Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АРТ-ТЕРАПИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Работа №66571

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социальная работа

Объем работы117
Год сдачи2018
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
977
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АРТ- ТЕРАПИИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ 10
Арт-терапия в исследованиях отечественных и
зарубежных авторов 10
Арт-терапия как средство социокультурной
реабилитации психически больных 23
2. ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 37
Проблемы использования арт-терапии в социокультурной реабилитации лиц с нарушением психического состояния 37
Модель социокультурной реабилитации психически больных средствами арт-терапии в условиях Томаровского психоневрологического интерната 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 101
ПРИЛОЖЕНИЯ 111


Актуальность исследования. Современное состояние психического здоровья населения России в целом отражает общемировые тенденции. Вместе с тем, оно характеризуется некоторыми особенностями, которые обусловлены последствиями социально-экономического кризиса в стране, социальной незащищенностью населения, безработицей, межнациональными и этническими конфликтами, вынужденной внутренней и внешней миграцией. Ввиду этого клиника психически больных также имеет свою специфику, которая проявляется в серьезных нарушениях их социальных связей и межличностных отношений, заметном снижении интересов и побуждений, активности коммуникативной способности. Именно поэтому процесс реабилитации психических больных должен быть направлен на восстановление и сохранение их индивидуальной и общественной ценности, на возвращение к общественно полезной жизни и вовлечение в лечебно- восстановительный процесс.
Одним из эффективных методов, применяемых в процессе социокультурной реабилитации психически больных, является атр- терапия. Она основывается на использовании различных видов визуального искусства, оказывающих лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: (изотерапия, рисование, лепка, декоративно- прикладное творчество); библиотерапии (лечебное воздействие чтением), иммаготерапии (лечебное воздействие через образ, театрализацию), музыкотерапии (лечебное воздействие через восприятие музыки), вокалотерапии (лечение пением) и др.
В основе арт-терапии лежит творческий процесс, направленный на осознание себя, развитие новых навыков и умений, позволяющих людям с психическим заболеванием более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширение диапазона их социального и профессионального выбора.
Таким образом, в социокультурной реабилитации психически больных арт-терапия рассматривается нами как совокупность методов и приёмов, основанных на использовании искусства в своеобразной символической форме и определении его корректирующего воздействия на психо- эмоциональные, поведенческие, когнитивные и другие направления личностного развития людей с психическими заболеваниями.
Степень научной разработанности проблемы. За последние годы в нашей стране и за рубежом было проведено значительное количество исследований, показывающих перспективность и терапевтическую эффективность арт-терапии в работе с психически больными. В зарубежной психологии изучением данного направления занимались Р. Ассоджиоли, А. Атмаджан, С. Баркер, М. Бетенски, Б. Ганим, П. Гоулд, Ф. Гиддингс, Э. Дюркгейм, Дж. Келлог, Д. Остер, Т. Парсонс, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, К. Юнг и другие. Первыми исследователями в западной арт-терапии из художественной среды стали А. Хилл, Э. Адамсон (Великобритания), Э. Крамер, М. Хантун, Д. Джонс, Р. Олт (США) и др.
В отечественной психологии арт-терапию в различных аспектах изучали Г.М. Андреева, Л.Н. Вождаева, Л.С. Выготский, Т.А. Добровольская, Е.В. Зинченко, Т.А. Зорин, Л.В. Катина, И.С. Коган, И.С. Кон, А.И. Копытин, Т.Ю. Колошина, Т.Л. Коршунова, Л.Д. Лебедева, Е.А. Медведева, А.В. Мудрик, А.Л. Панов, О.В. Платонова, Г.В. Старшенбаум, Е.В. Холостова, П.И. Шевчук и другие.
Проблемы использования музыкотерапии в коррекции и лечении психически больных исследовали Л.С. Брусиловский, И.М. Гринева, В.И. Петрушин и др.; вокалотерапии – С.В. Шушарджан; изотерапии – М.Е. Бурно, А.И. Захаров, Р.Б. Хайкин и др.; библиотерапии – А.М. Миллер, В.В. Мурашевский, Ю.Б. Некрасова, Е.Ю. Pay и др.; имаготерапии – И.Е. Вольперт, Н.С. Говоров и др..
