ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
|
Введение 3
Глава 1. Европейский и отечественный опыт развития сельского туризма 7
1.1. Место туризма в мировой экономике 7
1.2 Зарубежный опыт развития сельского туризма 12
1.3. Современное состояние развития сельского туризма в Российской Федерации 20
Глава 2. Анализ и перспективы развития сельского туризма в Белгородской области 38
2.1. Анализ показателей туристического рынка в
России
2.2. Состояние сельского хозяйства в регионе 43
2.3. Анализ сельского туризма в Белгородской области 51
Глава 3. Создание эффективных условий и механизмов для развития сельского туризма в Российской Федерации 65
3.1. Финансирование сельского туризма 65
3.2. Программа взаимодействия поставщиков услуг сельского туризма и туроператоров 67
3.3. Развитие предпринимательской среды сельского туризма
Заключение 81
Список использованных источников 84
Глава 1. Европейский и отечественный опыт развития сельского туризма 7
1.1. Место туризма в мировой экономике 7
1.2 Зарубежный опыт развития сельского туризма 12
1.3. Современное состояние развития сельского туризма в Российской Федерации 20
Глава 2. Анализ и перспективы развития сельского туризма в Белгородской области 38
2.1. Анализ показателей туристического рынка в
России
2.2. Состояние сельского хозяйства в регионе 43
2.3. Анализ сельского туризма в Белгородской области 51
Глава 3. Создание эффективных условий и механизмов для развития сельского туризма в Российской Федерации 65
3.1. Финансирование сельского туризма 65
3.2. Программа взаимодействия поставщиков услуг сельского туризма и туроператоров 67
3.3. Развитие предпринимательской среды сельского туризма
Заключение 81
Список использованных источников 84
Туризм вошел в XXI в. как самый стабильно развивающийся сектор экономики, став одной из высокодоходных и наиболее динамичных отраслей международной торговли услугами. По ключевым показателям, в том числе по эффективности инвестиционных вложений, туризм сравним с нефтедобывающей промышленностью. На сферу туризма приходится около 11 %
мирового совокупного продукта, 6 — мирового экспорта, 7 — мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место и 5 % всех налоговых поступлений. В отдельных странах мира эти цифры довольно значительны.
В настоящее время одним из перспективных направлений развития индустрии туризма за рубежом является сельский туризм. В мировой практике развития туризма и индустрии гостеприимства большое внимание уделяется становлению сектора сельского туризма. В настоящее время это явление повсеместное. Странами — лидерами по формированию целостных региональных моделей сельского туризма, приносящего сотни миллионов долларов прибыли, выступали Франция, Италия, Швейцария, Скандинавские страны, Ирландия.
В мире ежегодно путешествуют около 700 миллионов туристов, при этом по разным данным от 12% до 30% из них предпочитают сельский туризм. Соответственно, эти цифры характеризуют лишь международный туризм, а количество внутренних сельских туристов в разных странах значительно выше. Сельский туризм соединяет широкий спектр различных видов туризма, основанных на использовании природных, исторических и других ресурсов сельской местности, и развивается быстрыми темпами.
Что касается России, то это относительно новое, но исключительно перспективное направление, потенциальный ежегодный спрос на которое составляет около 600 тысяч человек.
Россия с ее уникальным ресурсным потенциалом имеет большие возможности для развития сельского туризма, особенно в тех российских
регионах, где слабо развита инфраструктура туризма и одновременно имеется огромный неиспользованный рекреационный потенциал.
Основанный на принципах устойчивого туризма, сельский туризм может способствовать решению большого количества проблем: занятость местного населения, создание экологического туристского продукта, рациональное использование природного и культурного наследия региона с учетом интересов местной экономики, оказание поддержки предпринимательства в сельской местности, вовлечение населения (местных сообществ) в развитие туризма, увязку интересов бизнеса и местных жителей на основе взаимовыгодного сотрудничества.
Однако развитие сельского туризма в современных социально-экономических и законодательно-правовых условиях России затруднено из-за ряда причин, к которым относятся: несовершенство федерального и регионального законодательства, разобщенность усилий по развитию внутреннего и въездного туризма, отсутствие интереса к внедрению механизмов экономической кооперации и управления, плохое состояние российских дорог.
Следовательно, перед всеми участниками, специализирующимися в области сельского туризма, встает проблема формирования эффективной системы управления туризмом в сельской местности и дальнейшего продвижения России на рынке сельского и экологического туризма.
