Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ДИАЛОГЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Работа №66539

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы84
Год сдачи2018
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
311
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных умений у младших школьников в учебном диалоге на уроках русского языка
1.1. Понятие о коммуникативных умениях 8
1.2. Учебный диалог как средство развития коммуникативных умений у младших школьников
Глава 2. Методические основы развития коммуникативных умений у младших школьников в учебном диалоге на уроках русского языка
2.1. Анализ опыта учителей-практиков по проблеме исследования
2.2. Аспектный анализ программ и учебников по русскому
языку для начальной школы
2.3. Описание экспериментальной работы 38
Заключение 56
Библиографический список 58
Приложение 63

В условиях современной жизни российское образование подвержено модернизации и многим видоизменениям в своей структуре. Центральным новообразованием в системе обучения является переход к новому стандарту второго поколения, который имеет название «Федеральный государственный образовательный стандарт». Данный документ имеет федеральную значимость и влияет на все ступени образования каждого из регионов Российской Федерации.
В соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования учителя в процессе педагогической деятельности должны развивать у детей множество знаний, умений и навыков, универсальных учебных действий (УУД). Большую роль в развитии личности каждого ребенка играют коммуникативные умения, которые, в свою очередь относятся к метапредметным коммуникативным универсальным учебным действиям. Развивать коммуникативные умения нужно начинать с самого раннего возраста, так как современное общество нуждается в разносторонне развитых личностях, которые могут активно принимать участие в общественной жизни, решать реальные жизненные ситуации, уметь работать в группах, больших коллективах, грамотно выражать свои мысли в корректной форме (ФГОС НОО, 2018).
Уровень сформированности навыков устной речи оказывает огромное влияние на все стороны жизни ребёнка. Будущая профессиональная деятельность обучающегося напрямую зависит от его коммуникативных умений, навыков, так как в любой профессии требуются коммуникабельные специалисты. В процессе социализации личности также огромную роль играет общение, ребёнок усваивает нравственные нормы общества через общение.
Поэтому современный учитель должен уделять огромное внимание развитию коммуникативных умений и навыков детей, которые возможно развивать только в случае применения различных способов обучения. В на-стоящее время дети увлечены компьютерными играми, телефонами, гаджетами, можно заметить, что всё вышеперечисленное влияет на уровень речевого развития. На задний план отошли книги, чтение художественных произведений, из-за этого словарный запас ребёнка скудный, а это, в свою очередь, также влияет на его коммуникабельность.
У детей зачастую возникают проблемы при выражении своих мыслей, им трудно четко сформулировать предложение, зачастую построение высказываний неверное, также наблюдается обилие лишних слов. Интонация, темп речи вызывают у детей затруднения, очень часто ребенок торопится, произнося высказывание в таком темпе, при котором трудно уловить его смысл.
Коммуникативным умениям младших школьников следует уделять внимание при обучении всем учебным дисциплинам, но, наиболее важной из них можно выделить русский язык. Он является не только учебным предметом, но и средством обучения, так как учебный материал, задания в нашей стране представлены на русском языке. Коммуникативные умения наиболее успешно развиваются при использовании учебного диалога. Возможности учебного диалога при формировании коммуникативных умений огромны, так как любой диалог влечет за собой процесс коммуникации, а учебный диалог позволяет осуществлять процесс общения в рамках решения учебных задач. Поэтому можно говорить о том, что учебный диалог является не только средством развития коммуникативных навыков, но и эффективным средством обучающей деятельности. Огромным преимуществом использования учебного диалога в образовательном процессе является и то, что существует возможность включения его во все этапы урока.
Проблемой использования учебного диалога в образовательном процессе занимались такие учёные, как Т.А. Ильина, М.В. Каминская, Е.В. Коротаева, С.Ю. Курганов, Е.Л. Мельникова, Н.А. Песняева, Ю.К. Бабанский, Б.А. Журавлев и др. Определение понятия «учебный диалог», его структура и особенности нашли отражение в трудах Г.М. Кучинского, М.М. Бахтина, М.А. Глущенко, Г.Ю. Ксензовой, А.С. Виноградова, Е.С. Жариновой.
В связи с тем, что существует потребность развития коммуникативных способностей как одного из важнейших аспектов формирования личности ребенка, а также недостаточно полно сформирована методическая база для развития этих способностей, можно говорить о том, что тема исследования «Развитие коммуникативных умений у младших школьников в учебном диалоге на уроках русского языка» является актуальной.
Проблема исследования: каковы возможности учебного диалога как средства развития коммуникативных у умений младших школьников на уроках русского языка.
Решение этой проблемы составило цель исследования.