Специальные исследования В.М. Бехтерева, И.М. Догеля, С.С. Корсакова, И. М. Сеченова, И.Р. Тарханова, Г.П. Шипулина показали положительное влияние музыки на сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную систему организма человека.
Искусству как фактору психического развития детей, обоснованию использования изобразительных приемов в работе с детьми в качестве психотерапевтического и психокоррекционного инструмента посвящены работы М.Е. Бурно («Терапия творческим самовыражением» (1989);
«Клиническая психотерапия» (2000); «Алкоголизм. Терапия творческим самовыражением» (2002); «Больной человек и его кот. Психотерапевтическая проза о целебном творческом общении с природой» (2003); «О характерах людей» (2005).
По мнению большинства авторов, применение арт-терапевтических методов в психиатрической практике является актуальным в силу того факта, что они позволяют затрагивать проблемы больных, которые не могут быть решены с помощью других методов психотерапии.
К сожалению, в нашей стране выполнены лишь единичные исследования, посвященные изучению лечебно-реабилитационных возможностей метода арт-терапии в социокультурной реабилитации психически больных. Слабо изученными остаются механизмы лечебного и реабилитационного воздействия разных организационных форм и моделей арт-терапии при различных психических, в том числе, пограничных расстройствах. Требуют дальнейшей разработки вопросы зависимости эффектов арт-терапевтических вмешательств от их сроков, условий применения и этапов лечебно-реабилитационного процесса психически больных.
Изучение педагогической, социологической, психологической, философской литературы, анализ различных исследований по данной проблеме позволили выделить ряд противоречий:
- между объективной потребностью социокультурной реабилитации психически больных и недостаточной теоретической, методической и технологической разработанностью этой проблемы;
- между признанием значимости арт-терапии как средства социокультурной реабилитации психически больных и низким уровнем внедрения арт-терапии в практику работы социальных учреждений.
Данные противоречия и недостаточная разработанность исследуемой проблемы определили выбор темы выпускной квалификационной работы
«Арт-терапия в социокультурной реабилитации психически больных в условиях интернатного учреждения» и проблему исследования: каковы перспективы использования арт-терапии в социокультурной реабилитации психически больных в условиях интернатного учреждения.
Цель данной работы заключается в разработке, теоретическом обосновании Модели социокультурной реабилитации психически больных средствами арт-терапии в условиях интернатного учреждения.
Объект исследования – социокультурная реабилитация психически больных.
Предмет исследования – процесс социокультурной реабилитации психически больных средствами арт-терапии.
Гипотеза исследования: социокультурная реабилитация психически больных будет осуществляться более эффективно, если:
 раскрыта сущность арт-терапии как средства социокультурной реабилитации психически больных;
 выявлены проблемы использования арт-терапии в социокультурной реабилитации лиц с нарушением психического состояния здоровья;
 разработана Модель социокультурной реабилитации психически больных средствами арт-терапии в условиях интернатного учреждения.
В соответствии с указанными выше проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи выпускной квалификационной работы:
1. Рассмотреть теоретические основы исследования арт-терапии в работах отечественных и зарубежных авторов.
2. Раскрыть сущность, структуру и содержание арт-терапии как средства социокультурной реабилитации психически больных.
3. Выявить проблемы использования арт-терапии в социокультурной реабилитации лиц с нарушением психического состояния.
4. Разработать Модель социокультурной реабилитации психически больных средствами арт-терапии в условиях интернатного учреждения.
Теоретико-методологическая основа исследования базируется на психолого-педагогической теории возникновения реабилитации (М.А. Галагузова, В.А. Качесов, Л.П. Храпылина); работах в области социокультурной реабилитации (Т. Парсонс, И. Гофман, А.И. Капская, Е.И. Холостова, В.М. Чижиков); использовании арт-терапии как метода социокультурной реабилитации психически больных (А. Хилл, Дж. Моренко, Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, М.Е. Бурно, А.И. Копытин и др.)
