Введение 3
1. Информационный повод в вооруженном конфликте 9
1.2. Особенности освещения вооруженного конфликта в СМИ 24
1.3. Феномен «Исламского государства » 30
2.1. Фрейм локальности и региональности проблемы ИГ в СМИ 37
2.2. Фрейм глобальности проблемы ИГ в российских СМИ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
Сегодня в обстановке непрекращающихся вооруженных конфликтов средства массовой информации зачастую становятся единственным доступным источником сведений об этих событиях. С одной стороны это демонстрирует состоятельность и эффективность СМИ как социального института, но с другой, является показателем определенной власти над информацией, находящейся в руках у изданий и вещательных компаний. Будучи не только техническим, но и идейным посредником между фактом и знанием о нем, СМИ неизбежно преобразуют реальность в структурированное представление о ней - повестку дня. При этом журналисты не только делают выборку фактов, но и определяют главную идею текста - фрейм, отображающий коммуникационную суть сообщения. Отбирая события и расставляя акценты в соответствии с критериями информационного повода и собственных понятий общественно значимого, журналисты, выполняющие роль привратников, представляют аудитории свою профессиональную картину вооруженного конфликта. При этом работники СМИ также могут выступать в роли посредника уже установленных третьими лицами (например, политиками) фреймов.
В этом исследовании мы решили обратиться к одному из самых крупных и активно освещаемых в массмедиа современных вооруженных противостояний - борьбе Сирии, Ирака и ряда других стран, в том числе и России, с террористической организацией «Исламское государство» (признана террористической и запрещена в РФ). Нас интересует, какие факторы повлияли на характер и динамику освещения данного вопроса, в частности, отно сится ли к таковым новость об убийстве журналистов боевиками ИГ. Результат исследования позволит внести вклад в изучение феномена конструирования реальности СМИ, так как последние могут не только создавать представление аудитории о вооруженном конфликте, влиять на ее оценки, но и намеренно использоваться для подобного рода манипуляций. Соответственно, актуальность исследования заключается в следующем: в современных условиях коммуникации, когда СМИ один из ключевых источников информации о событиях в «горячих точках», выявление механизмов формирования журналистами повестки дня и установки фреймов описываемых событий необходимо для критической оценки предлагаемой реальности.
Под «горячими точками» мы понимаем вооруженный конфликт, то есть «средство разрешения территориальных, национальных, межэтнических, религиозных и иных противоречий с помощью вооруженной борьбы, которая может иметь как международный, так и внутренний характер» . Противоборство может происходить вежду государствами, социальными общностями или правительством страны и некой оппозиционной группой . В данном случае это вооруженное противостояние между силами правительств Ирака, Сирии, в том числе и сирийской оппозиции, и ряда других стран террористиче ской организации «Исламское государство». «Гибель журналиста» в контексте данной работы - это намеренное убийство представителя прессы, совершенное в целях привлечения внимания общественности посредством распро странения соответствующих новостей в СМИ.
Чтобы определить российскую панораму вопроса, мы решили обратиться к ведущим отечественным федеральным изданиям: «Ведомостям», «Коммерсанту», «Независимой газете» и «Новой газете». Мы использовали статьи, опубликованные с января 2014 г. по январь 2015 г., так как именно в этот период ИГ окончательно сформировалось, захватив значительные территории Ирака и Сирии, нарастив финансы и вооружение, а также объяло о создании «халифата», дав понять об амбициях мирового масштаба. Еще в это время боевики публично казнили трех иностранных журналистов: американцев Джеймса Фоули и Стивена Сотлоффа, а также гражданина Японии Кендзи Гото Дзего. Соответственно, именно в данный временной отрезок меняется отношение мира, в том числе и СМИ, к проблеме терроризма на Ближнем Востоке, лицом которого стало ИГ.
На сегодняшний день феномен ИГ активно изучается, однако в связи с протекающим характером события данные о нем неполны и нуждаются в постоянной доработке. А анализ освещения деятельности данной террористической организации в СМИ в контексте убийств журналистов приводится одним из первых. Следовательно, новизна исследования выпускной квалификационной работы в самой области интересов, то есть «Исламском государстве» и временном периоде - когда российские журналисты начинают активно анализировать деятельность ИГ.