Объект исследования: развитие коммуникативных умений у младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития коммуникативных умений у младших школьников в учебном диалоге на уроках русского языка.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой развитие коммуникативных умений у младших школьников в учебном диалоге на уроках русского языка будет наиболее эффективным, если:
1) на разных этапах урока использовать различные виды учебного диалога;
2) учитывать особенности структуры и содержания учебного диалога.
Совокупность цели, проблемы, объекта и предмета данного исследования предполагают решение следующих задач:
1. Дать определение понятию «коммуникативные умения».
2. Выявить возможности учебного диалога как средства развития коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка.
3. Провести анализ опыта учителей-практиков по проблеме исследования.
4. Дать характеристику программы по русскому языку для начальной школы и соответствующих ей учебников (УМК «Начальная школа XXI века») в аспекте исследуемой проблемы.
5. Организовать и провести экспериментальную работу по развитию коммуникативных умений у младших школьников в учебном диалоге на уроках русского языка.
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение лингвистической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: эксперимент, состоящий из констатирующего и формирующего этапа; количественный и качественный анализ информации, полученной в ходе проведения эксперимента.
Практическая значимость определяется тем, что упражнения и задания, приведенные в исследовательской работе могут быть использованы учителями начальных классов для формирования коммуникативных умений у младших школьников.
Экспериментальная база исследования - учащиеся 2 «Г» класса МБОУ «СОШ № 13 г. Белгорода» (учитель - Поминова Елена Юрьевна). Обучение по русскому языку осуществляется по программе «Русский язык» С.В. Иванова. Авторами учебников являются С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова (УМК «Начальная школа XXI века»).
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во Введении обосновывается актуальность проблемы исследования, ее разработанность в современной педагогической науке, определяются объект и предмет исследования, формулируется рабочая гипотеза, ставятся задачи, определяются методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы развития коммуникативных умений у младших школьников в учебном диалоге на уроках русского языка» раскрывается сущность понятия о коммуникативных умениях, рассматривается учебный диалог как средство развития коммуникативных умений у младших школьников.
Во второй главе «Методические основы развития коммуникативных умений у младших школьников в учебном диалоге на уроках русского языка» рассмотрен и проанализирован опыт учителей-практиков по проблеме исследования, предложен аспектный анализ программ и учебников по русскому языку для начальной школы, описана экспериментальная работа и представлен результат диагностики уровня сформированности коммуникативных умений у младших школьников.
В Заключении подтверждается актуальность темы исследования, изложены выводы и результаты исследования.
Библиографический список литературы содержит 57 наименований источников. Содержание работы изложено на 84 страницах.
В Приложении представлена анкета «Сформированность коммуникативных умений» и конспекты уроков.
Работа содержит таблицы и диаграммы, отражающие результаты экспериментальной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие коммуникативных умений младших школьников в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем российского образования. Введение ФГОС НОО во многом перестроило принцип работы педагогов, в том числе и приемы, методы педагогической деятельности. Коммуникабельность ребёнка имеет огромное значение для общества, так как умение общаться, вести диалог является непосредственным путём открытия знаний, обмена этими знаниями друг с другом. В ходе анализа теоретической информации мы выявили основные особенности и характеристики учебного диалога как средства совершенствования устных умений младших школьников, при включении данного метода в образовательный процесс очень важно не нарушить его структуры.
При рассмотрении учебников С.В. Иванова по русскому языку мы выяснили, что в учебных материалах присутствует большое количество заданий, упражнений, в которых применяется учебный диалог, но разнообразие видов диалога скудное, поэтому проблема нашего исследования является актуальной. Методический инструментарий требует разработки, открытия новых приемов и методов обучения. Также был сделан вывод о том, что внедрение учебного диалога в образовательный процесс не должен быть едино-временным, он должен применяться систематически, только такой принцип будет способствовать планомерному развитию у ребёнка коммуникативных умений.
В начале исследования мы предложили цель, задачи и гипотезу исследования, чтобы оправдать вышеперечисленные аспекты нами был проведён эмпирический этап исследования, он заключался в том, чтобы выявить уровень сформированности коммуникативных умений детей на констатирующем этапе и способствовать его повышению на формирующем этапе. Мы выяснили, что большинство обучающихся имеют средний уровень сформированности речевых умений, процент низкого и высокого уровня примерно равен и составляет в среднем 20 %. Чтобы улучшить данные показатели мы предложили методы и приемы, которые направлены на совершенствование коммуникативных умений, а именно: умение отвечать на вопросы в соответствии с коммуникативной ситуацией; умение формулировать и задавать вопросы в соответствии с учебной целью; умение выбирать языковые средства в соответствии с целью и условиями для решения коммуникативной задачи; умение формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию в диалоге.