В ходе исследования была использована следующая совокупность методов: теоретические: анализ социально-педагогической, психологической литературы; эмпирические: тестирование, наблюдение, беседа; математическая статистика: t-критерий Стьюдента.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Раскрыты сущность, структура и содержание арт-терапии как средства социокультурной реабилитации психически больных.
2. Выявлены проблемы использования арт-терапии в социокультурной реабилитации лиц с нарушением психического состояния.
3. Разработана Модель социокультурной реабилитации психически больных средствами арт-терапии в условиях интернатного учреждения.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятий «реабилитация», «социокультурная реабилитация», обосновании эффективности методов арт-терапии в социокультурной реабилитации психически больных в условиях интернатного учреждения.
Практическая значимость работы заключается в разработке Модели социокультурной реабилитации психически больных средствами арт-терапии в условиях интернатного учреждения, научно обоснованных рекомендациях по внедрению методов арт-терапии в практику работы реабилитационных и психиатрических учреждений.
Положение, выносимое на защиту:
Социокультурная реабилитация психически больных представляет собой не только обязательный аспект и системообразующий компонент восстановительного процесса, но и главный его смысл, определяя полноту реинтеграции психически больных в общество, глубину и качество их подлинной личностной ресоциализации. Наиболее эффективным методом для этих целей является арт-терапия – лечение психических расстройств и психологических проблем больных средствами художественного творчества. Арт-терапия является междисциплинарной областью знания, существующей на стыке психологии, медицины и разных видов искусств.
Арт-терапевтические методы эффективны как для терапии и коррекции, так и для профилактики, социализации, помощи в самопознании и гармоничном развитии личности. Являясь средством свободного самовыражения, арт-терапия предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру пациента и членов группы друг к другу. Использование в процессе социокультурной реабилитации факторов художественной экспрессии, психотерапевтических и групповых отношений и вербальной обратной связи активизирует процессы терапевтических изменений и даёт большие возможности для построения дифференцированных лечебно-реабилитационных программ, в зависимости от видов психических расстройств и условий применения метода, реализуемых в условиях интернатного учреждения.
Апробация результатов исследования: основные положения выпускной квалификационной работы обсуждались на научно-практических конференциях разного уровня: Международной научно-практической конференции «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики», проводимой 27 – 28 ноября 2017 года в ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»; II Международной научно-практической конференции «Музыкальное искусство и образование в современном социокультурном пространстве – 2017» (17-18 октября 2017 г.).
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена логикой исследования и поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфа, заключения, списка литературы, включающего 100 использованных источников и 3 приложения


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведённого исследования, которое посвящено разработке проблемы арт-терапии в социокультурной реабилитации психически больных в условиях интернатного учреждения нами предпринята попытка рассмотреть арт-терапию как совокупность методов и приёмов, основанных на использовании искусства и творчества в целях определения его корректирующего воздействия на психоэмоциональные, поведенческие, когнитивные и другие направления личностного развития людей с психическими заболеваниями.
Осуществив анализ теоретических основ исследования арт-терапии в социокультурной реабилитации психически больных, мы делаем вывод о том, что данное направление является в настоящее время одним из приоритетных по охране и коррекции их здоровья, что обусловлено:
1. Серьёзными наработками отечественных и зарубежных врачей- психиатров (В.М. Бехтерев, П.П. Малиновский, А.Л. Гройсман, И.М. Сеченов, И.М. Догель, Амброуз Тардье, Поль-Макс Саймон, Чезаре Ломброзо), учёных исследователей из художественной среды (М.Е. Бурно, А.И. Копытин, Р.Б. Хайкин, О.А. Ионов, А. Хилл, Э. Адомсон, Э. Крамер, Д. Джонс, Р. Олт, М. Ханжун) по проблемам использования средств искусства для лечения, коррекции и профилактики психических заболеваний.
2. Научно обоснованными выводами о том, что арт-терапия представляет собой комплекс коррекционных методов лечения, имеющих свою специфику, форму, содержание, технологию применения в зависимости от используемого жанра искусства. В основе арт-терапевтических методов лежит общение с пациентом, базирующееся на экзистенционально- гуманистическом, личностно-ориентированном подходах (К. Роджерс).