Цель данной ВКР - выявить, как факт публичного убийства журналистов боевиками «Исламского государства» повлиял на освещение российскими изданиями деятельности этой организации. Для этого необходимо выполнить ряд задач:
■ Изучить технологии формирования повестки дня в соответствии с критериями информационного повода, а также механизмы фрейминга;
■ Исследовать историю образования ИГ, а также текущее положение организации;
■ Выявить особенности освещения деятельности ИГ выбранными изданиями;
■ Определить какую роль в этом сыграла гибель представителей прессы.
Объект исследования - освещение военного конфликта в СМИ, а предмет - гибель журналиста как фактор, влияющий на данный процесс.
При написании данной выпускной квалификационной работы применялись следующие методы исследования: контент-анализ.
Теоретическая база основана на работах ведущих исследователей в области теории повестки дня: У. Липпмана, М. Маккомбза, Д. Шоу, Б. Коэна, Е.Г. Дьяковой и А.Д. Трахтенберг, установивших эффективность воздействия СМИ на представления аудитории о действительности и ее реакцию посредством формирования повестки дня первого и атрибутивного уровней. Мы использовали результаты научных изысканий И. Гофмана Р Энтмана, Д. Шойфеле, У. Гамсона и А.Модильяни в области фрейминга, которые выявили возможность СМИ устанавливать центральную идею текста. Также при написании данного труда мы опирались на разработки Дж. Галтунг, М. Руж, Д. Доменика, М. Монтгомери и Б. Эдингтона, занимавшихся разработкой теории новостных ценностей.
В качестве эмпирической основы для данного исследования мы взяли материалы, размещенные на сайтах следующих СМИ: «Коммерсанта» (сайт, газета «Ъ», тематические приложения, журнал «Власть», еженедельник «Ъ», журнал «Деньги», «Огонек»), «Ведомостей», «Новой газеты» и «Независимой газеты». Во-первых, перечисленные издания выходят на федеральном уровне, а значит, известны, доступны и обладают физической возможностью влиять на мнение и решения аудитории в масштабе всей
В данной магистерской диссертации мы выяснили, как убийство журналистов боевиками «Исламское государство» повлияло на освещение деятельности террористической организации в российских изданиях. Во- первых, изучив теории инфоповода, повестки дня и фрейминга, мы определили, что конструирование медиа-реальности заложено в природе СМИ и осуществляется на каждом рабочем этапе. В основе этого процесса лежит информационный повод, то есть некий факт реальности, потенциально интересный и важный для журналистской аудитории. Такое событие, явление или личность должны соответствовать критериям новостных ценностей, идейным и техническим условиям конкретного СМИ, и только тогда оно будет преобразовано в медиафакт. Полученные таким образом новости формируют повестку дня - то есть панораму «значимых» для аудитории событий. Далее авторы формируют атрибутивную повестку, расставляя акценты внутри каждого сообщения, и создают фреймы - коммуникативные идея сообщения, образы действительности. С одной стороны, это упрощает реальность, делая ее более понятной для потребителя, но с другой, демонстрирует значительный манипуляционный потенциал СМИ, которые могут воздействовать не только на преставления аудитории о действительности, но и на их оценки, решения и поведение.
Во-вторых, мы выделили особенности современного вооруженного конфликта и международного терроризма, которые сегодня разворачиваются в двух плоскостях - физическом, на поле боевых действий, и в медийном, на страницах СМИ и в интернете. Участники противостояний, осознавая важность сампорезентации на обоих «фронтах», продумывают свое военное и политическое поведение с учетом его дальнейшей ретрансляции и интерпретации в СМИ, создавая необходимые инфоповоды. Таким образом они о суще ствляют «спин-докторинг» - манипулирование информацией посредством медиа.
В-третьих, мы выделили характерные черты террористической организации «Исламское государство»: контроль значительных территории, финансовая состоятельность, интернациональность, налаженная система пропаганды и вербовки с использованием новых информационных технологий и СМИ.