Большинство субъектов хозяйствования в этом секторе представлены предприятиями малого бизнеса, занятыми в сферах размещения, питания, транспорта, оказания иных услуг туристам. Малый бизнес, как свидетельствует мировой опыт, занимает ведущее место в рейтинге экономических приоритетов. Умелая реализация потенциала малого бизнеса является гарантией решения многих социально-экономических проблем: от
демонополизации до формирования национальной инновационной системы.
Именно он выступает основным производителем ВВП, обеспечивает реализацию творческого потенциала граждан и создает комфортные условия для жизни. А в современных условиях возникновения внешних и внутренних угроз важнейшей функцией государства становится обеспечение доступа к ресурсам творческой самореализации россиян.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ рыночного сегмента туристической деятельности, а так же предложения эффективных механизмов по ее оптимизации в нашей стране, в области сельского туризма.
Объектом исследования является мировая туристическая индустрия.
Предметом исследования стал отечественный сельский туризм.
При написании выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
— рассмотрена и проанализирована история мирового туризма;
— уточнен понятийный аппарата сельского туризма, а также разработка классификации его видов;
— оценен опыт сельского туризма в разных странах;
— проанализировано состояние сельского туризма в России;
— исследована роль сельского туризма в преодолении проблем социальной напряженности в российских регионах и устойчивого развития сельских территорий,
— выявлены основные направления дальнейшего развития сельского туризма в России;
— разработана методика по выбору наиболее эффективной региональной модели развития сельского туризма в России;
— предложены методические рекомендации по интеграции участников сферы сельского туризма для повышения качества обслуживания, увеличения разнообразия предоставляемых туристских услуг, координации деятельности участников рынка и наиболее эффективного продвижения туристского продукта.
Научной основой написания дипломной работы явились следующие методы решения поставленных задач: обобщения, сравнения, аналогии, анализа и синтеза, абстрактно-логический, системно-диагностический и расчетно-аналитический. Для решения отдельных задач использованы методы системного анализа.
Информационной базой, использованной при выполнении работы, послужили труды отечественных и зарубежных ученых, статьи, статистические данные Всемирной туристической организации (ЮНВТО), законодательные и нормативные акты, актуальные статьи периодической печати.
Дипломный проект состоит из введения, трех частей, заключения, списка использованных источников, приложений.
мирового совокупного продукта, 6 — мирового экспорта, 7 — мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место и 5 % всех налоговых поступлений. В отдельных странах мира эти цифры довольно значительны.
В настоящее время одним из перспективных направлений развития индустрии туризма за рубежом является сельский туризм. В мировой практике развития туризма и индустрии гостеприимства большое внимание уделяется становлению сектора сельского туризма. В настоящее время это явление повсеместное. Странами — лидерами по формированию целостных региональных моделей сельского туризма, приносящего сотни миллионов долларов прибыли, выступали Франция, Италия, Швейцария, Скандинавские страны, Ирландия.
В мире ежегодно путешествуют около 700 миллионов туристов, при этом по разным данным от 12% до 30% из них предпочитают сельский туризм. Соответственно, эти цифры характеризуют лишь международный туризм, а количество внутренних сельских туристов в разных странах значительно выше. Сельский туризм соединяет широкий спектр различных видов туризма, основанных на использовании природных, исторических и других ресурсов сельской местности, и развивается быстрыми темпами.
Что касается России, то это относительно новое, но исключительно перспективное направление, потенциальный ежегодный спрос на которое составляет около 600 тысяч человек.
Россия с ее уникальным ресурсным потенциалом имеет большие возможности для развития сельского туризма, особенно в тех российских
регионах, где слабо развита инфраструктура туризма и одновременно имеется огромный неиспользованный рекреационный потенциал.
Основанный на принципах устойчивого туризма, сельский туризм может способствовать решению большого количества проблем: занятость местного населения, создание экологического туристского продукта, рациональное использование природного и культурного наследия региона с учетом интересов местной экономики, оказание поддержки предпринимательства в сельской местности, вовлечение населения (местных сообществ) в развитие туризма, увязку интересов бизнеса и местных жителей на основе взаимовыгодного сотрудничества.
Однако развитие сельского туризма в современных социально-экономических и законодательно-правовых условиях России затруднено из-за ряда причин, к которым относятся: несовершенство федерального и регионального законодательства, разобщенность усилий по развитию внутреннего и въездного туризма, отсутствие интереса к внедрению механизмов экономической кооперации и управления, плохое состояние российских дорог.
Следовательно, перед всеми участниками, специализирующимися в области сельского туризма, встает проблема формирования эффективной системы управления туризмом в сельской местности и дальнейшего продвижения России на рынке сельского и экологического туризма.