3. Признанием арт-терапевтического метода эффективным диагностическим инструментом для выявления конкретных типов психических заболеваний, а также их коррекции и лечения посредством занятий музыкой, изобразительным искусством, литературой, драматическим искусством вокалом, прикладным творчеством и т.д. Ценность арт-терапии заключается также в возможности её применения при всех видах психических расстройств в разных возрастных группах больных.
Обосновывая перспективы использования арт-терапии в социокультурной реабилитации психически больных, мы провели социологическое исследование на тему: «Проблемы использования арт- терапии в социокультурной реабилитации психически больных в условиях интернатного учреждения».
Исследование проводилось на базе Томаровского психоневрологического интерната с целью изучить востребованность пациентов в социокультурной реабилитации средствами арт-терапии. В исследовании приняли участие 90 человек в возрасте от 25 до 65 лет: инвалиды 1-3 групп.
На основе разработанной в ходе исследования анкеты, состоящей из 13 вопросов, нами определена степень актуальности применения технологий арт-терапии в социокультурной реабилитации пациентов Томаровского психоневрологического интерната. Проанализировав данные ответов, есть основание констатировать, что наиболее востребованными видами арт- терапии среди больных оказались изотерапия и библиотерапия, на третьем месте – музыкотерапия.
Наиболее действенным и эффективным видом арт-терапии, по мнению пациентов, является изотерапия, которая способствует улучшению эмоционального настроения, физического самочувствия, повышению личной самооценки, жизненной активности, творческого воображения, общения, реализации интересов и потребностей пациентов.
Респонденты высказали также пожелания и предложения, направленные на увеличение числа занятий, разнообразие их видов, использованием широкого круга культурно-развлекательных и досуговых мероприятий в рамках занятий.
В целях расширения спектра деятельности арт-терапевтических направлений, нами разработана Модель социокультурной реабилитации психически больных, направленная на расширение их способностей и культурно-досуговых потребностей средствами искусства и художественного творчества в условиях интернатного учреждения. Представленная Модель содержит механизмы взаимодействия социокультурных институтов, участвующих в социокультурной реабилитации пациентов интернатных учреждений, а также содержание этой работы с подробным описанием арт- тепевтических методов, используемых методик и подходов.
В ходе проведённого исследования нам удалось подтвердить гипотезу исследования и обосновать перспективы использования арт-терапии в социокультурной реабилитации психически больных в условиях интернатного учреждения.
Респонденты отметили необходимость пополнения фонда библиотеки, услугами которой пользуются 100% опрошенных; улучшения материально- технической базы изостудии, которую посещают 76 % пациентов; музыкальной студии – 89 % пациентов. Среди наиболее понравившихся занятий респонденты назвали организацию и проведение фестиваля «Верю в себя» (86 %); участие в праздничных концертах (76 %).
На основании полученных результатов нами были сформулированы рекомендации, направленные на устранение отмеченных недостатков, в частности, на оборудование специализированных помещений для проведения арт-терапевтических занятий, обеспечение их соответствующими материалами.
Процесс организации занятий проанализирован нами на примере работы изотерапевтического направления (режим работы, система занятий, используемые методы). Результативность данных подходов обеспечила и разработку индивидуальных программ социокультурной реабилитации психически больных Томаровского психоневрологического интерната, выполненных в ходе исследования.



1. Александровский, Ю.А. Пограничные психические расстройства: учеб. пособие / Ю.А. Александровский. – М.: Медицина, 2000.
2. Александров, А.А. Аналитико-катартическая терапия эмоциональных нарушений: учебное пособие / А.А. Александров. – СПб.: СпецЛит, 2014. – 232 c.
3. Алексеева, М.Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя: учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка / М.Ю. Алексеева. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 87 с.
4. Ананьев, Б.Г. Задачи психологии искусства. Художественное творчество / Б.Г. Ананьев // Сборник. – Л., 1982. – С. 236-242.
5. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М., 1999. – С. 375.
6. Андреева, Г.М. Общение и оптимизация совместной деятельности: учеб. пособие вузов / Г.М. Андреева; под ред. Я. Яноушеком. – М.: Изд-во МГУ, 2010. – 251 с.