В-четвертых, нами был проведен мониторинг статей об ИГ, опубликованных ведущими федеральными СМИ («Коммерсантом», «Ведомостями», «Новой газетой» и «Независимой газетой») в период с января 2014 г. по январь 2015 г. Мы заметили, что характер и динамика освещения данного вопроса значительно менялась - в связи с объявлением ИГ о создании «халифата» (29 июня) и новостью об убийстве американского журналиста Джеймса Фоули (19 августа). С 1 января по 28 июня 2014 г. конфликт рассматривается как локальная проблема Сирии и Ирака, которые не способны подавить зародившуюся и выросшую на своих территориях радикальную силу. При этом, «Независимая», в отличие от «Коммерсанта» и «Ведомостей» оказывается способной заглянуть дальше своих коллег, уже в первом полугодии говоря о регионализации проблемы ИГ и угрозе всему миру, однако подобная позиция «Независимой» в тот период все равно носит характер прогноза. С 29 июня по 18 августа 2014 г. деятельность ИГ преподноситься под фреймом региональной проблемы, физически затрагивающей соседние страны: Саудовскую Аравию, Иран, Ливию, Турцию и другие. «Коммерсант», «Ведомости» и «Новая газета» в это время ограничиваются именно геополитической проблематикой, а «Независимая газета» активно изучает суть проблемы ИГ (причины, возможные последствия, состав, идеологию и стратегии ИГ), также первой поднимая вопрос о мировом характере проблемы. И, наконец, с 19 августа 2014 г. по 31 января 2015 г. вопрос ИГ в газетах однозначно облекается во фрейм глобальной проблемы, называющий ИГ «лидером мирового джихада», сменившим «Аль-Каиду». Издания перечисляют стр аны, наиболее подверженные атакам террористов, как извне, так и изнутри, особенно уделяя внимание российским реалиям. Журналисты пытаются исследовать суть противоречий в Сирии и Ираке, их причины и возможный исход. Также авторы особо выделяют медийную составляющую стратегии ИГ, являющуюся причиной такой активной реакции мира на проблему ближневосточного терроризма. Они говорят о понимании идеологами ИГ силы СМИ и намеренном использовании показательных убийств западных граждан, особенно журналистов для привлечения к себе мирового внимания, запугивания и поиска единомышленников.
Итак, мы видим, что журналист в этой ситуации стал инструментом в руках террористов ИГ, которые, понимая принцип работы СМК и СМИ, использовали его в качестве показательной жертвы. Видеозапись с жестокой казнью создавалась как яркий информационный повод, который не сможет быть проигнорирован пользователями интернета и журналистами. Став, таким образом, заложниками своей собственной природы, СМИ, не имея возможности проигнорировать событие, сообщили о нем миру, косвенно послужив интересам ньюсмейкера. И это имело за собой реакцию - внимание к ИГ со стороны коллег-журналистов, экспертов-исламистов, политиков, правозащитных организаций и правительств целых стран; формулировка ими проблемы Ближнего Востока; а также физической реакции - подписанием резолюций и соглашений, налаживанием дипломатических связей с властями региона, оказание денежной, гуманитарной, военной помощи странам-участникам конфликта, созданием объединений и коалиций по борьбе с террористической организацией и, наконец, участие в боевых действиях. Так, гибель журналиста стала мощным информационным поводом в вооруженном конфликте с ИГ, превратившим региональную проблему в мировую угрозу.
. Харрис Р Психология массовых коммуникаций. СПб., 2003.
2. Яковлев И.П. Современные теория массовой коммуникации: учеб. пособие. СПб., 2011.
3. Cohen B.C. The Press and Foreign Policy. Princeton. 1963.
4. Dominick J. The Dynamics of Mass Communication. N. Y., 1993.
5. Goffman E. Frame analysis: An essay on the organization of experience. Cambridge: Harvard University Press, 1974.
6. Jamieson K., Campbell K. The Interplay of Influence: Mass Media and Their Publics in News, Advertising, Politics. Belmont, CA, 1988.
7. Lazersfeld P., Berelson B. & Gaudet H. The People’s Choice. How the Voter Make up his Mind in a Presidential Campaign. N.Y., 1948.
8. Lippmann W. Public Opinion. N.Y.,1922.
9. McCombs M.E. Media agenda-setting in the presidential election. N.Y., 1981.
10. Montgomery M., Edington B. The Media. L., 1996.
11. Toffler A. The Third Wave.N-Y.,1980. URL: https://archive.org/details/ TheThirdWave-Toffler
Статьи
12. Авдеев Ю.И. Типология терроризма // Современный терроризм: состояние и перспективы. М., 2000. URL: http://hses-online.ru/ 2008/02/23 00 02/14.pdf
13. Алиева Д.С. Отражение в СМИ современных тенденций мировых войн (на примере военного конфликта в Сирии) // Science Time. № 3 (15). 2015
14. Ануфриенко С.В. Тема терроризма как центральный информационный повод для средств массовой информации // Фундаментальные и прикладные исследования. Политические науки. Пятигорск. 2014.
