Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОНЯТИЕ ВОЗВЫШЕННОГО ДУХА В ЭСТЕТИКЕ НЕМЕЦКОГО РОМАНТИЗМА

Работа №66542

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы58
Год сдачи2016
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
110
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3-5;
Часть первая. Философские предпосылки возникновения
романтического образа мыслей 6;
Глава первая. Философский взгляд Канта 6-11;
Глава вторая. Философский взгляд Фихте 12-17;
Глава третья. Система Шеллинга как философская предпосылка романтизма 18-21;
Часть вторая. Художественный взлёт немецкой романтической мысли.
Поэтическое чувствование эпохи 22-23;
Глава первая. Эстетическое воспитание в работе Фридриха Шиллера 24-31;
Глава вторая. «Сердечные излияния» и «Фантазии об искусстве»
Вильгельма Генриха Вакенродера 32-37;
Глава третья. Романтическое мышление Новалиса 38-43;
Глава четвёртая. Творчество Гёте и характеристика его эпохи 44-53;
Заключение 54-56;
Список использованной литературы

Итак, перед нами немного-немало в качестве предмета исследования предстаёт романтизм.
Во всяком случае, тема работы звучит как «Понятие возвышенного духа в эстетике немецкого романтизма». Главными задачами работы поэтому выступают раскрытие сущности романтического духа, и это раскрытие будет показано как прохождение духовного пути через искусство к философии, через разрыв к гармонии.
Для того, чтобы романтическая мысль раскрылась, да и вообще, для понимания того, какие внутренние процессы в ней себя обнаруживают и какие стремления ею движут, вначале немаловажным будет погрузиться в чисто философское содержание, рассмотрев основные моменты кантовской, фихтевской и шеллинговской философии, исходя изнутри тех философских проблем, решение которых составляло цель их философских систем. А, далее, на основе обращения к самим текстам немецких романтиков, увидеть в них проявление тех же самых процессов, только разрабатывающихся не философски, а в большей степени поэтически, художественно.
Поэтому план исследования выстраивается таким образом, что первые две главы посвящены немецкой философии как предпосылкам возникновения романтизма. Вопросы о возвышенном и прекрасном, о долженствовании, о противоречии между Я (субъектом) и миром (объектом), вопросы о созерцании, создании художественного произведения, вопрос о поэзии и гении поднимались и Кантом, и Фихте, и Шеллингом. А затем уже, так или иначе, находили отголоски у Шиллера, Гёте и Новалиса, которые будут главным образом рассмотрены в работе в качестве представителей романтического движения в последующих главах.
Поскольку романтизм, который в этой работе выступает как предмет исследования, есть явление живое, человеческое, и как о любом человеческом явлении, говорить о нём нужно не рассудочно (иначе потеряется чувственность) и не только лишь сердечно и восторженно (иначе не будет дан подобающий анализ), а насколько это возможно - понимающе.
Для того же, чтобы понимающе рассмотреть предмет, необходимым образом ставятся следующие задачи:
- прослеживание линии эстетического воспитания (основная фигура - Шиллер);
- прослеживание линии эстетического созерцания как процесса, подводящего человека к освобождению (Шиллер) или, напротив, делающего его зависимым от красоты (Вакенродер);
- поднятие вопроса о философе и художнике, как о человеке, принадлежащим/или не желающим признавать принадлежность к своему веку;
- раскрытие прекрасного и возвышенного через философскую и поэтическую мысль, чтобы в ходе исследования сделать более ясным и конкретным то, собственно, что эти эстетические характеристики выражают, тем самым, благодаря исследованию и проработке источников, прийти к их более полному пониманию, обогатив их содержательно.
О том же, насколько проделанная работа является актуальной, стоит сказать, что тот образ мыслей, который в достаточно сжатом виде, но так или иначе в ней воспроизведён, представляет собой процесс образовательный, а если выражаться совсем уж поэтически, процесс возвышения духа, что само по себе является актуальным. То есть, актуальность здесь выражается не в разборе текстов современных мыслителей о немецкой классической философии и о романтизме, а в изучении самих текстов философов и романтиков, дабы попытаться в той или иной степени актуализировать тот способ мысли, который является выражением внутреннего содержания и который в современных текстах в силу их специфики овнешняется и рассматривается либо слишком рассудочно, либо бессистемно.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теперь же, пройдя обещанный исследовательский путь, подведём итоги той работы, которая была проведена, дабы сделать более ясными те понятия, определение которых только лишь намечалось во введении.
Благодаря углублению в мысль немецкой классической философии, а также проработке текстов немецких романтиков, дух эпохи, к которой принадлежали мыслители и поэты, о трудах и произведениях которых шла речь на этих 50-ти с лишним страницах, стал хоть немного, но более очевидным.
Возвышенное и прекрасное - это те слова, посредством которых Кант в «Критике способности суждения» пытался выразить (и не безуспешно) определяемое им отношение между природой и субъектом, между тем, что в нас и тем, что вне нас, придя тем самым к определению прекрасного, как того, что находится в природе, и возвышенного, как того, что расположено в нас самих.
Фихте и Шеллинг не дают столь чёткого определения прекрасного и возвышенного, но основной целью и не является исчерпывающая характеристика вышеназванных «эстетических категорий». Скорее, важным представляется ухватить ту мысль в философии Фихте, которая в его работах для широкой публики получает своё выражение через проблему назначения человека, его возвышенного назначения (в смысле подлинно человеческого), у Шеллинга же мысль идёт несколько в другую сторону - в сторону отрешённого созерцания.
Внутри же самого романтизма шиллеровский «эстетический метод» по преобразованию и воспитанию подлинных граждан государства, имеет в качестве своего основания кантовскую философию (о чём сам Шиллер и пишет), а также и фихтевскую.
Дальнейшее обращение к Вакенродеру проиллюстрировало, насколько эстетика может носить воспитательный характер, и в какой степени она таит в себе опасность сделать человека несвободным, что главным образом просматривается через процесс созерцания, а также деятельности и страдательности.
Особо стоит упомянуть о Ж-Ж Руссо, хоть ему и не отводилось отдельной главы в исследовательской работе, но в связи с вопросом о воображении и его предметной направленности, а также в связи с обращением И. Г. Фихте к этому представителю французского просвещения в своих лекциях о «Назначении учёного», сказать несколько слов о страдательности и чувствительности Руссо было не лишним.
Творчество Новалиса выступило неким образцом поэтизирования, своеобразного возвышения души посредством парения. Оно выступило таким способом определения предмета, который затрагивает лишь одну или несколько из его сторон, но никогда не раскрывает его полностью (именно в силу поэтического языка), лишь касается его сущности.
Но тот путь, который раскрывается Новалисом в «Учениках в Саисе» - главным образом в сказке о Гиацинте («раскрывается» здесь, правда, стоит взять в кавычках, поскольку речь всё-таки идёт о художественном представлении) - проиллюстрирован им с достаточной чуткостью и тонкостью, поскольку в нём художественно разворачивается путь как поиск человеком самого себя.
Творчество Гёте выступило в качестве завершающего этапа проведённого здесь исследования, своего рода «лакмусовой бумажкой», через которую проступил лик эпохи - того времени, которому принадлежали как философы, так и деятели искусства, мысли которых прозвучали на этих страницах. И ежели звучание их голосов показалось недостаточно ясным и отчётливым, то в перспективах исследования тем самым и будет лежать задача усовершенствования того способа изложения (последовательного и взаимосвязанного), попытка представить который была дана в этой небольшой учебно-исследовательской работе.



1. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа - М., - 1977.
2. Кант И. Критика способности суждения // Соч. в 8 т. Т. 5. - М., 1994.
3. Кант И. Критика чистого разума // Соч. в 8 т. Т. 3. - М., 1994.
4. Фихте И. Г. Назначение человека // Соч. в 2 т. Т. 2. - СПб., - 1993.
5. Фихте И. Г. Несколько лекций о назначении учёного // Соч в 2 т. Т. 2. - СПб., - 1993.
6. Фихте И. Г. Основа общего наукоучения // Соч. в 2 т. Т. 1. - СПб., - 1993.
7. Фихте И. Г. Сообщение о понятии наукоучения и его предыдущих судьбах // Шеллинг Ф. В. Й. Изложение моей системы философии, - СПб., - 2014.
8. Шеллинг В. Ф. Й. Система трансцендентального идеализма // Соч. в 2 т. Т.
1. - М., - 1987.
9. Вакенродер В. Г. Сердечные излияния отшельника - любителя искусства // Фантазии об искусстве - М., - 1977.
10. Вакенродер В. Г. Фантазии об искусстве для друзей искусства // Фантазии об искусстве - М., - 1977.
11. Гёте И. В. Г оды учения Вильгельма Мейстера // Собрание сочинений в 10-ти томах, Т. 7 - М., 1978.
12. Гёте И. В. Страдания юного Вертера: роман / Иоганн Вольфганг Гёте - СПб., - 2013.
13. Гете И. В. Фауст / Пер. с нем. [Б. Пастернака; Вступ. статья, с. 5-29, и примеч. Н. Вильмонта Ил.: М. Рецш]. - Москва : Худож. лит., 1969.
14. Новалис. Вера и любовь и политические афоризмы. 1798 год // Фрагменты - СПб., - 2014.
15. Новалис. Ученики в Саисе // Генрих фон Офтендинген - М.: Ладомир; Наука, 2003.
16. Новалис. Фрагменты и штудии до 1797 года // Фрагменты - СПб., - 2014.
17. Новалис. Фрагменты и штудии. 1797-1798 годы // Фрагменты - СПб., - 2014.
18. Руссо Ж.-Ж. Прогулки одинокого мечтателя // Педагогические
сочинения в 2-х т. Т. 2 - М., 1981.
19. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека // Соч. в 7 т.
Т. 6. - М., - 1957.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