7. Ассаджоли, Р. Психосинтез: принципы и техники / Р. Ассаджоли. – М.: Психотерапия, 2008. – 384 с.
8. Афанасьева, О.Б. Арт-терапия через изобразительное искусство / О.Б. Афанасьева // Образование школьников. – 2007. – № 3. – С. 41-44.
9. Белов, В.П. Реабилитация больных как целостная система / В.П. Белов, А.А. Шмаков // Вестник АМН СССР. – 1977. – № 4. – С. 5-6.
10. Белов, Ю.А. Теоретические и организационные вопросы социально- трудовой реабилитации инвалидов и престарелых в стационарных учреждениях социального обеспечения / Ю. А. Белов, В. А. Галкин. – М., 2012. – С. 9-10.
11. Беляева, Т.В. Некоторые аспекты отношений медицинская сестра - больной в психиатрическом отделении (опыт социально-пcихологического

исследования) / Т.В. Беляева // Журнал невропатологии и психиатрии. – 1976.
– в. 9. – С. 15-64.
12. Блохина, В.П. Из опыта работы клуба выздоравливающих как формы внебольничной реабилитации / В.П. Блохина, Л.Ф. Кириченко, Р.М. Гудз // В книге: Вопросы терапии и реабилитации психически больных. – Львов, 1975.
– С. 146-147.
13. Богданович, В. Новейшая арт-терапия. О чем молчат искусствоведы / В. Богданович. – Пенза: Золотое сечение, 2008. – 224 c.
14. Брусиловский, Л.С. Музыка в системе восстановления психических больных. (Опыт организации и проведения музыкотерапии): автореф. дисс. ...
канд. мед. наук. / Л.С. Брусиловский. – Л.: Ленингр. ин-т им. В. М. Бехтерева, 1973. – 20 с.
15. Брусиловский, Л.С. Музыкотерапия / Л.С. Брусиловский // Руководство по психотерапии. – М., 2009. – 354 с.
16. Бурно, М.Е. Терапия творческим самовыражением / М.Е. Бурно. – М.: Медицина, 1989.
17. Бетенски, М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии / М. Бетенски, пер. с англ. М. Злотник. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 250 с.
18. Вайткявичене, А. О новых возможностях арт-терапии / А. Вайткявичене, Р. Кучинскене // Вестник практической психологии образования. – 2009. – №3. – C. 67-73.
19. Вайсс, Дж. Как работает психотерапия: Процесс и техника. / Дж. Вайсс.
– М.: Независимая фирма «Класс», 1998.
20. Вальдес, Одриосола М.С. Интуиция, творчество и арттерапия / М.С. Вальдес Одриосола. – М.: ИОИ, 2012. – 96 c.
21. Вид, В.Д. Методы групповой психотерапии психически больных / В.Д. Вид, В.М. Воловик, Т.В. Гончарская, С.В. Днепровская // Методические рекомендации. – Л.: ЛНИПНИ им. В.М. Бехтерева, 1982. – 36 с.
22. Воловик, В.М. К вопросу о ранней реабилитации больных шизофренией / В.М. Воловик // Журнал невропатологии. – 1972. – в. 3.

23. Воловик, В.М. Место дневных стационаров в системе реабилитации психически больных, их профиль и организационная структура / В.М. Воловик, М.М. Кабанов // В книге: Реабилитация больных с нервнопсихическими заболеваниями. – Томск, 1971. – С. 19-22.
24. Воловик, В.М. К оценке эффективности дневных стационаров (в связи с задачей внебольничного лечения психически больных) / В.М. Воловик, А.П. Коцюбинский // Журнал невропатологии и психиатрии. – 1973, в. 9, с. 1392 - 1397.
25. Вольперт, И.Е. Психотерапия / И.Е. Вольперт. – Л.: Медицина, 1972. – 232 с,
26. Выгодский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выгодский. – М.: Искусство, 1986.
27. Гиляровский, В.А. О психотерапии на коллективах невротиков как особом методе, проводимом в Донской нервнопсихиатрической лечебнице / В.А. Гиляровский // Московский медицинский журнал. – 1926. – № 7.