15. Боевики ИГИЛ заявили о создании халифата в Сирии и Ираке // BBC. Русская служба новостей. 2014. 20 июня. URL: http://www.bbc.com/ russian/international/2014/06/140630 isis iraq islamic state
16. Бутылов. Н.В. К вопросу новостной ценности // Язык и коммуникация в современном поликультурном социуме. М. 2014.
17. Гончарова С.В. Формирование повестки дня: от теоретической модели к сумме технологий // Коммуникация и конструирование социальных реальностей: Сб. науч. статей. Ч. 2. СПб. 2006.
18. Дьякова Е.Г., Трахтенберг А.Д. Проблема конструирования реальности в процессах массовой коммуникации: гипотеза "Agenda-setting" // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. Вып. 1. Екатеринбург, 1999.
19. Журавлев Д.А. Международный терроризм и СМИ: эволюция коммуникационного взаимодействия. 2009. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/mezhdunarodnyy-terrorizm-i-smi-evolyutsiya- kommunikatsionnogo-vzaimodeystviya
20. «Исламское государство»: феномен, эволюция, перспективы // Аналитические доклады ИМИ. 2016. Январь выпуск 1 (45). URL: http://www.imi.mgimo.ru/ru/home/17-aktualnye-publikatsii/657- analiticheskie-doklady-2016-yanvar-vypusk-1-45-islamskoe-gosudarstvo- fenomen-evolyutsiya-perspektivy.htm
21. Кадыров: 484 чеченца находились на Ближнем Востоке в рядах ИГ// ТАСС. 2015. 21 ноября. URL: http://tass.ru/politika/2460544
22. Казаков. А.А. Взаимодействие информационной и политиче ской "повесток дня": к по становке проблемы // Известия Саратовского университета. Т. 11. Сер. Социология. Политология, вып. 3. 2011
23. Казаков А.А. Теория установления повестки дня vs. фрейминг: к
вопросу о соотношении подходов / Политические теории // Полития. №1 (76). 2015.
24. Казаков А.А. Фрейминг медиа-текстов как инструмент воздействия на аудиторию : обзор распространенных трактовок // Известия Саратовского университета. Т. 14, вып. 4. 2014.
25. Ковалёв Г. Символизация политической власти: концептуальное поле исследования // Аналитический портал «Политэ». 2005. URL: http:// polite.com.ua/library/3693-.html
26. Куликов А. Современный международный терроризм - ответные меры // Глобальный терроризм и международная преступность : Материалы 4-го Всемирного антикриминального и антитеррористического форума. Герцлия. 2008.
27. Мир и война: 10 главных вооруженных конфликтов 2014 года // BBC. Русская служба. URL:http://www.bbc.com/russian/international/ 2014/12/141229 yearender 2014 world at war
28. Патрушев оценил численность "Исламского государствва" в 30-50 тысяч человек // Интерфакс. 2014. 26 сентября. URL: http:// www.interfax.ru/world/398854
29. Подконтрольные ИГ территории в картах: влияние уменьшается // BBC. Русская служба. 2016. 23 сентября. URL: http://www.bbc.com/russian/in- depth-37450805
30. Пономарев Н.Ф. Фрейминг медиаповестки дня и типология медиафреймов // Вестник пермского университета. Российская и зарубежная филология. Вып. 2(9). 2010.
31. Путину "верится с трудом", что Анкара не знает о поставках нефти от террористов из Сирии // ТАСС. 2015. 26 ноября. URL: http://tass.ru/ politika/2477288
32. Роскомнадзор заблокировал более 23 тысяч страниц за пропаганду
ИГИЛ // Life. Новости. 2017. 24 марта. URL:https://life.ru/t/ %D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/9892 7 7/
roskomnadzor zablokiroval bolieie 23 tysiach stranits za propaghandu i ghil
33. Россошанский А. В. ««Новостные ценности» Российских СМИ» // Известия Саратовского университета. Сер. Социология. Политология. 2013. Т. 13, вып. 4. С. 89-92.
34. СМИ: ЦРУ недооценило число боевиков "Исламского государства" // РИА Новости. 2014. 16 ноября. URL: https://ria.ru/world/ 20141116/1033587696.html#14161582473623&message=resize&relto=regi ster&action=addClass&value=registration#ixzz3JFkYOoWc
35. Станислав Минин. Медиа-воины идут в бой. Исход современных конфликтов решают СМИ // Независимая Газета. 2009. 26 февраля. URL. http://www.ng.ru/columnist/2008-09-29/100 kavkaz.html
36. Тесленко Е. С., Пеструилова Н. Н. Феномен «ИГИЛ» // Виктимология 1(3). 2015.