Итогом такой работы стало улучшение выделенных коммуникативных умений. Таким образом, гипотеза нашего исследования о том, что использование учебного диалога на уроках русского языка как средства развития коммуникативных умений младших школьников будет наиболее эффективным, если на различных этапах урока использовать разнообразные виды учебного диалога и учитывать особенности структуры и содержания учебного диалога подтвердилась.
Материалы, предложенные в данном исследовании, могут быть подспорьем для педагогов начальной школы, их применение эффективно. Мы считаем, что цель данного исследования достигнута, выполнены все постав-ленные задачи.



1. Абрамкина О.Г. Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся. Дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / О.Г. Абрамкина. - Орел. - 2003. - 243 с.
2. Аляев Ю.Г. Интерактивное обучение - диалог педагога с учащимися / Ю.Г. Аляев // Народное образование. - 2008. - №6. - С. 198-205.
3. Андреева C.B. Речевые единицы устной русской речи. Система, зоны употребления, фукнции / С.В. Андреева. - М.: Изд-во «КомКнига», 2006. - 192 с.
4. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во «Просвещение», 2010. - 151 с.
5. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 558 с.
6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М., 1979. - 354 с.
7. Библер B.C. Понимание Л.С. Выготским внутренней речи и логика диалога / В.С. Библер. - М.: Изд-во «Просвещение», 2005. - 181 с.
8. Борков В.Ф. Культура диалога / В.Ф. Борков. - М.: Изд-во «Просвещение», 2010. - 98 с.
9. Бурундукова Л.Н. Опыт организации учебного диалога на уроках. URL: http://festival.1september.ru/articles/527105(дата обращения: 21.04.2018).
10. Виноградов А.С. Диалог о диалоге / А.С. Виноградов. - М.: Изд-во «Книжник», 2000. - 302 с.
11. Голышева И.А., Жесткова Е.А. Формирование коммуникативных учебных действий младших школьников в процессе обучения / И.А. Голышева, Е.А. Жестова // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. - С.21-27.
12. Гречкина А.Б. Учебный диалог на уроках русского языка / А.Б. Гречкина // Начальная школа. - 2012. - №5. - С. 20-22.
13. Епишина Л.В Диалоговые технологии - средство формирования коммуникативной компетенции / Л.В. Епишина // Начальная школа. - 2014. - №1. - С. 66-67.
14. Жаринова Е.С. Связная устная речь младших школьников / Е.С. Жаринова. - М.: Изд-во «Просвещение», 2011. - 145 с.
15.Зубанова Л.Б. Сущность общения и возможность формирования его потенциала / Л.Б. Зубанова // Педагогическое образование и наука. - 2007. - №2. - С. 53-57.
16. Иванов С.В. Русский язык: Учебник для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений / С.В. Иванов [и др.]. - М.: Изд-во «Вентана-Граф», 2017. - 174 с.
17. Иванов С.В. Русский язык: Учебник для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / С.В. Иванов [и др.]. - М.: Изд-во «Вентана- Граф», 2017. - 155 с.
18. Иванов С.В. Русский язык: Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / С.В. Иванов [и др.]. - М.: Изд-во «Вентана- Граф», 2017. - 164 с.
19. Иванов С.В. Русский язык: Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / С.В. Иванов [и др.]. - М.: Изд-во «Вентана- Граф», 2017. - 160 с.
20. Иванов С.В., Кузнецова М.И., Евдокимова А.О. "Русский язык. 1-4 классы. Программа, планирование, контроль. ФГОС / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова. - М.: Изд-во «Вентана-Граф», 2018. - 384 с.
21. Иванова Е.М. Побуждающий учебный диалог в начальной школе / Е.М. Иванова // Начальная школа. - 2009. - №10. - С. 11-12.
22. Ильина Н.А. Лингвистические аспекты диалога / Н.А. Ильина. - М.: Изд- во «Моск. ун-та», 1992. - 80 с.
23. Каминская М.В. Педагогический диалог в деятельности современного учителя / М.В. Каминская. - М.: Изд-во «Смысл», 2003. - 284 с.
24. Клиншова Н.А. Формирование коммуникативной компетентности учащихся при подготовке внеклассного мероприятия / Н.А. Клиншова // Начальная школа. - 2015. - №7. - С. 67-68.
25. Коломинский Я.Л. Человек: психология / Я.Л. Коломинский. - М.: Изд-во «Просвещение», 1986. - 223 с.
