пермь, 2013.
25. Зырянов А.И., Зырянова И.С. Маргинальные территории и туризм. - Пермь, 2012.
26. Калуцков В.Н. Ландшафт в культурной географии. М.: Новый
хронограф, 2014.
27. Квартальное В. Блеск и нищета постсоветского туризма //
www.ng.ru
28. Кириллов А.Т., Волкова Л.Д. Проблемы изучения и освоения
туристских районов // Труды Академии туризма. Вып. 1. СПб., 2009.
29. Ковалев С.А. Сельское расселение (географическое исследование). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009.
30. Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2012 г. / Распоряжение Правительства РФ от 11 июля 2011 г. N 954р.
31. Корбут, Л. Малый несельскохозяйственный бизнес на селе // Экономика сельского хозяйства России. 2014. № 2. С. 40-44.
32. Котляров Е.А. География отдыха и туризма. М., 2009.
33. Кружалин. К. В. Экономико-географическая оценка рекреационного потенциала России для развития международного туризма. Автореф. дисс. . канд. геогр. наук. М., 2011.
34. Крупенина Т. Социальные проблемы развития индустрии туризма // Туристический бизнес. 2011. - №5 - С. 38 - 43.
35. Крупенина Т.А. Социальные проблемы развития индустрии туризма // Управление персоналом. 2010. № 5. С.38-43.
36. Лащенко Н.С. Агротуризм сектор современной туриндустрии // www.rustowns.com
37. Лащенко Н.С. К вопросу о разработке концепции развития
сельского туризма агротуризма) в российской провинции:
экономический,социальный и социокультурный аспекты // Время- культурологии.1 М., 2014.
38. Ливцов В.А. Роль индустрии туризма в мировой экономике // Краеведение и туризм: проблемы, поиски, перспективы. Мат-лы регионал. научн.-практ. конф. Орел, 2010.
39. Литвиненко Т.В. Разработка критериев и индикаторов для оценки
потенциала региона озера Бива (Япония) для организации агротуризма и рекреации II Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные
исследования. М.: РИБ, 2009.
40. Мажар Л.Ю. Территориальные туристско-рекреационные системы. -Смоленск: Универсум, 2014.
41. Малашенко Н.Ю. Социально-экономические проблемы развития туризма в развивающихся странах // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. Геогр. 1995. № 4.
42. Мироненко Н. С., Твердохлебов И. Т. Рекреационная география. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009.
43. Мироненко Н.С. Смена парадигм в рекреационной географии // Известия РАН. Сер.географическая 2009. № 2. С. 26-31.
44. Мироненко Н.С., Нефедова В.Б. Исследование рекреационных систем на географическом факультете // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. Геогр. 2009. №5.
45. Нефедова В.Б., СмирноваЕ.Д., Швидченко Л.Г. Методы рекреационной оценкитерритории // Вестник Московского университета. М: изд-во Московского ун-та. 2009. №5.
46. Нефедова Т.Г., Трейвиш А.И. Между городом и деревней // Мир России: 2011. Т. 11. №4. С. 61-82.
47. Николаев В.А. Эстетическая оценка ландшафтов. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. Геогр. 2009 №6. С. 3-10.
48. Рекреационные системы. Под ред. Н.С. Мироненко, М. Бочварова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009.
49. Рудникова Н.П. Проблемы развития туристско-рекреационного потенциала Орловской области // «Неделя науки 2009». - Орел, 2009.
50. Рюмкин А. И., Тябаев Е. С. Оценка расселения на основе демографических моделей и геоинформационного анализа // Геоинформатика. Теория и практика. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1998. Вып.1, С.245-272.
51. Сельский туризма в Рязанской области // http://www.rtourism.ru/214/
52. Сергеева Т.К. Сельский туризм: мировая практика и современный российский4опыт// Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования. М.: AHO «Диалог культур», 2014.
53. Серова Е.В,. Звягинцев Д.В. Альтернативная занятость в сельской местности // Мир России. 2013. №4. С. 3-34.
54. Смит Дж. Туризм как фактор регионального экономического развития в России. Проблемы измерения роли туризма в региональной экономике. -М.: CEPRA, 2011.
55. Справочник экономиста-аграрника. Под ред. Т.М. Васильковой, В.В. Маковецкого, М.М. Максимова. М.: КолосС, 2013.
56. Стратегия развития туризма в Вологодской области (монография) / колл. авторов под рук. д.э.н., проф. В.А. Ильина и Ю.Н. Плеханова. -Вологда: Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН, 2009.
57. Сфера туризма: этапы развития, экономика и управление. Под ред. Г. А. Карповой, Л.П. Куракова. М.: Пресс-сервис, 2009.
58. Татаринов A.A. Методология оценки и анализа экономики рекреационно-туристского региона. Сочи, СППО, 2013.
59. Теоретические основы рекреационной географии. Отв. ред. B.C. Преображенский. М., 2009.
60. Территориальная организация отдыха населения Москвы и Московской области. М.: Наука, 2009.
61. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЭ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (ред. 05.02.2007г.), СПС Г арант.
62. Харвей Д. Научное объяснение в географии. М.: Прогресс, 2009.
63. Харрис Г., Кеннет М.Кац Стимулирование международного туризма -М.: Финансы и статистика, 2011.
64. Чижова В.П. Проблемы охраны природы в зонах массового отдыха (на примере Можайской зоны отдыха). Автореф. дисс. . канд. геогр. наук. М., 2009.
65. Шарыгин М.Д., Назаров H.H. Субботина Т.В. Опорный каркас устойчивого развития региона (теоретический аспект) // Географический вестник. Пермь. 2012. № 1-2. С 15-22.
66. Шеламов Н.П. Комплексная система отдыха и рекреации населения Москвы. Киев, 2009.
67. Ширгазин О.Р. Закономерности формирования территориально- рекреационных систем в зонах влияния городов. М., 2009.
68. Шпилько С.П. Турбизнес в России: мифы и реальность // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2011. № 7.
69. Штогрин А.Б. Основы управления туристическими ресурсами // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2012. №4.
70. Экономика современного туризма / Г.А. Карпова, М.Г. Воронцова, М.В. Нотаров, А.М. Воловода, О.В. Рохмалева / под ред. доктора экономических наук Г.А. Карповой. М.-С.-Пб.: Издательский Торговый Дом «Герда», 2009.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