37. Террористическая организация "Исламское государство". Досье // ТАСС. 2016. 10 мая. URL: http://tass.ru/info/1264570
38. Террористические миллионы // Газета.ру. 2014. 29 октября. URL: https:// www.gazeta.ru/politics/2014/10/29 a 6281277.shtml
39. Туровский Д. Глядящие в лицо смерти // Медуза. 2015. 10 июня. URL: https://meduza.io/feature/2015/06/10/glyadyaschie-v-litso-smerti
40. Хакеры из Anonymous объявили войну ИГИЛ // Известия. 2015. 16 ноября. URL: http://izvestia.ru/news/596090
41. ЦРУ: численность ИГИЛ - 31.5 тыс. // Israland. 2014. 12 сентября. URL: http://www.isra.com/news/176905
42. Юдит О. Вооруженные конфликты и СМИ. 2009. URL: http:// hadmernok.hu/2009_2_oszti.pdf (Дата образения: 21.05.2017).
43. Brosius H.B., Kepplinger H.M. Linear and nonlinear models of agenda-setting in television // Journal of Broadcasting and Electronic Media, 1992, № 36 (1).
44. Entman R.M. Framing U.S. coverage of international news: Contrasts in narratives of the KAL and Iran air incidents // Journal of Communication, 1991, № 41 (4).
45. Entman R.M. Framing: Toward Clarification of a Fractured Paradigm // Journal of Communication. Vol. 43. № 4. 1993.
46. Entman R. M., Matthes J., Pellicano L. Nature, Sources, and Effects of News Framing // Wahl-Jorgensen K., Hanitzsch T. (eds.). The Handbook of Journalism Studies. N.Y., 2009.
47. Gamson W.A., Modigliani A. The changing culture of affirmative action // Research in political sociology 3 / R.G.Braungart, M.M.Braungart (eds.). Greenwich, 1987.
48. Ghanem S.I. Filling in the tapestry: The second level of agenda setting // Communication and democracy: Exploring the intellectual frontiers in agenda-setting theory / M.McCombs, D.L.Shaw, D.Weaver (eds.). Mahwah, 1997.
49. How ISIS makes (and takes) money // CNN. 2015. 20 февраля. URL: http:// edition.cnn.com/2015/02/19/world/how-isis-makes-money/
50.Islamic State in Iraq and the Levant (ISIL). // Encyclopaedia Britannica, 2015. April 12. URL: https://global.britannica.com/topic/Islamic-State-in- Iraq-and-the-Levant
51. Kiousis S. Explicating Media Salience: A Factor Analysis of New York Times Issue Coverage During the 2000 US Presidential Election // Journal of Communication. 2004. Vol. 54. № 1.
52. Lewin K. Forces behind food habits and methods of change // Bulletin of the National Research Council. 1943. URL: http://www.nap.edu/read/9566/ chapter/8
53. MacLean M., Westley B. A Conceptual Model for Communications Research // Audiovisual communication review. 1955. URL: http:// www.aejmc.org/home/wp-content/uploads/2012/09/Journalism- Quarterly-1957-Westley-31-8.pdf
54. McCombs M.E., Shaw D.L. The Agenda-Setting Function of Mass Media // The Public Opinion Quarterly.1972. Vol. 36. № 2.
55. Nisbet M. C., Brossard D., Kroepsch A. Framing Science : The Stem Cell Controversy in an Age of Press/ Politics // Press/Politics. Vol. 8, № 2. 2003.
56.Scheufele D.A. Agenda-Setting, Priming, and Framing Revisited: Another Look at Cognitive Effects of Political Communication // Mass Communication and Society. Vol. 3. № 2-3. 2000.
57.Scheufele D.A. Framing as a Theory of Media Effects // Journal of Communication. Vol. 49. № 1. 1999.
58.Scheufele D. A., Iyengar S. The State of Framing Research : A Call for New Directions // Kenski K., Jamieson K. H. (eds.). The Oxford Handbook of Political Communication Theories. N.Y., 2013.
59. Van Gorp B. The Constructionist Approach to Framing : Bringing Culture Back In // Journal of Communication.. Vol. 57, № 1. 2007.
60. White D.M. The "gate keeper": A case study in the selection of news // Journalism Quarterly. 1950. URL: http://www.aejmc.org/home/wp-content/ uploads/2012/09/Journalism-Quarterly-1950-White-383-90.pdf