26. Коротаева Е.В. Учебный диалог: технология или искусство? / Е.В. Коротаева // Русский язык в школе. - 2008. - № 4. - С. 22-26.
27. Коротаева Е.В., Зайцева Е.А. Возможности учебного диалога в обучении развитии младшего школьника / Е.В. Коротаева, Е.А. Зайцева // Педагогическое образование в России. - 2014. - №12. - С. 166-170.
28. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно¬
методическое пособие / Г.Ю. Ксензова. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 224 с.
29. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка / С.А. Кузнецов. - СПб.: Изд-во «Норинт», 2000. - 1536 с.
30. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Книга для учителя / С.Ю. Курганов. - М.: Изд-во «Просвещение», 2010. - 127 с.
31. Кучинский Г.М. Диалог в процессе совместного решения мыслительных задач / Г.М. Кучинский. - М., 1981. - 120 с.
32. Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения / Т.А. Ладыженская. Т.А. - М.: Изд-во «Флинта», «Наука», 1998. - 136 с.
33. Литовский В.Ф. Школа диалога культур: начало, теория, практика / В.Ф. Литовский // Горизонты образования. - №4. - 2007. - С. 48-54.
34. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов - М., 1984.
35. Лукьянова Н.Н., Федорова И.В. Развитие языковой личности школьника в условиях реализации нового стандарта начального образования / Н.Н.
Лукьянова, И.В. Федорова // Начальная школа. - 2015. - №11. - С. 35¬37.
36. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская, О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: Изд-во «Академия», 2007. - 464 с.
37. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее решения / М.Р. Львов. - М.: Изд-во «Просвещение», 2015. - 176 с.
38. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. Учеб. пособие для вузов / М.Р. Львов. - М.: Изд-во «Академия», 2003.
39. Мединцев В.А. Диалогическое моделирование психологических взаимодействий / В.А. Мединцев // Вопросы психологии. - 2005. - № 5 - С.30¬35.
40. Мельникова И.И. Развитие речи. Дети 7-10 лет / И.И. Мельникова. - М.: Изд-во «Просвещение», 2013. - 205 с.
41. Минеева М.С. Проблемы и трудности риторизации / М.С. Минеева / Риторика диалога в становлении научно-гуманистической системы образования: проблемы исследования и преподавания: Матер. XI науч. практ. Конф. - Пермь, 2002.
42. Михайлова И.М Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности / И.М. Михайлова - Псков: ПГПУ, 2005. - 154 с.
43. Мудрик А.В. Социализация личности / А.В. Мудрик. - М.: Изд-во «Академия», 2006. - 304 с.
44. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / В.Н. Мясищев. - М.: Изд-во «Модэк», 2004. - 356 с.
45. Никульчинкова Е.В. Риторизация как технология развития речи учащихся / Е.В. Никульчинкова // Начальная школа. - 2014. - №2. - С. 41-46.
46. Панферов В.Н. Проблема взаимосвязи объектных и субъектных свойств человека / В.Н. Панферов // Вопросы психологии межличностного познания и общения. - 1983. - С. 78-86.
47. Парыгин Б.Д. Социальная психология / Б.Д. Парыгин. - СПб., СПбГУП. - 2003. - 616 с.
48. Песняева Н.А. Возможности учебного диалога для формирования универсальных учебных действий младших школьников: Учеб. метод. пос. / Н.А. Песняева. - М., 2011.
49. Песняева Н.А. Становление учебной самостоятельности младших школьников в учебном диалоге / Н.А. Песняева // Начальная школа. - 2014. - №5. - С.13-19
50. Пиче-оол Т.С. Процесс овладения чтением-общением в ходе личностно-ориентированного обучения / Т.С. Пиче-оол // Начальная школа. - 2014. - №7. - С. 58-61.
51. Поздеева С.Н. Как организовать учебный диалог в начальной школе / С.Н. Поздеева // Начальная школа. - 2003. - №4. - С. 14-15.
52. Рамзаева Т.Г. Структура и содержание современного начального языкового образования / Т.Г. Рамзаева // Начальная школа. - 2003. - № 1. - С. 14-23.
53. Ромаданова Е.В. Средства формирования коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы URL:http://pedsovet.su/publ/115-1-0-3583(дата обращения: 22.04.2018).
54. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций / Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение. - 2002.
55. Субботский Е.В. Диалогическое общение в образовании: мифы и реальность / Е.В. Субботский // Педагогика. - 2008. - №6. - С. 151-161.
56. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 6-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018. - 53 с.
57. Шаркаева И.М. Приемы формирования коммуникативной компетенции младших школьников URL:http://www.rae.ru/forum(дата обращения: 22.04.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