Большинство субъектов хозяйствования в этом секторе представлены предприятиями малого бизнеса, занятыми в сферах размещения, питания, транспорта, оказания иных услуг туристам. Малый бизнес, как свидетельствует мировой опыт, занимает ведущее место в рейтинге экономических приоритетов. Умелая реализация потенциала малого бизнеса является гарантией решения многих социально-экономических проблем: от
демонополизации до формирования национальной инновационной системы.
Именно он выступает основным производителем ВВП, обеспечивает реализацию творческого потенциала граждан и создает комфортные условия для жизни. А в современных условиях возникновения внешних и внутренних угроз важнейшей функцией государства становится обеспечение доступа к ресурсам творческой самореализации россиян.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ рыночного сегмента туристической деятельности, а так же предложения эффективных механизмов по ее оптимизации в нашей стране, в области сельского туризма.
Объектом исследования является мировая туристическая индустрия.
Предметом исследования стал отечественный сельский туризм.
При написании выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
— рассмотрена и проанализирована история мирового туризма;
— уточнен понятийный аппарата сельского туризма, а также разработка классификации его видов;
— оценен опыт сельского туризма в разных странах;
— проанализировано состояние сельского туризма в России;
— исследована роль сельского туризма в преодолении проблем социальной напряженности в российских регионах и устойчивого развития сельских территорий,
— выявлены основные направления дальнейшего развития сельского туризма в России;
— разработана методика по выбору наиболее эффективной региональной модели развития сельского туризма в России;
— предложены методические рекомендации по интеграции участников сферы сельского туризма для повышения качества обслуживания, увеличения разнообразия предоставляемых туристских услуг, координации деятельности участников рынка и наиболее эффективного продвижения туристского продукта.
Научной основой написания дипломной работы явились следующие методы решения поставленных задач: обобщения, сравнения, аналогии, анализа и синтеза, абстрактно-логический, системно-диагностический и расчетно-аналитический. Для решения отдельных задач использованы методы системного анализа.
Информационной базой, использованной при выполнении работы, послужили труды отечественных и зарубежных ученых, статьи, статистические данные Всемирной туристической организации (ЮНВТО), законодательные и нормативные акты, актуальные статьи периодической печати.
Дипломный проект состоит из введения, трех частей, заключения, списка использованных источников, приложений.
Дальнейшее ухудшение экологической обстановки в мире, смена приоритетов в устремлениях туристов (стремление провести отдых на природе и в согласии с ней), наличие в России огромного туристско-рекреационного потенциала для развития сельского туризма требуют решения новых проблем, связанных с необходимостью адекватного реагирования российских участников сельского туризма на существенное изменение как внешней, так и внутренней среды их функционирования.
Соответственно, для реализации имеющихся возможностей РФ в сегменте сельского туризма нужно создать необходимые условия для развития индустрии туризма, а именно:
1. Создание законодательной базы регулирования рынка сельского туризма.
2. Формирование образа России как территории, привлекательной для внутреннего и въездного сельского туризма.
3. Обеспечение целевого финансирования и господдержки малых предпринимателей, заинтересованных в развитии сельского туризма.
4. Поддержка охраны памятников природы, культуры и истории в рамках областных целевых программ.
5. Развитие туристской инфраструктуры в муниципальных образованиях.
6. Стимулирование развития малого бизнеса для оказания сопутствующих туризму сервисных услуг.
7. Разработка учебных программ для подготовки кадров для сельского туризма и сопутствующих отраслей.
8. Поддержка продвижения региональных сельских туристских продуктов на внутреннем и международном туристских рынках.
9. Проведение дифференцированной политики на внутреннем туристском рынке в отношении социальных групп.
10. Стимулирование инвестиций в развитие внутреннего сельского туризма.
Наша страна обладает колоссальными ресурсами для развития сельского туризма. При правильном подходе к организации и продвижению сельского турпродукта, Россия может рассчитывать на значительные социально¬экономические дивиденды. Сельский туризм может стать самоорганизующейся системой, способной решать основные социально-экономические проблемы села. В целом, развитый сегмент сельского туризма положительно отразится на конкурентоспособности сельских территорий и будет способствовать:
— обеспечению занятости сельского населения (в первую очередь для молодежи),
— повышению уровня доходов сельского населения,
— развитию социальной и инженерной инфраструктуры сельской территории,
— диверсификации сельской экономики,
— способствовать возрождению русской деревни,
— сбыту продукции личных подсобных хозяйств,
— остановке миграции сельского населения в города,
— снижению антропогенной нагрузки на окружающую среду (в прибрежных районах, путём переключения туристских потоков с прибрежных на сельские районы).