28. Гиляровский, В.А. Избранные труды / В.А. Гиляровский. – М., 1973.
29. Гладышев, А.С. Восстановительное лечение хронически больных в условиях сельской психиатрической больницы: дис… канд. / А.С. Гладышев.– Л., 1976.
30. Горбунов, А.А. Социальные аспекты оказания психотерапевтической помощи населению: дис… к.м.н. / А.А. Горбунов. – Волгоград, 2012. – С. 148.
31. Горелик, Б.М. Исследование отношений «врач - больной» в связи с задачами реабилитации психически больных / Б.М. Горелик // В книге: Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактикиси медицинской психологии. – Л., 1976. – С. 36-37.
32. Гренлюнд, Э. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика / Э. Гренлюнд, Н.Ю. Оганесян. – Спб.: Речь, 2011. – 288 с.

33. Гурович, И.Я. Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация в психиатрии / А.Б. Шмуклер, Я.А. Сторожакова. – М.: Медпрактика-М, 2004. – 491 с.
34. Декер-Фойгт, Г. – Г. Введение в музыкотерапию / Г. – Г. Декер-Фойгт.
– СПб.: Питер, 2013. – 208 с.
35. Дженнингс, С. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии / С. Дженнингс, А. Минде, пер. с англ. И. Динерштейн. – М.: Эксмо, 2003. – 384 с.
36. Дмитриева, Т.Б. Концепция реабилитации в пограничной психиатрии. Психосоциальная реабилитация и качество жизни / Т.Б. Дмитриева, В.А. Тихоненко. – СПб, 2001. – С. 174 - 180.
37. Дьюхерст-Мэддок, О. Целительный звук / О. Дьюхерст-Мэддок, пер. с англ. В.Козлова. – М.: Крон-ПРЕСС, 1998. – 160 с.
38. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по креативной терапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. – Спб.: Издательство «Речь», 2001. – 400 с.
39. Зинченко, Е.В. Введение в теорию и практику арт-терапии / Е.В. Зинченко // Метод. указания. Ростов на Дону. – 2006 г. – 8 с.
40. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Сказкотерапия как воспитательная система: Мир органичный внутренней природе человека / Т.Д. Зинкевич- Евстигнеева // Детский сад со всех сторон. – 2001. – № 6. – С. 2-3.
41. Кабачек, О.Л. Библиотерапия как часть психотерапии и как аспект библиотечной педагогики / О.Л. Кабачек // Психолог в детской библиотеке: Проблемы. Методика. Опыт. Сб.метод. материалов. – М., 1994. – С. 22-24.
42. Каган, М.С. Социальные функции искусства / М.С. Каган. – Л.:
«Знание» РСФСР. Ленингр. орг., 1978. – 34 с.
43. Каган, М.С. Философия культуры: Становление и развитие: учеб. пособие / М.С. Каган [и др.]; под ред. М.С. Кагана – Санкт-Петербург. гос. ун-т. – Изд-во Санкт-Петербург. Петербург. Ун-та, 1995. – 309 с.

44. Каган, М.С. Культура – философия – искусство (Диалог) / М.С. Каган, Т.В. Холостова. – М.: Знание, 1988. – 64 с.
45. Карвасарский, Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия / Б.Д. Карвасарский. – СПб.: Питер, 2000.
46. Карпенкова, И.В. Реабилитационный процесс - направленное воздействие на гармонизацию личности / И.В. Карпенкова // Психология зрелости и старения. – 2001. – № 2. – С. 62-71.
47. Келиш, Э. В поисках смысла визуальных образов / Э. Келиш. Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. – т. 5. – № 1. – с. 33 - 34, 2002.
48. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогв, врачей и специалистов, работающих с детьми./ М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с.
49. Киселева, М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2007. – 336 с.
50. Козлов, В.В. Интеrpативная танцевально-двиrательная терапия / В.В. Козлов, А.Е. Гиршон, Н.И. Веремеенко // Издание 2..е, расширенное и дополненное. – СПб.: Речь, 2006. – 286 с.
51. Колошина, Т.Ю. Арт-терапия. Методические рекомендации / Т.Ю. Колошина. – М.: Институт психотерапии и клинической психологии, 2002. – С. 84.
52. Копытин, А.И. Арт-терапия психических расстройств / А.И. Копытин.
– СПб.: Речь, 2011.
53. Копытин, А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами / А.И. Копытин // Медицинская психология в России. – 2012. – № 2.
54. Копытин, А.И. Арт-терапия как составная часть системы психиатрического обслуживания / А.И. Копытин // Психическое здоровье. – 2009. – №3. – С. 72-78.

55. Копытин, А.И. Работа с психиатрическими пациентами на базе дневного стационара психоневрологического диспансера / А.И. Копытин // Практикум по арт-терапии. – СПб., 2000.
56. Копытин, А.И. Хрестоматия по арт-терапии / А.И. Копытин. – СПБ.: Питер, 2001.
57. Копытин, А.И. Системная арт-терапия / А.И. Копытин. – Спб.: Питер, 2001. – 224 с.
58. Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии / А.И. Копытин. – СПб.: Питер, 2015.
59. Копытин, А.И. Арт-терапия в образовании / А.И. Копытин // Школьный психолог. – 2011. – № 1. – С. 6-10.
60. Копытин, А.И. Практикум по арт-терапии / А.И. Копытин. – СПб.: Питер, 2000. – 285 с.
61. Копытин, А.И. Арт-терапия в эпоху постмодерна / А.И. Копытин. СПб.: Речь: Семантика-С, 2002. – 224 с.
62. Копытин, А.И. Современная клиническая арт-терапия: учебное пособие
/ А.И. Копытин. – М.: Когнито-Центр, 2015. – 528 с.
63. Королева, А. Использование творческих методов арт-терапии в коррекционно-развивающей работе психолога с детьми начального школьного возраста с умственной отсталостью / А. Королева // Специальное образование. – 2009. – № 3. – С. 34-43.
64. Коцюбинский, А.П. Функциональный диагноз в психиатрии / А.П. Коцюбинский, Н.С. Шейнина, Г.В. Бурковский. – СПб.: СпецЛит, 2013. – 231 с.
65. Краузе, К.А. Техники адаптивной физической культуры в структуре танцевально-терапевтической сессии / К.А. Краузе // Материалы I Российской научно-практической конференции с международным участием 20-21 сентября 2012 г., Санкт-Петербург. – СПб.: 2012, с. 36-37.
66. Кузнецов, В.И. Социально-медицинская адаптация пациентов с психическими расстройствами в специализированных стационарных

учреждениях (по материалам социологического исследования): автореф. дис… к.м.н. / В.И.Кузнецов. – Волгоград., 2007. – 30с.
67. Лебедева, Л.Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании / Л.Д. Лебедева. – СПб., 2001. – С. 174.
68. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л.Д. Лебедева. – СПб.: Речь: 2003. – С. 256.
69. Леннер-Аксельсон, Б. Психосоциальная помощь населению / Б.Леннер- Аксельсон, М. Тюлефорс; пер. с швецк. – М.: Институт социальной работы, 1995. – 232 с.
70. Ливехуд, Б. Кризисы жизни – шансы жизни / Б. Ливехуд. – Калуга: Принт, 1994. – 120 с.
71. Лэйнг, Р.Д. Расколотое «Я» / Р.Д. Лэйнг. – СПб.: Белый Кролик, 1995.
72. Ляшенко, В.В. Арт-терапия как практика самопознания: присутственная арт-терапия / В.В. Ляшенко. – М.: Психотерапия, 2014. – 160 c.
73. Медведева, Е.А. Арт-Педагогика и арт-терапия в специальном образовании: учеб. пособие / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М.: Издательский Центр «Академия», 2001. – 248 с.
74. Минигалиева, М.Р. Современные проблемы социальной медицины и клинической психологии / М.Р. Минигалиева. – М.: РГСУ, 2006. – 252 с.
75. Мудрик, А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений – 2-е изд., испр. и доп. / А.В. Мудрик. – М.:
«Академия», 2006. – С. 304.