На основе проведенного в квалификационной работе анализа, сделано ряд важных выводов. Во-первых, что сельский туризм — это вид туризма, при котором основной мотивацией является отдых в сельской местности, приобщение к традиционным культурам, преобладающим на природных сельских территориях. Во-вторых, сельский туризм подразумевает
обязательное размещение в сельской местности, преимущественно в фермерских, личных подсобных хозяйствах или гостиничных комплексах, сохраняющих национальную самобытность регионов, сохраняя самосознание местного населения от «всеобщего окультуривания» и глобализации гостиничного хозяйства. В-третьих, сельский туризм обеспечивает экономические выгоды для принимающих сообществ посредством создания рабочих мест и возможностей получения дохода для местных сообществ. В- четвёртых, сельский туризм обеспечивает поддержку природоохранной деятельности и включает те аспекты туризма, которые обычно называют «устойчивым туризмом»: сведение к минимуму негативного воздействия на людей и природную среду и в то же время обеспечение экономической прибыли. В-пятых, сельский туризм повышает осведомленность туристов и местного населения о необходимости сохранения культурных, этнографических, природных и других ресурсов в регионе.
Соответственно, для реализации имеющихся возможностей РФ в сегменте сельского туризма нужно создать необходимые условия для развития индустрии туризма, а именно:
1. Создание законодательной базы регулирования рынка сельского туризма.
2. Формирование образа России как территории, привлекательной для внутреннего и въездного сельского туризма.
3. Обеспечение целевого финансирования и господдержки малых предпринимателей, заинтересованных в развитии сельского туризма.
4. Поддержка охраны памятников природы, культуры и истории в рамках областных целевых программ.
5. Развитие туристской инфраструктуры в муниципальных образованиях.
6. Стимулирование развития малого бизнеса для оказания сопутствующих туризму сервисных услуг.
7. Разработка учебных программ для подготовки кадров для сельского туризма и сопутствующих отраслей.
8. Поддержка продвижения региональных сельских туристских продуктов на внутреннем и международном туристских рынках.
9. Проведение дифференцированной политики на внутреннем туристском рынке в отношении социальных групп.
10. Стимулирование инвестиций в развитие внутреннего сельского туризма.
Наша страна обладает колоссальными ресурсами для развития сельского туризма. При правильном подходе к организации и продвижению сельского турпродукта, Россия может рассчитывать на значительные социально¬экономические дивиденды. Сельский туризм может стать самоорганизующейся системой, способной решать основные социально-экономические проблемы села. В целом, развитый сегмент сельского туризма положительно отразится на конкурентоспособности сельских территорий и будет способствовать:
— обеспечению занятости сельского населения (в первую очередь для молодежи),
— повышению уровня доходов сельского населения,
— развитию социальной и инженерной инфраструктуры сельской территории,
— диверсификации сельской экономики,
— способствовать возрождению русской деревни,
— сбыту продукции личных подсобных хозяйств,
— остановке миграции сельского населения в города,
— снижению антропогенной нагрузки на окружающую среду (в прибрежных районах, путём переключения туристских потоков с прибрежных на сельские районы).
На основе проведенного в квалификационной работе анализа, сделано ряд важных выводов. Во-первых, что сельский туризм — это вид туризма, при котором основной мотивацией является отдых в сельской местности, приобщение к традиционным культурам, преобладающим на природных сельских территориях. Во-вторых, сельский туризм подразумевает
обязательное размещение в сельской местности, преимущественно в фермерских, личных подсобных хозяйствах или гостиничных комплексах, сохраняющих национальную самобытность регионов, сохраняя самосознание местного населения от «всеобщего окультуривания» и глобализации гостиничного хозяйства. В-третьих, сельский туризм обеспечивает экономические выгоды для принимающих сообществ посредством создания рабочих мест и возможностей получения дохода для местных сообществ. В- четвёртых, сельский туризм обеспечивает поддержку природоохранной деятельности и включает те аспекты туризма, которые обычно называют «устойчивым туризмом»: сведение к минимуму негативного воздействия на людей и природную среду и в то же время обеспечение экономической прибыли. В-пятых, сельский туризм повышает осведомленность туристов и местного населения о необходимости сохранения культурных, этнографических, природных и других ресурсов в регионе.
Подобные работы
- Перспективы развития сельского туризма в Архангельской области
Бакалаврская работа, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ НАЗАРОВСКОГО РАЙОНА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)
Бакалаврская работа, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2020 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА НА
ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРЕЦИИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2017 - ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА ГРАЙВОРОНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016 - Сельский туризм и перспективы его развития
в Зеленодольском районе
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2016 - ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020 - ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ «ЗЕЛЕНОГО» ТУРИЗМА В ГРУЗИИ
Бакалаврская работа, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЯХ В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Бакалаврская работа, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021