76. Назарова, Л.Д. Фольклорная арт-терапия / Л.Д. Назарова. – СПб.: Речь, 2002. – С. 26.
77. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогической поддержки детей группы риска: учеб. пособие / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – М.: Академия, 2002. – 256 с.

78. Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы: учебное пособие. – 10-е изд., испр. и доп / П.Д. Павленок. – М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2013. – 428 с.
79. Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: учеб. пособие П30 для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Петрушин. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 176 с.
80. Платонова, О.В. Арт-терапия в среде художественного музея: программы, проекты, методики. Из опыта работы Русского музея / М-во культуры РФ, ФГУК «Государственный Русский музей», РЦМПиДТ, РАО, Сев.-Зап. отделение. – СПб.: ГРМ, 2010. – 224 с.
81. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. – М.: Прогресс; Универс, 1994. – 480 с.
82. Роджерс, Н. Путь к целостности : человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств / Н. Рождерс // Вопр. психологии. – 1995. –
№ 1. – С. 132-139.
83. Рудестам, К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / К. Рудестам, пер. с англ. // общ. ред. и вступ. ст. Л.А. Петровской. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
84. Сакович, Н.А. Практика сказкотерапии / Н.А. Сакович. – СПб.: Речь, 2014. – 224 с.
85. Салливан, Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии / Г.С. Салливан. – СПб.: Ювента, 1999.
86. Саймон, Р. Один к одному: Беседы с создателями семейной терапии / Р. Саймон. – М.: Независимая фирма «Класс», 1996. – 158 с.
87. Серебрийская, Л.Я. Социально - психологические факторы стигматизации психически больных / Л.Я. Серебрийская, В.С. Ястребов, С.Н. Ениколопов // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. – 2002. –№9. – С. 59-68.
88. Снежневский, А.В. Шизофрения мультидисциплинарное исследование
/ А.В. Снежневский, Р.А. Наджаров. – М.: Медицина, 1972. – 403 с.
89. Сокулер, З.А. Знание и власть: наука в обществе модерна – З.А. Сокулер. – СПб.
90. Сусанина, И.В. Введение в арт-терапию: учебное пособие / И.В. Сусанина. – М.: Когито-Центр, 2007 г. – 96 с.
91. Тетерина, И.С. Российский и зарубежный опыт активизации духовной жизни пожилых людей средствами социально-культурной деятельности / И. С. Тетерина // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 5. – С. 188-192.
92. Тисдейл, К. Арт-терапия в работе с осужденными: практикум по арт- терапии / Под ред. А.И. Копытина. – СПб.: Питер, 2001.
93. Трофимова, О.И. Организация спортивного и социального туризма для пожилых людей в деятельности комплексных центров социального обслуживания населения / О.И. Трофимова // Работник социальной службы. – 2015. – № 12. – С. 23-26.
94. Тугарова, Л.С. Проблема организации культурно-досуговой деятельности граждан пожилого возраста в современном обществе / Л.С. Тугарова // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2014. – № 25. – С. 68-72.
95. Тырина, И.Л. Терапия воспоминаниями в практике работы социальной службы с гражданами пожилого возраста и инвалидами / И. Л. Тырина // Работник социальной службы. – 2016. – № 2. – С. 55-59.
96. Хайкин, Р.Б. Художественное творчество глазами врача / Р.Б. Хайкин.
– СПб, «Наука», 1992.
97. Хломов, Д.Н. Гештальт-2012 Специальный выпуск «Арт-терапия в гештальте» / Д.Н. Хломов // Общество Практикующих Психологов
«Гештальт-подход», 2012 г. – 95 с.
98. Холостова, Е.И. Социальная работа с инвалидами: Настольная книга специалиста / Е.И. Холостова // Ин-т социальной работы Ассоциации работников социальных служб. – М., 1996. – 214 с.

99. Шушарджан, С.В. Опыт применения вокалотерапии в клинике внутренних болезней / С.В. Шушарджан. – СПб.: «Медиц.технологии», 1995.
– С. 62.
100. Юнг, К.Г. Человек и его символы / Под общей редакцией С.Н. Сиренко.
– М.: Серебряные нити, 1998.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